Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИНДИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИНДИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
независимость / суверенитет / глобальная держава / парламентские выборы / центр и штаты / Конституция / политические партии / кастовое самосознание / региональные партии / independence / sovereignty / global power / parliamentary elections / centre and states / Constitution / political parties / cast consciousness / regional parties

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шаумян Татьяна Львовна

За 77 лет независимости Индия покончила с колониальным прошлым, упрочила свой суверенитет, встала на путь модернизации индийского общества. Сегодня это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой, стабильной политической системой, высокоразвитая в политическом, экономическом, военном и научно-технологическом отношении. В состоявшихся в стране 17 парламентских выборов участвовало 60-70% избирателей. Конституция Индии, принятая 26 января 1950 г., гарантирует всем гражданам социальное, экономическое и политическое равенство; свободу мнений и вероисповедания, предусматривает сильный центр и штаты, которые не обладают правом отделения от Индии. Во всеобщих выборах участвуют около 300 политических партий, из которых до 10 общеиндийские.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIA'S POLITICAL SYSTEM: HISTORICAL EXPERIENCE AND PROSPECTS

Over 77 years of independence, India has put an end to its colonial past, consolidated its sovereignty, and embarked on the path of modernizing Indian society. Today it is a dynamically developing country with an efficient economy, a stable political system based on representative democracy, the principles of federalism and an independent judiciary. It confirms its leading position in the production and export of electronic products; produces a quarter of all the world’s medicines; strengthens its military-industrial potential, actively participates in the exploration of outer space, i.e. positions itself as a highly developed global power in political, economic, military, scientific and technological terms. However, about 22% of the population lives below the poverty line, and about half did not go to school. Over the years of independence, 17 parliamentary elections have been held in the country with the participation of about 60-70% of voters. Indian society is divided along confessional lines: 80.46% are Hindus, 13.43% are Muslims, 2.34% are Christians, and 1.87% are Sikhs. The division of Hindus into many castes often determines the nature of the country’s political life. The Constitution of India, adopted on January 26, 1950, laid the foundations for the existence of a republican system and parliamentary democracy. The Constitution of India guarantees all citizens social, economic and political justice and equality; freedom of expression, religion, worship; fraternity, ensuring the unity of the nation. The Constitution of India has stood the test of time: it provides for the possibility of changing it in accordance with the requirements of life. It provides for a strong center and autonomous states, whose powers are clearly delimited. The states do not have the right to secede from India. The parliamentary system of India provides a combination of legislative and executive authorities. India is one of the most diverse multiparty democracies in the world. About 300 political parties are participating in the general elections, of which up to 10 are all-Indian. In recent decades, there has been a significant strengthening of the role of regions and regional parties, which has made it almost impossible to create one-party governments in the center or in the regions. The population of the states increasingly identifies with the states rather than with the Center, which is happening against the background of growing confessional and caste consciousness and is accompanied by the drawing of dividing lines between individual religions and castes.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИНДИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

outlines the history of China's Russians and details their total numbers and the traditional areas of residence before going deeper into the history of their participation in the work of the highest organ of state power in China. The names of the Russian delegates to the National People's Congress are supplemented by the details of those members of the Russian ethnic minority community, who represent it in the Chinese People's Political Consultative Conference, another supreme consultative organ of China. By elaborating on this, the paper aims to draw attention of the policymakers in Russia to this historic involvement of ethnic Russians living in China in the political system of their country of residence as at the same time it laments that their story is almost unknown in Russia. It suggests that the contacts between Russian politics with the Russian representatives in the National People's Congress should be established and maintained, for it would benefit both Russians living in China and Russia itself. Those people who managed to preserve their identity and develop their culture in a foreign environment can contribute significantly to the better communication between both countries now.

Keywords: China, National People's Congress, Russians in China, national policy, parliamentary contacts

ШАУМЯН Татьяна Львовна — кандидат исторических наук, руководитель Центра индийских исследований, Институт востоковедения РАН, 107031, Москва, Рождественка 12 tshaumyan@gmail.com

10.56700/у5654-2430-4799-п

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИНДИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. За 77 лет независимости Индия покончила с колониальным прошлым, упрочила свой суверенитет, встала на путь модернизации индийского общества. Сегодня это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой, стабильной политической системой, высокоразвитая в политическом, экономическом, военном и научно-технологическом отношении. В состоявшихся в стране 17 парламентских выборов участвовало 60-70% избирателей. Конституция Индии, принятая 26 января 1950 г., гарантирует всем гражданам социальное, экономическое и политическое равенство; свободу мнений и вероисповедания, предусматривает сильный центр и штаты, которые не обладают правом отделения от Индии. Во всеобщих выборах участвуют около 300 политических партий, из которых до 10 - общеиндийские.

Ключевые слова: независимость, суверенитет, глобальная держава, парламентские выборы, центр и штаты, Конституция, политические партии, кастовое самосознание, региональные партии.

Более чем за 77 лет независимости Республика Индия смогла в основных чертах покончить с колониальным прошлым, сохранить и упро-

чить свой суверенитет, добиться значительных успехов на пути преодоления вековой отсталости, встать на путь модернизации индийского общества. Численность населения страны за это время выросла в три раза и к началу XXI века составила около 1.4 миллиарда человек. Сегодня Индия это динамично развивающаяся страна с достаточно эффективной экономикой и стабильной политической системой, основу которой составляют представительная демократия, принципы федерализма и независимая судебная власть.

Многие политологи активно обсуждают феномен становления и функционирования индийской демократии, которая, казалось бы, не укладывается в общепринятые нормы и представления политических теорий. Так, утверждение демократии требует достаточно высокого уровня экономического развития и материальной обеспеченности основных масс населения; высокого процента грамотности; наличия значительной прослойки среднего класса и политически активного населения.

Сегодня Индия выступает равноправным партнером и донором не только для развивающихся, но и для развитых стран мира. Она подтверждает свои лидирующие позиции в производстве и экспорте продукции электронной промышленности, включая уникальные суперкомпьютеры, программное обеспечение для компьютеров и др. во многие страны мира. Индия производит четверть всех мировых лекарственных препаратов. Она укрепляет свой военно-промышленный потенциал, активно участвует в освоении космического пространства, осуществляет исследовательскую деятельность в Арктике и Антарктике, т.е. позиционирует себя в качестве высокоразвитой в политическом, экономическом, военном и научно-технологическом отношении глобальной державы. Важным фактором можно считать формирование среднего класса, численность которого уже сегодня приближается к 400 млн.

В то же время значительная часть населения страны живет в условиях натурального хозяйства, около 22% по-прежнему существуют ниже национальной черты бедности, около половины жителей не учились в школе, не знакомы со средствами массовой информации. Именно эта так называемая «традиционная Индия», которой, казалось бы, не до политики и не до выборов, составляет приблизительно две трети населения страны и значительную часть ее электората.

За годы независимости и до 2024 г. в стране состоялось 17 парламентских выборов и такое же или большее число выборов в законодательные собрания каждого из 28 штатов. Развивались институты демократии на уровне самоуправления; в парламентских выборах принимает участие в среднем около 60—70% избирателей. Высокая явка избирателей обеспечивается именно теми подчас неграмотными и малообеспеченными массами, которым, казалось бы, не до политики. Однако избиратели голосуют осознанно, о чем свидетельствует факт изменения результатов голосования от выборов к выборам и смены правительств. Можно констатировать, что в Индии функционирует хотя и своеобразная,

но именно демократическая система формирования государственной власти.

Особое воздействие на становление индийской демократии оказывает социально-психологический строй индийского/индусского общества: его разобщенность и разнородность, его многонациональный и поликонфессиональный состав. Наряду с 12 крупными народами с собственными языками и развитой культурой, в Индии проживает несколько сотен малых народов и племен, которые подчас не понимают друг друга. Индийское общество разделено по конфессиональному признаку: 80,46% составляют индуисты, 13,43% — мусульмане, 2,34% — христиане, сикхи — 1,87%. Буддисты, джайны, анимисты составляют менее одного процента населения страны [Шаумян, 2013:27].

Казалось, приверженность явного большинства населения ценностям индуизма могла бы служить фактором консолидации индийского общества. Однако разделение индусов на множество каст со своей идентичностью, своими ценностями, со своей иерархической системой часто определяют характер политической жизни страны. Касты делятся на подкасты, по некоторым данным, их насчитывается около 1500 (по некоторым подсчетам — 5000) [См. Юрлова 2003]. Страдающие от дискриминации по признаку происхождения или рода занятий известны как «неприкасаемые», как «угнетенные классы», или далиты. Их численность в современной Индии составляет не менее 200 млн или от 20% населения. Так называемые «чистые» касты представлены четырьмя варнами (сословиями) — брахманов-жрецов, кшатриев-воинов, вайшьев-земледельцев и торговцев и неимущих и неполноправных — шудр [Куценков, 2005: 358-365].

Каста неизменно присутствует на арене политической жизни Индии. Политические партии ориентируются на социальную структуру деревни, где проживает около 4/5 населения страны и где каста наиболее сильна: ставка в предвыборной борьбе делается не на индивидуального избирателя, а на крупные блоки-касты [см. Кудрявцев, 1992]. При отборе кандидатов для выборов различных уровней от отдельных штатов, провинций и регионов каждая партия учитывает кастовый состав населения района и выдвигает кандидата соответствующей касты.

Конституция Индии запретила дискриминацию по мотивам религиозной, расовой и кастовой принадлежности. За годы независимости представители низших каст начали постепенно принимать более активное участие в политической, общественной и культурной жизни страны. Можно отметить также, что в настоящее время Президентом Индии является представитель далитов Рам Нат Ковид.

Кастовая система разобщает общество, но кастовое сознание в определенной степени сглаживает социальные противоречия: классовые конфликты не обостряются, люди, даже находясь в нечеловеческих социальных условиях, далеко не всегда протестуют против этого, полагая, что в этом состоит их карма, предназначение их кастовой принадлежности.

Это обстоятельство обеспечивает приемлемый уровень социальной стабильности.

Определенную пассивность или «миролюбие» индийцев часто связывают с пропагандировавшейся Махатмой Ганди теорией ненасилия, которая достаточно прочно вошла в их общественное сознание, хотя сам Ганди пал от руки индуса-фанатика в январе 1948 г. [Кашин, 1988:138—145].

При анализе конфессионального фактора в жизни индийского общества нельзя недооценивать роль индийских мусульман, которые фактически являются «вторым большинством» населения Индии и представляют собой неотъемлемую его часть [Клюев, 2002:54].

В индийской политической культуре значительна роль семейственности и харизмы, особых качеств личности, передаваемых по наследству. Многие политические партии объединяются вокруг своих лидеров, причем избиратели часто голосуют не только и не столько за идеологию и программу политической партии, сколько лично за ее лидера. Именно этим обстоятельством многие объясняют феномен семьи Неру-Ганди в индийской политике.

В течение веков под воздействием внутренних и внешних факторов, традиционных исторических, психологических, культурно-цивилизаци-онных, религиозных обстоятельств, в условиях противоречий и конфликтов, консолидации и готовности к единству сформировалось то, что мы сегодня называем индийской политической системой.

Особенности политического развития Индии

В 1989—1991 гг. и 1996—1998 гг. страна переживала периоды политической нестабильности: четыре раза проводились всеобщие выборы, сменяли друг друга четыре Кабинета министров. В 1991—1996 гг. — у руководства страной находился Индийский национальный Конгресс. С 1998 по 2004 г. — коалиция во главе с «Бхаратия джаната парти». Весной 2004 г. на 13 по счету выборах победу одержала коалиция во главе с Конгрессом, пользовавшаяся в парламенте поддержкой группы левых партий. На всеобщих выборах 2014 г. ИНК потерпел катастрофическое поражение, получив всего 44 места в новом парламенте Индии. Оппозиционная Бхаратия Джаната парти во главе с 63-летним лидером, главным министром штата Гуджарат Нарендрой Моди одержала убедительную победу, получив в новом парламенте 283 мандата из 543, что обеспечило ей возможность самостоятельно сформировать правительство.

Политическая система независимой Индии

Страна избрала демократический путь развития, институты парламентской демократии внедрялись на федеральном уровне, в штатах, а также в корпорациях и муниципалитетах городов и панчаятах — органах самоуправления в деревнях. За все эти годы в выборах в парламент и в законодательные собрания штатов принимало участие в среднем около 700 млн чел. Глава индийского МИДа Субраманьям Джайшанкар,

выступая 20 марта 2024 г. с видеообращением к третьему «Саммиту за демократию», заявил, что всеобщие выборы 2024 г. станут крупнейшим голосованием, которое когда-либо происходило в мире, - для участия в них зарегистрировано 968 миллионов избирателей, 15 млн сотрудников избирательных комиссий и 1,2 млн кабин для голосования. По его словам, внедрение электронных машин для голосования «является свидетельством приверженности Индии прозрачности, эффективности и неприкосновенности демократического процесса». Активность избирателей позволяет говорить не только о высоком уровне политизации населения, но и о его стремлении участвовать в управлении страной4.

Конституция Индии

Важнейшим стабилизирующим фактором в формировании и развитии политической системы независимой Индии является Конституция Индии, принятая 26 января 1950 г.

Проект конституции был утвержден Учредительным собранием 26 ноября 1949 г. Конституция вступила в действие 26 января 1950 г. Этот день стал национальным праздником — Днем Республики Индия.

Индийская конституция — это самый объемный и детально проработанный основной закон в современном мире. Она определила главный вектор развития Индии по демократическому пути, заложила основу системы управления на принципах федерализма. Индия — суверенная, социалистическая, светская, демократическая республика с парламентской формой правления (слова «социалистическая и светская» были добавлены в преамбулу в августе 1976 г. после того, как парламент Индии принял соответствующую поправку к Конституции).

Индия — федеративное государство с парламентской формой правления, учрежденное как Союз штатов. Она состоит из 28 штатов, созданных по национальному и языковому принципам, 8 союзных территорий и Национального столичного округа Дели. Во главе исполнительной власти в центре и штатах де-юре стоят президент и губернатор, которые в обычное время действуют по совету Кабинетов министров, главы которых — премьер-министр в центре и главный министр в штатах — де-факто являются главами исполнительной власти. Президент избирается путем непрямых выборов один раз в пять лет выборными членами парламента и законодательных органов штатов. Губернатор назначается президентом. Премьер-министром и главным министром штатов становятся лидеры победившей на выборах политической партии или коалиции, пользующейся поддержкой большинства членов Народной палаты парламента и законодательного собрания штата соответственно. Всеобщие выборы в Народную палату парламента проводятся на многопартийной основе каждые пять лет. Подсчет голосов ведется по мажоритарной системе, то

4 Глава МИД Индии заявил, что всеобщие выборы станут крупнейшими на планете//20марта 2024 г. // TASS.ru

есть победившим считается кандидат, получивший относительное большинство голосов. Аналогичная система действует и в штатах.

Широкие полномочия президента фактически осуществляются Кабинетом министров. Президент, как правило, лишь оформляет решения, принимаемые кабинетом во главе с премьер-министром. Однако роль президента в определенных обстоятельствах становится весьма значительной: во время чрезвычайного положения в стране или введения президентского правления в отдельных штатах.

Конституция Индии гарантирует всем своим гражданам: справедливость, социальную, экономическую и политическую; свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов; равенство положений и возможностей; братство, обеспечивающее достоинство личности и единство нации.

Конституция декларирует следующие основные права граждан [Конституция, ст.14—18]:

право на равенство, что означает равенство всех граждан перед законом, запрещение дискриминации по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, равенство возможностей при найме на работу в государственные учреждения и предприятия, отмену неприкасаемости («неприкасаемость» упраздняется и практика ее в любой форме запрещается), отмену титулов;

право на свободу означает, что все граждане имеют право на свободу слова и выражения мнений, собраний, могут создавать объединения или союзы, свободно передвигаться по территории Индии, проживать и поселяться в любом месте на ее территории, приобретать имущество и владеть им, заниматься любой предпринимательской деятельностью;

право на защиту от эксплуатации запрещает торговлю людьми и использование принудительного труда, запрещает использование детского труда на фабриках, заводах и т.д.;

право на свободу религии означает свободу совести, вероисповедания, отправления религиозных обрядов и религиозной пропаганды, свободу создания и управления делами религиозных сект с соблюдением правил общественного порядка, морали и здоровья людей. Разрешается создавать и содержать учреждения для религиозных и благотворительных целей; доходы, используемые в целях содействия какой-либо определенной религии, освобождаются от налогообложения; в государственных учебных заведениях не должно иметь место преподавание религии, в учебных заведениях, признанных государством или получающих от него помощь, посещение уроков религии и богослужений не должно быть обязательным;

права в области культуры и образования предусматривают охрану интересов меньшинств, то есть любая группа граждан, проживающая на территории Индии, имеющая особый язык, письменность и культуру, вправе сохранить их; все меньшинства, как религиозные, так и лингвистические, вправе открывать по своему усмотрению учебные заведения и управлять ими;

Конституция защищает право собственности граждан и предоставляет право на конституционные гарантии, что предусматривает обращение граждан с этой целью в Верховный суд.

Парламент Индии может при определенных обстоятельствах вносить изменения в раздел «Основные права», в том числе ограничивать права на время действия военного положения в Индии или на отдельной ее территории.

Изложенные в Конституции руководящие принципы политики государства имеют основополагающее значение для управления страной. Главные из них: обеспечение благосостояния народа исходя из социальной, экономической и политической справедливости, в том числе путем предоставления всем гражданам, независимо от пола, права на труд, равной оплаты за равный труд. Государство должно стремиться к тому, чтобы обеспечить всем гражданам работу, прожиточный минимум; в течение десяти лет после вступления в действие Конституции ввести обязательное бесплатное обучение для всех детей в возрасте до 14 лет; содействовать культурному и экономическому развитию зарегистрированных каст и племен, а также других отсталых слоев общества.

Влияние политики и политиков на законотворчество, в том числе и на поправки к Конституции, особенно наглядно проявились в случае с изменениями в основном законе во время чрезвычайного положения в 1975г. Именно тогда правительство Индийского национального конгресса во главе с Индирой Ганди приняло программу из 20 пунктов, которая была направлена на привлечение на его сторону бедных и беднейших слоев населения. Экономическая часть этой программы была усилена важным политическим действием — поправкой в Конституцию, которая объявляла Индию «социалистической и светской» в дополнение к принятому еще в 1949 г. тексту преамбулы, где Индия утверждалась как «суверенная и демократическая республика».

Социализм в представлении индийцев был дорогой к экономическому равноправию бедных и угнетенных слоев населения. А формулировка «светская» была обращена к религиозным меньшинствам, большинство из которых составляли мусульмане. Таким образом, дело по существу состояло в политической мобилизации вокруг этих лозунгов огромной массы бедноты и мусульман, что должно было обеспечить победу на выборах. Однако чрезвычайное положение подорвало позиции ИНК, а политическая оппозиция объединилась и еще более окрепла. В результате, как уже отмечалось, на выборах 1977 г. ИНК потерпел поражение. И к власти пришел коалиционный блок Бхаратия Джаната парти (Индийская Народная партия).

Новое, более консервативное правительство не отважилось пойти на отмену «социалистической и светской» формулировки в Конституции, и в последующие годы ни одно из правительств Индии, в том числе во главе с правой Бхаратия джаната парти, не пошло на этот шаг. Поэтому до сих пор в соответствии с Конституцией Индия называется суверенной, социалистической, светской, демократической республикой.

Конституция Индии выдержала испытание временем, в том числе и потому, что в ней была предусмотрена возможность ее изменения в соответствии с требованиями жизни. За годы действия Конституции в нее было внесено более ста поправок. Порядок внесения изменений в Конституцию предусматривает внесение законопроекта в одну из палат парламента. После его одобрения большинством голосов от общего числа членов палаты и большинством не менее чем в две трети от присутствующих и участвующих в голосовании депутатов, он передается президенту для получения его одобрения. После одобрения президентом законопроект считается принятым.

Большинство поправок в Конституции принимается без обсуждения их в законодательных органах штатов. В то же время в ряд статей Конституции изменения могут вноситься только после того, как поправка ратифицирована легислатурами не менее половины штатов. Это касается таких вопросов, как выборы президента страны, полномочия центрального правительства и правительств штатов, судебной власти, отношений между Союзом и штатами, всех вопросов, отнесенных к компетенции Союза, штатов, и к совместной компетенции Союза и штатов.

Индийская федерация

В соответствии с Конституцией Индия является Союзом штатов, то есть федеративным государством. 27 штатов пользуются равными правами, а один штат Джамму и Кашмир занимает особое место в федерации в соответствии со статьей 370 Конституции. В отличие от других штатов он имеет свою собственную Конституцию, принятую его Учредительным собранием и обнародованную в 1957 г. [Конституция, ст. 152].

Хотя в индийской Конституции нигде не упоминаются слова федерация и федеративный, Индии присущи черты федеративного государства:

1) двойная система управления — федеральная и субъектов федерации; 2) распределение полномочий между властями федерации в целом и властями ее членов; 3) юридическое верховенство Конституции, а это значит, что все полномочия — исполнительные, законодательные и судебные, независимо от того, кому они принадлежат — федеральному центру или субъектам федерации, исходят от Конституции и регулируются ею; 4) разделение властей обеспечивается тем, что Верховному суду Индии предоставляется окончательное право толкования Конституции и признания недействительными действия властей федерации и штатов и их различных органов в случае нарушения ими положений Конституции.

Конституция Индии определила устройство федерации и штатов. Она предусмотрела сильный центр и пользующиеся реальной автономией штаты [Конституция, ст. 245—254] . Индийские штаты (кроме упоминавшегося штата Джамму и Кашмир) не имеют своих конституций. Их деятельность определяется Основным законом страны. Полномочия центра и штатов четко разграничены. Конституция регулирует отношения между

центром и штатами, а также между штатами. Контроль за управлением и законодательной деятельностью штатов осуществляет центр.

Помимо штатов в состав Индии входят восемь союзных территорий, которые управляются президентом Индии, а фактически от его имени Министерством внутренних дел страны через назначаемых администраторов.

Масштаб и трудности проблем, которые стояли перед молодым государством, требовали сильной власти, то есть сильного центра. В то же время в период подготовки и обсуждения Конституции стало очевидно, что построить новое современное целостное государство будет сложно без сохранения самобытности и многообразия ее регионов и народов. Довольно точно сформулированная национальная идея — «единство в многообразии» (unity in diversity) оказалась вполне жизненной для Индии.

Специфика индийской федерации состоит в том, что союзному парламенту предоставлены широкие полномочия по приему в Союз новых членов, образованию новых штатов, а также изменению границ существующих штатов. Парламент Индии, приняв соответствующий закон, может: образовать новый штат путем отделения части территории любого штата, либо объединения двух или более штатов или частей штатов, либо путем присоединения территории к части любого штата; увеличить или уменьшить территорию любого штата; изменить границы любого штата, изменить название любого штата [Конституция, ст.3]. Простым большинством голосов парламент может образовать новые штаты, изменить границы уже существующих. За годы независимости политическая карта Индии претерпела значительные изменения.

К середине 1950-х годов окончательно возобладала идея реорганизации штатов на лингвистической основе. В 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов (7-я поправка к Конституции). По новому закону были пересмотрены границы ряда штатов, удовлетворены многие местные требования языкового характера; нивелированы различия между штатами — бывшими провинциями Британской Индии и бывшими княжествами. Все штаты, а их стало 14, были уравнены в правах, они стали полноправными субъектами федерации. Несколько большая самостоятельность сохранилась за штатом Джамму и Кашмир.

Одновременно было образовано 8 союзных территорий, управляемых из центра. Это — Дели, Химачал Прадеш, Манипур, Трипура, Андаманские и Никобарские острова, а также Лаккадивские, Миникойские и Аминдивские острова.

Однако реорганизация штатов 1956 г., хотя и была самой масштабной, не смогла удовлетворить все их требования. Продолжались движения за пересмотр границ между соседними штатами, за дальнейшую реорганизацию на лингвистической основе. В 1959 г. некоторые территории штата Раджастхан были переданы штату Уттар Прадеш; в том же году были внесены изменения в границы между штатами Андхра Прадеш и Мадрас.

В 1960 г. штат Бомбей был разделен на два самостоятельных штата — Махараштру и Гуджарат. В первой половине 1960-х г. развернулась широкая кампания с требованием о реорганизации штата Панджаб и выделении из него самостоятельного штата, в котором должно было преобладать сикхское население, говорящее на языке панджаби. В 1966 г. был принят Закон о реорганизации Панджаба, в соответствии с которым он был разделен на два штата — Панджаб и Харьяну, а город Чандигарх, который еще в 1962 г. стал союзной территорией, был объявлен столицей этих двух штатов [Юрлов, Юрлова, 2010: 386-389].

Процесс обретения автономии различными этносами в рамках Индийского Союза принимал различные формы. Иногда этому предшествовала затяжная борьба, которая не всегда велась только политическими средствами, а порой сопровождалась кровопролитием, междоусобными конфликтами, вмешательством федеральных сил, включая военные. В первую очередь это относится к северо-восточному региону, который находится как бы на периферии индийской цивилизации: народы, населяющие его, имеют иные расовые корни, говорят на языках тибето-бирманской группы, исповедуют свою собственную веру, отделены от Индии государством Бангладеш и соединены с основной частью страны узкой полосой земли.

Реорганизация Северо-Востока Индии имела как позитивные, так и негативные последствия. Предоставив возможность наиболее многочисленным народам СВИ реализовать свое право на автономию в рамках Индийского Союза, центральные власти тем самым ослабили угрозу сепаратизма и напряженность в этом регионе. Однако и по сей день Северо-Восток остается одним из самых неспокойных районов Индии, тем более что мелкие этносы и племена, проживающие на территории новообразованных штатов, требуют для себя автономии.

После достижения независимости на территории Индии оставались еще два рудимента европейского колониального господства: это португальские колонии в Гоа и два анклава на гуджаратском побережье — Даман и Диу, а также французские поселения в Пондишери и Чандернагоре. В 1954 г. в соответствии с договоренностью, достигнутой с Францией, территория Пондишери стала частью Индии и получила в 1956 г. статус союзной территории, а Чандернагор был включен в состав штата Западная Бенгалия. В 1960 г. индийские войска заняли Гоа, и португальские территории были включены в состав Индии на правах союзной территории Гоа, Даман, Диу, из которой в 1987 г. выделился самостоятельный штат Гоа, а Даман и Диу остались союзной территорией [Nehru Jawaharlal. 1961: 124—126; Hindustan Times, 20.IX., 22.XII.1961].

В 1975 г. было реализовано и другое право, которым был наделен индийский парламент, — принимать в Союз новые штаты. В состав Индии на правах штата был принят Сикким, в прошлом суверенное королевство, которое имело договорные отношения с Индией и находилось под ее протекторатом.

В 1991 г. была принята поправка к Конституции, которая устанавливала новый порядок управления союзной территорией Дели, повысила статус города как столицы страны.

В 2000 г. парламент принял поправку Конституции, в соответствии с которой на политической карте Индии появились три новых штата. Из территорий самых больших штатов «пояса хинди» — Уттар Прадеш, Мадхъя Прадеш и Бихара — были выделены штаты Уттаранчал, Чха-тисгарх, и Джаркханд. Таким образом, впервые в истории независимой Индии реорганизации подверглись штаты, находящиеся в центре страны, которые принято называть «сердцем Индии».

Первые три десятилетия Уттар Прадеш служил оплотом правящей партии ИНК, по традиции он поставлял руководящие кадры в партии и в государстве. Подрыв монополии на власть ИНК начался в 1967 г., и самым болезненным для правящей партии было ослабление ее позиций в штате Уттар Прадеш. Особенностью отделившегося от Уттар Прадеш нового штата Уттаранчал (7 млн человек) было его создание на языково-этниче-ской основе.

Создание самостоятельного штата Чхатисгарх (население около 18 миллионов), отделившегося от самого большого по территории штата Индии Мадхъя Прадеш, приобрело форму политических требований в 1990-е годы. Речь шла о создании штата Чхатисгарх на основе географической, исторической и культурной общности населения этого региона, во многом отличного от остальной части Мадхъя Прадеш. Обладая богатейшими природными ресурсами, этот регион всегда считался одним из самых бедных. Свою роль в образовании нового штата сыграли и политические мотивы, что позволило правящей в центре Бхаратия джаната парти укрепить свое влияние уже в новом штате и создать там свое правительство [Шаумян, 2013. С. 57—58].

30 июля 2013 г. правительство Индии объявило о создании нового штата Теленгана, населенного преимущественно представителями народа те-лугу. Было принято решение, что теперешняя столица штата Андхра-Прадеш — Хайдарабад — крупный экономический, деловой и научный центр Индии — в течение по крайней мере 10 лет останется административным центром обоих штатов [Кашин, Лаптева, 2013. С. 85—106].

По мнению ряда индийских ученых, этот процесс может спровоцировать дальнейшее дробление штатов и быть связан с приближением административных границ к историческим и географическим границам районов, для населения которых характерна этническая, лингвистическая и культурная общность.

Однако главным для индийского государства остается безусловное сохранение территориальной целостности и единства страны. Важным принципом индийской Конституции является положение о том, что штаты не обладают правом отделения от Индии. Принятая в 1963 г. поправка в Конституцию подчеркнула, что любые действия, выступления, а также создание партий, организаций и ассоциаций, деятельность которых на-

правлена на отделение от Союза, считаются антиконституционными со всеми вытекающими из этого последствиями.

Угроза сепаратистских настроений и движений в Индии существовала с момента ее образования, однако ни одна попытка отделения от Индии не увенчалась успехом. В случае возникновения угрозы единству страны центральные власти располагают целым набором конституционных мер для борьбы с ней [Конституция, ст.51—51А].

В индийской Конституции разработан институт чрезвычайного положения. В него входят: 1) введение чрезвычайного положения, если безопасности страны или какой-то ее территории угрожает война, внешняя агрессия или внутренние беспорядки; 2) введение президентского правления (ПП) на всей территории какого-либо штата или его части «ввиду несостоятельности конституционного механизма»; 3) введение чрезвычайного положения в области финансов, вызванного ситуацией, когда под угрозой находятся финансовая устойчивость страны [Конституция, ст. 353—354]. За более чем полувековую историю действия Конституции чрезвычайное положение первого типа вводилось в Индии трижды: в 1962 г. во время индийско-китайского пограничного конфликта, в 1971 г. во время военных действий между Индией и Пакистаном и в 1975 г. из-за широкомасштабных внутренних беспорядков в стране. Президентское правление, то есть второй тип чрезвычайного положения, широко применялся на протяжении всей истории независимой Индии. Третий тип чрезвычайного положения, связанный с критическим положением в области финансов, до сих пор не вводился ни разу.

Исполнительная власть Союза состоит из президента, вице-президента, а также Совета министров во главе с премьер-министром, которым Конституцией вменяется в обязанность помогать и давать советы президенту при выполнении им его функций.

Президент Индии является главой исполнительной власти Союза. Он избирается выборными членами обеих палат парламента и законодательных собраний штатов. Таким образом, президент в равной степени является избранным представителем как всей страны, так и населения различных штатов. Президентом может быть гражданин Индии не моложе 35 лет. Он избирается сроком на пять лет, однако при определенных обстоятельствах может быть переизбран досрочно. Для этого предусмотрена процедура импичмента, которая может быть проведена любой из палат парламента, для чего необходимо большинство, не менее двух третей, всех членов палаты, которая инициировала этот вопрос. За всю историю независимой Индии импичмент президента ни разу не был применен.

Вице-президент Индии избирается сроком также на пять лет. Коллегия его выборщиков состоит только из депутатов обеих палат парламента. Вице-президентом так же, как и президентом, может стать лицо, достигшее 35-летнего возраста. Он выполняет функции президента в случае болезни или отсутствия последнего, а также в случае, если должность президента вакантна более шести месяцев.

Президент назначает премьер-министра и, по его рекомендации, других членов Кабинета, назначает также членов Верховного суда, губернаторов штатов, членов Высоких судов штатов. Президент имеет право созывать сессии обеих палат парламента, распускать Народную палату, издавать указы, имеющие силу закона в период между сессиями парламента, объявлять чрезвычайное положение в случае угрозы войны или внутренних беспорядков и т.д.

Ключевой фигурой в системе исполнительной власти Индии является премьер-министр, возглавляющий Совет министров. Им должен быть лидер партии или коалиции партий, располагающих большинством депутатских мандатов в Народной палате.

Премьер-министр Индии обладает большой властью. Он является лидером парламентской фракции партии или коалиции партий, пользующейся поддержкой большинства в Народной палате; имеет право выбора министров, а также право требовать отставки любого из них; распределение портфелей между министрами является функцией премьер-министра; он может также переводить того или иного министра из одного ведомства в другое; он координирует политику правительства и осуществляет надзор за всеми министерствами; обязанностью премьер-министра является информирование президента обо всех решениях Совета министров по вопросам, относящимся к компетенции Союза, и предложениях по законодательной деятельности.

Управление в штатах во многом напоминает систему управления в центре. По Конституции исполнительная власть в штате принадлежит губернатору, который назначается президентом страны и занимает свою должность «пока это угодно президенту», а обычно в течение пяти лет.

На деле же реальная исполнительная власть в штате находится в руках Совета министров штата, возглавляемого главным министром, который формально назначается губернатором. Сам главный министр избирается законодательным собранием штата. Им, как правило, становится лидер партийной фракции партии или коалиции партий, получившей большинство в законодательном собрании. Другие министры назначаются губернатором по совету главного министра. Министр, который в течение шести месяцев подряд не является членом легислатуры штата, по истечении этого периода перестает быть министром. Совет министров несет коллективную ответственность перед законодательным собранием штата. По установившемуся обычаю президент страны согласовывает кандидатуру губернатора с главным министром.

Индийский парламент состоит из президента страны и двух палат: Верхней палаты — Совета штатов (Раджья сабха) и Народной палаты (Лок сабха). В Совет штатов входят 12 членов, назначаемых президентом, и не более 238 представителей штатов и союзных территорий. Назначаемые члены Совета штатов должны иметь «специальные знания или практический опыт в области литературы, науки, искусства и общественной

деятельности». Представители каждого штата избираются выборными членами законодательного собрания каждого штата в соответствии с системой пропорционального представительства. Представители союзных территорий избираются в Совет штатов в таком порядке, который может предписать парламент посредством закона.

Число депутатов от каждого штата и союзной территории определено Конституцией, примерно в соответствии с населением штатов (например, самый крупный штат Уттар Прадеш представлен в палате 34 депутатами, а такие небольшие штаты, как Трипура (3,2 млн человек), Манипур (2,4 млн), Нагаленд (2 млн), Гоа (1,3 млн) — одним депутатом. Члены Верхней палаты избираются на шесть лет, обновляясь каждые два года на одну треть. В отличие от Народной палаты она не может быть распущена. Председателем Верхней палаты является вице-президент Индии, избираемый одновременно с президентом.

Верхней палате предоставлено право законодательной инициативы по всем законопроектам, кроме финансовых, в том числе бюджета. Она может задержать законопроект, принятый Народной палатой, до шести месяцев. По истечении этого срока после вторичного принятия Народной палатой этого законопроекта он может быть направлен на утверждение президента. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены Верхней палатой в течение двух недель.

Народная палата состоит не более чем из 530 членов, избираемых прямым голосованием избирателями штатов, а также не более 20 представителей союзных территорий, избираемых посредством закона, определяемого парламентом. Президент может назначить в Народную палату не более двух членов англо-индийской общины, если, по его мнению, эта община не имеет в ней адекватного представительства. Народную палату возглавляет спикер, который, так же как и его заместитель, избирается членами Народной палаты из своего числа.

Представители штатов и союзных территорий избираются в Народную палату голосованием взрослого населения на основе всеобщего избирательного права. До 1989 г. правом голоса пользовались граждане, достигшие 21 года. Позже в соответствии с поправкой к Конституции возрастной ценз был снижен до 18 лет.

Для проведения выборов в Народную палату территория страны делится на избирательные округа. Число мест, представляемых каждому штату в этой палате, пропорционально его населению, которое определятся по последней переписи. Срок полномочий Народной палаты — пять лет. В случае разногласий между палатами президент имеет право созвать совместное заседание обеих палат, на котором вопрос решается большинством голосов присутствующих членов обеих палат.

Наравне с Народной палатой Верхняя палата участвует в избрании президента и вице-президента, осуществляет право импичмента, участвует в изменении Конституции. Верхняя палата наделена исключительными полномочиями в вопросах компетенции штатов. Депутатом Народной

палаты может быть гражданин Индии, достигший 25 лет, Верхней палаты — 30 лет.

Президент созывает каждую палату парламента в то время, которое он сочтет нужным, но с тем, чтобы между последним заседанием одной сессии и датой, назначенной для следующей сессии, не прошло более шести месяцев. Президент может время от времени закрывать сессию палат или одной из палат парламента и, в некоторых случаях, определенных законом, распускать Народную палату. В начале первой сессии после каждых всеобщих выборов в Народную палату и в начале первой сессии каждого года президент выступает с обращением к обеим палатам парламента, собранным на совместном заседании. Принятый парламентом законопроект не может стать законом без одобрения президентом. Президент издает указы в перерывах между работами обеих палат.

Законодательная власть в штате включает губернатора и легислатуру. В некоторых штатах легислатура состоит из двух палат — законодательного собрания и законодательного совета, а в других — из одной палаты — законодательного собрания. Перечень этих штатов не является постоянным, поскольку Конституция предусматривает возможность упразднения второй палаты (законодательного совета в штатах, где имеется такая палата), или создание такой палаты, там, где ее нет. Процедура эта достаточно простая и предусмотрена Конституцией.

Законодательное собрание каждого штата состоит из членов, избираемых прямым голосованием на основе всеобщего избирательного права лицами, достигшими 18 лет, от территориальных избирательных округов. Общее число членов законодательного собрания не должно превышать 500 или быть менее 60. Законодательное собрание избирается сроком на пять лет, однако оно может быть распущено губернатором штата до истечения этого срока. Пятилетний срок полномочий собрания может быть также продлен в случае издания президентом страны прокламации о чрезвычайном положении. В этом случае парламент Союза имеет право продлить срок полномочий законодательного собрания штата на срок, не превышающий одного года, но не более чем на шесть месяцев после прекращения действия указанной прокламации.

Общее число членов законодательного совета меняется в зависимости от общего числа членов законодательного собрания, но не может быть меньше 40. Законодательный совет не должен занимать господствующее положение в легислатуре. 1/6 часть членов совета назначается губернатором, 1/3 избирается членами законодательного собрания, еще 1/3 — членами муниципальных органов местного самоуправления, остальные — электоратом, состоящим из лиц, окончивших университеты, и учителей. Законодательный совет не подлежит роспуску. 1/3 его членов обновляется через каждые два года. Таким образом, законодательный совет является постоянным органом, подобно Совету штатов в Центре.

В законодательном совете имеется председатель и заместитель председателя, в законодательном собрании — спикер и заместитель спикера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобно тому, как президент является составной частью парламента, губернатор является составной частью легислатуры штата. Он имеет такое же право обращаться к легислатуре штата, направлять ей послания, а также созывать и закрывать ее сессию и распускать законодательное собрание при определенных условиях, оговоренных в Конституции.

Законодательное собрание штата имеет право издавать законы в пределах компетенции штата, предусмотренной конституцией страны, а также в рамках законов, изданных парламентом. В отношении союзных территорий законодательные полномочия принадлежат в первую очередь парламенту Союза и президенту страны, хотя в некоторых из них в соответствии с законом 1963 г. и были созданы законодательные собрания. Парламентская система правления в Индии обеспечивает весьма устойчивое сочетание деятельности законодательных и исполнительных органов власти. Достигается это благодаря тому, что исполнительной властью обладает та партийно-политическая фракция или коалиция в парламенте, которая располагает большинством в Народной палате парламента. Она сохраняет эту власть до тех пор, пока имеет такое большинство.

Таким образом, в Индии создана стройная система гражданских служб, которая во взаимодействии с органами исполнительной и законодательной власти обеспечивает управление государством, в том числе соблюдение законности и правопорядка на территории всей страны.

Политические партии и эволюция партийно-политической системы

[Юрлов, 2005. С.166, 180, 196, 207]

Индия является одной из самых «многопартийных» стран мира; ее партийная система по своей структуре и функциям относится к числу наиболее развитых и дифференцированных не только по сравнению с другими развивающимися странами Азии и Африки, но и с некоторыми высокоразвитыми государствами.

Часть политических партий, в соответствии с существующим законодательством, признана всеиндийскими; кроме того, существуют десятки партий в штатах и союзных территориях, что приводит к необходимости рассматривать систему партий в этой стране на двух уровнях — союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах участвуют около 300 политических партий, среди которых до 10 — всеиндийских.

С момента обретения независимости и до середины 60-х гг. в партийно-политической системе Индии ИНК был единственной партией, способной осуществлять государственную власть на всех уровнях. В стране сложилась доминантно-партийная система, при которой к власти в результате выборов приходит центристская партия, которой не в состоянии противостоять ни правая, ни левая оппозиции. Такого рода партия отражает интересы различных слоев населения, выступает в качестве общенациональной силы и обычно пользуется поддержкой основных социальных и политических групп. Премьер-министром страны становится

лидер парламентской фракции партии, а не ее председатель; лидеры не входят в состав правительства.

ИНК сохраняла свои позиции доминантной партии в период правления Дж.Неру и после него; ее актив на том этапе составлял всего 200—300 чел. , из которых 28% являлись сельскими жителями, 24% — служащими, 25% — предпринимателями, 18.5% — представителями интеллигенции. Следует добавить также, что руководство страны составляли, главным образом, брахманы; в парламенте ИНК представляли высшие касты (45.9%), средние касты — 10%.

С появлением в середине 1960-х годов партии Сватантра возникли предпосылки к превращению доминантно-партийной системы в двухпартийную, хотя она еще некоторое время оставалась многопартийной с одной доминирующей партией. Тенденция к двухпартийности отчетливо проявилась в 1977 г., когда Джаната парти (ДП) впервые победила на парламентских выборах и сформировала свое правительство.

С тех пор Джаната парти и ИНК несколько раз менялись у руля управления страной, но к середине 90-х гг. сложилась ситуация, при которой уже ни одна общенациональная партия не может более самостоятельно обеспечить себе прочное большинство в Парламенте и, следовательно, создать стабильное однопартийное правительство. Таким образом, в стране возникло положение, при котором крупная всеиндийская партия может сформировать правительство лишь в коалиции с рядом региональных партий.

Индийский национальный конгресс (Индиры) — ИНК(И) остается одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г. после раскола ИНК часть его, оставшаяся верной Индире Ганди и продолжившая основную линию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.

С момента создания ИНК в 1885 г. либеральными деятелями и представителями национальной интеллигенции и до обретения независимости он отражал интересы весьма широких слоев индийского общества. До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящей партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социально-экономической жизни страны.

Партия провозгласила собственную концепцию «общества социалистического образца» (похожую по идеологии на западное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает за усиление секуляристских (свободных от влияния религии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за территориальное единство страны, борьбу с безработицей, бедностью, неграмотностью, в поддержку продолжения либеральных экономических реформ, за международную политику мира и дружбы со всеми странами.

Бхаратия джаната парти (БДП) является крупной и растущей в последнее время партией, возглавившей в марте 1998 г. коалиционное правительство, в которое входило еще более 10 региональных партий. Это праволиберальная, коммуналистская, то есть построенная на религиозно-общинной основе, партия, образованная сторонниками бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Она выражает, прежде всего, интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев. БДП в предвыборном манифесте 1998 г. провозгласила поддержку курса на дальнейшую либерализацию экономики с предоставлением государственной поддержки местным производителям, выступает за возрождение индуистских ценностей и традиций, перестройку территориального устройства по этническому и лингвистическому признакам, переход к пропорциональной избирательной системе, ориентацию экономики на удовлетворение социальных нужд населения, стабилизацию цен и обеспечение гарантированного продовольственного снабжения населения, ликвидацию безработицы, улучшение положения женщин и детей, ликвидацию неграмотности. Во внутренней политике партия гарантирует свободу и безопасность всем гражданам независимо от вероисповедания, а также ставит перед собой цель пресечь в стране террористическую деятельность.

С приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, «центрирование» позиций этой прежде экстремистской партии. Так, например, в ходе избирательной кампании 1998 г. партия отказалась от ряда положений своей программы, таких как требование отмены особого статуса штата Джамму и Кашмир, закрепленного в ст. 370 Конституции, намерение незамедлительно заменить ныне действующие нормы индуистского и мусульманского права единым гражданским кодексом, строительство на месте разрушенной мусульманской мечети в Айодхье храма индуистскому богу Раме.

В 1998 г. партия БДП выполнила свое предвыборное обещание относительно продолжения работ по созданию оружия массового уничтожения, способного гарантировать независимость страны: 11 и 13 мая в Индии были проведены испытания ядерного оружия, которые немедленно повлекли за собой адекватные действия со стороны Пакистана. Переход Индией «ядерного порога» вызвал противоречивую реакцию со стороны мирового сообщества. Так, США объявили о введении санкций против Дели и Исламабада, которые, впрочем, были сняты в 2001 г. после трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября. Для Вашингтона было важнее воспользоваться поддержкой как Индии, так и Пакистана, в процессе осуществления карательных действий в Афганистане.

Парламентские выборы 2014 г. вновь привели Бхаратия Джаната партии к власти, причем полученное ею количество мест в Лок Сабха дает БДП возможность впервые за 30 лет политического развития страны сформировать однопартийное правительство. Это обстоятельство создаст условия, при которых однопартийное правительство сможет принимать

более самостоятельные решения, без оглядки на мнения других партий, входящих в коалицию.

Партия Джаната дал (ДД) носит центристский характер и во многом сходна с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия критикует правительственную политику по таким вопросам, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления высших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, списание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение занятости, демократизацию внутренней жизни страны. ДД стремится к единству страны, решению национальных, кастовых, религиозных и других проблем.

Индийский национальный конгресс (социалистический) — ИНК(с) вышел из ИНК в 1987 г. в результате раскола партии и по своему составу и организационной структуре тоже незначительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в результате борьбы за руководство в ИНК. Партия широко использует социал-демократическую фразеологию, акцентирует внимание на правах и свободах граждан.

Коммунистическое движение в Индии насчитывает около 10 партий, называющих себя коммунистическими, оно крайне разобщено. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном ортодоксальную позицию. Партия выступает за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и других проблем. КПИ руководит массовыми организациями трудящихся, насчитывающими около 6 млн человек.

После того как в 1957 г. КПИ пришла к власти в штате Керала и пошла на коалицию с ИНК, радикальные элементы в КПИ в 1964 г. покинули партию и создали Коммунистическую партию Индии (марксистскую), независимую в своих действиях как от СССР, так и после 1968 г. — и от Китая.

Коммунистическая партия Индии (марксистская) — КПИ(м) в 1977 г. одержала победу на выборах в Западной Бенгалии, расширив свой электорат за чет сельских районов. К началу 80-х гг. партия отказалась от поддержки левого экстремизма и заняла более реалистические позиции. Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия, где она оставалась у власти до начала 1990-х годов., и Керале.

В 1996 г. обе коммунистические партии вступили в избирательный блок Объединенный фронт, а их представители даже занимали министерские посты в правительстве страны при Х.Д.Деве Говде в июне 1996 г.

После раздела Британской Индии и отделения Исламской республики Пакистан на территории Индии интересы многочисленного мусульманского «меньшинства» стала представлять Всеиндийская мусульманская лига (ВМЛ), образованная в Мадрасе (Ченнаи) в 1948 г. Избирательная комиссия Индии официально признала ее как региональную партию штата Керала, где она представлена в Законодательной ассамблее шта-

та с 1952 г. Представитель ВМЛ входил в состав первого правительства Кералы, возглавлявшегося Коммунистической партией Индии в 1959 г. В последующие годы партия также участвовала в работе коалиционных правительств Кералы вместе с КПИ(М), ИНК, региональными партиями Кералы.

Представители партии входили в состав правительств не только Кералы, но и Западной Бенгалии, в Законодательные ассамблеи Тамилнаду, Пондишери, Махараштры, Карнатаки, штата Уттар-Прадеш, Ассама и др. В начале тысячелетия партии удалось выйти за пределы штатов и добиться включения своих представителей в состав центрального правительства Объединенного прогрессивного альянса после 2004 г., где она защищала интересы меньшинств и представителей отсталых групп населения. Можно констатировать, что Мусульманская лига является единственной мусульманской организацией, которая постоянно представлена в парламенте Индии, оставаясь при этом на уровне региональной партии.

Рост политического влияния регионов

Развитие политической ситуации в Индии в последние десятилетия дает основание говорить о значительном усилении роли регионов и региональных партий, о зависимости двух крупнейших партий — ИНК и БДП — от их позиций. Борьба за влияние в регионах является важнейшей составной частью всего политического процесса в стране. Об этом свидетельствовало и то, что в начале 2000-х годов как ИНК, так и БДП, возглавляли местные правительства не более чем в одной трети штатов. В ряде штатов действуют влиятельные региональные партии, представители которых подчас включаются в состав центрального Правительства. Национальной партией, в соответствии с законодательством, признается получившая не менее 4% голосов на выборах в нижнюю палату парламента в не менее чем 4 штатах. Таких партий насчитывается 5—7.

Усиление региональных партий сделало невозможным создание однопартийных правительств в центре и потребовало нового подхода к формированию центральных правительств на основе партийных коалиций, в которых большую роль играют именно региональные партии.

Углубление противоречий между отдельными социальными группами и слоями общества неодинаково проявлялось в разных регионах из-за особенностей их исторического прошлого и неравномерности их социально-экономического, политического и культурного развития. Открыто проявлялось разочарование результатами деятельности правительства ИНК, невыполнением его предвыборных обещаний. В политическом плане это нашло отражение в усилении существовавших региональных партий и в появлении новых, которые стали «отпочковываться» от ИНК. Эти группировки и партии стали вступать в предвыборные блоки на антиконгрессистской основе. В результате в середине 1960—х годов Конгресс потерял власть в девяти крупных штатах из 17, в которых проживало две трети населения страны.

Процесс усиления влияния региональных партий продолжился в 1970-х годах и позже. Несмотря на сохранение власти в центре, ИНК утратил монополию на повсеместную власть во всех штатах страны. Одной из причин этого было усиление штатовских партий, отказавшихся идти в фарватере его политики. Все это было сопряжено с разочарованием населения в проводимом ИНК социально-экономическом курсе. Нарастала волна недовольства деятельностью этой партии, что активно использовалось оппозицией.

Результатом стало уже упоминавшееся объявление правительством ИНК в 1975—1977 годах чрезвычайного положения в стране, которое сопровождалось запрещением радикальных организаций как правого, так и левого толка, арестами лидеров этих партий, а также ограничением некоторых прав граждан. Провозглашенная в эти годы «Программа из 20 пунктов» имела целью изменить ход событий в пользу Конгресса за счет проведения социально-экономических мер в интересах широких слоев, главным образом низов общества. Однако она не сработала.

Чрезвычайное положение стало важным водоразделом в политической истории страны. Оно подвело черту под однопартийным правлением Конгресса как в центре, так и в штатах. Это отразилось на результатах парламентских выборов 1977 г., в ходе которых ИНК потерпел поражение, и к власти в центре пришел коалиционный блок Джаната парти (Народная партия).

Понимая значимость влияния в регионах, блок Джаната парти начал свою деятельность с того, что использовал положение Конституции о временном переходе всех прав штата к Союзу в случае несостоятельности конституционного механизма в штате, то есть возникновения каких-либо серьезных внутренних осложнений, с которыми правительство штата не может справиться собственными силами. Правительство Джаната парти распустило законодательные собрания во многих штатах и ввело в них президентское правление. После этого в этих штатах были проведены новые выборы с использованием административных и партийных ресурсов. К концу 1977 г. центральное правительство полностью контролировало власть в 10 штатах, а еще в двух делило ее с местными партиями.

Однако из-за внутренних противоречий между партиями—участниками блока центральное правительство было вынуждено уйти в отставку в июле 1979 г. Парламент был распущен, а в январе 1980 г. состоялись новые выборы. И снова убедительную победу на них одержал Конгресс.

Победа в центре не означала победу в стране, поскольку в большинстве штатов у власти находились партии, оппозиционные центральному правительству. Конгресс, как и Джаната парти, решил прибегнуть к тому же способу, что и ДП, чтобы изменить соотношение сил в штатах в свою пользу. Вновь была использована статья Конституции, на основании которой были распущены законодательные собрания многих штатов, а затем последовали отставка их правительств и новые выборы. ИНК

в основном удалось решить задачу расстановки политических сил в штатах в свою пользу. В восьми штатах он получил большинство в собраниях и сформировал свои правительства.

В своем первом обращении к нации в ноябре 1984 г. после убийства Индиры Ганди новый премьер-министр Индии, ее сын Раджив Ганди, подчеркнул необходимость укрепления единства и территориальной целостности страны: «...нет ничего более важного, чем единство и целостность нашей нации. Индия неделима» [Юрлов, Юрлова, 2010: 392].

В ходе последовавшей избирательной кампании по выборам в парламент, которые состоялись в декабре 1984 г., призыв к сохранению единства Индии стал главным лозунгом Конгресса. В предвыборном манифесте партии подчеркивалось, что над страной «нависает серьезная угроза ее безопасности и целостности. Силы дестабилизации развили необычайную активность» [Юрлов, Юрлова, 2010: 392].

По вопросу об отношениях между центром и штатами ИНК заявлял, что его «главный принцип» состоит в том, что штаты должны быть достаточно сильными, чтобы эффективно выполнять свои обязанности в деле социального, экономического и культурного развития общества. В то же время «сильное центральное правительство» необходимо, чтобы защитить единство и целостность страны, обеспечить успех «процесса планирования» и направлять усилия своей страны «в интересах поддержания социального и экономического порядка на основе принципов социализма» [Юрлов, Юрлова, 2010: 392—393]. Указывалось также, что между сильным центром и сильными штатами нет никакого противоречия — они дополняют друг друга. И после убедительной победы на выборах руководство Конгресса подтвердило первоочередность задачи укрепления единства страны.

В последующие годы происходило дальнейшее усиление влияния региональных партий. Это получило свое выражение в создании в центре в 1996 г. коалиционного правительства Национального объединенного фронта из 14 центристских и левых, по своей сути региональных партий. В 1998 г. в результате парламентских выборов к власти пришла новая коалиция — Национальный демократический альянс, — на этот раз из 18 партий (также преимущественно региональных), объединившихся вокруг Бхаратия джаната парти. После внеочередных парламентских выборов 1999 года число партий этой правящей коалиции выросло до 24.

В 1990-х годах использование инструмента президентского правления в штатах в сугубо политических целях как Конгрессом, так и блоком «Джаната парти», стало предметом широкого обсуждения в политических и общественных кругах. В этой связи принципиально важным было решение Верховного суда Индии от 11 марта 1994 г., который принял следующие решения по вопросу об использовании статьи 356 Конституции в отношении законно избранных правительств в штатах и их законодательных собраний. Во-первых, президентская прокламация о роспуске законодательного собрания любого штата может быть пересмотрена

в суде. Во-вторых, бремя ответственности по доказательству существования фактов, оправдывающих издание президентской прокламации, лежит на правительстве Индии. Если суд отклоняет президентскую прокламацию, он также имеет право восстановить ушедшее в отставку правительство в штате. Кроме того, президент (а по существу центральное правительство) не может распустить законодательное собрание штата до получения одобрения обеими палатами парламента (хотя и может приостановить деятельность законодательного собрания и ставить его в «подвешенном состоянии»). Но даже после парламентского одобрения суд все равно может восстановить деятельность законодательного собрания штата при наличии доказательств в пользу этого [Ходатенко, 2005. С. 144].

Это решение Верховного суда Индии положило конец беспрепятственному вмешательству центрального правительства в дела штатов в политических целях, хотя правящие в центре силы все же пытались изменить баланс сил в них в свою пользу. Однако после решения Верховного суда такие попытки часто оканчивались неудачей. Подтвердилось складывание в Индии новой политической ситуации, связанной с усилением роли региональных партий как в штатах, так и в центре. Большинство региональных партий выступало против использования механизма президентского правления в политических целях. Отныне ни одно коалиционное правительство в центре не отваживалось на введение президентского правления в штатах без многопартийного консенсуса по этому вопросу.

События последних десятилетий еще раз подтвердили, что создание коалиционных правительств в центре стало не исключением, а определенной закономерностью, обусловленной своеобразием социально-экономических условий в каждом из штатов Индии. Развитие страны по пути политической демократии с первых лет независимости естественным образом способствовало децентрализации власти.

По мере становления федеративного государства правительства ряда штатов настойчиво ставили вопрос о расширении их полномочий. В их поддержку выступали региональные партии. На какое-то время этот вопрос был «заморожен» центром, который вне зависимости от того, какая партия находилась у власти, не хотел передавать часть своих функций штатам. Тем более что решить этот вопрос конституционным путем было крайне сложно, так как для внесения и принятия соответствующей поправки к основному закону требовалось согласие двух третей депутатов Народной палаты парламента.

Тем не менее объективный ход событий вел к тому, что штаты, региональные партии и общественные движения неуклонно наращивали свое влияние. При этом их позиции далеко не всегда и не во всем совпадали с линией центрального правительства, особенно в тех вопросах, которые касались управления на местах. В экстремальной форме проблема радикального расширения полномочий штатов прозвучала в 1980-е годы в лозунге о создании независимого государства Халистан вместо штата

Панджаб. Однако Конституция Индии (в отличие, например, от Конституции СССР) не предусматривала право штатов на «самоопределение вплоть до отделения». Вопрос об образовании государства Халистан был снят с повестки дня, хотя и не безболезненно, при помощи силовых и иных методов (президентское правление) со стороны центра [Юрлов, Юрлова, 2010: 386—389]. Но проблема отношений между центром и штатами, между региональными и правящими в центре национальными партиями по-прежнему оставалась, хотя и не в такой острой форме.

Принципиально важным было то, что в ходе развития независимой Индии произошла реальная демократическая децентрализация экономической и политической власти, развились и окрепли региональные экономические и политические элиты, усилилось их собственное мироощущение. По данным ряда опросов, население штатов больше идентифицирует себя с конкретными штатами, чем с центром. Это получает свое выражение в том, что на выборах в законодательные собрания штатов явка избирателей нередко превышает явку на выборах в парламент страны.

Все это происходит на фоне растущего конфессионального и кастового самосознания, что сопровождается проведением разделительных линий между отдельными религиями и кастами.

Библиография

Алаев Л.Б. Политическая система и политическая культура Индии. — Политические системы и политические культуры Востока / под ред. профессора А.Д. Воскресенского. — М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.

Баранов С.А. Сепаратизм в Индии. М.: Институт востоковедения РАН, 2003.

Белокреницкий В.Я. Политическая система и политическая культура мусульманских стран Южной Азии. — Политические системы и политические культуры Востока / под ред. проф. А.Д. Воскресенского. — М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.

Белокреницкий В.Я. Политическая система и политическая культура мусульманских стран Южной Азии. — Политические системы. Политические культуры. Политические процессы. Научно-методический комплекс / под ред. проф. А.Д. Воскресенского. Аспект-Пресс, 2011.

Белокреницкий В.Я. Южная Азия: история и современность// Учебный материал. Факультет мировой политики МГУ. (в рукописи). 2005.

Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике. — М. Международные отношения, 2003.

Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. — М., 1985.

Ваджпаи А.Б. Индия на пути в будущее. Сборник речей и выступлений (март 1998—сентябрь 2001 г.). — М.: Институт востоковедения РАН, 2001.

Ванина Е.Ю. Шаумян Т.Л. Территория // Кузык Б.Н. Шаумян Т.Л. Индия—Россия: стратегия партнерства в XXI веке. — М.: Институт экономических стратегий, 2009. С. 48—134.

Взаимодействие России, Индии и Китая в ХХ1 веке: проблемы, перспективы, направления. В 2-х томах. — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2004.

Восток/Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Ред. А.Д. Воскресенский. — М.: Росспэн, 2002.

Ганди И. Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления 1980-1982. - М.: Прогресс, 1982.

Ганди И. Мир, сотрудничество, неприсоединение. Избранные статьи, речи и выступления о внешней политике Индии и советско-индийских отношениях, 1982-1984. - М.: Прогресс, 1985.

Горошко Г.Б. История национально-освободительного движения Индии. Внешнеполитические воззрения и позиция по международным вопросам. - М.: МГИМО, 1991.

Границы Китая: история формирования / под ред. В.С. Мясникова и Е.Д. Степанова. Памятники исторической мысли, 2001

Датт В.П. Внешняя политика Индии. Прогресс,1988.

Демократия в Индии. Ред. Ф.Н.Юрлов. - М.: Институт востоковедения РАН, 2002.

Индия в глобальной политике. - М.: Институт востоковедения РАН, 2003.

Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. - М.: Институт востоковедения РАН, Ариаварта-Пресс, 2005.

Индия. Страна и ее регионы. Ред. Е.Ю.Ванина. Эдиториал УРСС, 2000.

Индия: достижения и проблемы. Ред. А.А.Куценков, Ф.Н.Юрлов. - М.: Институт востоковедения РАН, 2002.

К вопросу о китайско-индийской границе. Издательство литературы на иностранных языках, Пекин, 1962.

Кашин В.П. Лаптева И.А. Штатомания в Индии: опыт Теленганы и Гур-кхаленда // Бхарат ятра. - М., 2013.

Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. - М., 2003.

Конституция Индии. М.,1956.

Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. - М.: «Наука», Восточная литература РАН, 1992.

Куценков А.А. Эволюция индийской касты. - М., 1983.

Куценков А.А. Каста и кастовая система//Индия сегодня: Справоч-но-аналитическое издание/Под. Ред. Т.Л.Шаумян. - М., ИВРАН; Ариа-варта-Пресс, 2005. С. 358-365.

Лунев С.И. Дипломатия в Южной Азии. - М.: Наука,1993.

Лунев С.И. Индия и США. Межгосударственные отношения. - М.: Наука, 1987.

Межгосударственные региональные организации в Азии в международных отношениях. - М.: Наука, 1991.

Насенко Ю.П. Дж. Неру и внешняя политика Индии. - М.: Наука, 1975.

Неру Дж. Автобиография. - М., 1955.

Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. - М., 1981, тт. 1-3.

Неру Дж. Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления, 1946-1964. - М.: Прогресс, 1965.

Неру Дж. Внешняя политика Индии. — М., 1955. С. 51.

Неру Дж. Открытие Индии. — М., 1955.

Плешова М.А. Юрлов Ф.Н. Независимая Индия — перемены в системе управления // Б.Н. Кузык, Т.Л. Шаумян. Индия—Россия: стратегия партнерства в XXI веке. — М., 2009.

Плешова М.А., Юрлов Ф.Н., Ходатенко Е.Н., Клюев Б.Н. Государственное и политическое устройство //Индия сегодня. Справочно-анали-тическое издание. — М., 2005.

Раджа Мохан. Индия и политическое равновесие // Россия в глобальной политике. № 4, июль—август 2006.

Ходатенко Е.Н. Судебная система Индии//Индия сегодня. 2005. С. 144.

Шаумян Т.Л. Кто и почему воюет в Кашмире? — М.: Центр стратегических и политических исследований, 1999.

Шаумян Т.Л. Политические системы стран Южной Азии. — М.: КРА-САНД, 2014.

Юрлов Ф.Н. Коммунистическое движение в Индии // Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. — М., 2005. С. 202—203.

Юрлов Ф.Н. Партия Индийский национальный конгресс//Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. — М., 2005. С. 166; Бхаратия джаната партии. С. 180; Левые и лево-центристские партии. С. 196; Рост влияния региональных партий. С. 207.

Юрлов Ф.Н. Россия и Индия в меняющемся мире. — М.: Институт востоковедения РАН, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юрлов Ф.Н. Юрлова Е.С. История Индии. ХХвек. — М.: Институт востоковедения, 2010.

Юрлова Е. С. От неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии и политики. — М.: ИВРАН, 2003.

Foreign Affairs Record, April 1976 Foreign Affairs Record. August 1970

Foreign Policy of India. Text of Documents. Lok Sabha Secretariat. New Delhi, October 1958

Government of India. Ministry of External Affairs Report. 1960—1961 India. Lok Sabha Debates; vol. 14 (1972), col. 216-217 India. Ministry of External Affairs. Notes, Memoranda and Letters Exchanged between the Governments of India and China. White Paper VI

India-China Agreement. China-South Asian Relations. 1947-1980. Ed. By R.K.Jain. Vols 1-2

Ministry of External Affairs Report 1968-69 Ministry of External Affairs Report 1975-76 Ministry of External Affairs Report 1976-77 Ministry of External Affairs Report 1977-78

Nehru Jawaharlal. India's Foreign Policy. Selected Speeches, September 1946-April1961. New Delhi, 1961

New Way to Measure Poverty in India,//Real Time Economics. Economic insight and Analysis from the Wall Street Journal. New Delhi. 20/02/2014

Prime Minister Rajiv Gandhi Visit the People's Republic of China. December 19-23,1988

Appadorai A. Chinese Aggression and India: An Introductory Essay. "International Studies", vol V, Nos 1-2, July-October 1963, p. 7

Gopalachari K. Basic Facts About India-China Border. "Akashwami" (New Delhi), vol XXIII, N= 50, 16 December 1962; V.H.Coelho. Sikkim and Bhutan. New Delhi, 1971

Ranganathan C.V., Khanna Vinod C. India and China. The Way Ahead After "Mao's India War". Har-Anand Publications, New Delhi, 2000

Singh Swaran. Sino-Indian CBMs: Problems and Prospects. "Strategic Analysis", New Delhi, July 1997 The Financial Times, London The Hindustan Times, New Delhi

SHAUMYAN Tatyana Lvovna, Cand. Sci. (Hist.), Head of the Center for Indian Studies, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 107031, Moscow, Rozhdestvenka 12, tshaumyan@gmail.com

INDIA'S POLITICAL SYSTEM: HISTORICAL EXPERIENCE AND PROSPECTS

Abstract. Over 77 years of independence, India has put an end to its colonial past, consolidated its sovereignty, and embarked on the path of modernizing Indian society. Today it is a dynamically developing country with an efficient economy, a stable political system based on representative democracy, the principles of federalism and an independent judiciary. It confirms its leading position in the production and export of electronic products; produces a quarter of all the world's medicines; strengthens its military-industrial potential, actively participates in the exploration of outer space, i.e. positions itself as a highly developed global power in political, economic, military, scientific and technological terms. However, about 22% of the population lives below the poverty line, and about half did not go to school. Over the years of independence, 17 parliamentary elections have been held in the country with the participation of about 60-70% of voters. Indian society is divided along confessional lines: 80.46% are Hindus, 13.43% are Muslims, 2.34% are Christians, and 1.87% are Sikhs. The division of Hindus into many castes often determines the nature of the country's political life. The Constitution of India, adopted on January 26, 1950, laid the foundations for the existence of a republican system and parliamentary democracy. The Constitution of India guarantees all citizens social, economic and political justice and equality; freedom of expression, religion, worship; fraternity, ensuring the unity of the nation. The Constitution of India has stood the test of time: it provides for the possibility of changing it in accordance with the requirements of life. It provides for a strong center and autonomous states, whose powers are clearly delimited. The states do not

have the right to secede from India. The parliamentary system of India provides a combination of legislative and executive authorities. India is one of the most diverse multiparty democracies in the world. About 300 political parties are participating in the general elections, of which up to 10 are all-Indian. In recent decades, there has been a significant strengthening of the role of regions and regional parties, which has made it almost impossible to create one-party governments in the center or in the regions. The population of the states increasingly identifies with the states rather than with the Center, which is happening against the background of growing confessional and caste consciousness and is accompanied by the drawing of dividing lines between individual religions and castes.

Keywords: independence, sovereignty, global power, parliamentary elections, centre and states, Constitution, political parties, cast consciousness, regional parties

ПАКСЮТОВ Георгий Давидович — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра японских исследований, Институт Китая и современной Азии РАН. Адрес: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 32. Электронный адрес: gpaksyutov@mail.ru

японский ПАРЛАМЕНТ: СТРУКТУРА, ИСТОРИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Статья посвящена эволюции парламентаризма и избирательной системы в Японии начиная с первого созыва парламента и установления избирательного права в эпоху Мэйдзи. В 1955 г. установилась так называемая «система 1955 года», основанная на доминирующем положении ЛДП и ее «системного оппонента», Социалистической партии; за исключением двух непродолжительных периодов, ЛДП сохраняет лидерство в национальной политике по сей день. В статье рассмотрены причины, благодаря которым лидерство ЛДП является столь устойчивым к актуальным вызовам, стоящим перед японской политической системой.

Ключевые слова: японский парламент, японская избирательная система, «система 1955 года», японская политическая культура, ЛДП.

ализ истории японского парламентаризма важен для того, чтобы

онять структурные вызовы, проблемы, которые сегодня стоят перед японской политической системой. В то же время японский парламент — один из первых на Востоке парламентов западного типа, и его история тесно связана с японской модернизацией.

Начнем с нескольких важных фактов о современном японском парламенте и политической системе. Согласно Конституции, парламент Япо-

10.56700/j4655-6177-0563-v

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.