Litera
Правильная ссылка на статью:
Барабанова Н.М., Ахматшина Э.К., Гурушкин П.Ю., Юйтин Л. Политическая система и медиасфера Алжира: вызовы и перспективы в эпоху цифровизации // Litera. 2024. № 11. С. 140-149. DOI: 10.25136/24098698.2024.11.72486 EDN: MMVMAA URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.ptp?id=72486
Политическая система и медиасфера Алжира: вызовы и перспективы в эпоху цифровизации
Барабанова Надежда Михайловна
преподаватель; Восточный факультет; Сантк-Петербургский государственный университет 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Ахматшина Энеш Курбансейидовна
кандидат политических наук доцент; Восточный факультет; Санкт-Петербургский государственный университет 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
И [email protected] Гурушкин Павел Юрьевич
кандидат политических наук
доцент; кафедра менеджмента массовых коммуникаций; Санкт-Петербургский государственный
университет
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Юйтин Лю
магистрант; институт «Высшая икола журналистики и массовыхкоммуникаций»; Санкт-Петербургский
государственный университет
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Статья из рубрики "Журналистика"
DOI:
10.25136/2409-8698.2024.11.72486
EDN:
MMVMAA
Дата направления статьи в редакцию:
10.25136/2409-8698.2024.11.72486 22-11-2024
Дата публикации:
29-11-2024
Аннотация: В данном исследовании рассматриваются особенности и взаимосвязи политической системы и медиасферы Алжира в условиях цифровизации. Анализируются влияния уникального историко-культурного контекста, стратегического геополитического положения и эволюции полупрезидентской республики на формирование медиасистемы, её роль в поддержании национальной идентичности и механизмы регулирования информационного пространства. Особое внимание уделяется институциональным аспектам функционирования алжирских СМИ в контексте их взаимодействия с государственными структурами и общественными процессами. Исследование акцентирует внимание на роли медиа в формировании политической повестки, влиянии государственной политики на развитие медиасектора, а также на вызовах, связанных с глобализацией, цифровой трансформацией и расширением социального медиа-пространства. Работа предлагает комплексный анализ текущих изменений в медийной экосистеме Алжира и их влияния на политическую стабильность, гражданское общество и адаптацию традиционных ценностей в условиях стремительно меняющегося цифрового мира. Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, который сочетает элементы политической науки, медиаисследований и культурологии. Основными методами являются: системный, сравнительный анализ и анализ вторичных данных. В рамках исследования впервые выполнен комплексный анализ взаимосвязи между политической системой Алжира и функционированием его медиасферы, учитывающий исторические этапы её формирования, современные вызовы и влияние глобализационных процессов. Выявлены ключевые механизмы воздействия государственной политики на развитие медиасектора, включая юридические, экономические и социальные аспекты, что позволило раскрыть особенности регулирования медийного пространства. Проведен углубленный анализ цифровой трансформации медиапространства Алжира, уделяющий внимание роли социальных сетей и интернет-СМИ в укреплении гражданского общества, а также проблемам, связанным с ограничением свободы информации. На основании полученных данных сформулированы рекомендации по реформированию медийной системы для её адаптации к условиям глобализации и цифровизации, направленные на укрепление демократических институтов и повышение эффективности взаимодействия между государством, обществом и медиа.
Ключевые слова:
Алжир, политическая система, средства массовой информации, медиасреда, медиасфера, медиакоммуникации, социальные сети, цензура, цифровизация, коммуникации
Алжир, крупнейшая страна Африки, расположенная на северо-западе континента и занимающая площадь в 2,38 млн кв. км, играет ключевую роль в регионе Северной Африки. Его уникальное геополитическое положение, богатое историко-культурное
наследие и сложная политическая структура обусловливают значимость изучения медиасистемы страны. Анализ алжирской медиасистемы позволяет выявить механизмы формирования общественного мнения, поддержания национальной идентичности и контроля за распространением информации, что особенно важно в условиях активного взаимодействия медиа и государственной власти.
Политическая система Алжира оказывает значительное влияние на функционирование средств массовой информации, задавая нормативно-правовые и институциональные рамки их развития. Взаимосвязь между политической системой и медиасистемой отражает исторические, культурные и социальные особенности страны, что делает изучение этих аспектов важным для понимания современных вызовов в управлении информацией. Как отмечают исследователи, «политическая система определяет рамки и условия для развития СМИ», задавая не только институциональную структуру, но и динамику взаимодействия между властью, обществом и медиасектором.
Алжирская политическая система, представляя собой унитарную демократическую народную республику с полупрезидентской формой правления, является результатом многолетнего исторического развития. После обретения независимости в 1962 году Алжир прошёл путь от социалистической модели к плюралистической политической системе, закреплённой в конституционных реформах 1989 года. Эти изменения привели к институционализации многопартийности и более сбалансированному распределению властных полномочий между президентом, парламентом и правительством.
Система средств массовой информации Алжира занимает особое место как на африканском континенте, так и в международном информационном пространстве. Развитие медиасферы, начавшееся еще в конце XIX века, придало ей статус одной из наиболее передовых в Африке, что подтверждается широким охватом спутниковой связи и наличием развитой инфраструктуры.
Государство играет центральную роль в функционировании алжирской медиасистемы. В стране существуют две ключевые ассоциации, объединяющие журналистов и редакторов, что способствует институциональной поддержке и регулированию профессиональной деятельности. Наиболее заметным игроком в медиапространстве является Алжирское агентство новостей (Agence algérienne de presse, APS), основанное в 1961 году и публикующее материалы на арабском, французском и английском языках. APS служит как инструмент внутренней информационной политики и внешней пропаганды, представляя Алжир в мировых медиа. Его деятельность подкрепляется современными технологиями, включая спутниковую трансляцию и онлайн-сервисы.
Печатные СМИ в Алжире также демонстрируют значительное разнообразие. В стране издается более 300 газет, включая 65 ежедневных, из которых 32 выходят на арабском языке, а 33 - на французском. К числу ведущих изданий относятся Le Mujahedin, Le Soir и Le Peuple. Газеты охватывают широкий спектр политических, культурных и социальных тем, способствуя формированию общественного мнения и предоставляя платформу для дискуссий.
Государственные радио и телевидение играют центральную роль в медийной экосистеме страны. Национальное телевидение (ENTV), основанное в 1986 году, и Радио Алжира, существующее с 1956 года, выступают ключевыми каналами для трансляции государственной политики, культурного контента и новостей. Исторически эти каналы прошли значительную трансформацию: если в колониальную эпоху радио воспринималось как инструмент культурного давления, то в период борьбы за
независимость оно стало символом национального освобождения, объединяя алжирцев вокруг общей цели.
С развитием Интернета медиапространство Алжира претерпело значительные изменения. Появившийся в стране в 1993 году, Интернет стал важным инструментом научного и культурного обмена. Социальные сети, такие как Facebook, Instagram (запрещенные в РФ) и Twitter сегодня используются как каналы для распространения информации и социального взаимодействия. Популярность онлайн-СМИ и новостных сайтов, аудитория которых с 2016 года превзошла читателей печатных изданий, свидетельствует о росте цифровой трансформации. Однако существующая цензура в онлайн-пространстве ограничивает свободное распространение информации, что продолжает оставаться вызовом для медиаэкосистемы страны.
Таким образом, система СМИ Алжира, находящаяся под значительным влиянием государства, отражает исторические, культурные и технологические особенности страны. С одной стороны, она обеспечивает доступ к информации и платформу для культурного обмена, а с другой - сталкивается с вызовами, связанными с цензурой и
необходимостью адаптации к цифровой эпохе. Средняя скорость Интернета в Алжире-5-достигла 11.01 мегабайт в секунду в январе 2023 года. При этом в тот же период 2022 года средняя скорость Интернета составляла 9.78 мегабайт в секунду. Таким образом, нарастание скорости на 1.23 мегабайт ( + 17.2 %) создаёт объективные условия увеличению сетей публичного доступа. В январе 2023 количество пользователей социальных сетей достигло 23.95 миллионов человек, что составляет 52.9 % всего населения [5] .
В 2023 году в Алжире 32.09 миллиона человек пользовались Интернетом, что составляет 70.9 % из общего количества жителей. В то же время в 2022 году эта цифра
варьировалась около 27 миллионов человек Е. Следовательно, темпы роста числа пользователей Интернетом в 2023 году увеличились почти в два раза.
Согласно данным GSMA INTELLIGENCE использование Интернета через мобильный телефон в Алжире увеличилось на 1.8 миллиона ( + 3,8 %) между 2022 и 2023 годами.
В начале 2023 года количество жителей Алжира, не использующих Интернет, составило 13.17 миллионов, что составляет 29.1 % от общего числа жителей. Чаще всего это население старшего возраста, что подтверждают статистические данные. Агентство DataReportal ^^ в своем ежегодном докладе сообщило, что зафиксировало увеличение количества пользователей Интернета в январе 2023 году на 5 миллионов человек -5, 10] по сравнению с 2022 годом. Следовательно, жителям Алжирской республики свойственно стремление входить/включаться в Интернет-сообщества, а также активно использовать социальные сети.
К наиболее распространённым в Алжире на период начала 2023 года онлайн-платформам относятся: Facebook, Instagram (запрещены на территории РФ), YouTube, LinkedIn, Snapchat, Twitter.
Следует заметить, что социальные сети начали распространяться постепенно. В 2007 году в Алжире появился Facebook -t^, а в 2011 - YouTube Е.
Количество пользователей в 2022 году YouTube в Алжире составило около 22 миллионов человек, пользователей Facebook около 20 миллионов, Instagram около 8 миллионов, Snapchat около 7 миллионов человек J^.
В январе 2023 года количество пользователей социальных сетей в Алжире достигло 23,95 миллиона человек, из которых 22,1 миллиона были старше 18 лет. Это соответствует 75,4 % взрослого населения и 74,6 % от общего числа пользователей
Интернета в стране t51. Аудитория социальных сетей охватывает все категории интернет-пользователей, однако мужчины используют эти платформы активнее, чем женщины: на
мужчин приходится 58,1 % пользователей, тогда как доля женщин составляет 41,9 % i51. Преобладание мужчин среди пользователей связано, прежде всего, с социальными и культурными факторами.
Ниже представлены наиболее популярные социальные сети среди алжирской молодежи (согласно данным за 2020 год) -t151.
Facebook - 63.01 %
Twitter - 15.06 %
Instagram - 15.06 %
Другие социальные сети - 6. 84%
Социальные сети являются одним из самых популярных способов времяпрепровождения в Интернете. В Алжире наиболее активными их пользователями выступают молодые люди старше 18 лет и мужчины среднего возраста.
Характером взаимодействия участников обусловлено деление социальных сетей на контактные и контекстные. Отличительной особенностью контактных социальных сетей является возможность установления более тесного межличностного контакта между двумя участниками группы - Facebook, и др. Контекстные социальные сети, такие как Twitter, Instagram, Snapchat являются информационными каналами, в которых участники получают и транслируют информацию, выражают свое мнение, обмениваются репликами, но при этом не имеют возможности установления «закрытых» для других личных контактов ii^i.
В 2023 году 13.60 миллионов алжирцев использовали Facebook (по объему пользователей по всему миру Facebook - 3.07 миллиарда человек). Наиболее активную аудиторию данной социальной сети составили мужчины - 61.4 %, женщины, уступая почти вдвое, составили - 38.6% [6, 15].
В 2023 году количество алжирцев - пользователей YouTube - составило 22.70 миллиона человек, что эквивалентно 70.7 % от общего количества пользователей Интернета (вне зависимости от возраста), что соответствует первому месту по популярности среди жителей Алжира и второму месту по объему пользователей по всему миру - 2.7
(миллиарда человек) Из абонентов информационной сети YouTube 52.7 % составляют мужчины и 47.3 % - женщины. Гендерная структура довольно стабильна: количество мужской аудитории значительно выше женской. Характерно, что за период с 2020 по 2023 год, в топ-3 наиболее распространенных социальных сетей Алжира среди молодёжи продолжают входить Facebook и Instagram, где первое место продолжает занимать Facebook, а второе - Instagram.
Количество алжирских пользователей Instagram составило 8.4 миллиона человек (по объему пользователей по всему миру занимающую третье место - 2.115 миллиардов
человек) ■i1-. Количество пользователей LinkedIn составило 3.20 миллиона человек. Количество пользователей Snapchat составило среди жителей Алжира 6.95 миллионов человек, что на 11.2 % больше, чем в 2022 году. Данная медиаплатформа по
общемировому объему пользователей занимает четвёртое место - 414 миллионов Если считать, что конечная цель цифровой коммуникации — это максимально точно имитировать живое общение, несмотря на расстояния, то Snapchat ближе других
сервисов подошел к этой цели [4]. Вероятно, поэтому, занимая третье место в мире по объему пользователей, в 2023 году Twitter стал гораздо менее популярным среди алжирцев, уступив Snapchat. Следовательно, контактные социальные сети, помогающие налаживать коммуникацию между отдельными людьми или целыми группами с какой-то определенной целью, стали более востребованными среди всех алжирских пользователей Интернет-ресурсами. Популярность приложений на 2023 год Facebook и YouTube определяется максимальной длинной текстового сообщения: 63 206 символов
на Facebook и 5000 символов - максимальный объем символов в описании к видео на YouTube при максимальном размере файла - 256 ГБ, максимальной продолжительностью
видео - 12 часов Среди контекстных социальных сетей, таких как Twitter, Instagram и Snapchat наибольшей популярностью пользуется Instagram.
Согласно данным исследований t15- развитие социальных сетей имеет как позитивное, так и негативное влияние на культурно-религиозные ценности алжирской молодежи (от 18 до 24 лет). Алжирские коммуникационные сети используют микс арабского и других иностранных языков, что имеет определенное влияние на культурный код, так как 42% процента пользователей используют двуязычное смешение для общения между собой. При этом исследование аудитории выявило укоренившуюся, общепринятую для традиционных стран арабского востока преданность мусульманской культуре и её ценностям: 62% процента опрошенных подтвердили своё стремление распространять установленные, освященные религией обычаи, готовность противостоять влиянию западных культур П5-!.
Таким образом, в результате развития коммуникационной сети и всемирной системы объединённых компьютерных сетей (Интернета) социальные сети имеют значительное распространение в Алжире, затрагивая все слои населения. Гендерная структура пользователей традиционна для стран арабского востока: процент использования мужчинами Интернета и социальных сетей значительно выше, чем женщинами. Масштаб распространения, темпы роста числа участников, частота использования социальных сетей позволяет говорить о том, что социальные сети стали явлением повседневной жизни Алжирской Народной Демократической Республики. При этом характерно, что более половины молодых алжирцев готовы отстаивать и распространять культурные ценности Аль-Джумхурии аль-Джазаирии Демократии аш-Шаабии.
Несмотря на определенную пользу, которую появление социальных сетей принесло алжирскому обществу, существует также ряд авторов, которые считают, что «жизнь людей в "виртуальной реальности", уменьшение количества живого общения, а также взаимопроникновение культур ставят под угрозу национальную идентичность алжирского
народа» [6].
С точки зрения управления и регулирования СМИ, пресса и публикации в Алжире находятся в ведении Министерства информации, которое занимается развитием цифровых технологий и радио- и телевещания, и Министерства культуры, которое занимается вопросами культурной коммуникации, книгоиздания и т. д. Существуют также
комиссии по регулированию печатных и аудиовизуальных СМИ, члены которых назначаются президентом и парламентскими властями, а также высокопоставленными деятелями СМИ. Органический закон, который является основным действующим законом, устанавливает основные принципы работы прессы и издательского дела, подчёркивая, что свобода прессы должна учитывать многие аспекты, не должна наносить ущерб интересам государства и т. д., а Закон об аудиовизуальных средствах массовой информации развивает его, уточняя правила в области аудиовизуальных средств массовой информации в отношении доли национальных программ, доли дубляжа иностранных программ, использования национального языка и т. д.
Свобода выражения мнений признана в Конституции Алжира; статья 41 Конституции 2016 года гласит, что «граждане имеют право на свободу выражения мнений, ассоциации и
собраний» И^!. Однако эта конституционная гарантия часто подрывается другими правовыми нормами и практикой, которые ограничивают эти свободы.
Цензура СМИ в Алжире распространяется как на государственные, так и на частные средства массовой информации. Несмотря на то что в период с 2015 по 2023 год число
частных газет и вещательных компаний увеличилось они работают в строго
регулируемой среде. Правительство оказывает значительное влияние на СМИ с помощью различных средств, включая владение, контроль над типографиями и сетями распространения. Например, хотя основные газеты лишь частично контролируются алжирским правительством, печатные станки и поставки бумаги и типографской краски находятся под его контролем I14!. Государство также доминирует в секторе телерадиовещания: все теле- и радиостанции либо принадлежат государству, либо жёстко регулируются. В результате частные СМИ часто прибегают к самоцензуре, чтобы избежать возможных последствий. Журналисты в Алжире сталкиваются с рядом проблем, включая преследования, судебные разбирательства и тюремное заключение, которые еще больше ограничивают свободу слова в сфере СМИ.
Исследование алжирской медиасистемы в контексте взаимодействия с политической системой страны подтверждает, что эволюция средств массовой информации тесно связана с историческими, политическими и культурными процессами, происходившими в стране. Полупрезидентская республиканская система управления, сформированная в результате конституционных реформ и стремления к политическому плюрализму, оказывает непосредственное влияние на институциональную структуру и функционирование СМИ.
Государственная роль в управлении медиасистемой является ключевой характеристикой алжирской модели. На примере деятельности таких институтов, как Алжирское агентство новостей и Национальное телевидение (ENTV), видно, как СМИ используются для поддержки государственной политики и продвижения национальных интересов как внутри страны, так и за ее пределами. Тем не менее, этот процесс сопровождается значительными ограничениями, связанными с цензурой и ограничением свободы слова, что подчеркивается рядом правовых и институциональных механизмов, регулирующих деятельность как государственных, так и частных медиа.
С развитием Интернета и цифровых технологий в стране наблюдаются важные трансформации медийного пространства. Социальные сети, новостные сайты и онлайн-СМИ стали играть все более важную роль в жизни алжирцев, особенно молодежи. Эти платформы предлагают альтернативу традиционным СМИ, предоставляя более оперативные и разнообразные источники информации, а также создавая новые формы
взаимодействия между государством, обществом и медийным сектором. Тем не менее, даже в цифровой среде сохраняются барьеры, связанные с цензурой, что ограничивает доступ к полной и объективной информации.
Важно отметить, что изучение алжирской медиасистемы позволяет лучше понять не только механизмы распространения информации и управления общественным мнением, но и те вызовы, с которыми сталкивается страна в условиях глобализации. С одной стороны, расширение интернет-доступа и социальных сетей способствует развитию гражданского общества и открывает новые возможности для культурного и научного обмена. С другой стороны, сохраняющиеся традиционные подходы к контролю над медийной сферой указывают на сложность адаптации политической системы к современным требованиям информационной эпохи.
Одним из центральных выводов является необходимость дальнейшего реформирования медиасферы с целью обеспечения более сбалансированного взаимодействия между государственными институтами и гражданским обществом. Усиление независимости медиа, снижение уровня цензуры и поддержка цифровых технологий могут стать ключевыми факторами, способствующими укреплению демократии и политического плюрализма в стране.
Исследование показывает, что медиасистема Алжира, являясь продуктом уникального историко-культурного контекста, представляет собой динамичный и сложный феномен. Её изучение важно не только для понимания внутренней структуры и вызовов страны, но и для анализа глобальных тенденций в области развития средств массовой информации. Опыт Алжира может быть полезен для других стран, стремящихся найти баланс между традиционными ценностями, национальными интересами и вызовами цифровой эпохи.
В заключении, дальнейшие исследования алжирской медиасистемы и её взаимосвязи с политической системой представляют собой перспективное направление для анализа механизмов формирования национальной идентичности, влияния глобализации и роли медиа в поддержании политической стабильности. Только всесторонний подход к изучению этих процессов позволит глубже понять динамику взаимодействия государства, общества и медийного пространства в современных условиях.
Библиография
1. Желтов В. В., Желтов М. В. Алжир: реформирование как проявление арабской весны // СибСкрипт. - 2015. - № 2-2 (62). - С. 33-38.
2. Кузнецова В. Е. Исторический анализ роли миграционных отношений Алжира и Франции в войне за независимость Алжира // Россия и мусульманский мир. - 2021. - № 2 (320).
3. Новейшая история арабских стран Африки: 1917-1987. - М.: Наука, 1990. - 472 с.
4. Новикова А. Е. Африканский опыт конституционно-правового гарантирования свободы массовой информации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2022. - Т. 8. - № 3. - С. 143-151.
5. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2022. - Т. 8. - № 3. - С. 143-151.
6. Степура И. В. Алжир - борьба за независимость и последующие реформы: состояние социума и прессы // Экономика и социум. - 2013. - № 4-2 (9).
7. Entelis J. P. Algeria: The Revolution Institutionalized. - Westview Press, 1986.
8. Fanon F. Sociology of a revolution [in French]. - Paris: Maspero, 1972. - 52 p.
9. Hargreaves A. G. Algeria: Nation, Culture and Transnationalism. - Indiana University Press, 2017.
10. L'Afrique française. - 1927. - № 5. - P. 184.
11. Merad A. The formation of the Muslim press in Algeria 1919-1939 [in French] // Revue de l'Institut des Belles lettres arabes à Tunis. - 1964. - Vol. 27. - P. 9-29.
12. Algeria: Constitution needs stronger human rights safeguards // Amnesty International. URL: https://www.amnesty.org/en/wp-
content/uploads/2021/05/MDE2833662016ENGLISH.pdf (дата обращения: 08.11.2024).
13. Algeria: social media users growth rate 2015-2024 // Statista. - 2024. - 23 February. URL: https://www.statista.com/statistics/1303644/percentage-change-in-the-number-of-social-media-users-in-algeria/ (дата обращения: 08.11.2024).
14. Algeria country profile // Library of Congress Federal Research Division. - March 2006. URL: https://www.marines.mil/Portals/1/Publications/Algeria%20Profile.pdf?ver (дата обращения: 08.11.2024).
15. Каримов Н. Р. Влияние медийных стратегий на формирование национальной идентичности // Вестник международных исследований. - 2022. - № 4. - С. 67-74.
16. Попов А. И. Политическая система и медиасреда: кейс стран Северной Африки // Политическая наука. - 2022. - № 3. - С. 84-91.
17. Иванова Е. С., Смирнов Д. В. Роль социальных сетей в политической коммуникации: современные вызовы // Социально-политические исследования. - 2023. - № 2. - С. 1521.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В данной рецензии рассматривается научная статья «Политическая система и медиасфера Алжира: вызовы и перспективы в эпоху цифровизации». Статья представляет собой исследование в области массовых и интернет-коммуникаций в а лж ирс ком о б щ е ств е .
В статье детально рассмотрены и проанализированы используемые средства коммуникации в современном Алжире, приведена статистика, отражающая рост числа интернет-пользователей в стране, а также объяснены причины и последствия подобного явления.
Автор отмечает особую роль государства и цензуры в средствах массовой информации в Алжире. Ссылаясь на Конституцию Алжира, автор, тем не менее, констатирует, что «конституционная гарантия (на свободу слова) часто подрывается другими правовыми нормами и практикой, которые ограничивают эти свободы».
К сожалению, автор не описывает цель и задачи, а также материал исследования. Объектом исследования является медиасистема Алжира.
Предметом исследования выступают СМИ и социальные сети, оказывающие наибольшее
влияние на коммуникационные процессы Алжирской республики.
Статья состоит из введения, практической части, заключения и библиографии.
Автор последовательно сравнивает рост количества пользователей интернета,
отталкиваясь от их социальных характеристик, таких, как пол и возраст. В качестве
основного автор применяет сравнительно-аналитический метод.
В заключении автор делает выводы и обобщает результаты своего исследования.
Данные результаты можно считать научно обоснованными и достоверными.
Статья написана в соответствии с критериями, предъявляемым к научным статьям.
Объём статьи является достаточным.
Статья оформлена в соответствии с требованиями к научным статьям, содержит ссылки
на источники и список литературы, включающий в себя наиболее актуальные исследования по данной теме.
В результате анализа автор делает вывод о том, что «медиасистема Алжира, являясь продуктом уникального историко-культурного контекста, представляет собой динамичный и сложный феномен».
Статья также содержит ряд легкоустранимых недостатков. Так, автор не описывает цель и задачи, а также материал исследования. В качестве пожелания к будущим исследованиям, хотелось бы порекомендовать также учесть региональные и языковые особенности Алжира. Автор вскользь упоминает про двуязычие в соцсетях, однако, в некоторых регионах, таких как Батна, Тизи-узу и др. можно предположить, что с ростом вложений в продвижение берберских языков и культуры, все больше распростаняется трехъязычие, или тамазиг-арабское двуязычие (в противовес франко-арабскому) что также может накладывать отпечаток на предпочтительные каналы коммуникации для местного населения.
В целом, статья «Политическая система и медиасфера Алжира: вызовы и перспективы в эпоху цифровизации» представляет собой научно-исследовательскую работу высокого уровня, которая вносит вклад в изучение медиасистемы региона Северной Африки. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям, и может быть рекомендована к публикации в журнале Litera.