Сетевые СМИ в современном Таджикистане: социально-экономический анализ
Д.М. Салимов
Аннотация— В статье рассматривается положение сетевых СМИ как новый вызов для Таджикистана. При этом главный акцент делается на формирование сетевого общества и его влияние на трансформацию общественно-политической жизни страны в целом. На этой основе определяются основные тенденции развития сетевых СМИ и сформированная по отношению к ним медийная стратегия, создающая соответствующее коммуникационное пространство, ориентированное на сохранение информационной безопасности. Выявляются социальные и экономические основы стратегии контроля над сетевыми СМИ. Результаты и выводы предлагаемого исследования опираются на оригинальные источники, эмпирические данные и сравнительные исследования Таджикистана в контексте стран среднеазиатского региона. Данный аспект включает в себя исследование социологических и журналистских расследований, как региональных, так и международных организаций. Эмпирической базой исследования также являются материалы сетевых СМИ и содержания законов, определяющие интернет-контент в стране.
Ключевые слова— СМИ, политическая система, цензура, сетевые СМИ, интернет, сетевая аудитория, информационное пространство, трансформация.
I. Введение
Трансформационные процессы в Таджикистане происходят параллельно с формированием новой горизонтальной и сетевой модели взаимодействия и взаимовлияния между общественно-политическими силами. Особенности этого взаимовлияния заключаются в его информационной составляющей, становящейся все более интенсивной под влиянием сетевых СМИ и соответствующей им аудитории. Хотя применяемые разными акторами методы воздействия позволяют повысить уровень доверия к распространяемой сетевыми СМИ информации, однако, она, зачастую приобретает вирусный характер. Данное явление можно было наблюдать на примере национальных государств, находившихся в зоне «цветных революций».
В условиях современного Таджикистан, функционирование сетевых СМИ в контексте легитимации публичной политики зачастую считается
Статья получена 10 октября 20203. (укажите здесь дату, когда статья была загружена на сайт журнала).
Д.М. Салимов, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры регионоведения, международных отношений и политологии ВШСГН и МК САФУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия (E-mail: dilovar.salimov.1988@mail.ru).
концептуальным основанием для определения особенностей режима, его демократического или авторитарного характера [21]. К этому можно добавить ещё и исследования, посвященные взаимоотношению власти и сетевых СМИ в контексте поддержания государственной идеологии. Объединяющим фактором разнообразных подходов к данному вопросу является то, что развитие сетевой аудитории, как новый вызов государственной идеологии, значительно
способствовало формированию новых механизмов регулирования сетевых СМИ [22].
Развитие интернет - ресурсов и появление соответствующей им аудитории в Таджикистане также являются объектом изучения исследователей постсоветских государств. Здесь главный акцент делается на инструментальную значимость сетевых СМИ, а также на формирование ими медийного пространства для политического оспаривания [13]. Особый интерес вызывает обсуждение положения подобных СМИ в рамках региональных научных конференций, посвященных СМИ и интернету в среднеазиатском регионе. В них функционирование сетевых СМИ рассматривается в контексте легитимации внешней политики страны и на региональном, и на общемировом уровне [10].
В научной сфере современного Таджикистана можно наблюдать два подхода к анализу функционирования сетевых СМИ и интернета в политической жизни страны. Первый подход посвящён определению значимости онлайн-журналистики и сетевых СМИ. Здесь также рассматривается положение традиционных СМИ в условиях глобализации информационных технологий, их конкурентоспособности по отношению к сетевым СМИ. Отмечается, что сетевые СМИ значительно способствовали формированию новой формы онлайн-журналистики - «журналистики без границ» [1].
В рамках второго подхода сетевые СМИ приобретают, как положительный, так и отрицательный характер. Положительным фактором считается облегчение доступа общества к информации, появление альтернативных источников как зарубежных, так и внутренних новостей. В то же время, указываются отрицательные стороны данного явления: усиление воздействия глобальных сетевых СМИ на общественное мнение, навязчивое внедрение чужих ценностей в общество и уязвимость информационной безопасности
страны [9].
Целью данной работы является определение функционирования сетевых СМИ и сетевого сообщества и анализ механизмов сформированного по отношению к ним режима цензуры и контроля. В соответствии с поставленной целью в статье осуществляется:
- исследование интернет-контента и соответствующей им аудитории в стране;
- определение коммуникативно-сетевых факторов взаимодействий власти и общества;
- анализ изменения ракурса сетевых СМИ в контексте легитимации действия власти под воздействием режима цензуры и контроля в стране.
Отправной гипотезой данного исследования является представление о том, что появление сетевых СМИ в современном Таджикистане в определенной степени способствовало установлению в стране менее регулируемого информационного сетевого пространства, однако режим цензуры и контроля над СМИ стремится сделать эту систему интегративной и отправляет все оппозиционные суждения на периферию.
II. Социально-экономические факторы интернет-коммуникации в Таджикистане
В современном Таджикистане наиболее динамично развивающимся видом коммуникаций выступает сетевая политическая коммуникация, способствующая в определенной степени формированию принципиально новых форм влияния на субъекты политики. Основной частью аудитории интернета в стране являются пользователи сетевых СМИ. Так, согласно результатам исследования института по освещению войны и мира (ТЖРЯ) Таджикистан занимает лидирующее место среди стран региона в контексте проникновения традиционных СМИ в сетевую среду [18]. Результат анализа показывает, что 82% таджикских журналистов предпочитают работать в сетевой среде. Другая часть журналистов предполагает, что традиционные СМИ станут мультимедийными. По данным социологического центра «Зеркало», сегодня 45% населения страны
предпочитают получать информацию в социальных сетях. Наиболее популярными признаются Facebook*, Instagram*, YouTube и Одноклассники. Наиболее популярными среди таджикских ресурсов считаются такие сетевые СМИ, как Somon.tj, Ozodi.org, News.tj, и Khovar.tj [7].
Согласно официальным данным, на сегодняшний день количество пользователей интернетом в стране достигает 3 млн. человек. В то же время, по данным ИА «Азия-Плюс», количество пользователей интернета в стране достигает 1,6 млн. человек [17]. Эта статистика также находит подтверждение в отчете интернет-сервиса Speedtest Global Index от 2020 г. [17].
Результаты исследований, проведенных международными организациями, также демонстрируют противоположную картину: по данным «Internet Accessibility Index» [14] от 2021 г., страна занимает одно из последних мест среди стран региона по уровню развития интернета (Таблица 1).
Таблица 1. Рейтинг стран Центральной Азии по доступности интернета по данным «Internet Accessibility Index» от 2021 г.
Страна Место в рейтинге Скорость скачивания интернета (Мбит/с) Стоимость за месяц в $ Доступность в % Стоимость 1 ГБ интернет трафика в $
Казахстан 43 1,39 11,5 2,72 0,9
Кыргызстан II0 1,58 24,3 11,56 1,0
Узбекистан II2 0,96 15,4 6,46 2,0
Таджикистан I3I 0,38 30,4 24,72 4,4
Туркменистан I6I 0,32 213,8 5I,I7 13,5
Таблица 2. Интернет-провайдеры и тарифные планы в Таджикистане от 2022 г.
Оператор Сумма подключения к сети ($) Официальный сайт Стоимость тарифов
тип доступа объем ГБ стоимость ГБ (S)
TojNet 2,95 http://tojnet.tj с лимитом 40 гб 5,9
без лимита доступ ко всем интернет-ресурсам I0,81
услуги 1Р ТВ абонемент на месяц 3,5
Sa-Net 2,95 http://sa-net.tj с лимитом 30 гб 5,90
без лимита доступ ко всем интернет-ресурсам 4,1
услуги 1Р ТВ абонемент на месяц 3,4
Телеком Технолоджи 14,74 https://ttl.tj с лимитом 25 гб 8,85
без лимита доступ ко всем интернет-ресурсам I7,69
услуги 1Р ТВ абонемент на месяц 3,4
Intercom - https://intercom.tj/ru/ с лимитом 10 гб 7,37
без лимита доступ ко всем интернет - ресурсам I8,67
Babilon - T - https://www.babilon-t.tj с лимитом 30 гб 7,57
без лимита доступ ко всем интернет-ресурсам 5,90
Истэра 19,66 eastera.tj с лимитом - -
без лимита доступ ко всем интернет-ресурсам 24,57
Наличие стратегии, ограничивающей интернет и функционирование сетевых СМИ, помимо политических, также имеет экономические мотивы.
Интернет в Таджикистане является одним из самых дорогих в регионе [8], особенно если учитывать тот факт, что размер минимальной заработной платы в стране составляет 400 сомони ($38). Указанные в таблице 2 интернет-провайдеры, обеспечивающие доступ к сетевым и глобальным СМИ, постепенно превращаются в механизм системы цензуры, что проявляется и в ограничении интернета со стороны владельцев и в повышении цен на интернет-трафики. Несмотря на наличие противоречий, относительно роста интернета и сетевых СМИ в стране, очевидным остается тот факт, что интернет и связанные с ними сети становятся важными связывающими каналами между различными слоями населения, находящихся и в стране, и за ее пределами.
III. Сетевые СМИ и сетевая аудитория
В ходе исследования были установлены основные тенденции выделения сетевых СМИ в следующие блоки.
Первый блок. Традиционные СМИ, присутствующие в интернете (Таблица 3). С переходом традиционных государственных СМИ в сетевую среду сохранилась их позиция по отношению к идеологии власти, точно также не изменилось и отношение к ним таджикского общества. Они по-прежнему являются инструментом пропаганды идеологии власти.
Практически все общереспубликанские
государственные СМИ имеют электронные версии в интернете, их сайты постоянно обновляются, материалы являются основанием для оценивания политической реальности в стране глобальными СМИ и международными организациями.
Использование социальных сетей государственными СМИ для расширения сферы своего влияния далеко неоднородно. Периодические государственные издания используют чаще всего Facebook* («Голос народа», «Республика» и «Трибуна народа»). Для электронных государственных СМИ помимо Facebook*, Instagram*, также свойственно применение таких социальных сетей как YouTube, Одноклассники и ВКонтакте. Доминирующее место среди них занимают Facebook* и видеохостинг YouTube.
Сегодня государственное телевидение и радио имеют свои каналы в YouTube, где периодически размещают документальные фильмы политического и социального характера, не противостоящие идеологии власти. Особое значение имеет наличие «ТВ Спорт» и «ТВ Сафина» и радио «Голос таджика» в социальных сетях.
Проникновение государственных СМИ в сетевую среду, помимо попытки увеличить количество своей аудитории, создает виртуальное пространство, где формируется искусственный контент политической реальности страны. По сути, они выполняют ту же функцию, что и традиционные СМИ, однако
распространяемый ими пропагандистский контент доступен широкой аудитории, говорящей на разных языках мира. Исходя из этого, можно считать, что их наличие в сетевой среде не вызывает негативных оценок со стороны существующих в настоящее время политического режима цензуры и контроля. Напротив, расширяя сферу своего влияния в стране и за ее пределами, они выступают в качестве укрепления политической позиции таджикского руководства как внутри страны, так и в контексте проводимой им внешней политики.
Таблица 3. Наличие общереспубликанских традиционных государственных СМИ, присутствующих в интернете и пользующих социальны сети от 2022 г.
Анализ также демонстрирует, что работа традиционных независимых СМИ в сетевой среде в определённой степени затрудняла функционированием системы цензуры и контроля. Правда, что политический режим цензуры и контроля имеет возможность ставить препятствия самого разного характера: отказ типографии печатать газеты, блокировка интернет-сайтов и т.п. Однако наличие доступа к социальным сетям позволяет им не всегда находиться в зоне влияния политического режима цензуры и контроля. Примером служит блокировка сайта газеты «Азия плюс» (www.news.tj) в ноябре 2018 г., когда доступ к сайту был возможен только через VPN. До выхода нового сайта, газета распространяла свои материалы в Facebook*, Instagram*, YouTube и Telegram [2].
Наименование Официальный сайт Распространение в соц. сетях Количество подписчиков
Телевидение
ТВ Точикистон https://tvt.tj Facebook* 4 тыс.
YouTube 189 тыс.
Twitter 86
ТВ Сафина https://safina.tj YouTube 2I,4 тыс.
ТВ Чахоннамо https://jtv.tj/ Facebook* 2,7 тыс.
YouTube 3I,9 тыс.
Радио
Радио Ховар https://khovar.tj Facebook* 9,4 тыс.
Радио Точикистон https://radiotoj.tj Facebook* 12 тыс.
YouTube 6,25 тыс.
Радио Голос Душанбе https://sadoidush anbe.tj Facebook* 927
YouTube 24
Радио Голос таджика http://vot.tj Facebook* 1,5 тыс.
YouTube 369
Периодические издания
Республика www.jumhuriyat. tj Facebook* 2,2, тыс.
YouTube 369
Голос народа http://sadoimardu m.tj Facebook* 3 тыс.
Молодежь Таджикистана http://javonon.tj/i ndex.php/tj/ Facebook* 10,1 тыс.
Telegram I20
Народная газета http://www.narod naya.tj Facebook* недоступно
Трибуна народа http://www.hams afon.tj Facebook* 2,4 тыс.
Следует подчеркнуть, что в отличие от государственных СМИ, независимые СМИ, присутствующие в интернете, еженедельно размещают свежие материалы информационного и аналитического характера. Так, интернет-сайты газеты «Азия плюс», «Свободные» и «Взгляд», помимо распространения материалов, выходящих в традиционной форме, ежедневно распространяют информацию о происходящих событиях в стране и мире на таджикском, русском, английском и персидском языках. Правда, в последствие они прекратили функционировать.
Сегодня газета «Азия плюс» занимает лидирующее место по популярности в сетевой среде (Таблица 4).
Таблица 4. Наличие общереспубликанских традиционных независимых СМИ, присутствующих в интернете и пользующих социальные сети от 2Q22 г.
Наименование Официальным сайт Социальные медиа Кол-во подписчиков
Телевидение
ТВ СМТ https://cmt.tj Facebook* 1,4 тыс.
YouTube I04
Радио
Радио Родина http://vatan.tj Facebook* 11 тыс.
Радио Азия-нлюс http://asiaplusradi o.tj/ Facebook* 18 тыс.
YouTube 171 тыс.
Twitter 532I
Instagram* 4 985
Telegram 658
ВКонтакте 298
Радио Согласный http://www.hamsa do.tj/ Facebook * 5,9 тыс.
YouTube 36,8 тыс.
ВКонтакте 6
Периодические издания
Азия -нлюс https://asiaplustj. i nfo/ru Facebook * 2I0 I29
YouTube 171 тыс.
Twitter 79,5 тыс.
Instagram* 241 тыс.
Telegram 47 28I
ВКонтакте II007
Фараж https://faraj.tj Facebook* 2,4 тыс.
YouTube 13,7 тыс.
Twitter 2I
Telegram I99
СССР http://cccp.tj/tj/ Facebook* 3,1 тыс.
YouTube 7,2 тыс.
Точикистон https://pressa.tj Facebook* I6, тыс.
YouTube I24, тыс.
Twitter 3I,4 тыс.
Telegram 342
Следует подчеркнуть наличие независимых телеканалов, присутствующих в интернет, хотя их аккаунты сложно считать влиятельными. Так, официальный УоиТиЪе канал единственного общереспубликанского независимого телевидения СМТ состоит лишь из нескольких видеороликов, представленных информационным и развлекательным материалом. Аналогичную позицию СМТ занимает и в других социальных сетях.
Наиболее авторитетными электронными СМИ в контексте их распространения в социальных сетях
являются радио «Азия плюс», «Родина» и «Согласный», выходящие на русском и таджикском языках. К ним можно отнести независимое радио «Сегодня», которое на сегодняшний день не имеет своего официального сайта в интернете, но в то же время его аккаунты функционируют в таких социальных статях, как Facebook* и YouTube.
Оценивая роль независимых СМИ, присутствующих в интернете, следует признать, что с переходом в сетевую среду их влияние усиливается: под их влиянием начали формироваться новые модели общественного устройства, которые ранее не существовали в публичном политическом пространстве. При этом и проправительственные, и независимые СМИ, присутствующие в интерне по-прежнему подвержены воздействию со стороны политического режима цензуры и контроля.
Второй блок. СМИ, выходящие непосредственно в интернет. Данная группа включает в себя информационные агентства и информационно-аналитические порталы, расширяющие сферу своего влияния в социальных сетях (Таблица 5).
Исследование информационного пространства позволяет вести речь лишь об одном государственном информационном агентстве НАИТ Ховар, доступном только в интернете. Согласно протоколу №7 правительства от 30 июня 2015 г., доступ к официальной информации возможен только посредством НИАТ Ховар. Публикации официальной информации до ее выхода в НАИТ Ховар считаются правонарушением [11].
Независимые информационные агентства, входящие в сетевую среду, выпускают критические материалы в отношении действующего режима, ранее подобная информация исходила от информационных агентств «Свободные» и «Tojnews», которые впоследствии перестали функционировать. На сегодняшний день подобное позиционирование поддерживают информационные агентства «SugdNEWS» и «Pamir Daily News».
Представленные в таблице интернет-порталы являются исключительно информационными, функционирующими в соответствии с законодательством в области СМИ. Они функционируют в соответствии с законодательством страны, что не исключает вероятности влияния на них режима цензуры и контроля. Более того, в силу отсутствия альтернативного варианта распространения информации в случае их блокировки или закрытия доступа к интернету они могут оказаться вне зоны коммуникационного пространства.
Глобальные сетевые СМИ. В Таджикистане, как и в других среднеазиатских странах, социальные сети не имеют законного статуса, которыми обладают традиционные СМИ, хотя их наличие, в контексте обеспечения информацией, является залогом успеха современных таджикских СМИ. В то же время их считают «самым опасным видом журналистики с учетом того факта, что они могут оказаться инструментом воздействия со стороны геополитических игроков, что наблюдается в странах третьего мира» [6].
Анализ развития глобальных сетевых СМИ и наличие соответствующей им аудитории демонстрирует, что наиболее статусные из них являются Facebook*, YouTube, Twitter, Instagram* и Одноклассники. Согласно отчету «Data Reportai» от 2019 г., самыми популярными среди них являются Instagram* и Facebook*, которые выступают платформой политической коммуникации [20]. Согласно результатам проведенного исследования IWPR от 2018 г., в Таджикистане влиятельными глобальными сетями признаны Facebook*, Twitter и YouTube: 97,5% журналистов в стране используют Facebook*, 45% -YouTube, 32,5% - Twitter, 25% - Instagram* [7].
Таблица 5. Информационные агентства и информационно-аналитические службы, представленные только в интернете от 2022 г.
Информационные агентства
Наименование Официальный сайт Социальные медиа Кол-во подпис-
чиков
Ховар https://khovar. tj Facebook* 9,4 тыс.
Facebook* 20 164
https://avesta.t j YouTube 7,9 тыс.
Авеста Twitter 7260
Telegram 59
ВКонтакте 812
Facebook* 3,5 тыс.
https://sugdne ws.com YouTube
SugdNEWS Twitter 578
Telegram 819
ВКонтакте 196
Pamir Daily News https://pamird aily.com Facebook* 25 тыс.
Twitter 4
Telegram 17,4 тыс.
Информационно-аналитический порталы
Rushnoi http://rushnoi.o rg Facebook* 850
Facebook* 28 076
YouTube 6,51 тыс.
Your https://your.tj ВКонтакте 8
Одноклассник 14
и
Точка зрения https://nuqta.tj Facebook* 699
https://factchec ktj Facebook* 1 549
Factcheck YouTube 50
Telegram 429
Молодежь -будущее нации Facebook* 446
https://jom.tj YouTube 1,04 тыс.
Telegram 59
Twitter 97
Глобальные сетевые СМИ в условиях Таджикистана также характеризуются неконтролируемостью с позиции формирования сетевых сообществ, состоящих из представителей различных слоев общества. Можно наблюдать множество примеров, демонстрирующих значимость сетевых СМИ как механизм объединения представителей оппозиции и формирования антиправительственных взглядов и убеждений, а также соответствующих им моделей поведения. Яркий пример этому -позиционирование глобальных сетевых СМИ по отношению к пограничному конфликту между Таджикиста-
ном и Киргизией в апреле-мае 2021 и в сентябре 2022 г.
Так, только в указанные периоды в Facebook* и УоиТиЪе появилось более 70 аккаунтов, освещающих исключительно вопросы, касающиеся пограничного конфликта между Таджикистаном и Киргизией. Организаторами большинства подобных
информационных платформ были представители таджикской оппозиции, находящиеся за рубежом. В таблице 6 представлен анализ материалов YouTube (20 видеороликов в мае-апреле 2021 и 15 видеороликов в сентябре 2022 г) и Facebook* (20 аккаунтов в апреле-мае 2021 г., и 14 в сентябре 2022 г.), посвященных исключительно пограничному конфликту между Таджикистаном и Киргизией. Анализ демонстрирует, что сетевая активность таджикской оппозиции была рассчитана в первую очередь на привлечение внимания трудовых мигрантов и формирование у них протестных настроений относительно действующего режима.
Таблица 6. Позиционирование таджикской оппозиции в УоиТиЪе и Facebook* относительно пограничного конфликта между Таджикистаном и Киргизией в апрель-мае 2021 и в сентябре 2022 гг.
Объект Позиционирование Используемые
исследо в апреле-мае в сентябре факты для
вания 2021 г. 2022 г. утверждения
позиции
35 1. Отставка 1. Без - анонимные
видеороли руководства изменения участники
ков страны и 2. Без /свидетели
YouTube создание изменения пограничного
канал справедливого/ 3. конфликта
исламского Объедине- - анонимные
государства ние всех звонки жителей
2. таджиков- пограничных
Взаимодействие мусульман в городов
с оппозицией, целях - показ
находящейся в свержения провокационных
заключении таджикской видеороликов с
3. Объединение власти участием
всех таджиков- 4. Создание вышестоящих
мусульман в фронта лиц
целях защиты таджикской - проведение
территории и оппозиции спецпрограмм с
сохранения на участием
суверенитета погранич- лидеров
Таджикистана ной оппозиции
от внешних сил территории - создание
искусственных /
провокационных
сцен с участием
«жертв» в
пограничных
конфликтах
Материа- 1. Свержение 1. Без - фото убитых и
лы 34 власти путем изменения пострадавших
аккаунтов митингов и 2. Без - фото
в восстаний изменения отдыхающих
Facebook* 2. Создание 3. Отсут- вышестоящих
нового ствует лиц
государства с 4. Соверше- - переведенные
участием ние джихада тексты на
находящейся /борьбы таджикском
оппозиции, как против - публикации
под арестом, так врагов аналитических
и в изгнании материалов,
3. Изменения базирующихся
Конституции на принципах
страны отобранных
мнений
IV. Механизмы реализации системы контроля НАД СЕТЕВЫМИ СМИ
Сформированная новая горизонтальная и сетевая модель взаимодействия между обществом и властью в определенной степени привела к изменению механизмов реализации системы цензуры и контроля над сетевыми СМИ. В ходе анализа были выделены следующие методы ограничения влияния сетевых СМИ и механизмы реализации системы цензуры и контроля по отношению к ним в стране.
1. Технические ограничения, проявляющиеся в закрытии доступа к сетевой среде и повышении цен на интернет. Главным механизмом этой стратегии выступает Служба связи при Правительстве РТ. Ее главная функция заключается в разработке и реализации государственной политики в области связи, проведении государственного надзора, регулировании и осуществлении деятельности по оказанию услуг в этой сфере [12]. Служба связи при правительстве РТ также управляет государственным оператором связи «Точиктелеком», являющимся единственным юридическим лицом, импортирующим интернет-трафик в стране [15]. Подобным статусом также обладает Единый коммутационный центр (ЕКЦ), созданный при «Таджиктелеком», посредством которого аккумулируются международные услуги связи и интернета всех операторов и провайдеров страны [3].
2. Правовое ограничение, непосредственно связанное с комплексом правовых мер, ориентированных на ограничение сферы влияния сетевых СМИ. Особое значение в этом направлении имеют Закон РТ «О борьбе с терроризмом» [4], Закон РТ «О противодействии экстремизму» [5]. Они определяют правила существования контента в рамках интернет-пространства. Внесенные изменения в них в последние годы позволили значительно расширить сферу влияния государственных органов в контексте ограничения сферы влияния сетевых СМИ. Так, согласно Закон РТ «О борьбе с терроризмом», по всей территории страны, или в отдельных ее регионах может быть приостановлен доступ к электронным средствам связи. Это объясняется вероятностью расширения влияния религиозно-радикальных движений, использованием ими интернета в целях манипулирования сетевым пространством, в случаях наличие данного явления, как это наблюдалось в террористических актах в сентябре 2015 г. в стране.
Особое значение для определения контента интернет -пространства имеет УК РТ, согласно которому пользователи сетевых СМИ, могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности:
- За публичное оскорбление президента РТ или клевета в его адрес в Интернете. Наказание: от 2 до 5 лет лишения свободы (ст.137.).
- За публичное оскорбление Основоположника мира и национального единства - Лидера нации или клевете в его адрес в Интернете. Наказание: от 2 до 5 лет лишения свободы (ст. 137 (1).
- За вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие с использованием средств массовой информации или сети интернет. Наказание: от 10 до 15 лет лишения свободы (ст. 179 (1).
- За публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РТ с использованием средств массовой информации или сети интернет. Наказание от 8 до 15 лет лишения свободы (ст. 307).
- За организацию или участие в деятельности экстремисткой организации с использованием средств массовой информации, сети интернет или иным способом. Наказание: от 5 до 8 лет лишения свободы (ст. 307 (3).
- За оскорбление представителя власти с использованием средств массовой информации или сети интернета. Наказание: в размере от одной тысячи до тысячи пятисот показателей для расчетов или лишением свободы на срок до 2 лет (ст. 330).
- За подготовку или планирование агрессивной войны с использованием средств массовой информации или сети интернета. Наказание: от 5 до 10 лет лишения свободы (ст. 395) [19].
V. Заключение
Появление сетевых СМИ в современном Таджикистане способствовало изменению стиля политической журналистики, хотя страна в регионе занимает одно из последних мест в контексте доступа к интернету. Этот процесс сопровождается как уменьшением источников дохода традиционных СМИ, так и повышением цен на Интернет-ресурсы.
Сетевые СМИ, функционируют в рамках законодательства страны, что наряду с традиционными СМИ, увеличивает вероятность их попадания в сферу влияния режима цензуры и контроля. Механизмы данного режима по отношению к сетевым СМИ определяются их позиционированием к действующей власти. Переход традиционных государственных СМИ в сетевую среду не изменил их экономические и социальные приоритеты. Данная трансформация способствовала увеличению аудитории в сетевой среде, расширила информационное пространство и политическое влияние государства. Их финансирование властью позволяет им выжить в условиях бурного развития сетевых каналов коммуникации. В то же время, традиционные независимые СМИ в условиях развития интернет-технологий столкнулись с финансовыми трудностями, что зачастую приводит к прекращению их функционирования. Тем не менее, их наличие в сетевой среде в определенной степени способствовало формированию новой модели взаимоотношения между властью и обществом. Однако данный фактор не является гарантией их функционирования вне зоны влияния режима цензуры и контроля. Аналогичный вывод можно сделать по отношению к СМИ, выходящим только в пространстве
интернета, часть из которых функционирует, в том числе, и за счет зарубежных грантов.
Глобальные сетевые СМИ в условиях современного Таджикистана характеризуются неконтролируемостью, что позволяет говорить о них как о новом вызове режиму цензуры и контроля. Они также выступают «новым рынком рекламы» информационных продуктов, которые зачастую приобретают вирусный характер. Это проявляется в их глобальном характере, обусловливающем высокий потенциал информационно -коммуникационного проникновения в политическую сферу страны путем применения интернет-технологий со стороны внешних акторов. Полученные результаты анализа онлайн-встреч в YouTube и материалов Facebook*, посвященных военному конфликту между Таджикистаном и Киргизией, служат этому подтверждением.
С различной степенью интенсивности власть в Таджикистане регулирует сетевые СМИ. Оперативная реакция субъектов стратегии технического ограничения на любые социальные и политические вызовы проявляется в блокировке интернет-сайтов и закрытии доступа к интернету по всей стране. Правовые ограничения в законодательстве страны усиливаются и способствуют расширению сферы влияния системы цензуры и контроля в сетевой среде. Эти ограничения помимо правовых и политических основ, также имеют экономические мотивы, что проявляются в контроле над Интернет-рынком со стороны власти. Совокупность этих стратегий, расширяющих сферу влияния системы цензуры и контроля, способствуют росту самоцензуры пользователей сетевых СМИ. При этом она не исключает применение коммуникационных интернет-технологий в системе политического управления в стране.
Библиография
[1] Абдужалилов Ф.Н. Интернет-журналистика в Таджикистане: развитие, проблемы и перспектива: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Ф.Н. Абдужалилов. Душанбе. 2020. 174 с.
[2] Блокировка, теперь выселение.... А мы не сдаемся и продолжаем. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20201129/ blokirovka-teper-viseleniea-mi-ne-sdaemsya-i-prodolzhaem.
[3] В Таджикистане вводится монополия на интернет? URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20180207/v-tadzhikistane-vvoditsya-monopoliya-na-internet.
[4] Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом» от 16.11.1999 №845 (ред. от 25.12.2015 №1266). URL: http://mmk.tj/content/дар-бораи-мубориза-бар-зидди-терроризм.
[5] Закон Республики Таджикистан «О противодействии экстремизму» от 2.01.2020 №1655. URL: http://mmk.tj/content/конуни-чумxурии-точикистон-дар-бораи-му^овимат-ба-экстремизм.
[6] Интернет - один из самых опасных видов журналистики. URL: http://farazh.tj/musohiba/internet-hatarnoktarin-navi-zhurnalistika-ast.
[7] Медиапредпочтения населения Республики Таджикистан: ТВ, радио, печатные издания, сайты, социальные сети и мессенджеры // ОО «Медиа консалтинг» и Центр социологических исследований «Зеркало». URL: https://www.zerkalo.tj/ uploads/files/2020/MediaPreff-2019_Final_RUS.pdf.
[8] Мероприятие «Я против повышения цены на интернет» в Таджикистане. URL: https://www.ozodi.org/a/29816996.html.
[9] Муким Дж. Политика и информационная война. Душанбе: Деваштич, 2006. 69 с.
[10] Навстречу свободной прессе Центральной Азии: 20 лет спустя: материалы XIX центральноазиатской конф. по СМИ / под ред. С. Карпова. Алматы, 2013. 349 с.
[11] Отныне официальная информация в Таджикистане монополизируется национальным информагентством «Ховар». URL: https://www.dialog.tj/news/otnyne-ofitsialnaya-informatsiya-v-tadzhikistane-monopoliziruetsya-natsionalnym-informagentstvom-khovar.
[12] Постановление правительства РТ «О Службе связи при Правительстве Республики Таджикистан» от 11.05.2011 №252 (ред. от 14.09.2012 №493). URL: https://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=45130.
[13] Рихтер А.Г. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М.: «ВК», 2007. 365 с.
[14] Результаты рейтингов «Internet Accessibility Index». URL: https://www.broadbandchoices.co.uk/features/internet-accessibility-index.
[15] Таджикистан и его никуда не годный интернет. URL: https://russian.eurasianet.org/таджикистан-и-его-никуда-негодный-интернет.
[16] Связь через дупло. Кому нужна монополия на интернет в Таджикистане. URL: http://nansmit.tj/svyaz-cherez-duplo-komu-nuzhna-monopoliya-na-internet-v-tadzhikistane.
[17] Таджикистан улучшил позицию в рейтинге скорости интернета. Пользователи улучшений не заметили. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20201021/tadzhikistan-uluchshil-pozitsiyu-v-reitinge-skorosti-interneta-polzovateli-uluchshenii-ne-zametili.
[18] Турдубаева Э. Состояние СМИ и роль социальных сетей в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. URL: https://school.cabar.asia/wp-content/uploads/2019/06/iwpr-status-of-independent-media-ka-ky-taj-uz-oct-18-rus.pdf.
[19] Уголовный кодекс Республики Таджикистана от 21.05.1998 №574 (ред. от 20.04.2021 №1776). URL: http://mmk.tj/content/ кодекси-чиноятии-чум^урии-точикистон.
[20] Digital 2019: Global digital overview. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2019-global-digital-overview.
[21] Cengiz G. Post- Soviet Politicized Media and Free Press within the Context of Central Asian Countries // International Journal of Social Science and Humanity. 2016. No 6. P. 909-912. URL: https://doi.org/10.18178/ijssh.2016.v6.771.
[22] Driscoll J. Commitment Problems or Bidding Wars? Rebel Fragmentation as Peace Building // Journal of Conflict Resolution. 2012. No. 1. P. 118-149.
Диловар Мирзомуддинович Салимов, канд. политич. наук, старший преподаватель кафедры регионоведения, международных отношений и политологии Высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации САФУ имени М.В. Ломоносова (https://narfu.ru), Архангельск, email: dilovar.salimov.1988@mail.ru, elibrary.ru: authorid=1027923, ORCID: orcidID=0000-0002-6697-0902
Digital Media in Modern Tajikistan: Socio-economic Analysis
Dilovar M. Salimov
Abstract— The article examines the situation of online media as a new challenge to the ideology of the Tajik state. At the same time, the main emphasis is on the formation of a network society and its impact on the transformation of the political life of the country as a whole. The social and economic foundations of the strategy of control over online media are revealed. On this basis, the main trends in the development of online media and the media strategy formed in relation to them are determined, creating an appropriate communication space focused on preserving information security. The results and conclusions of the proposed study are based on original sources, empirical data and comparative studies of Tajikistan in the context of the countries of the Central Asian region. This aspect also includes the study of sociological and journalistic investigations, both regional and international organizations. The empirical basis of the study is also the materials of online media and the content of laws that define Internet content in the country. The conceptual basis of the study is that the emergence of online media in modern Tajikistan has contributed to the establishment of a less regulated information network space in the country, but the political regime of censorship and control over the media seeks to make this system integrative and sends all opposition views to the periphery.
Keywords— mass media, political regime, political system, political censorship, network media, Internet, network audience, information space, political transformation.
References
[1] F.N. Abduzhalilov, Internet journalism in Tajikistan: development, problems and prospects: dis. ... Cand. of Philology: 10.01.10 / F.N. Abduzhalilov, Dushanbe.
[2] Blocking, now eviction.... But we will not give up and keep going [Online]. Available: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20201129/ blokirovka-teper-viseleniea-mi-ne-sdaemsya-iprodolzhaem.
[3] Is Tajikistan introducing a monopoly on the Internet? [Online]. Available: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20180207/v-tadzhikistane-vvoditsya-monopoliya-na-internet.
[4] Law of the Republic of Tajikistan «On the fight against terrorism» as of 16.11.1999 No.845 (ed. as of 25.12.2015 No.1266) [Online]. Available: http://mmk.tj/content/gap-6opaH-My6opH3a-6ap-3HggH-TeppopH3M.
[5] Law of the Republic of Tajikistan «On countering extremism» as of 2.01.2020 No.1655 [Online]. Available: http://mmk.tj/content/KOHyHH-
^yMxypHH-TO^HKHcroH-gap-6opaH-MyKOBHMaT-6aoKcipeMH3M.
[6] The Internet is one of the most dangerous form of journalism [Online]. Available: http://farazh.tj/musohiba/internet-hatarnoktarin-navi-zhurnalistika-ast.
[7] Media preferences of the population of the Republic of Tajikistan: TV, radio, print media, websites, social networks and messenger, OO «Media Consulting» and Zerkalo Center for Sociological Research [Online]. Available: https://www.zerkalo.tj/uploads/files/2020/ MediaPreff-2019_Final_RUS.pdf.
[8] «I am against the internet price increase» action in Tajikistan [Online]. Available: https://www.ozodi.org/aZ29816996.html.
[9] J. Muqim, Politics and information warfare, Dushanbe: Devashtich, 2006.
[10] Towards free press in Central Asia: 20 years later: materials from the XIX Central Asian Conference on mass media, ed. by S. Karpov. Almaty, 2013.
[11] From now on, official information in Tajikistan is monopolized by Khovar national news agency [Online]. Available: https://www.dialog.tj/news/otnyne-ofitsialnaya-informatsiya-v-tadzhikistane-monopoliziruetsya-natsionalnyminformagentstvom-khovar.
[12] Decree of the Government of the Republic of Tajikistan «On the Communications Service under the Government of the Republic of Tajikistan» as of 11.05.2011 No.252 (ed. as of 14.09.2012 No.493) [Online]. Available: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=45130.
[13] A.G. Rihter, Media freedom in the post-Soviet space, M: VK, 2007.
[14] Internet Accessibility Index [Online]. Available: https://www.broadbandchoices.co.uk/features/internet-accessibility-index.
[15] Tajikistan and its worthless Internet [Online]. Available: https://russian.eurasianet.org/rag®HKHcraH-H-ero-HHKyga-He-rogHbiHHHiepHeT.
[16] Communication through the hollow. Who needs a monopoly on the Internet in Tajikistan [Online]. Available: http://nansmit.tj/svyaz-cherez-duplo-komu-nuzhna-monopoliya-na-internet-v-tadzhikistane.
[17] Tajikistan improved its position in the Internet speed rating. Users did not notice the improvements [Online]. Available: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20201021/tadzhikistan-uluchshil-pozitsiyuv-reitinge-skorosti-interneta-polzovateli-uluchshenii-ne-zametili.
[18] Turdubaeva E. The media and the role of social networks in Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Uzbekistan [Online]. Available: https://school.cabar.asia/wp-content/uploads/2019/06/iwpr-status-of-independent-media-ka-ky-taj-uz-oct-18-rus.pdf.
[19] Criminal Code of the Republic of Tajikistan as of 21.05.1998 No.574 (ed. as of 20.04.2021 No.1776) [Online]. Available:
http://mmk.tj/content/KogeKCH-^HHOSTHH-^yMxypHH-TO^HKHCTOH.
[20] Digital 2019: Global digital overview [Online]. Available: https://datareportal.com/reports/digital-2019-global-digital-overview.
[21] G. Cengiz, "Post- Soviet Politicized Media and Free Press within the Context of Central Asian Countries", International Journal of Social Science and Humanity, no 6, pp. 909-912, 2016 [Online]. Available: https://doi.org/10.18178/ijssh.2016.v6.771.
[22] J. Driscoll, "Commitment Problems or Bidding Wars? Rebel Fragmentation as Peace Building", Journal of Conflict Resolution, no. 1, pp. 118-149, 20212.
Dilovar M. Salimov, Candidate of Political Sciences, Senior Lecturer at the
Department of Regional Studies, International Relations and Political
Sciences, High School of Social Sciences, Humanities and International
Communication, NArFU named after M.V. Lomonosov (https://narfu.ru),
Arkhangelsk, email: dilovar.salimov.1988@mail.ru, elibrary.ru:
authorid= 1027923, ORCID: 0000-0002-6697-0902