Научная статья на тему 'Политическая реклама на президентских выборах-2012 как инструмент политической социализации Тамбовского студенчества'

Политическая реклама на президентских выборах-2012 как инструмент политической социализации Тамбовского студенчества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1111
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ-2012 / КАНДИДАТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-2012 / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА / ПРЕДВЫБОРНЫЙ РОЛИК / СТУДЕНТЫ / ELECTIONS-2012 / CANDIDATE / POLITICAL CAMPAIGN-2012 / POLITICAL ADVERTISING / PRE-ELECTION COMMERCIAL / STUDENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Светлана Сергеевна

Работа посвящена детальному рассмотрению визуальной политической рекламы президентской избирательной кампании-2012. Представлен контент-анализ предвыборных роликов каждого из кандидатов. На основании проведенного автором исследования выявлены некоторые особенности восприятия политиков студентами города Тамбова через призму политической рекламы. Обозначены отличительные особенности рекламной политической кампании-2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ADVERTISEMENT ON THE PRESIDENTIAL ELECTIONS-2012 AS A TOOL OF POLITICAL SOCIALIZATION OF TAMBOV STUDENTS

The paper is dedicated to the detailed consideration of the visual political advertisement of the presidential election campaign-2012. It is presented the content-analysis of pre-election commercials of each candidate. According to the author’s research there were revealed some features of perception of politicians by Tambov students through the prism of political advertisement. There were also designated distinctive features of advertising political campaign-2012.

Текст научной работы на тему «Политическая реклама на президентских выборах-2012 как инструмент политической социализации Тамбовского студенчества»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ-2012 КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТАМБОВСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

ДАВЫДОВА Светлана Сергеевна

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, магистрант 2 курса направления подготовки «Политология», e-mail: ss_davydova_1306@mail.ru

Работа посвящена детальному рассмотрению визуальной политической рекламы президентской избирательной кампа-нии-2012. Представлен контент-анализ предвыборных роликов каждого из кандидатов. На основании проведенного автором исследования выявлены некоторые особенности восприятия политиков студентами города Тамбова через призму политической рекламы. Обозначены отличительные особенности рекламной политической кампании-2012.

Ключевые слова: выборы-2012, кандидат, политическая компания-2012, политическая реклама, предвыборный ролик, студенты.

В современных демократических государствах роль политической рекламы выходит далеко за рамки ее применения как средства борьбы за голоса избирателей. Преобразования, произошедшие под влиянием новых информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, кардинально изменили образ жизни миллионов людей. Сегодня политическая реклама становится новационным средством политической социализации общества, ведь современный человек уже не мыслит свою жизнь без массмедиа и всемирной сети Интернет. А именно эти сферы в периоды избирательных кампаний наполняются огромным рекламным контентом. Под влиянием рекламных роликов и политических дебатов у избирателя формируется определенное восприятие мира политики.

В данной работе мы попытаемся детально рассмотреть политическую рекламу кандидатов и оценить степень ее влияния на формирование представлений о политических силах у молодых избирателей города Тамбова. С этой целью нами проведено исследование, основанное на контент-анализе предвыборных

видеороликов, а также на материалах социологического опроса, проведенного методом анкетирования среди студенческой молодежи1 .

На должность президента России претендовали пять кандидатов, и далее мы перейдем к детальному рассмотрению политической рекламы каждого из них в рамках предвыборной гон-ки-2012.

Рекламная кампания Владимира Жириновского на выборах-2012 началась не вполне удачно. В первый же день предвыборной гонки на ТВ был запущен ролик, где кандидат сидит в повозке, запряженной одним осликом, и тщетно пытается его расшевелить, стегая хлыстом. С помощью такой метафоры Жириновский пытался продемонстрировать, что Россия стоит на месте, не развивается, не движется вперед. Нет той силы, что могла бы понести наши страну в прекрасное светлое будущее. Былую мощь страны он сравнивает с удалой тройкой, а нынешнюю - с тщедушным бездейственным осликом. Ролик вызвал большой общественный резонанс и после первого же прогона был снят с эфира. Жириновского резко раскритиковали, обвинив в жестоком обращении и даже издевательстве над животными.

Остальные ролики, на наш взгляд, были куда менее эпатаж-ными и незамысловатыми для столь экспрессивного политика. Выполненные в мрачно-синих тонах, они состояли из заставки с логотипом ЛДПР, затем следовал отрывок выступления Жириновского на массовом мероприятии, затем предвыборный лозунг. В этом году у Жириновского было два похожих между собой лозунга: «Жириновский - и будет лучше!», «Жириновский -или будет хуже!» Стоить поменять союзы «и» и «или» местами, как лозунги приобретут кардинально противоположный, негативный смысл. А именно:

«Жириновский - или будет лучше!», «Жириновский - и будет хуже!» Потому мы находим данные лозунги непродуманными и неэффективными.

1 Объем выборки составил 30 человек студентов ТГУ им. Г. Р.Державина, обучающихся на следующих специальностях: «Социология», «Информационные процессы и управление», «Лечебное дело».

Согласно результатам проведенного исследования, сильными чертами рассматриваемого политика респонденты назвали харизму, упорство и самостоятельность, отрицательными - неумение прилично вести себя и излишнюю агрессивность.

Коммунистическая партия России резко изменила стиль политической рекламы, образ своего лидера в ней. Произошел отказ от традиционных, свойственных коммунистам, символов. В видеороликах теперь нет ни красного знамени, ни серпа и молота, ни иных атрибутов Советского Союза. Уже не звучат узнаваемые мотивы советских песен, избирателю не показывают черно-белых хроник, запечатлевших прошедшие когда-то в далеком прошлом митинги, демонстрации, шествия. Теперь в рекламном ролике Зюганова мы любуемся современными панорамами городов России, огромными заводами, бескрайними полями. Иными словами всем тем, что символизирует силу и мощь современной России. В финале ролика перед зрителем предстает «новый» Зюганов, выходящий из дорогого тонированного автомобиля представительского класса. И подобному «обновлению» есть логическое объяснение.

Ни для кого не секрет, что электоральной базой КПРФ являются пенсионеры, а также люди среднего и старшего возрастов, пожившие при советской власти и находящие прежний уклад более привлекательным. Коммунистическую партию стала также поддерживать оппозиционно настроенная молодежь. Политическая партия, как и ее лидер, не может быть настроена и ориентирована исключительно на прошлое. Напротив, политическая сила должна представлять избирателям новый проект будущего. Потому смена имиджа партии и непосредственно ее лидера была необходимой.

Зюганов задействовал в политической рекламе известных уважаемых людей. Так, в одном из его роликов появились Роман Костомаров - российский фигурист, олимпийский чемпион, популярный как среди молодежи, так и среди лиц солидного возраста; Жорес Алферов, лауреат Нобелевской премии по физике, академик РАН; Сергей Удальцов, лидер движения «За честные выборы», правозащитник; Юрий Назаров, народный артист России; Николай Губенко, народный артист РСФСР, кино-

режиссер; Владимир Бортко, народный артист России и Украины, кинорежиссер. Заручившись поддержкой ТАКИХ сторонников, кандидат как бы экстраполирует их успешность, опыт, популярность, высокий статус на свою персону.

Сильными чертами кандидата студенты г. Тамбова считают честность и большой политический опыт, слабыми - старомодность и медлительность.

Рекламные ролики в поддержку кандидата Миронова отличались остросоциальной тематикой и акцентом на нужды и беды малообеспеченных слоев российского общества. Главными действующими лицами становились, соответственно, представители социально незащищенных групп, с одной стороны, и чиновники, субъекты действующей власти - с другой. Через яркие метафоры и эпитеты создатели роликов пытались спроецировать образы действующих лиц на конкретные политические силы и конкретного кандидата, а избрание Миронова представить единственно возможным шансом на улучшение ситуации и пресечение чиновничьего «беспредела».

Согласно данным, полученным в ходе исследования, главными достоинствами кандидата респонденты считают честность, добросовестность, порядочность; недостатками - невысокую активность и отсутствие харизмы.

В преддверии выборов-2012 на биллбордах магистральных улиц города Тамбова было размещено большое количество плакатов с текстами русских народных пословиц. Они были направлены на популяризацию президентских выборов и не призывали к голосованию за кого-либо из кандидатов. На наш взгляд, это явилось завуалированной, скрытой рекламой Владимира Путина. Пословицы в контексте имеющейся политической ситуации имеют явный подтекст. Итак, рассмотрим их подробнее.

«Держись друга старого, а дома нового». Кто же тот загадочный старый друг? Кого из кандидатов в президенты можно посчитать таковым? Это, определенно, не Прохоров, совсем недавно пришедший в политику. Миронов получил широкую известность не так давно, по сравнению с другими кандидатами. Таким образом, речь может идти лишь о трех участниках пред-

выборной гонки - Путин, Зюганов, Жириновский. О ком же именно идет речь, поможет прояснить следующая пословица.

«Друг верен, во всем измерен». Под измерением в сфере политики следует понимать реальную работу в должности президента. Лишь один из кандидатов им обладает. А первая часть пословицы утверждает, что «друг», раз он верен, прекрасно справился с предоставленным ему делом.

«Верный друг лучше сотни слуг». Красочная метафора, в которой верного друга снова же олицетворяет Путин, а сотню слуг -многочисленная оппозиция, и даже псевдооппозиция, «слуги».

«Десять знающих не стоят одного, который дело делает». В этом случае снова просматривается посыл к большому политическому опыту кандидата Путина. В течение двух сроков он, в пример многочисленным «знающим», «делал дело», работая в должности президента, а позже премьер-министра.

«Большому кораблю - большое плавание!» Наибольший политический вес среди кандидатов, несомненно, имеет Путин. Поэтому, уподобляя кандидатов кораблям, самым большим и значительным будет именно он. Под большим плаванием в данном случае подразумевается очередной президентский срок. И плавание предстоит действительно большее, нежели предыдущее, ибо президент теперь избирается не на четыре года, а на шесть лет.

«Все за одного и один за всех!» Патернализм является одной из характерных черт российской политической культуры. Поэтому выражение «один за всех» прекрасно подходит к описанию деятельности президента, его «отцовского» отношения к многонациональному народу. В первой же части лозунга очевиден призыв к голосованию.

Рекламные ролики Путина на выборах-2012 соответствовали стилю предыдущих избирательных кампаний - как президентских, так и парламентских. Знаменитые люди, звезды шоу-бизнеса, известные спортсмены рассказывают о многочисленных благах современной жизни, которые стали доступны благодаря работе президента Путина. В других роликах высказываются простые рядовые граждане - учительница, врач, работник завода.

Главными преимуществами данного кандидата студенты считают надежность, стабильность, большой и успешный опыт политической деятельности; недостатком считают то, что его «слишком часто хвалят в СМИ».

Политическую рекламу кандидата Михаила Прохорова пронизывали агрессивные антиправительственные настроения. В одном из своих рекламных роликов под торжественно-устрашающую музыку он информирует избирателя о неблагополучном состоянии современной России, увязывая сложившееся положение с Путиным. Во второй части ролика кандидат озвучивает четкие действия по предотвращению сложившейся ситуации. Прохоров дает громкие обещания: полностью изменить политическую систему за 7-10 лет, спасти мировую экономику, строить новые города, школы, больницы. Кандидат «думает о человеке» и намерен, например, дать возможность талантливым людям избираться в Государственную думу минуя политические партии. Таких талантливых людей, по его мнению, должно быть не менее 25 % от общего числа депутатов. Социальная политика, расходы на медицину и образование должны идти впереди расходов на силовиков, вооруженные силы - об этом говорит кандидат в своих рекламных роликах; ратует за социальное государство в лучшем виде.

В другом ролике кандидат противопоставляет себя чиновникам: «Я, в отличие от чиновников, иду (на выборы - прим. авт.), потому что мне не надо воровать, не нужно распиливать и не нужно откатывать. Я - не жулик и не вор. Я - менеджер. Я хочу, чтобы в нашей стране закончились воровство и бардак. Я не верю, что нищета и коррупция - наш исторический путь. Наш путь совершенно другой. Наша страна - это страна великих людей, великих открытий, великой литературы. Давайте поверим в это, давайте поверим в себя и начнем работать. Я очень хочу работать. Хочу работать на вас!»

Прохоров запомнится в этой избирательной компании прежде всего как новое лицо. Что касается его рекламной деятельности, то стоит отметить его мастерскую работу с социальными сетями. Активность кандидата в Интернете, впрочем, связана с

его ориентированностью на молодежь - поколение, выросшее при действующей власти.

Согласно результатам исследования, главными преимуществами кандидата студенты считают уверенность, независимость, активность; недостатками - большое состояние и небезупречную репутацию.

* * *

Предвыборная кампания-2012 в городе Тамбове не отличалась особым многообразием агитационных материалов. Бил-лборды магистральных улиц не изобиловали изображениями кандидатов в президенты, агитаторы не заполняли улицы, предлагая горожанам газеты и листовки. Тем не менее, на федеральном уровне кампания по рекламной насыщенности была самой яркой за последние годы. И причин здесь много - кандидатам впервые за много лет пришлось отвечать на запросы общества, на реакцию людей, на митинги и борьбу. По сравнению с прошлыми выборными кампаниями, наблюдается рост агрессивности в агитации, а также сильная направленность на критику и позиционирование стороны оппонента по каким-либо невыгодным для него вопросам. Также агрессивная подача характерна не только рекламе, но и стилю борьбы в политических дебатах. Кандидаты в президенты начинают спор с критики оппонента. На наш взгляд, это не самая удачная тактика. Вряд ли избирателям интересны межличностные предвыборные распри. В политической рекламе, помимо четких целей, методов их достижения, ясных планов должна быть яркость и надежда. Кандидат должен заражать зрителя своей энергетикой, вселять веру в хорошее. А главное - подкреплять слова действиями. Лишь в этом случае какая бы то ни было реклама будет эффективно работать и приносить ощутимый результат.

POLITICAL ADVERTISEMENT ON THE PRESIDENTIAL ELEC-TIONS-2012 AS A TOOL OF POLITICAL SOCIALIZATION OF TAMBOV STUDENTS

DAVYDOVA Svetlana Sergeevna, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Postgraduate of the 2 course of the direction of training «Political Science», e-mail: ss_davydova_1306@mail.ru

The paper is dedicated to the detailed consideration of the visual political advertisement of the presidential election campaign-2012. It is presented the content-analysis of pre-election commercials of each candidate. According to the author's research there were revealed some features of perception of politicians by Tambov students through the prism of political advertisement. There were also designated distinctive features of advertising political campaign-2012.

Key words: elections-2012, candidate, political campaign-2012, political advertising, pre-election commercial, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.