Научная статья на тему 'Политическая организация морского и речного флота России в 1941–1945 гг'

Политическая организация морского и речного флота России в 1941–1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТУПРАВЛЕНИЯ / POLITICAL ADMINISTRATION / ПОЛИТОТДЕЛЫ / POLITICAL DEPARTMENTS / ПОМПОЛИТЫ / МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ ПАРОХОДСТВА / SEA AND RIVER STEAM-NAVIGATION / СУДА / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ЭКИПАЖИ / ОРГСОВЕЩАНИЯ / GOVERNMENT SYSTEM / POLITICIAN ASSISTANCES / SHIPS / NAVAL DEPOT / COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селюнина Наталья Владимировна

В статье Н. В. Селюниной «Политические организации морского и речного флота России в 1941–1943 гг.» на основе широкого круга архивных источников анализируется деятельность политических органов по обеспечению эффективной работы морских и речных пароходств России, выполняющих задания фронта и тыла.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n Selunina`is article the activity of political bodies to ensure effective operation of sea and river steam-navigation of Russia that performed front and rear tasks is analyzed based on a wide range of archival sources.

Текст научной работы на тему «Политическая организация морского и речного флота России в 1941–1945 гг»

удалось сохранить, пусть и с потерями, свою структуру, аппарат, был накоплен опыт работы в рамках централизованной государственной экономики.

«Завоевание» потребкооперации, достигнутое в годы «военного коммунизма», казалось, позволяло Советскому руководству рассчитывать на нее при перемене экономической политики в период отказа от принципов «военного коммунизма». Не желая, слишком далеко отступать от «командных высот», осуществив переход к НЭПу, оно надеялось «более или менее социалистически обменять в целом государстве продукты промышленности на продукты земледелия и этим товарообменом» [6, 370-371] избежать возрождения частной торговли, отождествляемой с капитализмом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГАРО. Ф. 61. Оп. 1.

2. ГАРО. Ф. Р-580. Оп. 1.

3. ГАРО. Ф. Р-1891. Оп. 1.

4. Декреты Советской власти. - М., 1959. - Т. 2.

5. Кистанов, А. Я. Потребительская кооперация в СССР / А. Я. Кистанов. - М., 1951.

6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986): в 15 т. - М.: Политиздат, 1983. - Т. 1.

7. Оборин, И. Потребительская кооперация на Юго-Востоке России / И. Оборин. - Ростов н/Д., 1924.

8. Отчет о деятельности Ростовского-на-Дону краевого союза потребительных обществ за 1919 г. - Ростов н/Д., 1920.

9. Ростовский-на-Дону краевой союз потребительных обществ (Докат). - Ростов н/Д., 1919.

10. Егоров, В. И. Ростовская область за 40 лет / В. И. Егоров. - Ростов н/Д., 1957.

11. Союзы Донской области за 1920 г. - Ростов н/Д., 1921.

УДК 930 ББК 60.542.5

Н. В. Селюнина

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА РОССИИ В 1941-1943 гг.

Аннотация. В статье Н. В. Селюниной «Политические организации морского и речного флота России в 1941-1943 гг.» на основе широкого круга архивных источников анализируется деятельность политических органов по обеспечению эффективной работы морских и речных па-роходств России, выполняющих задания фронта и тыла.

Ключевые слова: Политуправления, политотделы, помполиты, морские и речные пароходства, суда, контроль, экипажи, оргсовещания.

N. V. Selunina

POLITICAL ORGANIZATIONS OF MARINE AND WATER TRANSPORT IN RUSSIA IN 1941-1943

Abstract. In Seluninais article the activity of political bodies to ensure effective operation of sea and river steam-navigation of Russia that performed front and rear tasks is analyzed based on a wide range of archival sources.

Key words: Government system, political administration, political departments, politician assistances, sea and river steam-navigation, ships, control, naval depot, competitions.

В системе руководства водным транспортом в первый период войны действовали чрезвычайные политические структуры - политические управления, созданные в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г., а решением ЦК ВКП(б) от 9 апреля 1934 г. в крупных пароходствах были образованы политотделы 1.

Политические управления обладали статусом отделов ЦК ВКП(б), а политотделы имели права райкомов партии. Начальники политуправлений являлись заместителями наркомов, а руководители политотделов - заместителями начальников пароходств. Аппараты политотделов насчитывали в среднем от шести до десяти освобожденных партийных работников.

1 См: Селюнина Н.В. Профсоюзы водного транспорта России в период Великой Отечественной войны. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ЮФУ, 2007. С. 31.

Штат политуправления морского флота (начальник Л. Ю. Белахов) составлял накануне войны 647 человек, а речного транспорта (начальник С. М. Баев) - 570 работников1.

К номенклатурным сотрудникам политуправлений относились функционеры центрального аппарата, политотделов пароходств, парторги крупных портов, судоремонтных предприятий, помощники капитанов судов по политической части (помполиты).

Численность коммунистов на речном транспорте страны составляла 20393, а комсомольцев - 10853 человек, из них на судах трудились 4720. Из ста работавших 15 были членами партии или комсомольцами. В пароходствах европейской части России коэффициент коммунистов на одну сотню речников в два раза превышал это соотношение в сибирских и дальневосточном бассейнах. В семи пароходствах Сибири и Дальнего Востока насчитывалось 2686 коммунистов, а в Верхне-Волжском пароходстве состояли на учёте 3159 человек. Свыше одной тысячи коммунистов каждая имели в своём составе партийные организации Средне-Волжского, НижнеВолжского, Доно-Кубанского, Северного речных пароходств, Каспийского флота2.

На морском транспорте количество коммунистов было меньше, чем на речном. Накануне войны в Черноморско-Азовском, Балтийском, Северном бассейнах трудилось 5676 коммунистов3. Руководящий состав партийных органов водного транспорта состоял из весьма опытных специалистов. На речном флоте 90 процентов руководителей были водниками по основной профессии. Более 40 процентов из них имели стаж работы свыше 10 лет, а остальные - более 5 лет. Примерно такое же соотношение имело место и на морском флоте.

Транспортные политические органы строились на централистическом принципе. Политуправления назначали работников политотделов и других звеньев, управляли ими в форме приказов и директив. Взаимоотношения политотделов с низовыми структурами осуществлялись на подобной основе. Периодическая отчётность нижестоящих организаций перед вышестоящими являлась обязательной. Централистическая вертикаль - политуправление наркомата - политотдел пароходства - первичная парторганизация предполагала и тесное взаимодействие с территориальными партийными органами. В портах и пристанях, на судоремонтных предприятиях, на морских и речных судах действовали первичные партийные организации. По согласованию с политуправлениями политотделы назначали на отдельные крупные корабли помполитов.

В первый период войны возросла роль политических управлений наркоматов и политотделов пароходств. Чрезвычайные политические органы на водном транспорте оперативно обсудили круг проблем, связанных с мобилизацией усилий трудящихся на отпор врагу и направили на места соответствующие директивы и аппаратных работников. Особое внимание уделялось паро-ходствам, оказавшимся в зоне фронтовых действий. Политуправления направили туда выпускников центральных политических курсов П. Ф. Данилова, П. В. Быкова, А. Д. Шелапугина, С. В. Сахарова, С. М. Иванова, Н. С. Гостиловского и ещё несколько десятков опытных, образованных политработников. Понятно, что реализация задач, поставленных войной, была бы невозможна без оптимальной расстановки управленческих кадров, будь то руководители подразделений или общественных организаций.

В прифронтовых пароходствах почти целиком сменился партийный актив. Две трети коммунистов Ленинградского порта ушли на фронт, в аппарате политотдела Мурманского политотдела остались два человека. Стали военнослужащими сотрудники аппарата политуправления морского флота П. В. Киселёв, А. С. Мазин, А. П. Жуков, А. А. Цейтлин, работники политотдела Северного пароходства А. В. Протасов, В. П. Поляков, В. В. Нечаев, Д. А. Богданов, политработники пароходства «Волготанкер» П. Я. Губушкин, А. И. Настюнин, Г. В. Ульянов. На Архангельском судоремонтном заводе трижды избирали секретарей партийных организаций, и все они уходили на фронт4.

Политуправления установили неослабный контроль за работой коллективов самых крупных транспортных узлов. Сотрудники аппарата политуправления речного флота Иванов, Троицкий, Мясников были включены в состав комиссии, которая действовала в Сталинграде, Рыбинске и Ярославле для оказания помощи местным парторганизациям в перестройке работы на военный лад. В августе 1941 г. политуправление подвергло резкой критике деятельность ряда политотделов прифронтовых пароходств и категорически потребовало от них активизации перестроечной дея-тельности5.

1 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 473, оп.1, д.11, л.14; Архив Федерального агентства морского и речного флота (АФАМРТ), ф. 1, оп.663, д.30, л.9.

2 АФАМРТ, ф.1, оп.663, д.35, л.43,44, 46, 47,49,51,53. Подсчёт автора.

3 Там же, ф. 20, оп.1, д.23, л.255.

4 АФАМРТ, ф. 20, оп. 3, д.3, л.103, 106,110, 112; Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф. 865, оп. 1, д.1315, л. 41; Государственный архив современных документов Астраханской области (ГАСДАО), ф.6, оп. 1, д.599, л. 288; РГАСПИ, ф. 473, оп. 1, д.13, л. 288.

5 ГААО, ф.1303, оп. 8, д.1, л.37-38; ф.92, оп.2, д.83, л. 2.

Заметим, что директивные письма политуправлений, направлявшиеся периодически в пароходства, отличались критической направленностью, конкретикой и свидетельствовали о высоком профессионализме их составителей.

В октябре 1941 г. политотделы пароходств временно лишились опеки политуправлений. Наркомречфлот и редакция газеты «Водный транспорт» эвакуировались в Ульяновск, а нарком-морфлот - в Астрахань. Московские радиостанции, связывавшие политуправления с пароходства-ми, были взорваны, а на новых местах руководители водников страны некоторое время были лишены радиосвязи и могли использовать только телеграф.

Первое совещание эвакуировавшегося аппарата наркомречфлота состоялось в Ульяновске 18 декабря 1941 г. К этому событию приурочила номер и газета «Водный транспорт», не выходившая два месяца. Понятно, что политуправление морского флота, находившееся в Астрахани, не имело возможности оперативно использовать отраслевую прессу для политических целей. Тем не менее, вертикаль управления восстановилась в короткий срок.

Политические отделы вместе с начальниками пароходств контролировали и направляли процесс перестройки всех подразделений на военный лад, решали вопросы укрепления трудовой и исполнительской дисциплины, повышения бдительности, улучшения организации боевой подготовки и духовного сплочения судовых коллективов, портовиков, судоремонтников.

По рекомендации политического управления речного флота руководство пароходства «Волготанкер» открыло в июле 1942 г. политотделения в Астрахани, Сталинграде, Куйбышеве, Камском Устье, Горьком, Молотове. Это были ключевые пункты перекачки нефтепродуктов с учётом потребностей фронта и региональной экономики. Каждое отделение состояло из трёх освобождённых работников. Находясь в портах крупных транспортных узлов Волжско-Камского бассейна, представители политического органа контролировали доставку нефтепродуктов командами танкеров, способствовали их скоростной разгрузке и отправке в Астрахань за очередными порциями горючего. Экипажи не гнали танкеры порожняком, а выполняли указания военного ведомства по доставке в волжские порты различных оборонных грузов и воинских частей, располагавшихся прямо на палубах. Уполномоченные регулировали и этот процесс1.

В первый период войны на морских и речных судах дальнейшее развитие получил институт помполитов (помощников капитанов по политической части), которые несли персональную ответственность за работу с людьми. В начале 1942 г. на 70 процентах морских судов страны действовали политработники2. Большая часть помполитов и политруков не имела специального политического образования. Как правило, на эти должности капитаны выдвигали корабельных специалистов, имевших авторитет среди членов экипажа и определенные навыки работы с людьми.

Архивы сохранили немало положительных оценок деятельности политработников, активно работавших на Дону, Оке, Неве, Ладожском озере, Волге, Каме, Северной Двине, в морских пароходствах. Партийные функционеры стремились к совершенствованию организационной и массово-политической деятельности, старались проявлять деловитость, ответственность, исполнительскую дисциплину. Вместе с тем, в архивных документах имеют место примеры некомпетентности политработников, их нежелания и неумения всесторонне анализировать обстановку и в соответствии с ее изменениями применять наиболее эффективные методы работы, использования должностного положения в корыстных целях, разгильдяйства и т.д. Однако негативные явления не имели массового характера. Парторганы и парторганизации первыми направляли лучших людей в Вооруженные Силы. Отдельные структуры в связи с этим уменьшились на 40-60 процентов. Численность коммунистов в тылу сокращалась, но их роль возрастала как на политическом, так и на производственном поприще.

Политотделы были вынуждены в силу различных обстоятельств, чаще всего вызванных чрезвычайной обстановкой, брать под неослабный контроль многие производственные вопросы, часто рассматривать их на оргсовещаниях, подводить итоги работы трудовых коллективов, требовать от администраторов добросовестного и профессионального выполнения прямых обязанностей. В Балтийском, Северном пароходствах и ряде других это привело к неоправданному расширению управленческих функций начальников политотделов, к подмене ими хозяйственных руко-водителей3.

Следует отметить, что систематическая работа политических структур по осуществлению контроля хозяйственной деятельности постепенно стала предпосылкой обостряющегося противоречия между партийно-политическим и хозяйственным централизмом в управлении, создала почву для напряжённых отношений между руководителями политотделов и начальниками пароходств. Последние сигнализировали в ГКО СССР о необходимости коренным образом изменить

1 ГАСДАО, ф. 6, оп.1, д.1048, л.56.

2 РГАСПИ, ф. 473, оп. 1, д.25, л.23; АФАМРТ, ф. 20, оп.5, д.38, л.80.

3 Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГА ИПД Санкт-Петербурга), ф 2785, оп. 1, д.19, л.21.

ситуацию. Реакцией на обращения стало постановление ЦК ВКП(б) от 1 ноября 1942 г., в котором политотделам предписывалось внести существенные изменения в организационно-партийную ра-боту1.

Были отменены оргсовещания политотделов и письменная отчётность секретарей партийных организаций плавсостава, более чёткое разграничение получили функции партийных и хозяйственных руководителей пароходств, улучшилось планирование текущей работы.

Рубежной вехой в коренных изменениях управленческих систем морского и речного флота явилось принятие Указа Верховного Совета СССР от 9 мая 1943 г. «О введении военного положения на железнодорожном и водном транспорте». Упразднялись чрезвычайные органы - политические отделы и управления, вводилось единовластие наркомов и начальников пароходств.

Реформирование управленческой системы водного транспорта явилось полной неожиданностью для политработников, потерявших кабинеты, должностные оклады и привилегии. Длительное время большинство начальников политотделов чувствовали себя хозяевами в пароходст-вах, делегированными правящей партией контролировать все направления их работы. Теперь эти возможности утрачивались. Часть политработников восприняла эту реорганизацию как посягательство на руководящую роль правящей партии, но наученная молчать, отреагировала внешне достаточно спокойно.

Если до принятия Указа во Владивостоке, Мурманске, Архангельске, Астрахани работники политотделов периодически устраивались помполитами на лучшие суда, чтобы побывать в заграничных командировках, то теперь переводы функционеров на корабли в ином качестве стали необходимостью. Большая часть черноморских политработников по распоряжению наркоммор-флота была направлена во Владивосток для учёбы на десятимесячных курсах штурманов и механиков, несколько человек перевели на военно-морской флот. На речном транспорте многие политработники переходили в территориальные органы власти, на профсоюзную работу.

В управленческой системе водного транспорта важное место занимали комсомольские организации. Уже на второй день войны ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мероприятиях по военной работе в комсомоле», в котором потребовал от молодёжи работать так, чтобы каждый помогал обеспечить армию и флот всем необходимым для победы 2.

На водном транспорте страны перестройкой комсомольской работы руководили помощники начальников политуправлений В. Байков ( морской флот ) и М. Гайдук ( речной флот ). В первые дни войны молодёжь водного транспорта стремилась пополнить ряды сражающейся армии и флота. На 1 августа 1941 г. комсомольская организация Северо-Западного пароходства насчитывала 1920 человек, вскоре ушли на фронт 900 комсомольцев 3. За первые полгода войны из 326 комсомольцев Владивостокского порта были призваны в армию 134 человека 4.

Первичные комсомольские организации копировали стиль, формы и методы политической деятельности большевиков, поэтому перестроечные меры калькировались5. Об этом свидетельствует следующий типичный пример. 22 июня 1941 г. в управлении Черноморского нефтеналивного пароходства состоялось совещание комсомольских вожаков, всем были вручены мобилизационные задания, определявшие приоритетные направления работы молодёжного актива. Затем состоялось собрание представителей всех общественных организаций, обсудившее вопросы перестройки работы на военный лад. Агитколлектив был пополнен 25 молодыми идеологическими кадрами, десятки комсомольцев влились в истребительный батальон для патрулирования улиц, ведомственных территорий6.

На морских и речных судах стали создаваться партийно-комсомольские группы. В Черноморском пароходстве на 37 из 53 транспортных средств имелись комсомольские группы или комсомольцы - одиночки. По рекомендации партийных органов на судах и предприятиях возникли комсомольско - молодёжные посты, контролировавшие случаи брака, простоев механизмов, перебоев в подаче электроэнергии, недобросовестного отношения к работе отдельных членов экипажей, их недисциплинированности, прогулов, опозданий на смены, вахты 7. Помощник начальника политотдела по комсомолу пароходства «Совтанкер» А. Горбунов в июле 1941 г. оптимистично докладывал в политуправление о весомых результатах перестройки оборонной деятельности 8. Однако на деле негативных случаев было немало.

1 РГАСПИ, ф. 473, оп. 1, д. 34, л.2.

2 РГАСПИ, ф. 473, оп. 1, д. 473, л. 227; Организация удесятеряет силы. Док-ты и мат-лы съездов ЦК ВЛКСМ по организационной работе.(1918-1966 гг.). М., 1968. С. 192-193.

3 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф.7913, оп. 1, д.59, л.5; ЦГА ИПД Санкт-Петербурга, ф. 2785, оп. 1, д. 10, л. 55.

4 АФАМРТ, ф. 20, оп. 5, д.18, л.164.

5 ЦГА ИПД Санкт-Петербурга, ф. 2785, оп. 1, д.10, л.55.

6 РГАСПИ, ф.473, оп.1, д.13, л. 262-263.

7 Там же, д.19, л. 18-19.

8 Там же.

Архивные документы свидетельствуют, что партийные и комсомольские органы были озабочены упадком интереса молодёжи к общественно - политической деятельности. В Новороссийском порту полгода не проводились комсомольские собрания. Молодёжные лидеры часто менялись, массовые мобилизации на фронт и переводы специалистов в другие пароходства отрицательно сказывались на комсомольской работе. Только после вмешательства помощника начальника политотдела Черноморско-Азовского пароходства Д. Евтихевича и Новороссийского ГК ВКП(б) комитету ВЛКСМ удалось провести молодёжное собрание, несколько оживить массово-политическую работу в порту 1.

Однако объективные обстоятельства, вызванные обострением фронтовой ситуации, часто мешали молодёжным вожакам добиться зримых успехов. Количество комсомольских организаций Черноморского бассейна весной 1942 уменьшилось вдвое, а число комсомольцев - в 5,5 раза, 100 организаций распались 2. Руководители комсомольских организаций Мурманского судоремонтного завода и порта, допустившие большие просчёты в организационной работе, были освобождены от занимаемых должностей 3. Подобная ситуация имела место в Северном, Мурманском и других пароходствах страны 4. И, тем не менее, политотделы пароходств не допускали того, чтобы деятельность молодежных общественных структур полностью прекращалась. На кораблях, в портах и на предприятиях воссоздавались комсомольские группы, сменялись молодёжные лидеры, и работа продолжалась. В середине 1942 г. на речных судах страны действовали 492 комсомольские группы 5.

Тенденция сокращения количества комсомольцев в морских и речных пароходствах Российской Федерации заставила ЦК ВЛКСМ принимать весьма решительные меры. Осенью 1942 г. возрастной порог приёма в комсомол был снижен с 15 до 14 лет. Вполне возможно, что эта мера способствовала заметному росту комсомольских рядов. По данным 28 речных пароходств за 1942 г. комсомольцами стали 5166 человек 6

Организационные вопросы становились предметом обсуждения на комсомольских собраниях. Если молодёжным структурам не удавалось по каким-либо причинам выполнить принятые постановления, они обращались за помощью к работникам политотделов и начальникам паро-ходств.

Совместными усилиями хозяйственных руководителей и лидеров общественных организаций решались самые сложные проблемы. На Каме, Волге, Северной Двине комсомольцы выступили застрельщиками модернизации станочной базы предприятий. В Мурманске молодые члены экипажей судов организовали погрузочные вахты, успешно боролись с непроизводительными простоями кораблей в порту7. Подобная деятельность была характерна для водников Ленинграда, Новосибирска, Красноярска, Астрахани, Комсомольска-на-Амуре, Владивостока и др.

В Дальневосточном пароходстве комсомольский актив флотских и береговых организаций провёл единый политдень на тему: «Героизм комсомольцев на фронте и в тылу». Политработники комсомольского возраста пропагандировали ратные и трудовые свершения молодёжного авангарда. Успех важного политического мероприятия обусловила большая организационная и политико-массовая работа в подготовительный период. Во всех подразделениях пароходства пропагандисты и агитаторы провели лекции и беседы на темы: «Героини-партизанки Зоя Космодемьянская и Лиза Чайкина», «Комсомольцы - герои Великой Отечественной войны», «Комсомол - боевой отряд советской молодёжи» и другие. Комитет комсомола порта Владивосток значительно обновил наглядную агитацию, в центре которой молодой и самоотверженный патриот звал молодёжь на ратные и трудовые подвиги во имя победы. В свободное от работы время молодёжь изготовила фотовитрины о боевых и трудовых делах дальневосточников, выпустила актуальные информационные материалы, бюллетени, «Боевые листки», «Молнии». Работа комитета комсомола порта Владивосток по приёму в комсомольские ряды несколько улучшилась. Если в марте 1942 г. комсомольские билеты получил 21 человек, то в апреле - 49 8.

Подавляющее число комсомольцев, которые пока не подлежали призыву в армию, было направлено на речные и морские пароходы. В феврале 1942 г. из 887 комсомольцев Дальневосточного морского пароходства 550 работали на кораблях дальнего плавания, новые организации молодёжи были созданы на 20 пароходах. В связи с ликвидацией политотделов и секторов комсомольской работы в мае 1943 г. молодёжные организации водного транспорта были подчинены районным и городским структурам транспортных центров.

1 РГАСПИ, ф. 473, оп. 1, д.32, л.6.

2 Там же, л.164, 280.

3 РГАСПИ, ф. 473, оп. 1, д.32, л.7.

4 АФАМРТ, ф. 20, оп. 5, д. 18, л. 280; д.36, л.2; ГААО. ф.1303, оп. 9, д.1, л.60.

5 Там же, ф. 1, оп. 663, д.37, л.3, 4.

6 АФАМРТ , ф.1, оп. 663, д.37, л.10. (Подсчёт автора)

7 ЦГА ИПД Санкт-Петербурга, ф. 2785, оп. 1, д.10, л.55.

8 АФАМРТ, ф. 20, оп. 5, д.18, л.177-178.

Итак, управленческая система сумела в обстановке начавшейся войны оперативно реагировать на все изменения фронтовой ситуации и корректировать в связи с этим свои функции. В первый период войны главной целью политической деятельности явилась реализация мобилизационных задач. Введение военного положения на транспорте способствовало дальнейшему укреплению вертикали власти, усилению единоначалия. Чрезвычайные политические структуры успешно выполнили свои функции в первый период войны и в новых условиях потребовались иные методы управления.

УДК 94(47) ББК 63.3(2)53

И. Н. Смирнов

МЕЩАНСКОЕ СОСЛОВИЕ НА ДОНУ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. Рассмотрены особенности развития донских мещан как социальной группы с особым сословно-правовым статусом. В центре внимания были источники формирования сословия мещан Области Войска Донского на рубеже XIX - XX вв.

Ключевые слова: город, Область Войска Донского, органы власти, мещане, сословие, урбанизация.

I. N. Smirnov

THE LOWER-MIDDLE CLAN ON DON-REGION AT THE END OF XIX - BEGINNINY XX CENTURY

Abstract. Considered are the peculiarities of development of the don petty bourgeoisie as a social group with a special caste-legal status. In the center of attention were sources of formation of estate of the petty bourgeoisie of the don Cossack Region at the turn of the 19th and 20th centuries.

Key words: city, of the don Cossack Region, power bodies, petty bourgeoisie, social estate, urbanization

Рубеж XIX - XX вв. был временем бурных изменений во всех сферах общественной жизни. Менялась социальная структура. Уходили в прошлое традиции сословной жизни. Однако этот процесс не был гладким и необратимым. Не все были согласны без оглядки на прошлое влиться в новую жизнь. Целые слои населения проявляли активность, пытались адаптироваться к меняющейся обстановке, встраивая старые формы общежития в нарождающиеся реалии. Примером тому может быть значительный по численности слой мещан на территории Области Войска Донского.

В конце XIX - начале XX в. слой донских обывателей, каковыми были представители местного сословия мещан, стоял на страже своей группы. Это был «сплав» людей, который оберегал свой особый мир, уклонялся от возможности раствориться в море чужеродных элементов, широко наполнивших улицы донских городов. Сложившаяся на Дону система отбора лиц, претендовавших на статус мещанина, тому подтверждение.

Важнейшим источником воспроизводства сословия был естественный прирост мещан. Конечно, имел место и «перелив» лиц из других сословий в процессе миграции, внутренней (внутриобластной) и внешней (из др. регионов России). Но естественный прирост играл ведущую роль. Он обеспечивал устойчивое увеличение численности сословной группы мещан на Дону. В конце XIX -начале XX в. костяк растущего донского мещанства составляли мещане «со стажем» - во втором, третьем и четвертом поколении. Есть основание утверждать, что скорость пополнения численного состава мещанского сословия на Дону за счет «своих» с течением времени только возрастала. В Области Войска Донского очень благоприятно складывались обстоятельства, которые повышали способность донского мещанства к численному росту за счет внутренних возможностей. Например, низкая смертность (28 человек на 1 тыс. жителей области против 35 человек на 1 тыс. жителей в среднем по стране [1]), особенно среди детей, понижала средний возраст мещан области, увеличивала число женщин детородного возраста и обеспечивала надежность внутреннего канала роста численности сословия.

Весомую роль в деле увеличения численности донских мещан играла процедура перемещения в их ряды представителей различных сословий и слоев населения: крестьян, купцов, ремесленников, казаков и др. В конце XIX - начале XX в. в период активного развития процесса урбанизации на Дону эта тенденция стала неотъемлемой чертой городов области. 1910-е гг. были отмечены устойчивым интересом людей на Дону к мещанскому званию. Органы мещанского управления, например, в городе Таганроге фиксировали прием новых членов в большом количестве в плотные мещанские ряды [2]. Формирование донского мещанства из числа крестьян было более заметным, не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.