Научная статья на тему 'Реализация культурно-воспитательной функции профсоюзами водного транспорта России в 1941-1945 гг. '

Реализация культурно-воспитательной функции профсоюзами водного транспорта России в 1941-1945 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗЫ / ПОЛИТОТДЕЛЫ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / АГИТКАТЕРА / КУЛЬТБАЗЫ / АГИТПАРОХОДЫ / КЛУБЫ / МОРЯКИ / РЕЧНИКИ / АГИТАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селюнина Н.В.

В статье анализируется деятельность культурно-просветительных учреждений морского и речного флота в период Великой Отечественной войны Сотрудники этих учреждений под руководством профсоюзных комитетов активно занимались идеологической работой, внося в массовое сознание идею неминуемой победы над гитлеровскими захватчиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация культурно-воспитательной функции профсоюзами водного транспорта России в 1941-1945 гг. »

УДК 947.085

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРОФСОЮЗАМИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ В 1941-1945 ГГ.

Таганрогский государственный педагогический институт

Н. В. СЕЛЮНИНА

В статье анализируется деятельность культурно-просветительных учреждений морского и речного флота в период Великой Отечественной войны Сотрудники этих учреждений под руководством профсоюзных комитетов активно занимались идеологической работой, внося в массовое сознание идею неминуемой победы над гитлеровскими захватчиками.

e-mail: v.a.selunin@mail.ru

Ключевые слова: профсоюзы, политотделы, водный транспорт, агиткатера, культбазы, агитпароходы, клубы, моряки, речники, агитация, культурно-просветительная работа.

Изучение деятельности профсоюзных структур в период Великой Отечественной войны, в том числе и водного транспорта России, имеет теоретический и практический смысл. Между тем, эта проблема является одной из малоизученных в отечественной историографии. Недостаточное внимание работе профсоюзов водного транспорта уделили исследователи этой отрасли экономики С.Ф.Эдлинский, В.Я.Нейгольдберг, М.Г.Рабинович, З.А.Шашков, Б.А.ВайнерЧ В данной статье делается попытка частично восполнить этот пробел.

Нападение гитлеровской Германии и её союзников на СССР, обострение идеологического противодействия воюющих сторон, необходимость разъяснения населению задач мобилизационной политики правящей партии властно потребовали повышения эффективности работы коллективов культурно - просветительных объектов. На речном транспорте эта работа велась работниками агитпароходов и агиткатеров, культбаз, клубов, библиотек. На морском флоте для этой цели использовались дома культуры, интерклубы. На крупных речных и транспортных морских кораблях действовали агитпункты.

В прифронтовых пароходствах работа мобильных агитационно-пропагандистских структур была особенно необходимой. Бассейновые комитеты профсоюза вместе с политотделами занимались комплектованием команд агиткатеров профессиональными пропагандистами, военными инструкторами, врачами, работниками транспортной прокуратуры1 2. По существу агиткатер являлся одновременно агитпунктом и парткабинетом, где любой желающий мог узнать свежие фронтовые новости, получить политическую информацию, помощь медицинского работника, юридическую консультацию, прессу и т.д. Агиткатер в течение суток преодолевал большие расстояния, бывал в отдалённых уголках бассейнов, швартовался к судам, совершающим рейсы. Успех зависел от удачно подобранных кадров, от их квалификации, способности работать в любое время суток. Именно так действовал экипаж агиткатера Балтийского морского пароходства. За один день работы он обслуживал команды 5-6 судов. Тематика лекций и бесед пропагандистов и агитаторов была актуальной: «Великая Отечественная война Советского народа», «Фашизм - злейший враг всего человечества», «Превратим Ленинград в неприступную крепость», «Как тушить за-

1 Эдлинский С.Ф. Балтийский транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 19411945 гг. М., 1963; Его же. Каспийский транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 19411945 гг. М., 1963; Его же. Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. М., 1963; Его же. Морской транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза (1941-1945 гг.) М., 1965; Нейгольдберг В.Я. Речной транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1965; Рабинович М.Г. На фронте и в тылу. (Из истории профсоюза рабочих морского и речного флота 1941-1945). М., 1962; Шашков ЗА Речники в боях за Родину. М., 1975; Вайнер БА Северный флот в Великой Отечественной войне. М, 1964; Его же. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. М., 1989.

2 Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 2785. Оп. 1. Д. 19. Л. 29.

127

Н.В. Селюнина. Реализация культурно-воспитательной...

жигательные авиабомбы», «Женщины в обороне Ленинграда» и др.3 Лейтмотивом идеологической работы было разъяснение встревоженным, а часто и паникующим людям справедливого характера войны против агрессоров и утверждение веры в неминуемую победу. Именно эта вера сплачивала людей разных возрастов, национальностей, профессий.

В прифронтовом Северо-Западном бассейне в первые месяцы войны действовали коллективы двух агиткатеров. Сначала они работали в речных акваториях, а с сентября 1941 г. были переведены на Ладожскую озёрную магистраль, которую осваивали балтийские моряки и речники для эвакуационных перевозок, снабжения блокированного Ленинграда и обороняющих его войск. Большой популярностью у пассажиров, в том числе и военнослужащих, пользовалась бассейновая газета «СевероЗападный водник», в которой регулярно печатались сводки Совинформбюро, воспевался героизм защитников северной столицы, в том числе и транспортников, самоотверженно выполнявших фронтовые задания 4. Сам факт систематического выхода газеты, регулярность её доставки помогали людям верить, что фронтовые неудачи имеют временный характер и победа над врагом неизбежна5. Подобные экипажи агиткатеров действовали на Дону и Кубани, где фронтовая обстановка также была сложной.

Политотделы и бассейновые комитеты профсоюза речного транспорта Европейской части России добивались эффективного использования интеллектуального потенциала команд двух агитпароходов, возможности которых были неизмеримо большими, нежели агиткатеров. Коллективы пассажирских пароходов, переоборудованных для идеологических целей и совершавших рейсы по Северной Двине и в Волжско-Камском бассейне, помимо экипажей состояли из 15-20 политработников, медиков, журналистов, художников, киномехаников, специалистов художественной самодеятельности и даже парикмахеров. На судах имелись специальные каюты, в которых размещалась специальная литература для местного актива, приказы наркомата и политуправления, методические рекомендации ЦК профсоюза речников, руководителей комсомола. Большим спросом посетителей пользовались медпункты, стоматологические кабинеты, бани, библиотеки, военные уголки, кинозалы, буфеты. В отдельных рейсах участвовали театральные труппы, профессиональные эстрадные артисты. Начальники агитпароходов назначались политическим управлением и ЦК профсоюзов речного флота.

Руководители политорганов и профсоюзов акцентировали внимание коллективов агитпароходов на идейно-политической работе с максимальным использованием культурновоспитательного воздействия на плавсостав, членов их семей, на население прибрежных районов. В отдалённых затонах, на судоремонтных предприятиях и небольших пристанях, не имевших учреждений культуры, зрительные залы агитпароходов использовались для демонстрации специально подобранных кинофильмов, становились местом проведения политических бесед, читок центральных газет и сводок Совинформбюро, собраний общественных организаций, инструктажей местных руководителей транспортных служб, совещаний передовиков производства, рационализаторов. Большое количество мероприятий провели в первую военную навигацию сотрудники агитпарохода «Пропагандист», курсировавшего по рекам Волжско-Камского бассейна. Возглавлял этот известный речникам коллектив опытный политработник А. Глазов, который являлся организатором выпуска десятков номеров многотиражной газеты «Водный транспорт», многих митингов, культурно-воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий6. На Северной Двине под руководством члена президиума бассейнового комитета профсоюза А.Ф. Парнякова активно действовал коллектив агитпарохода «Пролетарий». Властные структуры Архангельской области, руководство Северного речного пароходства направили на судно профессиональных пропагандистов, а также труппу областного драматического театра 7.

ЦК профсоюза речников принял 6 февраля 1942 г. постановление «О культурно-политической и массовой работе среди речников в навигацию 1942 г.», и выделил бассейновым профсоюзным комитетам на модернизацию материальной базы агитпа-

3 Там же. Д. 26. Л. 7-8.

4 Там же. Л. 25.

5 Там же.

6 Коммунист. 1941. 2 августа.

7 Водный транспорт. 1942. 5 июня.

128

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 1(56) 2009

роходов 165 тыс. руб.8 Для бюджета профсоюзов это была довольно значительная сумма и вложение её именно в эту сферу свидетельствовало о стремлении общественных организаций полнее использовать возможности мобильных объектов культуры. Стоит учесть, что фронту ежедневно требовались сотни миллионов рублей и потребности его росли, большие деньги были нужны для помощи бедствующим инвалидам войны, семьям военнослужащих, детям, потерявшим родителей.

Отраслевой профсоюзный орган настойчиво ставил перед вышестоящими инстанциями вопрос об увеличении количества агитпароходов. Но решить эту задачу наркомат речного флота не мог из-за крайней нехватки пассажирских судов, занятых перевозкой раненых. В канун навигации 1943 г. вопрос о культурном обслуживании плавсостава был вынесен на обсуждение коллегии наркомата. Только при его поддержке профсоюзным организациям речников удалось в третью военную навигацию увеличить число агитпароходов: появились реальные возможности для их бюджетного финансирования и кадрового обеспечения. Лучшим на речном транспорте оставался коллектив агитпарохода «Пропагандист». Он был приписан к Горьковскому порту, находился под постоянным контролем ЦК профсоюза, получал от него разнообразную помощь, включая усиленные продовольственные пайки, новый инвентарь, свежие киноленты, квалифицированных специалистов различного профиля. Экипажу удалось организовать фотовыставки на темы: «Великая Отечественная война и речной транспорт», «Участие речников в героической обороне Ленинграда и Сталинграда», «Тыл -фронту», «Лучшие люди речного транспорта», «Волгари в боях за Сталинград» и т.д. За 1944 г. команда этого агитационного судна вместе с артистами Горьковского областного драмтеат-ра побывала в 247 пунктах Волжско-Камского бассейна, посетив 21 судоремонтный завод, 40 пристаней, 9 рейдов и обслужив 12012 членов команд самоходных и несамоходных плавсредств. Зрители посмотрели 65 спектаклей и концертов, прослушали более 100 лекций, побывали на 300 киносеансах. Медицинский пункт оказал врачебную помощь 745 пациентам, а художники обновляли наглядную агитацию в местных агитпунктах, писали портреты передовиков производства, консультировали оформителей стенгазет и т.д.9

В навигацию 1944 г. развернули свою деятельность коллективы восьми агитпароходов, в том числе в пароходстве Москва-Волга-Канал, на Амуре, Иртыше, Оби, Енисее, Оке 10 11. В завершающую военную навигацию на реках страны действовали 8 агитпароходов и 15 агиткатеров, экипажи которых профессионально выполняли поставленные задачи11.

В системе идеологических учреждений речного транспорта занимали свою нишу культбазы. Эти объекты располагались, как правило, в крупных и важных в транспортном отношении портах. Большинство культбаз оснащались арсеналом средств и инвентарём, аналогичным тем, которые имелись на агитпароходах. В первые месяцы войны руководители страны сделали попытку реорганизовать все культбазы в агитпункты12. В течение полугода агитпункты в речных бассейнах России активно работали с эвакуированными, военнослужащими, водниками13. В агитпунктах Северного речного пароходства пропагандисты и профессиональные политработники организовали 172 групповые и индивидуальные консультации, инструктажи агитаторов. Агитколлективы провели в августе 1941 г. 13 лекций и 38 докладов, которые прослушали 7737 чел.14 Накануне второй военной навигации ЦК профсоюза речников уточнил план дислокации агитпунктов и культбаз во всех бассейнах России и нацелил активистов на усиление политического фактора в культурно-воспитательной деятельности15. Таким образом, расширялись возможности профсоюзов для активизации влияния на общественное сознание. Тенденция политизации культурно-просветительной деятельности профсоюзов в период вой-

8 Государственный архив Российской Федерации ( ГАРФ). Ф. 7913. Оп. 1. Д. 41. Л. 39.

9 ГАРФ. Ф. 7913. Оп. 1. Д. 58. Л. 2.

10 Там же. Д. 61. Л. 67-68.

11 Там же. Ф.5451. Оп. 25. Д. 1203. Л .35.

12 Государственный архив Архангельской области ( ГААО). Ф.1303. Оп. 8. Д. 1. Л. 36.

13 Российский государственный архив социально-политической истории ( РГАСПИ). Ф. 473. Оп. 1. Д.19. Л.27.

14 ГААО. Ф. 1303. Оп.8. Д.2. Л. 60

15 ГАРФ. Ф. 7913. Оп. 1. Д. 41. Л.39.

129

Н.В. Селюнина. Реализация культурно-воспитательной...

ны становилась устойчивой. Идеологический статус культбаз был определён «Положением о плавучем агитпункте», разработанном в марте 1942 г.16

Во фронтовых условиях работали сотрудники культбазы, открытой в порту Осиновец. Культбаза была размещена в большой землянке с потолком в три наката брёвен, замаскирована, оснащена необходимым инвентарём, обладала киноустановкой, передвижной библиотекой, фронтовой типографией. Идеологический центр, в котором любой посетитель мог переждать очередную бомбёжку и получить заряд оптимизма, работал круглосуточно, а сотрудники находились на казарменном положении. Режим их деятельности был двух - трёхвахтенным. Сотрудники культбазы в мае 1942 г. прочитали 80 лекций для 2300 пассажиров, подготовили материалы для брошюр «Речники прифронтового бассейна», «На военных скоростях», «В боевых походах», издали плакаты общим тиражом 6 тыс. экземпляров17. На видных местах вывешивалась ежедневная стенгазета «Боевая трасса» о самоотверженном ратном труде портовиков, судоремонтников, плавсостава18. В тылу одной из лучших по оснащённости и содержанию работы ЦК профсоюза речников считал культбазу в Чистополе на Каме. Услугами работников культбазы пользовались преимущественно члены экипажей судов, работники местного судоремонтного предприятия.

Сразу же после завершения битвы на Волге внимание всей страны было приковано к возрождению Сталинграда. Караваны судов, железнодорожные составы везли в город восстановителей, технику, строительные материалы. В городе не осталось ни одного уцелевшего здания для проведения культурно-массовых мероприятий. Поэтому открытие плавучей культбазы стало событием городского масштаба. Кино, концерты, спектакли проходили в переполненном людьми кинозале, который был единственным в городе. Сотрудники культбазы распространяли среди населения центральные и ведомственные газеты, типографским способом издавали «боевые листки» с описанием методов работы лучших передовиков производства и восстановителей. Результаты их деятельности были настолько впечатляющи, что ЦК профсоюза речников решил обобщить их опыт и выпустил об этом брошюру «Культбаза - военный агитпункт».

Руководство наркомата и общественных организаций неоднократно отмечали хорошую работу коллективов Горьковской, Камско-Устьинской, Котласской, Архангельской, Омской и ряда других культбаз19. В частности, положительно оценивался опыт специалистов Мо-лотовской и Астраханской культбаз, создавших технические кабинеты и пропагандировавших новаторские методы работы передовых речников страны. Профсоюзные руководители речников стремились расширять число культбаз в бассейнах. Если в 1942 г. их насчитывалось 30, то через год стало 45, а в 1945 г. действовали уже 6720. По данным ЦК профсоюзов речников в 1944 г. сотрудники агитпароходов, агиткатеров и культбаз помогли судовым профсоюзным активистам оборудовать сотни красных уголков на самоходных судах, выпустили 87 номеров бассейновых газет и 123 «боевых листка» соответственно тиражом 38 тыс. и 39200 экз., распространили около двух миллионов экземпляров центральных газет. Фонды библиотек агитпароходов и культбаз имели в 1944 г. около 500 тыс. книг и 60 тыс. брошюр21. В 1943-1944 гг. коллективы агитпароходов и культбаз провели более 50 тыс. различных мероприятий, на которых присутствовали около 1800 тыс. чел. В среднем каждый речник побывал в культурновоспитательных учреждениях более пяти раз22.

Для целенаправленного формирования массового сознания система управления использовала клубную работу. Однако уже в первые месяцы войны вражеской авиаций были разрушены клубы водников в Ленинграде, Ростове, Новороссийске, Краснодаре, ряде других транспортных узлов. Из 34 клубов и домов культуры, имевшихся в довоенное время на балансе профсоюзов морского транспорта страны, в 1942 г.

16 Там же. Ф. 5451. Оп.25. Д. 170. Л. 62.

17 Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 2785. Оп. 1. Д. 20. Л. 4-5.

18 Там же. Д. 36. Л. 43.

19 ГАРФ. Ф.5451. Оп. 25. Д .1202. Л.30; Ф. 7913. Оп. 1. Д. 58. Л. 46.

20 Там же. Ф. 5451. Оп. 25. Д. 1203. Л. 34.

21 Там же. Ф. 7913. Оп. 1. Д. 76 «а». Л. 18.

22 Там же. Л. 4.

130

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 1(56) 2009

осталось только восемь. В огне войны были разрушены 9 клубов речников и 10 культбаз, 35 клубов заняли воинские и другие организации. Фронтовое Северо-Западное пароходство потеряло три клуба, 50 красных уголков и 10 стационарных библиотек, в которых до войны имелось 53 тыс. книг23.

Следует отметить, что в первые месяцы войны многие квалифицированные клубные работники были призваны в действующую армию, сократилось финансирование этих очагов культуры. Культурно-воспитательная работа в большинстве клубов стала сводиться только к демонстрации кинофильмов. ЦК профсоюзов моряков и речников сообщал в ВЦСПС о том, что во многих уцелевших клубах в 1942 г. значительно ослаблена культурно-массовая работа. Эта тенденция имела общий характер и стала предметом специального обсуждения на заседании президиума ВЦСПС 1 апреля 1942 г. Принятием постановления «О культмассовой работе профсоюзов» функционеры надеялись выправить ситуацию за короткий отрезок времени. Однако бассейновые профсоюзные комитеты не могли найти дополнительные источники финансирования клубной работы, за короткий срок решить кадровую проблему, устранить организационные недочёты. Поэтому отраслевой ЦК профсоюзов направил сотрудников аппарата для контроля культурно-массовой работы и оказания помощи местным руководителям. Уполномоченные внимательно проанализировали ситуацию, сложившуюся в пароходствах и выявили немало недостатков. Во многих морских и речных бассейнах имели место факты нецелевого использования культурно-просветительных учреждений. В центральные органы поступали об этом сигналы местных руководителей. Результаты командировок уполномоченных были изложены в специальных справках. Президиум ЦК профсоюза речников вновь обсудил возникшие проблемы, отметил хорошую работу правлений клубов в Усть-Косе (Печорский бассейн), заводов «Памяти Дзержинского» и Чистопольского (Камское пароходство) и подверг обстоятельной критике работу руководителей общественных организаций Средне-Волжского пароходства, которые ослабили внимание к культурно-массовой деятельности24. По настоянию руководящего профсоюзного органа в 23-х пароходствах профсоюзные комитеты избрали 476 культкомиссий, провели выборы в правления 58 клубов.

Отраслевые наркоматы были вынуждены категорически запретить начальникам паро-ходств закрывать культурно-просветительные объекты25. В Архангельске клуб моряков был временно занят сначала под госпиталь, затем передан профсоюзам лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Севера. Политическому управлению наркомата морского флота пришлось обратиться с просьбой к председателю ВЦСПС СССР Н.М.Швернику о возвращении учреждения Северному морскому пароходству для организации интерклуба и обслуживания советских и иностранных моряков торгового флота. Веская аргументация сделала своё дело. Высший профсоюзный орган оперативно отреагировал на эту инициативу и спустя две недели вернул морякам здание, выделил штаты и открыл финансирование вновь созданного архангельского интерклуба26. В конце марта 1942 г. в интерклубе возобновили систематический показ кинофильмов, заработали кружки художественной самодеятельности, спортивные секции27.

По замыслу руководителей ЦК ВКПб и Архангельского обкома партии интерклуб должен был стать идеологическим центром города, становящегося местом довольно длительного пребывания экипажей военных и транспортных кораблей иностранных государств, преимущественно США и Англии. Поэтому местные власти не без основания возлагали большие надежды на интенсификацию культурно - массовой деятельности в интерклубе28. Политотдел и бассейновый комитет профсоюза неоднократно обсуждали этот вопрос на своих заседаниях, вникая в тонкости организации работы интерклуба. Были произведены кадровые перестановки и создана команда творческих, знающих английский язык специалистов. Сотрудники клуба привлекали иностранных моряков в кружки изучения русского языка, в самодеятельные коллективы, в спортивные секции, проводили с ними агитационно-пропагандистские мероприя-

23 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 2141. Оп. 38. Д. 347. Л. 36.

24 ГАРФ. Ф. 7913. Оп. 13. Д. 201. л. 1; Оп.1. Д. 58. Л. 54.

25 Архив Федерального агентства морского и речного флота (АФАМРТ). Ф. 20. Оп. 5. Д. 26. Л. 70.

26 РГАСПИ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 24. Л. 1; АФАМРТ. Ф. 20. Оп. 4. Д. 14. Л. 5.

27 РГАСПИ. Ф.473. Оп. 1. Д. 17. Л. 39.

28 АФАМРТ. Ф. 20. Оп. 4. Д. 17. Л. 264; ГААО. Ф. 865. Оп.1. Д.1464. Л.1

131

Н.В. Селюнина. Реализация культурно-воспитательной...

тия, организовывали выставки и т.д. Осенью 1942 г. интерклуб посетили около 35 тыс. чел., из них более 25 тыс. иностранных моряков. На просмотрах 89 советских кинофильмов присутствовало 8,5 тыс. иностранных зрителей. Архангельский обком ВКПб создал при интерклубе группу пропагандистов высшей квалификации, которые систематически проводили лекции о международном положении и о событиях на фронтах, зачитывали сводки Совинформбюро, сотрудники радиоузла организовали передачи на английском языке по страницам газет «Московские новости» и журнала «Иностранная литература»29. При помощи политотдела и бассейнового комитета профсоюза, городских властных структур клубные работники стали проводить совместные вечера отдыха советских и иностранных моряков, торжественно отмечая тем самым прибытие или проводы очередного каравана союзников30.

На торжественный вечер, посвящённый приходу очередного союзного каравана, в интерклуб были приглашены 500 иностранных и 200 советских моряков. Зрители тепло встретили выступление капитана крейсера «Алстер Куин» В. Бриджлеена, который преподнёс руководителям пароходства колокол, сделанный руками моряков из гильзы немецкого снаряда. С поздравлениями выступил и глава американской миссии. В ответ руководители Северного пароходства вручили иностранцам цветные фотоальбомы на английском языке «Третьяковская галерея» и почётные грамоты за участие в художественной самодеятельности. На следующий день моряки отправились в обратный рейс и радировали слова благодарности за тёплый приём31. Совместные культурно-просветительные мероприятия способствовали улучшению взаимопонимания советских и иностранных моряков.

ЦК профсоюза речников добился от правительства увеличения бюджетного финансирования объектов культуры. Главной мотивировкой профсоюзных организаций было заверение вышестоящих инстанций в более эффективном использовании учреждений культуры для идеологической деятельности. В 1944 г. государство выделило 1 млн. руб. на ремонт клубных помещений речного транспорта32.

Президиум ЦК профсоюза моряков заслушал в апреле 1944 г. вопрос о работе Архангельского и Молотовского (Северодвинского) интерклубов и дал ей весьма высокую оценку. Бассейновому комитету профсоюза Северного морского пароходства было поручено укрепить актив представителями творческой интеллигенции и лучших моряков, чаще проводить учёбу управленческого персонала, повысить эффективность деятельности общественных советов клубов и культурно-массовых комиссий, создать на разгрузочном участке «Бакарица» интернациональную комнату. Власти обратились в ВЦСПС с просьбой о направлении в Архангельский, Молотовский, Мурманский интерклубы специалистов клубной работы, владеющих английским языком33.

В порту Владивосток профсоюзный комитет весьма успешно использовал клуб для проведения агитационно-массовой работы с кадровым резервом. Для семей моряков, находившихся в многомесячных заграничных рейсах, систематически проводились различные мероприятия34. Во Владивосток иностранные корабли приходили значительно реже, чем в Архангельск и Мурманск. Основные перевозки импортных грузов легли на плечи экипажей наших судов. Тем не менее, сотрудники клуба моряков развернули большую культурно-массовую деятельность. За 1942 г. в клубе состоялось 260 крупных мероприятий, в том числе 32 спектакля, 19 концертов, 44 вечера отдыха, в которых приняли участие 101774 чел. Перед зрителями выступали ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота, артисты Центрального дома Красной Армии, Государственный ансамбль народного танца СССР, Государственный джаз под управлением Л.Утёсова, Московский театр сатиры, Ленинградский театр миниатюр А.Райкина и др. В клубе прошли 27 фотовыставок на темы: «Наша Родина в дни ВОВ», «Юбилей РККА и ВМФ», «День Парижской коммуны», «Забота о детях моряков», «Всеобщее военное обучение моряков», памяти Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, М.Горького, В фойе клуба размещалась сменная галерея фотогра-

29 ГАРФ. Ф. 7913. Оп. 13. Д. 214. Л. 3.

30 РГАСПИ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 23. Л. 239.

31 АФАМРТ. Ф.20. Оп. 4. Д.17. Л. 264 об.

32 Там же. Д. 58. Л. 46.

33 ГАРФ. Ф. 7913. Оп. 13. Д. 214. Л. 21 об.

34 РГАСПИ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 27. Л. 31.

132

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 1(56) 2009

фий лучших производственников Дальневосточного морского пароходства. За три летних месяца 1943 г. в клубе прошли 62 киносеанса, на которых побывали 11470 зрителей35.

Местные профсоюзные комитеты стремились организовать отдых отечественных и иностранных моряков так, чтобы создать реальную обстановку сотрудничества, дружбы, взаимопонимания. Следует отметить, что в отличие от Мурманска и Архангельска Владивосток находился в глубоком тылу и ещё накануне войны имел довольно развитую социально-бытовую инфраструктуру для обслуживания советских моряков и иностранных гостей. Правящая партия придавала большое значение дальнейшему развёртыванию культурно-массовой деятельности, развитию самодеятельного творчества и требовала от общественных организаций конкретных шагов в этом направлении. Правительство стало выделять бюджетные средства на ремонт и строительство новых объектов культуры, на приобретение инвентаря, повысило оклады работникам. В конце войны профсоюзная система моряков имела уже 41 клуб и дом культуры36.

Итак, профсоюзы водного транспорта весьма эффективно использовали для массовополитической работы культурно-просветительные учреждения. На реках страны под руководством ЦК профсоюза речников и бассейновых общественных организаций активно формировали массовое сознание экипажи агиткатеров, агитпароходов, сотрудники культбаз и агитпунктов. Профсоюзы вместе с политическими отделами решали кадровые вопросы, определяли тактику агитационной деятельности, укрепляли и совершенствовали материальную базу центров идеологической работы. Мобильные средства культурно-воспитательной направленности охватили своим влиянием отдалённые уголки страны. В области культурного просвещения людей, являвшегося традиционной функцией профсоюзов наметились устойчивые тенденции роста политизации. На морском транспорте культурно-воспитательные функции реализовывались профсоюзами в домах культуры и клубах моряков. Появление в портах Мурманска и Архангельска иностранных моряков заставило профсоюзы превратить интерклубы в центры политической работы. Реализация профсоюзами культурно-воспитательной функции оказалась весьма полезной в процессе общения наших моряков с английскими и американскими союзниками. Сотрудники учреждений культуры водного транспорта внесли свой весомый вклад в победу отечественной агитационно-пропагандистской системы над гитлеровской.

THE REALIZATION OF CULTURAL - EDUCATIONAL FUNCTION OF RUSSIAN WATER TRANSPORT TRADE-UNIONS IN 1941-1945

N.V. SELUNINA

Taganrog State Pedagogical Institute

The article deals with the cultural-educational institutions functioning of river and sea fleet during the Great Patriotic War. The stuff of these institutions under trade-unions leadership had been carrying out active ideological work, bringing in the idea of inevitable victory over fascist invaders into mass consciousness.

e-mail: v.a.selunin@mail.ru

Key words: trade unions, political departments, water transport, agitation campaign boats and steam- boats, cultural centers, clubs, sailors, agitation, cultural-educational activity.

35 ГАРФ. Ф. 7913. Оп. 13. Д.21. Л.6 об.

36 Там же. Д. 308. Л. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.