Научная статья на тему 'Политическая модернизация в российской Федерации, ее особенности'

Политическая модернизация в российской Федерации, ее особенности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1235
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ЭЛИТА / ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТЫ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / MODERNIZING POLICY IN RUSSIA / MODERNIZING AT THE POLITICAL LEVEL / STATE / POWER ELITE / SOCIETY / INSTITUTIONS / CULTURE / VALUES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зимин Вячеслав Александрович, Морозова Галина Александровна

В данной статье исследуются понятия и особенности политической модернизации в Российской Федерации, обосновывается необходимость ее проведения. Показана роль российского государства в проведении реформ общественной системы. В работе отмечается роль законодательной власти в структуре политических институтов страны. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что политико-культурный прогресс социально-политических систем зависит от хода и характера политических процессов в целом, от путей, по каким будет идти страна. Ключевой вопрос состоит в осознании того, что обновление жизни возможно лишь на основе свободы, самодеятельности и участия самого народа в осуществлении власти законодательной и в контроле над властью исполнительной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZING POLITICS:SPECIFICS FOR THE RUSSIAN FEDERATION

This paper examined the concepts relevant to and specifics of modernizing politics in the Russian Federation, and substantiated urgency to implement it and showed the part taken by the Russian State in reforming the society paradigm. The paper mentioned the part taken by the legislature in the framework of political institutions of the country. The review made an inference upon the study outcomes that political and cultural progress in social and political systems depended on the course and nature of political developments in general, on the ways the country had optioned to follow. The key issue lays in realizing that renewal of life may occur only on the grounds of freedom, self-reliance and participation of the public in making legislation and in exercising supervision over the executive branch of power.

Текст научной работы на тему «Политическая модернизация в российской Федерации, ее особенности»

УДК 316.43

ЗИМИН Вячеслав Александрович,

доктор политических наук, профессор, Самара, Россия.

МОРОЗОВА Галина Александровна, кандидат исторических наук, Самара, Россия natali.26.12@mail.ru

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

В данной статье исследуются понятия и особенности политической модернизации в Российской Федерации, обосновывается необходимость ее проведения. Показана роль российского государства в проведении реформ общественной системы. В работе отмечается роль законодательной власти в структуре политических институтов страны. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что политико-культурный прогресс социально-политических систем зависит от хода и характера политических процессов в целом, от путей, по каким будет идти страна. Ключевой вопрос состоит в осознании того, что обновление жизни возможно лишь на основе свободы, самодеятельности и участия самого народа в осуществлении власти законодательной и в контроле над властью исполнительной.

ZIMUN Vyacheslav Alexandrovich, PhD. In Politics, Professor. Samara city, Russia

MOROZOVA Galina Alexandrovna, Candidate for Doctorate in History, Samara city, Russia

natali.26.12@mail.ru

MODERNIZING POLITICS:SPECIFICS FOR THE RUSSIAN FEDERATION

This paper examined the concepts relevant to and specifics of modernizing politics in the Russian Federation, and substantiated urgency to implement it and showed the part taken by the Russian State in reforming the society paradigm. The paper mentioned the part taken by the legislature in the framework of political institutions of the country. The review made an inference upon the study outcomes that political and cultural progress in social and political systems depended on the course and nature of political developments in general, on the ways the country had optioned to follow. The key issue lays in realizing that renewal of life may occur only on the grounds of freedom, self-reliance and participation of the public in making legislation and in exercising supervision over the executive branch of power.

Ключевые слова: российская модернизация, Keywords: modernizing policy in Russia, modernizing at политическая модернизация, государство, власть, the political level, State, power elite, society, institutions, элита, общество, институты, культура, ценности. culture, values.

Для отечественной политической науки актуальным представляется изучение политической модернизации современной Российской Федерации. «России нужна всесторонняя модернизация, - заявил Д. Медведев. - Нам нужна экономика, основанная на интеллектуальных достижениях, то есть так называемая умная экономика, - но умная экономика может быть создана только умными людьми». По этой причине наше общество усложняется, становясь неоднородным и многомерным. «Таким обществом не нужно пытаться командовать - с ним нужно сотрудничать. Политика должна становиться более умной, более гибкой, более современной» [4].

Российские и зарубежные ученые большое внимание уделяют политической модернизации. Среди них следует выделить исследования Д. Антера, Р. Арона, А.С. Ахиезера, В.А. Ачкасова, Н.А. Баранова, Д. Белла, М.В. Ильина, Р. Инглхарта, В.И. Коваленко, В.А. Красильщикова, О.В. Красильщикова, С.А. Ланцова, В.В. Лапкина, А.С. Панарина, С.А. Панкратова, В.И. Пантина, Т. Парсонса, Л. Пая, Ю.С. Пивоварова, Я.А. Пляйса, В.В. Согрина, А.И. Соловьева, А.И. Шутова, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, Ш. Эйзенштадта, Т.А. Яшковой.

Сегодня среди ученых вопрос о политической модернизации является полемическим.

Под модернизацией в политической науке понимается совокупность процессов индустриализации, бюрократизации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, ускорения, пространственной и социальной мобильности, ведущих к формированию «современного открытого общества» в противоположность «традиционному закрытому» [2, с. 57].

Политическую модернизацию в целом определяют как формирование, развитие и распространение необходимых современных политических институтов, практик и политической структуры.

Модернизация вызвана наличием тех изменений, которые объективно созрели внутри российского государства. Сейчас общественные отношения характеризуются значительным усложнением и сопровождаются активным использованием политики для решения возникающих проблем. Однако политика, в силу своего консерватизма, не успевает эффективно регулировать стремительно развивающиеся общественные отношения. Необходимо признать, что уровень политического регулирования не всегда соответствует уровню реальных общественных отношений. На современном этапе интенсивно развивающиеся общественные процессы нуждаются в создании новых политических средств, которые позволили бы

оперативно влиять на динамику отношений, содержащихся в политической системе. Одним из решающих факторов, способных обеспечить вышеназванную задачу, является модернизация. Результатом проводимых модернизационных преобразований должно стать новое качество политической системы Российской Федерации.

Политическая модернизация в России показала, что происходит переход к более сложному типу правления. Сегодня легальные процедуры конституционной демократии содержат систему сдержек и противовесов в отношениях между исполнительной, законодательной и судебной властями (двухпалатный парламент, право вето на законопроекты, принятие Государственной Думой бюджета, утверждение кандидатур высших правительственных чиновников, предлагаемых Президентом РФ, Конституционный Суд, импичмент, многопартийная система). Эти и другие механизмы внешнего и взаимного контроля препятствуют образованию властной монополии.

Период с 2000 по 2014 г. характеризуется возникновением новых политических институтов (полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, Государственный Совет и др.). Необходимо особо выделить заседание Госсовета от 22 января 2010 года по вопросам развития российской политической системы. На нем был поднят ряд важных вопросов: развитие избирательного законодательства и политических партий в Российской Федерации; федерализм, местное самоуправление и др. На этом заседании остро ставились вопросы по модернизации политической системы в стране.

Доктор философских наук, профессор Е.Б. Шестопал отмечает, что «для либерально-модернизаторской повестки дня важнейшими ориентирами являются инновационная экономика, политическая демократия с конкурентными партиями, где наряду с консервативной ЕР будут представлены другие, прежде всего либеральные партии, и «умное» население, которое готово брать на себя ответственность и не склонно к патернализму» [6, с. 13].

Либералы основное внимание уделяют на степень вовлеченности населения в систему представительной демократии, уровень открытой конкуренции свободных элит, а также возможность для населения постоянно влиять на власть, а консерваторы - на обеспечение политического порядка с помощью централизованных институтов.

В нашей стране в реформировании всей общественной системы определяющая роль принадлежит государству. Видный политолог В.И. Пантин пишет, что «из-за слабости гражданского общества и исключительной роли государства модернизация общества постоянно подменяется модернизацией государства - его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики» [5, с. 12]. Сегодня приходится усиливать роль государства в определенной мере из-за обстановки, сложившейся в мире, о которой, в частности, говорил Президент РФ В.В. Путин 24 октября 2014 года в г. Сочи в клубе «Валдай».

Многие созданные институты гражданского общества не могут вести самостоятельно равноправный диалог с властью и проводить целенаправленную политику защиты россиян. Из повседневного и политического процесса выключено значительное число молодежи. В стране, на наш взгляд, не хватает харизматических лидеров, способных объединить национальную или территориальную общность.

На пути политической модернизации страны важным показателем является роль и место законодательной власти в структуре политических институтов. Народ ждет от государства защиты и справедливости. Оно должно быть одинаково уютным домом для всех слоев и категорий населения. Только при условии соблюдения социальной справедливости и реального равенства всех граждан перед законом можно рассчитывать на то, что народ будет поддерживать и защищать существующий строй при какой-либо теоретической опасности для него. Это возможно, только когда человек осознает, что и он представляет ценность для государства, что оно заботится о его нуждах и дает возможности для самореализации.

Важнейшим условием проведения политической модернизации является готовность правящей элиты. Она должна осознать свою ответственность и роль в принятии политических решений. Эта элита должна делать все необходимое для повышения качества государственного управления, формирования открытости власти и повышению доверия к ней россиян и добиваться того, чтобы социальные процессы в обществе развивались без конфликтов.

Важное значение в модернизации отводится и среднему классу, который быстрее усваивает новые политические идеи и способствует их распространению в обществе, а это значит, что все большее число людей начинает понимать смысл политической модернизации, менять свои установки и принимать осознанное стремление к участию в политической жизни и воздействовать на принятие необходимых политических решений.

Условием в применении инструментов либеральной демократии для обеспечения прогресса политической сферы наука признала изменения в той части культурного пространства, которая стала определяться как политическая культура общества.

В политическую систему и политическую деятельность личность включается через политическую культуру. Она выражает политическое сознание, политические ориентации и позиции, политический опыт, а также образцы политического поведения и навыки политической деятельности, которые усваиваются людьми. Содержание и характер политической культуры зависят от большого количества факторов: социальной общности биопсихологических черт личности, уровня экономического развития, правовых и этнических норм, традиций и др.

Процессы модернизации традиционного общества всегда связаны со значительной трансформацией прежней культуры, системы ценностей, норм и законов, образа жизни граждан Российской Федерации.

В России в настоящий период есть разные политические ценности. Они взяты из разных культур и исторических систем. Политическая культура страны сегодня представляет собой сочетание различных субкультур. К сожалению, уровень различий и противостояния между субкультурами в нашем обществе еще высок. Это не позволяет в полной мере совместить в стране культурное многообразие с политическим единством, а также выработать общие ценности политического устройства Российской Федерации. В стране политические ценности складываются за счет возрождения дореволюционной культуры, использования наследия Советского Союза и собственной политической практики, а также творческого освоения демократических ценностей, которые накопило мировое человеческое общество. Сегодня важнейшими и сложнейшими проблемами формирования политической культуры российского общества, на наш взгляд, являются: возрождение утраченного чувства хозяина своей страны, преодоление политической пассивности и апатии россиян. Государственным структурам власти при проведении модернизации страны основное внимание следует уделять не на организационные формы, а на ценности людей.

В российской модернизации, к сожалению, происходит последовательная смена реформ и контрреформ. По мнению ученого В.А. Ачкасова, «главным способом проведения догоняющей модернизации является грандиозная "имитация". Создается лишь видимость полной вовлеченности социума в процессы реформ, всегда инициируемых сверху, в то время как общество в целом ни по своей структуре, ни по доминирующим настроениям не готово к навязываемым радикальным переменам. В итоге резкий символический разрыв с прошлым в России зачастую оборачивается тем, что символика и форма подменяют реальное изменение содержания, и тогда старая сущность незаметно возвращается» [1, с. 84].

Сегодня не существует готовой модели политической модернизации. Это длительный и сложный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимоотношений власти и общества.

Политико-культурный прогресс социально-политических систем зависит от хода и характера политических процессов в целом, от путей, по каким будут идти страны. Ключевой вопрос состоит в осознании того, что обновление жизни возможно лишь на основе свободы, самодеятельности и участия самого народа в осуществлении власти законодательной и в контроле над властью исполнительной. Только при этом мы сможем пробудить у людей сопричастность к необходимым в обществе демократическим преобразованиям, возродить нравственные стандарты, обеспечить разумный баланс между индивидуальными и коллективными интересами.

Перемены в политической системе не закончатся, этот процесс будет идти. «В этой связи, задачи и принципы модернизации не должны восприниматься как очередная компания, как рывок под воздействием импульса сверху. Они должны позиционироваться и получать политико-правовое оформление как основной стиль политического управления, суть которого состоит в выявлении накопившихся проблем и предложении адекватных способов их решения. Данная адекватность возможна при наличии реальной, а не имитационной конкурентной политической среды, при наличии реальных каналов обратной связи во взаимоотношениях власти и общества, при наличии понятных большинству граждан правил и механизмов формирования органов власти и т.п. политических преобразований» [3, с. 19].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис. - 2001. - № 3.

2. Баранов Н.А. Теория политики. - СПб., 2008.

3. Вилков А.А. Аграрный вопрос как фактор политической модернизации России // Реформы 1861 г. и современность: 150 лет со дня отмены крепостного права в России. - Саратов: Саратовский источник, 2011.

4. Медведев Д.А. Выступление на заседании Госсовета, посвященном развитию политической системы России // Российская газета. - 2010. - 25 января.

5. Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. - М., 2007.

6. Шестопал Е.Б. Политическая повестка для российской власти и ее восприятие гражданами // Полис. - 2011. -№ 2.

REFERENCES

1. Achkasov V.A. Rossija kak razrushajushheesja tradicionnoe obshhestvo. Polis. 2001. no 3.

2. Baranov N.A. Teorija politiki. Sankt- Peterburg. 2008.

3. Vilkov A.A. Agrarnyj vopros kak faktor politicheskoj modernizacii Rossii . Reformy 1861 g. i sovremennost': 150 let so dnja otmeny krepostnogo prava v Rossii. Saratov: Saratovskij istochnik, 2011.

4. Medvedev D.A. Vystuplenie na zasedanii Gossoveta, posvjashhennomu razvitiju politicheskoj sistemy Rossii Ros-sijskaja gazeta. 2010. 25 janvarja.

5. Pantin V.I. Cikly i volny modernizacii kak fenomen social'nogo razvitija. Moskva, 2007.

6. Shestopal E.B. Politicheskaja povestka dlja rossijskoj vlasti i ee vosprijatie grazhdanami. Polis. 2011. No. 2.

Информация об авторах

Зимин Вячеслав Александрович, доктор политических наук, профессор кафедры экономики Самарского института Восточной экономико-юридической гуманитарной академии 443083, Россия, г. Самара, ул. Промышленности, 317

Information about the author's

Zimun VyacheslavAlexandrovich, PhD. In Politics, Professor of the Chair of Economics of the Samara Institute of East Economics and law Humanities. Samara city, Russia

443083, g. Samara, ul. Promyshlennosti, 317

Морозова Галина Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры "Связи с общественностью" Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики,(ПГУТИ) 443010 Россия, г. Самара, ул. Льва Толстого д. 23 г. Самара, Россия natali.26.12@mail.ru

Получена 03.11.2014

Morozova Galina Alexandrovna, Candidate for Doctorate in History, Associate Professor of the Chair of Public Relations, Povolzhskiy State University of Telecomunications Informatics

443010 Samara city. Str/ Leo Tolstoy. D.23

Samara city, Russia natali.26.12@mail.ru

Received03.11.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.