УДК 323
Зимин Вячеслав Александрович,
кандидат исторических наук, профессор кафедры гуманитарных наук Самарского института Восточной экономико-юридической гуманитарной академии
Морозова Галина Александровна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью» Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, г. Самара
E-mail: natali.26.12@mail.ru
ПАРТИИ - СУБЪЕКТЫ И НОСИТЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Zimin Viacheslav Alexandrovich,
Candidate of History, Prof., Chair of Humanities, Samara Institute under the Oriental Academy of Economy, Law
and Humanities
Morozova Galina Alexandrovna,
Candidate of History, Associate Prof., Chair of Public Relations, Povoljsky (Region) State University of Telecommunications and Informatics, Samara city E-mail: natali.26.12@mail.ru
PARTIES BEING AGENTS AND BEARERS OF
POLITICAL CULTURE
В данной статье дано понятие субъекта политической культуры, названы носители этой культуры, определён статус субъектов политической культуры. Авторами рассмотрена идеологическая функция партий, показано отличие субъектов по отношению к основополагающим ценностям и другим структурным элементам политической культуры. Исследовано значение партий в качестве выразителей (проводников) политической культуры. Отмечена стабилизирующая роль традиционных ценностей в жизни России. Сделаны соответствующие выводы по теме.
Ключевые слова: партии, политическая культура, статус, субъекты, носители, основополагающие ценности, выборы, избиратели.
This paper presents a concept of the agent of political culture, bearers of that culture are specified, and the position of an agent of political culture is determined. The authors considered an ideology function the parties performed, and demonstrated differences of vision of fundamental values and other structural elements of political culture the agents have shown. The study explored the importance of parties as spokespersons and bearers of political culture. The paper pointed out a stabilizing part of traditional values in Russian life. Relevant conclusions have been made upon the subject-matter.
Keywords: parties, political culture, position, agents, bearers, fundamental values, elections, voters.
Политическая культура формируется и реализуется через её субъекты. Понятие субъекта политической культуры используется рядом учёных. В частности, в коллективной работе под редакцией профессора В. Д. Перевалова обращается внимание на то, что «личность как субъект политических отношений выступает в качестве носителя политического сознания и политической культуры, а главное - в качестве обладателя политических прав и свобод» [1]. Далее подчеркивается, что политическая культура определяет отношение к политике и участие в политической жизни. Носителями, субъектами политической культуры является человек и его объединения [2]. Сюда относятся и политические партии.
Статус субъектов политической культуры имеет двойственный характер. С одной стороны, они же выступают в роли субъектов политики, являясь носителями политических отношений, с другой стороны, - субъектов политической культуры в роли творцов и носителей.
Политические партии в постсоветский период становятся все более значимыми в жизни нашей страны. В Российской Федерации по состоянию на 19 июня 2013 г. была зарегистрирована 71 политическая партия, из которых 54 имели право принимать участие в выборах в соответствии с требованиями Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях». Они участвуют в формировании политической культуры и являются её проводниками, оказывая непосредственное влияние на её субъекты-носители через традиции, ценности, убеждения, идеалы. Идеологическая функция партий проявляется в разработке теоретических концепций, программ, деклараций, лозунгов и т.п. Партии стремятся расширить число своих сторонников, вовлечь новых людей в политическую жизнь, привить им свою систему политических убеждений и ценностей, выработать определенные образцы политического поведения. Период избирательных кампаний по выборам законодательных органов власти, мэров, губернаторов, президента страны является наиболее активной фазой деятельности политических партий. Они, одержав победу, стремятся сохранить свое влияние на россиян, поддержавших их на выборах, и по возможности расширить число своих сторонников. Для этого ими проводятся различные кампании в средствах массовой информации и другие мероприятия среди населения, призванные убедить его в правильности сделанного выбора. Потерпевшие поражение на выборах партии работают в прямо противоположном направлении. Они критикуют органы государственной власти и прини-
мают соответствующие меры для завоевания себе более широкой социальной базы и повышения своего авторитета среди избирателей.
В зависимости от статусно-ролевой позиции, интереса к политическим явлениям и функций в политической культуре и политическом процессе субъекты политической культуры отличаются разной системой приоритетов в политике и культуре по отношению к основополагающим ценностям и другим структурным элементам политической культуры. Это видно на примере политических партий. В отличие от социальных общностей, они и в политике, и в политической культуре представляют активное начало и обладают определенной независимостью. В то же время они взаимосвязаны с теми социальными общностями, группами, которые готовы их поддерживать, если они отражают в политике их социальный заказ. У таких субъектов политики и политической культуры, как партии, более высок уровень сплоченности, сознания интересов, целей, что отмечается отечественными учёными, исследующими природу политических партий как субъектов политики [3].
О приоритете ценностей, на которые опираются отдельные партии, можно судить по их программным положениям. В частности, например, в предвыборной программе Всероссийской политической партии «Единая Россия» (август 2013 г.) говорится: «Опираясь на духовные традиции, на великую историю, на отечественную культуру, на интересы большинства граждан страны, на поддержку семейных ценностей, мы должны обеспечить модернизацию страны. Мы ставим во главу угла развитие на основе традиций, в том числе, традиции побеждать!
В центре нашего внимания - человек! Главная задача - повышение качества жизни и благосостояния каждого!» [4]
В. В. Путин отмечал, что отношение избирателей к «Единой России», к партии парламентского большинства, будет прямо зависеть не от количества мелких проектов, часто достаточно коррупционного характера, а от общего состояния в стране [5].
Сегодня большинство российских политических партий много обещают, к чему-то призывают, а реально на экономическую и социальную политику государства влияния не оказывают. Партии, являющиеся центрами политической активности, а по отношению к политической культуре - её выразителями (проводниками), опираются и реализуют в политике ценности, нормы, идеалы, являющиеся приоритетными в той социальной среде, интересы которой они представляют.
Статус выразителей (проводников) политической культуры, в роли которых выступают современные политические партии, связан с обеспечением таких функций, как тиражирование основополагающих идей, идеалов, ценностей, политическое просвещение масс в целом и определенных социальных общностей.
Это в теории и на практике приводит к тому, что партия в своей деятельности опирается на идеологию, которая содержит определенные общественно-политические идеалы. Ценности и идеалы, составляющие основу той или иной идеологии, которую партия берет на вооружение, и определяют круг её ценностных приоритетов в борьбе за власть и в работе с гражданами.
Либеральные ценности партии заимствуют на основе достаточно универсальной интерпретации, в то же время каждая партия («Единая Россия», «Справедливая Россия», «Патриоты России», КПРФ, «Яблоко» и многие другие) представляют свою собственную версию включения ценностей социал-демократии в свои программы. Они отличаются и по месту в ранжировании значимости среди других ценностей, и по трактовке их сущности. Это приводит к тому, что наиболее укорененные с исторической точки зрения ценности в политической культуре россиян не выполняют на сегодня роль скрепляющего начала, а, напротив, являются одним из ключевых оснований для социокультурного и социального антагонистического размежевания.
Более позитивную роль в формировании консолидирующего ядра играют консервативные ценности (государственничество, державность, патриотизм). Несмотря на наличие определенных расхождений в партийной их интерпретации, тем не менее, они носят в основном инструментальный характер (различия касаются, прежде всего, в способах обеспечения данных ценностей, а не их сущности). О значении традиционных ценностей напомнил Президент России В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. Он сказал: «...в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира» [6].
Часть электората и социальных групп общества, которая связывает демократию с развитием частной собственности и поддерживает партии частнокапиталистической ориентации, в виде социального заказа ждет от этих партий и движений позиции и поддержки таких ценностей, как свобода предпринимательства, рыночной конкуренции, приоритет частной собственности, политический плюрализм, гарантия прав граждан. Эти ценности становятся приоритетными в программах деятельности партий правой и центристской ориентации в политике. Основу их деятельности составляют ценности идеологии либерализма.
Таким образом, если рассматривать политические партии как субъект политической культуры, то следует отметить, что их отличает не только система ценностей, с помощью которых они выражают социальные интересы определенных социальных групп и общностей людей, но, в первую очередь, ориентация на использование в борьбе за социальную базу идеологии.
В то же время характерный для современных партий России плюрализм и эклектизм является одновременно их преимуществом и недостатком в борьбе за умы и социальную базу, так как их деятельность не отличается стабильностью и отталкивает часть электората, придерживающегося четко выраженных принципов. Партии, не имеющие «своего лица», обречены на поражение. Необходимо, на наш взгляд, отметить низкий уровень политической культуры (да и общей культуры тоже) у руководящего состава ряда партий нашей страны. Это проявляется особенно в период избирательных кампаний и разных дискуссий, например, в телевизионной передаче В. Соловьева «Поединок».
Партии - важный инструмент выявления и сближения интересов разных социальных групп, выработки общественного консенсуса. Они обязаны предлагать избирателям конкретные и обоснованные программы и нести большую ответственность за их выполнение, а также за работу своих представителей во всех органах власти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Политология / отв. ред. В. Д. Перевалов. - М., 2004. - С. 53.
2. Там же. - С. 187.
3. См.: Мясников О. Г. Субъекты политики // Социально-политический журнал. 1993. № 5-6. - С. 29-30; Голубев В. И. Многопартийность в советском обществе // Социально-политические науки. 1991. № 8. - С. 33-34; Михалёва Г. М. Российские партии в контексте трансформации. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009; и др.
4. Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия». 24.08.2013 г. [Электронный ресурс] . 11Р1_: Ийр/Аттм. priobKray.ru.
5. Выступление В. В. Путина на встрече с новым составом думской фракции «Единая Россия». 1 июля 2006 г. // Российская газета. 2006. 4 июля.
6. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года // Российская газета. 2013. 13 декабря.