Научная статья на тему 'Политическая культура: теоретическое обоснование'

Политическая культура: теоретическое обоснование Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
420
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / ELEMENTS OF POLITICAL CULTURE / FUNCTIONS OF POLITICAL CULTURE / ORTHODOX POLITICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Напалкова М. В.

Статья затрагивает теоретические основы политической культуры: анализируются элементы и функции данного явления, рассматривается типология с точки зрения цивилизационного подхода и, в частности, делается акцент на православную политическую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая культура: теоретическое обоснование»

Напалкова М.В. ©

Аспирант, Кафедра педагогики с курсом методики преподавания математики, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Аннотация

Статья затрагивает теоретические основы политической культуры: анализируются элементы и функции данного явления, рассматривается типология с точки зрения цивилизационного подхода и, в частности, делается акцент на православную политическую культуру.

Ключевые слова: политическая культура, элементы политической культуры, функции политической культуры, православная политическая культура.

Keywords: political culture, elements of political culture, functions of political culture, orthodox political culture.

Политическая культура буквально пронизывает нашу повседневную жизнь, определяя политическое поведение людей, формируя их эмоциональные реакции в ответ на политические события. Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму данного явления, сформировалась еще позднее - только в конце 50-60-х гг. XX в.

Политологи считают, что политическая культура - это система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности [2, с. 144].

Наиболее полный анализ политической культуры представлен в работе С. Вербы и Г. Алмонда «Гражданская культура и стабильная демократия». В частности, в этой работе они дают определение политической культуры: «Политическая культура нации — распределение образцов ориентации относительно политических объектов среди членов нации. Перед тем как определить это распределение, нам необходимо систематизировать индивидуальные ориентации относительно политических объектов. Ориентации включают:

1) «когнитивные ориентации», т.е. знания и веру относительно политической системы, ее ролей и обязанности относительно этих ролей, того, что система берет из окружающей среды и что отдает (что «на входе» и что «на выходе» системы);

2) «аффективные ориентации», или чувства, относительно политической системы, ее ролей, ее работы и вовлеченных в нее людей;

3) «оценочные ориентации», суждения и мнения о политических объектах, которые обычно представляют из себя комбинацию ценностных стандартов и критериев, информации и чувств» [1, с. 127].

Говоря о политической культуре, можно выделить ее элементы, которыми являются, во-первых, это знания о политике, то есть это вся информация о политической жизни государства, которой обладает гражданин. Данный элемент получил название информационно-познавательного. Во-вторых, компонентом политической культуры являются оценки политических событий, то есть это оценочные мнения о тех или иных политических процессах и явлениях. Данный элемент предполагает наличие в сознании людей определенных идеальных представлений, ценностей, с позиций которых и

© Напалкова М.В., 2012 г.

осуществляется оценка политической реальности. Это оценочный компонент. В-третьих, составляющей политической культуры выступает эмоциональная сторона политических позиций. Данный элемент отражает чувства граждан, которые испытывают к политической системе, это может выражаться в патриотизме, презрении к политическим лидерам или, наоборот, любви к ним и так далее. Это эмоциональный компонент.

Наконец, последним элементом являются устойчивые образцы, стереотипы поведения, признанные в данном обществе. Это поведенческий компонент.

Интерес представляет функциональная сторона политической культуры. Она выполняет множество функций. В частности, Д. В. Доленко приводит следующие из них: «1) идентификации, т. е. политическая культура позволяет человеку осознать свою принадлежность к определенному государству, определенному политическому сообществу;

2) ориентации, или предоставления человеку возможности ориентироваться в политических событиях, понимать их смысл и собственные возможности в реализации своих прав и интересов;

3) адаптации или приспособления к изменяющимся политическим условиям;

4) социализации, или обретения человеком свойств, позволяющих ему реализовать свои права и интересы в конкретных социально-политических условиях;

5)интеграции (или дезинтеграции), т. е. политическая культура позволяет различным гражданам сосуществовать в рамках определенного политического образования, сохранять целостность общества и государства;

6) коммуникативная, или обеспечения взаимодействия всех субъектов и политических институтов на основе использования общепринятой терминологии, символики, стереотипов» [3, с. 230].

Анализируя функции политической культуры, можно сделать вывод о том, что назначение политической культуры заключается в ориентировании человека в политическом мире, помощь в усвоении существующих в обществе традиций, норм, что позволяет гражданину не быть оторванным от политических реалий, быть активным субъектом, не быть аполитичным и равнодушным.

Политическая культура характеризует способность человека понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентации человека в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде.

Политическая культура способна оказывать тройное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и новаторского политического устройства.

Другим не менее значимым аспектом политической культуры является ее классификация. Существует огромное количество данных классификаций. Наибольший интерес представляет классификация политических культур по цивилизационному признаку. В основу ее легли особенности политических традиций, поведений, ориентаций,

ценностей той или иной цивилизации. Можно выделить следующие типы: конфуцианско-буддистская, индо-буддистская, исламская, западная и православная.

Для нас наибольший интерес, конечно, представляет православная политическая культура. Говоря о ее особенностях, можно выделить следующие моменты: 1) важнейшей чертой российской политической культуры является патернализм, т. е. взаимоотношения народа и правителей складывались как взаимоотношения отца и детей; 2) географическое расположение России между Европой и Азией оказало серьезное влияние на российское общество: она оказалась на стыке двух цивилизаций - европейской, ставящей в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и азиатской, ориентирующейся на общество, коллектив, государство. При этом взаимодействие этих культур в российском обществе весьма своеобразно: оно предполагает не просто переплетение, взаимообогащение содержанием обоих типов, но и непрерывную борьбу между ними; 3) ориентация населения на государство, а не на гражданское общество. В представлении их именно государство должно выступать гарантом прав и защитником их интересов; 4) русский человек, будучи, в сущности, человеком государственным, вместе с тем боялся государства, избегал иметь дело с властями, не доверял государственным учреждениям. Отсюда конфликтность государственного сознания русского человека, с одной стороны, и неприятие власти - с другой. Подобное отношение к государству и властям способствовало формированию двойного стандарта в их оценке. Человек как бы раздваивался, что свидетельствовало об антиномичности политической культуры. Это традиционные особенности православной политической культуры.

Если говорить о современных составляющих политической культуры России, то можно выделить такие особенности как: ценности коммунитаризма - приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы; индифферентное отношение к политическому участию; персонализированное восприятие власти; предрасположенность к конформизму; неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью; подданническое отношение к власти; правовой нигилизм; нетерпимость к другим мнениям, принципам; некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов; предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

Подводя итоги всему выше сказанному, надо сказать, что, таким образом, политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти - индивида - общества.

При этом важно отметить: политическая культура - явление динамичное, развивающееся, постоянно обогащающееся в своём содержании и формах, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная, научно-техническая или иная революция.

Литература

1. Алмонд Г. - Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С. Верба // Полис.- 1992.- №4.- С.127-128.

2. Панарин А. С. Политология: Общий курс: Учебное пособие. - М.: Логос, 2003. - 256 с.

3. Политология: теоретические основы современной политики: учеб. / Д. В. Доленко, И. В. Бахлов, О. В. Бахлова и др; под ред. проф. Д. В. Доленко; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2008. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.