Научная статья на тему 'Политическая культура: современные проблемы анализа'

Политическая культура: современные проблемы анализа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
613
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / POLITICAL PARTICIPATION / POLITICAL VALUES / CIVIL CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

В статье проанализированы сущность, основные черты, особенности и тенденции развития современной российской политической культуры. Автор показывает характер влияния политической культуры на общественное развитие и политическое участие в России. Особое внимание уделяется рассмотрению системы политических ценностей политической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Culture: Modern Problems of the Analysis

The article analyses essence, basic features, peculiarities and trends of the development of the modern Russian`s political culture. The author shows character influence of the political culture on the social development and political participation in Russia. Special attention is given to consideration of the system of political values.

Текст научной работы на тему «Политическая культура: современные проблемы анализа»

Ю.В. ИРХИН доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, профессор РГГУ, академик АГН и АПН РФ*

Политическая культура: современные проблемы анализа

"Культура - это, прежде всего, характерный для данного человека, общества образ мыслей и образ действий, их качество и направленность"

В.О. Ключевский

Политика представляет собой сложный, многофакторный и многоаспектный феномен, имманентно связанный с властными и управленческими явлениями и процессами. Среди его составных элементов важную роль играет социокультурная составляющая политики. У любого народа его культура как воплощение регулятивной, ценностно-нормативной системы поведения и деятельности людей оказывает постоянное как «глубинное», так и актуализированное воздействие на политическое развитие.

Изучение характера связей между социальной структурой общества и культурой, степени влияния традиций и обычаев различных народов и наций на развитие политического процесса имеет давнюю историю. Оно являлось предметом внимания многих мыслителей: Аристотеля, Н. Макиавелли, Ш.-Л. Монтескье, А. де Токвиля, И. Гердера, М. Вебера, Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева и др.

Для изучения социокультурных аспектов политики ученые широко используют концепции политической культуры. Само понятие «политическая культура» вошло в систему политических и социальных наук в 60-е гг. XX в. Существенную роль в процессе институализации этого понятия сыграла работа политологов США Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура», в которой изучались общественные явления, находящихся на пересечении сферы культу-

1

ры и политики .

* Ирхин Юрий Васильевич, e-mail: Irkhine@mail.ru

1 См.: Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. М., 2014, с. 5-9.

Под политической культурой (от лат. еиКига - возделывание, воспитание) понимается система исторически сложившихся политических ценностей, ориентаций, установок, навыков, стилей и традиций массового политического поведения и функционирования субъектов политики, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества. Главным носителем и транслятором политической культуры является язык и, в частности, язык политики.

Тот ареал политической культуры, который непосредственно связан с выборами и непосредственно влияет на поведение избирателей и электоральный процесс, определяется как электоральная культура.

Основные функции политической культуры: ценностная, интеграционная, трансляционная, социализирующая, инновационная и др.

Политическая культура охватывает всю политическую жизнь и включает в себя политико-культурные сферы: сознание (в т.ч. «культуру мышления»); поведение индивидов, групп, этносов и наций; функционирование существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций. В своем реальном движении политическая культура существует в ряде основных деятельных форм:

- духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, нравы, роли, ценности, ориентации и установки, способы выражения политических чувств и эмоций, осуществления политического мышления;

- предметной (институциональной), охватывающей определенные способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, которые материализуют достижения научной мысли;

- функциональной, определяющей способы, стиль, приемы, средства политической деятельности, характер политического процесса;

- коммуникационно-виртуальной - включающей политический язык, характер использования классических и современных коммуникаций в политике.

Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и обусловливает определенный характер, «технологию» ее осуществления. Сердцевина политической культуры - система ориентаций и установок относительно политической системы общества и ее составляющих, других политических систем, комплекс поведенческих ценностей,

совокупность наиболее устойчивых форм, «духовных кодов», смыслов и образцов политической деятельности людей.

В общих чертах политическая культура является исторически сформированной совокупностью ясных и скрытых представлений о различных аспектах политической жизни и об отношении к ним. В этом смысле к ней следует относить: а) уровень знания политики, фактов, заинтересованности ими; б) оценочные суждения, касающиеся того, как должны осуществляться власть и управление; в) эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам; г) признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать в тех или иных ситуациях.

В политической культуре различается рациональный и эмоционально-волевой уровни. Первый складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов соответствующих ориентаций, установок и др.; второй - на основе рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определяются прежде всего социокультурными и социопсихологическими факторами.

Важное место в развитии и функционировании политической культуры играют устойчивые общекультурные социально-психологические феномены: традиции, обряды, ритуалы, менталитет, накопленный опыт, стереотипы, мифы, религия и др.

Так, менталитет выражает характер, стиль, способ группового мышления, восприятия социальной жизни, влияет на состояние умонастроений. В зависимости от сложившегося менталитета класс, народ, нация и иные общности и группы обладают определенной восприимчивостью к тому или иному типу идеологий, культурных норм, политических ценностей и т.д. В переходных обществах менталитет неустойчив: старые ценностные ориентации разрушаются, новые - находятся в стадии становления, либо иллюзорны. По мере развития общества и его структур, влияния международных факторов, в менталитете происходят соответствующие изменения.

Для анализа политической культуры используется понятие национального характера. Оно синтетично охватывает: историко-культурную традицию, общественно-политическую практику и индивидуальный образ мышления. В известном смысле национальный характер можно трактовать

как наиболее распространенный в данном народе тип личности и комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и традиций, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока.

Во всех политических отношениях, действиях и взаимодействиях культура выступает как условие или среда той или иной формы политической активности. Вместе с тем, обеспечивая цикл воспроизводства политической жизни в соответствующей системе ценностей, культура определенным образом подытоживает результаты опыта политической деятельности, продуктом чего является развитие старых или становление новых политических традиций. Политическая культура выступает и как система отношений и как процесс производства составляющих ее элементов, в череде сменяющих друг друга поколений.

В основу анализа и типологизации политической культуры целесообразно положить изучение ее основных параметров. Среди них:

- характер и сущность системы сложившихся и/или меняющихся общественных и политических ценностей; культура общенациональная и региональная (местная);

- опосредование политической культуры характером власти и гражданского общества (демократическая, авторитарная и др.); политическая культура как ценностно-ориен-тационная подсистема политической системы общества;

- характер влияния культуры на уровень и степень политического участия акторов политики, граждан в целом; политическая культура официальная и оппозиционная, различных социальных групп, лидерства и элит;

- воздействие цивилизационных доминант и среды на политическую культуру, взаимовлияние культуры и цивилизации;

- характер взаимодействия традиционалистских, модернистских и постмодернистских пластов культуры;

- сущность и особенности политико-культурных моральных (включая религиозные) норм, этических установок и правил;

- характер воздействия культуры на качество управления, институтов и общественного развития в целом1.

1 См.: Социологическая энциклопедия / Рук. авт. колл. Г.Ю. Семигин. М., 2003, т. 1., с. 532-535.

Оригинальность и своеобразие политической культуры любого общества заключается, прежде всего, в ее собственном способе оценки и решения политических проблем, акцентировании тех или иных ценностей, особенностях как своеобразной регулятивной системы политического развития.

Ключевую роль в политической культуре играет ценностная система. Политические ценности - предпочтительное признание социальными субъектами (индивидами, группами, классами) значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленное их социальным опытом. Они мотивируют, направляют и обосновывают действия субъектов политики, отражают состояние, потребности и перспективы развития общества, его основных социальных групп. Ценностные ориентации личности в политике - воспринятые человеком ценности, являющиеся целями его политических действий и основных средств их достижения. Они играют роль регулятора индивидуального политического поведения. В различных обществах существуют отличающиеся системы политических ценностей и их приоритеты. У различных людей существуют также различающиеся по ряду вопросов ценностные ориентиры.

К числу основных политических ценностей можно отнести: права, свободы и обязанности граждан, характер политической власти, качество политических лидеров, формы и содержание политического правления, участия в политике, политическое образование и просвещение, роль личности в политике, политические интересы субъектов политики, этнических групп, культуру политики и другие.

Особое значение придается ценностям порядка (ориентируются на поддержание стабильности социальной и политической системы), развития (ориентация на изменения и трансформации), равенства и свободы.

В этой связи целесообразна классификация политических ценностей по сферам или направлениям: власть, политическое и государственное управление, участие в политике, политическая идеология, сознание, коммуникация и др.

Политические ценности можно условно дифференцировать на тоталитарные, авторитарные и демократические, конформистские и активистские и т.д. Вместе с тем эти подходы необходимо обязательно дополнять анализом ци-вилизационного и общечеловеческого содержания (характера) политических ценностей. В различных цивилизациях

и культурах, как известно, существуют различающиеся ценностные подходы и смыслы.

Политическая культура общества может быть проанализирована как по показателям политических культур его членов - граждан, их социальных групп и слоев, институтов, так и по показателям, характеризующим общество в целом. К числу последних следует отнести характер существующей политической организации общества, формы и методы функционирования политических институтов, степень и способы участия граждан в политической жизни общества, накопленный социально-политический опыт, существующие политические традиции и обычаи, систему политических идей, знаний, принципов, используемых в общественном развитии.

В связи с характером власти и правления выделяются: демократическая, авторитарная, тоталитарные и переходные виды политической культуры.

Для демократической политической культуры характерны ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык. Основным «носителем» демократической политической культуры является средний класс.

Авторитарная политическая культура ориентирована на определяющую роль государства и одной партии в обществе, соответствующие формы и методы правления и контроля за политической жизнью и участия в ней. Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. Политический язык стандартизирован.

Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы, полный контроль за деятельностью СмИк, наличие разветвленной системы слежения и контроля за идеологией, публичными выступлениями и частными беседами о политике. Политический язык формализован и идеологически жестко определен.

Следующий подход акцентирует внимание на различиях в характере и степени участия людей в политике в связи с их политическими ориентациями. Г. Алмонд и С. Верба (на основе сравнительного анализа США, Великобритании, Италии, Германии и Мексики) выделили следующие типы политической культуры: «провинциалистская» (слабое политическое участие и знание политики), «подданическая» (активное участие при одной господствующей ориентации), «пар-тисипаторная» (демократическая, активное участие), «гражданская» (регулярное участие при высокой степени согласия). Затем типология была расширена включением в этот ряд «пассивной культуры наблюдателей» и «автономной протестной культуры».

Актуально рассмотрение ценностей культуры по их влиянию на общественное развитие в целом. Так, ряд исследователей выделяет в связи с этим различные признаки культур как способных оказать влияние на осуществление быстрых и успешных изменений, так и ориентирующих на статичные, неэффективные методы развития1. Среди них:

- Ориентация во времени. Прогрессивная культура предполагает упор на будущее, на то, как изменить к лучшему судьбу страны, свою собственную, а статичная культура ориентируется на поиск проблем или светлых дней в прошлом и решение проблем выживания в настоящем.

- Отношение к работе. В успешных нациях упорный труд рассматривается как главное условие жизненных достижений, успехи на работе и в творчестве являются не только источником материального благополучия, но и самоуважения. В провальных социумах люди работают, чтобы жить, и труд рассматривается как досадная необходимость.

- Бережливость как путь к сбережениям, инвестициям и достатку в прогрессивных культурах и тенденция к расточительности или равенству в бедности - в статичных.

- Хорошее образование. Обязательное условие жизненного успеха в передовых странах, но без этого можно обойтись в отсталых.

- Личные заслуги как центральный фактор продвижения по общественной служебной лестнице. И, наоборот, связи, блат, семейственность в статичных странах.

1 См.: Культура имеет значение / Под ред. А. Харрисона, С. Хантингтона. М., 2002, с. 5-10.

- Социализация. В прогрессивных культурах люди идентифицируют себя с большими общностями - со страной, нацией, с профессией; в статичных - с семьей, знакомыми, земляками. Отсюда почва для непотизма, коррупции, отсутствие почвы для альтруизма или благотворительности.

- Этические нормы. Они более строги в прогрессивных культурах. Например, в них неприемлемым считается взяточничество или воровство.

- Закон и правосудие воспринимаются как незыблемые и непререкаемые нормы, исполняются буквально и невзирая на лица - в успешных странах, а в остальных большее значение имеет круг знакомств и предложенная сумма.

- Распределение власти. Прогрессивные культуры характеризуются большей децентрализацией и горизонтальными

1

связями, а статичные - централизацией и вертикалями .

В принципе соглашаясь с этим подходом, следует учитывать, что в принципе в любой культуре есть различные пласты (ценности) и здесь дело за тем актором (субъектом) политики, который их сумеет актуализировать и активизировать.

Социально-политические ценности и их понимание из-за особенностей культур, традиций и исторического генезиса различаются в ряде обществ и цивилизаций (западной, конфуцианской, исламской, индуистской, российской и др.). Так, в западных цивилизациях акцентируются либеральные (либерально-консервативные) системы ценностей; в даль-невосточно-азиатских ареалах - традиционалистские (конфуцианские, коммунитаристские и др.) с элементами либерализма; в арабских - как формально демократические, так и радикально-исламские, джихадистские.

В постиндустриальном, постмодернистском обществе появляются новые ценности, которые сосуществуют или конфликтуют с системой традиционных, модернистских установок и ориентаций. В постиндустриальных странах распространяются постматериальные ценности. К ним можно отнести: культурный плюрализм и свободу самовыражения, значение качественного образования и здравоохранения, роль гражданских инициатив, «электронных» форм участия в политике и др. Постматериальные ценности стали источником

1 См.: Никонов В.А. Культура и управление // Государственное управление в XXI веке: повестка дня российской власти. 10-я международная конференция 29-31 мая 2013 г. М., 2013, ч.1, с. 9-10.

возникновения таких новых гражданских групп, как экологические и женские движения, а также другие ассоциации по защите общественных интересов. Меняющаяся система ценностей реформирует политическую повестку.

Под влиянием технических инноваций в сфере коммуникаций дисгармонии в сложившейся культуре происходит определенная дисгармония, разрушаются ее многие базовые смыслы. Так, постепенно встраиваясь в современную культурную среду, компьютер, интернет, другие интерактивные электронные СМИ не только по-своему дифференцируют социальную структуру общества или же создают непропорциональное представительство в Интернете политических меньшинств, но и, по-новому сочетая старое и новое в интерпретации индивидуального и группового опыта людей, активно провоцируют у них новые социальные и политические ожидания, меняют самою структуру их политически значимых интересов.

Можно сказать, что новые возможности перемещения информации современными телетехномедиумами провоцируют и возникновение нового типа жизнедеятельности: одновременно всех со всеми и одновременно порознь. Этому же способствует виртуализация политического пространства, переплетение реальности с вымышленными событиями, искусственно выстроенной информацией, что нарушает некоторые черты рационального типа социальной и политической ориентации человека, порождает у него устойчивые элементы скепсиса, иронии в отношении к такой комбинированной реальности. Формируя такие особые способы культурного освоения политически значимой информации, новые коммуникации создают совершенно новую социальную атмосферу и для формирования различных форм политической жизни, и для воспроизводства культуры.

Так, массовые представления граждан о политике в настоящее время все больше и больше формируются средствами и образами, характерными для развлекательной индустрии. В результате в структуре политической культуры такого информационно продвинутого общества неизбежно формируется некая «культура политического развлечения» Очевидно, что такая культура через создаваемые утопические миры дает пользователям СМИ упрощенное понимание, интерпретацию и осмысление политической реальности. Понятно и то, что такой схематизм восприятия политических

реалий оставляет массу возможностей для манипулирования общественным мнением, искусственного конструирования политических реакций, повышения управляемости политической активностью человека. В целом выделяется постмодернистская политическая культура, делающая акцент на театрализацию окружающей жизни, гиперреальность, потребление символов, фрагментацию жизни, недове-

1

рие к государству, власти и уход от реальной политики .

В современной политической культуре возрастает роль расовых, этнонациональных, половозрастных, экологических, глобальных, сексуальных и иных ориентаций, имеющих мало общего с прежде привычными классовыми Происходит трансформация традиционного политического спектра с четкими социально-классовыми ориентациями. Возникают временные социальные коалиции по отношению к проблеме, в результате чего многим гражданам стало труднее ориентироваться в происходящем в сфере политики. Усиливается поддержка политики, ориентированной на решение конкретных проблем, повышение роли новых общественных движений, выдвижение неформальных лидеров, расширение участия граждан в управлении.

Актуальны подходы, обращающие внимание на характерные национальные признаки и особенности политической культуры в связи с ее цивилизационными основами. Речь идет о кросс-культурном анализе и синтезе политики и культуры различных обществ. Соответственно выделяется политическая культура западной (англо-саксонской и континен-тально-европейской), восточных (конфуцианской, индо-буд-дийской, исламской), российской (евразийской) и других цивилизаций.

Отличительными чертами российской политической культуры являются державность; ориентация на субъекты власти; бюрократический стиль управления и поведения; социально-коллективистские ориентации; высокий уровень образования и политического сознания населения; сложное сосуществование авторитарных, традиционалистско-пат-риархальных и демократических пластов культуры, ее материальных и постматериальных ценностей; приоритет-

1 См.: ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. М., 2010, с.121-124.

ность идеалов как межнационального, так и межрелигиозного (соборного) согласия и др.1.

Ценностный ряд политической культуры может быть емким. Например, в «Декларации независимости» США выделены следующие основные ценности: «право на жизнь», «свободу» и «стремление к счастью», «право народа на выбор формы правления и восстание с целью защиты своих интересов» и др. В «Конституции США» («Билль о правах») приводится развернутый «перечень» основных политических ценностей по направлениям: основные права человека и гражданина, демократические выборы и участие, право на ношение оружия, права штатов и местного самоуправления, суд присяжных и т. д. Объединяется все это в базовой ценностной установке «Американская мечта».

В КНР в 2013 г. была выдвинута ценностная перспектива развития страны до 2050 г. - «Китайская мечта». Она включает в себя три цели - превращение Китая в богатое и сильное государство, энергичное развитие китайской нации и создание счастливой жизни для народа. Для этого страна должна двигаться вперед по собственному «китайскому пути», найденному в результате длительных и трудных поисков; нужно «развивать китайский дух», опирающийся на патриотизм, конфуцианство, реформы и инновации; обязательно следует «сплотить силы Китая».

В России, как известно, давно актуализируется «русская идея», но она не всегда имеет достаточное экономическое обоснование. Применительно к современным условиям можно поставить вопрос о «Российской (евразийской) мечте» как о ценностном ориентире. В ее основе - понимание России как особой уникальной цивилизации и разработка на основе общественного консенсуса программ ее инновационного, духовного и социально ориентированного развития.

В посланиях президентов Российской Федерации, в речах известных лидеров и трудах политологов выделяются следующие актуальные российские социальные и политические ценности:

1 См.: Социокультурные и психологические детерминанты политических отношений. Колл.монография. Сер. "Философия политики". Кн. IV. /Ред. Ю.В. Ирхин, В.В. Крапивин. М., 2003, с. 130-135.

- Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов и россиян в целом.

- Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации в системе международных отношений.

- Свобода - личная, индивидуальная, предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства.

- Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.

- Патриотизм. В любых обстоятельствах, всегда - вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к великой российской культуре, к «великому и могучему русскому языку».

Российские ценности в известной степени формируют представление россиян и об их будущем1.

Можно также выделить те политико-управленческие ценности, которые имеют непосредственное значение для успешного социально-экономического и политического развития: управленческая культура, качество политической элиты и лидерства, влияние и взаимодействие традиций и новаций, национального и зарубежного опыта и др.

В различных крупных регионах России в соответствии с их историческими и культурными традициями определенные политические ценности могут иметь соответствующие приоритеты. В зависимости от остроты проблемы те или иные ценности актуализируются. Так, после возвращения Крыма в Россию патриотизм стал доминантной политической ценностью. Иногда из системы ценностей выдвигаются ключевые, ориен-тационные политико-мобилизационные установки модерниза-ционного развития. Например, известные пять «И»: инновации, институты, инфраструктура, инвестиции, интеллект.

Понятно, что сила системы политических ценностей состоит в их объединении и/или взаимосвязи. Однако на практике, различные политические силы (субъекты) используют их

1 См.: Тульчинский Г.Л. Российская политическая культура. СПб., 2015.

односторонне, в частных интересах. Так, даже в рамках одной культуры может существовать несоизмеримость ценностей двух культур. Кроме того, существуют и антиценности.

В современных условиях актуализируется вопрос об интегративных политических ценностях и соответствующем им политическом курсе. Попытка обоснования такого курса содержалась в программе «Россия 2020» и «Стратегиях 2020». Однако из-за мирового экономического кризиса 2008-2010 гг., его последствий и недостаточного финансирования и развития инновационных национальных технологий в ряде сфер общественного производства эти проекты не смогли найти своего эффективного решения.

Сегодня объединяющим граждан России курсом на основе российских политических ценностей может стать соответствующая государственная антикризисная, инновационная программа, поддержанная бизнесом и обществом. В том числе - и антикризисная программа правительства России на 2016 г., аккумулирующая один трлн. руб., для экстренной финансовой поддержки соответствующих направлений развития общества

Понятно, что актуальные ценности у разных групп российского населения отличаются. Но есть ряд ведущих ценностей, которые принципиально важны для большинства1. Среди них (по значимости): мир, безопасность, материальный достаток, законность, порядок, права и свободы человека, справедливость свобода, стабильность, патриотизм, демократия. гарантии частной собственности и предпринимательства, равенство, (наименьшая поддержка: коллективизм, национализм). Большинство приведенных выше ценностей могут явиться основой ценностного консенсуса российского общества.

Вместе с тем, следует учитывать, что при значительном совпадении когнитивных взглядов граждан на ряд рассмотренных ценностей, их ориентационное, партийное и эмоциональное отношение, разумеется, в связи с рядом факторов отличается.

Целесообразно проанализировать различное или различающееся отношение электората пяти основных политичес-

1 См.: Психология политического восприятия в современной России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2012, с.123-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ких партий в России («Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России», «Справедливая Россия» и «Яблоко») к основным политическим ценностям. Отношение рассмотрено по нисходящему уровню поддержки или актуализации электоратом соответствующей ценности:

- патриотизм - у электората КПРФ, ЛДПР, ЕР, СР, Яблоко;

- справедливость - СР, КПРФ, ЛДПР, Яблоко, ЕР;

- свобода - ЛДПР, Яблоко, ЕР, КПРФ, СР;

- солидарность - КПРФ, СР, ЕР, Яблоко, ЛДПР;

- частная собственность - ЕР, Яблоко, ЛДПР, СР, КПРФ;

- права человека: примерно одинаковый уровень, чуть выше процент у электората Яблока и СР;

- законность - примерно одинаковый уровень у электората всех партий;

- традиционность - несколько выше у электората КПРФ и ЕР по сравнению с электоратом других партий.

Связь политических ценностей и политического поведения в России достаточно сложна. В детерминации политического поведения принимают участие и когнитивные и некогнитивные компоненты репрезентации политических ценностей. В России когнитивные компоненты представлены в первую очередь кластером «традиционно-материалистических» ценностей, который позволяет прогнозировать массовость поддержки соответствующих партий населением России. Ведущими современными ценностями и смыслами в сознании большинства россиян являются сложные комплексы консервативно-патриотических и рационалистических идей и ориентаций. Некогнитивные (эмоциональные) компоненты представлены отношением к ряду политических ценностей, которые позволяют предсказывать голосование за определенные партии (например, положительное отношение к национализму и голосование за ЛДПР). Так называемые постматериалистические, в том числе и неолиберальные ценности, в России поддерживаются заметным меньшинством избирателей, в основном, в крупных городах. В условиях экономического кризиса в Российской Федерации активизируется и городская протестная политическая культура.

1 См.: Богдан И.В. Политические ценности в современной России: когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты // Открытая экспертиза, 2015, №6, с. 8-12.

Сегодня весьма актуальны: создание условий и предпосылок для дальнейшего развития политической культуры на основе ценностей демократического типа; актуализация традиционных культурных доминант России как уникальной цивилизации; формирование общественного ценностного консенсуса для осуществления антикризисной, социально ориентированной политики, с учетом потребностей современного технологического развития; разоблачение опасности и противодействие экстремистским, джихадистским ориентациям и смыслам в политике и культуре.

Ирхин Ю.В. Политическая культура: современные проблемы анализа. В статье проанализированы сущность, основные черты, особенности и тенденции развития современной российской политической культуры. Автор показывает характер влияния политической культуры на общественное развитие и политическое участие в России. Особое внимание уделяется рассмотрению системы политических ценностей политической культуры.

Ключевые понятия: политическая культура, политическое участие, политические ценности, гражданская культура.

Irhin Y.V. Political Culture: Modern Problems of the Analysis.

The article analyses essence, basic features, peculiarities and trends of the development of the modern Russian's political culture. The author shows character influence of the political culture on the social development and political participation in Russia. Special attention is given to consideration of the system of political values.

Key words: political culture, political participation, political values, civil culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.