Научная статья на тему 'Политическая культура как фактор электорального поведения'

Политическая культура как фактор электорального поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
393
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИЗБИРАТЕЛИ / РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЗАВИСИМОСТЬ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / POLITICAL CULTURE / DYNAMICS OF POLITICAL CULTURE / VOTERS / RYAZAN REGION / THE DEPENDENCE OF ELECTORAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамов Юрий Иванович, Семёнов Александр Викторович

В статье представлены результаты двух социологических опросов по исследованию политической культуры избирателей Рязанской области, проведенных на основе авторской методики. Описаны группы избирателей, представляющих различные типы политической культуры. Проанализирован характер зависимости электорального поведения от типа политической культуры избирателей. А также представлены динамические характеристики изменений политической культуры избирателей Рязанской области в 2011 2013 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абрамов Юрий Иванович, Семёнов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political culture as a factor of electoral behavior

The article presents the results of two sociological surveys on research of political culture of voters of Ryazan region held on the basis of the author’s methodology. Describes a group of voters, representing different types of political culture. Parsed character of the dependence of electoral behavior of the type of political culture of the electorate. And it also includes the dynamic characteristics of the changes in the political culture of voters in the Ryazan region in 2011-2013.

Текст научной работы на тему «Политическая культура как фактор электорального поведения»

УДК 32.001

Ю. И. Абрамов, А. В. Семёнов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье представлены результаты двух социологических опросов по исследованию политической культуры избирателей Рязанской области, проведенных на основе авторской методики. Описаны группы избирателей, представляющих различные типы политической культуры. Проанализирован характер зависимости электорального поведения от типа политической культуры избирателей. А также представлены динамические характеристики изменений политической культуры избирателей Рязанской области в 2011 — 2013 годах.

Ключевые слова: политическая культура, динамика политической культуры, избиратели, Рязанская область, зависимость электорального поведения.

Взаимозависимость политической культуры и электорального поведения в современной политической науке рассматривается как аксиома. Но в то же время наблюдается явный дефицит эмпирических исследований, определяющих устойчивые связи и закономерности взаимодействия между политической культурой и электоральные поведением избирателей. Авторы провели исследование по заказу Избирательной комиссии Рязанской области, которое проходило в два этапа в рамках социологических исследований. Первый этап прошел в рамках социологического опроса «Установки и ожидания избирателей Рязанской области накануне выборов депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» в сентябре 2011 г, второй этап в рамках социологического опроса «Динамика развития политической культуры избирателей Рязанской области» в августе 2013 г В результате исследования авторы предприняли попытку установить устойчивые взаимосвязи между типами политической культуры избирателей Рязанской области и особенностями электорального поведения данных групп.

методологическая база исследования

Методологической базой исследования стала концепция политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в работе «Гражданская культура». По их мнению, «политическая культура нации — распределение образцов ори-ентаций относительно политических объектов среди членов нации» (Алмонд, 1997, с. 595). Все виды ориентаций в рамках политической культуры они разделяли на три типа:

— когнитивные ориентации — знания и вера относительно политической системы;

— аффективные ориентации — чувства относительно политической системы;

© Ю. И. Абрамов, А. В. Семёнов, 2014

— оценочные ориентации — суждения и мнения относительно политических объектов, которые обычно представляют из себя комбинацию ценностных стандартов и критериев, информации и чувств. Позднее Г Алмонд эти типы политических ориентаций разделил на три уровня: ориентации системного уровня, ориентации уровня политического процесса, ориентации уровня политического курса.

Используя измерения основных политических ориентаций, Г. Алмонд и С. Верба выделили три основных типа политической культуры: патриархальная, подданническая и активистская или политическая культура участия.

Таблица 1. Типы политических культур

Политические Система вообще Объекты «на Объекты «на Отношение к себе

культуры как объект входе» системы выходе» системы как к объекту

Патриархальная 0 0 0 0

Подданническая 1 0 1 0

Активистская 1 1 1 1

Источник: (Алмонд, 1997, с. 598).

При этом Алмонд и Верба на основе многочисленных межстрановых исследований политических культур, отметили следующие особенности:

— в каждой стране встречаются все три типа культур, но при этом, как правило, один тип культуры является доминирующим;

— помимо трех «базовых» культур в разных странах фиксировались промежуточные (или смешанные) типы культур;

— в связи с тем, что концепция политической культуры основывается на разных типах ориентаций, эти ориентации достаточно легко «измерить» с помощью различных видов социологических опросов.

Именно эти факторы определили выбор концепции Алмонда — Вербы в качестве методологической базы исследования.

методика проведения исследования

Для измерения политических ориентаций избирателей Рязанской области был разработан блок анкеты, который включал в себя 15 вопросов, разбитых на три группы:

— знания (когнитивные ориентации);

— чувства (аффективные ориентации);

— оценки (оценочные ориентации).

В каждой группе вопросы были сформулированы таким образом, чтобы определить ориентации респондентов на «входе» и «выходе» политической системы, относительно самой системы, а также их отношение к себе как к объекту политической системы.

Предложенные респондентам вопросы являлись закрытыми, так как предполагали откалиброванные варианты ответов. Сама формулировка вопросов была

определена таким образом, чтобы выбранный откалиброванный ответ условно соотносился с тем или иным «базовым» типом политической культуры:

— согласен — 2 балла (активистская);

— не согласен — 1 балл (подданническая);

— не знаю — 0 баллов (патриархальная).

Таблица 2. Вопросы анкеты

№ п/п Вопрос-утверждение Согласен Не согласен Не знаю

1 Президент РФ — это глава государства 2 1 0

2 Государственная дума РФ избирается по пропорциональной избирательной системе 2 1 0

3 В составе Государственной думы в настоящее время четыре политические партии 2 1 0

4 Основной приоритет во внешней политике России — сохранение мира 2 1 0

5 Основным механизмом для участия граждан в формировании власти являются выборы 2 1 0

6 Я патриот своего государства и испытываю чувство гордости за свою страну 2 1 0

7 Я чувствую, что как избиратель (гражданин) я могу влиять на политику в нашей стране 2 1 0

8 Хотя российские политические партии вызывают только раздражение у таких людей, как я, я чувствую, что они необходимы 2 1 0

9 Я не доверяю избирательной системе нашего государства, но считаю институт выборов необходимым 2 1 0

10 Я чувствую, что роль России в последнее время в мире возросла 2 1 0

11 Такие люди, как я, тем или иным образом влияют на политику государства 2 1 0

12 Я считаю, что в нашей стране нет настоящих оппозиционных партий, но они должны быть 2 1 0

13 Сегодня депутаты Государственной думы мало что делают для таких людей, как я, но Госдума все равно необходима 2 1 0

14 Правительство должно делать всё для достойной жизни граждан, но уровень жизни каждого конкретного человека зависит, прежде всего, от самого человека 2 1 0

15 Установление реальной демократии в России зависит, прежде всего, от самих граждан 2 1 0

После опроса респондентов сумма баллов по каждому респонденту подсчи-тывалась, на основе чего каждый респондент был отнесен к носителю того или иного типа политической культуры.

Дифференциация типов культур осуществлялась на основе следующих положений. Минимально возможный результат по результатам опроса — 0 баллов представляет собой «чистый» тип патриархальной культуры. Максимально возможный результат — 30 баллов представляет собой «чистый» тип активистской культуры. Таким образом, все другие типы культур (в том числе и смешанные) находятся в интервале от 0 до 30 баллов.

Подсчет результатов опроса и соотнесение респондентов по типам культуры осуществлялось на основе следующей дифференциации результатов:

0-6 баллов — патриархальная;

7-12 баллов — патриархально-подданническая;

13-18 баллов — подданническая;

19-24 балла — подданническо-активистская;

25-30 баллов — активистская (культура участия).

Таким образом, результаты опроса предполагали выделение трех «базовых» культур, предложенных Алмондом — Вербой (патриархальная, подданническая, активистская) и двух типов смешанных (промежуточных) культур (патриархально-подданническая и подданническо-активистская). Анкета каждого этапа исследования помимо вопросов, указанных в Таблице 2, также содержала вопросы относительно электорального поведения: готовность к участию в выборах, партийные симпатии и антипатии респондентов и т. д.

результаты исследования

Во время каждого этапа было опрошено 600 респондентов по месту жительства, по формализованной анкете, в технике «Лицом к лицу». Выборка двухступенчатая кластерная с предварительной стратификацией. В основу стратификации положен ретроспективный анализ голосования на выборах в Государственную думу РФ и выборах Президента РФ в Рязанской области. Объем выборки был распределен с учетом типа поселения (г. Рязань, города Рязанской области, сельская местность) пропорционально количеству избирателей в регионе. Выборка квотировалась по полу, возрасту и образованию, контролировалась по роду занятости. Статистическая погрешность — 3,5%. Опросы производились в 18 населенных пунктах (табл. 3, 4).

Сравнительный анализ результатов двух этапов исследования позволяет определить основные тенденции в динамике политической культуры избирателей Рязанской области (табл. 5).

Основной тенденцией за данный период стало снижение доли респондентов подданнического типа культуры с 58% до 40%. Одновременно с этим произошло увеличение доли респондентов подданническо-активистской культуры с 19% до 33% и доли респондентов активистской культуры с 0,5% до 3,7%. Доля респондентов патриархальной и патриархально-подданической культуры осталась неизменной.

Два этапа исследования показывают динамику готовности избирателей к участию в голосовании (табл. 6).

Таблица 3. Характеристики выборки первого этапа

Пол респондентов г. Рязань % по столбцу Город областной % по столбцу Сельская местность % по столбцу

Мужской 115 45% 72 46% 76 41%

Женский 143 55% 84 54% 110 59%

Всего 258 100% 156 100% 186 100%

Возраст респондентов г. Рязань % по столбцу Город областной % по столбцу Сельская местность % по столбцу

18-24 лет 42 16% 27 17% 21 11%

25-34 года 44 17% 27 17% 26 14%

35-44 лет 47 18% 32 21% 30 16%

45-54 года 52 20% 24 15% 21 11%

55-64 года 42 16% 24 15% 33 18%

65 лет и старше 31 12% 22 14% 55 30%

Всего 258 100% 156 100% 186 100%

Образование респондентов г. Рязань % по столбцу Город областной % по столбцу Сельская местность % по столбцу

Высшее 36 14% 17 11% 12 6%

Незаконченное высшее 8 3% 2 1,3% - -

Среднее профессиональное 70 27% 48 31% 39 21%

Среднее общее 76 29% 54 35% 50 27%

Незаконченное среднее 68 27% 35 12,7% 85 46%

Всего 258 100% 156 100% 186 100%

Таблица 4. Характеристики выборки второго этапа

Пол респондентов г. Рязань % по столбцу Город областной % по столбцу Сельская местность % по столбцу

Мужской 118 46% 72 46% 86 46%

Женский 140 54% 84 54% 100 54%

Всего 258 100% 156 100% 186 100%

Возраст респондентов г. Рязань % по столбцу Город областной % по столбцу Сельская местность % по столбцу

18-24 года 42 16% 26 17% 24 13%

25-34 года 44 17% 24 15% 28 15%

35-44 года 46 18% 34 22% 34 18%

45-54 года 54 21% 28 18% 26 14%

55-64 года 48 19% 30 19% 48 26%

65 лет и старше 24 9% 14 9% 26 14%

Всего 258 100% 156 100% 186 100%

Образование респондентов г. Рязань % по столбцу Город областной % по столбцу Сельская местность % по столбцу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высшее 36 14% 22 14% 14 8%

Незаконченное высшее 8 3% - - - -

Среднее профессиональное 66 26% 42 27% 46 25%

Среднее общее 80 30% 50 32% 54 29%

Незаконченное среднее 68 27% 42 27% 72 38%

Всего 258 100% 156 100% 186 100%

Таблица 5. Динамика типов политической культуры в Рязанской области в 2011-2013 годах (в %)

Годы Патриархальная Патриархально-подданническая Подданническая Подданническо-активистская Активистская

2011 4,0 19 58 19 0,5

2013 4,7 19 40 33 3,7

Таблица 6. Динамика готовности респондентов участвовать в выборах (в %)

Вариант ответа Патриархальная Патриархально-подданническая Подданническая Подданническо-активистская Активистская

2011 2013 2011 2013 2011 2013 2011 2013 2011 2013

Готов 0 7,1 7,1 1,8 18 7,4 32 18 33 36

Скорее готов 4,2 0 19 23 28 40 31 43 33 55

Скорее не готов 4,2 0 9,7 27 9,8 32 7,9 24 0 0

Точно не готов 21 79 23 23 9 12 7,9 5,1 33 0

Затрудняюсь ответить 71 14 42 25 35 9,1 21 9,2 0 9,1

Среди респондентов патриархальной культуры резко возросла доля избирателей, склонных к абсентеизму — с 21% до 79% (точно не будут участвовать в голосовании). В то же время наблюдается абсолютное снижение с 33% до 0% респондентов активистской культуры, которые точно не будут голосовать. В других типах культур количество респондентов, склонных к абсентеизму, осталось в границах статистической погрешности.

Вместе с тем в группах патриархально-подданнической, подданнической, подданническо-активистской культуры фактически в два раза выросло число респондентов, склонных к ситуативному абсентеизму (скорее всего не будут голосовать). Что касается доли активистски-гражданского типа голосования (точно будут участвовать в голосовании), то рост произошел только в двух группах: патриархальной культуры (с 0% до 7,1%) и активистской культуры (с 33% до 36%), в то время как в группах с другими типами культур произошло снижение данного типа голосования. При этом наиболее существенное в группе патриархально-подданнической культуры — с 7,1% до 1,8%. Но при этом во всех группах культур, за исключением патриархальной, выросла доля респондентов, скорее готовых к участию в голосовании.

Общая тенденция в динамике партийных симпатий во всех группах респондентов заключается в том, что снижается фактически в три раза количество респондентов, затрудняющихся определиться в симпатиях к политическим партиям. Это позволяет говорить о том, что жители Рязанской области начинают

более конкретно и дифференцированно определяться со своими партийными симпатиями, что способствует укреплению региональной партийной системы.

Таблица 7. Динамика партийных симпатий респондентов (в %)

Патриар- Патриархально- Поддан- Подданническо- Активист-

Вариант ответа хальная подданническая ническая активистская ская

2011 2013 2011 2013 2011 2013 2011 2013 2011 2013

Единая Россия 4,2 7,1 22 27 39 43 52 60 33 55

КПРФ 33 0 44 8,9 15 16 6,1 12 33 18

ЛДПР 0 0 8 3,6 18 8,3 15 9,2 0 9,1

Патриоты России 0 0 7,1 0 14 0,83 20 0 67 0

Альянс Зеленых* - 0 - 0 - 0 - 0 - 0

Справедливая Россия 8,3 7,1 25 0 31 4,1 27 4,1 0 9,1

Яблоко 0 0 1,8 0 5,2 0,83 3,5 1 0 0

Коммунисты России* - 0 - 1,8 - 3,3 - 3,1 - 0

Партия пенсионеров России* - 0 - 0 - 0 - 1 - 9,1

Гражданская платформа* - 0 - 1,8 - 0 - 1 - 0

Другая партия - 0 - 0 - 0 - 0 - 0

Ни одной - 57 - 45 - 22 - 14 - 18

Затрудняюсь ответить 67 29 30 16 18 7,4 17 7,1 33 9,1

Правое дело* 4,2 - 7,1 - 6,6 - 12 - 0

Примечание: * — обозначены партии, которые не существовали / не участвовали в период проведения опроса.

Как видим, «Единая Россия» за прошедшие два года смогла увеличить долю симпатизирующих среди всех представителей типов политической культуры. При этом наиболее существенное увеличение симпатизирующих «Единой России» произошло в группе избирателей активистской культуры: с 33% до 55%. Это как раз та группа избирателей, которая традиционно негативно относилась к партии власти и тем самым можно констатировать, что региональная «Единая Россия» смогла найти подходы к избирателям данного типа культуры.

По отношению к КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Справедливая Россия» и «Яблоко» количество симпатизирующих практически во всех группах респондентов снизилось. При этом у КПРФ наибольшее снижение симпатизирующих произошло в группе респондентов патриархальной культуры (с 33% до 0%) и патриархально-подданнической культуры (с 44% до 8,9%). То есть, в первую очередь, среди тех избирателей, которые традиционно относились к ядерному электорату КПРФ.

У ЛДПР наибольшее снижение произошло среди избирателей подданнической культуры (с 18% до 8,3%), но при этом резко возросла доля симпатизирующих среди избирателей активистской культуры (с 0% до 9,1%).

У «Справедливой России» наибольшее снижение произошло среди избирателей патриархально-подданнической культуры (с 25% до 0%), но при этом также резко возросла доля симпатизирующих среди избирателей активистской культуры (с 0% до 9,1%).

В связи с тем, что рамки статьи не позволяют дать полный отчет по двум проведенным этапам исследования, дадим описание основных групп респондентов с разными типами политической культуры и особенностями их электорального поведения.

В группе избирателей с патриархальным типом политической культуры почти две третьих (64%) составляют женщины; более одной третьей в возрасте до 24 лет (36%) и почти столько же (29%) старше 65 лет. Около 60% из них имеют образование ниже среднего; по роду деятельности — это пенсионеры (43%), работники сферы торговли и услуг (21%) и временно не работающие (14%); проживающие преимущественно в г. Рязани (43%) и сельской местности (43%). Только 7% из них принимают участие в выборах и столько же (7%) с оптимизмом оценивают свое ближайшее будущее. В основной своей массе (86%) они не видят ни одной политической партии, которой готовы отдать свои симпатии.

В группе с подданническим типом политической культуры большинство (60%) так же составляют женщины, равномерно распределенные по всем возрастным стратам (14% до 21%), преимущественно со средним (30%) и средним специальным (32%) образованием. Почти половину этой группы составляют пенсионеры (24%) и рабочие (23%), так же здесь присутствуют представители всех других профессий; 40% из них проживают в г. Рязани, 32% — в сельской местности и 28% — в городах области. Половина из них (48%) принимает участие в выборах, и 28% с оптимизмом оценивают ближайшее будущее. Их политические симпатии: 43% — «Единой России», 16% — КПРФ, 8% — ЛДПР и 4% — «Справедливой России».

В группе с активистским типом политической культуры более половины (55%) составляют мужчины, равномерно распределенные по всем возрастным стратам до 65 лет, большая часть из которых имеет высшее (55%) и среднее специальное (18%) образование. По роду деятельности доминируют гуманитарная интеллигенция (36%) и пенсионеры (18%), присутствуют представители других профессий, кроме военнослужащих, безработных и временно не работающих. Почти две третьих из них (64%) проживают в г. Рязани. Практически все они (91%) активные избиратели и 36% с оптимизмом оценивают ближайшее будущее. Их политические симпатии: 55% — «Единой России», 18% — КПРФ, 9% — ЛДПР и 9% — «Справедливой России».

В группе с подданнически-активистским типом политической культуры немного больше мужчин (54%), две третьих из которых (66%) в возрасте от 35 до 65 лет, более половины имеют среднее специальное (29%) и среднее (28%) образование. По роду деятельности в группе доминируют рабочие (30%), пенсионеры (20%), работники сферы торговли и услуг (11%), гуманитарная (10%)

и техническая (9%) интеллигенция. Более половины из них (52%) проживают в г. Рязани. Большая часть данной группы (61%) принимает участие в выборах и каждый третий (33%) с оптимизмом оценивает свое ближайшее будущее. Их политические симпатии явно склоняются к партии власти — «Единой России» симпатизируют 60%, КПРФ — 12%, ЛДПР — 9%, «Справедливой России» — 4%.

В группе с патриархально-подданническим типом политической культуры несколько больше женщин (54%), большая часть из которых (60%) в возрасте до 45 лет, преимущественно со средним и ниже образованием (73%). Почти третью часть из них составляют пенсионеры (32%), каждый пятый рабочий (19%), каждый шестой — работник сферы торговли и услуг (16%), каждый восьмой — временно не работающий (13%) или студент (11%). Более 70% данной группы проживают в сельской местности и городах области. Только 25% из них принимают участие в выборах и 14% с оптимизмом оценивают свое ближайшее будущее. 61% — не видят ни одной политической партии, которой готовы отдать свои симпатии. Остальные предпочтения распределились следующим образом: «Единая Россия» — 27%, КПРФ — 9% и ЛДПР — 4%.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии значимых различий в моделях электорального поведения групп с различной политической культурой. Это позволяет говорить о том, что предложенная методика и инструментарий исследования позволяют не только определить принадлежность избирателя к тому или иному типу политической культуры, но и на этой основе выявить и зафиксировать значимые взаимосвязи между типом политической культуры и особенностями электорального поведения. А также зафиксировать динамику политической культуры в регионе и значимые в связи с этим изменения электорального поведения.

Литература

Алмонд Г. А. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Том II. Зарубежная политическая мысль. XX век / под ред. Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 1997. С. 592-611 (Almond G. A. Civic culture. Political attitudes and democracy in five Nations // Anthology of world political thought. In 5volumes. Volume II. Foreign political thought. XX century / ed. by G. Semigin. M.: Thought, 1997. P. 592-611).

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. М.: Аспект-Пресс, 2003. 537 с. (Almond G., Powell J., Strom K., Dalton R. Comparative politics today: a World viev. M: Aspect-Press, 2003. 537 p.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.