УДК 329
Ю. И. Абрамов, А. В. Семёнов
ДИНАМИКА ОБРАЗОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье представлены результаты двух социологических опросов по исследованию образов политических партий в массовом сознании избирателей на примере Рязанской области. Первый опрос был проведен в 2006 г., второй — в 2015 г Авторы исследования отмечают существенную динамику образов парламентских партий по всем основным параметрам.
Ключевые слова: образы политических партий, массовое сознание, динамика образов, избиратели, Рязанская область.
Сформировавшиеся образы политических партий в массовом сознании избирателей выступают одним из важнейших факторов голосования. Еще более интересен вопрос о том, насколько сформировавшиеся образы устойчивы, наблюдается ли существенная динамика сформировавшихся образов партий во времени. Авторы настоящей статьи провели исследование по заказу Избирательной комиссии Рязанской области, которое осуществлялось в два этапа. Первый этап прошел в рамках социологического опроса «Установки и ожидания избирателей Рязанской области накануне выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в марте 2006 г, второй — в рамках социологического опроса «Выборы в Рязанскую областную Думу и политические партии в оценках и ожиданиях избирателей области» в марте 2015 г
Во время каждого этапа было опрошено 600 респондентов по месту жительства по формализованной анкете в технике «Лицом к лицу», выборка двухступенчатая кластерная с предварительной стратификацией. В основу стратификации положен ретроспективный анализ голосования на выборах в Государственную Думу РФ и выборах Президента РФ в Рязанской области. Объем выборки был распределен с учетом типа поселения (г. Рязань, города Рязанской области, сельская местность) пропорционально количеству избирателей в регионе. Выборка квотировалась по полу, возрасту и образованию, контролировалась по роду занятости. Статистическая погрешность — не более 3,5 %. Опросы производились в 18 населенных пунктах Рязанской области.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемой образов власти в России, в том числе и образов партий, активно занимаются специалисты кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ под руководством Е. Б. Шестопал. С начала 1990-х гг. на данной кафедре был накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, в частности исследования образов власти, политических лидеров, партий
© Абрамов Ю. И., Семёнов А. В., 2015
и стран (Образы..., 2008). В рамках данных исследований, как отмечает Т. Н. Пи-щева, «политический образ представляет собой, как и любой образ, с одной стороны, отражение реальных характеристик объекта восприятия, а с другой — проекцию ожиданий субъекта восприятия, т. е. граждан. В политическом образе отражаются знания, представления, мнения, оценки, ожидания, эмоции, требования граждан к объекту восприятия... В то же время в коммуникативном пространстве существует и специально сконструированное и растиражированное отражение личности политика (власти, партии, страны и т. д.), которое принято называть имиджем» (Пищева, 2011, с. 47).
При этом в исследованиях специалистов данной кафедры образ политических партий рассматривается в целом, в то время как мы пытаемся определить образы конкретных политических партий на основе идентичных реальных характеристик партий и их проекцию в массовом сознании в региональном измерении. Для этого необходимо было определить реальные характеристики партий, отделить их от специально конструируемых характеристик в виде имиджа. В современной политической науке существует достаточно большое количество как определений понятия «политическая партия», так и исследовательских подходов. В связи с этим в качестве базового определения политической партии мы используем определение американского политолога Д. Ла Паломбара, который указал четыре образующих партию признака:
1) любая партия есть носитель идеологии или особого видения мира и человека (мировоззрения);
2) партия — это организация, т. е. достаточно длительное институализиро-ванное объединение людей на разных уровнях политики (от местного до международного);
3) цель партии — завоевание и осуществление власти;
4) каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа — от голосования за нее до активного членства (LaPalombara, Weiner, 1966).
Исходя из данного определения, в анкете опроса мы решили использовать закрытые вопросы, которые смогли бы количественно измерить отражение указанных объективных признаков партий в массовом сознании избирателей Рязанской области. По каждой из партий респондентам было предложено выделить значимые для них характеристики партии:
— партия, имеющая свою идеологию / партия, не имеющая своей идеологии (мировоззренческий признак);
— партия влиятельная в регионе / партия не влиятельная в регионе (властный признак);
— партия, занимающая реальными делами / партия демагогов (организаци-онно-деятельностный признак);
— партия, выражающая интересы таких людей, как я / партия, далекая от интересов таких людей, как я (представительский признак);
— партия, за которую я готов проголосовать / партия, за которую я никогда не проголосую (признак поддержки).
При этом дихотомический характер предлагаемых респондентам ответов был обусловлен необходимостью учета особенностей массового сознания,
которое носит ярко выраженный упрощенный и часто именно дихотомический характер восприятия существенных признаков того или иного объекта.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ (2006 ГОД)
Образ партии «Единая Россия». Большинство опрошенных были едины во мнении, что это самая влиятельная партия в регионе (43 %), имеющая свою идеологию (28 %) и занимающаяся реальными делами (22 %). Около четверти всех опрошенных высказали готовность проголосовать за данную партию (24 %). При этом 16 % отметили, что эта партия выражает их интересы, а 19 % признались, что никогда не проголосуют за партию «Единая Россия». Из числа сторонников партии «Единая Россия» значительное число респондентов отметили такие ее черты, как влиятельность в регионе (47 %), ориентация на реальные дела (43 %), наличие своей идеологии (39 %). Около 40 % сторонников убеждены в том, что эта партия выражает интересы таких людей, как они, и 85 % подтвердили свою готовность проголосовать за партию. Среди тех, кто никогда не проголосует за эту партию, также лидирует мнение о ней как о влиятельной партии (23 %). Кроме того, почти пятая часть от числа противников партии «Единая Россия» отметила ее как партию демагогов (20 %), далекую от интересов таких людей, как они (18 %), и подавляющее число противников подтвердило свою позицию никогда не голосовать за партию «Единая Россия» (92 %).
Образ КПРФ. Большинство респондентов отметили в качестве положительных основных характеристик КПРФ ее влиятельность в регионе (20 %) и наличие собственной идеологии (28 %), а в качестве отрицательных — оторванность от интересов таких людей, как они (19 %). При этом 42 % подчеркнули, что никогда не проголосуют за эту партию. Среди сторонников партии утвердился ее образ как партии, занимающейся реальными делами (28 %), выражающей их интересы (52 %) организации, опирающейся на свою идеологию (59 %). С точки зрения данной группы избирателей, это именно та партия, за которую они готовы проголосовать (97 %). Противники партии практически единодушны в своем мнении никогда не голосовать за КПРФ (93 %), так как это партия демагогов (18 %), хотя и имеющая свою идеологию (19 %), но далекая от таких людей, как они (25 %).
Образ партии СПС. Среди характеристик партии СПС респонденты отметили в основном отрицательные черты, такие как демагогия (18 %), оторванность от интересов людей (27 %), отсутствие какого-либо влияния в регионе (30 %). Кроме того, 43 % подчеркнули, что никогда не проголосуют за эту партию. Среди тех, кто считает себя сторонником этой партии, в ней привлекают прежде всего нацеленность на реальные дела (21 %), наличие идеологии (25 %) и близость их интересам (42 %). Из числа сторонников 83 % подтвердили свою готовность проголосовать за партию СПС. Противники партии в качестве ее отрицательных характеристик выделяют демагогию (21 %), отсутствие влияния в регионе (25 %), отдаленность от интересов таких людей, как они (29 %). Подавляющее число противников убеждено, что никогда не проголосует за СПС (92 %).
Образ ЛДПР. Из предложенных респондентам характеристик, отражающих, по их мнению, суть ЛДПР, большинство выбрали три позиции: это партия хотя
и имеет свою идеологию (15 %), но в большой степени подвержена демагогии (28 %) и далека от интересов людей (21 %). Кроме того, 39 % заявили, что никогда не проголосуют за эту партию. Мнение сторонников партии резко отличается от общей картины. Они видят ЛДПР как партию реальных дел (46 %), отражающую их интересы (33 %). Подавляющее число сторонников проявило готовность проголосовать за данную партию (92 %). Противники же партии еще раз подтвердили общие обвинения в оторванности от интересов простых людей (22 %) и склонности к демагогии (31 %). 92 % подтвердили свою позицию никогда не голосовать за ЛДПР.
Образ партии «Родина». Более-менее консолидированное мнение респондентов о характеристиках партии «Родина» обнаружилось только по двум позициям. Разброс ответов достаточно велик. Около четверти опрошенных отметили отсутствие влияния на региональном уровне (25 %) и оторванность ее от интересов большинства людей (21 %). 22 % никогда не проголосуют за партию «Родина». Среди сторонников степень консолидации в оценках значительно выше — эта группа рисует положительный образ, в котором выделяются такие характеристики, как наличие своей идеологии (39 %), близость их интересам (50 %), высокая степень влиятельности в регионе (21 %) и осуществление реальных дел (36 %). 95 % сторонников подтвердили свою готовность голосовать за партию «Родина». Противники партии не смогли сказать ничего определенного об этой партии кроме того, что она не обладает никаким влиянием (13 %) и не способна защищать их интересы (12 %), а потому не заслуживает их поддержки при голосовании (88 %).
Сравнительные характеристики партийных образов по итогам опроса первого этапа в 2006 г. приведены в табл. 1.
Таблица 1. Сравнительные характеристики образов партий в 2006 г. (%)
Характеристики КПРФ «Единая Россия» СПС ЛДПР «Родина»
Партия, имеющая свою идеологию 28 28 7,9 15 13
Партия, не имеющая своей идеологии 4 3,8 17 8 14
Партия, занимающаяся реальными делами 12 22 2 6,4 6,5
Партия демагогов 13 7,5 18 28 12
Партия, выражающая интересы таких людей, как я 9 16 1,8 5,8 6,4
Партия, далекая от интересов таких людей, как я 19 13 27 21 21
Влиятельная партия в регионе 20 43 2,4 8 9,3
Невлиятельная партия в регионе 7,3 1,5 30 13 25
Партия, за которую я готов проголосовать 12 24 2,6 7,1 7,1
Партия, за которую я никогда не проголосую 42 19 42 39 22
ЛОЖИШЭКС 2015. Том 11, № 3
Таким образом, в массовом сознании избирателей Рязанской области основные общероссийские партии в 2006 г. выглядели следующим образом.
«Единая Россия» в целом воспринималась положительно как самая влиятельная в регионе партия, обладающая собственной идеологией и занимающаяся реальными делами.
КПРФ воспринималась скорее отрицательно, но как достаточно влиятельная в регионе, идеологизированная партия, однако далекая от интересов большинства населения.
ЛДПР с точки зрения респондентов имела однозначно отрицательный образ — это не влиятельная в регионе партия демагогов, далекая от интересов людей, но обладающая своей идеологией.
«Родина» и СПС в оценках респондентов отличались от ЛДПР только отсутствием собственной идеологии.
ВТОРОЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ (2015 Г.)
Образ партии «Единая Россия». Большинство опрошенных были едины во мнении, что это самая влиятельная партия в регионе (85 %), имеющая свою идеологию (63 %) и занимающаяся реальными делами (56 %). 40 % всех опрошенных высказали готовность проголосовать за данную партию, а 41 % отметили, что эта партия выражает их интересы. Но 57 % сказали, что данная партия не выражает их интересы, и столько же признались, что никогда не проголосуют за нее. Из сторонников партии «Единая Россия» значительное число респондентов отметили такие черты партии, как влиятельность в регионе (94 %), ориентация на реальные дела (90 %), наличие своей идеологии (87 %). 89 % сторонников убеждены в том, что эта партия выражает интересы таких людей, как они. Среди тех, кто никогда не проголосует за эту партию, лидирует мнение о ней как о далекой от интересов таких людей, как они (91 %). Кроме того две трети из них (67 %) полагают, что «Единая Россия» — партия демагогов, не имеющая своей идеологии (53 %). Но при этом 78 % признают ее влиятельность в регионе, почти половина (46 %) полагает, что у партии есть своя идеология, а каждый третий (33 %) признал, что партия занимается реальными делами.
Образ КПРФ. Большинство респондентов отметили в качестве положительных характеристик КПРФ наличие у нее собственной идеологии (62 %), наличие практических дел (36 %) и ее влиятельность в регионе (35), но при этом оторванность от интересов таких людей, как они (69 %), отсутствие влияния в регионе (59 %) и отсутствие практических дел (58 %). Лишь 20 % готовы поддержать КПРФ на выборах, но 74 % подчеркнули, что никогда не проголосуют за эту партию. Среди сторонников партии утвердился ее образ как партии, влиятельной в регионе (89 %), занимающейся реальными делами (93 %), выражающей их интересы (93 %) организации, опирающейся на свою идеологию (93 %). Недостатков у КПРФ сторонники практически не замечают. Противники партии практически единодушны в своем мнении никогда не голосовать за КПРФ (100 %), так как это партия демагогов (74 %), хотя и имеющая свою идеологию (54 %), но далекая от таких людей, как они (86 %), и не влиятельная партия в регионе (72 %)
Образ ЛДПР. Из предложенных респондентам характеристик, отражающих, по их мнению, суть ЛДПР, были выделены следующие: эта партия далека от интересов простых людей (60 %), не влиятельна в регионе (58 %), хотя и имеет свою идеологию (42 %), но в большой степени подвержена демагогии (53 %). Кроме того, 64 % заявили, что никогда не проголосуют за нее. Мнение сторонников партии резко отличается от общей картины. Они видят ЛДПР как партию, имеющую свою идеологию (100 %), занимающуюся реальными делами (100 %), влиятельнейшую в регионе (100 %) и отражающую их интересы (100 %). Противники же партии высказали диаметрально противоположную позицию: ЛДПР — это партия без идеологии (62 %), склонна к демагогии (70 %), оторвана от интересов простых людей (71 %) и абсолютно не влиятельна в регионе (81 %). 83 % подтвердили свою позицию никогда не голосовать за ЛДПР.
Образ партии «Справедливая Россия». Достаточно консолидированным оказалось мнение респондентов о характеристиках партии «Справедливая Россия»: подавляющее число респондентов считает, что партия не влиятельна в регионе (81 %), оторвана от интересов большинства людей (79 %), практически отсутствуют реальные дела (75 %) и собственная идеология (68 %). Только 10 % подтвердили свою готовность проголосовать за «Справедливую Россию», но 80 % никогда не проголосуют за эту партию. Мнение сторонников партии резко отличается от общей картины. Они видят «Справедливую Россию» как партию, имеющую свою идеологию (84 %), занимающуюся реальными делами (87 %), влиятельнейшую в регионе (74 %) и отражающую их интересы (90 %). Противники партии, напротив, не смогли сказать ничего позитивного об этой партии. Они считают, что «Справедливая Россия» не имеет своей идеологии (77 %), не занимается реальными делами (85 %), не влиятельна в регионе (90 %) и не отражает их интересы (92 %). Они единодушны в том, что данная партия ни при каких условиях не будет ими поддержана.
Сравнительные характеристики партийных образов по итогам опроса второго этапа в 2015 г приведены в табл. 2.
Таблица 2. Сравнительные характеристики образов партий в 2015 г. (%)
Характеристики КПРФ «Единая Россия» ЛДПР «Справедливая Россия»
Партия, имеющая свою идеологию 62 63 54 26
Партия, не имеющая своей идеологии 33 34 42 68
Партия, занимающаяся реальными делами 36 56 39 19
Партия демагогов 58 43 53 75
Партия, выражающая интересы таких людей, как я 25 41 35 14
Партия, далекая от интересов таких людей, как я 69 57 60 79
Влиятельная партия в регионе 35 85 36 14
Невлиятельная партия в регионе 59 15 58 81
Партия, за которую я готов проголосовать 20 40 30 10
Партия, за которую я никогда не проголосую 74 57 64 81
Таким образом, в 2015 г в массовом сознании избирателей Рязанской области основные общероссийские партии выглядят следующим образом.
«Единая Россия» в целом воспринимается положительно — как самая влиятельная в регионе партия, обладающая собственной идеологией и занимающаяся реальными делами.
КПРФ воспринимается скорее отрицательно, как идеологизированная партия, не очень влиятельная в регионе и далекая от интересов большинства населения.
ЛДПР с точки зрения респондентов имеет однозначно отрицательный образ — это не влиятельная в регионе партия демагогов, обладающая своей идеологией, и далекая от интересов людей.
«Справедливая Россия» в оценках респондентов отличается от ЛДПР только отсутствием собственной идеологии.
В итоге, лишь в отношении к партии «Единая Россия» сложился последовательно положительный образ, остальные ведущие субъекты партийной системы оценены отрицательно.
Среди факторов, определяющих отрицательное отношение к партиям, чаще всего назывались отсутствие влияния и реальных дел, приверженность демагогии и забвение интересов избирателей.
Среди факторов, повышающих симпатии к партиям в целом, были названы наличие идеологии и реальных дел в послужном списке и, как следствие, высокая степень влияния в регионе.
ДИНАМИКА ОБРАЗОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
По итогам двух этапов исследования можно оценить динамику образов трех парламентских партий за прошедшие девять лет в массовом сознании избирателей Рязанской области (табл. 3).
Таблица 3. Динамика образов политических партий в 2006-2015 гг. (%)
Характеристики КПРФ «Единая Россия» ЛДПР
2006 г 2015 г 2006 г 2015 г. 2006 г 2015 г
Партия, имеющая свою идеологию 28 62 28 63 15 54
Партия, не имеющая своей идеологии 4 33 3,8 34 8 42
Партия, занимающаяся реальными делами 12 36 22 56 6,4 39
Партия демагогов 13 58 7,5 43 28 53
Партия, выражающая интересы таких людей, как я 9 25 16 41 5,8 35
Партия, далекая от интересов таких людей, как я 19 69 13 57 21 60
Влиятельная партия в регионе 20 35 43 85 8 36
Невлиятельная партия в регионе 7,3 59 1,5 15 13 58
Партия, за которую я готов проголосовать 12 20 24 40 7,1 30
Партия, за которую я никогда не проголосую 42 74 19 57 39 64
Результаты показывают, что за прошедшие девять лет образы всех трех ведущих политических партий претерпели существенные изменения в массовом сознании избирателей фактически по всем параметрам.
В частности, по всем трем партиям практически в три раза выросло количество респондентов, которые считают, что партии имеют свою идеологию, но вместе с тем в десять раз выросло количество респондентов, которые считают, что партии не имеют своей идеологии. При этом существенно выросло количество респондентов, которые считают три парламентские партии партиями демагогов.
За прошедшие девять лет избиратели Рязанской области более четко определились как с готовностью голосовать за какую-либо партию (этот показатель вырос фактически в два раза), так и с готовностью никогда не голосовать за какую-либо партию.
Таким образом, за эти годы образы партий в массовом сознании избирателей региона приобрели более четкие очертания, которые создают дихотомич-ный образ различных партий: симпатия/антипатия, приятие/неприятие. Все это косвенным образом говорит о развитии региональной партийной системы.
Литература
Образы российской власти: от Ельцина до Путина / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: РОС-СПЭН, 2009. 416 с. (Russian Images of Power: from Yeltsin to Putin / ed. by E. B. Shestopal. M.: ROSSPEN, 2009. 416 р.).
Пищева Т. Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис. Политические исследования. 2011. № 2. С. 47-52 (Pishcheva T. N. Political Images: Problems of Research and Interpretation // Political Studies. 2011. N. 2. P. 47-52).
LaPalombara D., Weiner M. The Origin and Development of Political Parties // Political Parties and Political Development / eds. D. LaPalombara, M. Weiner. New York, 1966. P. 3-42.
ЛОЛИШЭКС- 2015. Том 11, № 3