ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО:
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ
A.A. Korobov, A.I. Chernyavsky
Political Competition in the Context of the Sustainable Regional Development Theory
The article is devoted to the theoretical understanding of the phenomenon of political competition and the identification of its role in the development of a regional political system. The causal connection between the condition of political competition in a region and the stability of regional development is considered. The ability of political competition to support progressive political changes in a regional system is analyzed.
Key words and word-combinations: political competition, regional political process, the political system in a region.
Статья посвящена теоретическому осмыслению феномена политической конкуренции и выявлению ее роли в процессе развития региональной политической системы. Рассматривается причинно-следственная связь между состоянием политической конкуренции в регионе и устойчивостью регионального развития. Анализируется способность политической конкуренции поддерживать прогрессивные политические изменения в региональной системе.
Ключевые слова и словосочетания: политическая конкуренция, региональный политический процесс, политическая система региона.
УДК 005.521:32 ББК 66.06
А.А. Коробов, А.И. Чернявский
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ
устойчивости
РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
П олитическая конкуренция играет одну из ключевых ролей в процессе становления и последующего развития институтов демократии. По состоянию конкуренции между основными акторами политических отношений можно судить об уровне развития в стране демократического режима, гражданского общества, правовой системы и косвенно — об эффективности государственного и муниципального управления. Политическая конкуренция выступает катализатором социально-политического развития региона: создает благоприятные условия для осуществления модернизации региональной политической системы, приведения ее в соответствие с изменяющимися внешними и внутренними параметрами. По этим
2016 • № 1 (52) 27
причинам политическая конкуренция как общественное явление постоянно находится в фокусе научного внимания политологов и регионоведов. Ими исследуются вопросы поддержания конкурентной среды в региональном политическом пространстве, формы и типы конкурентной борьбы, механизм контроля и регулирования политической конкуренции со стороны органов власти и гражданского общества. В то же время связь политической конкуренции с самим процессом регионального развития изучается достаточно фрагментарно, что обусловливает потребность в дополнительных исследованиях данной проблематики, в приращении новых знаний на пересечении двух предметных областей: политической конкуренции на уровне региона и регионального политического развития. Настоящая статья посвящена одному из аспектов этой научной проблемы — рассмотрению политической конкуренции в контексте теории устойчивости регионального развития.
Политическая конкуренция в научной литературе имеет множество различных определений: «некий набор механизмов, обеспечивающий действие основных форм народовластия» [1, с. 62]; «технологический институт, представляющий собой конкретные правила поведения субъектов» [2, с. 16]; «соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере» [3; 4, с. 3]; «соперничество в сфере политики за обладание властью, когда соперники не находятся в состоянии контакта друг с другом, а результаты соперничества определяет некто третий» [5, с. 179—180]. По данным определениям можно судить о сложносоставном, многокомпонентном характере этого феномена, который, с нашей точки зрения, проявляется одновременно в двух плоскостях: в процессуальной и статической. В первом случае политическая конкуренция может быть идентифицирована как политический процесс — борьба между политическими субъектами за обладание ограниченным ресурсом. Во втором случае, — это состояние политической системы, при котором все политические субъекты имеют равные возможности для реализации своих политических целей. В более узком смысле политическую конкуренцию можно представить как вид, тип или состояние отношений (взаимоотношений) между субъектами политики, стремящихся овладеть одним, часто неделимым, ресурсом.
В этом плане можно говорить, что политическая конкуренция обладает неким дуализмом: это одновременно и политический процесс, и политическое состояние (отношения между отдельными субъектами или системы в целом). При одних условиях в политической конкуренции преобладают процессуальные черты, при других — структурно-функциональные. Однако сущность политической конкуренции остается неизменной — это противоречия в политических интересах и целях. Следовательно, уровень политической конкуренции (высокий, средний, низкий) определяется формой и степенью обострения данных противоречий. При крайней форме обострения противоречий политическая конкуренция трансформируется в конфликт, а отношения между конкурирующими структурами превращаются в откровенно враждебные, конфронтационные. Чаще всего переход политической конкуренции в политический конфликт можно наблюдать в отношениях между властью и оппозицией. Но в этом случае начинают дейс-
28 2016 • № 1 (52)
твовать уже иные социальные законы, анализ которых выходит за рамки нашего исследования. Иными словами, природа политической конкуренции в целом одинакова для всех иерархических уровней политических отношений: международного, государственного, регионального, муниципального, местного; различны лишь масштаб, методы и средства ведения конкурентной борьбы.
Противоречия, лежащие в основе политической конкуренции в отдельно взятом регионе, и противоречия, лежащие в основе развития региональной политической системы, могут быть одними и теми же. Тогда политическая конкуренция выступает в качестве одного из источников развития политической системы. В подобной ситуации наглядно проявляется диалектическая связь политической конкуренции и политического развития на региональном уровне. Но внесем одно дополнение. Общеизвестно, что общественно-политическое развитие региона является нелинейным непрерывным процессом. Нелинейность процесса регионального развития означает, во-первых, раз-нонаправленность изменений в политической системе региона; во-вторых, многовариантность последствий политических изменений; в-третьих, возможность как прогрессивных, так и регрессивных, стагнационных изменений; в-четвертых, неопределенность политических последствий. В ситуации, когда источники (внутрисистемные противоречия) политической конкуренции и регионального развития совпадают, конкуренция способствует увеличению числа прогрессивных политических изменений в региональной системе, то есть в контексте регионального политического развития политическую конкуренцию можно под определенным углом зрения воспринимать как средство предотвращения стагнации и страховку от регрессии.
И политическая конкуренция, и процесс политического развития в регионе регулируются на двух уровнях: федеральном и непосредственно на уровне субъекта Федерации. Соотношение этих двух составляющих в управлении конкуренцией и региональным развитием во многом зависит от статуса субъекта Федерации в силу асимметричности федеративного устройства России. В национальных республиках преобладает вторая составляющая, в областях, краях, округе — первая. Но преобладает — не значит доминирует. С учетом суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации региональная политическая конкуренция развивается в едином политико-правовом поле государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
В зависимости от статуса субъекта Федерации разными являются лишь региональные условия осуществления конкурентной борьбы, но не сами правила. В ситуации, когда власть обладает большим числом степеней свободы, прямое влияние федерального центра на процесс и состояние региональной политической конкуренции относительно мал. Чем меньше в функционировании исполнительной и представительной власти субъекта Федерации самостоятельности, тем больше степень воздействия на региональный политический процесс, включая политическую конкуренцию со стороны федерального центра. Примерно та же картина складывается и в отношении регулирования региональным развитием. Вектор развития региональной политической системы в обоих случаях может быть задан как федеральным центром, так и местной элитой; но регулирование процесса регионального развития, и главное — кон-
2016 • № 1 (52) 29
троль над ним, в национальных республиках осуществляют, преимущественно, сами региональные власти, но бывают и исключения.
Следует отметить, что в современной научной и специальной литературе, посвященной анализу политической конкуренции как самостоятельного явления, очень часто вводят ограничительные рамки — политическую конкуренцию идентифицируют исключительно как борьбу партий, объединений, блоков (реже — движений) за властные ресурсы: депутатские мандаты, пост президента, губернатора, мэра, в ходе избирательных кампаний. Однако современных объектов политической конкуренции гораздо больше перечисленных. Политические объединения граждан конкурируют между собой не только за властные ресурсы, но, например, и за внедрение своих планов, программ, проектов социально-экономического и социально-политического развития региона или муниципалитета, за гранты, за лучшие результаты в своей просветительской, информационно-пропагандистской и иной деятельности, то есть по всему спектру общественных отношений. В ряде регионов присутствует конкуренция между политическими элитами, а это значит, что изучение политической конкуренции на региональном уровне не может ограничиваться только рамками избирательных кампаний и процесса формирования региональных органов исполнительной власти. Анализ состояния политической конкуренции должен непременно охватывать всю сферу взаимодействия политических объединений граждан.
Политическая конкуренция, являясь неотъемлемым атрибутом любого современного демократического общества, выступает в качестве необходимого условия для модернизации и иных политических преобразований в региональном пространстве. Только при наличии в регионе реальной политической конкуренции возможны такие процессы, как систематическая смена правящей элиты, оптимизация аппарата управления, представление в органах власти интересов всех социальных слоев населения, что, в конечном счете, повышает эффективность функционирования всей региональной политической системы. Политическая конкуренция детерминирует и необходимые условия для устойчивого политического развития региона, так как задает общий тон механизму совершенствования государственного и муниципального управления, системы взаимоотношений «власть — общество», региональной партийной системы, институтов гражданского общества, «третьего» сектора. В силу сложного характера взаимозависимости политической конкуренции и устойчивости регионального развития этот теоретический аспект требует более детального рассмотрения.
Прежде всего, определимся с понятием устойчивости регионального развития. В нашем представлении — это способность региональной политической системы осуществлять переход из текущего состояния в другое заданное состояние, как правило, с более высокими показателями и параметрами, при наличии деструктивных факторов, препятствующих этому переходу. Иными словами, — умение региональной политической системы не откланяться от заданной траектории своего развития, противодействовать любым попыткам изменить вектор политического развития со стороны внутренних или внешних сил.
30 2016 • № 1 (52)
Поскольку региональная политическая система является нелинейной, ей присуще множество состояний равновесия (одно из классических свойств всех нелинейных систем). Следовательно, можно говорить об устойчивости развития этой системы, а точнее — об устойчивости процессов политических изменений в региональной системе только при фиксировании ее политико-правового режима. Политическая конкуренция в условиях демократического режима способна поддерживать устойчивость общественно-политических преобразований в регионе, а в условиях авторитарного ил тоталитарного режима — напротив, нарушать равновесное состояние региональной политической системы, разрушать ее. Именно поэтому во всех недемократических государствах фактическая политическая конкуренция представляет реальную угрозу устойчивости политического развития как на региональном, так и на общегосударственном уровне. В этих странах политическую конкуренцию всеми силами пытаются перевести в чисто формальную, фиктивную плоскость.
Однако и при демократическом режиме развитие региональной политической системы может находиться в нескольких равновесных и неравновесных состояниях. Здесь на передний план выходит проблема устойчивости переходных процессов, протекающих в региональной системе политических отношений. Устойчивость переходных процессов напрямую зависит от начальных условий, заданного импульса преобразований, а также от возможных внешних воздействий.
Еще сложней ситуация с устойчивостью регионального политического развития, когда имеет место трансформация политического режима, когда осуществляется переход от авторитарного, тоталитарного режима к демократическому, или наоборот. Политическая конкуренция синхронно с общегосударственными преобразованиями претерпевает изменения: либо возникает и прогрессирует, либо постепенно демонтируется соответственно. Но и в том, и в другом случае политическая конкуренция уже теряет способность поддерживать устойчивость развития политической системы. Такое положение вещей сохраняется до окончания трансформации политического режима, после чего политическая конкуренция вновь превращается или в фактор-стабилизатор политического развития региона (при установлении в стране демократического режима), или в деструктивный фактор регионального развития (при установлении в стране недемократического режима).
Отметим, что устойчивость регионального развития — функция многих переменных. Ее определяют (обеспечивают): характер, прочность горизонтальных и иерархических связей между субъектами региональной политической системы, эффективность регионального управления, наличие / отсутствие каналов обратной связи в организационно-управленческой подсистеме, степень активности оппозиции (для российских условий большее значение имеет деятельность несистемной оппозиции) и контр-элиты, состояние политической конкуренции в регионе, уровень доверия к власти со стороны населения, качество и функциональность информационно-коммуникационной среды региона и т.д. Таким образом, политическая конкуренция является лишь одним из многих факторов устойчивости регионального развития. Теоретически, в
2016 • № 1 (52) 31
случае ее полного отсутствия в региональном политическом пространстве, необходимая устойчивость регионального развития может быть достигнута за счет усиления других компонентов. Но если учесть тот факт, что при демократическом режиме политическая конкуренция — один из важнейших источников регионального развития, то тогда ее роль в процессе обеспечения устойчивости политического развития значительно возрастает.
Поскольку региональная политическая система является автономной подсистемой общегосударственной политической системы, источники регионального развития могут находиться как внутри самой региональной системы, так и за ее пределами — на федеральном уровне. Политические преобразования в высших эшелонах власти или даже просто смена парадигмы общенационального развития государства обусловливают структурно-функциональные изменения во всех российских регионах. Федеральная власть также может напрямую запустить процесс регионального политического развития в отдельно взятом субъекте РФ, изначально задав ему определенный вектор. Но вне зависимости от того, где находится источник регионального развития, устойчивость этому процессу придают, преимущественно, внутрирегиональные факторы.
Между состоянием политической конкуренции и устойчивостью регионального развития можно проследить прямую и обратную связь. Анализ политической конкуренции в регионах Приволжского федерального округа позволил нам выявить два ее особых состояния, которые условно можно назвать «постоянной конкуренцией» и «периодической конкуренцией». Первое состояние политической конкуренции свойственно тем региональным политическим пространствам, где основные политические субъекты (партии, движения, объединения граждан) обладают равными возможностями для реализации своих политических целей не только во время избирательных кампаний, а постоянно. Во втором состоянии политические субъекты выравниваются в правах и возможностях лишь периодически: на время проведения избирательной или иной политической кампании и на весьма ограниченный срок, а в промежутке между кампаниями политическая конкуренция отсутствует. Состояние «постоянной» и «периодической» конкуренции задается и обеспечивается внешней средой — политико-правовым полем, то есть государством. Не вдаваясь в детали причинной обусловленности этого явления, отметим, что при «постоянной конкуренции» устойчивость регионального развития существенно возрастает, а «периодическая политическая конкуренция» не оказывает практически никакого влияния на состояние устойчивости развития региональной политической системы. В связи с этим приходим к заключению о различной степени корреляции между политической конкуренцией и устойчивостью регионального развития.
На примере Саратовской области можно выделить ряд особенностей сочетания «постоянной» и «переменной» политической конкуренции. В процессе проведения выборов в региональный парламент (Саратовская областная Дума) на протяжении последних трех избирательных циклов 2002—2007, 2007—2012, 2012—2017 наблюдается тенденция «переменной» политической конкуренции в условиях наличия масштабных региональных политических
32 2016 • № 1 (52)
проектов партии «Единая Россия», при одновременном отсутствии таких долгосрочных стратегий у КПРФ, Справедливой России и ЛДПР. Элементы «постоянной» политической конкуренции появляются только во временные отрезки, связанные с глобальными экономическими факторами, воздействующими на российскую экономику в целом и на ее региональную составляющую в частности. Так в период кризиса 2008—2010 гг. в Саратовской области значительно обострилась внутрипартийная конкуренция. Антикризисные проекты «Единой Россий», КПРФ и ЛДПР стали альтернативой друг другу как во фракционной деятельности партий в Саратовской областной Думе, так и в электоральной среде [6, 143]. Подобная ситуация наблюдалась и весной 2015 г.
Если прямая корреляция «состояние политической конкуренции ^ устойчивость регионального развития» имеет вполне понятную причинно-следственную связь, то про обратную корреляцию такого сказать нельзя. Устойчивость регионального развития обеспечивает бесперебойность протекания многих политических процессов в регионе, но не является ни необходимым, ни достаточным условием для их существования. В связи с этим можно сделать предположение, что когда в региональной политической системе начинается складываться, реструктуризироваться или как-то иначе видоизменяться политическая конкуренция, состояние устойчивости регионального развития будет этому способствовать, но не более того. Таким образом, обратную зависимость политической конкуренции от устойчивости развития региональной политической системы можно охарактеризовать как весьма опосредованную и слабо выраженную.
На основании сказанного резюмируем следующее: уровень корреляции между состоянием политической конкуренции в регионе и устойчивостью регионального развития — не постоянная величина, а может увеличиваться или уменьшаться в силу разных обстоятельств, и, следовательно, взаимозависимость политической конкуренции и устойчивости политического развития региона то усиливается, то ослабевает; при высокой степени корреляции двух этих состояний политическая конкуренция выступает в качестве стабилизатора прогрессивного политического развития региона, обеспечивая сбалансированность региональной системы политических отношений, при низкой степени корреляции политическая конкуренция перестает играть какую-либо значимую роль в поддержании равновесия динамично развивающейся региональной системы.
Библиографический список
1. Лукьянова Е.А. Конкуренция в политике = конкуренция в бизнесе // Современная конкуренция. 2007. № 3.
2. Васильева С.В. Политическая конкуренция в теории и действии: к вопросу о сложности ее правовых оценок // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 1 (86).
3. Российский энциклопедический словарь. М., 2001.
4. Нисневич Ю.А. Свобода и конкуренция или коррупция? М., 2009.
5. Шилов В.Н., Ръткина А.П. Политическая конкуренция: термин, понятие, форма деятельности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информация. 2011. № 13 (108). Вып. 19.
6. Горбачев М.В. Антикризисные проекты в цивилизационных дискурсах современных российских политических лидеров. Саратов, 2015.
2016 • № 1 (52) 33