Научная статья на тему 'Межпартийная конкуренция в структуре современной демократии: политико-институциональные особенности'

Межпартийная конкуренция в структуре современной демократии: политико-институциональные особенности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

388
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / МЕЖПАРТИЙНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / DEMOCRACY / POLITICAL PARTY / INTER-PARTY COMPETITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гончаров Л. А.

Статья посвящена актуальной, но пока еще мало изученной в российской политологии проблеме межпартийной конкуренции. Автор рассматривает политико-институциональные аспекты современной межпартийной конкуренции в структуре представительной демократии. В работе обосновывается теоретический подход, представляющий конкуренцию политических партий в качестве одного из важнейших институтов современной демократической политической системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-PARTY COMPETITION IN A MODERN DEMOCRACY: POLITICALAND INSTITUTIONAL PECULARITIES

This article deals with a topical but inadequately researched by Russian political scientists issue of inter-party competition. The author examines modern inter-party competition within a modern institutional democracy from a political and institutional perspective. The theoretical approach used in the article views inter-party competition as one of the key institutions of a modern democratic and political system.

Текст научной работы на тему «Межпартийная конкуренция в структуре современной демократии: политико-институциональные особенности»

межпартийная конкуренция в структуре современной

ДЕМОКРАТИИ: ПОЛИТИКО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ

Л. А. Гончаров

Воронежский государственный университет

Аннотация: Статья посвящена актуальной, но пока еще мало изученной в российской политологии проблеме межпартийной конкуренции. Автор рассматривает политико-институциональные аспекты современной межпартийной конкуренции в структуре представительной демократии. В работе обосновывается теоретический подход, представляющий конкуренцию политических партий в качестве одного из важнейших институтов современной демократической политической системы.

Ключевые слова: демократия, политическая партия, межпартийная конкуренция.

Abstract: This article deals with a topical but inadequately researched by Russian political scientists issue of inter-party competition. The author examines modern inter-party competition within a modern institutional democracy from a political and institutional perspective. The theoretical approach used in the article views inter-party competition as one of the key institutions of a modern democratic and political system. Key words: democracy, political party, inter-party competition.

Межпартийная конкуренция является главной составной частью политической конкуренции и непосредственно связана с механизмами избирательного процесса, с формами политической мобилизации, со способами социального контроля над действиями властей. В настоящее время накоплен богатый исследовательский материал, определены форматы межпартийной конкуренции (дуалистический и недуалистический); различные уровни (парламентский и электоральный, федеральный и региональный); проанализированы различные коалиционные стратегии, созданы измерители процесса межпартийной конкуренции («проблемные измерения», «эффективное число партий»), описаны факторы, влияющие на партийную конкуренцию (форма правления, избирательная и партийная системы, законодательство, особенности исторического развития и политической культуры и др.) [1]. Тем не менее, в политической науке не сложилось целостной теории межпартийной конкуренции. Данная категория может раскрываться по разному: как электоральная практика партий; как институциональные формы разрешения политических и социальных конфликтов в обществе; как устойчивые, регулируемые политические отношения между организованными группами-партиями по поводу приобретения и завоевания власти и, наконец, как политический институт демократической политической системы. На наш взгляд межпартийную конкуренцию предпочтительнее

© Гончаров Л. А., 2008

рассматривать в качестве института демократической политической системы, который возникает на определенном историческом этапе и функционирование которого обусловлено различными политическими, экономическими и социокультурными факторами.

В этой связи межпартийная конкуренция в своей основе предполагает институционализацию постоянной (или периодической) смены власти и постоянной легальной борьбы за власть, выборность государственной политики, альтернативность политического курса, его прямую зависимость от результатов голосования [2]. Данный вид политических отношений, ключевыми участниками которого являются политические партии, является одной из центральных и определяющих характеристик демократического процесса. Основными политическими институтами в сфере межпартийной конкуренции помимо самих политических партий являются институт выборов и институт парламентаризма. В качестве одного из главных институтов в составе демократической политической системы межпартийная конкуренция обеспечивает воспроизводство, функционирование и развитие политического процесса, придает политической системе устойчивость и динамику и предоставляет инструменты своевременной реакции, обработки и решений по поводу поступающих внутренних и внешних сигналов по отношению к политической системе.

Нормативными регулятивами института межпартийной конкуренции становятся законодательные документы, определяющие форму, содержание

и процесс партийной борьбы; нормы, ценности и модели восприятия и поведения, сложившиеся в определенной политической культуре; наличие так называемой «культуры согласия», устанавливающей общепризнанные «правила игры», не прописанные законодательно, но следование которым, определяет честность, допустимость определенных шагов в процессе политического соревнования, легитимность представительной власти. Соответственно, санкциями, контролирующими устойчивость политических отношений межпартийной конкуренции выступают различные виды административных и нормативных наказаний, применяемым к нарушителям установленных правил со стороны государства и общества. В их числе основными являются предупреждения, снятие с выборов, ликвидация партийной организации, потеря электорального доверия, поражение на выборах, вытеснение с политического поля конкурентами. Поддержка и поощрение в свою очередь выражается в электоральной победе, в общественном доверии, в праве участвовать в выполнении функций представительных органов власти. В качестве институциональных регулятивов межпартийной конкуренции выступают избирательная и партийная система, регулярно проводимые выборы, поскольку именно они становятся основной ареной борьбы за власть; форма государственного правления, определяющая взаимоотношения законодательной и исполнительной властей и т. д.

Субъектом межпартийной конкуренции являются политические партии с их организационными, программно-идеологическими, профессиональными и финансовыми ресурсами и различными стратегиями. Объектом становится общество, органы власти. Цель межпартийной конкуренции заключается в приобретении политической власти, которая в свою очередь выступает в качестве средства для реализации программ, идей, общественных интересов, заявленных партией. Основной формой межпартийной конкуренции является электоральная борьба, ключевым моментом которой становится избирательная кампания и результаты голосования. По результатам выборов межпартийная конкуренция проходит уже на парламентском уровне в виде коалиционных стратегий, оппозиционной деятельности. Содержание межпартийной конкуренции выражается в конкуренции идей, программ, имиджей, защите общественных интересов, реализации политического курса.

Следует выделить такие типы конкуренции как демократичный, устоявшийся и недемократичный,

где межпартийная конкуренция является декоративной конструкцией для придания режиму видимости демократичности и открытости. Соответственно, можно отметить переходные типы, существующие в транзитивных обществах, специфические типы, зависящие от характера партийной системы, избирательной системы и политического режима. Так, в парламентских системах, где победившая партия или коалиция формируют правительство, уровень состязательности и ответственность сторон будут более высокими, чем в системах президентского и особенно суперпрезидентского типа, где может проявляться зависимость законодательной власти от исполнительной. При такой системе партии не в состоянии самостоятельно определять повестку дня и играть значительную роль в системе сдержек и противовесов, воплощать на практике свои программные установки. Соответственно ослабевают стимулы партий, идущих в парламент, снижается действие санкций, поощряющих и наказывающих партии за эффективную или негативную работу, остается неразвитой система связей с избирателями, падает уровень состязательности и сама конкуренция теряет свое институциональное значение, перерастает в популистские и демагогические заявления и действия [3].

Институт межпартийной конкуренции, являясь одним из ключевых демократических политических институтов, выполняет ряд специальных общественно значимых функций: институциональное регулирование борьбы за власть, артикуляция и агрегирование общественных интересов, отбор политических элит. Важнейшей функцией является обеспечение устойчивости, стабильности и положительной динамики развития политической системы, регулярное воспроизводство политических отношений, происходящее в результате выборности и сменяемости партий у власти, профессиональной готовности партий оказаться у «руля власти». Одновременно межпартийная конкуренция является эффективным инструментом перевода противоречий и конфликтов в обществе и политике в институциональную сферу. Наконец, в рамках межпартийной конкуренции находит свое утверждение на демократической основе формирование и проведение социально-экономического курса, направленность социально-политического развития.

В настоящее время сложились международные стандарты межпартийной конкуренции, принятые мировым сообществом и закрепленные в ряде документов, в частности, в ряде пунктов Документа Копенгагенского совещания Конференции

по человеческому измерению ОБСЕ, принятому 29 июня 1990 г. 35 государствами-участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [4]. Существенным показателем институ-циализации межпартийной конкуренции в политической системе общества является государственное финансирование партий с учетом их электоральной деятельности.

В настоящее время ряд европейских исследователей отмечает кризис современных форм межпартийной конкуренции, постепенную утрату ее демократического содержания, рост значения иных, непартийных субъектов конкуренции. Данная точка зрения, тем не менее, отнюдь не доминирует. В целом, по-прежнему полагается, что межпартийная конкуренция совершенствует свои формы, приспосабливаясь к меняющимся условиям глобального политического процесса, сохраняя свое демократическое значение [5]. Это говорит о ее высоких потенциальных возможностях для действия в сфере государственного управления, поскольку позволяет всей политической системе в целом реагировать и приспосабливаться к среде, не теряя динамического характера развития. В силу этого межпартийная конкуренция не приобретает законченные формы, а является скорее неким идеальным образованием, как и демократическая форма правления в целом. Ее содержание, вернее

осмысление ее содержания меняется вместе с эволюцией самого общества, с развитием и изменением политических отношений.

Т. о., участие избирателей в политике, институт выборов, электоральная конкуренция, партийная система, парламент, политика государства, на наш взгляд, удачно объединяются в рамках института межпартийной конкуренции, поскольку политическим партиям в таком институте отводится ведущая роль и именно на них акцентируется основное внимание как на центральных фигурах политического действия, а межпартийная конкуренция задает ритм функционированию политической системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Political parties : old concepts and new challenges / ed. by R. Gunther, J. Linz, J.R. Montero. Oxford ; New York : Oxford University Press, 2002.

2. Основы теории политических партий: учебное пособие / под ред. Заславского С. Е. — М.: «Европа», 2007. — 264 с.

3. Первый электоральный цикл в России (1993-1996). / общ. ред.: В.Я. Гельман, ГВ. Голосов, Е.Ю. Мелешкина. — М.: Издательство «Весь Мир», 2000. — 248 с.

4. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. 5—29 июня 1990 г. — М., 1990.

5. Сморгунов Л. С. Современная сравнительная политология: Учебник / Л. С. Сморгунов. — М. : РОС-СПЭН, 2002. С. 325—337.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.