Научная статья на тему 'Политическая коммуникация: определение исследовательского поля'

Политическая коммуникация: определение исследовательского поля Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2306
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕДИА-ДЕМОКРАТИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савельев Андрей Иванович

Автором предпринята попытка сформировать новый подход к определению политической коммуникации как нового научного направления в политике. В статье рассмотрен процесс коммуникативного взаимодействия политических акторов. Основным актором политической коммуникации выступают средства массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая коммуникация: определение исследовательского поля»

УДК 316.334.3

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛЯ

POLITICAL COMMUNICATION: DEFINING THE FIELD OF RESEARCH

А. И. Савельев A. I. Savelyev

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Автором предпринята попытка сформировать новый подход к определению политической коммуникации как нового научного направления в политике. В статье рассмотрен процесс коммуникативного взаимодействия политических акторов. Основным актором политической коммуникации выступают средства массовой информации.

Abstract. The author undertakes an attempt to generate a new approach to the definition of political communication as a new scientific field on power. The article discusses the process of communicative interaction of political actors. The mass media is the main actor in political communication.

Ключевые слова: политическая коммуникация, гражданское общество, медиа-

демократия, публичная власть, политический актор, средства массовой информации.

Keywords: political communication, civil society, media democracy, public power, political actor, mass media.

Актуальность исследуемой проблемы. В последнее время все больше возрастает интерес к политической коммуникации, дискуссии о ее роли и месте в науке затрагивают не только академические круги, но и становятся полем вненаучного спора, где оживленно обсуждается данная исследуемая тема. В повседневной жизни мы сталкиваемся с таким понятием, как «медиа-демократия», т. е. с определением специфических политических действий со стороны средств массовой информации (СМИ), которые создают определенное медиа-общество с конкретными политическими установками, взглядами и мнением. Это говорит о конкретном воздействии на общественное мнение. Именно здесь возникает вопрос о взаимосвязи политики и средств массовой информации, который затем раскрывается в понятии «политическая коммуникация».

Естественно, круг интересов политической коммуникации как научного направления не должен сводиться только к изучению средств массовой информации и коммуникации, важно при этом определять элементы и конкретные рамки политического коммуникативного исследования. Далее следует межотраслевое выравнивание политической коммуникации, которое заключается в специфическом политико-научном ее изучении, не входящем в курс политологии или ряд других дисциплин. Отправной идеей необходимо

считать общество, простых граждан и общественность, что впоследствии можно было бы идентифицировать с политической коммуникацией. Существует потребность в рассмотрении разных определений политической коммуникации, что способствует содержательному накоплению и выражению исследовательского поля новой дисциплины.

Материал и методика исследований. Теоретическим и методологическим фундаментом проблемы послужили отечественные и зарубежные источники по исследуемой теме, в которых отражены концептуальные положения и научные подходы к взаимодействию гражданского общества и структур публичной власти.

Методика исследования была построена на использовании методов сбора, обработки и анализа информации, а также были применены общенаучные методы исследования (сравнение, анализ, синтез, моделирование).

Результаты исследований и их обсуждение. Политическая коммуникация является необходимой составной частью политики. Это обусловлено природой политики как коллективной сложноорганизованной целенаправленной деятельности, направленной на реализацию групповых целей и интересов, затрагивающих в то же время интересы всего общества.

По-прежнему точного определения политической коммуникации нет. Сложность явления заключается в том, что политическая коммуникация занимает наряду с другими научными дисциплинами (политология, социология, журналистика, психология) равное положение в плане изучения вопросов коммуникации [8, 21-30].

Политическая коммуникация - это обмен информацией между субъектами политической жизни, а также между государством и гражданами [3, 172]. Здесь она отождествляется с массовой политической коммуникацией, ее воздействие на различные стороны политической жизни общества значительно и многообразно. Активное развитие телевидения привело к существенному изменению структуры предвыборных кампаний. Массовая коммуникация делает претендентов не только известными, формируя их определенный образ в глазах населения, но и прямо воздействует на итоги голосования. Влияние массовой коммуникации на избирателей не ограничивается только периодом предвыборной кампании. Оно осуществляется перманентно посредством формирования у населения определенной системы представлений о политической реальности. Вместе с тем можно отметить еще одну сторону исследовательского интереса к коммуникации в политике как процесса, воздействующего на электорат, но это другая тема для дальнейшего более подробного рассмотрения политической коммуникации.

Существуют определения, где политическая коммуникация - процесс обмена политической информацией и ее передачи. Она структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение, формирует общественное мнение, обеспечивает процесс политической социализации граждан с учетом их потребностей и интересов [4, 694]. Более того, коммуникация будет выступать универсальным элементом как для демократии -формы согласия политико-организующихся граждан, - так и для комплексной регулятивной системы, которая направлена на принятие коллективных обязательных решений.

Политическая коммуникация - особый случай социальной коммуникации, представляющий собой информационное воздействие политических акторов друг на друга и на окружающую социальную среду (общество), неотъемлемое свойство политической деятельности, без которого последняя не может ни существовать, ни мыслиться [1, 63-64].

Политическая коммуникация обозначает все процессы передачи информации, которые находятся в политической сфере. Определяя политику как принятие обязательных коллективных решений, необходимо рассмотреть политическую коммуникацию как обмен информацией о действиях государства, как треугольник отношений между гражданами, средствами массовой информации и политическими акторами [7, 283].

Политическая коммуникация - это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса [2].

Сама структура политической коммуникации включает в себя различия между инициаторами и активаторами наверху и наблюдателями внизу (высоко информированными и глубокими невеждами, обладающими огромным влиянием и совершенно бесправными, постоянно вовлеченными в политику и блаженно безразличными), налагая ограничения на эту энергию участия, которую система может порождать [5, 27].

Она также выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство, а также как распространение общественно-политических идей, взглядов и убеждений своего времени.

Рассмотрим политическую коммуникацию как процесс производства, распространения информационных сообщений и коммуникативных посланий, которые непосредственно или косвенно обладают потенциалом эффективного воздействия на политический процесс. Прежде всего, СМИ могут оказывать определенное воздействие на политику. Основная задача СМИ заключается в формировании объективного общественного мнения, учитывающего не только интересы политики, но и интересы простых граждан, участвующих в процессе коммуникации [6, 49].

Политическая коммуникация является центральным механизмом при формулировке, производстве, легитимности и проведении коллективных обязательных политических решений [9, 42]. Она имеет свободу выбора и доступ ко всем значимым общественным делам через средства массовой информации, которые выступают основным и многофункциональным институтом в современном обществе [10, 244].

На наш взгляд, следует подробно остановиться на СМИ. Они характеризуются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специальных социальных функций [3, 466].

Информация, распространяемая через СМИ, отличается быстротой и регулярностью, практически одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени, стереотипным характером. Ее распространение - неотъемлемая часть массового духовного и политического общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению. СМИ являются элементом политической системы общества. Их неслучайно называют «четвертой властью», ибо они должны выступать выразителями общественных интересов. СМИ также являются источником формирования идей, в том числе и политических, одним из средств образования и воспитания. Свободное их учреждение и деятельность представляют собой реальное проявление свободы слова, без которой все остальные по-

литические права личности нереализуемы. Необходимо выявить роль СМИ в политической коммуникации, их влияние на политическую систему, формирование политических ценностей и ориентаций, каналов, облегчающих или затрудняющих взаимодействие власти и населения.

В связи с этим следует определить основные их функции в коммуникационном процессе. К ним можно отнести следующие.

Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти политических событиях. Эта функция очень важна для коммуникации, паритетного диалога власти и населения, ибо на основе полученной информации у граждан формируется мнение о деятельности президента, лидеров, правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной жизнедеятельности общества.

Образовательная функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих оценивать события, деятельность элиты, критически воспринимать сведения, полученные из СМИ, адекватно ориентироваться в потоке информации. Следует подчеркнуть, что под видом политического образования у людей могут формироваться и ложные представления, которые могут искажать существующую реальность при ее восприятии. В этом случае выстраивание коммуникации происходит по сценарию, предлагаемому власти и выгодному ей. Коммуникация осуществляется в одностороннем порядке - от власти к населению, при слабой обратной связи или отсутствии таковой. Такая коммуникация строится на модели подчинения индивида власти, а не взаимного интереса.

Функция политической социализации - это усвоение человеком политических норм, ценностей и образов поведения современного общества. Это позволяет личности не только адаптироваться к противоречивым политическим реалиям, но и облегчает политическое взаимодействие, которое строится на основе уже существующей в обществе нормативной и ценностной системы, доминирующих форм презентации и отстаивания акторами политического процесса своих интересов.

Функция критики и контроля средствами массовой информации президента, правительства, партий, лидеров, элиты, различных направлений государственной политики, самих средств массовой информации. Для политической коммуникации ценность функции критики и контроля СМИ заключается в том, что она основана на законе, авторитете общественного мнения, дает не только юридическую, но и моральную оценку событиям, лицам, решениям, действиям. Политическая коммуникация власти и общества особенно значима, эффективна, конструктивна, если после той или иной публикации, имеющей большой общественный резонанс, создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела, принимаются важные политические решения.

Функция артикуляции различных общественных интересов, конструирования и интеграции политических субъектов обеспечивает не только власти, но представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, представлять интересы, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей, убеждений, тесно взаимодействовать.

Резюме. Политическая коммуникация в свое исследовательское поле включает СМИ в качестве основного политического актора в политическом процессе. При этом определенная роль должна отводиться изучению гражданских самоорганизующихся ассоциаций, благодаря которым постепенно создается полноценное гражданское общество.

Структурными его элементами, наряду со СМИ, выступают также такие институты, как государство, политические партии, правительства, лидеры, элиты, которые входят в систему политической коммуникации и требуют должного дальнейшего изучения.

Современная политика во многом создается именно специалистами в области политических коммуникаций при воздействии СМИ. В наши дни успех правительства, политических партий, социальных движений и групп сильно зависит от их возможности эффективно взаимодействовать с общественностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев, М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. - М. : Прометей, 2004. - 328 с.

2. Ирхин, Ю. В. Политология : учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - М. : Юристъ,

2002. - 511 с.

3. Политическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2. - М. : Мысль, 1999. - 701 с.

4. Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2. - М. : Мысль, 2003. - 863 с.

5. Gurevithc, М. Political Communication Systems and Democratic Values / M. Gurevithc, J. R. Blumler // Media Power in Politics / Ed. by D. A. Graber. - Washington : CQ Press, 1994. - 450 p.

6. Graber, Doris A. Mass media and American politics / Doris A. Graber. - Washington, D.C. : CQ Press, 1997. - 428 p.

7. Hasebrink, Uwe. Hans-Bredow-Institut fur Medienforschung an der Universitat Hamburg : Medien von A - Z / Uwe Hasebrink ; Hans-Bredow-Institut (Hrsg.). - Wiesbaden : VS Verl. fur Sozialwiss, 2006. - 411 s.

8. Jarren, Otfried. Politische Kommunikation in der demokratischen Gesellschaft : ein Handbuch mit Lexi-konteil / Otfried Jarren. - Opladen : Westdt. Verl., 1998. - 764 s.

9. Jarren, Otfried. Politische Kommunikation in der Mediengesellschaft : Eine Einfuhrung / by Otfried Jarren, Patrick Donges. - 2., uberarbeitete Auflage. - Wiesbaden : VS Verlag fur Sozialwissenschaften / GWV Fachver-lage GmbH, Wiesbaden, 2006. - 276 s.

10. Marcinkowski, Frank. Die Politik der Massenmedien : Heribert Schatz zum 65. Geburtstag / Frank Mar-cinkowski. - Koln : Halem, 2001. - 256 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.