Научная статья на тему 'Политическая коммуникация и современное политическое управление'

Политическая коммуникация и современное политическое управление Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2615
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / POLITICAL COMMUNICATION / INFLUENCE ON PUBLIC OPINION / POLITICAL PROPAGANDA / POLITICAL MYTH / POLITICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Володенков Сергей Владимирович

В статье анализируются место, роль и значение политической коммуникации в современном политическом управлении. В работе также рассматриваются основные подходы к пониманию политической коммуникации и ее роли в политическом управлении как в России, так и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political communication and contemporary political management

The article analyzes the place, role and importance of political communication in contemporary political management. The paper also examines the main approaches to understanding political communication and its role in political management in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Политическая коммуникация и современное политическое управление»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2011. № 6

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

С.В. Володенков

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В статье анализируются место, роль и значение политической коммуникации в современном политическом управлении. В работе также рассматриваются основные подходы к пониманию политической коммуникации и ее роли в политическом управлении как в России, так и за рубежом.

Ключевые слова: политическая коммуникация, воздействие на общественное мнение, политическая пропаганда, политический миф, политическое управление.

Роль коммуникации в политической жизни общества сопоставима со значением кровообращения для организма человека...

Ж.-М. Коттрэ

Значимость и особая роль политической коммуникации в политическом управлении признаются и подчеркиваются многими специалистами-политологами уже давно1, несмотря на достаточно большое количество подходов к пониманию феномена политической коммуникации как таковой.

Так, значение политической коммуникации определил в свое время еще Т. Гоббс, назвавший «нервами государственного управления» политические коммуникации, соединяющие верховную власть суверена с исполнительными, судебными и прочими органами.

Одним из первых непосредственных употреблений понятия «политическая коммуникация» в политологическом контексте является относящееся к началу ХХ в. высказывание Ф. Ратцеля о том, что «передача информации в политическом отношении является самой важной из всех коммуникационных услуг»2.

1 Неслучайно В.И. Ленин определил одной из первоочередных задач при осуществлении захвата власти в октябре 1917 г. получение контроля над телеграфом, почтой и телефонными станциями

2 См.: Грачев М.Н. К вопросу об определении понятий «политическая коммуникация» и «политическая информация» // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. № 4.

Одно из наиболее полных определений политической коммуникации было предложено Р.-Ж. Шварценбергом. Он определил политическую коммуникацию как процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. При этом идет непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях3.

Исследования политической коммуникации первоначально основывались на «теории массового общества». Авторы данной теории считали, что основной единицей в обществе, на которую и оказывается в дальнейшем политическое воздействие, становятся массы. При этом, по мнению одного из авторитетных сторонников и разработчиков теории массового общества Г. Блумера, главным инструментом, объединяющим людей в массы, являются именно средства массовой информации.

Классик американской политической науки Гарольд Лассуэлл в своей работе «Структура и функция коммуникации в обществе», опубликованной в 1948 г., показал схему коммуникации, в соответствии с которой с позиций политического управления можно осуществлять необходимое воздействие на объект политического управления. Исходя из данной схемы, для осуществления политической коммуникации необходимы субъект управления (Кто), контент сообщения (Что), средство массовой коммуникации (Канал), целевая аудитория воздействия или объект управления (Кому), а также цель воздействия, которую в дальнейшем можно соотнести с полученным результатом коммуници-рования с целевой аудиторией, оценив тем самым эффективность коммуникативного воздействия на объект управления.

Лассуэл рассматривал политическую коммуникацию в основном как инициируемый субъектом коммуникационного управления процесс: коммуникатор, отправитель сообщения, т.е. субъект управления в терминах политического управления стремится оказать воздействие на целевую аудиторию, выступающую в роли адресата. При этом основной формой коммуникативного воздействия в сфере политики Г. Лассуэлл считал пропаганду, понимаемую им как процесс управления коллективными предпочтениями при помощи манипуляции значимыми сим-волами4.

Особую роль в этом процессе Лассуэл отводил СМИ, поскольку в современном ему мире информирование по преимуществу осуществлялось, по его мнению, в виде массовой коммуникации. Лассуэлл дал классическое определение массовой коммуникации как целенаправленному

3 См.: ШварценбергР.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. М., 1992.

4 Lasswell H.D. The structure and function of communication in society // The Communication of Ideas / Ed. by L. Bryson. N. Y., 1948.

воздействию коммуникатора на аудиторию с помощью сообщений, передаваемых техническими средствами5. Так как массовая аудитория СМИ рассеяна в пространстве и во времени и предполагает минимальное взаимодействие составляющих ее индивидов, то она легко поддается внушению со стороны субъекта коммуникационного воздействия.

X. Арендт также уделила в рамках своей коммуникативной концепции значительное внимание политическим коммуникациям, определив феномен власти как многостороннее, тотальное общение, связанное с необходимостью организации согласованных общественных действий людей, основанных на преобладании публичного интереса над частным.

Не менее важными с позиций осуществления политического управления и воздействия на общественное сознание в рамках политических кампаний являются разработки американского социолога П. Лазарсфельда и в первую очередь его модель двухступенчатой коммуникации. Согласно данной модели, общество как объект информационного воздействия неоднородно. В нем существуют так называемые лидеры общественного мнения, мнение которых является авторитетным для простых граждан. Во время проведения разнообразных политических кампаний информационное воздействие оказывается не на широкие массы населения, а именно на лидеров общественного мнения, которые выступают в качестве своеобразного фильтра перед тем, как уже проинтерпретированная ими информация в виде оценочных мнений и суждений попадет к тем группам населения, для которых их мнение является авторитетным и важным6. Таким образом, информация из СМИ, по мнению Лазарсфельда, не попадает напрямую в общественное сознание, а преломляется через уровень лидеров общественного мнения.

Такая ситуация приводит к необходимости взаимодействия с лидерами общественного мнения, выстраивания работы по обеспечению их лояльности при восприятии и дальнейшей ретрансляции широким массам населения политической информации. И по сути объектом воздействия при таком подходе являются не массовые группы населения, а именно лидеры мнений7, которые в дальнейшем осмысливают, интерпретируют, одобряют и распространяют необходимую информацию среди соответствующих электоральных групп.

5 См.: Терин В.П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического воздействия: исследование опыта Запада. М., 1999.

6 LazarsfeldP., Berelson B, Gaudet H. The People's Choice: How the Voter makes up his Mind in a Presidential Campaign. Third Edition. N.Y., 1968.

7 На сегодняшний день получил широкое распространение подход, в рамках которого лидерами общественного мнения являются представители СМИ, журналисты, бло-геры, которые в дальнейшем поставляют обществу посредством своих СМИ идеи, взгляды, мнения, влияющие на общественное мнение.

В свою очередь К. Дойч в рамках информационно-кибернетического подхода представил политическую систему как информационно-коммуникативную систему, указав на особую значимость политической коммуникации в своей работе «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля»8. По мнению Дойча, правительство как субъект государственного управления мобилизует политическую систему путем регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а также отдельными блоками внутри самой системы. К. Дойч выделил при этом три основных типа коммуникаций в политической системе: 1) личные, неформальные коммуникации ^асеЧоЧасе), как, к примеру, персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринужденной обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные или электронные, роль которых в постиндустриальном обществе постоянно возрастает9.

По мнению Дойча, производство и обмен информацией в рамках политической системы обеспечивают политическое управление, которое основывается на необходимой для принятия решений информации. При этом сам феномен политики определяется совокупностью вопросов, связанных с политическим управлением. Государственные лидеры, основываясь на имеющейся политической информации, управляют своими организациями10. Функционирование же всей политической системы при этом, по мнению Дойча, зависит от качества и постоянства потока политической информации, а сами институты и механизмы власти контролируются информационной элитой (дейтократией).

Говоря о роли политической коммуникации в современном политическом управлении, также следует упомянуть об американских политологах-функционалистах Г. Алмонде и Дж. Коулмане, которые представили политическую коммуникацию в качестве неотъемлемой функции политической системы11. Ученые показали в своей работе, что реализуемые политической системой функции осуществляются исключительно посредством политической коммуникации12.

Также о роли политической коммуникации много писали неомарксисты (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Г. Шиллер, Ю. Ха-бермас), которые считали основой стабильности современного капи-

8 Deuttsch K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. N.Y., 1966.

9 См.: Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.

10 Deuttsch K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. N.Y., 1966.

11 The politics of the Developing Areas/ Ed. by G.A. Almond, J.S. Coleman. Princeton, 1960.

12 The Dictionary of Political Analysis / Ed. by J.C. Plano, R.E. Riggs, H.S. Robin. Santa Barbara, 1982.

талистического общества создание достаточно эффективной системы идеологического и политического господства капитала, обеспечивающей массовую политическую лояльность.

При этом СМИ в этой системе выступают в качестве инструмента идеологического контроля над рабочим классом. Средства массовой информации имеют общее идеологическое содержание, а в сочетании с ценностями массовой культуры они определяют формирование индустрии культуры, которая способствует тому, что массового потребителя интересуют только развлечения и отдых, а приобретение новых знаний, просвещение теряют свою привлекательность и ценность. В результате достигается необходимый контроль над трудящимся населением со стороны капиталистической элиты, контролирующей средства массовой информации.

В связи с этим, по мнению известного неомарксиста Герберта Маркузе, только путем разрушения традиционных средств массовой информации, и в первую очередь телевидения, возможны подрыв стабильности и разрушение сложившейся политической системы в рамках современного капиталистического общества, так как в этом случае идеологический контроль над сознанием людей будет устранен, и противоречия системы разрушат ее сами13.

Герберт Шиллер также считал, что политические коммуникации играют ключевую роль в обеспечении стабильности современного общества, позволяя формировать политические мифы, с помощью которых удается сохранить господство политической элиты в современном государстве. В работе «Манипуляторы сознанием» Шиллер выделил 5 основных мифов, на которых, по его мнению, основывается господство политической элиты в США14.

Ю. Хабермас в своих исследованиях также показал, что политика отражается в системе коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредований, например во взаимоотношениях между капитализмом и демократией. Хабермас разделял власть на 2 основных типа: 1) рождающуюся в процессе политической коммуникации внутри общества и свободную от всякого рода репрессий и насилия; 2) административную, в рамках которой происходит управление политическими коммуникациями для обеспечения легитимности15. При этом использование сугубо административной власти рано или поздно приводит к кризису ее легитимности.

Исходя из данного подхода, Хабермас указывал на то, что весьма важным элементом для эффективного и стабильного существования современной демократии является сфера публичной политики, которая

13 См.: Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2009.

14 См.: Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

15 См.: Хабермас Ю. Философский спор вокруг идеи демократии (Лекция вторая) // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

включает в себя средства массовой информации16. Хабермас определяет публичную сферу как феномен, в котором происходит коммуникация — обмен информацией, мнениями. При этом средства коммуникации играют ведущую и системообразующую роль в функционировании современных западных демократий, в рамках которых должна обеспечиваться свободная от принуждения коммуникация17.

Говоря о политических коммуникациях, также нельзя не сказать о представителе Торонтской школы коммуникативистики Х.-А. Иннисе, который написал известные труды по теории коммуникации «Империя и коммуникация» (Empire and Communication) и «Сдвиг коммуникации» (The Bias of Communication). Иннис считал, что средства коммуникации определяют тип общественного устройства и создают определенные социально-политические эффекты. При этом тот, кто находится у власти, контролирует и средства массовой коммуникации. Следовательно, по типу средств массовой коммуникации можно судить о политике государства.

В свою очередь Ричард Перлофф понимает современную политическую коммуникацию как «процесс, посредством которого национальные лидеры, медиа и граждане выражают свое мнение и обсуждают смысл и значение сообщений (messages), касающихся проведения государственной политики (public policy)»18.

Дэвид Свансон, исследуя роль процесса коммуникации в политическом управлении, вводит понятие политико-медийной системы — «постоянно изменяющихся отношений между институтами медиа и государственными и политическими институтами в сфере их взаимодействия с обществом»19. При этом политическая коммуникация подразумевает обмен сообщениями и их интерпретацию. Политические лидеры, СМИ и граждане часто интерпретируют сообщения по-разному в зависимости от их социальных позиций и ролей, которые они играют в политической системе. Например, после политических дебатов каждый из участников пытается повлиять на общественное мнение, утверждая, что добился более значительного результата, чем ожидалось. При этом СМИ могут выступить с критической оценкой данной интерпретации, а общественность одинаково негативно воспринимать и СМИ, и политиков, рассматривая их как части системы и ангажированных лиц.

C этой точки зрения возникает одна из наиболее интересных проблем, касающихся политической коммуникации: в какой степени по-

16 Habermas J. The Structure Transformation of the Public Sphere. Cambridge, 1989.

17 См.: МарковБ.В. Демократия и Интернет // 2-я Всерос. науч.-метод. конф. «Интернет и современное общество». 20-24 ноября 2000 г.: Тез. докл.. СПб., 1999.

18 Perloff R.M. Political communication: politics, press, and public in America. Mahwah, NJ, 1998.

19 Swanson D. The Political-Media Complex at 50: Putting the 1996 Presidential Campaign in Context // American Behavioural Scientist. 1997. N 40 (8). P. 1264-1282.

литические лидеры могут повлиять на восприятие прессой и гражданами происходящих событий, т.е. в какой степени политические лидеры могут убедить отдельных индивидов и СМИ увидеть происходящее (от экономического положения страны до войн в других государствах) в том свете, в каком представляют эти события сами политические лидеры?

Кроме того, современная политическая коммуникация связана не только с избирательными кампаниями, но и охватывает широкий круг вопросов, касающихся политического управления и проведения государственной политики. К политике, в самом широком смысле, относятся все процессы, посредством которых общество достигает консенсуса по вопросам о власти.

Таким образом, политическая коммуникация возникает тогда, когда политические лидеры, СМИ и граждане вступают в «диалог» по поводу вопросов, представляющих большое значение для политических элит или общественности.

Говоря о роли и значении коммуникации в аспекте политического управления, необходимо указать и на научную позицию М. Ка-стельса, который в одной из своих работ пишет о том, что «осуществление власти происходит прежде всего на основе производства и распространения культурных кодов и информации. Контроль сетей коммуникации становится тем рычагом, при помощи которого интересы и ценности превращаются в руководящие принципы человеческого поведения»20.

В свою очередь еще один сторонник медийной теории, известный специалист Р. Дейберет, в своей книге «Пергамент, печать и гипермедиа: Коммуникации в процессе трансформации мирового порядка» пишет о том, что «... поскольку коммуникации являются жизненно важной частью человеческого существования, постольку любые изменения в способах коммуникации имеют существенные последствия для распределения власти внутри общества, для изменения индивидуального и социального сознания, а также для пересмотра общественных ценностей»21. Тем самым Дейберет показал, что в рамках политического управления конечные цели могут достигаться путем изменения способов и форм коммуникации.

Существуют и иные подходы к пониманию места и роли политических коммуникаций в современном политическом процессе и политическом управлении. Однако их детальный анализ выходит за рамки данной работы. Следует лишь констатировать, что в рамках каждого из таких подходов коммуникация рассматривается как неотъемлемый элемент современного политического управления. Значительное число уче-

20 КастельсМ. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004.

21 Deibert R.J. Parchment, Printing, and Hypermedia: Communications in World Order Transformation. N.Y., 1997.

ных с мировым именем наделяют политическую коммуникацию крайне важным, если не определяющим значением для осуществления стабильного и эффективного демократического управления в политике.

Значительную, если не основную роль политических коммуникаций в современном политическом управлении признают и современные российские ученые-политологи, среди которых мы в первую очередь хотели бы выделить А.И. Соловьева и М.Н. Грачева, которые посвятили ряд своих исследований проблемам политической коммуникации.

Так, М.Н. Грачев считает, что «политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение»22.

В свою очередь А.И. Соловьев пишет о том, что массовые коммуникации являются неотъемлемой частью политики: «...политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами»23.

Мы также считаем, что для осуществления эффективного политического управления необходимым и критичным условием является организация процесса коммуникаций между субъектом и объектом такого управления24.

Очевидно, что технологии политической рекламы, пропаганды, агитации и Public Relations основаны именно на осуществлении коммуникации (пусть порой и однонаправленной25, как в случае с политической рекламой) как непосредственной (через агитационные сети, прямое общение субъектов политических кампаний и их представителей с целевыми аудиториями и т.д.), так и опосредованной (через средства массовой информации, наружную рекламу и др.).

В свою очередь так называемые мягкие, или soft, технологии в политическом управлении также основаны на взаимной коммуникации с представителями целевых аудиторий, вовлечении их в совместную деятельность, а следовательно, и в двустороннюю коммуникацию.

22 Грачев М.Н. Политическая коммуникация // Вестн. Российск. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. 1999. № 1.

23 Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение в политологию. М., 2000.

24 В данном случае под политическим управлением мы понимаем именно воздействие и влияние на общественное сознание посредством политических технологий, а не применение административных технологий в рамках политического администрирования, основанного на праве легитимного насилия и угрозе применения нормативно закрепленных санкций.

25 Собственно под однонаправленной, или асинхронной, коммуникацией мы понимаем в первую очередь трансляцию контента политической кампании целевым аудиториям кампании в рамках реализации определенной имиджевой концепции для формирования необходимого имиджа или бренда, а также для создания определенных моделей представления и поведения.

И неэффективность коммуникации с целевыми аудиториями является зачастую одной из основных причин низкой эффективности политического управления в целом.

Если перефразировать известное высказывание о том, что лучшей формой контроля является взаимодействие, то можно сказать, что лучшей формой политического управления является двусторонняя коммуникация.

Как мы уже отметили, само управленческое взаимодействие между субъектом и объектом управления во многих случаях является именно информационным, осуществляемым в рамках коммуникации субъекта управления с объектом. И в случае отсутствия эффективной коммуникации с объектом управления в рамках политического менеджмента конечный результат воздействия на объект может оказаться (и в большинстве случаев оказывается) неудовлетворительным.

Без выстраивания эффективных коммуникаций с представителями целевых аудиторий на сегодняшний день немыслимы сколь-нибудь успешная политическая кампания, политическое управление в целом.

Однако используемые сегодня в рамках управления политическими кампаниями традиционные каналы коммуникации, основными из которых являются средства массовой информации (в первую очередь телевидение26), зачастую предполагают осуществление в рамках политического управления сугубо асинхронной коммуникации от субъекта политической кампании к ее объекту — целевым группам информационного воздействия. Большинство технологий рекламы и пропаганды в политике ориентированы именно на однонаправленную трансляцию информационного контента, необходимого для влияния на общественное мнение, и не предполагают возможности полноценной двусторонней коммуникации и выстраивания субъектно-объектного взаимодействия.

Неслучайно в современной практике политического управления специалисты отмечают существенное падение эффективности традиционных технологий агитационно-пропагандистского воздействия на общественное мнение, которое может быть отмечено в таких эмпирических показателях, как падение уровня явки на выборах, а также рост численности групп протестного электората.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грачев М.Н. К вопросу об определении понятий «политическая коммуникация» и «политическая информация» // Вестн. Российск. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. № 4.

2. Грачев М.Н. Политическая коммуникация // Вестн. Российск. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. 1999. № 1.

26 Принято считать, что контроль над основными телевизионными каналами является главным условием для проведения успешной политической кампании.

3. ДегтяревА.А. Основы политической теории. М., 1998.

4. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004.

5. Марков Б.В. Демократия и Интернет // 2-я Всерос. науч.-метод. конф. «Интернет и современное общество». Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000 г.: Тез. докл. С.-Пб., 1999.

6. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2009.

7. Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение в политологию. М., 2000.

8. Терин В.П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического воздействия: исследование опыта Запада. М., 1999.

9. Хабермас Ю. Философский спор вокруг идеи демократии (Лекция вторая) // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

10. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология.: В 3 ч. М., 1992.

11. Шиллер Г.. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

12. Deibert R.J. Parchment, Printing, and Hypermedia: Communications in World Order Transformation. N.Y., 1997.

13. Deuttsch K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. N.Y., 1966.

14. Habermas J. The Structure Transformation of the Public Sphere. Cambridge, 1989.

15. LasswellH.D. The structure and function of communication in society // The Communication of Ideas. / Ed. by L. Bryson. New York, 1948.

16. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The People's Choice: How the Voter makes up his Mind in a Presidential Campaign. Third Edition. N.Y., 1968.

17. Perloff R.M. Political communication: politics, press, and public in America. Mahwah, NJ, 1998.

18. Swanson D. The Political-Media Complex at 50: Putting the 1996 Presidential Campaign in Context // American Behavioural Scientist. 1997. N 40 (8).

19. The Dictionary of Political Analysis / Ed. by J.C. Plano, R.E. Riggs, H.S. Robin. Santa Barbara, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. The politics of the Developing Areas / Ed. by G.A. Almond, J.S. Coleman. Princeton, 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.