ной отечественной науки, на наш взгляд, является оценка реального состояния государства и права в современной России. Речь идет об анализе предпосылок и условий адекватных геополитической ситуации перспектив дальнейшего государственного строительства с использованием всего накопленного опыта государственно-политических и государственно-территориальных преобразований и трансформаций.
Как социальная наука правоведение обладает неразрывной связью с государствообразующи-ми ценностями и идеалами. Одной из наиболее значимых задач отечественной правовой и в целом гуманитарной науки на сегодняшний день следует признать воплощение в жизнь идеи на-циостроительства и нациообразования в современной России. Только таким образом возможна консолидация правовых идей всех населяющих Россию этносов и достойное закрепление места российского народа в современном геополитическом пространстве. Именно национальная идея должна связать воедино прошлое, настоящее и будущее российского общества на основе незыблемых духовных национальных ценностей. Выработка общенациональной идеи, которая одновременно выступит и как национально-государственная идея, - это основная задача современного российского правоведения и один из главных путей выхода отечественной юридической науки из кризиса.
В целом же современная юридическая наука испытывает серьезные сложности в выработке объективной правовой методологии и научной доктрины, способствующих определению дос-
тойного пути дальнейшего государственно-правового развития. Юридической науке на современном этапе необходимо сделать выбор основных целеполагающих мировоззренческих ориентиров и принципов, соответствующих новым вызовам времени, а также без лишних иллюзий, трезво оценить состояние государства и права в современной России и реальные возможности его участия в построении справедливого правового миропорядка в быстро меняющейся геополитической системе координат.
Литература
1. Тарасов Н. Н. Юридическая наука и юридическая практика: соотнесение в методологическом контексте (о практичности юридической науки и научности юридической практики) // Российский юридический журнал. 2012. № 3.
2. Ильин И. А. О сущности правосознания. Мюнхен, 1956.
3. Лазарев В. В. Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы (размышления теоретика) // Lex russica. 2013. № 2.
4. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
5. Зорькин В. Д. Цивилизация права. Если право погибнет, то мир окажется у края бездны // Российская газета. 2014. 12 марта.
6. Розин В. М. Генезис и современные проблемы права. М., 2001.
7. Пучков О. А. Роль антропологического знания в оценке правовых теорий // Вестник Удмуртского университета. 2011. № 2.
В. П. Таранцов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В данной статье сделана попытка выявить сущность и структуру политической и правовой культуры правящей элиты, проанализировать подходы к интерпретации ключевых понятий, показать значимость культуры власть предержащих на разных уровнях. Автор обосновывает, что политическая и правовая культура правящей элиты во многом определяется политической и правовой социализацией элитарных субъектов, а также иными объективными и субъективными факторами.
Ключевые слова: культура, политика, право, власть, элита, политическая культура, правовая культура, правящая элита, политическая социализация, правовая социализация.
Политическая и правовая культура правящей элиты - это проблема сложная, многогранная, относящаяся к числу крайне актуальных, малораз-работанных и значимых. Это можно обосновать следующими обстоятельствами. Во-первых, за по-
следние двадцать лет в нашей стране произошел «нравственный обвал», затронувший все слои российского общества, но, в первую очередь, элитарные слои в экономике, политике, науке, оборонной и правоохранительной сферах, образовании,
здравоохранении и так далее. В. В. Трошихин пишет: «Цинизм, воровство, коррупция стали ярким свидетельством разложения российской политической элиты» [1, с. 65]. Во-вторых, отсутствие стройных и целостных идеологических концепций, непредсказуемость политиков, государственно-административной, экономической, финансовой и правоохранительной элит усиливают конфликтный потенциал и напряженность в обществе. В-третьих, политическая и правовая системы российского общества нуждаются в преобразовании, а точнее, в модернизации, поскольку не обеспечивают защиту прав и свобод личности, верховенства закона, справедливости, демократичности и безопасности. В-четвертых, на политическую авансцену выходят представители разных профессий, не знакомые ни с теорией политической и правовой систем, ни с теорией происхождения государства, элит, политической и правовой культуры, ни с профессиональной этикой и так далее.
Актуальность данной проблемы обусловлена ее недостаточной разработанностью. Сегодня очевидно, что правящая элита нуждается в социальном оздоровлении, поскольку она нередко игнорирует политические, правовые и духовно-нравственные ценности.
Целью нашего исследования является осмысление теоретических и методологических основ анализа политической и правовой культуры правящей элиты, раскрытие некоторых интерпретаций и значимости на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, а также специфики их функционирования в реальной действительности.
В современной научной отечественной и зарубежной литературе одними из наиболее употребительных являются слова «культура», «политика», «право», «власть», «элита». Все они не только взаимосвязаны с политической и правовой культурой правящей элиты России, но и занимают определенный статус, несут социальную нагрузку. Данные социальные феномены являются в совокупности фундаментом политико-правовой культурой.
Понятие «культура» по-разному интерпретируется: культуру определяют как деятельность по освобождению человека, как способность человека ставить цели. И. Кант в «Критике способности суждения» дает следующее определение культуры: «Развитие способности разумного существа ставить перед собой любые цели вообще (следовательно, в его свободе) есть культура. Только культура может быть последней целью...» [2, с. 273-374].
Сегодня среди ученых ведутся довольно активные дискуссии по поводу того, есть ли в России элита. Одни считают, что в России реальной (истинной) элиты не существует, есть только к в а з и э л и т ы [3, с. 182], другие, наоборот, признают ее наличие [4, с. 285], а третьи отождествляют элиту с высшим политическим классом, где представлены свои кланы и даже военизированные подразделения, клики [5, с. 96-99] и так далее.
Отношение к элитам определяется, на наш взгляд, степенью развитости мировоззренческой, политической и правовой культуры личности ученого. Мы придерживаемся такой позиции: если в обществе имеются политические партии, одной из функций которых является формирование собственной элиты, есть избирательная система, выборы проходят демократично, цивилизованно и в органы высшей власти избираются самые достойные граждане, то эти люди, представляющие высшую власть, и есть правящая элита. А тех, кто к власти пришел нелегитимно, следует называть хунтой, кликой и так далее.
Правящая элита - это осознаваемая привилегированная группа людей, наделенная властными полномочиями и принимающая важные решения по управлению государственными и общественными делами. В ее состав входят политическая, государственно-административная, финансово-экономическая, военная, правоохранительная элиты. На наш взгляд, правящая и властвующая элиты - это синонимы.
Правящая элита - это властвующая управленческая элита, выступающая субъектом политико-властных отношений, в которых воплощаются различные интересы, сознание, самосознание, воля и способности к политической, административной и интеллектуальной деятельности. Правящая элита не остается неизменной, на ее формирование и функционирование влияют многие факторы: историческая эпоха и политический режим, политическая система и государственная кадровая политика и другое.
Правящая элита выступает и субъектом, и объектом политической и правовой культуры. Как известно, впервые термин «политическая культура» употребил немецкий философ-просветитель И. Г. Гердер. В работе «Идеи к философии истории человечества» (1784) он рассуждает о том, что «в каждом обществе складывается некий высший максимум взаимодействующих сил. И эти силы, неукротимые, беспорядочные, бьются друг с другом до тех пор, пока противоречащие правила, согласно действующим законам природы, нико-
гда не ошибающиеся, не ограничивают друг друга, - тогда возникает некий вид равновесия и гармонии движения. ...Вообще говоря, дорога культуры на нашей земле, дорога с поворотами, резкими углами, обрывами и уступами, - это не поток, что течет плавно и спокойно, как широкая река, а это низвергающаяся с покрытых лесом гор вода; в водопад обращают течение культуры на нашей земле страсти человеческие. ...Рассудок и искусство - вот тайна и средство укрепляющегося миропорядка». И. Г. Гердер пишет «о зрелости политической культуры и носителях политической культуры» [6]. Однако мыслитель не дал научного определения политической культуры. Дальнейшее развитие теория политической культуры получила в трудах следующих зарубежных исследователей: Х. Босселя, Е. Вятра, М. Вебера, М. Дюверже, Г. Лассуэла, Л. В. Пая, С. Хангтинтона и других. Большой вклад в разработку теории политической культуры внесли такие отечественные ученые, как
Политическая культура правящей элиты неразрывно связана с правовой культурой, равно как и с управленческой, организационной, нравственной и другими.
Следует отметить, что в настоящее время на основе философских, социологических, правовых, антропологических и иных исследовательских подходов к определению правовой культуры выработано свыше 250 ее дефиниций [7, с. 70]. Существенный вклад в развитие теории политической и правовой культуры внесли американские ученые Р. Альмонд и С. Верба. В своей работе «Гражданская культура» они сформулировали классическое определение политической культуры, проанализировали ее типологию, а правовую культуру рассматривали сквозь призму политики и выделили такие ее структурные элементы, как правовые нормы, правовые институты, правовое сознание, правоприменение и различные формы поведения субъекта права. П. Сорокин рассмат-
А. Ахиезер, Э. Я. Баталов, Н. М. Блинов, Ф. М. Бур- ривал правовую культуру «как элемент несколь-
лацкий, К. С. Гаджиев, Н. М. Кейзеров, Е. В. Морозова, А. С. Панарин, В. Ф. Пеньков, В. А. Решетников, В. А. Сидоров, В. В. Трошихин, Ж. Т. То-щенка, Г. Л. Тульчинский и другие.
Политическая культура является частью общей культуры, это совокупный показатель уровня рациональных, социально значимых политических взглядов, представлений, знаний и чувств, образцов поведения в процессе функционирования политических субъектов, а также интегральная характеристика политического образа страны, нации, класса, социальной группы, личности. Особенность политической культуры заключается в том, что она является важнейшим элементом политической системы, отражает политическое бытие, воздействует на политический режим, динамику политического процесса и характер политико-властных отношений. Политическая культура аккумулирует политическое мировоззрение, политическое самосознание, политическую волю, политическую нравственность, политическую деятельность и политические традиции.
Политическая культура правящей элиты - это феномен, отражающий осознание и понимание субъектом власти совокупности проблем, составляющих сердцевину государственной политики, а также практические действия по мобилизации органов, сил, средств и мер политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на укрепление целостности государства и обеспечение национальной безопасности страны.
ких типов систем идеологической культуры» [8, с. 108]. «Право, - считал П. Сорокин, - безусловно, является частью культуры» [9, с. 47-48].
В отечественной научной литературе встречается несколько подходов к определению правовой культуры. Наиболее известными являются: философский (С. С. Алексеев) [10, с. 269-270], социологический (Р. А. Ромашов, Е. Г. Шукшина) [11, с. 295-296], информационно-семиотический (Е. В. Клейменова, К. А. Моралева) [12, с. 50-51], социально-антропологический (Е. В. Краснова, И. В. Ковалева) [13]. Исследователи данных научных подходов не только дают определение правовой культуры, но и рассматривают ее структурные элементы. Так, представители информационно-семиотического подхода Е. В. Клейменова и К. А. Моралева пишут о том, что «под правовой культурой следует понимать правовую информацию (совокупность регулятивов, ценностей и знаний в области правовой действительности), которая накапливается, сохраняется и передается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых систем» [10]. Такое определение правовой культуры является спорным и вот почему. Правовая информация - лишь часть правовой культуры, а часть не есть целое. Кроме того, правовая информация может быть как полной, объективной, так и фрагментарной, деформированной, фальсифицируемой (ложной). Отождествлять правовую информацию с правовой культурой, на наш взгляд, не следует.
В рамках социально-антропологического подхода правовая культура предстает как право-
вая реальность, включающая нормы, знания, ценности, статусы, правовые ситуации и их реализацию в правопорядке. Исходя из такого представления, по мнению В. Е. Красновой, «правовая культура не имеет собственной предметности, а представляет собой один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившейся в праве и юридической практике .творцом, носителем и реализатором правовой культуры всегда является индивид» [13, с. 51-52; 14, с. 33-34]. С такой позицией трудно согласиться в связи с тем, что субъектами правовой культуры являются общество, социальная группа и личность, следовательно, они и выступают в трех ипостасях как творцы, носители и реализаторы.
Правящая элита, выступая в качестве субъекта (творец), носителя и реализатора правовой культуры, активно участвует в политико-правовых реформах, определяет судьбу Конституции, реализует нормативно-правовые акты, разрабатывает концепции и стратегии.
Степень зрелости политической и правовой культуры правящей элиты во многом обусловлена политической и правовой социализацией, общей культурой, социально значимой деятельностью властвующих.
Термины «политическая социализация» и «правовая социализация» являются производными от более общей категории «социализация».
Под политической социализацией следует понимать процесс усвоения политических взглядов, идей, представлений, норм и опыта, накопленных другими поколениями, а также осознания необходимости политического развития индивида, формирования его политического Я, участие в политической жизни страны.
Правовая социализация - это сложный и противоречивый процесс, связанный с правовым воспитанием, юридическим образованием, изучением системы законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, участие в деятельности правовых объединений, таких как политическое, банковское, транспортное, медицинское, образовательное, спортивное, жилищное, торговое, космическое, информационное (компьютерное) и другое.
В научной литературе существуют разные подходы к определению понятия «правовая социализация» [15]. На плюрализм подходов обращают внимание такие ученые, как Н. В. Разуваев [16, с. 31-35], Г. С. Працко [17; 18], С. С. Селихов, В. Ю. Шпак, З. Н. Каландаришвили [19] и другие.
Политическая и правовая культура правящей элиты - это зеркало, в котором отражены про-
блемы России, а это значит, что социально-экономические и политические основания деятельности властвующих не могут не сопрягаться с социально-экономическими, политическими и духовными реалиями. Политическая и правовая культура чутко реагирует на позитивные, рациональные и деструктивные тенденции. К рациональным тенденциям относится возрастающая потребность сделать Россию сильной, самодостаточной и конкурентноспособной страной с высокой жизнестойкостью.
Деструктивными тенденциями являются нарастание противоборства различных социально-политических сил, властных структур, кризис нравственности, продажность, коррумпированность, заказные убийства.
Сегодня некая враждебность по отношению к государству и государственному управлению крайне популярна, что является весьма опасной тенденцией. Привилегированные финансово-промышленные группы пытаются создать систему нового типа - серую зону корпоративизма. Подобного рода группы обладают огромными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, но решение о том, какое государственное управление необходимо в информационном обществе, они, несомненно, принимают в свою пользу: эта система управления будет не демократической, а суперэлитарной [4].
Значимость политической и правовой культуры правящей элиты России довольно высока и разнообразна. Ее можно рассматривать в нескольких аспектах: геополитическом, общенациональном, окружном, региональном и муниципальном.
В геополитическом аспекте значимость политической и правовой культуры правящей элиты состоит в следующем: в осознании стратегических интересов России в области глобальной, европейской и национальной безопасности; понимании своих возможностей в предотвращении «сползания» Европы и мира в целом к геополитическому хаосу; осознании опасности политики «двойных стандартов», которая исходит от различных политических сил, входящих в НАТО и стремящихся реализовать свои интересы за счет других государств (более пятидесяти лет назад в практику международных отношений введен принцип «двойного стандарта», предполагающий заведомо разные «правила игры» на мировой арене для государств, представляющих различные культурно-религиозные ореолы).
В общенациональном аспекте значимость политической и правовой культуры правящей элиты обусловливается поиском новых идей, раз-
работкой оптимальных стратегий для решения российских внутри- и внешнеполитических, экономических, социально-культурных и оборонных задач, обеспечения как национальной, так и международной безопасности.
Если рассматривать роль политической и правовой культуры правящей элиты на окружном уровне, то необходимо, в первую очередь, тщательно проанализировать и оценить возможности и ресурсы десяти федеральных округов, причем во всех направлениях: политическом, экономическом, военном, демографическом, экологическом, культурно-цивилизационном, идеологическом, морально-нравственном, конфессиональном, креативном, спортивно-оздоровительном, туристическом, имиджевом, криминальном и других. Не менее важной является оценка деструктивных тенденций, вызовов и угроз устойчивому развитию страны и целостности государства.
Значимость политической и правовой культуры правящей элиты проявляется на мезо- и микроуровнях, а также на личностном (персонифицированном) уровне. Высокая степень политической, правовой и управленческой социализации элитарной личности, группы способствует формированию определенных типов политического и правового сознания, равно как и политического, и правового мировоззрения и культуры.
Нам представляется, что политическая и правовая культура нужна самой правящей элите в следующих ситуациях:
- для обеспечения эффективного государственного и муниципального управления в стране;
- для самосохранения себя в высших коридорах политической власти;
- для поддержания всеми способами и современными технологиями позитивного имиджа политической элиты;
- для постоянного контроля политической информации, возможности через своих представителей в СМИ препарировать и оформлять ее таким образом, чтобы она (политическая информация) служила мощным мировоззренческим, интеллектуальным фактором стабилизации и поддержки существующей политической власти.
Высокая зрелость политической и правовой культуры правящей элиты не допустит распространения в стране агрессивного типа сознания, будет мобилизовывать представителей государственных структур, общественность на формирование личности неагрессивного типа с толерантным сознанием.
К сожалению, сегодня в России тысячи людей имеют агрессивный тип сознания: субъектами и носителями его является не только молодежь с девиантным поведением, но и руководители
всех рангов (бизнесмены, сотрудники правоохранительных органов, государственные чиновники, депутаты муниципальных и законодательных собраний, а также Госдумы).
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Политическая и правовая культура является фундаментом, на котором строится здание реальной политики России.
2. Эффективность государственного и муниципального управления, экономическая, политическая и социальная стабильность в стране во многом обусловлены степенью зрелости политической и правовой культуры правящей элиты. Именно зрелая политическая культура властвующей элиты является ключевым ресурсом государства.
3. Единство мировоззренческой, политической, правовой и нравственной культуры и ценностей - это самодостаточная основа для саморазвития правящей элиты.
4. Сегодня могущество правящей элиты возросло до немыслимых прежде пределов: ядерная кнопка в руках президента может превратить планету в пыль за считанные секунды. Политическая, правовая и нравственная культура является ограничителем пределов осуществления власти: воспользоваться ядерной кнопкой можно только один раз - первый и последний, и это будет означать полное исчезновение власти.
5. Каждая историческая эпоха имеет свою логику власти и властных отношений. Власть бывает жесткой (даже жестокой) и мягкой. Жесткая власть опирается на насилие, а мягкая - на политические и дипломатические, диалоговые, коммуникативные и другие методы. Но и та, и другая обусловлены степенью зрелости политической и правовой культуры.
Литература
1. Трошихин В. В. Культура управления социально-политическими и экономическими процессами: монография. М., 2010.
2. Кант И. Сочинения: в 8 т. М., 1994. Т. 5.
3. Султанов Ш. Карта элиты: вдох - выдох, ночь, день. // Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995.
4. Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М., 2000.
5. Ачлей А. Российская элита: психологический портрет. М., 2010.
6. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества: пер. с нем. М., 1977.
7. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3.
8. Сорокин П. Общество, культура и личность. М., 2000.
9. Сорокин П. Социальная культура и культурная динамика. М., 2000.
10. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
11. Ромашов Р. А., Шукшина Е. Г. Современная правовая культура в России: проблема соотношения правового нигилизма и правовой идеологии // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: материалы VI Международных Лихачевских научных чтений. СПб., 2006.
12. Клейменова Е. В., Моралева К. А. Правовая культура и ее стандарты в Конституции Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1.
13. Краснова В. Е. Правовая культура и ее роль в становлении правового государства // Ученые записки РГУ. Ростов н/Д, 2003. Вып. 1.
14. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX века. В. Новгород, 2002.
15. Жинко А. Н. Правовая социализация личности в контексте правового воспитания и юридического образования: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2012.
16. Разуваев Н. В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права // Правоведение. 2003. №9 3.
17. Працко Г. С. Человек и социально-правовой порядок // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 2.
18. Працко Г. С., Шпак В. Ю. Политический плюрализм: правовое измерение и субъекты порядка. Ростов н/Д, 2008.
19. Каландаришвили З. Н., Евдокимов А. С. Правовая социализация и правовая культура. СПб., 2006.
М. А. Дидык
ФЕНОМЕН ВИНЫ И РЕАЛИИ ПРАВА В РЕГИОНАЛЬНО-УНИВЕРСАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: АНАЛИЗ МОДЕЛИ К. ЯСПЕРСА
Статья посвящена проблеме специфики сопряжения регионального и универсального измерений в типологии вины. Дан анализ осмысления К. Ясперсом вопроса о немецкой вине в правовом, культурном и метафизическом контексте содержательной и процедурной сторон Нюрнбергского процесса.
Ключевые слова: философия права, виновность, война, типология вины, правовая культура, Нюрнбергский процесс, кризис мирового масштаба.
Современная ситуация, ядром которой, по крайней мере в нашем сознании, стала Украина (чисто региональное образование), не только обострила понимание глобальности мирового взаимодействия, но и максимально сгустила краски политической взаимозависимости в отношениях центра и периферии, между прежним лидером и новыми претендентами на центральное место, между региональными структурами разного уровня и силы, в отношениях явно планетарного масштаба. В связи с этим ощущение назревающей катастрофы и вероятности военных действий, поэтапно втягивающих практически все цивилизационно-государственные ранги мирового представительства, обозначило правовое проблемное поле, практически его реанимировав
в качестве призматического явления в ситуации наличного духовного бытия.
Исследование философии права и государственности, основанное на факте личности и ее автономии, задуманной и построенной систематически с учетом универсальности и региональности в их взаимосвязи, пожалуй, впервые было осуществлено Гегелем почти два столетия назад в Германии - явном аутсайдере прежней мировой политики и международных отношений, отброшенном из центра на периферию еще в XVI-XVП веках, что и было, как казалось, окончательно закреплено итогами мирного договора, подписанного после завершения Тридцатилетней войны. Но вслед за «Феноменологией духа» Гегеля, завершенной в день, когда войска Наполеона вошли в Иену*,
* «Самого императора - эту мировую душу - я увидел, когда он выезжал на коне на рекогносцировку. Поистине испытываешь удивительное чувство, созерцая такую личность, которая, находясь здесь, в этом месте, восседая на коне, охватывает весь мир и властвует над ним», - писал Гегель своему другу Нитхаммеру 13 октября 1806 года [2, с. 255].