Научная статья на тему 'Политическая и правовая культура правящей элиты современной России'

Политическая и правовая культура правящей элиты современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
753
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
CULTURE / POLITICS / LAW / GOVERNANCE / THE ELITE THE POLITICAL CULTURE / LEGAL CULTURE / RULING ELITE / POLITICAL SOCIALIZATION / LEGAL SOCIALIZATION / КУЛЬТУРА / ПОЛИТИКА / ПРАВО / ВЛАСТЬ / ЭЛИТА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Таранцов Владимир Прокофьевич

В данной статье сделана попытка выявить сущность и структуру политической и правовой культуры правящей элиты, проанализировать подходы к интерпретации ключевых понятий, показать значимость культуры власть предержащих на разных уровнях. Автор обосновывает, что политическая и правовая культура правящей элиты во многом определяется политической и правовой социализацией элитарных субъектов, а также иными объективными и субъективными факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL CULTURE OF THE RULING ELITE OF MODERN RUSSIA

In this article made attempt to reveal the essence and structure of the political and legal culture of the ruling elite, to analyze the approaches to the interpretations of key concepts, to show the significance of culture the powers that be at different levels. The author substantiates that the political and the legal culture of the ruling elite are largely determined political and legal socialization of the elitist subjects, as well as many objective and subjective factors.

Текст научной работы на тему «Политическая и правовая культура правящей элиты современной России»

ной отечественной науки, на наш взгляд, является оценка реального состояния государства и права в современной России. Речь идет об анализе предпосылок и условий адекватных геополитической ситуации перспектив дальнейшего государственного строительства с использованием всего накопленного опыта государственно-политических и государственно-территориальных преобразований и трансформаций.

Как социальная наука правоведение обладает неразрывной связью с государствообразующи-ми ценностями и идеалами. Одной из наиболее значимых задач отечественной правовой и в целом гуманитарной науки на сегодняшний день следует признать воплощение в жизнь идеи на-циостроительства и нациообразования в современной России. Только таким образом возможна консолидация правовых идей всех населяющих Россию этносов и достойное закрепление места российского народа в современном геополитическом пространстве. Именно национальная идея должна связать воедино прошлое, настоящее и будущее российского общества на основе незыблемых духовных национальных ценностей. Выработка общенациональной идеи, которая одновременно выступит и как национально-государственная идея, - это основная задача современного российского правоведения и один из главных путей выхода отечественной юридической науки из кризиса.

В целом же современная юридическая наука испытывает серьезные сложности в выработке объективной правовой методологии и научной доктрины, способствующих определению дос-

тойного пути дальнейшего государственно-правового развития. Юридической науке на современном этапе необходимо сделать выбор основных целеполагающих мировоззренческих ориентиров и принципов, соответствующих новым вызовам времени, а также без лишних иллюзий, трезво оценить состояние государства и права в современной России и реальные возможности его участия в построении справедливого правового миропорядка в быстро меняющейся геополитической системе координат.

Литература

1. Тарасов Н. Н. Юридическая наука и юридическая практика: соотнесение в методологическом контексте (о практичности юридической науки и научности юридической практики) // Российский юридический журнал. 2012. № 3.

2. Ильин И. А. О сущности правосознания. Мюнхен, 1956.

3. Лазарев В. В. Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы (размышления теоретика) // Lex russica. 2013. № 2.

4. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

5. Зорькин В. Д. Цивилизация права. Если право погибнет, то мир окажется у края бездны // Российская газета. 2014. 12 марта.

6. Розин В. М. Генезис и современные проблемы права. М., 2001.

7. Пучков О. А. Роль антропологического знания в оценке правовых теорий // Вестник Удмуртского университета. 2011. № 2.

В. П. Таранцов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В данной статье сделана попытка выявить сущность и структуру политической и правовой культуры правящей элиты, проанализировать подходы к интерпретации ключевых понятий, показать значимость культуры власть предержащих на разных уровнях. Автор обосновывает, что политическая и правовая культура правящей элиты во многом определяется политической и правовой социализацией элитарных субъектов, а также иными объективными и субъективными факторами.

Ключевые слова: культура, политика, право, власть, элита, политическая культура, правовая культура, правящая элита, политическая социализация, правовая социализация.

Политическая и правовая культура правящей элиты - это проблема сложная, многогранная, относящаяся к числу крайне актуальных, малораз-работанных и значимых. Это можно обосновать следующими обстоятельствами. Во-первых, за по-

следние двадцать лет в нашей стране произошел «нравственный обвал», затронувший все слои российского общества, но, в первую очередь, элитарные слои в экономике, политике, науке, оборонной и правоохранительной сферах, образовании,

здравоохранении и так далее. В. В. Трошихин пишет: «Цинизм, воровство, коррупция стали ярким свидетельством разложения российской политической элиты» [1, с. 65]. Во-вторых, отсутствие стройных и целостных идеологических концепций, непредсказуемость политиков, государственно-административной, экономической, финансовой и правоохранительной элит усиливают конфликтный потенциал и напряженность в обществе. В-третьих, политическая и правовая системы российского общества нуждаются в преобразовании, а точнее, в модернизации, поскольку не обеспечивают защиту прав и свобод личности, верховенства закона, справедливости, демократичности и безопасности. В-четвертых, на политическую авансцену выходят представители разных профессий, не знакомые ни с теорией политической и правовой систем, ни с теорией происхождения государства, элит, политической и правовой культуры, ни с профессиональной этикой и так далее.

Актуальность данной проблемы обусловлена ее недостаточной разработанностью. Сегодня очевидно, что правящая элита нуждается в социальном оздоровлении, поскольку она нередко игнорирует политические, правовые и духовно-нравственные ценности.

Целью нашего исследования является осмысление теоретических и методологических основ анализа политической и правовой культуры правящей элиты, раскрытие некоторых интерпретаций и значимости на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, а также специфики их функционирования в реальной действительности.

В современной научной отечественной и зарубежной литературе одними из наиболее употребительных являются слова «культура», «политика», «право», «власть», «элита». Все они не только взаимосвязаны с политической и правовой культурой правящей элиты России, но и занимают определенный статус, несут социальную нагрузку. Данные социальные феномены являются в совокупности фундаментом политико-правовой культурой.

Понятие «культура» по-разному интерпретируется: культуру определяют как деятельность по освобождению человека, как способность человека ставить цели. И. Кант в «Критике способности суждения» дает следующее определение культуры: «Развитие способности разумного существа ставить перед собой любые цели вообще (следовательно, в его свободе) есть культура. Только культура может быть последней целью...» [2, с. 273-374].

Сегодня среди ученых ведутся довольно активные дискуссии по поводу того, есть ли в России элита. Одни считают, что в России реальной (истинной) элиты не существует, есть только к в а з и э л и т ы [3, с. 182], другие, наоборот, признают ее наличие [4, с. 285], а третьи отождествляют элиту с высшим политическим классом, где представлены свои кланы и даже военизированные подразделения, клики [5, с. 96-99] и так далее.

Отношение к элитам определяется, на наш взгляд, степенью развитости мировоззренческой, политической и правовой культуры личности ученого. Мы придерживаемся такой позиции: если в обществе имеются политические партии, одной из функций которых является формирование собственной элиты, есть избирательная система, выборы проходят демократично, цивилизованно и в органы высшей власти избираются самые достойные граждане, то эти люди, представляющие высшую власть, и есть правящая элита. А тех, кто к власти пришел нелегитимно, следует называть хунтой, кликой и так далее.

Правящая элита - это осознаваемая привилегированная группа людей, наделенная властными полномочиями и принимающая важные решения по управлению государственными и общественными делами. В ее состав входят политическая, государственно-административная, финансово-экономическая, военная, правоохранительная элиты. На наш взгляд, правящая и властвующая элиты - это синонимы.

Правящая элита - это властвующая управленческая элита, выступающая субъектом политико-властных отношений, в которых воплощаются различные интересы, сознание, самосознание, воля и способности к политической, административной и интеллектуальной деятельности. Правящая элита не остается неизменной, на ее формирование и функционирование влияют многие факторы: историческая эпоха и политический режим, политическая система и государственная кадровая политика и другое.

Правящая элита выступает и субъектом, и объектом политической и правовой культуры. Как известно, впервые термин «политическая культура» употребил немецкий философ-просветитель И. Г. Гердер. В работе «Идеи к философии истории человечества» (1784) он рассуждает о том, что «в каждом обществе складывается некий высший максимум взаимодействующих сил. И эти силы, неукротимые, беспорядочные, бьются друг с другом до тех пор, пока противоречащие правила, согласно действующим законам природы, нико-

гда не ошибающиеся, не ограничивают друг друга, - тогда возникает некий вид равновесия и гармонии движения. ...Вообще говоря, дорога культуры на нашей земле, дорога с поворотами, резкими углами, обрывами и уступами, - это не поток, что течет плавно и спокойно, как широкая река, а это низвергающаяся с покрытых лесом гор вода; в водопад обращают течение культуры на нашей земле страсти человеческие. ...Рассудок и искусство - вот тайна и средство укрепляющегося миропорядка». И. Г. Гердер пишет «о зрелости политической культуры и носителях политической культуры» [6]. Однако мыслитель не дал научного определения политической культуры. Дальнейшее развитие теория политической культуры получила в трудах следующих зарубежных исследователей: Х. Босселя, Е. Вятра, М. Вебера, М. Дюверже, Г. Лассуэла, Л. В. Пая, С. Хангтинтона и других. Большой вклад в разработку теории политической культуры внесли такие отечественные ученые, как

Политическая культура правящей элиты неразрывно связана с правовой культурой, равно как и с управленческой, организационной, нравственной и другими.

Следует отметить, что в настоящее время на основе философских, социологических, правовых, антропологических и иных исследовательских подходов к определению правовой культуры выработано свыше 250 ее дефиниций [7, с. 70]. Существенный вклад в развитие теории политической и правовой культуры внесли американские ученые Р. Альмонд и С. Верба. В своей работе «Гражданская культура» они сформулировали классическое определение политической культуры, проанализировали ее типологию, а правовую культуру рассматривали сквозь призму политики и выделили такие ее структурные элементы, как правовые нормы, правовые институты, правовое сознание, правоприменение и различные формы поведения субъекта права. П. Сорокин рассмат-

А. Ахиезер, Э. Я. Баталов, Н. М. Блинов, Ф. М. Бур- ривал правовую культуру «как элемент несколь-

лацкий, К. С. Гаджиев, Н. М. Кейзеров, Е. В. Морозова, А. С. Панарин, В. Ф. Пеньков, В. А. Решетников, В. А. Сидоров, В. В. Трошихин, Ж. Т. То-щенка, Г. Л. Тульчинский и другие.

Политическая культура является частью общей культуры, это совокупный показатель уровня рациональных, социально значимых политических взглядов, представлений, знаний и чувств, образцов поведения в процессе функционирования политических субъектов, а также интегральная характеристика политического образа страны, нации, класса, социальной группы, личности. Особенность политической культуры заключается в том, что она является важнейшим элементом политической системы, отражает политическое бытие, воздействует на политический режим, динамику политического процесса и характер политико-властных отношений. Политическая культура аккумулирует политическое мировоззрение, политическое самосознание, политическую волю, политическую нравственность, политическую деятельность и политические традиции.

Политическая культура правящей элиты - это феномен, отражающий осознание и понимание субъектом власти совокупности проблем, составляющих сердцевину государственной политики, а также практические действия по мобилизации органов, сил, средств и мер политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на укрепление целостности государства и обеспечение национальной безопасности страны.

ких типов систем идеологической культуры» [8, с. 108]. «Право, - считал П. Сорокин, - безусловно, является частью культуры» [9, с. 47-48].

В отечественной научной литературе встречается несколько подходов к определению правовой культуры. Наиболее известными являются: философский (С. С. Алексеев) [10, с. 269-270], социологический (Р. А. Ромашов, Е. Г. Шукшина) [11, с. 295-296], информационно-семиотический (Е. В. Клейменова, К. А. Моралева) [12, с. 50-51], социально-антропологический (Е. В. Краснова, И. В. Ковалева) [13]. Исследователи данных научных подходов не только дают определение правовой культуры, но и рассматривают ее структурные элементы. Так, представители информационно-семиотического подхода Е. В. Клейменова и К. А. Моралева пишут о том, что «под правовой культурой следует понимать правовую информацию (совокупность регулятивов, ценностей и знаний в области правовой действительности), которая накапливается, сохраняется и передается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых систем» [10]. Такое определение правовой культуры является спорным и вот почему. Правовая информация - лишь часть правовой культуры, а часть не есть целое. Кроме того, правовая информация может быть как полной, объективной, так и фрагментарной, деформированной, фальсифицируемой (ложной). Отождествлять правовую информацию с правовой культурой, на наш взгляд, не следует.

В рамках социально-антропологического подхода правовая культура предстает как право-

вая реальность, включающая нормы, знания, ценности, статусы, правовые ситуации и их реализацию в правопорядке. Исходя из такого представления, по мнению В. Е. Красновой, «правовая культура не имеет собственной предметности, а представляет собой один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившейся в праве и юридической практике .творцом, носителем и реализатором правовой культуры всегда является индивид» [13, с. 51-52; 14, с. 33-34]. С такой позицией трудно согласиться в связи с тем, что субъектами правовой культуры являются общество, социальная группа и личность, следовательно, они и выступают в трех ипостасях как творцы, носители и реализаторы.

Правящая элита, выступая в качестве субъекта (творец), носителя и реализатора правовой культуры, активно участвует в политико-правовых реформах, определяет судьбу Конституции, реализует нормативно-правовые акты, разрабатывает концепции и стратегии.

Степень зрелости политической и правовой культуры правящей элиты во многом обусловлена политической и правовой социализацией, общей культурой, социально значимой деятельностью властвующих.

Термины «политическая социализация» и «правовая социализация» являются производными от более общей категории «социализация».

Под политической социализацией следует понимать процесс усвоения политических взглядов, идей, представлений, норм и опыта, накопленных другими поколениями, а также осознания необходимости политического развития индивида, формирования его политического Я, участие в политической жизни страны.

Правовая социализация - это сложный и противоречивый процесс, связанный с правовым воспитанием, юридическим образованием, изучением системы законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, участие в деятельности правовых объединений, таких как политическое, банковское, транспортное, медицинское, образовательное, спортивное, жилищное, торговое, космическое, информационное (компьютерное) и другое.

В научной литературе существуют разные подходы к определению понятия «правовая социализация» [15]. На плюрализм подходов обращают внимание такие ученые, как Н. В. Разуваев [16, с. 31-35], Г. С. Працко [17; 18], С. С. Селихов, В. Ю. Шпак, З. Н. Каландаришвили [19] и другие.

Политическая и правовая культура правящей элиты - это зеркало, в котором отражены про-

блемы России, а это значит, что социально-экономические и политические основания деятельности властвующих не могут не сопрягаться с социально-экономическими, политическими и духовными реалиями. Политическая и правовая культура чутко реагирует на позитивные, рациональные и деструктивные тенденции. К рациональным тенденциям относится возрастающая потребность сделать Россию сильной, самодостаточной и конкурентноспособной страной с высокой жизнестойкостью.

Деструктивными тенденциями являются нарастание противоборства различных социально-политических сил, властных структур, кризис нравственности, продажность, коррумпированность, заказные убийства.

Сегодня некая враждебность по отношению к государству и государственному управлению крайне популярна, что является весьма опасной тенденцией. Привилегированные финансово-промышленные группы пытаются создать систему нового типа - серую зону корпоративизма. Подобного рода группы обладают огромными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, но решение о том, какое государственное управление необходимо в информационном обществе, они, несомненно, принимают в свою пользу: эта система управления будет не демократической, а суперэлитарной [4].

Значимость политической и правовой культуры правящей элиты России довольно высока и разнообразна. Ее можно рассматривать в нескольких аспектах: геополитическом, общенациональном, окружном, региональном и муниципальном.

В геополитическом аспекте значимость политической и правовой культуры правящей элиты состоит в следующем: в осознании стратегических интересов России в области глобальной, европейской и национальной безопасности; понимании своих возможностей в предотвращении «сползания» Европы и мира в целом к геополитическому хаосу; осознании опасности политики «двойных стандартов», которая исходит от различных политических сил, входящих в НАТО и стремящихся реализовать свои интересы за счет других государств (более пятидесяти лет назад в практику международных отношений введен принцип «двойного стандарта», предполагающий заведомо разные «правила игры» на мировой арене для государств, представляющих различные культурно-религиозные ореолы).

В общенациональном аспекте значимость политической и правовой культуры правящей элиты обусловливается поиском новых идей, раз-

работкой оптимальных стратегий для решения российских внутри- и внешнеполитических, экономических, социально-культурных и оборонных задач, обеспечения как национальной, так и международной безопасности.

Если рассматривать роль политической и правовой культуры правящей элиты на окружном уровне, то необходимо, в первую очередь, тщательно проанализировать и оценить возможности и ресурсы десяти федеральных округов, причем во всех направлениях: политическом, экономическом, военном, демографическом, экологическом, культурно-цивилизационном, идеологическом, морально-нравственном, конфессиональном, креативном, спортивно-оздоровительном, туристическом, имиджевом, криминальном и других. Не менее важной является оценка деструктивных тенденций, вызовов и угроз устойчивому развитию страны и целостности государства.

Значимость политической и правовой культуры правящей элиты проявляется на мезо- и микроуровнях, а также на личностном (персонифицированном) уровне. Высокая степень политической, правовой и управленческой социализации элитарной личности, группы способствует формированию определенных типов политического и правового сознания, равно как и политического, и правового мировоззрения и культуры.

Нам представляется, что политическая и правовая культура нужна самой правящей элите в следующих ситуациях:

- для обеспечения эффективного государственного и муниципального управления в стране;

- для самосохранения себя в высших коридорах политической власти;

- для поддержания всеми способами и современными технологиями позитивного имиджа политической элиты;

- для постоянного контроля политической информации, возможности через своих представителей в СМИ препарировать и оформлять ее таким образом, чтобы она (политическая информация) служила мощным мировоззренческим, интеллектуальным фактором стабилизации и поддержки существующей политической власти.

Высокая зрелость политической и правовой культуры правящей элиты не допустит распространения в стране агрессивного типа сознания, будет мобилизовывать представителей государственных структур, общественность на формирование личности неагрессивного типа с толерантным сознанием.

К сожалению, сегодня в России тысячи людей имеют агрессивный тип сознания: субъектами и носителями его является не только молодежь с девиантным поведением, но и руководители

всех рангов (бизнесмены, сотрудники правоохранительных органов, государственные чиновники, депутаты муниципальных и законодательных собраний, а также Госдумы).

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Политическая и правовая культура является фундаментом, на котором строится здание реальной политики России.

2. Эффективность государственного и муниципального управления, экономическая, политическая и социальная стабильность в стране во многом обусловлены степенью зрелости политической и правовой культуры правящей элиты. Именно зрелая политическая культура властвующей элиты является ключевым ресурсом государства.

3. Единство мировоззренческой, политической, правовой и нравственной культуры и ценностей - это самодостаточная основа для саморазвития правящей элиты.

4. Сегодня могущество правящей элиты возросло до немыслимых прежде пределов: ядерная кнопка в руках президента может превратить планету в пыль за считанные секунды. Политическая, правовая и нравственная культура является ограничителем пределов осуществления власти: воспользоваться ядерной кнопкой можно только один раз - первый и последний, и это будет означать полное исчезновение власти.

5. Каждая историческая эпоха имеет свою логику власти и властных отношений. Власть бывает жесткой (даже жестокой) и мягкой. Жесткая власть опирается на насилие, а мягкая - на политические и дипломатические, диалоговые, коммуникативные и другие методы. Но и та, и другая обусловлены степенью зрелости политической и правовой культуры.

Литература

1. Трошихин В. В. Культура управления социально-политическими и экономическими процессами: монография. М., 2010.

2. Кант И. Сочинения: в 8 т. М., 1994. Т. 5.

3. Султанов Ш. Карта элиты: вдох - выдох, ночь, день. // Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995.

4. Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М., 2000.

5. Ачлей А. Российская элита: психологический портрет. М., 2010.

6. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества: пер. с нем. М., 1977.

7. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3.

8. Сорокин П. Общество, культура и личность. М., 2000.

9. Сорокин П. Социальная культура и культурная динамика. М., 2000.

10. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

11. Ромашов Р. А., Шукшина Е. Г. Современная правовая культура в России: проблема соотношения правового нигилизма и правовой идеологии // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: материалы VI Международных Лихачевских научных чтений. СПб., 2006.

12. Клейменова Е. В., Моралева К. А. Правовая культура и ее стандарты в Конституции Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1.

13. Краснова В. Е. Правовая культура и ее роль в становлении правового государства // Ученые записки РГУ. Ростов н/Д, 2003. Вып. 1.

14. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX века. В. Новгород, 2002.

15. Жинко А. Н. Правовая социализация личности в контексте правового воспитания и юридического образования: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2012.

16. Разуваев Н. В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права // Правоведение. 2003. №9 3.

17. Працко Г. С. Человек и социально-правовой порядок // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 2.

18. Працко Г. С., Шпак В. Ю. Политический плюрализм: правовое измерение и субъекты порядка. Ростов н/Д, 2008.

19. Каландаришвили З. Н., Евдокимов А. С. Правовая социализация и правовая культура. СПб., 2006.

М. А. Дидык

ФЕНОМЕН ВИНЫ И РЕАЛИИ ПРАВА В РЕГИОНАЛЬНО-УНИВЕРСАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: АНАЛИЗ МОДЕЛИ К. ЯСПЕРСА

Статья посвящена проблеме специфики сопряжения регионального и универсального измерений в типологии вины. Дан анализ осмысления К. Ясперсом вопроса о немецкой вине в правовом, культурном и метафизическом контексте содержательной и процедурной сторон Нюрнбергского процесса.

Ключевые слова: философия права, виновность, война, типология вины, правовая культура, Нюрнбергский процесс, кризис мирового масштаба.

Современная ситуация, ядром которой, по крайней мере в нашем сознании, стала Украина (чисто региональное образование), не только обострила понимание глобальности мирового взаимодействия, но и максимально сгустила краски политической взаимозависимости в отношениях центра и периферии, между прежним лидером и новыми претендентами на центральное место, между региональными структурами разного уровня и силы, в отношениях явно планетарного масштаба. В связи с этим ощущение назревающей катастрофы и вероятности военных действий, поэтапно втягивающих практически все цивилизационно-государственные ранги мирового представительства, обозначило правовое проблемное поле, практически его реанимировав

в качестве призматического явления в ситуации наличного духовного бытия.

Исследование философии права и государственности, основанное на факте личности и ее автономии, задуманной и построенной систематически с учетом универсальности и региональности в их взаимосвязи, пожалуй, впервые было осуществлено Гегелем почти два столетия назад в Германии - явном аутсайдере прежней мировой политики и международных отношений, отброшенном из центра на периферию еще в XVI-XVП веках, что и было, как казалось, окончательно закреплено итогами мирного договора, подписанного после завершения Тридцатилетней войны. Но вслед за «Феноменологией духа» Гегеля, завершенной в день, когда войска Наполеона вошли в Иену*,

* «Самого императора - эту мировую душу - я увидел, когда он выезжал на коне на рекогносцировку. Поистине испытываешь удивительное чувство, созерцая такую личность, которая, находясь здесь, в этом месте, восседая на коне, охватывает весь мир и властвует над ним», - писал Гегель своему другу Нитхаммеру 13 октября 1806 года [2, с. 255].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.