https://doi.orq/10.30853/filnauki.2019.3.78
Казеева Елена Александровна
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ЗАПАДА НАЧАЛА ХХ СТОЛЕТИЯ В ВОСПРИЯТИИ И ОЦЕНКАХ Е. А. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ РУКОПИСНОГО ЖУРНАЛА "ШКОЛЬНЫЕ ДОСУГИ")
В статье рассматриваются размещенные в рукописном журнале "Школьные досуги" (1902-1903) заметки и статьи Е. А. Преображенского из рубрики "Что нового?", в которых воссоздается политическая и научная жизнь Запада начала ХХ столетия. На конкретных примерах показывается, как автор, освещая современные зарубежные события, демонстрирует навыки политического и экономического анализа. Установлено, что Е. А. Преображенский, с одной стороны, стремился заинтересовать читателей журнала западной политикой и наукой, а с другой стороны, готовил граждан, неравнодушных к судьбе своей страны и других государств. Адрес статьи: www .gramota.net/materials/2/2019/3/78.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 3. C. 374-378. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
13. Паперно И. А. О двуязычной переписке пушкинской эпохи // Ученые записки Тартуского университета. Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1975. Вып. XXIV. С. 148-156.
14. Переписка В. А. Жуковского и А. П. Елагиной. 1813-1852 / сост., подг. текста и коммент. Э. М. Жиляковой. М.: Языки славянской культуры, 2009. 729 с.
15. Срезневский И. И. Александр Иванович Тургенев. Несколько о нём припоминаний. 1785-1845 // Русская старина. 1875. Т. 12. № 3. С. 555-564.
16. Siegel H. Aleksander Ivanovic Turgenev. Ein russischer Aufklärer. Köln - Weimar - Wien: Böulau Verlag, 2001. 712 S.
THE GERMAN LANGUAGE IN FRIENDLY LETTERS OF A. I. TURGENEV TO V. A. ZHUKOVSKY
Vishnyakova Ekaterina Andreevna
National Research Tomsk State University ekaterina. vishniakova@mail. ru
The aim of the paper is to study the literary multilingualism of the Russian literature of the first half of the XIX century. For the first time, an attempt is made to turn to the letters of A. I. Turgenev to V. A. Zhukovsky for the purpose of examining foreign-language inclusions. The task is to identify and comprehend the corpus of foreign-language inclusions in a complex way, to determine their types, functions, and also to describe the characteristic features of their use. The conclusion is made about the productive role of inclusions in Latin, English, Italian and German in the poetics of a friendly letter. Inclusions in German fit into narrative strategies in the structure of the literary travel genre and form a communicative code in the dialogue with Germanophile V. Zhukovsky.
Key words and phrases: literary multilingualism; epistolary; ego documents; A. Turgenev; V. Zhukovsky; linguistic personality.
УДК 82 Дата поступления рукописи: 31.01.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.78
В статье рассматриваются размещенные в рукописном журнале «Школьные досуги» (1902-1903) заметки и статьи Е. А. Преображенского из рубрики «Что нового?», в которых воссоздается политическая и научная жизнь Запада начала ХХ столетия. На конкретных примерах показывается, как автор, освещая современные зарубежные события, демонстрирует навыки политического и экономического анализа. Установлено, что Е. А. Преображенский, с одной стороны, стремился заинтересовать читателей журнала западной политикой и наукой, а с другой стороны, готовил граждан, неравнодушных к судьбе своей страны и других государств.
Ключевые слова и фразы: журнал «Школьные досуги»; Е. А. Преображенский; заметка; статья; Запад; рецепция политической жизни в литературе.
Казеева Елена Александровна, к. филол. н., доцент
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск kazeeva-ea@yandex. т
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ЗАПАДА НАЧАЛА ХХ СТОЛЕТИЯ
В ВОСПРИЯТИИ И ОЦЕНКАХ Е. А. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ РУКОПИСНОГО ЖУРНАЛА «ШКОЛЬНЫЕ ДОСУГИ»)
В начале XX столетия в России усиливается интерес к политической, научной и культурной жизни Запада. Читатели узнавали о ней, прежде всего, из периодических изданий: на страницах отечественных газет и журналов активно обсуждались актуальные вопросы европейской политики, экономики, науки, литературы, театрального искусства и т.п. Примечательно, что эта тенденция прослеживается не только на примере ведущих периодических изданий, но и на материале школьной прессы. Ю. Б. Балашова справедливо отмечает, что в 1900-1910-х годах «настоящий бум ученических журналов захлестнул не только обе столицы; пассионарный подъем школьной журналистики отчетливо наблюдался и в провинции» [1, с. 38]. В связи с этим актуальность настоящего исследования очевидна и обусловлена необходимостью осмысления журнальной периодики (ученических журналов в том числе) начала ХХ столетия, остро реагирующей на социокультурные, общественно-политические и другие изменения и отражающей важнейшие перемены духовной жизни Европы и России.
Ярким примером подобного периферийного ученического журнала является рукописный журнал «Школьные досуги», выпускаемый в 1902-1903 годах воспитанниками Орловской мужской губернской гимназии А. И. Тиняковым (Одиноким) и Е. А. Преображенским, а также их наставником Ф. Д. Крюковым. В семи первых номерах данного издания присутствует рубрика под заглавием «Что нового?», в которой публиковалась информация о важных событиях русской и зарубежной жизни, сведения о новых открытиях, некрологи и т.п. Ответственным за подготовку раздела, знакомившего орловских гимназистов с актуальными событиями, происходившими на Западе и в России, был Евгений Алексеевич Преображенский - в будущем видный представитель
коммунистического движения, экономист, социолог, автор целого ряда известных работ, в числе которых «Азбука коммунизма», написанная в соавторстве с Н. И. Бухариным. Цель статьи - рассмотрение заметок и статей Е. А. Преображенского, посвященных изображению политической и научной жизни Запада начала прошлого столетия. Это позволит проанализировать помещенные в «Школьные досуги» материалы и ввести многие из них в научный оборот; выяснить, какие именно события, происходившие за пределами России, вызывали интерес у провинциальных гимназистов; рассмотреть юношеские литературные опыты Е. А. Преображенского. Несмотря на то, что отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в работе орловского исследователя А. И. Еремина [2] и в наших статьях [3; 4], целостного изучения образа Запада, воссозданного Е. А. Преображенским на страницах интересующего нас журнала, до сих пор нет, чем и объясняется новизна нашей статьи.
Отметим, что группа статей и заметок, посвященных западной политике, довольно многочисленна, причем материалы различны по объему (от нескольких строк до нескольких страниц убористого рукописного текста). Автор освещает события, происходящие в Южной Африке, Германии, Великобритании, Турции, Болгарии, Македонии. Полагаем, что в данной группе материалов можно условно выделить «славянский» и «германский» пласты текстов. «Славянский» пласт материалов, посвященных изображению освободительной борьбы славянских народов от владычества турок, открывает заметка «К празднествам в Болгарии», носящая культурно-политический характер. В ней рассказывается об устроенных в стране торжествах, посвященных двадцатипятилетию обороны Шипки: в честь памятных событий были заложены семинария и православная церковь. Е. А. Преображенский особо отмечает активность болгарских газет, которые «слились в горячих приветствиях своим освободителям» [11, с. 34]. Автор выражает надежду, что проводимые празднества сгладят существующие на настоящий момент противоречия между Россией и Болгарией и послужат причиной сближения этих стран.
С третьего номера «Школьных досугов» начинают публиковаться заметки «Восстание в Македонии», в которых сообщается о начале и распространении антитурецкого восстания в стране. Прогнозируя успех повстанцев, автор делает акцент на географическом факторе: «...природа этой страны представляет удобную защиту от турецких войск: довольно высокие горы, покрытые лесами, отсутствие удобных дорог» [5]. В данной заметке Е. А. Преображенский сообщает о произошедшем между регулярными турецкими войсками и македонскими повстанцами сражении, в результате которого турки потеряли около четырехсот человек убитыми. Здесь же автор с негодованием говорит о злоупотреблениях турецких завоевателей против местного населения, которыми турки сильно настраивают его против себя. В заметке, вошедшей в четвертый номер журнала, Е. А. Преображенский акцентирует внимание читателей на «страшных сценах» [6], происходящих в Македонии. Он приводит в пример интервью, взятое у местной женщины сотрудником одной из болгарских газет. В нем сообщается, что турки разорили и сожгли ее родное село, убили мужчин, изрубили ятаганами детей, били кнутами женщин. В заметке содержится и сообщение о девушке, которая, мстя за гибель своего жениха, убила турецкого военачальника. В финале автор подчеркивает, что описанные им случаи не единичны, они - лишь малая часть того, что сейчас происходит в этой стране.
Заметка, посвященная македонским событиям, увидевшая свет на страницах пятого номера журнала, отличается большим объемом по сравнению с предшествующими. В ней, кроме всего прочего, освещаются некоторые аспекты турецкой политики. Е. А. Преображенский сообщает своим читателям о том, что турецкое правительство под давлением русского, австрийского и немецкого консулов известило о ряде планируемых в Македонии реформ. Главной среди них является введение всеобщего обучения: в каждом македонском селении, имеющем не менее пятидесяти дворов, должна быть открыта школа. Управление этими образовательными учреждениями будет осуществляться особой организацией, находящейся в Константинополе, причем в состав ее служащих могут входить как мусульмане, так и христиане. Религиозный фактор, как заявляет турецкое правительство, перестанет учитываться и в жандармской полиции. Несмотря на официальные заявления, Е. А. Преображенский считает проведение реформ невозможным: «.это есть одна из уловок хитроумного турецкого правительства, чтобы отделаться от давления на него европейских государств» [10, с. 59]. Главной причиной, не позволяющей воплотить в жизнь эти прогрессивные политические нововведения, по мнению автора заметки, является отсутствие материальных ресурсов. Он сожалеет о том, что бедственное положение Македонии так и не будет улучшено, и стремится напомнить своим читателям о тяжелом положении ее жителей. Измученные жестокостью турецких захватчиков македонские крестьяне вынуждены бежать в соседнюю Болгарию, но, не имея необходимых средств, эта страна «принуждена ждать помощи от других государств, главным образом от России» [Там же]. Е. А. Преображенский, сообщая о том, что Славянское общество в России намерено оказать помощь несчастным македонцам, ожидает того же от всех русских людей.
В «германском» пласте материалов обсуждаются важнейшие вопросы, связанные с политикой и экономикой Германской империи. Так, в статье «Победа аграриев в Германии» сообщается о победе, одержанной в рейхстаге партией аграриев над правительственной партией. Ее главным результатом станет повышение пошлин на хлеб, что Е. А. Преображенский считает фактором, влияющим на развитие торговых отношений между Германией и Россией. Неискушенному читателю, объясняет автор, может показаться, что политика, проводимая победившей партией, не соответствует интересам Германии, поскольку даже незначительное повышение цен на хлеб негативно отразится на положении рабочих, составляющих большинство населения в этой промышленной стране. Однако на самом деле, пишет Е. А. Преображенский, «правительство Германии, в лице канцлера Бюлова, хочет убить сразу двух зайцев - удовлетворить и аграриев, и партию промышленников» [14, с. 22]. Автор статьи делает попытку спрогнозировать дальнейшее развитие событий: скорее всего, по его мнению, канцлеру Бюлову придется уйти в отставку. Победа аграриев, полагает Е. А. Преображенский,
будет иметь негативные последствия для России - «при большой пошлине нам трудно будет сбывать хлеб в Германию, а между тем мы там имеем главный рынок для сбыта» [Там же]. Кроме того, могут повыситься цены на германские сельскохозяйственные машины, «и тем самым повредить распространению их среди наших сельских хозяев». «В то же время эта победа может пойти и во благо нашего государства: если будут введены высокие пошлины, то большая часть выращенного в России хлеба останется в стране. Это позволит местностям, пострадавшим от неурожая, не испытывать в нем недостатка» [Там же]. Автор обещает читателям вернуться к обсуждению данной темы на страницах журнала, что и делает в заметке «Из Германии», вошедшей в шестой номер «Школьных досугов». В ней он подробно останавливается на негативных последствиях, которые принесет данная победа как самой Германии, так и другим европейским странам. Во-первых, аграрная партия, чей законопроект поддержало правительство, будет вынуждена согласиться на увеличение численности немецкого флота. Это обстоятельство, в свою очередь, приведет к немалым расходам, которые повлекут за собой ухудшение положения простых людей, например, сократятся средства, выделяемые на народное образование. В связи с этим автор статьи позволяет себе посетовать на неверное понимание патриотизма в стране, давшей миру Шиллера и Гете. Яркими, образными высказываниями он выражает свое несогласие с принятым решением: «Как известно, Вильгельм - большой "любитель кулака", выражаясь тривиально, и теперешний проект об увеличении флота есть одно из его давнишних мечтаний» [7, с. 71]. Во-вторых, увеличение числа немецких кораблей вызовет подобный процесс и в других странах Европы, которые, заботясь о своей безопасности, будут вынуждены увеличивать военные расходы за счет их сокращения на народные нужды. В-третьих, из-за роста цен на хлеб пострадают несостоятельные слои германского населения. В-четвертых, Россия будет продавать свой хлеб за границу, из-за чего, как уже отмечалось ранее автором, возникнут проблемы у русских крестьян. И наконец, повышение пошлин может привести к таможенной войне, «губительные результаты которой для международных отношений и торговли достаточно известны» [Там же, с. 73]. Особо отметим, что в конце статьи Е. А. Преображенский считает необходимым обратить внимание товарищей на подобные политико-экономические заметки, «знание которых важно для более или менее образованного человека» [Там же].
Завершается «германский» пласт текстов статьей «Об убеждениях императора Вильгельма». Автор рассказывает о германском историке, занимавшемся раскопками в Сирии и Вавилоне, результаты которых стали предметом его берлинских лекций. Цель их состоит в том, чтобы обосновать и доказать встречающиеся в Священном Писании противоречия. Одна из подобных лекций, прочитанная при дворе императора Вильгельма, дала повод главе немецкого государства рассказать общественности о своих религиозных убеждениях. Заявление императора о том, что он верит в Божественность Иисуса Христа и Его Святое учение, представляется Е. А. Преображенскому, знакомому с политическими убеждениями монарха, «довольно странным» [13, с. 76]. Этот властитель «не забывает в парламенте напоминать об увеличении армии, об ассигнациях на флот и по временам произносить громовые речи против других национальностей» [Там же, с. 77]. Милитаризм и национализм главы Германии, как считает автор статьи, противоречат учению Христа о любви к ближнему и о братстве всех народов. Е. А. Преображенский полагает, что подобное политическое лицемерие процветает не только в Германии: многие политики и церковные иерархи разных стран Европы открыто заявляют о своих религиозных убеждениях, но на самом деле «стремятся не к миру, а к вражде между другими народами» [Там же]. Все вышесказанное позволяет автору статьи сделать закономерный вывод о том, что религия является лишь прикрытием настоящих политических убеждений европейских владык. Негодование Е. А. Преображенского вызывает высказывание Вильгельма о том, что Бог, внимательно наблюдая за жизнью людей на земле, «для их прогрессивных (подчеркнуто Преображенским. - Е. К.) стремлений» [Там же, с. 77-78] посылает им пророков, в числе которых называются Моисей, Гомер, Шекспир, Карл Великий, Гете и Вильгельм I, дед правящего монарха. Автор статьи иронично отмечает, что Вильгельм II, вероятно, из-за скромности не включает в данный перечень себя, поскольку, на словах заботясь о прогрессе, германский император заставляет трепетать перед собой европейские государства, увеличивает военные расходы, сокращая средства на народные нужды, что, несомненно, противоречит развитию страны. В результате проведенного анализа Е. А. Преображенский делает вывод о том, что «его (Вильгельма. - Е. К.) религиозные убеждения, как и других, подобных ему, есть только маска для прикрытия его грубых воинственных стремлений» [Там же, с. 78]. Возвращаясь в финале данной статьи к последствиям принятого аграриями законопроекта, автор сообщает об увеличении английским парламентом расходов на флот, продиктованных заботой о безопасности Великобритании.
Несколько особняком стоит заметка «О бурах», посвященная событиям, происходящим в Южной Африке. Автор сообщает своим читателям об обращении бурских генералов Л. Бота, К. Р. Девета, Я. Г. Деларея ко всем европейским странам с просьбой помочь их разоренной стране. Е. А. Преображенский говорит о том, что англичане не выполнили свое обещание восстановить разрушенные бурские фермы. Но необходимые суммы пожертвований можно будет собрать лишь в том случае, если в каждом государстве будут открыты особые кассы. Как об исключительном факте автор рассказывает о благотворительности анонимного английского богача, перечислившего в пользу буров около ста тысяч рублей. Авторская позиция выражается в конце заметки: «Можно думать, что европейская публика, так сочувственно относившаяся к бурам в их борьбе, на деле покажет свое к ним сочувствие» [12, с. 34].
Итак, в проанализированной группе материалов рассматриваются актуальные политические проблемы: декларируемые реформы турецкого правительства, текущие события и перспективы македонского восстания,
законопроект, принятый в немецком рейхстаге, и его последствия для Германии и других европейских стран, помощь бурам. Статьи и заметки доказывают, что их автор хорошо владеет навыками политического и экономического анализа, что, несомненно, пригодится в его дальнейшей общественной деятельности.
Материалы, посвященные западной науке и технике, на страницах журнала «Школьные досуги» занимают незначительное место: они вошли в состав лишь первого и седьмого номеров. Е. А. Преображенского в основном интересуют научные открытия и изобретения, получившие широкий общественный резонанс. Так, в заметке-некрологе «Смерть Вирхова» сообщается о смерти известного немецкого ученого Р. Л. К. Вир-хова, ставшего основоположником клеточной теории в медицине и биологии. Е. А. Преображенский не только уведомляет своих товарищей об этом прискорбном событии, но и делает попытку объяснить сущность теории Вирхова: «.наше тело состоит из множества самостоятельных клеточек, живущих своей особенной жизнью. А потому каждая болезнь должна быть рассматриваема как неблагоприятное изменение среди клеточек» [16]. В заметке содержатся указания и на политическую деятельность Вирхова, ставшую причиной его разногласий с Отто фон Бисмарком, чуть было не завершившихся дуэлью. Кроме того, автор пишет об уважительном отношении к ученому его соотечественников, торжественно отметивших восьмидесятилетие исследователя и устроивших ему пышные похороны. Заметка завершается укоряющими словами автора, обращенными к его соотечественникам: «Да, умеют немцы чтить своих великих людей!» [Там же, с. 20].
Выдающиеся достижения науки и техники начала прошлого века стали центральной темой заметки «Из Франции». Е. А. Преображенский сообщает, что предметом обсуждения передовой французской общественной мысли стало соединение Бискайского залива со Средиземным морем. Эта идея, пишет автор заметки, «всегда была заманчивой мечтой лучших французских инженеров, и при современных технических усовершенствованиях вполне осуществима» [8, с. 21]. В материале сообщается сумма предполагаемых расходов (от пятисот до восьмисот миллионов франков), причем высказывается мнение, что затраты окупятся через десять - двенадцать лет. В заключение Е. А. Преображенский высказывает мнение о том, что данный проект намного важнее для экономического развития Франции, чем финансирование строительства Багдадской железной дороги.
Вошедшие в седьмой номер «Школьных досугов» заметки невелики по объему. Первая из них, «Изобретение в области фотографии», знакомит гимназистов с открытием немецких ученых - профессора В. Оствальда и его ученика Гросса, которые «изобрели способ фотографировать предметы с передачей их натуральной окраски» [9]. Е. А. Преображенский подчеркивает важность совершенного открытия, к которому шли многие известные ученые, но в тоже время сообщает о необходимости его дальнейшего усовершенствования. Во второй заметке «Путешествие на воздушном шаре» автор сообщает о рекорде, поставленном берлинскими воздухоплавателями А. Берсоном и Р. Зюрингом, которые на аэростате «Пруссия» поднялись в воздух почти на десять верст, что на две версты превысило достижения их предшественников. В материале рассказывается о том, что путешествие чуть было не завершилось трагически: оказавшись в разреженной атмосфере, герои заметки чуть было не потеряли сознание, и лишь заранее сделанный запас кислорода позволил им вернуться на землю. Отметим, что в данной группе заметок автора привлекают изобретения, получившие широкое признание, способные принести практическую пользу. Небольшие по объему заметки призваны познакомить гимназистов с современными открытиями.
Таким образом, под пером Е. А. Преображенского на страницах рукописного гимназического журнала «Школьные досуги» возникает яркий образ западной политической и научной жизни начала ХХ века. Автор блестяще владеет методами экономического и политического анализа, в большинстве случаев стремится обнаружить причины тех или иных событий и предсказать их последствия. Е. А. Преображенский, с одной стороны, стремится заинтересовать своих товарищей западной политикой и наукой, а с другой стороны, заставить их мыслить и рассуждать, готовя граждан, неравнодушных к судьбе своей страны и всего мира.
Список источников
1. Балашова Ю. Б. Школьная журналистика Серебряного века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 114 с.
2. Еремин А. И. Мировосприятие провинциальных гимназистов в начале ХХ в. (по материалам рукописного журнала «Школьные досуги») // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2013. № 10 (111). С. 18-42.
3. Казеева Е. А. Е. А. Преображенский о некоторых проблемах организации чтения различной литературы гимназистами в рукописном журнале «Школьные досуги»: к истории педагогической мысли в России // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (6). С. 40-42.
4. Казеева Е. А. Образ классической гимназии на страницах рукописного журнала «Школьные досуги» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (75). Ч. 1. С. 48-52.
5. П. Восстание в Македонии (Школьные досуги. 1902. № 3. С. 23-24) // Орловский объединенный государственный литературный музей И. С. Тургенева (ОГЛМТ). 10677/490 оф. РК. 1521.
6. П. Восстание в Македонии (Школьные досуги. 1902. № 4. С. 25) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
7. П. Из Германии (Школьные досуги. 1903. № 6. С. 70-73) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
8. П. Из Франции (Школьные досуги. 1902. № 1. С. 21-22) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
9. П. Изобретение в области фотографии (Школьные досуги. 1903. № 7. С. 81) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
10. П. К восстанию в Македонии (Школьные досуги. 1902. № 5. С. 58-60) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
11. П. К празднествам в Болгарии (Школьные досуги. 1902. № 2. С. 34) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
12. П. О бурах (Школьные досуги. 1902. № 2. С. 33-34) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
13. П. Об убеждениях императора Вильгельма (Школьные досуги. 1903. № 7. С. 76-79) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
14. П. Победа аграриев в Германии (Школьные досуги. 1902. № 3. С. 21-22) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
15. П. Путешествие на воздушном шаре (Школьные досуги. 1903. № 7. С. 81-82) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
16. П. Смерть Вирхова (Школьные досуги. 1902. № 1. С. 19-20) // ОГЛМТ. 10677/490 оф. РК. 1521.
POLITICAL AND SCIENTIFIC LIFE OF WESTERN COUNTRIES OF THE EARLY XX CENTURY IN E. A. PREOBRAZHENSKIY'S PERCEPTION AND ESTIMATIONS (BY THE MATERIAL OF THE HANDWRITTEN MAGAZINE "SCHOOL LEISURE")
Kazeeva Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor National Research Ogarev Mordovia State University kazeeva-ea@yandex. ru
The article considers E. A. Preobrazhenskiy's stories and articles published in the "What's the News?" rubric of the handwritten magazine "School Leisure" (1902-1903) and focused on political and scientific life of western countries of the early XX century. By concrete examples the paper shows how the author, tackling current foreign events, manifests the skills of the political and economic analysis. It is shown that E. A. Preobrazhenskiy, on the one hand, tried to evoke the readers' interest in western politics and science and, on the other hand, educated citizens not indifferent to the destiny of their own country and other countries.
Key words and phrases: "School Leisure" magazine; E. A. Preobrazhenskiy; story; article; the West; reception of political life in literature.
УДК 82.09 Дата поступления рукописи: 14.11.2018
https://doi.Org/10.30853/filnauki.2019.3.79
В статье представлено другого вида, несколько отличное от традиционного толкование фрагмента повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», связанного с поведением главного героя и темой слухов. Обосновывается идея о том, что Пушкину важно было указать на духовную общность старой графини и Германна, наследующего от неё «родственные» страсти и моральные ориентиры. Установлено, что в текстах Пушкина есть указания на нравственную неприемлемость действий и мыслей о том, что человек может быть средством достижения целей другого человека. Автор приходит к выводу, что в исследуемом фрагменте доминирует идея «духовного родства» подобных людей, а тема молвы присутствует лишь на поверхности.
Ключевые слова и фразы: Пушкин; тема слухов; игра; нравственная связь поколений; безверие; Достоевский; «Бесы».
Коневец Светлана Николаевна, к. филол. н.
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского svkonev@yandex. ги
ОБ ОСОБОМ РОДСТВЕ ГЕРМАННА И СТАРОЙ ГРАФИНИ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ПИКОВАЯ ДАМА»
Когда во время прощания с умершей графиней Германн пугается того, что покойница будто подмигнула ему, и падает навзничь, ближайший родственник усопшей, камергер, говорит некому англичанину, присутствующему на отпевании, что упавший так внезапно молодой человек - побочный сын графини.
Этот эпизод традиционно комментируют [1; 4; 5; 10] в связи с темой слухов, сплетен, клеветы, занимающей в творчестве Пушкина очень важное место. Как и А. С. Грибоедов, который в комедии «Горе от ума» показывает зловещую силу так называемого общественного мнения, замешанного на клевете, Пушкин в целом ряде своих произведений говорит о том, как рождаются представления толпы о самых разных людях и предметах, на чём основывается выносимый ею приговор. Так, автор берет под защиту Онегина, навлекшего на себя гнев света:
- Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всем...
Что слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна [8, с. 145]?
Во второй части стихотворения «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день») Пушкин, предаваясь мыслям о минувшем, определяет светскую клевету с помощью необыкновенно яркого оксюморона: «...жужжанье клеветы, решенья глупости лукавой, и шепот зависти, и легкой суеты укор веселый и кровавый» [7, с. 417].