Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
161
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ИНТЕГРАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / INTEGRAL WORLDVIEW / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / POLITICAL CONSCIOUSNESS / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / VALUE APPROACH / НРАВСТВЕННОСТЬ В ПОЛИТИКЕ / MORALITY IN POLITICS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / POLITICAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саидов А.А.

Статья посвящена современному научному исследованию соотношения предметных полей политической философии и политологии в системе общественно-гуманитарных дисциплин, раскрытию роли политической философии как концептуального, ценностно-нормативного и теоретико-методологического ядра современного обществознания. В ней анализируются актуальные проблемы государственной молодёжной политики в России, социально-политической социализации и преемственности подрастающих поколений.The article is devoted to modern scientific research of the correlation of subject fields of political philosophy and political science in the system of public humanities and to determination of the role of political philosophy as conceptual, value and normative, theoretical and methodological core of modern social science. It provides the analysis of actual problems of the state youth policy in Russia and social and political socialization and continuity of the rising generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ»

УДК 32:001.891.3(075.8) А.А. Саидов

Политическая философия как методологическая основа политической науки

Дагестанский государственный университет; Aaahma@mail.ru

Статья посвящена современному научному исследованию соотношения предметных полей политической философии и политологии в системе общественно-гуманитарных дисциплин, раскрытию роли политической философии как концептуального, ценностно-нормативного и теоретико-методологического ядра современного обществознания. В ней анализируются актуальные проблемы государственной молодёжной политики в России, социально-политической социализации и преемственности подрастающих поколений.

Ключевые слова: инновация, методология, интегральное мировоззрение, политическое сознание, ценностный подход, нравственность в политике, политическая социализация.

The article is devoted to modern scientific research of the correlation of subject fields of political philosophy and political science in the system of public humanities and to determination of the role of political philosophy as conceptual, value and normative, theoretical and methodological core of modern social science. It provides the analysis of actual problems of the state youth policy in Russia and social and political socialization and continuity of the rising generation.

Keywords: innovation, methodology, integral worldview, political consciousness, value approach, morality in politics, political socialization.

Более двадцати лет в философской науке в нашей стране, преодолевающей марксистскую монополию на истину, идет сложный процесс переоценки приоритетов, ценностей, методологических принципов и подходов. Отказ от односторонних оценок позволил научному сообществу шире изучать самобытное философское наследие российских учёных, приобщиться к мировому философско-культурному наследию, свободно определять проблематику научного поиска, расширить научное сотрудничество с зарубежными коллегами. Эвристический потенциал новых подходов в научных исследованиях способствовал поиску инновационных методологий и принципов философского исследования политической сферы. Идеологемы марксистской философии, направленные на выработку однозначных социально-политических принципов революционного преобразования общества, в настоящее время уступили место научной деятельности, основанной на рефлексии, сомнении, критике догм, разработке ценностно-мировоззренческих основ плюрализма и толерантности. Вырабатываемые политической философией новые подходы и ценности, преодолевая определённые трудности, распространяются в политической сфере, происходит переоценка ценностей, норм, роли оппозиции, инакомыслия в политике. Стало реальностью признание важности поливариантного социально-политического развития и прогресса страны, ненасилия, гуманизма в обществе. Политическая философия занята поиском истинного содержания постоянно меняющейся системы ценностей, целей, нового, интегрального для поликультурной страны мировоззрения, анализом предельных оснований возрождения основополагающих социокультурных, духовно-цивилизационных элементов социально-политической жизни, сознания российских граждан, народов, регионов, религий.

Содержательный аспект этой науки тесно связан с особенностями исторической эпохи. Ее влияние на политические процессы было прогрессивным. Политическая философия всегда выступает генератором передовых социально-политических идей, защищая экономические и технологические преобразования, ценности гуманизма, права и свободы человека, идеи социальной справедливости, равенства и т. д. История показывает, что каждому значительному этапу социально-политической модернизации об-

щества предшествовала инновационно-просвещенческая активность политической философии. Различные по содержанию ценностно-нормативные системы в определенные периоды времени способствовали прогрессивному развитию тех или иных обществ. Изучая философские произведения известных учёных, мы получаем возможность оценить их уникальные идеи, синтезировать политико-экономическую, технологическую специфику той или иной исторической эпохи с соответствующими социокультурными ценностями и нормами. «И в зависимости от степени обладания значимыми характеристиками, - отмечает Н.А. Шкуренкова, - прогресс позволяет тому или иному обществу занять доминирующее положение в мире: иными словами, появление и развитие той или иной технологии обуславливается не только техническим прогрессом, но и доминированием конкретных социокультурных черт в данном обществе. История подтверждает, что лидерами разных эпох становились страны, социокультурные характеристики которых наиболее подходили для рождения и развития соответствующих технологий» [1, с. 245]. В то же время в рамках этой науки существовали и существуют реакционные, консервативные течения, отрицающие важность выработанных в течение многих веков демократических и гуманистических ценностей, норм и подходов к политической сфере. Однако заметную роль в функционировании и развитии науки они не играли.

Сегодня очевиден возросший интерес не только учёных-обществоведов, но и политических партий, лидеров, идеологов к философско-политической проблематике, выразившийся в формировании различных концепций, исследовательских направлений и идейных течений. В силу сложившихся обстоятельств появились работы, с противоположных философско-мировоззренческих, ценностно-нормативных, идеологических позиций интерпретирующие когнитивный потенциал политической философии событий, происходящих в политической сфере. Неодинаково исследователи оценивают и специфику философского изучения мира политики. А некоторые из них вообще не допускают возможности существования в политических исследованиях кантианского дискурса.

К примеру, Б.Г. Капустин, рассматривая вопрос, могут ли нравственные ценности, мораль функционировать в политической сфере, приходит к выводу об абсурдности требования относиться к каждому человеку как к цели, поскольку возникает вопрос, «...как относиться к тем, кто превращает «других» в (только) средства?» [2, с. 358]. Исследуя проблемы взаимосвязей моральных норм с политическими явлениями и процессами, отмечая широко распространённый характер указанного дискурса в современной социально-политической жизни, исследователь отмечает их несовместимость и противоположность. «Мы говорим противоположность, ибо любая политика неотделима от власти, всегда предполагающей принуждение, а оно есть, как минимум, насилие над чьей-то волей (не обязательно в виде телесного насилия). Принцип всеобщности и добровольности морали, таким образом, оказывается в прямом противоречии с принципом власти и принуждения, без которого политика не есть политика» [2, с. 347-348].

Озабоченность вызывает также деятельность ангажированной части современной российской интеллектуальной элиты, которая, прикрываясь необходимостью создания в обществе нового нравственного идеала, более адекватного современным требованиям рыночного общества, отворачивается от реально функционирующей в обществе ценностно-нормативной политической системы. Хотя очевидным для политической философии является то, что в первую очередь необходимо анализировать сформировавшуюся в том или ином обществе реально функционирующую политическую культуру, ценно-стно-обусловленные феномены политического сознания граждан и соответствие их содержанию социально-политических ролей и функций действующих политических

субъектов. Важно использовать креативный потенциал реальной аксиологической системы политической сферы, которая предстает перед объективным исследователем не только как системообразующий, конструирующий элемент политической жизни, но и как часть культурно-цивилизационного облика общества, формирующаяся политическим сознанием. Характерными чертами этого облика, определяющими реальную жизнь подавляющего большинства россиян, исходящими из наших ментальных традиций, являются: коллективизм, стремление к справедливости и равенству, опора на сильное, патриотичное государство, нравственную и честную власть, ориентация на моральный облик лидеров, склонность к несанкционированным формам протеста и т. д.

Сложное многоуровневое содержание, неоднозначные трактовки, размытость даже основополагающих понятий привели к тому, что сегодня сложился достаточно широкий спектр мнений и представлений относительно предметного поля политической философии, в частности, А.С. Панарин - один из первых исследователей постсоветской политической системы, её культурно-цивилизационной обусловленности - следующим образом высказался по этому поводу: «Философию политики можно определить как науку о наиболее общих основаниях и возможностях политики, о соотношениях в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального» [3, с. 5]. В отличие от А.С. Панарина, который при определении сущности предметной сферы политической философии сделал акцент на философских принципах политических исследований, В.Д. Зотов обратил внимание на объективную институционально-структурную определённость предмета этой науки, место и роль человека в политике, заключив предметную сферу политической философии между двумя противостоящими полюсами: «Один полюс составляет объективная реальность государства и власти, которая не может быть отменена по людскому желанию. На другом полюсе находится «политический человек» с его свободой воли, моральными принципами, идеалами, всей системой ценностей, безразличие к которым грозит обществу распадом» [4, с. 83]. Сторонники концептологической теории подходят к осмыслению предмета политической философии как конструкторы, занятые поиском наиболее общих, базисных теоретико-методологических оснований, на которых выстраивается всё здание этой науки. Они представляют собой, как отмечает О.Ф. Русакова, «интеллектуальную деятельность по конструированию различных концепций, на основе которых осуществляется теоретическое осмысление феноменов мира политики. По отношению к идеологии и живой политической практике политическая философия выступает в роли концептуального ядра, задающего теоретико-методологические основания для объяснения и интерпретации политических явлений» [5, с. 219].

В то же время политическая философия, исследуя одновременно систему политических ценностей и их воздействие на политическую культуру и политические отношения, как наука объединяет предметные поля, как философии, так и политологии, являясь одновременно частью философии и методологической основой политологии, поэтому ее судьба теснейшим образом связана с этими науками. Различие заключается в том, что у политической науки объектом исследования является исключительно политическая сфера, механизмы функционирования политических систем, отношений, процессов и институтов власти. Являясь теорией среднего уровня, она не претендует на философские обобщения, исследование сущностных аспектов природы политических феноменов, выяснение сущности политических вещей со всеми их атрибутами, такими, как добро и зло, реальное и виртуальное, современное и устаревшее, справедливое и несправедливое, сущее и должное, не ставит задачу обобщения процессов и явлений, происходящих в этой сфере человеческой деятельности. Это является предметом поли-

тической философии, именно она призвана раскрывать общие ценностно-нормативные закономерности политических систем различных стран, внутреннюю логику их функционирования и развития, объективные связи и взаимоотношения с другими сферами общественной жизни. Следовательно, политическая наука во всем многообразии политических феноменов изучает единичное, специфическое, характерное для отдельной страны, региона, конкретной социально-политической проблемы, а политическая философия - общее и всеобщее, характерное для множества стран, цивилизаций, всего человечества. Она обобщает, выделяет закономерное, универсальное, общезначимое для всего политического мира. Она рассматривает сложное, многоуровневое содержание политической сферы общества через ценностно-нормативные и мировоззренческие аспекты и соотносит его с философскими понятиями материи, пространства, времени, свободы, равенства, справедливости, условиями развития индивида и т. д. Такое взаимодействие обогащает нормативно-политическую науку, делает её исследования ценностно обусловленными; политические, моральные идеалы и принципы приобретают рациональное обоснование, нормативное оформление и философское обобщение. Она получает возможность понять социально-политическую сущность, оценить практические результаты деятельности политической элиты, сравнить её нравственный облик с содержанием реальной ценностно-нормативной системы, ожиданиями граждан.

Ценностно обусловленный анализ социально-политической жизни современного российского общества, сопоставление реальных явлений и процессов с официально декларируемыми показывают, что существует глубокий социально-имущественный, духовно-нравственный, психологический раскол в обществе между подавляющим большинством и власть предержащими. Современная российская элита всех видов и рангов девальвировала такие важные для любого общества политические ценности, как ответственность власти перед обществом, скромность, демократичность, равенство всех граждан перед законом, правдивость, справедливость и т. д. В результате сдерживающие морально-нравственные факторы политической деятельности и управления оказались невостребованными, что привело к чиновничьему произволу и вседозволенности. Неограниченную власть в обществе пробрели деньги и сила, независимо от их происхождения. Однако сегодня время рассуждений о скорых переменах к лучшему, о которых неустанно твердили последние десятилетия (чего стоят многократные обещания повысить зарплату учителям, врачам), вызывая массовое негодование простых людей, подходит к концу. Антинародная, грабительская приватизация государственного, общенародного достояния, созданного несколькими поколениями советских людей, жестокая эксплуатация граждан и ресурсов страны, бесконтрольность, безответственность, массовая коррупция, кумовство, неадекватные методы управления, а главное -провальные результаты деятельности российской власти вызывают справедливое возмущение и протесты самых широких слоёв населения, рост недоверия к государству в целом.

Из сказанного следует вывод о способности политической философии одновременно анализировать политические факты, отношения, процессы и мировоззренческие ценности, механизмы взаимодействия социально-политических субъектов, материальные объекты и мысленные, ценностно обусловленные представления о них. Она направлена на концептуальную оценку политики как нравственного, общечеловеческого феномена, объяснение политических событий в широком социальном контексте, на основе казуальной и нормативной зависимостей. Для неё нет принципиальной разницы между материальными и мысленными представлениями. Все они вместе взятые являются вещами, поддающимися познанию. Философское изучение политики осуществляется по-

средством понятий, когда исследуемым объектам присваиваются собственные имена, имеющие определённое содержание.

Часть обществоведов склонна сводить предметную сферу этой науки к идеологическим интерпретациям политики. Т.А. Алексеева отмечает несостоятельность такой точки зрения: «Политическая философия оперирует рационально выстроенным понятийным аппаратом и в своей логической аргументации, а также в критике конкурентных взглядов допускает правомерность существования иных интерпретаций политических концептов» [6, с. 69]. Важным аспектом предметной сферы этой науки, вопреки возражениям некоторых учёных, является анализ политических институтов, явлений, процессов сквозь призму системы политических ценностей, норм, идеалов, исследование взаимоотношений государства и гражданского общества, политического сознания и политической культуры посредством морали, религии, искусства и т. д. Специфика её ещё и в том, что она выступает одновременно и как теория познания политической материи, и как учение о политическом бытии, т. е. как политическая онтология, именно она формирует саму идею политического, власти, государства и т. д.

Дифференциация позиций усиливается из за приверженности авторов к различным методологическим подходам при изучении политической жизни, что порождает споры, дискуссии о большей или меньшей креативности и соответствии объекту исследования выбранной методологии. По нашему мнению, наиболее адекватным содержанию предмета политической философии методологическим направлением исследований, раскрывающим интеллектуально-духовный, ценностно-нормативный срез политической сферы, является ценностный подход. Философские исследования политики направлены на теоретический поиск основополагающих ценностно-обусловленных связей и отношений, изучение системообразующих механизмов и зависимостей в политической сфере, на рассмотрение общества как многомерной аксиологической системы, объединяющей в себе экономическую, политическую, духовную, социальную и другие сферы.

Методология политической философии, исторически сформировавшаяся в процессе философского осмысления общественно-политической жизни, познания её закономерностей, ставшая органической составной частью всего познавательного процесса политической сферы, представляет собой сложную совокупность интеллектуальных приёмов сознательной деятельности исследователей. Эта деятельность позволяет им раскрывать сложное содержание объектов исследования, обосновывать их закономерные трансформации. Специфика и опыт использования политической философией методологии ценностного подхода в исследовании политической сферы, каждый элемент которой «пропитан» борьбой за власть, реализацию интересов индивидов, социальных групп, стремящихся упрочить свои позиции в обществе, указывает на необходимость максимального учёта субъектом познания ценностно-нормативных, содержательных аспектов объекта.

Для объективного исследователя должно быть важно понять, осмыслить как можно подробнее содержание, качество, черты, признаки, характеристики, систему связей и взаимоотношений, тенденций развития объекта изучения, с одной стороны, и то, как этот объект сам себя представляет и оценивает, с другой. Это может касаться осмысления прав и обязанностей, интересов, положения в обществе, претензий на власть. Объект всегда представляет непредвзятому исследователю информацию о себе. Вот здесь необходимо проявить толерантность, чуткость, уважение, отойти от навязывания кем-то «истин», интересов, стереотипов. Необходимо уметь мысленно поставить себя, свою первичную группу на место исследуемого сообщества, в политическую ситуацию в которой они оказались, важно почувствовать, понять внутреннюю жизнь, систему ценно-

стей, нормы и мотивы поведения, принципы организации общественно-политической жизни, ценности и цели, психологию этих людей. Придерживаясь этих объективно-научных, демократических, философско-гуманистических, методологических принципов, исследователь может освободиться от иллюзий, стереотипов, предвзятости. Он будет видеть не спекулятивные химеры тех или иных политических сил, прожекты, сеющие вражду и недоверие между политическими субъектами, а политическую жизнь, процессы, такими, какие они есть в реальности.

Нет и никогда не было истинных на все времена, для всех людей политических ценностей, идеалов, целей, так же, как не было и нет вечных методов исследования политической сферы. Исследовательский инструментарий и принимаемые посредством него решения, оценки, действия должны сообразовываться с социально-политическим, логическим, идейно-теоретическим содержанием самосознания политического объекта исследования. Особенно актуальны эти требования при исследовании проблем межгосударственных, межнациональных, межкультурных, межконфессиональных, межпартийных отношений, относящихся к основополагающим в политической сфере. Являясь интеллектуально-рефлексивным ценностно-инструментальным, конструктивно-исследовательским отражением столь динамичной сферы, методология политической философии находится в состоянии непрерывных изменений, методологический инструментарий постоянно обновляется, развивается и совершенствуется, приобретая новое конструктивное ценностно-нормативное содержание.

Ценностный подход при анализе политических явлений и процессов позволяет рассматривать политическую сферу в целом как многомерную ценностно-нормативную, мировоззренческую, ответственную перед обществом систему, осуществлять теоретический поиск многообразных связей и отношений, служащих демократизации и нравственной легитимации власти, изучать глубинные механизмы и зависимости в системе политических институтов. Этот подход обладает важнейшим для философского осмысления политики качеством генерализации (обобщения), способностью оценивать самую широкую совокупность политических явлений и процессов. Благодаря этой методологии исследователи расширяют и углубляют философское изучение мира политики, раскрывают новые закономерности, выдвигают новые требования и получают новые научные результаты, к которым можно отнести крепнущее в общественном сознании россиян убеждение, что необходимо воссоздать в политической системе нашего общества эффективные учреждения гражданского контроля за деятельностью институтов власти и политиков, направленные на их моральное оздоровление, повышение ответственности перед обществом. По нашему мнению, заслуживают внимания предложения по разработке и принятию федерального закона об ответственности власти, созданию при органах местного самоуправления независимых этических комиссий, рассматривающих обращения граждан, журналистов, общественных и иных организаций, заслушивающих отчёты чиновников о проделанной работе, имеющемся имуществе, доходах, выносящих по ним решения вплоть до освобождения от занимаемой должности. В обязанности комиссий должны входить не только контрольные функции, но и формирование должностных, морально-этических требований к чиновникам. Представляется важным создание при комиссиях электронных служб прямого голосования (мини-референдумов - город, район, село) по оценке гражданами деятельности того или иного чиновника. Эти и другие аналогичные меры, по нашему мнению, будут способствовать ценностно-нормативной переориентации власти, её демократизации, гласности, правдивости, открытости, моральной легитимации и возрождению.

Философское изучение политики невозможно без ценностных суждений, идеологических предпочтений, оценок политических реалий с позиций их соответствия общепринятым представлениям о справедливости, равенстве, общественном благосостоянии, более совершенному социально-политическому устройству. Такой подход носит объективный характер, поскольку вопрос о «правильной», легитимной политике возникает автоматически всё время в любой политической среде, системе, стране. Как отмечает Ф. Бенетон, «идея описательной и аналитической политической науки отказаться от оценочных суждений столь же абсурдна, как идея медицины, запрещающей проводить различие между здоровьем и болезнью» [7, с. 23]. Известный политический философ Л. Штраус считал методологическим заблуждением призывы отказаться от ценностного подхода, ценностных суждений при изучении политической сферы. По его мнению, важность данного подхода не только в сравнении политических реалий с определёнными ценностями, нормами, представлениями об общественном благе, более совершенном политическом устройстве, но также в возможности осмысливать, оценивать, интерпретировать конкретные действия, поступки всех без исключения политических субъектов. «Невозможно изучать социальные феномены, - отмечает учёный, - не вынося при этом ценностных суждений... Человек, отказывающийся различать великих политиков, посредственностей и безумных обманщиков, может быть хорошим библиографом; но он не способен сказать что-либо уместное о политике и политической истории. В общем, невозможно понять мысль или действие, не прибегая к их оценке. Если мы, как это часто с нами бывает, не в состоянии адекватно оценивать, то мы не будем адекватно понимать» [8, с. 19-20].

Все общества имеют выработанную на протяжении многих веков, передаваемую из поколения в поколение социокультурную, ценностно-нормативную систему, представляющую собой сложное, многогранное, со множеством элементов образование. Эта система пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, ей характерны определённый динамизм, с одной стороны, и устойчивость, приверженность историческим традициям, основополагающим общечеловеческим культурным ценностям и нормам, с другой. Система выполняет множество возложенных на неё обществом функций, главными из которых являются политическая социализация, защита прав и свобод человека, обеспечение интеграции, согласия, стабильности, национального единства. Она в максимальной степени определяет характер, содержание, методы функционирования политической сферы.

Анализ содержания ценностно-нормативной основы политики позволяет сделать вывод о том, что это фундаментальные социально-культурные феномены, укрепляющие государственность, отражающие интеллектуально-духовные процессы, происходящие в политической сфере общества. В них сосредоточены накопленные многими поколениями, определяющие преемственность политические знания, опыт, убеждения, политико-культурные нормы, ценности, традиции, идеалы, чувства, умения, навыки и т. д. Они появились и развиваются в процессе участия тех или иных политических субъектов в политической жизни, выступают средством и способом достижения власти, в их рамках происходит её легитимация, политическая социализация новых поколений. Эта система находит своё выражение и закрепление в разного рода источниках, документах, конституциях, политико-институциональном творчестве, государственной молодёжной политике, определённых формах сакрализации власти.

Политико-правовые нормы и ценности, пронизывающие все элементы политической сферы, являются для неё целеполагающей, ориентационной и мотивационной базой, определяющей характер её функционирования и развития. Интернализация ценностно-

нормативной основы политической системы, осуществляемая социальными институтами в процессе политической социализации, является главным условием успешного выполнения государством возложенных на него функций, обеспечения национального единства, прогрессивного развития и стабильности общества. Состояние глубокой дисфункции институтов социализации современного российского общества, вызванное преступным разрушением привычного для граждан страны единого народнохозяйственного, социокультурного пространства, резким вхождением общества в «дикий» рынок, отказ государства от какой-либо молодёжной политики, привели к деградации, бездуховности, невиданному индивидуализму и эгоизму, всплеску различных социальных патологий в молодёжной среде.

Целенаправленное уничтожение под предлогом формирования конкурентоспособного рыночного субъекта традиционных, обеспечивавших много лет преемственность поколений ценностей и норм, форм и методов социализации, главным звеном которой было трудовое воспитание и обучение, труднообъяснимый отказ от позитивного потенциала социально-гуманитарных дисциплин в системе образования и воспитания, формирующих творческую морально ответственную личность, противопоставление граждан страны по региональным, этноконфессиональным, социально-статусным признакам, проникновение в образовавшийся вакуум чуждых нашим народам идеологий катастрофически сказались на состоянии нашей молодёжи. На фоне невиданного социально-имущественного, статусно-психологического расслоения общества, вызывающего поведения «золотой» молодёжи, массовой неустроенности и отчуждения усугубляются противоречия, с одной стороны, в молодёжной среде, с другой стороны, между большинством молодёжи и государством. Произошло вытеснение значительной части молодёжи из процесса позитивной социализации в системе социально-экономических отношений, отторжение её от средств жизнеобеспечения, что превращает молодежь в уязвимый, отторгнутый из материально обеспеченной и политически активной жизни слой. Массовое участие молодёжи в протестных акциях, разного рода конфликтах, экстремистских выступлениях, рост молодёжной преступности - яркое тому подтверждение.

Очевидно, что именно государственная молодёжная политика определяет исторические перспективы того или иного государства, позволяет ему стабильно развиваться и управлять обществом, избегать ошибок, эффективно использовать имеющийся в обществе социокультурный, ценностно-нормативный, креативный потенциал молодёжи. В то же время необходимо помнить, что игнорирование данной политики может привести к стагнации, нестабильности, делегитимации политического режима, потере суверенитета и исторической перспективы.

Актуализация ценностно-мировоззренческого обоснования национального единства, преемственности поколений, необходимость реализации соответствующего политического курса в условиях глобализации связаны возникновением новых угроз суверенитету, территориальной целостности, социокультурной определённости поликультурных обществ. Идеологическая сплочённость общества выступает сегодня важнейшим фактором, обеспечивающим жизнеспособность, национальное единство, безопасность современного государства. Исследуя эти проблемы, Х.Э. Мариносян отмечает: «Добиваться экономических и политических успехов, воздействуя на сознание, оказалось значительно эффективнее, чем с помощью известных до сих пор технологий. Здесь и таятся социокультурные угрозы национальному государству» [9, с. 11].

Угрозы национальному единству современных государств исходят от возрастания числа всякого рода антагонизмов, наличия в политических системах идеологически непримиримых политических сил, социально-психологических расколов, деидеологиза-

ции общественно-политической жизни, внедрения в общественное сознание чуждых ценностно-нормативных ориентаций, коммерциализации всех сфер жизнедеятельности общества, снижения уровня образования, патриотизма и гражданской ответственности. По мнению К.К. Колина, «национальное единство страны - это, прежде всего, единство представлений её народа о наиболее значимых духовных ценностях. Ценностно-смысловые основания, лежащие в основании коллективной национально-культурной идентичности, разделяемой всеми жителями страны, составляют ядро национального единства. Именно это, а не принадлежность людей к той или иной конфессии или этносу обеспечивает сплочение народа данной страны, делает его единой нацией и создаёт специфические особенности менталитета, психического склада граждан, которые формируют у народа то стратегически важное качество, которое и называется национальным единством» [10, с. 3-4]. Роль ценностно-нормативной системы в политической сфере определяется ещё и тем, что именно её характер и содержание закономерно порождают соответствующий тип политического режима, раскрывают достоинства и недостатки политических деятелей и институтов. В то же время каждый из перечисленных элементов и характеристик политической философии и её методологического инструментария детерминируется объективными и субъективными факторами конкретных процессов, явлений, объектов исследования.

Таким образом, возросший интерес общественности в условиях кризиса традиционных ценностей и глобализации к философскому осмыслению политической сферы, поиск интегрального общенационального мировоззрения, основополагающих социокультурных элементов социально-политической жизни привел к формированию различных концептуально оформившихся исследовательских направлений, идейных течений, по-разному интерпретирующих предметную сферу политической философии, в том числе ангажированных. Наша позиция заключается в рассмотрении общества как многомерной аксиологической системы, основополагающие ценности и нормы которой в специфической форме функционируют в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в т. ч. политической.

Философское исследование политики невозможно без ценностных суждений, идеологических предпочтений, оценок политических реалий с точки зрения их соответствия общепринятым представлениям о справедливости, равенстве, общественном благосостоянии, более совершенном социально-политическом устройстве, методах его практической реализации, ролях и функциях политических субъектов. Такой подход носит объективный характер, поскольку вопрос о моральной легитимной политике возникает автоматически, все время, в любой политической среде, системе, стране.

Ценностный подход, апеллирующий к идеям достойной человеческой жизни, социализации поколений, посредством которых выдвигающий соответствующие требования к политико-властным институтам, процессам, принимаемым решениям, обладает приоритетностью в отношениях между обществом и политической сферой, поскольку морально-нравственные императивы публичной политики как всепроникающие феномены имеют силу во всех политических процессах и отношениях, где индивиды, группы, институты затрагивают интересы друг друга. Интернализация ценностно-нормативной политической системы, происходящая в процессе политической социализации, является главным условием успешного выполнения политической сферой возложенных на нее обществом функций обеспечения национального единства и безопасности. Именно это определяет исторические перспективы того или иного государства в современных условиях.

Исследовательский потенциал политической философии направлен на всестороннее изучение и совершенствование ценностно-нормативной политической системы, концептуальную оценку политики как общечеловеческого феномена, объяснение политических явлений и процессов в широком социальном контексте, на основе казуальной и нормативной зависимостей, соотнесение политических феноменов с основополагающими философскими понятиями. Это обогащает нормативно и методологически политическую науку, делает ее конструкции ценностно-обусловленными, она получает возможность философского обобщения, понимания сущности и смысла политических явлений и процессов. Следовательно, эта наука объединяет предметные поля, как философии, так и политологии, она способна раскрывать природу политического, являясь способом организации политических исследований, определяет творческий потенциал различных методов, подходов, концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, выступает методологической основой политической науки.

Литература

1. Шкуренкова Н.А. Особенности социокультурной среды инновационного развития России // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 5.

2. Капустин Б.Г. Критика политической философии. - М., 2010.

3. Панарин А.С. Философия политики. - М., 1994.

4. Зотов В.Д. Очерки социальной философии. - М., 1994.

5. Русакова О.Ф. Современные трактовки предметной области политической философии: методологический анализ // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2009. - Вып. 9.

6. Алексеева Т.А. Политическая философия: от концепций к теориям: учебное пособие. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), - М., 2007.

7. Бенетон Ф. Введение в политическую науку. - М., 2002.

8. Штраус Л. Введение в политическую философию. - М., 2000.

9. Мариносян Х.Э. Императивы модернизации национального государства в эпоху глобализации // Философские науки. - 2011. - № 1.

10. Колин К.К. Духовная культура как фактор обеспечения национального единства // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 4.

Поступила в редакцию 26 августа 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.