Научная статья на тему 'Политическое участие граждан в общественно-политической жизни: сущность и детерминация'

Политическое участие граждан в общественно-политической жизни: сущность и детерминация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6309
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / POLITICAL PARTICIPATION / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / CIVIL PARTICIPATION / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / PUBLIC PARTICIPATION / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ / INSTRUMENTAL PARTICIPATION / ПОЛИ-ТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / POLITICAL BEHAVIOR / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ / DETERMINANTS OF POLITICAL PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сушенков Виктор Алексеевич

В статье рассматривается сущность современного политического участия. Выявляются отличия этого понятия от других смежных понятий «гражданское участие», «общественное участие», «инструментальное участие» и «политическое поведение», ис-пользуемых в социологической и политической науках для обо-значения участия граждан в общественно-политической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сушенков Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with an essence of the modern political participation. Differ-ences between this concept from other related concepts «civil participation», «public participation», «instrumental participation» and «political behavior» used in sociology and political sciences for designation of citizens' participation in political life are revealed.

Текст научной работы на тему «Политическое участие граждан в общественно-политической жизни: сущность и детерминация»

В.А. СУШЕНКОВ заместитель директора Центра гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов «МАТИ -Российского государственного технологического университета имени К.Э.Циолковского»*

Политическое участие граждан в общественно-политической жизни: сущность и детерминация

В современной социологической и политической науке существует несколько понятий со словом «участие»: «политическое участие», «гражданское участие», «общественное участие», «инструментальное участие», а также смежное с ними понятие «политическое поведение».

Вплоть до середины 50-х гг. в социологии, прежде всего зарубежной, политическое участие рассматривалось преимущественно как участие граждан в выборах и государственном управлении. В современном широком значении понятие «политическое участие» стало употребляться после опубликования в 1963 г. программной работы Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура»1. В настоящее время подавляющим большинством ученых различных направлений политическое участие определяется как участие членов общества в существующих политических отношениях и структурах власти. Например, американский социолог X. Макклоски определяет политическое участие как «ту добровольную деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей, и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики»2.

По мнению немецкого социолога и политолога М. Каазе, «под политическим участием понимается всякая деятельность, добровольно осу-

* Сушенков Виктор Алексеевич, e-mail: sushenkov-victor@yandex.ru

1 См.: Almond G.,Verba S. The Civic culture. Political attitudes and democracy in five nations. Princeton.

N.Y., 1963.

2

International Encyclopedia of the Social Science. N.Y., 1968, р. 101.

ществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность»1. Он подчеркивает, что участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов.

В отечественной науке по мере своего развития понятие «политическое участие» также претерпело ряд изменений. В советский период политическое участие рассматривалось как деятельность граждан в русле стратегических и тактических задач коммунистической партии. Становление демократических начал в обществе расширило рамки политического участия, способствовало созданию его новых каналов и форм. Сегодня некоторые российские ученые определяют политическое участие как совокупность различных способов практической деятельности граждан в сфере применения государственной власти. Другие полагают, что политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений2.

В энциклопедическом политологическом словаре политическое участие трактуется как вовлеченность в той или иной форме членов социально-политической общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной и иной основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности или международного сообщества. Буквально понимаемое слово «вовлеченность» акцентирует внимание на вторичности субъекта политики. Он вовлечен кем-то: партией, лидером, чиновником, властью в целом. В социологической энциклопедии участие политическое определяется как действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами, имеющие своей целью влияние на государственную или общественную политику, управ-

1 Kaase M. Partizipation. Staat und Politik. Bonn, 1991, S. 251-252.

2 См.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2002, с. 370; Политология / Под ред. М.А. Василика. М., 2004, с. 386.

ление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Другими словами, в этом определении утверждается, что граждане и их группы наравне с другими субъектами политических отношений способны самостоятельно влиять на политическую жизнь государства.

Политическое поведение в социологии может трактоваться двояко. С точки зрения бихевиоризма политическое поведение представляет собой совокупность внешне наблюдаемых человеческих действий и поступков в сфере распределения и осуществления власти, т. е. только тех проявлений политической жизни, которые можно регистрировать со стороны, исключая политические взгляды, убеждения и прочие ее субъективные компоненты. С точки зрения теории социального действия политическое поведение - это разновидность социального действия, имеющего политические результаты, характеризующегося ориентацией на другие социальные субъекты и имеющего субъективный смысл (мотивацию). В целом категория «политическое поведение» является довольно широкой и охватывает все проявления человеческой активности, в том числе и бездействие в сфере политической жизни. При этом речь идет о поведении всех субъектов, влияющих на политику: физических и юридических лиц, государственных органов, социальных групп и общностей, а характер и направленность этого поведения определяется в зависимости от соотношения объективных (внешняя социальная среда) и субъективных (внутренние побуждения людей) факторов. Единицей политического поведения является конкретный поступок, личностно и общественно значимый акт, в котором отражаются политические убеждения человека, материализуется его политическая культура.

Под «гражданским участием» отечественные учёные понимают реализацию одного из принципов существования гражданского общества в рамках конституционной демократии. В данном случае речь идёт о гарантированной конституцией возможности граждан публично выска-

3

зывать свою позицию, объединяться с единомышленниками для обмена

мнениями, пропаганды своих взглядов, оказания организованного влиял

ния на органы власти и т.д.1 Идея гражданского участия предполагает включение и вовлечение управляемых в управление, влияние на принятие решений и контроль над их исполнением, самоуправление на местном уровне.

Существует и более категоричный взгляд на эту проблему, согласно которому одной из главных черт гражданского общества является центральная роль в нём индивида. Не государство, не политическая партия или другая общественная организация, а именно свободный гражданин с присущей ему системой ценностей, потребностей и интересов является основой общества и государства и при наличии возможностей их реализации превращается в главного участника общественного разви-тия2.

Понятие «общественное участие» используется для обозначения деятельности в рамках общественного объединения или движения, например, работы в профсоюзной или молодёжной организации, участия в экологическом или патриотическом движении и т.д. По мнению А.М. Сергиенко «общественное участие можно считать "неголосова-тельным", организованным и конструктивным видом политического уча-

о

стия...» . Исходя из этого, непосредственное участие в выборах, референдумах, акциях протеста к общественному участию не относится.

В своих работах Д.В. Гончаров разделяет понятия «политическое» и «инструментальное» участие. Под политическим участием Гончаров понимает более или менее стихийные действия, которые не всегда поддаются инструментальной интерпретации, однако представляют собой

1 См.: Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. Неконцептуальный сборник. М., 1997, с. 7.

2 См.: Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право, 1992, №8, с. 101.

Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность: Материалы IV Международного научного форума, т. 1 / Под ред. А.С. Горшкова. СПб., 2007, с. 71.

активное поведение, часто требующее от индивидов больших усилий, связанных со стремлением повлиять на ход политической жизни в данном сообществе. Понятие инструментального участия опирается на отчетливо осознаваемые индивидами процедуры социально-политического действия, имеющие инструментальный характер и эффективно осуществляемые в демократическом ценностном и институциональном контексте. При этом под инструментальностью социального действия понимается способность его субъекта выстраивать рациональные технологии достижения целей. В структуры, обладающие инструментальным характером, включаются также и те формы социально-политического действия, которые не оказывают непосредственного влияния на ход центрального государственного или местного управления, но которые способны существенно видоизменять стиль функционирования политических систем'.

Таким образом, родовым для определения различных видов участия граждан в политике является категория «социальное поведение», которое включает в себя поведение профессиональных и непрофессиональных субъектов политики. Действия непрофессиональных субъектов политики, т.е. субъектов гражданского общества и составляют понятие политического участия. Понятия «политическое участие» и «гражданское участие» в широком смысле могут употребляться как синонимы. Однако при внимательном рассмотрении понятие «политическое участие» является более общим по отношению к понятию «гражданское участие», поскольку последнее предусматривает именно политическую активность (а не ее отсутствие) граждан и ее институциональную обеспеченность в демократическом (а не в любом) обществе.

Что касается позиции Д.В. Гончарова, то вместо разделения понятий «политическое участие» и «инструментальное участие» можно счи-

1

См.: Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997, с. 12-13, 10-11.

тать, что политическое участие включает в себя собственно политическое участие и инструментальное участие.

Обобщая вышеприведенные соображения, а также современные представления о политическом участии как о многомерном и многоуровневом социокультурном явлении, включающем широкий набор действий граждан, связанных с властью и влиянием в политике, можно дать следующее определение. Политическое участие - это воздействие, оказываемое субъектами гражданского общества на политическую систему под влиянием личностных и групповых особенностей, политической культуры и других социальных факторов, с целью реализации своих интересов.

Политическое участие индивидуального или коллективного субъекта основывается на совокупности определённых предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, либо приводят к политической апатии и пассивности. В связи с этим отечественные исследователи выделяют различные факторы, влияющие на активность политического участия. Суммируя имеющиеся данные все детерминанты политического участия можно разделить на две группы: средовые (зависящие от внешних условий, в которых находится индивид) и субъектные (определяемые личностными особенностями индивида). Рассмотрим приведенные детерминанты.

Средовые факторы

Особенности политического режима. Стимулами для политического участия могут служить как общий политический контекст, так и конкретные события, происходящие в политической жизни государства. При этом сама политическая система и отдельные её институты предъявляют определённые требования к субъектам участия. В одних условиях от них ожидается высокая активность, а в других - нет. Например, при тоталитарном режиме политическое участие является массовым, но носит

принудительный характер и жестко регулируется правящими кругами.

6

Зачастую гражданами манипулируют в целях укрепления власти. При демократическом строе различные политические институты также стремятся к расширению политического участия населения, но при этом участие носит свободный и добровольный характер.

Любой политический режим, существующий в государстве, основывается на определенной идеологии, которая признается подавляющим большинством граждан и оказывает существенное влияние на их политическое участие. Под идеологией понимается концентрированное и систематизированное выражение целей и ценностей в политике или некоторая система объясняющих мир представлений и вытекающих из неё ценностей и норм. Идеологии служат ориентирами для субъектов политического участия, причем в гораздо большей степени для общественных или групповых, чем для индивидуальных1. Следует так же отметить, что коллективные политические действия всегда начинаются на волне развития соответствующих настроений, а пик массовой активности совпадает с гребнем настроенческой волны. Спад массовой политической активности практически всегда означает значительное ослабление соответствующих настроений или их переход в латентное состояние.

Степень развитости политической системы и ее способность (в т.ч. через СМИ) мобилизовать население. В общем случае показателем степени развитости политической системы можно считать политический режим, действующий в том или ином государстве. Однако при более детальном рассмотрении можно выделить ещё ряд параметров характеризующих развитость политической системы и оказывающих влияние на политическое участие граждан:

•реальный объем прав и свобод граждан, который выражается в возможностях реализации ими своих интересов и предпочтений;

1

См.: Алисова Л.Н., Голенкова З.Т.. Политическая социология. Политические установки и ценности. [Электронный документ]: портал электронной библиотеки «Полка букиниста» Режим доступа: http://society.polbu.ru/alisova_politsociology/ch17_i.html

•степень развитости политических институтов, которая определяется наличием независимых органов законодательной, исполнительной и судебной власти, местного управления и самоуправления, многопартийности, сети общественных объединений, характером законодательства, регламентирующего их права;

•характер методов осуществления государственной власти и достижения политических целей, который выражается в том или ином соотношении мер убеждения и принуждения.

В зависимости от развитости политической системы органы государственной власти могут применять различные методы мобилизации граждан в политическую деятельность. При слаборазвитой политической системе преобладают принудительные и обязующие меры. В случае высокоразвитой политической системы политические институты применяют различные пропагандирующие и убеждающие методы в отношении граждан: информирование через средства массовой информации, привлечение к участию в массовых политических акциях и мероприятиях, создание условий для более широкого политического участия и т.п.

Политическая культура (ценности и нормы). В соответствии с типологией предложенной американскими учеными Дж. Алмондом и С. Вербой существуют три основных и несколько смешанных типов политических культур. Первый тип - патриархальный. Здесь политическая система единовластно управляется вождями, характеризуется полным отсутствием у граждан интереса к политике и требует от них слепого подчинения. Данный тип культуры блокирует политическое участие. Второй тип - подданнический. Он отличается сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия. В этой модели лидеры ожидают от своих последователей не преданности делу, а личной лояльности. Такой тип политической культуры стимулирует рост или формального институционального участия, или при не-

8

приятии системы внеинституционального участия. Третий тип - активистский. Он отличается политической компетентностью граждан и их стремлением играть существенную роль в государственных делах, что предполагает и высокий интерес, и активность, и позитивное отношение к политике.

Социально-экономическое развитие, структура занятости.

Д.В. Гончаров отмечает, что повышение уровня социально-экономического развития приводит к усложнению гражданских установок индивидов и затем к расширению масштабов политического участия. Положительное влияние на этот процесс оказывают рост доходов, повышение образовательного уровня, становление современной системы

л

профессиональных ролей и структуры занятости1.

Кроме того, динамичное социально-экономическое развитие сглаживает социальное неравенство и обеспечивает укрепление политической стабильности. Оба этих фактора обусловливают направленность политического участия на укрепление и развитие демократии и институ-ционализацию политической деятельности2. При нестабильном социально-экономическом развитии преобладает неинституционализирован-ное политическое участие, направленное на перераспределение имущественных благ и собственности. Нерешенные проблемы накапливаются, увеличивая количество требований (и требующих), предъявляемых к политической системе, а значит, усиливается протестное и неконвенциональное политическое участие, которое дестабилизирует общество и политическую систему, препятствуя социальной и экономической модернизации.

Актуальная социальная ситуация. Актуальная социальная ситуация и определяемая ею степень политического участия всегда связана не только с линейной динамикой протекания социально-политических

См.: Гончаров Д.В. Теория политического участия, с. 7.

2 См.: Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992, ч. II, с. 180.

9

и социально-экономических процессов. При оценке политической активности необходимо учитывать, что каждый из политических процессов обладает собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью его основных стадий. В политике существует двойная цикличность: наряду с поколенческими циклами продолжительностью в 2025 лет наблюдаются и короткие циклы в 4-6 лет, связанные с проведением выборов в органы власти.

Политическая активность населения в связи с избирательными циклами развивается в соответствии с фазами выдвижения кандидатов, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля над их деятельностью. По мере приближения выборов активность всех политических акторов возрастает, а через некоторое время после выборов она снижается.

Длинные циклы позволяют анализировать и прогнозировать поведение участников политического процесса на более длительные периоды времени. В нашей стране активная фаза длинного цикла пришлась на конец 80-х - начало 90-х гг., когда происходили бурные изменения в социальной и общественно-политической жизни страны. В данный момент отмечается период пассивности политических акторов, поэтому невысокий уровень вовлеченности граждан в политический процесс (с

л

некоторой тенденцией к его возрастанию) закономерен1.

На политический процесс и уровень политической активности граждан могут влиять внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся, в частности, военные действия в регионе или смена режима в сопредельном государстве. В качестве внутреннего фактора может выступать активизация террористических организаций в стране. При этом важен период, в который происходит то или иное значимое событие. Если оно случится в период невысокой политической активности, то вероятно оно не повлияет на фундаментальную стабильность и роль граж-

См.: Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодёжь в современном политическом процессе в России. М., 2006, с. 63.

дан в политическом процессе. Если дополнительные факторы проявятся в период всплеска активности, они умножат уровень политического участия граждан.

Субъектные факторы. Личностные особенности, потребно-стно-мотивационная сфера личности, интересы группы. Особенности политического участия во многом связаны с инстинктами, которые характерны для любого человека, и теми навыками, которые каждая личность приобретает в течение жизни. Инстинкты представляют собой врождённые биологически детерминированные модели поведе-ния1. Например, инстинктом самосохранения можно объяснить некоторые поступки политиков, нерациональные с точки зрения здравого смысла. В целом инстинкты охватывают все бессознательные, иррациональные, чувственные формы индивидуального и коллективного действия, преимущественно связанные с внеинституциональным типом политического участия.

Навыки появляются в результате социального научения. Это умения, которые требуются для выполнения своих ролей и функций любым участником политического процесса; привычки, формирующиеся у граждан в определённой политической культуре; стереотипы, являющиеся следствием повторения определённых политических действий и упрощающие принятие решений.

Главной характеристикой разумных действий (в отличие от рассмотренных выше) является их выраженное целеполагание. Для придания политике целенаправленного характера, объединяющего различных её участников, разрабатываются всевозможные программы, идеологические схемы, доктрины, концепции конкретных политических акций и кампаний. Все они связаны с удовлетворением человеческих потребностей. Однако люди идут в политику не только тогда, когда хотят удовле-

1

См.: Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-н/Д, 1996, с. 123 -124.

творить те или иные потребности, но и тогда, когда чувствуют угрозу их удовлетворению и не могут справиться с ней частным образом1.

Социальный статус личности, группы, наличие политического опыта. Изучение зависимости политического участия от социального статуса личности и ее групповой принадлежности было начато в «средовой» теории, основателями которой считаются С. Верба и Н. Най. В своей работе «Участие в Америке» они указывают, что «стандартная социально-экономическая модель процесса политизации работает в Америке, проявляясь в преобладании среди участвующих представителей высокостатусных групп»2.

Впоследствии влияние статусных показателей на характер политического поведения и участия в политике исследовалось многими учеными. В настоящее время сам этот факт не подвергается сомнению, разногласия возникают лишь по поводу характера и силы влияния, а также о национальной специфике этого явления. В частности исследования, проведенные в странах Западной Европы и США, свидетельствуют, что более активно в политике участвуют мужчины - представители средне-статусных и высокостатусных групп. Большинство не участвующих в политике - пожилые люди, женщины, граждане с низким уровнем образования. Конформистский тип политического участия в большей степени свойственен представителям старших возрастных категорий, реформизм - мужчинам, лицам среднего возраста, с высоким уровнем образования, активизм преобладает среди мужчин, молодежи и лиц с высоким уровнем образования, неконвенциональные формы политической активности в большей степени распространены среди молодых (мужчин и

о

женщин в одинаковой степени)3.

1

СМ.: Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. Ч. 2. М., 1995, с.238.

2 Verba S., Nie N.H. Participation in America. N.Y., 197, р. 336.

3 См. Kaase M. Distribution of Political Action // Barnes S., Kaase M. et al. Political Action: Mass Participation in Five Western Democracies. Beverly Hills, 1979.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать общий вывод, что по мере повышения социального статуса личности растет и степень ее вовлеченности в политические отношения.

Политическая социализация (ценностно-нормативные ориентации). Политическая социализация представляет собой процесс включения личности в политическую сферу, связанный с формированием политических ориентаций, ценностей, норм и установок.

Любое политическое действие возможно лишь тогда, когда человек настроен на него, имеет предварительную готовность (позитивную установку) к действию. Если у индивида сформировались позитивные ценностно-нормативные ориентации в отношении политических процессов, то его участие в политике будет носить регулярный характер. Если же индивид разочарован в политических лидерах или не верит, что от его участия в политике что-либо зависит, его включенность в политические процессы будет минимальной.

В то же время степень политической социализации определяется ролевыми особенностями индивида в сфере политической жизни. «Роль» - это разновидность («часть») политической деятельности (Г. Алмонд). Самая простая роль, которую играет каждый дееспособный гражданин - это роль избирателя. Другая роль - политический активист, член какой-либо партии, организации. На вершине политической пирамиды стоят наиболее активные граждане, публичные политики. При этом разные политические роли привлекают исполнителей с различным психологическим складом и ценностными ориентациями (Н. Най и С. Верба).

Социально-демографические характеристики. Что касается социально-демографических характеристик граждан, способствующих или не способствующих их участию в политике, то среди них называются возраст, доход, образование, национальность, место проживания и некоторые другие. Однако большинство исследователей к основным соци-

13

ально-демографическим факторам политического участия чаще всего относят уровень дохода, образование и возраст субъектов.

Данные отечественных социологических центров показывают, что наиболее аполитичными являются люди с наименьшими доходами. Обращает на себя внимание и тот факт, что уровень дохода может влиять и на идеологические предпочтения. Так, в одном из исследований 12% молодых людей, считающих себя средне материально обеспеченными, заявили о своей приверженности к идеологии радикального рыночного реформирования России, тогда как среди тех, кто живет за чертой бедности, таковых было лишь 2,5%. Среди беднейших слоев молодежи 12% отдают приоритет коммунистической идее, а среди молодежного «среднего класса» их всего 1,6%1.

Довольно сильное влияние на тип политического участия оказывает и образование субъектов. По данным американского политолога В. Кея, чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой; образование определяет и большую вероятность того, что гражданин будет политически активен.

Возрастной аспект влияет на характер политического участия более сложным образом. Понятно, что политическое поведение молодого поколения во многом отличается от поведения, свойственного более старшим возрастным группам. С одной стороны, молодёжь является менее активной в политике по сравнению со старшим поколением, с другой - молодые люди проявляют большую склонность к протестной и нелегитимной политической деятельности. Вместе с тем внутри молодёжной среды наблюдаются разновекторные тенденции: часть юношей и девушек пытаются объединиться и решить свои проблемы в основном путем протеста, часть активно идет в политику, стремясь представлять свои интересы в органах власти, но в то же время значительное число моло-

1 См.: В какой России хотела бы жить молодежь? Аналитический доклад РНИСиНП. М., 1998, с. 3334.

дых людей вообще не участвует в политической жизни. В связи с этим проблемы политического участия молодёжи требуют более детального рассмотрения.

Актуальное социальное положение индивида, группы и соответствующие ему настроения. Степень активности и формы политического участия граждан могут также определяться конкретной ситуацией, в которой они находятся. Эти ситуации могут быть связаны с изменением статуса или ощущением угрозы своему социальному положению. Люди могут попадать в трудные экономические или социальные ситуации, требующие политических действий. Если власти не могут или не хотят решать проблемы граждан, это может привести к увеличению про-тестного и неконвенционального политического участия. В других случаях человек может получать доступ в политические структуры или заражаться политическими идеями. Тогда способы реализации им своего потенциала в различных сферах политической жизни будут зависеть от характера этих идей.

Таким образом, различное сочетание рассмотренных нами факторов приводит к активизации либо затуханию тех или иных форм политического участия.

Сушенков В.А. Политическое участие граждан в общественно-политической жизни: сущность и детерминация. В статье рассматривается сущность современного политического участия. Выявляются отличия этого понятия от других смежных понятий - «гражданское участие», «общественное участие», «инструментальное участие» и «политическое поведение», используемых в социологической и политической науках для обозначения участия граждан в общественно-политической жизни.

Ключевые слова: политическое участие, гражданское участие, общественное участие, инструментальное участие, политическое поведение, детерминанты политического участия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sushenkov V.A. Political participation of citizens in the social and political life: an essence and determination. This article deals with an essence of the modern political participation. Differences between this concept from other related concepts - «civil participation», «public participation», «instrumental participation» and «political behavior» used in sociology and political sciences for designation of citizens' participation in political life are revealed.

Key words: political participation, civil participation, public participation, instrumental participation, political behavior, determinants of political participation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.