Научная статья на тему 'Политическая элита в системе властных отношений: теоретический подход'

Политическая элита в системе властных отношений: теоретический подход Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1166
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ / POLITICAL ELITE / POWER RELATIONS / THE STATE / CHARACTERISTICS OF POLITICAL ELITE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Меркулов А. В.

Исследуются разные теоретические трактовки в понимании политической элиты в системе властных отношений. Анализируются парадигмальные и теоретико-методологические основания современной элитологии, выявляется предметное содержание главных понятий исследования, элитологических проекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Elite in the System of Power of Relations: Theoretical Approach

The theoretical approach to understanding political elite in the system of power relations is studied. Theoretical methodological and paradigm bases of the modern study of elites, the subject content of the basic concepts of the research, as well as elite study projections are analyzed.

Текст научной работы на тему «Политическая элита в системе властных отношений: теоретический подход»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ВЗГЛЯД молодых УЧЕНЫХ

УДК 32.01 ББК 66.04

DOI 10.22394/1682-2358-2017-6-119-124

A.V. M.erkulov, post-graduate student of the Political Science and Public Policy Department, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

POLITICAL ELITE IN THE SYSTEM OF POWER OF RELATIONS: THEORETIcAL APPROAcH

The theoretical approach to understanding political elite in the system of power relations is studied. Theoretical-methodological and paradigm bases of the modern study of elites, the subject content of the basic concepts of the research, as well as elite study projections are analyzed.

Key words and word-combinations: political elite, power relations, the state, characteristics of political elite.

А.В. Меркулов, аспирант кафедры политологии и общественной политики Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: aleksej. [email protected])

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА В СИСТЕМЕ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация. Исследуются разные теоретические трактовки в понимании политической элиты в системе властных отношений. Анализируются парадигмальные и теоретико-методологические основания современной элитологии, выявляется предметное содержание главных понятий исследования, элитологических проекций.

Ключевые слова и словосочетания: политическая элита, властные отношения, государство, характеристики политической элиты.

С

современная элитология продолжает аккумулировать, использовать и развивать теоретико-методологические и практико-ориентированные наработки гуманитарных наук (прежде всего политологии, социологии, философии, психологии), рассматривая их через призму политических процессов и институтов современной России. В задачи данной статьи входит анализ парадигмаль-

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 6

119

A.B. Меркулов

ных и теоретико-методологических оснований современной элитологии, предметного содержания основных понятий исследования, элитологических проекций. Термин «проекция» в рамках данного исследования означает, что рассмотрение проблемы исследования предполагает схематизацию и интерпретацию политической реальности современной России с точки зрения элитологии.

Фактически элита включает тех ключевых чиновников из реестра должностей Федеральной государственной гражданской службы [1], которые ответственны за разработку политических решений (должности в структурах Администрации Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ и др.) [2, с. 142—145].

Отметим, что обозначение проекции как лидерско-элитной, а не просто лидерской или элитной, отражает логику и содержание не только взаимозависимость данных терминов на уровне истории и теории, но и современное состояние политической реальности, в которой успешный элитогенез предполагает содержательную конкретизацию образа лидера, определение его ключевой роли и необходимости своевременного выдвижения политического лидера на политическую авансцену. Каждый из обозначенных терминов в отдельности (элита и лидер), подчиняясь закону об обратно пропорциональном соотношении объема и содержания понятия, вследствие широкого употребления создает разветвленную сеть ассоциаций. Вместе с тем объединение терминов в рамках специфической лингвистической конструкции позволяет отчасти преодолеть данное затруднение, так как образует более строгую привязку к проблеме элит и политическим наукам.

Существенным для данного исследования является также тот факт, что понятие «элита» может быть рассмотрено в качестве самостоятельной темы теоретического исследования правящего класса, политического персонала, управляющего меньшинства, высших государственных функционеров — тех, кто реально руководит общественными делами, занимает стратегическое положение на вершине пирамиды власти, обладает общественными благами и ценностями (властью, богатством, знанием). Понятие элиты в этом смысле является нейтральным и может быть рассмотрено вне конкретного социального контекста, вне установления конкретных связей между элитами и массами. Понятие же «лидер» апеллирует не только к личностным качествам, но и указывает на межличностные отношения, ситуацию соперничества в борьбе за власть, взаимоотношения лидера с конфидентами и последователями; при этом следует принимать во внимание не только вертикаль власти, но и горизонталь. Соответственно, резонно учитывать все смыслы и вести речь в рамках данного исследования о лидерско-элитной проекции. Обратимся к рассмотрению элитологии в системе гуманитарного знания и политических наук.

В социальных науках первоначально изучение политической элиты осуществлялось в категориях классовой теории, разработанной К. Марксом. Автор классического научного руда по политической экономике рассматривал закономерности развития общества сквозь призму классовой борьбы между эксплуататорами и угнетенными. С его точки зрения, первые являются властвующим классом, чье политическое господство обусловливается экономическим доминированием. Класс эксплуататоров, владеющий собственностью на средства производства, в теории К. Маркса является элитарным слоем общества,

120 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 6

обладающим политическим господством. С развитием технологий (средств производства) и сменой моделей производственных отношений история, по К. Марксу, представляется как чреда сменяющих друг друга социально-экономических формаций. Однако в каждой из них правящий класс, меняя форму владения доминирующим капиталом, воспроизводит себя, сохраняя свое доминирование и эксплуатацию подчиненных классов. Таким образом, политэкономия марксизма представляет элиту прежде всего как экономически господствующий класс, который на основе материального могущества устанавливает также свое властно-государственное превосходство. К. Маркс фактически не разделяет экономическую и политическую элиту, утверждая, что оба этих сегмента закономерно перетекают один в другой. При этом экономические аспекты политического господства в марксисткой теории являются ключевыми, объясняющие природу и логику государственной власти [3, с. 149].

Видный социолог, один из родоначальников теории элиты Г. Моска под правящим классом понимает некоторую социальную страту, наделенную особыми лидерскими качествами и управленческими способностями. С его точки зрения, к правящему классу необходимо относить слой управленцев, наделенных определенными психологическими свойствами и умениями, обеспечивающими им достижение и сохранение властных позиций. Впервые термин «элита» в социальную науку в политико-управленческом смысле ввел итальянский социолог В. Парето. Возникновение элиты теоретик считал универсальным законом развития общества и вообще любой социальной группы. Под элитой он понимал совокупность персон, которые занимают высшие позиции в рамках социальной иерархии в силу своих незаурядных способностей. Ученый подчеркивает, что в силу природной дифференциации людей в любой сфере человеческой деятельности — от спорта и музыки до науки и политики — закономерно выделяется круг лиц, обладающих превосходящими всех остальных профессиональными качествами. Именно они и составляют элиту. Если говорить о политической сфере, то к элите следует относить тех, кто в силу своих особых лидерских способностей занимает ведущие властные позиции.

Эти идеи в рамках общей теории элит развил в своих работах Р. Михельс, сформулировав свой знаменитый «железный закон олигархии». Его постулаты были выведены на основе анализа организационной структуры политических партий и профессиональных союзов. Главным выводом этих исследований стал тезис о неизбежном формировании элитного меньшинства в рамках любой организованной группы. Необходимость управления и координации неминуемо ведет к выделению отдельного элитного слоя, который формируется всегда вне зависимости от типа политического режима или формы. Важным выводом Р. Михельса было утверждение, что элита имеет собственные интересы, которые не сводятся к интересам организации или государства, которыми она управляет [4, с. 273]. Таким образом, элита рассматривается ученым не только как часть общества или сегмент правящего класса, а как вполне автономный субъект политического действия, имеющий свои собственные интересы и преследующий личные цели удержания власти.

Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах американского ученого Х. Лассуэлла, который предложил под элитой понимать группу лиц, которые

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 6 12. I

в силу своего положения обладают преимуществами при получении основных социальных благ и ресурсов. Подход Х. Лассуэлла расширил определение понятия «элита», так как он включил в поле анализа не только лиц, занимающих руководящие посты, но и тех, кто имеет ресурсы неформального влияния. С этой точки зрения к элите можно отнести влиятельную оппозицию или государственных отставников, которые после потери административных должностей тем не менее сохраняют ресурсы влияния. Схожего подхода при анализе элитных слоев придерживался К. Маннгейм, одним из первых предпринявших изучение элит с точки зрения исследования их функционального предназначения [5]. Его типология включает два вида элит: интегративные и сублимативные. В первом случае ученый имеет в виду элиты, функции которых состоят в интеграции социальных интересов и гармонизации общественных отношений. Именно к этому виду он причисляет политические элиты. Второй вид элит от первых отличается функционально — их задача канализировать (сублимировать) требования масс и артикулировать их в конвенциональном ключе, сохраняя стабильность общественной системы. По мысли теоретика, к таким элитам относятся представители духовенства и творческая интеллигенция. В целом можно отметить, что в современных политических исследованиях, как правило, под политической элитой понимают не просто статусных лиц или персон, наделенных репутационными ресурсами, а прежде всего тех, кто имеет полномочия и возможности принимать непосредственное участие в выработке управленческих решений. С этой точки зрения элита делится на стратегическую и сегментарную. Первая — это элита больших масштабов, решения которой имеют существенное значение для всего общества. Влияние сегментарной элиты ограничено определенной социальной сферой или пространственной локализацией.

Г. Моска, в отличие от К. Маркса, который считал экономическую структуру главной детерминантой, определяющей характер правящего класса, рассматривал правящий класс как независимую переменную, развитие которого происходит достаточно автономно от других социально-экономических факторов. Более того, он утверждал, что именно структура правящего класса и характер конкуренции внутри него между враждующими элитными группировками определяет вектор общественного развития, в том числе и ключевые экономические тренды [6, с. 188]. Данная точка зрения получила развитие в трудах отечественных исследователей. Так, широкое распространение получил тезис, согласно которому элиты нацелены на извлечение собственной выгоды и реализацию личных интересов в процессе осуществления политической деятельности [6, с. 190]. Г. Моска указывает, что правящий класс существует как в авторитарных, так и в демократических режимах. В авторитарном обществе правящий класс представляет собой бюрократический аппарат и государственных служащих, назначаемых сверху и необходимых любому диктатору для управления обществом. В демократии правящий класс формируется с использованием механизмов волеизъявления народа и выборов.

Ряд исследователей предполагает, что политическая элита как социальная группа включает в себя обе категории — и политиков, и администраторов. В соответствии с другой точкой зрения элита представляет собой «многосоставное образование, включая в себя высший эшелон исполнительной, законодательной и

122 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 6

A.B. Меркулов

судебной властей» [7, с. 45], то есть является «ядром» политического класса. На наш взгляд, вторая позиция представляется более корректной. В таком контексте политическая элита идентифицируется как институциональные вето-игроки, то есть акторы, встроенные в институциональную структуру политического поля и реализующие свою деятельность с использованием инструментов и в соответствии с ограничениями, свойственными для того или иного конкретного института, будь то законодательная, судебная власть или институт президентства. Синтезированное определение термина элиты, данное О. Гаман-Голутвиной, основано прежде всего на функциональном понимании элиты. Под элитой она понимает социальную группу, состоящую из индивидов, обладающих позициями власти «вне зависимости от того, какие факторы обусловили их властное положение» [8, с. 97], и принимающих стратегические политико-управленческие решения, то есть выполняющих наиболее важные функции в государстве.

В целом характеристики политической элиты определяются как институциональными возможностями и ограничениями, обусловливающими набор стимулов и возможностей для элиты в определенной ситуации, так и в значительной степени кругом лиц, входящих в нее. Конкретная конфигурация персонального состава политической элиты, обусловленная тем или иными механизмами попадания новых представителей в элитный пул, также определяет набор психологических и поведенческих характеристик как отдельных индивидов, так и всей элитной группы. Особую роль при этом играют как политические ценности, так и статусно-ролевые и социально-демографические показатели членов элитной группы. Эти параметры в значительной степени определяют мотивацию политической элиты по реализации той или иной стратегии в принятии политико-управленческих решений. В этом случае особое значение приобретают механизмы инкорпорации, то есть выдвижения новобранцев в состав элиты и каналы их продвижения. Это те параметры, по которым оценивается элита, в частности, степень ее открытости, прозрачности и качество принимаемых членами, включенными в элиту, решений.

Библиографический список

1. О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента Российской Федерации от 31 дек. 2005 № 1574 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Абрамов А.В. Политическая элита как высшая политическая страта общества: подходы и исследовательские стратегии // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: История и политические науки. 2009. № 4. С. 142-145.

3. Маркс К. Капитал. М., 2009.

4. ПешехоноваА.Э. Теория политической элиты Р. Михельса // Молодой ученый: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции / отв. ред. Н.Р. Красовская. М., 2016.

5. Багдасарян В.Э. О реальных механизмах рекрутинга политических элит // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010. Т. 3, № 3. С. 119-121.

6. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 187-198.

7. Гаман-Голутвина О.В. Определение основных понятий элитологии // Полис. 2000. № 3. С. 97-103.

8. Гаман-Голутвина О.В. Политический класс: сущностные и структурные характеристики // Политический класс в современном обществе / под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. М., 2012.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 6 12. 3

Е.В. Рыгина

УДК 352/353 ББК 66.3(0),124

DOI 10.22394/1682-2358-2017-6-124-130

E.V. Rygina, post-graduate student of the Public Administration and Political Science Department, Volgograd Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

PUBLIC OPINION LEADERS

IN THE POLITICAL PROCESSES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

The influence of public opinion leaders in the formation of local self-government bodies, the adoption and implementation of political decisions and other political processes of local self-government is considered. Characteristics of public opinion leaders are described and complemented, and the specificity of their impact at the local level is proved. The typology of leaders of public opinion is determined.

Key words and word-combinations: leaders of public opinion, public opinion, political process, local self-government.

Е.В. Рыгина, аспирант кафедры государственного управления и политологии Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])

ЛИДЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Рассматривается влияние лидеров общественного мнения на формирование органов местного самоуправления, принятие и исполнение политических решений и иных политических процессов местного самоуправления. Даются характеристики лидеров общественного мнения и доказывается специфика их воздействия на местном уровне. Определяется типология лидеров общественного мнения.

Ключевые слова и словосочетания: лидеры общественного мнения, общественное мнение, политический процесс, местное самоуправление.

В

124

условиях развивающегося под влиянием глобализации информационного общества возрастает роль общественного мнения. Выражение массового настроения зачастую происходит через выступления говорящих от их лица общественных лидеров в виде публичных комментариев для средств массовой информации (интервью для газет, участие в программах на ТВ и т.д.). Таким образом актуализируется рассмотрение влияния лидеров на мысли и суждения населения с

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.