ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
Марченко Геннадий Иванович,
к. ф. н., доцент каф. полит. анализа ф-та гос. управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Ген. директор агентства управленческого и политического консультирования «У!Р-ресурс» gmarchenko@mail.ru.
¿ш
ПОНЯТИЯ: ЭКСПЕРТИЗА, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ
Если мы всегда работаем, то когда мы думаем?
Резерфорд
Для начала автор хотел бы привести несколько исторических примеров, связанных с рождением экспертиз и способами их проведения. Геродот в «Истории» описывает любопытнейшую практику разработки и принятия древними персами политических решений1. Персы важные решения вначале обсуждали, употребив вино, точнее опьяняющий и обожествлен-
ный напиток «златоцветную ха-ому»,который,как говорит Авеста2, дарует «всестороннее знание». Затем следует второе обсуждение, совершаемое уже втрезвом виде, если решение утверждается, то его принимают к исполнению. Если же решение первоначально обсуждается в трезвом состоянии, то затем его достоинства и недостатки выявляются пьяными. Первое обсуждение правомерно называть, опираясь на современный лексикон, «мозговым штурмом», а второе обсуждение с полным основанием, можно считать прообразом политической экспертизы.
В средневековье монархи не принимали ни одного решения без совета с советниками3, а русские цари — без обсуждения Боярской Думой. В истории Франции первая официальная экспертная организация «Корпорация присяжных мастеров-письмоводов по исследованию подписей» появилась в Париже, получив в 1595 г. от короля Генриха IV патент на право производства почерковедческих экспертиз4. С того времени прошло немало веков, и экспертиза сегодня завоевала почетное место в механизме управления государством.
В государственном управлении существенное значение имеет опирающаяся на науку экспертиза, связанная с привлечением специалистов (экспертов) к разработке, иногда и принятию решений. Кризисность современного общества обостряет запрос к экспертизе как необходимой составляющей государственной политики. Не менее
1 Геродот. История. - М.: Наука, 1972. - С. 55, 506.
2 Автором «Авесты» считается древнеиранский пророк Заратустра (7-8 вв. до н. э.), который был основателем первой мировой религии. В книге, входящей в состав Авесты, «Дадестан-и меног-и храд» об употреблении вина следующим образом. «При умеренном употреблении вина каждый должен стать разумным... А в том, кто пьет вино сверх меры, то вино уменьшает его разум, ум, рассудок, семя и кровь,. речь языка,. а противники и враги радуются». Avesta.isatr.org/peclev/Dadestan-i-menog-i-hrad.htm.
3 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.
4 Нестеров А.В., профессор факультета права Высшей школы экономики, д. ю. н. История экспертизы и экспертика. Препринт, март2011 г.
значим момент, связанный с усилением интеллектуальности, рациональности, образованности многих обществ и российского общества в частности, что повышает запрос к власти и качеству принимаемых решений.
Необходимость политической экспертизы порождена стремительным усложнением политики даже в сравнительно простых, традиционных обществах, не говоря уже о современности. К этому следует добавить и значительное увеличение рисков неверных решений. Стратегический характер обретают требования тщательного взвешивания каждого политического действия с привлечением экспертов и консультантов. Они производят особый тип знания — экспертное знание, нацеленное на внедрение в практическую политику.
Проявлением данной тенденции в России оказалось формирование различных экспертных структур (комиссий, советов и т. п.) в различных органах власти и управления. Помимо обособления отдельных видов экспертизы (экологической, судебной, лингвистической, экономической, психологической, юридической и пр.), эксперты стали так называемыми «говорящими головами» в СМИ, которые оказывают существенное влияние на общественное мнение. Наряду с государственной экспертизой стало формироваться экспертное сообщество,
оказывающее значимые услуги иногда даже на бесплатной основе. Оценки экспертов, экспертное знание в целом, становятся, наряду с юридическими нормами и традициями, существенной силой политической культуры.
Широкая распространенность явлений, связанных с экспертизой, даже в научной литературе приводит к отождествлению понятий: эксперта с консультантом, экспертизы с мониторингом или диагностикой. Чаще всего смысл данного явления обнаруживается посредством этимологии — от латинского «ехрегШв» — «опытный, прекрасно разбирающийся в какой-либо конкретной области жизни». Отсюда и главное требование к эксперту, не столько институциональное, сколько связанное с наличием опыта деятельности. Эта деятельность может быть совершенно практической, например, политико-административной — руководство той или иной политической организацией, или научной — научно-исследовательская. Поэтому корни экспертного знания весьма разнообразны — конденсированное осознание различных политических явлений, имеющее во многом обыденную природу, и специальное знание, выработанное специалистами-экспертами.
Однако экспертное знание отлично от знания научного, политический эксперт чаще всего не
есть политолог, не исследователь политики и, тем более, не преподаватель политической науки. Экспертному знанию свойственен ряд значимых характеристик — оперативность и быстрота получения результата, что сближает его с прикладными исследованиями,своевременность, проблемность — ориентация на разрешение той или иной проблемы.
Именно на такие характеристики экспертности едко указывал М. Хайдеггер. «Ученый-эрудит исчезает. Его сменяет исследователь, состоящий в штате исследовательского предприятия. Это, а не культивирование учености, придает его работе острую злободневность. Исследователю уже не нужна дома библиотека. Кроме того, он везде проездом. Он проводит обсуждения на конференциях и получает информацию на конгрессах»5. Близкий тому способ научной деятельности Дж. Ра-ветц назвал «научным антрепренерством», т. е. склонность браться за любые задачи, предлагать быстрые и плохо продуманные решения, искажать полученные данные в угоду заказчикам и т. п.6
Ряд ученых обосновывают необходимость создания новой межотраслевой дисциплины — экспертологии с выделением объекта и субъектов, предмета и специфики, основных понятий и принципов7. Профессор пра-
5 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. С. 47.
6 Ravetz J. Scientific Knowledge and It's Social Problems. Oxford, 1971.
7 Синельников Ю.В. Экспертология - новая научная дисциплина. Автоматика и телемеханика. М., 2000. 2 (3).
ва Высшей школы экономики А.В. Нестеров взамен эксперто-логии предлагает ввести близкую по названию науку — экс-пертику, имеющую юридический характер8. Значительно ранее — в 1979 году — появилась заявка на частную экспертологи-ческую дисциплину — судебную экспертологию9, а в рамках прикладной лингвистики возникла лингвистическая экспертология или теория лингвистических экспертиз10.
В Санкт-Петербурге возник Невский институт экспертоло-гии, а также здесь же издаваемый с 2005 года научный журнал «Политическая экспертиза: по-литэкс». Появилось также и несколько экспертных журналов «Форбс», «Финанс» и «Эксперт», которые во многом схожи с массовыми СМИ, но нацелены на воспроизводство и распространение экспертного знания как особого знания.
Что же касается политической экспертологии, то заявки на ее
возникновение как науки пока не появились, но уже появились кандидатские диссертации, посвященные данному предмету. В ряде российских вузов уже открылись учебные программы «Политическая экспертиза», в том числе и специализация «Информационно-аналитическое обеспечение деятельности властных структур». Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Т.Я. Хаб-риева поставила задачу «перед политической экспертологи-ей ... разработку научно-методических основ противодействия коррупции»11.
Необходимо отметить, что в понимании «политической экспертизы» до сих пор отсутствует однозначность.
В раннем словаре иностранных слов А.Д. Михельсона (1865, кстати, в словаре Даля это слово отсутствует) эксперт толкуется через процедуру оценки — «определения достоинства
и ценности какого-либо предмета, или для исследования известного факта»12. В другом позднем словаре М.И. Михель-сона эксперт определяется единственно через опыт, а экспертиза сводится лишь к экспертизе судебной13. Таким образом, в понятии эксперт, которое происходит от латинского expertus, подчеркивается не столько наличие знаний, но опыта, а также проводимая экспертом процедура оценки. В современных словарях русского языка к этому добавляются смысл «исследования» и наличия у эксперта специальных знаний14, а в словаре Ожегова также и необходимость выдачи заключения15. Все эти акценты вышеозначенных определений в полной мере отражаются и в политической экспертизе — необходимость у экспертов таких качеств как опыт и специальные знания, проведение ими исследования и формулировка заключения.
8 Нестеров А.В. Об экспертике и экспертологии (экспертных оценках). Профессор факультета права Высшей школы экономики, д.ю.н. Препринт, апрель 2011 г. ргауо.Ь$е.ги^а1а/2011/10/18/1269104947/Экспертные оценки^осх. Нестеров А. В. Прагматические и теоретические проблемы экспертики. www.hse.ru/data/2012/03/ 21/1264830296/ехреЖса^оех.
9 Винберг А.И., Малаховская Н.Т. Судебная экспертология. Общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз. Учебное пособие. Отв. ред. Б. А. Викторов. - Волгоград. 1979.
10 Баранов А.Н. Теория лингвистических экспертиз как направление прикладной лингвистики. http://www.d¡alog-21.ru/Archive/2004/Baranov.pdf.
11 Хабриева Т.Я. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал Российского права. - 30.09.2008. - С. 48.
12 Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д. - М.: тип. Андерса, 1865.
13 Михельсон Мориц Ильич. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов (иносказаний). - СПб.: тип. Ак. наук, 1896—1912. В «Настольном энциклопедическом словаре» А. Граната в списке слово «эксперт» вообще отсутствует, но учитывая его связь с судебной практикой, наличествует слово «сведущие люди», привлекаемые на судный процесс. Настольный энциклопедический словарь. - М., 1896. - Т. 7. - С. 4449.
14 Советский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 1553.
15 Ожегов С.И. Словарь русского языка 10-е изд. / Под ред. Шведовой. - М., 1973. - С. 832.
Некоторые склонны политическую экспертизу относительно жестко отграничить от политического консультирования, приписывая первой — знания, второй — политическое манипулирование. С моей точки зрения, эти два вида политической деятельности существуют как отдельные, но могут и переплетаться. Так, экспертиза закона немыслима без использования консультативных техник. Для многих экспертов (но вовсе не для всякого из них)необходимо владение приемами консультирования, такими как умение формулировать советы и рекомендации и избирать удачную форму их подачи — в зависимости от заказчика, места и времени.
Далеко не всегда следует разводить политическую экспертизу и политический анализ. Последний скорее есть совокупность методов сбора и обработки политической информации, которые используются и в политической экспертизе, и в политическом консультировании, и за их пределами. В частности, в политической беллетристике, а также в журналистских расследованиях.
Неправомерно сводить экс-пертно-аналитическое обеспечение государственной политики только лишь к аналитике. Плюрализм мнений в государственной политике должен оборачиваться единством подхода, координацией приоритетов, со-
единением воедино отдельных результатов. Деятельность эксперта предполагает решение нескольких задач. Первая задача собственно экспертная, требующая проведения особого типа обследования — изучения и оценки характеристик имиджа политика или партии. Вторая — поиск и обработка информации, что типично для составления различных справочных материалов. Третья задача аналитическая — осмысление обработанной ранее информации. Четвертая задача предполагает использование уже полученной аналитики с привлечением литературы, законодательства, научных статей и т. п. Она требует умения в короткое время разобраться в изобилии мнений и изложить материал на понятном языке.
Вполне обоснованно разграничивать политическую экспертизу и политическую теорию (академическая политология), поскольку формулируемые в их рамках утверждения, понятия или концепции имеют разный уровень. Эксперт далек от формулирования каких-либо универсальных положений. Л.А. Во-лынкина вписывает экспертизу в сферу прикладной науки. С моей точки зрения, она, равно как и политическое консультирование, функционирует в сфере политической практики и эту сферу обслуживает.
Одновременно существует и известная дистанция между
экспертами-академиками (из академической среды) и политиками. Первые часто критически оценивают действия политиков как неадекватные, научно необоснованные, конъюнктурные и сиюминутные. Вторые упрекают первых за излишнюю тягу к обобщениям, малопонятный птичий язык экспертного сообщества, излишнюю и малополезную тягу к цитатам и ссылкам, критикуют за недостаточное использование оперативной информации, к которой их часто не допускают. Прикладники (политики, эксперты, консультанты и т. п.) склонны к лаконизму в характеристике проблемы, отсутствующей в публикациях, четкому изложению вариантов решения, советов и рекомендаций.
Большинство исследователей рассматривают политическую экспертизу сквозь призму принятия решений. Хотя многие экспертизы, в частности, диагностика имиджа политика, или рейтинг избираемости губернаторов весьма далеки от процедуры принятия решений.
Экспертиза, иногда чрезмерно завышено, именуется «институтом общественных изме-нений»16.
Автору политическая экспертиза представляется самостоятельным фактором современного политического процесса, развитие которого всегда подчинено характеру национально-политической системы и историческо-
16 Марача Н.Г., Матюхин А.А. Экспертиза как «институт общих изменений» / Этюды по социальной инженерии: от утопии к организации. Под ред. В.М. Розина. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - С. 113-133.
му процессу. Так, в Германии, как правило, абстрагируются от идеологических ориентаций экспертов, которые для власти являются полноправными помощниками. Президент США опирается на несколько сотен аналитических центров, причем идеологические установки экспертов значимы17. Французская элита воспринимает экспертов, в основном как производителей справочной информации. Власть Великобритании и экспертные сообщества находятся в эффективном взаимодействии. В Австрии же эксперты выступают значимой политической силой в системе социального партнерства.
Для многих выдающихся современных мыслителей экспертное знание является частью их теорий. Мало того, в 1980 годах теория технократии постепенно стала вытесняться концепцией «экспертократии».
Д. Белл в социальной структуре постиндустриального общества большое значение придал экспертам, владеющим теоретическим знанием18. Исследователь информационного общества М. Кастельс подчеркнул, что «за функционирование капитализма» ответственны преж-
де всего эксперты, которые в обществе становятся ключевой социальной группой19.
Ф. Уэбстер в своем анализе информационного общества подчеркивает значимость экспертов в процессе принятия политических решений, способных создать сценарную модель, в которой характеризуются возможные последствия того или иного варианта развития собы-
тий20.
Не менее интересна также идея Р. Райха о «символических аналитиках», основанная на тезисе о наличии «глобальных сетей» и «глобальной паутины»21.
Понятиями «эксперт» и «экспертиза» густо насыщена книга «Социальное конструирование реальности» П. Бергера и Т. Лук-мана. Авторы ввели интересную типологию экспертов, разделив их на универсальных и традиционных; желательных и нежелательных (интеллектуалы). Авторы справедливо отмечают факт специализации предметов экспертизы, «которая вместе с развитием концептуальных механизмов может все более удаляться от прагматических нужд повседневной жизни. Эксперты по этим утонченным системам знания предъявляют претензии на новый статус»22.
Сугубо в прагматическом ключе миссия интеллектуалов-экспертов сводится к манипулированию информацией в книге Н. Хомски «Новые мандарины». Интеллектуала совсем не в социологическом или профессиональном значении, но в политическом смысле трактует М. Фуко, давая ему жестко ангажированное толкование. Интеллектуал это тот, «кто использует свое знание ... ради политической борьбы»23.
Со структурной точки зрения политическая экспертиза отвечает на следующие вопросы. Кто выступает заказчиком экспертизы? Кто выступает экспертом, ее субъектом — организация, отдельное лицо или общность экспертов? Какая именно организация будет осуществлять экспертизу — институт, лаборатория, центр, консультативная фирма и т. п.? Кто/что является объектом и предметом экспертизы? Каков характер экспертизы — политико-гуманитарная, политико-лингвистическая, политико-социальная и т. п.? В чем состоят цель и задачи экспертизы? Какими методами, с помощью каких технологийэксперти-за будет осуществляться? Каков характер экспертного заключе-
17 Фогель Г. Консультирование германской внешней политики и отношения с Россией // Pro et Contra. 2003. -Т. 8.- № 2. - С. 90.
18 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. - М., 1999. - С. 374.
19 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С. 125.
20 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М., 2004. - С. 74.
21 Там же. - С. 6.
22 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. - С. 56.
23 Фуко М. Политическая функция интеллектуала / Интеллектуалы и власть. - М.: Праксис, 2002. - С. 204.
ния? Каким образом будут использоваться результаты экспертизы? Ответы на эти вопросы позволяют проанализировать структуру планируемой экспертизы.
Заказчиками выступают политики, различные департаменты государственной службы, политические партии и общественные организации. Заказчики определяют предмет и содержание экспертизы, формируют задание, финансирование, рассматривают заключение. Часто организаторы решают вопросы организационно-методического и технического обеспечения. Именно заказчики формулируют задачи и вопросы экспертизы.
Не менее значим вопрос о различии между заказчиком и лицом, которому попадет экспертное заключение, и которое будет иметь право на его оценку. Существенной характеристикой заказчика являются глубина его познаний о предмете экспертизы, наличие у него опыта руководства, что может потребовать от него включения в команду не только внутренних, но и внешних, независимых экспертов. Не менее существенен момент о расходах на проведение экспертизы и необходимости соответствующей сметы. Для эксперта важно понимание не только оцениваемого политического документа/личности/организации и т. п., но и движущих сил (групп поддержки), которые бу-
дут сталкиваться при обсуждении экспертного заключения. Так, в связи с экспертной оценкой проекта, например, всегда должен решаться вопрос о выгодах движущих сил (групп поддержки), которые эту выгоду получают вследствие реализации проекта. Важно осознавать и характер противоположных сил,которые не заинтересованы в соответствующем проекте.
Отношения между политиком-заказчиком и экспертом во многом инициируются политиком — само приглашение экспертов и конкретный их отбор, способ использования экспертного заключения. Самый простой для политика вариант — выбор экспертов, способных озвучить желаемый для него ответ. Значительно сложнее — провести анализ сложившейся ситуации, отобрать из нескольких вариантов решение, которое в наибольшей степени отвечает интересам и ожиданиям политика. В любом случае заказчик (политик, партия, движение, фонд, орган государственной власти) формулирует цели экспертизы и ожидаемый результат.
Иногда даже само обращение заказчика к экспертам продиктовано стремлением отыскать аргументы, которые призваны укрепить позиции политика ссылкой на авторитет науки и экспертов. В некоторых случаях организация экспертизы преследует деструктивные цели в отношении соперников: отвле-
чение их внимания, дезориентация, создание ложной повести дня, чтобы соперник открыл свои намерения.
ЭКСПЕРТЫ И ИХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Если консультироваться с достаточно большим числом экспертов, можно подтвердить любую теорию Неизвестный эксперт
Другой род субъектов — исполнители заказа на экспертизу, в качестве которых выступают внутренние и внешние эксперты, отдельные лица и экспертные организации, политические консультанты, технологи, аналитики, советники политических деятелей, работники партийных аппаратов и пр. Каждому из них присущи особенные характеристики. В отличие от политиков внешние эксперты не несут ответственности за реализацию предлагаемых советов и их эффект. По мнению автора статьи «Особенности экспертного знания в России» О. Котовец большинство экспертов уже порвали связь с фундаментальной наукой, но больше предоставляют клиентам интеллектуальный сервис24.
Так, медиаэкспертам свойственна «удивительная универсальность» знаний, пропагандистская направленность и способность комментировать чуть не любой политический вопрос. Эти эксперты во многом выпол-
24 Котовец О. Особенности экспертного знания в России (на примере становления российского Форсайта) // Вопросы экономики. - № 11. - 2007. - С. 25-43.
няют миссию информирования населения о происходящих в политике событиях, которую прежде выполняли политики и журналисты25. Таких экспертов, постоянно выступающих в СМИ, П. Бурдье метко называет /аз^Мпкегз — быстродумами, способными чуть ли не мгновенно, но поверхностно прокомментировать ту или иную ситуацию, или приложить к ней общепринятые идеи26.
Участие в экспертной деятельности в плоскости государственной политики институционально и индивидуально может быть весьма разнообразно. Это может быть отдельное лицо или группы экспертов, состоящие из государственных служащих, в частности, входящие в ближайшее окружение руководителя. Обретать статус эксперта могут члены научно-технических советов, рабочих групп и экспертных советов и пр., сформированные при органах государственной власти и государственных организаций. Экспертные группы из бизнеса и/или общественных организаций. Группы экспертов, сложившиеся при отдельных органах местного самоуправления. Экспертные группы, созданные политиче-
скими партиями; сформированные образовательными, воспитательными, научными и исследовательскими организациями. Эксперты, входят в состав клубов, круглых столов, общественных академий и др., которые являются частью гражданского общества. Самоорганизующиеся профессиональные и экспертные сообщества и др. Частные, возможно, независимые и вольнонаемные эксперты (/Гее/опсегг).
Превращение специалиста (ученого) в эксперта, приближенного к власти, необязательно связано с его научными достижениями. Часто за всем этим стоят публичная самореклама в СМИ, лояльность к политику, пробивные способности, умение оказаться в нужное время в нужном месте27.
В профессиональную модель эксперта входят опыт, интеллектуальность, профессиональные знания. По мнению А.Ю. Ашке-рова знания эксперта должны быть специализированы, именно на их основе должны быть сформированы его мнения28. Среди прочих необходимых для экспертов качеств — коммуникативность, социальный статус, мотивация. Информационная гра-
мотность — владение принципами и методами получения, анализа и обработки экспертной информации. Среди качеств эксперта-аналитика должно присутствовать и образное мышление, помогающее мгновенно собрать в единую картину множество разрозненных, на первый взгляд представляющихся несопоставимыми элементов. Необходимо заметить, что послушание эксперта вряд ли возможно отнести к числу безусловных его достоинств, скорее, к числу таковых можно отнести творческий характер мысли, ответственность и умение держать слово.
Вполне уместно охарактеризовать принципы, которыми должны руководствоваться аналитики исследовательской службы Конгресса США: конфиденциальность, своевременность, точность, объективность, сбалансированность, беспар-тийность29. В отношении оплаты специалистов здесь действует принцип «паритета». В ней старший специалист оплачивается так же, как и наиболее высоко оплачиваемый специалист в курируемой им области деятельности, что создает возможность
25 Хвостунова О.И. Эксперты как субъекты политического дискурса: становление и современные тенденции // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2006. - № 6.
26 Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры»; Институт экспериментальной социологии, 2002. - С. 44-45.
27 Кислицин С.А. Ученые и политика / Политическая наука на Юге России: становление, современное состояние и основные направления развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции 1112 марта 2009. - Вып. 1. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2009. - С. 249.
28 Ашкеров А.Ю. Экспертократия. Управление знаниями: производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма. - М.: Европа, 2009. - С. 36.
29 http://en.wikipedia.org/wiki/Congressional_Research_Service.
сосредоточить в государственной службе элиту научного со-общества30.
Численность службы около 900 человек, госфинансирование в 2007 году составило 100,786 млн долл.31 В бюджете Исследовательской службы Конгресса США около половины расходов (53,4% в 1995 г.) составляют исследования и анализ политики, предоставление информации — 27,1%. Хотя данная служба в 1994 году получила 616 тыс. запросов, из них 362 тыс. справочного характера. В банке данных содержатся сведения об опросах общественного мнения с 1978 года32.
Важный момент экспертизы связан с объемом, который должен быть минимальным, и структурой экспертно-анали-тического документа. Бывший председатель Совета Федерации С.М. Миронов, выступая на семинаре-совещании руководителей аналитических служб аппаратов представительных органов государственной власти
субъектов РФ, обозначил этот объем в одну страницу. Если учесть большое количество различных документов, поступающих в любую государственную структуру, а также цену каждой минуты времени работника государственных служб, то такое требование к объему документа, может быть, и не покажется чрезмерным33.
Структура материала также должна быть легко понимаемой, и включать три части — суть вопроса, комментарий и выводы,содержать не только описание проблемы, но и рекомендации по ее решению. Содержание же в целом не должно следовать некоей абстрактной схеме, оно продиктовано конкретным запросом со стороны заказчика.
В подготовке экспертно-ана-литических материалов выделяются несколько очевидных элементов (этапов) — сбор материала, анализ, написание, редактирование, оформление. При написании экспертного заклю-
чения должны быть выдержаны довольно жесткие требования — по срокам, качеству, по доступной и ясной форме изложения, по сопоставлению различных существующих точек зрения.
Иными характеристиками (по объему и теме) отличаются тематические сводки, предоставляемые Исследовательской службой Конгресса США (Congressional Research Service). Объем — 10 страниц в среднем. В основе — проблема в ее развитии до настоящего времени. Анализируется государственная политика по проблеме и позиции заинтересованных сторон. Характеризуются основные законодательные акты по проблеме. Анализируются слушания в комитетах и комиссиях Конгресса. Приводятся хронология и библиография.
Не менее значимым является анализ типов экспертиз в государственной политике, в том числе общественной экспертизы.
30 Аналитический вестник. Аналитический центр. Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - № 8. Декабрь 1994. - С. 34.
31 http://en.wikipedia.org/wiki/Congressional_Research_Service.
32 Аналитический вестник. Аналитический центр. Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - № 8. Декабрь 1994. - С. 28, 33, 35-36.
33 Материалы семинара-совещания руководителей аналитических служб аппаратов (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации «Роль и место аналитических служб в экспертно-аналитическом обеспечении деятельности законодательных органов власти в Российской Федерации, 30 ноября 2010». - М., 2011.