Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ВМЕСТО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ (НА ПРИМЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ)'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ВМЕСТО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ (НА ПРИМЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / САНКЦИИ / ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭНЕРГОКОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимонина Виктория Ивановна

Опыт развитых стран и в XXI в. показывает, что любые теоретические постулаты, отвергаются, в конечном счете, хозяйственной практикой и экономической политикой, если они противоречат общенациональным интересам. Тем самым, подтверждается актуальность методологического подхода, свойственного только политической экономии, поскольку именно эта общественная наука продолжает отражать экономический и творческий потенциал человечества в их неразрывном единстве. Системные проблемы, особенно в условиях возросшей турбулентности всей политической и социально-экономической жизни, требуют системных решений. После того, как начался переход ресурсной базы развивающихся стран под национальный контроль иуправление, пересмотр условий доступа ких ресурсам ипостепенное усиление позиций ТНК и других энергетических объединений во многом предопределили изменение баланса сил всфере производства углеводородов. В настоящее время общество сталкивается с такими проблемами: санкции, торговые войны, империалистическая агрессия развитых стран против развивающихся и т.д. К сожалению, значительная часть современных людей, не разбирающихся вполитэкономических процессах, зачастую экономический кризис сводят к финансовому кризису, что мало соответствует действительности. Поэтому цель статьи - показать на примере энергетического рынка, что социально- экономические отношения в современных условиях заменяются постоянно создаваемыми регулятивными отношениями, ограничивающими конкуренцию, под предлогом сохранения природноэкологического баланса, либо энергетической независимости. Между тем, потребность в энергоресурсах в мире постоянно возрастает в связи с увеличением спроса и развитием национального производства, чему не могут помешать даже периодически происходящие экономические кризисы, вызываемые, отнюдь, не только экономическими проблемами, но и политическими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ECONOMY INSTEAD OF ECONOMIC THEORY: RETURN TO THE SOURCE (CASE OF ENERGY)

The experience of developed countries and the twenty-first century. shows that any theoretical assumptions are ultimately rejected by economic practices and policies if they are contrary to national interests. Thus, the relevance of the methodological approach peculiar only to political economy is confirmed, because it is this social science that continues to reflect the economic and creative potential of mankind in their inextricable unity. Systemic problems, especially in the face of increased turbulence in all political and socio-economic life, require systemic solutions. Once the resource base of developing countries has been brought under national control and management, The re-examination of access to their resources and the progressive strengthening of the position of TNCs and other energy groupings have largely determined a shift in the balance of power in hydrocarbon production. Currently, society is faced with such problems as sanctions, trade wars, the imperialist aggression of developed countries against developing countries, etc. Unfortunately, a large proportion of today’s people who are unfamiliar with political economic processes often turn an economic crisis into a financial crisis, which is little true. Therefore, the purpose of the article is to show, on the example of the energy market, that socio-economic relations in modern conditions are replaced by constantly created regulatory relations, limiting competition, under the pretext of preserving the natural-ecological balance, or energy independence. In the meantime, the world’s energy demand is growing with the rise in demand and the development of national production, which cannot be prevented even by periodic economic crises caused not only by economic problems, but also political.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ВМЕСТО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ (НА ПРИМЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ)»

Политическая экономия вместо экономической теории: возвращение к истокам (на примере энергетики)

Тимонина Виктория Ивановна

Аспирант,

ФГБОУ ВО«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: imonina.vika96@yandex.ru

Аннотация. Опыт развитых стран и в XXI в. показывает, что любые теоретические постулаты, отвергаются, в конечном счете, хозяйственной практикой и экономической политикой, если они противоречат общенациональным интересам. Тем самым, подтверждается актуальность методологического подхода, свойственного только политической экономии, поскольку именно эта общественная наука продолжает отражать экономический и творческий потенциал человечества в их неразрывном единстве. Системные проблемы, особенно в условиях возросшей турбулентности всей политической и социально-экономической жизни, требуют системных решений. После того, как начался переход ресурсной базы развивающихся стран под национальный контроль иуправление, пересмотр условий доступа ких ресурсам ипостепенное усиление позиций ТНК и других энергетических объединений во многом предопределили изменение баланса сил всфере производства углеводородов. В настоящее время общество сталкивается с такими проблемами: санкции, торговые войны, империалистическая агрессия развитых стран против развивающихся и т.д. К сожалению, значительная часть современных людей, не разбирающихся вполитэкономических процессах, зачастую экономический кризис сводят к финансовому кризису, что мало соответствует действительности. Поэтому цель статьи - показать на примере энергетического рынка, что социально- экономические отношения в современных условиях заменяются постоянно создаваемыми регулятивными отношениями, ограничивающими конкуренцию, под предлогом сохранения природно-экологического баланса, либо энергетической независимости. Между тем, потребность в энергоресурсах в мире постоянно возрастает в связи с увеличением спроса и развитием национального производства, чему не могут помешать даже периодически происходящие экономические кризисы, вызываемые, отнюдь, не только экономическими проблемами, но и политическими.

Ключевые слова: политическая экономия, конкуренция, санкции, политика, социально-экономические отношения, энергетический рынок, энергокомпании.

JEL codes: А10, А11, В14

Для цитирования: Тимонина, В.И. Политическая экономия вместо экономической теории: возвращение к истокам (на примере энергетики) / В.И. Тимонина. - DOI 10.52957/22213260_2022_5_72. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2022 - №5. - С.72-78. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 28.05.2022)

DOI: 10.52957/22213260_2022_5_72

Введение

Политическая экономия возникла как наука об отношениях между людьми в эпоху формирования капиталистического способа производства и описывала те отношения, которые складывались между собственниками средств производства и наёмными работниками, которые на том этапе были полностью их лишены. Первыми, кто обратился к таким отношениям, были К. Маркс и Ф. Энгельс, Р. Джонс. Они понимали, что вместо капиталистической системы экономических отношений, необходимо создавать систему взаимоотношений, качественно отличающуюся от буржуазной.

Для общего понимания Ф. Энгельс писал, что: «Политическая экономия, в самом широком смысле, есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе» [3, С. 150]. И тут же он подчеркивал, что политическую экономию в широком смысле нельзя понимать как одну, единую универсальную экономическую теорию, как теорию экономики вообще. Она неизбежно должна включать в свой состав столько теорий, сколько

© Тимонина В.И., 2022

имеется особых систем общественного производства.

Много позже, российский автор - Н.И. Бухарин, в своей работе «Экономика переходного периода» доказывал, что политическая экономия есть наука исключительно лишь о товарном хозяйстве и поэтому «конец капиталистически-товарного общества будет и концом политической экономии» [1, С. 83].

Однако за последние, как минимум полвека и особенно за последние 20-30 лет в мире произошли такие колоссальные изменения, которые доказывают, что политическая экономия, это более подходящее наименование для экономической науки, изучающей, трактующей и оценивающей, происходящие сегодня взаимосвязанные события не только в национальной, но и в мировой экономике и политике в целом.

Основная часть

Начать следует с того, что современный капитализм неотделим от империализма, поскольку по-прежнему является высшей формой его проявления.Сегодня он противостоит нациям в той же мере, как и стремлению рабочего класса различных стран к социализму, понимаемому им как справедливое общество равных возможностей не только распределения доходов, но творческого развития общественно полезной личности. ХХ! век, основанный на новых технологиях развития и современных средствах коммуникаций, увеличивает стремление наёмных работников к справедливости, одновременно предоставляя им возможность для самореализации.

Если рассматривать такие отношения в современных условиях, применительно к конкуренции на энергетическом рынке, то можно заметить, что они заменяются постоянно создаваемыми регулятивными институтами, ограничивающими конкуренцию, под предлогом сохранения природно-экологического баланса нашей планеты, для чего предлагается переход на возобновляемые источники энергии, мощностей которых уже сегодня не хватает для нормального развития бизнеса и удовлетворения потребительских предпочтений населения. Между тем, потребность в энергоресурсах в мире постоянно возрастает в связи с увеличением роста населения на планете и развитием национального производства во многих странах мира, чему не могут помешать даже периодически происходящие мировые экономические кризисы, вызываемые, отнюдь, не только экономическими проблемами.

На международной арене, последние 30 лет, сильные государства тщётно пытались сохранить своё имперское господство экономическими, политическими и военными средствами, зачастую соревнуясь друг с другом в подавлении более слабых участников рыночных отношений в мировой экономике.Результатом этой борьбы между империалистическими державами и против них, явился мультиполярный, или, как его более правильно назвал Уго Чавес, многополярный мир держав, имея в виду многообразие полюсов власти и разнообразие форм национальных капитализмов от социализма [10].

Развивая идеи Маркса, В.И. Ленин и другие марксисты справедливо утверждали, что капитализм достиг своей «высшей стадии» в начале XX века. Он выполнил свою историческую миссию по развитию производительных сил путем обобществления производства, но сделав это жёстоко и хаотично. Ранний конкурентный капитализм обобществил труд между фирмами. Позже, монополистический капитализм углубил техническое разделение труда внутри фирм. В дальнейшем, пороки монополистического капитализма вытеснили все достоинства конкуренции, которые он ранее имел, отвлекая ресурсы от производства и подавляя конкуренцию [9].

Однако умирающий капитализм мог лишь злоупотреблять своими политическими преимуществами, поскольку он не мог предотвратить снижение экономического роста, роста производительности труда и инвестиций, то есть избавить мировую экономику и её национальные составляющие, от постоянно возникающих экономических кризисов, которые в начале XXI века приобрели крайне турбулентный характер. Его движимый скупостью отказ платить приличные налоги, заработную плату или плату за сырье и комплектующие, равно как и перевод производства в

регионы с более низкой заработной платой, ухудшил условия спроса и усилил неравенство в уровне доходов населения в различных странах [2, C.9-10].

Многие развитые страны пытались компенсировать снижение своей роли как экономического центра в глобальной экономике, военной агрессией. США наказали «непокорные» страны, такие как Сирия, Куба, Венесуэла, КНДР, Йемен, Иран и ряд других, заблокировав импорт в эти страны и экспорт из них лекарств, нефти и продуктов питания. Сегодня, экономические и технологические санкции распространяются уже на Россию. Суть «международного порядка, основанного на правилах», базирующегося на якобы универсальных ценностях, который предлагают США, становится понятной всем: «имперское отрицание прав стран третьего мира на развитие, навязанное посредством военной агрессии, санкций, эмбарго и войн» [4].

Другой пример, это планы создания «экономического НАТО», которые не остались незамеченными мировым сообществом. Евроатлантические торговые инициативы вызвали вполне закономерные опасения целого ряда стан и регионов. Таким образом, Европу пытаются заставить пожертвовать своими интересами и уступить давлению США, которые посредством реализации этого проекта пытаются укрепить свою гегемонию в мире и ослабить не только своих соперников - Китай, Индию и Россию, но и своих европейских партнеров, которые на многих секторальных рынках, давно уже стали более конкурентоспособны, чем США.С экономической точки зрения это означает, что на европейском рынке не только «посторонним», но и своим производителям станет сложнее конкурировать с товарами и услугами американских компаний. Такая тенденция грозит распадом континентального пространства на экономические блоки, между которыми будут возрастать протекционистские барьеры, что сегодня уже и происходит [8].

Эти примеры не единичны. «Третий энергопакет ЕС» по факту под видом либерализации объединяет разобщённый энергорынок Европы и создаёт некоего виртуального «единого» покупателя газа. Однако, он позволяет диктовать условия, прежде всего, российским поставщикам, так как они, в отличие от поставщиков СПГ, жёстко связаны с покупателем трубой. Два альтернативных поставщика газа в ЕС (Алжир и Ливия) взяты под жёсткий контроль НАТО. Европарламент голосует за блокирование строительства «Южного потока», не говоря уже о «Северном потоке-2».

Постепенно противостояние США и Китая переходит из торгово-экономической плоскости в военно-политическую. При этом фактически инициатива в этом принадлежит США. Все азиатские страны, и больше всех опасающаяся Япония, не хотят острой конфронтации, но под давлением США, последняя тем не мене их объявляет. Но есть еще и Индия, партнерство которой QUAD с США, Японией и Австралией, точно не станет военным союзником США.

Экономические выгоды от сотрудничества с Китаем заставляют большинство азиатских стран уклоняться от «решающего выбора» в американо-китайской конфронтации [5]. В своё время американские энергетические компании заключили крупные долгосрочные контракты по поставкам СПГ в разгар энергетического кризиса не с Европой, а с Китаем. В данном случае стоит учитывать, что крупным поставщиком газа в Китай была и есть Россия, и в прошлом 2021 г. был побит рекорд по количеству поставленного газа. К тому же, контракт китайской компании CNPC и Газпрома, подписанный 4 февраля 2022 г., о поставках 10 млрд кубометров газа по дальневосточному маршруту стал для многих стран неожиданностью [7].

Глобальный энергетический сектор сегодня переживает серьёзные изменения. Новые правила регулирования энергетического рынка делают неактуальными вчерашние модели развития энергетического рынка. Проблемы колебания цен, изменчивость потребительского спроса, а также кибер- и физическая безопасности приводят к непредсказуемости развития.

2021 г. внес свои коррективы в устоявшуюся модель развития энергетического рынка. Неожиданные погодные условия (холодная зима и безветренное лето), отказ от угольной генерации, быстрый рост на энергию, пандемия и т.д. В результате, многие энергоемкие предприятия в Европе и Азии были вынуждены приостановить, либо закрыть производства. Потребители, в свою очередь,

оказались не готовы к резкому повышению стоимости, и до сих пор, из-за происходящих событий, начавшихся в 2022 г., население Европы сталкивается с высокими ценами на бензин, услуги ЖКХ и т.д. В Германии продовольственные рите йлеры объявили л повышении цен на товары на 15-20%. В Канаде 54% жителей стали меньше ездить на личных автомобилях из-за резкого роста цен на бензин. Во Франции призывают граждан и промышленность свести к минимуму отопление, ограничить использование кондиционеров и освещения. Отсюда вопрос, что лучше: озеленять, платить высокие цены или экономить? Климатическая гонка не та тема, которую стоит активно обсуждать, когда под вопросом обеспечение общества и промышленной индустрии необходимой энергетикой. Поскольку выиграет не тот, кто будет производить низкоуглеродную энергию, а тот, кто осознает способы сокращения и управления спросом при постоянном повышении спроса на энергоресурсы.

Энергетический кризис 2021-2022 гг. это не только кризис российско-европейских отношений, а мировой кризис, затронувший ЕС, который определенным образом влияет на отношения ЕС и России. В статье история и предпосылки кризиса рассматриваются в двух плоскостях: со стороны внутренней европейской (преимущественно энергетической) политики и в контексте российско-европейских отношений. Со стороны ЕС интеграция энергетической политики, а впоследствии и либерализация внутреннего энергетического рынка планомерно входили в политическую повестку с 1970-х гг., сопровождаясь активным внедрением с 1990-х гг. экологической тематики [11, С. 119]. Таким образом, в энергетической и климатической политике ЕС доминируют две взаимосвязанные тематики: проблема обеспеченности ЕС энергоресурсами и стремление ЕС достичь глобального лидерства в сфере борьбы с изменением климата. Авторы также учли Глобальную стратегию ЕС по внешней политике и безопасности [12]. Реализации стратегий по климату и энергетической безопасности способствует созданный в 2015 г. Энергетический союз [13].

В связи с затянувшимся кризисом российско-европейских отношений европейская сторона уже традиционно применяет в своем дискурсе (как официальном, так и академическом) термины «энергетическое оружие» [14] (или «газовое оружие»); природный газ называют инструментом «политического давления» [15]; российские газовые проекты в ЕС считаются «разделяющими проектами», противоречащими принципу солидарности и укрепляющими российское «энергетическое доминирование» в Европе .

Мировые энергетические рынки продолжают находиться в неопределённом состоянии и пока нет оптимистичных прогнозов. Несмотря на заявления ведущих стран мира об отказе от традиционных источников энергии, цены на газ и уголь остаются высокими, это значит, что спрос на них превышает предложение. Тот факт, что углеводороды востребованы на рынке подтверждают рыночные механизмы, которые оказываются объективнее политических заявлений.

Гарантировать стабильность энергетических рынков в перспективе может только баланс энергоресурсов на рынке, а не искусственный отказ от них и в одно мгновение, которое стремится навязать ряд стран. Это приведёт ещё к большим энергетическим, экономическим и даже политическим кризисам.

Однако, сэкономической точки зрения, «Северный поток- 2» чрезвычайно выгоден для Евросоюза. Проект может обеспечивать до10% европейского потребления ипозволяет избежать транзитных рисков.Германия вслучае запуска проекта станет крупнейшим газовым хабом вЕвропе вместо Нидерландов. Благодаря газопроводу немецкие энергетические игазотранспортные компании моглибы заметно увеличить масштабы своего бизнеса.

«Северный поток - 2» для РФ - это не политический, а чисто коммерческий проект, который поможет снизить даже спотовые цены на европейском рынке газа, поскольку все остальные страны, добывающие газ (Азербайджан, ОАЭ, американские поставки СПГ и пр.) не в состоянии обеспечить растущие потребности в европейских странах в энергетических ресурсах. Выступающие против Прибалтийские страны во главе с Польшей, отражают лишь позицию США, которые хотят потеснить РФ с мирового рынка газа, что является признаком внешней (глобальной по сути) экономической

конкуренции, между США и ЕС, а так же признаком внутренней конкуренции в самом ЕС между Германией, которая играет в ЕС ведущую экономическую и политическую роль, и, Польшей, которая на эту роль претендует, поскольку правительство Польши прекрасно понимает, что с запуском «Северного потока - 2», Германия, став газовым хабом для всей Европы, еще более усиливает свои лидерские позиции. Именно этот проект сможет установить стабильный энергетический диалог между странами и сделать поставки газа в Европу более независимыми. Поскольку газ будет поставляться в Германию и далее распределяться уже оттуда.

Отказ от«Северный поток- 2» непоможет решить проблему зависимости, а другие трубопроводные источники (Норвегия, Алжир) немогут обеспечить прирост поставок из-за ограничений помощностям. Единственная альтернатива - сжиженный природный газ (СПГ), но конкурировать заСПГ придется сазиатскими рынками, где цены еще выше. Поэтому неудивительно, что заотказом отпроекта неизбежно последовал рост цен нагаз. Высокие цены науглеводородное топливо повышают конкурентоспособность альтернативных источников энергии. Помногим оценкам, долгосрочный эффект можно оценить вдополнительные 40-50 долларов затысячу кубометров. Для домохозяйств это примерно на5% больше, чем они платят сейчас.

Поэтому, энергетика должна сохранять самый важный критерий - надежность, гарантированное обеспечение всех потребителей как электрической, так и тепловой энергией. Переход на низкоуглеродную генерацию не может быть самоцелью, страны должны в полной мере сохранять диверсифицированность источников генерации, к любым изменениям подходя взвешенно, на основании тщательного анализа. Такой энергопереход не может быть образцом для подражания, необходимо заново учесть климатические и географические условия, имеющийся баланс энергосистемы и обеспеченность энергетическими ресурсами.

Заключение

Таким образом, теоретическая экономическая наука сегодня, в условиях, когда на практике рыночный механизм экономической конкуренции, заменен политическими санкциями, подрывая классические основы рыночной экономики в принципе, по сути, снова превращается именно в политическую экономию. Её субъектом по-прежнему являются хозяйствующие организации различного масштаба и формы собственности, а объектом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие между ними на всех типах рынков и во всех рыночных сегментах. При этом, наиважнейшими из этих отношений остаются отношения собственности, которые в условиях глобализации мирохозяйственных связей, всё более институционализируются, принимая форму объединений хозяйствующих субъектов по интересам на различных уровнях их деятельности: от индивидуально-частной - до глобальной, что проявляется через действие различных институциональных образований как на национальном, а затем на региональном, и на глобальном уровнях. И «политика как концентрированное выражение экономики» никуда не делась, напротив, её значение в первой четверти XXI столетия продолжает усиливаться, определяя собой все тренды экономического развития. Эта формула, описанная В.И. Лениным, доказана временем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухарин Н.И. Экономика переходного периода / Н.И. Бухарин // Избранные произведения. М., 1990. -157 с.

2. Пороховский А.А. Политическая экономия в XXI веке: системный подход в решении проблем современной экономики / А.А. Пороховский // Вопросы политической экономии. Политико-экономические исследования,2016. - № 4.- С. 8-22

3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Государственное издательство политической литературы: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. - Изд. 2-е. - Т. 20. - 858 с.

4. 20 стран, против которых США воюют санкциями. иЯЬ: https://newsland.com/community/

pohtic/content/20-stran-protiv-kotorykh-ssha-voiuiut-sanktsiiami/2690214 (дата обращения: 06.03.2022)

5. Итоги года: борьба США с Китаем осталась главной осью мировой политики. URL: https:// www.vedomosti.ru/politics/articles/ 2021/12/28/902907-ssha-kitaem (дата обращения: 06.03.2022)

6. Полное собрание сочинений В.И.Ленина, Том 42. - С. 278. URL: http://leninvi.com/t42/p278 (дата обращения: 26.02.2022)

7. Россия готова нарастить поставки газа в Китай. URL: https://rg.ru/2022/02/06/rossiia-gotova-narastit-postavki-gaza-v-kitaj.html (дата обращения: 06.03.2022)

8. Трансатлантическое партнерство или «экономическое НАТО»:угрозы мнимые и реальные. URL: https://eurasia.expert/transatlanti cheskoe-partnerstvo-ili-ekonomicheskoe-nato-ugrozy-mnimye-i-realnye/ (дата обращения: 09.03.2022)

9. Через Многополярность к Социализму: Манифест. URL: http://rab kor.ru/columns/ debates/2021/11/09/through_pluripolarity_to_socialism_a_manifesto (дата обращения: 09.03.2022)

10. Уго Чавес. Многополярный мир как глобальная альтернатива. Взгляд Венесуэлы. URL: https://rodon.org/chu/mmkgavv.htm (дата обращения: 07.03.2022)

11. Borovsky Yu., Shishkina O. (2021) The Priorities of EU Energy Policy. Sovremennaya Evropa. № 3. P. 117-127. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/ soveurope32021117127 (дата обращения: 15.03.2022).

12. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union's Foreign And Security Policy // European External Action Service. URL: https://eeas.europa.eu/archives/docs/ top_stories/pdf/eugs_ review_web.pdf (дата обращения: 15.03.2022).

13. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank. A Framework Strategy for a Resilient Energy Union with a Forward-Looking Climate Change Policy // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52015DC0080 (дата обращения: 15.03.2022).

14. Butikofer: «Putin nutzt Gas als Energiewaffe» // ZDF. URL: https://www.zdf.de/nachrichten/politik/ energie-gas-preise-nord-stream-2-russland-100.html (дата обращения: 18.03.2022).

15. Energy as a tool of foreign policy of authoritarian states, in particular Russia // European Parliament. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/ etudes/STUD/2018/603868/EXP0_STU(2018)603868_ EN.pdf (дата обращения: 06.12.2021).

Political economy instead of economic theory: return to the source (case of energy)

Timonina Victoria Ivanovna

graduate student,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. e-mail: timonina.vika96@yandex.ru

Annotation. The experience of developed countries and the twenty-first century. shows that any theoretical assumptions are ultimately rejected by economic practices and policies if they are contrary to national interests. Thus, the relevance of the methodological approach peculiar only to political economy is confirmed, because it is this social science that continues to reflect the economic and creative potential of mankind in their inextricable unity. Systemic problems, especially in the face of increased turbulence in all political and socio-economic life, require systemic solutions. Once the resource base of developing countries has been brought under national control and management, The re-examination of access to their resources and the progressive strengthening of the position of TNCs and other energy groupings have largely determined a shift in the balance of power in hydrocarbon production. Currently, society is faced with such problems as sanctions, trade wars, the imperialist aggression of developed countries against developing countries, etc. Unfortunately, a large proportion of today's people who are unfamiliar with political economic processes often turn an economic crisis into a financial crisis, which is little true. Therefore, the purpose of the article is to show, on the example of the energy market, that socio-economic relations in modern conditions are replaced by constantly created regulatory relations, limiting competition, under the pretext of preserving the natural-ecological balance, or energy independence. In the meantime, the world's energy demand is growing with the rise in demand and the development of national production, which cannot be prevented even by periodic economic crises caused not only by economic problems, but also political.

Keywords: : political economy, competition, sanctions, policy, socio-economic relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.