Научная статья на тему 'Политическая деятельность архиепископа Иоанна в Латвии в 1925 - 1926 гг.'

Политическая деятельность архиепископа Иоанна в Латвии в 1925 - 1926 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИЕПИСКОП ИОАНН (ПОММЕР) / ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СЕЙМ ЛАТВИИ / «БЛОК ПРАВОСЛАВНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазур Сергей Александрович

В статье рассматриваются важнейшие аспекты деятельности архиепископа Иоанна (Поммера), с 1925 г. нацеленной на активную защиту в Сейме Латвии интересов Латвийской православной церкви, ее приходов и прихожан. Автор полемизирует с другими исследователями, допускающими штампы, натяжки и неточности в описании и оценке политической работы архиепископа Иоанна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мазур Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archbishop John's political activity in Latvia in 1925-1926

The article examines the most important aspects of the activities of Archbishop John (Pommer), since 1925, aimed at actively protecting the interests of the Latvian Orthodox Church, its parishes and parishioners in the Latvian Seimas. The author argues with other researchers who admit cliches, stretch marks and inaccuracies in the description and assessment of Archbishop John's political work.

Текст научной работы на тему «Политическая деятельность архиепископа Иоанна в Латвии в 1925 - 1926 гг.»

УДК 94(474.3)"1925/26":929Иоанн ББК 63.3(4Лат) «1925-1926»-8 М13

Сергей Мазур

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИЕПИСКОПА ИОАННА В ЛАТВИИ В 1925-1926 ГГ.

- АННОТАЦИЯ -

В статье рассматриваются важнейшие аспекты деятельности архиепископа Иоанна (Поммера), с 1925 г. нацеленной на активную защиту в Сейме Латвии интересов Латвийской православной церкви, ее приходов и прихожан. Автор полемизирует с другими исследователями, допускающими штампы, натяжки и неточности в описании и оценке политической работы архиепископа Иоанна.

-КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА-

АРХИЕПИСКОП ИОАНН (ПОММЕР); ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ; СЕЙМ ЛАТВИИ; «БЛОК ПРАВОСЛАВНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»; ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ архиепископа Иоанна (Пом-мера) — малоисследованная тема. Сведения об этой стороне жизни владыки рассыпаны в многочисленных книгах, отражающих прошлое православия в Балтийском регионе. Большинство из научных трудов, написанных в том числе известными и заслуженными специалистами, малоинформативны, порою дают искаженную картину эпохи.

В монографии доктора исторических наук, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессора Санкт-Петербургской духовной академии РПЦ Вадима Ибрагимовича Мусаева воспроизводятся штампы немалой по своему объему литературы о Латвийской православной церкви1. На наш взгляд, эта небесполезная работа далека от совершенства. Весьма странным выглядит подход, исключающий отсылку к работам ведущих специалистов в истории Латвийской православной церкви — доктору филологии Ю.Л. Сидякову2, магистру истории С.А. Цоя3, при этом петербургский историк ссылается, например, на методологически устаревшие труды З.В. Балевица4. Интересующие нас 1925 и 1926 гг. Мусаев почти обходит стороной, вкратце упоминая выборы в Сейм в 1925 году. «В октябре 1925 г. архиепископ Иоанн, е соответствии с решением проведенных им районных совещаний, выставил свою кандидатуру в депутаты 2-го Сейма от нового политического объединения — Блока православных избирателей и общественных организаций. Получив активную поддержку от православных граждан

1 Мусаев В.И. Православие в Прибалтике в 1890-1930-х гг. СПб., 2018. С. 339395.

2 См., например: СиЭяков Ю.Л. Иоанн (Поммер) глазами биографов, историков и публицистов // Даугава. 2002. № 4. С. 146-154; Из архива священномуче-ника архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Т. I. Сидяков Ю.Л. (сост.) // Альманах общества Беттапит Ьог!ш ЬитапНаЙБ, вып. XIV. Мазур С.А. (ред.). Рига, 2008 и др.

3 См., например: Цоя С.А. Латвийская Православная Церковь и Свято-Сергиевский Православный Богословский институт (в 20-30 годы XX века) // Православие в Балтии, 2013, № 10(1). С. 33-48; Он же. Историография истории Православия в Латвии (краткий очерк) // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2017. № 4(11). С. 162-199 и др.

4 При всей тенденциозности подборки документов, определенную ценность сохраняет, на наш взгляд, лишь следующее издание: Православное духовенство в Латвии 1920-1940. Сборник документов. Балевиц 3. (сост.). Рига: Латвийское государственное издательство, 1962.

страны на выборах, проводившихся в октябре 1925 года, архиепископ получил депутатский мандат...» (с. 11).

Усеченный подход В.И. Мусаева вполне характеризует то, что историк называет само событие, но при этом не раскрывает его природу. В стороне остается предвыборный период, для которого архиепископ Иоанн выдвинул главный организационный принцип: выдвигаться кандидатами в депутаты должны прежде всего люди с мест, а не представители центральных церковных учреждений. Этот «революционный» принцип в организации предвыборной кампании брал истоки в трагических событиях 1905-1907 гг., когда Советы благочиний приняли участие в предвыборной борьбе в учрежденную царским манифестом Государственную думу Российской империи. В стенограммах синода за 1925 год ни одной строчкой не упоминается политика. Зато работа на местах в Советах благочиний передает поистине народный характер всей предвыборной кампании «Блока православных и общественных организаций» во главе с архиепископом Иоанном.

Взвешенную оценку выборам во 2-й Сейм, состоявшимся с 3 по 4 октября 1925 года, дает латвийский историк Татьяна Дмитриевна Фейгмане в своей монографии «Русские в довоенной Латвии»1. Четыре русские партии, или, как Т.Д. Фейгмане называет их, «группировки»: «Блок православных избирателей и русских общественных организаций», «Русский объединенный список волостных и общественных деятелей» (сокращенно «земцы»), «Старообрядческий список» и «Русская народно-трудовая партия» П.А. Корецкого представляли основные силы русских избирателей. «Русский трудовой союз в Латвии» (A.C. Бочагов) и остатки «Русского беспартийного объединения» (В.А. Пресняков) влились в «Русский объединенный список волостных и общественных деятелей», что, однако, не спасло их от поражения. «Партиями личного порядка» — назвал их в газете «Новь» П.А. Павлов. Он отметил: «беда заключается в том, что существующие русские партии возникли и существуют лишь для того, чтобы «главари» их получили хоть от немногих тот почет и уважение, которого они не заслужили или лишились среди тех общественных организаций, к которым принадлежали раньше».

Фейгмане Т.Д. Русские в довоенной Латвии. Рига, 2000.

1

Присяжный адвокат и учитель Павел Александрович Павлов (1884-1952) писал в газету, поддерживающую списки старообрядцев и «Блок православных избирателей и общественных организаций». Конечно, П.А. Павлов не дает полного социологического среза предвыборной кампании, а акцентирует внимание лишь на пропагандистском аспекте. С его точки зрения, П.А. Корецкий и тем более A.C. Бочагов не случайно оказались в 1-м Сейме Латвии и закономерно проиграли выборы во 2-й Сейм.

A.C. Бочагов (1885-1952) не был посторонним человеком в политике. Имея добротное юридическое образование, судебную практику, опыт эвакуации во время Первой мировой войны, Александр Семенович уже в 1919 году организовал «Русский Национально-демократический союз»; в крайне сложном для православия в Латвии 1918 году принял участие в создании объединения православных приходов. Член Народного Совета, депутат как Учредительного собрания Латвии, так и 1-го Сейма, A.C. Бочагов сыграл известную роль в возникновении Латвийской православной церкви. Несколько лет занимая почетную должность председателя Совета Рижского Александро-Невского прихода, A.C. Бочагов всегда был рядом с владыкой. Он в президиуме чуть ли не на всех пленарных заседаниях ЛПЦ, при этом он же официальный представитель ЛПЦ в Сейме. A.C. Бочагов, выполняя поручения архиепископа Иоанна, сносился с первыми лицами латвийского государства. Его супруга Олимпиада Лишина (1873-1961), открывшая в Риге частную гимназию, также вела активную проправославную деятельность, в том числе устраивая духовные концерты в кафедральном соборе.

Политические позиции A.C. Бочагова казались незыблемыми, а сам Александр Семенович незаменимым человеком. Однако политическая жизнь Латвии в 1925-1926 гг. и в целом была устроена таким образом, что неизменного положения не было ни у кого, в любой момент ситуация могла вынести за скобки даже самого уважаемого политика. Так, приезд в Латвию архиепископа Иоанна в июле 1921 года резко изменил как общественный, так и политический расклад сил, по крайней мере, в русской среде.

Уже в конце 1922 года на пленарном заседании синода объявили о том, что православные должны идти в политику. Вопросы

собственности, защиты церковного имущества нужно было решать на политическом уровне. Решение баллотироваться в парламент было не прихотью владыки, а коллективным решением всего православного духовенства.

По-видимому, A.C. Бочагов не почувствовал кардинальных изменений. К закату своей политической карьеры он неуклонно двигался, начиная с 1923 года.

Полемика в прессе, прежде всего в газете, отражавшей интересы A.C. Бочагова («Вечернее Время»), производит тяжкое впечатление. В статьях, подписанных В. Тверским, явно разыгрывается национальная карта. Нормы морали, этикета, такт отброшены. Об архиепископе Иоанне пишется без должного уважения. Наиболее ярко этот момент выражен в газете П.А. Корецкого (1877-1929) «Народ». Так, в номере от 25 сентября 1925 года опубликовано воззвание к русскому избирателю «Русские!» следующего содержания:

1) Кто за латыша Яниса Поммерса (архиепископа Иоанна, Дави-са, Вицкопа и др.), тот может подать список № 18 и должен забыть, что он русский.

2) Кто за своих русских, работающих вместе с «Русской Народно-трудовой партией» и ее председателем Петром Корецким, объединившихся для защиты русских прав, тот должен голосовать за список № 16 по Риге.

Пропаганда не сработала. Дело в том, что к 1925 году сильно изменился сам избиратель. Если в выборах в 1-й Сейм многие русские избиратели, особенно в деревне, голосовали за социал-демократов, привлекаемые их демагогической риторикой, то на выборах во 2-й Сейм неизбежно наступило разочарование в старой политике. Не сработала антиправославная пропаганда в ряде латышских газет в 1926 году. Церковь добилась принятия 8 октября 1926 года закона, согласно которому ЛПЦ получила право свободно и открыто проводить в жизнь учение Вселенской православной церкви. Важнейшая задача, обеспечивающая положение церкви в государстве, была решена. 1 декабря начала работать Рижская духовная семинария, решившая другую важную задачу — преодоления кадрового голода, особенно в латышских приходах.

Архиепископ Иоанн, с характерной для него логикой конкретного политического мышления, обращал внимание читателей русских газет на то, что новый «Блок...» является крестьянской партией. У П.А. Корецкого и A.C. Бочагова социальный статус избирателя был неопределенным. Соответственно задачи в «карманных партиях» могли с легкостью конвертироваться в звонкие идеологические фразы про «плохого» латыша Поммера и истинных защитников русских интересов — Корецкого и Бочагова. В 1926 году русские газеты пестрели сообщениями о том, что среди депутатов единственным защитником русских интересов является депутат Поммер. Так, газета «Слово» (№ 257) сообщила о состоявшемся 3 сентября совместном заседании Русского Национального Союза, на которое были приглашены и русские депутаты. Был оглашен протокол прошлого заседания, на котором правление обвинило всех депутатов, кроме архиепископа Иоанна, в бездеятельности и розни.

У архиепископа Иоанна, в отличие от других русских депутатов, была четкая политическая позиция. Тяжкие послевоенные будни, крайняя бедность и нищета указывали на слабые стороны аграрной политики, проводимой государством еще с 1920 года. Крестьянское хозяйство нуждалось в кредитах, поддержке, которую не оказывали в полной мере структуры власти. 22 ноября 1926 года газета «Сегодня» (№ 238) опубликовала фотографию, отразившую грандиозную демонстрацию безработных жителей города Риги, несших плакаты: «Работы и хлеба!», «Мы требуем восстановления промышленности!». На повестке дня в обществе и церкви как в 1925-м, так и в 1926 году стояли вопросы образования, просвещения, борьбы с алкоголизмом, развития кооперативного движения, которое некоторое время представлялось панацеей от всех социальных бед.

Что представлял собою П.А. Корецкий как народный избранник, Т.Д. Фейгмане в красках изображает в книге «Русские в довоенной Латвии» в истории с выдвижением начальника Русского отдела министерства образования в 1924 году (с. 44-45). В 1924 году П.А. Корецкому с участием A.C. Бочагова удалось отстранить от должности популярного в русской среде профессора Ивана Фера-понтовича Юпатова (1865-1944) и протащить начальником Русского отдела заведующего правительственной гимназии в г. Резекне Федора Николаевича Серкова (1883-1962). Столь вопиющее попра-

ние демократических норм настроило против П.А. Корецкого всю русскую общественность Латвии. «Учуяв опасность, — отмечает Т.Д. Фейгмане, — Корецкийпоступаетпод защиту правительства, играя на щекотливых струнах якобы антилатвийской политики русских организаций» (с. 45).

Если бы Ф.Н. Серков был приличным человеком, то дело, вероятно, сошло бы с рук. Но П.А. Корецкий вместе с Ф.Н. Серковым, пользуясь немалыми полномочиями, совместно проворачивали темные делишки. Так, 8 марта 1925 года член синода и инспектор основных школ Я. Платер, проверяя канцелярию одной из латгальских школ, обнаружил факты создания в русских школах политических ячеек по прямому распоряжению Серкова. Начальник Русского отдела свои поездки использовал не для ревизии школ, но большей частью для политической агитации1. 26 марта 1926 года газета «Сегодня» (№ 69) поместила материал против Серкова, так как он принуждал вступать учителей в «Трудовую партию». О немалой распре в русских кругах написал старообрядческий общественный деятель Ф.С. Павлов в газете «Слово» (№ 225) в статье «Латгальские впечатления». И здесь мы видим П.А. Корецкого, попытавшегося сковырнуть «Центральный комитет по делам старообрядцев в Латвии» из-за нежелательного для него выбора этой организации в пользу старообрядческого депутата М.А. Каллистратова (1896-1941).

Если бы 1925-1926 гг. каким-то особенным образом выделять в жизни священномученика архиепископа Иоанна (Поммера), то для этого драматического времени вполне бы подошло название: «Архиепископ Иоанн выходит из тени». Не то чтобы архиепископ не был известен народу Латвии, но именно в эти годы публичность становится новой страницей в его биографии. Литературное наследие владыки в 1926 году включает огромное количество проповедей, бесед, публикаций, как в православном журнале «Вера и Жизнь», так и в газетах «Слово» и «Сегодня». Так в, январе 1925 г. архиепископ Иоанн в газете «Слово» (№ 52) опубликовал статью «Правда о православной церкви в России», в феврале в «Слове» (№ 65) — «Будет ли в Советской России патриарх?». В мае увиделЪ свет две статьи

1 Латвийский государственный исторический архив Национального архива Латвии. Ф. 7131. Оп. 1. Д. 45. Л. 9.

архиепископа Иоанна и были растиражированы его выступления в Сейме 19 мая и 1 июня в защиту православной церкви от посягательств социал-демократов и т.д.

При той важной роли, которую играет православная церковь в жизни общества, вряд ли популярность кого-либо из современных епископов можно было бы сравнить с узнаванием и народным признанием архиепископа Иоанна в межвоенной Латвии. Кажется, православного владыку знали все или почти все, как русские, так и латыши, как в Риге, так и в самых отдаленных уголках Латвии. Депутатская должность давала архиепископу Иоанну вожделенную возможность защищать правовыми методами в Сейме интересы Латвийской православной церкви и одновременно представлять как широкие круги русского крестьянства, так и образованное русское общество в парламенте.

Возвращаясь к монографии В.И. Мусаева «Православие в Прибалтике в 1890-1930-е гг.», отметим, что профессор посвящает 1926 году всего лишь один абзац, упоминая, что 28-29 октября 1926 года состоялся очередной Собор ЛПЦ, на котором был избран новый синод и правительству была выражена благодарность за официальное признание церкви. Также на страницах православного журнала «Вера и Жизнь» архиепископ Иоанн провозгласил окончание эпохи гонений, ушедшей в прошлое (с. 176). Мы понимаем, что рамки монографии не дают автору книги возможности полностью рассказать о важнейшем для православного и русского населения Латвии в 1926 году событии. Но в нашем понимании задача историка не ограничивается лишь одной констатацией факта. Если бы автор монографии заметил: описания события в источниках отличаются, а в существенных моментах даже противоречат друг другу, то появилось бы основание сделать вывод о вкладе архиепископа Иоанна в обеспечение процессов единства политической, общественной и церковной жизни русской части Латвии на фоне бесконечных склок, оскорблений, подсиживаний со стороны таких латышских политиков, как социал-демократ Карлис Декенс, таких русских деятелей, как П.А. Корецкий и A.C. Бочагов.

Однако достижения архиепископа Иоанна вовсе не исключали трудностей. Одна из них выражалась в нестабильности латвийского

парламентаризма. Как раскачивающийся маятник, политика приносила обществу как периоды относительного спокойствия, так и угрожающие нормальному существованию церкви бури.

— СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ —

Из архива священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. T. I. Сидя-ков Ю.Л. (сост.) // Альманах общества Seminarium hortus humanitatis, вып. XIV. Мазур С.А. (ред.). Рига, 2008.

Латвийский государственный исторический архив Национального архива Латвии (LNA LVVA). Ф. 7131. Оп. 1. Д. 45.

Мусаев, В.И. Православие в Прибалтике в 1890-1930-х гг. СПб., 2018. С. 339-395.

Православное духовенство в Латвии 1920-1940. Сборник документов. Балевиц 3. (сост.). Рига, 1962.

Сидяков, Ю.Л. Иоанн (Поммер) глазами биографов, историков и публицистов // Даугава. 2002. № 4. С. 146-154.

Фейгмане, Т.Д. Русские в довоенной Латвии. Рига, 2000.

Цоя, С.А. Историография истории Православия в Латвии (краткий очерк) // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2017. № 4(11). С. 162-199.

Цоя, С.А. Латвийская Православная Церковь и Свято-Сергиевский Православный Богословский институт (в 20-30 годы XX века) // Православие в Балтии, 2013, № 10(1). С. 33-48.

-REFERENCES-

Coja, S.A. Istoriografiya istorii Pravoslaviya v Latvii (kratky ocherk) // Zhurnal rossiyskikh i vostochnoyevropeyskikh istoricheskikh issledovaniy. 2017. № 4(11). P. 162-199. (In Russian).

Coja, S.A. Latviyskaya Pravoslavnaya tserkov I Svyato-Sergievskiy Pravoslavniy Bogoslovskiy institut (v 20-30 gody XX veka) // Pravoslavie v Baltii, 2013, № 10(1). P. 33-48. (In Russian).

Feigmane, T.D. (2000). Russfeiye v dovoyennoy Latvii. Riga. (In Russian).

Iz arkhiva svyashchennomuchenika arkhiyepiskopa Rizhskogo i Latviyskogo Ioanna (Pommera). Pis'ma i drugiye dokumenty. T. I. Sidyakov

Yu.L. (sost.) // Al'manakh obshchestva Seminarium hortus humanitatis, vyp. XIV. Mazur S.A. (red.). Riga, 2008. (In Russian).

LNA LVVA. 7131-1-45.

Musayev, V.I. (2018). Pravoslaviye v Pribaltike v 1890-1930 gg. SPb, p. 339-395. (In Russian).

Pravoslavnoye dukhovenstvo v Latvii 1920-1940. Sbornik dokumentov. (1962). Balevits Z. (sost.). Riga. (In Russian).

Sidyakov, Yu.L. Ioann (Pommer) glazami biografov, istorikov i publitsistov // Daugava. 2002. № 4. P. 146-154. (In Russian).

МАЗУР СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - учитель истории ГБОУ гимназии № 155 г. Санкт-Петербурга (mazur.sergej@gmail.com). Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.