Научная статья на тему 'Политеизм в вероучениях современных оккульно-мистических культов'

Политеизм в вероучениях современных оккульно-мистических культов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
874
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТЕИЗМ / ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / ОККУЛЬТНО-МИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ / POLYTHEISM / PRIMITIVE BELIEFS / MYSTICAL CULTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агеенкова Екатерина Кузьминична

Анализ вероучений современных оккультно-мистических культов выявил сходство структуры их высших сакральных сил со структурами древних политеистических верований. При этом выделено их своеобразие, проявляющееся в обозначениях субъектов сакрального мира, их масштабности и функциях, а также в особенностях поведения и обязанностях посредников между богами и людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYTHEISM AS A FEATURE OF CONTEMPORARY OCCULT AND MYSTICAL CULTS

Analysis of the beliefs of modern occult-mystical cults revealed the similarity of the structure of the higher sacred forces with the structure of ancient polytheistic beliefs. At the same time it highlighted its originality, shown in the notation of the sacred subjects of the world, their scope and functions, as well as in the behavior and responsibilities of intermediaries between gods and men.

Текст научной работы на тему «Политеизм в вероучениях современных оккульно-мистических культов»

УДК 217.5

ПОЛИТЕИЗМ В ВЕРОУЧЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОККУЛЬНО-МИСТИЧЕСКИХ

КУЛЬТОВ

© Агеенкова Екатерина Кузьминична, к. псих. н., доцент

Минский инновационный университет (Беларусь) ageenkova@list.ru

Термин «язычество» используют для обозначения политеистических религий и культов, предшествующих и противостоящих теистической религии. В широко распространившихся в последние десятилетия новых религиозных движениях под термином «неоязычество» специалисты чаще всего понимают так называемые родноверческие движения, направленные на воссоздание жизненного уклада, верований и культовых обрядов народов, живших в дохристианский период. Так, А. Гайдуков определяет неоязычество как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, которые в своей деятельности обращаются к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимаются их возрождением и реконструкцией» [Гайдуков 2000: 12].

При этом можно обратить внимание на то, что в движениях, которые определяются как языческие с приставкой «нео», имеет место реконструкция хотя и древних, но более поздних верований и культов, существовавших в достаточно развитых обществах в период, непосредственно предшествующий христианству. Однако язычество, как система политеистических верований, возникла в гораздо более ранний, первобытный период.

Как указывает Л. Я. Штернберг, после периода «одушевления природы» у первобытных людей возникли верования, которые определяются как политеистические культы. Вначале они были связаны с почитанием «духов», которые близки к тому, что называют «призраками». Их видят, слышат, т. е. они проявляют «все несомненные признаки своего существования ... но всегда остаются неуловимыми в своей телесности» [Штернберг 1936: 8-9]. Учение о духах является «первичной стадией анимизма» [Штернберг 1936: 11]. После стадии «открытия» и почитания первобытным человеком «душ» - невидимых двойников предметов и явлений природы, «от воли и судьбы которых зависит вся жизнь человека», по мнению автора, сформировался анимизм, как религиозная система и культовая практика. В религиозном мировоззрении первобытного человека появились представления, что «вся жизнь человека, вся его борьба за существование всецело в зависимости от воли тех или иных духов», как «благодетельных» по отношению к человеку, так и «злокозненных». Позднее, по мнению Л. Я. Штернберга, в анимистических верованиях появились представления о божествах и богах, которые были не равнозначны, кто-то был более могущественным («владыки огромных областей природы и жизни»), кто-то вполне рядовым. Возникают культовые действия («молитвы, жертвоприношения и славословия»), чтобы вызвать благосклонность одних, или связанные с борьбой или компромиссом с другими. На всех этапах формирования представлений о невидимых духах, божествах и богах возникала необходимость общаться с ними. Для этого требовалось умение «вступать в общение с духами, пользоваться их покровительством или властвовать над ними». На определённом этапе появились «избранники духов, шаманы, жрецы, которые в силу своей психической индивидуальности ... оказывались наиболее пригодными для общения с духами и пользовались ими на благо человека». Причём, как указывает Л. Я. Штернберг, более важными для существования первобытных людей были духи и божества, которые их непосредственно окружали, и от которых зависела их жизнь. Великие боги - создатели Вселенной, были не столь актуальны. Их роль возросла позже, и максимально проявилась

только в монотеистических религиях [Штернберг 1936: 231-236]. На наличие таких же стадий в развитии религий указывал и Э. Б. Тайлор, который только обозначил несколько иную их периодизацию [Тайлор 1989].

Данный краткий экскурс в историю развития языческого мировоззрения осуществлён с целью конкретизации отдельных его позиций, которые в настоящее время проявляются в новых религиозных движениях и особенно в оккультно-мистических культах (ОМК). Среди этих позиций наиболее существенными для нашего исследования являются: иерархия и функции «высших сил», а также наличие посредников между этими «высшими силами» и людьми.

На определённом этапе развития анимизма среди «высших сил» (душ, духов, божеств, богов) формируется иерархия. Выделяются «высшие боги» или, по определению Э. Б. Тайлора, «могучие божества», которые, как он писал, «не ограничиваются местными или индивидуальными интересами и которые могут осуществлять свои функции в обширной сфере или контролировать мир и влияют на него через посредство низших духовных существ, своих слуг, агентов и посланников» [Тайлор 1989: 391].

Данная архитектоника «высших сил», влияющих на жизнь человека, широко представлена в вероучениях современных ОМК.

Истоками такой мировоззренческой картины, скорее всего, являются представления Е. П. Блаватской об «охранителях», а также «избранных из нашего человечества», вознесённых в иные миры, являющихся «наставниками и руководителями человечества» [Блаватская 1992: 332-335]. Они, якобы, составляют «Космическую Иерархию Учителей» или «Великое Белое братство» с двумя представителями которых - Эль Мория и Кут Хуми, она общалась посредством мистического «контакта» [Великое Белое Братство].

Эта идея Е. П. Блаватской явилась толчком к развитию современных ОМК. О своих контактах с членами «Великого Белого братства» вскоре начали заявлять многие мистики -Е. И. Рерих, М. Иванов (О. М. Айванхов), Ч. У. Ледбитер, А. А. Бейли и др.

Развитие идеи Е. П. Блаватской осуществили мистики из США Марк и Элизабет Профеты. В числе «Великого Белого братства» они назвали следующих: «Гаутама Будда, Майтрейя, Иисус Христос, Святой Михаил Архангел, Заратустра, Моисей, Мелхиседек, Мать Мария, Святой Франциск, Эль Мория, Тереза из Лизье». При этом в его круг входят также так называемые «Вознесённые владыки» - люди, достигшие высокого духовного развития при жизни, и продолжающие оказывать воздействие на людей после своей смерти, особо помогая «всем, кто эволюционирует». «Эти Владыки являются учителями человечества» и различаются по своим функциям. Семеро их них являются «Владыками лучей» («Чоханами»), оказывающими влияние на различные социальные группы (например, политиков, врачей, художников, архитекторов и проч.) и направляющими людей в определённое русло развития. Помимо этого в сакральной структуре мира, согласно учению Профетов, существует «два царства духовных существ: царство ангелов и царство элементалов ... Ангелы-служители и элементалы четырёх стихий - огня, воздуха, воды и земли», имеющих также свои функции [Профеты 2006: 10-18].

Как и в языческих культах, в учении Профетов «природа» Бога, его «цели и задачи» не обозначены. В целом он выступает как творец мира и его исток, от него исходят «намерения» и «воля», и всё созданное им находится в стремлении служения и уподобления ему. Однако более обстоятельно описаны функции «Владык».

Предложенная Е. П. Блаватской двухуровневая структура «высших сил», включающая самого Бога и непосредственно воздействующее на людей «Великое Белое братство», явилась прототипом или своеобразным лекалом для создания множества новых оккультно-мистических учений.

На становление русскоязычных ОМК, опирающихся на теософско-политеистическую схему, основное влияние оказало учение Е. И. Рерих «Живая этика». Уже в своей первой книге «Листы сада Мория» она представляет «послания от учителя» Эль Мория из легендарной Шамбалы, с которым «контактировала» Е. П. Блаватская и которого последняя

явила всему миру. Однако в этой первой книге речь идёт о классическом христианском почитании единого Бога: «Думайте о великом даре любви к Единому Богу», «Учи счастью слияния с Богом», «Бог почиет в каждом сердце», «Да святится Имя Единого Бога». Однако в более поздней книге «Иерархия» появляются некие представители «тонкого мира» -«Владыка Шамбалы» и «братья человечества». В более поздних её книгах слово «Бог» уже не употребляется. Сакральная структура в её мировоззрении стала выглядеть следующим образом. Появляется аналог Бога - «Огненный мир». Однако он абстрактен и определён как «Неизменный, Непреложный, Вездесущий, Беспредельный и Непознаваемый принцип». На земные процессы влияют другие силы. Так, за «Огненным миром» следует «Тонкий мир» или «Иерархия света». Источником духовности на земле явились «Кумары» или «Сыны Света, пришедшие с высших миров (Венера и Юпитер) на нашу планету ... для ускорения эволюции её человечества». Их сознание «напитывало сознание человечества Единой Истиной, привносимой ими в одеяниях различных философий и религий, соответствовавших времени». Они являются в настоящее время «Хранителями Транс-Гималайской Твердыни в нашей расе» или «Махатмами Гималаев». Однако они не могут находиться в материальном мире. Деятельность на Земле под их руководством осуществляют «сотрудники Космоса», «богочеловеки», «сверхчеловеки», которые занимают место «среди Высших Духов» и являются «Строителями миров и Руководителями народов» [Рерих 2007]. К ним «Владыка Шамбалы» и «братья человечества» отнесли и Е. И. Рерих, назвав её «Сотрудницей Космического Разума», «Владычицей» и «Матерью Мира» («Иерархия»: 7.006-7.011).

Таким образом, общая схема сакрального мира в учении Е. И. Рерих также идентична политеистическим языческим верованиям. Единый Бог как творец мира уходит на дальний план. Основными действующими по отношению к Земле субъектами так называемого «Тонкого мира» являются пришедшие извне «Сыны Света», которые обитают в Гималаях, а также «сотрудники Космоса» - люди (вернее «сверхлюди»), родившиеся на Земле и ставшие избранниками «Сынов Света». Последние ещё при жизни стали посредниками между субъектами «Тонкого мира» и людьми, а после своей смерти продолжают оказывать влияние на развитие человечества.

Данная схема сакрального мира с некоторыми вариациями прослеживается во многих современных, активно действующих русскоязычных организациях ОМК. Приведём отдельные примеры.

«Синтез Фа». По данным материалов данной организации она начала формироваться в конце 80-х годов прошлого столетия В. Сердюком в Иркутске (Россия). В качестве основного места проживания современного человечества в его учении выступает «Метагалактика», членом которой оно стало после выхода человека в Космос. Сакральная управленческая структура, которая руководит данной «Метагалактикой», включает в себя высшего иерарха, которого В. Сердюк называет «Отцом», «Образом Отца», «Изначально Вышестоящим отцом» [Сердюк 2012]. Далее следует сложная иерархия «Владык», которые на разных этапах эволюции, традиционно называемых в оккультно-мистических вероучениях «расами», осуществляли на Земле эволюционные процессы. На современном «метагалактическом» «ФА»-этапе истории земное человечество входит «в метагалактический цикл ФА-Управления», которое составляют «новые 8 пар Метагалактических ФА-Владык, которые работают со всем человечеством и ученичеством Новой эпохи». При этом В. Сердюк отмечает, что «если Учителя в предыдущей эпохе были Планетарными, ... то новые Учителя - Метагалактические» [КутХуми 2008: 92]. Кроме этого он уточняет, что Землю курирует Кут Хуми - легендарный в современном оккультизме «Владыка», с которым познакомила своих последователей ещё Е. П. Блаватская: «На Планете Земля выразителем Слова ФА-Отца Метагалактики и деятельности Сына Метагалактики является ФА-Владыка Кут Хуми и его планетарный Аспект Виталий Сердюк» [Кут Хуми 2008: 2].

Итак, в данной схеме В. Сердюк обозначил себя выразителем воли «Метагалактических учителей», от лица которых выступает один из них - Кут Хуми, а также

посредником между ними и человечеством. Его функция заключается, якобы, в подготовке человечества к переходу в «6-ю коренную расу» или в «метагалактическое существование» в рамках «Метагалактической цивилизации». Более конкретно его роль проявляется в создании «Дома Изначально Вышестоящего Отца» («ДИВО»), выражающего его «Волю» и выполняющего его функции на Земле. «Дом Отца» описывается как ячейка его последователей, как «пространство бытия реализующих Метагалактическую Цивилизацию». Далее по замыслу В. Сердюка (т. е. замыслу его «Метагалактического наставника») отдельные «Дома Отца» должны синтезироваться между собой и создать «Гражданскую конфедерацию» [Сердюк 2012: 14-16] или «Дом коллектива людей, живущих одними условиями бытия - Нацией» [Сердюк 2012: 35]. Он утверждает, что «Гражданская конфедерация» должна заменить «устаревшую и ведущую к гибели ныне существующую цивилизацию демократии» [Сердюк 2012: 14].

Политеистичность данной идеологии выражается в особом влиянии на современные земные процессы «Метагалактических учителей», хотя конкретно с В. Сердюком контактирует только один из них, выражая при этом их коллективную волю.

«Международная Школа Мира». Это новое название известной организации «Братство Майтрейи», основанной в конце 90-х годов прошлого столетия путём слияния вероучительных принципов Е. И. Рерих и болгарского мистика Беинса Дуно (П. К. Дынова).

Как следует из анализа материалов сайта организации, аналогом Бога в учении «Школы» является «Великий Владыка» или «Господь Вседержитель». Он влияет на земные процессы вместе с так называемым «Духовным миром» или «Огненным миром». При этом «Школа Мира» была создана и курируется, как полагают её члены, «Учителями человечества, Иерархами из Созвездия Орион» [Школа Мира]. Среди «Высших Руководителей» называются «Господь-Вседержитель», «Шри-Шри Радха Кришна», «Дева Мария Богородица», «Иисус Христос - Величайший Учитель человечества», «Глава Шамбалы, Учредитель и Собиратель Шестой Расы - Владыка Огня - Р. Мория», «Владыка Белого Братства - Кут Хуми», «Владыка Белого Братства - Сен Жермен», Елена и Николай Рерихи, Шрила Прабхупада, Порфирий Иванов, Беинса Дуно, Будда, Зароастр, Лао-цзы и др. Высшим иерархом по отношению к Земле называется Майтрейя, имеющий три ипостаси -«Майтрейя Будда», «Майтрейя Христос» и «Майтрейя Мория», и его приход на Землю связывается с наступлением «Новой эпохи». Указания от «Космических Кураторов и Наставников» для членов «Школы» и для всего человечества получают так называемые «Земные Руководители». Члены «Школы» верят, что в настоящее время происходит переход человечества из «5-й коренной расы» в «6-ю коренную расу» - или «пришествие Царствия Света». Предшествовать им будет приход на Землю Майтрейи и борьба сил добра и зла («Огненное Крещение», «Последняя Битва»). Функция, которая возлагается на членов данного братства «Космическими Наставниками», заключается в помощи человечеству в прохождении «огненного рубежа», в выполнении роли воинов «Сил Света» и в необходимости «являть мужество, являть неустрашимость, являть победоносное действие духа» в «Последней Битве».

В данном вероучении имеется некоторое нарушение общей для ОМК схемы воздействия на «земной мир». Здесь высший иерарх - аналог Бога, как простое божество вступает в контакт с людьми, и активно раздает указания. Однако политеистичность в этом вероучении также налицо.

«Астроэзотеричекая школа». Данное движение создано В. А. Поляковым и имеет также названия «Международная научная школа универсологии», «Международная астроэзотерическая ассоциация», «Эволюция содружества» и др.

В своих работах В. А. Поляков иногда использует понятие «Творец», идентичное понятию Бога. Но в целом его мировоззренческая концепция фокусируется на «Кумарах», тех самых «Сынах Света» из «Тонкого Мира», о которых писала Е. И. Рерих, и которые, по его представлениям, прибыли с Венеры для стимулирования нового цикла эволюции на Земле и приобщения сознания людей к божественному естеству. Они разделились на 7

групп, управляющими «7-ми Лучами», которые в свою очередь влияют на ход планетной эволюции через посредство отдельных групп «прогрессивных людей» или «устремлённых к познанию сути развития людей», в том числе и членов «Астроэзотерической Школы». Он пишет, что эти группы людей являются «энергоканалом» переноса «Мысли Творца -Планетного Логоса» между Иерархиями, что в этом состоит миссия этих групп - стать «осознанными преемниками и проводниками Его Воли» [Поляков 1998: 5-9]. Себя он также называет одним из управителей планетной эволюции, а также представляется высшим магом, рождённым в Атлантиде [Поляков 1997]. В настоящее время деятельность «Кумар» и соответственно «прогрессивных людей» направлена на переход человечества из «5-й Коренной Расы» в «6-ю» [Поляков 2000: 6-7]. Более конкретно В. А. Поляков видит свою роль и функцию членов своего движения в стимулировании формирования «непроявленных» в настоящее время «коммунистического», «общественного» и «общечеловеческого» социально-экономических укладов общества [Поляков 2002; Агеенкова 2014].

Мистериальную составляющую своего вероучения В. А. Поляков не оглашает, ссылаясь на «эзотерическую тайну». Однако в своих многочисленных работах представляет тщательно проработанные механизмы переустройства общества с использованием особых видов социальной деятельности специально подготовленных его последователей.

В данной схеме сакральных сил, проявляющих свою деятельность на Земле, основными являются 105 «Кумаров», объединённых в семь групп. Однако сам В. А. Поляков объявил себя не просто посредником между ними и «землянами». Он намекает, на то, что он был влиятельной силой (высшим магом) в Атлантиде, и что он влияет на земные процессы в и настоящее время. Таким образом, он, как и Е. И. Рерих, ещё при жизни отнесён к «учителям человечества».

Анализ представленных вероучительных концепций указывает на сходство архитектоники высших сакральных сил в новых ОМК, сформированных в последнее время, с древними политеистическими верованиями. При этом можно отметить некоторое своеобразие политеизма вероучений современных ОМК, обусловленными, скорее всего, реалиями нашего времени и картиной мира, разворачивающейся в сознании современного человека, в том числе и политеиста.

Можно выделить следующие различия современных и древних политеистических вероучений.

Различия в обозначениях субъектов сакрального мира. Религиоведы, изучающие древние верования различных народов, условно обозначили мир различных нематериальных существ, влияющих на жизнь человека и по-разному называемых у различных народов, «божествами и духами». Как-то не поворачивается язык назвать так аналогичных субъектов в современном мистицизме, хотя они занимают идентичное положение в «тонком мире». Сами последователи ОМК с пиететом называют их «Владыками», «Космическими учителями», «Сынами Света».

Различия в масштабности богов и духов. Как указывают исследователи, для первобытного человека более значимы были боги и духи их региона проживания, охоты, рыбалки, влияющие в целом на их жизнедеятельность. При этом Л. Я. Штернберг, изучив верования сахалинских гиляков, писал: «Есть у гиляков смутное представление, скорее ощущение, о верховном едином божестве, отце всех людей и всего существующего, но оно для него именно смутное ощущение, которое он и не формулирует» [Штернберг 1936: 20].

Что же касается вероучений современных последователей ОМК, то они взаимодействуют с субъектами «тонкого мира», сфера влияний которых охватывает всё человечество, планету Земля и какую-то часть космического пространства. Эти субъекты данного «тонкого мира» по своей масштабности и сфере влияния стали идентичным Богу монотеистических религий. При этом у современного политеиста сохраняется также «смутное ощущение» о существовании единого Творца.

Различия в функциях богов. В первобытных верованиях боги (во всяком случае, добрые) помогают людям выжить в дикой природе. В целом в сознании первобытных людей

они выступают владельцами определённых природных пространств и проявляют себя посредством различных природных явлений. Л. Я. Штернберг отмечал, что боги и божества гиляков делятся с людьми своей собственностью: соболями, лисицами, медведями, рыбой, нерпой и проч. «Из этой собственности боги специально выделяют пай человеку». При этом «гиляки не должны оставаться в долгу перед собственными благодетелями. И вот они дают пай богам всем тем, чем они сами пользуются» [Штернберг 1936: 18-19]. Здесь речь о взаимообмене с богами.

Современных представителей ОМК заботы о выживании не беспокоят. Среди характеристик их «высших сил» отсутствуют определения, связанные с их «владычеством» над теми или иными явлениями жизни, хотя они часто и называются «владыками». Они скорее преобразователи. Они выказывают в целом неудовлетворенность современным состоянием человечества и направляют свои усилия на стимулирование процесса его преобразования и формирования человечества нового типа. Эти преобразования касаются как самого человека (чаще идёт речь о его внутреннем нравственном состоянии, но иногда -и о материальном преобразовании), так и социальном переустройстве всего общества. Последнее наводит на мысль о политической подоплёке современных ОМК. Взаимообмена здесь не наблюдается, «боги» дают советы людям на безвозмездной основе.

Различия в ценностях, предлагаемых богами. Религия представляет собой не только комплекс представлений о высших силах, главенствующих над людьми, и набор культовых практик. Она создает также свод норм и правил, которые должны определять личное и социальное поведение лиц, исповедующих её. Помимо этого она формирует у них во внутреннем личностном плане жизненные смыслы и иерархию ценностей, на которые опирается человек, реализуя себя в своей жизнедеятельности. Для верующих людей боги (или единый Бог в монотеистических религиях) являются создателями ценностей, которые они передают людям через своих посредников.

Аутентичных письменных свидетельств о ценностных ориентациях почитателей различных богов и божеств в политеистических первобытных верованиях, похоже, не существует. Данный аспект как-то не интересовал и исследователей этих религий. Однако описание культовых практик и функций богов, представленных в многочисленных исследованиях, в том числе и цитированных в данной статье работах Л. Я. Штернберга и Э. Б. Тайлора, может указать на те значимые особенности поведения политеиста, которые он стремиться соблюдать, чтобы не прогневать их. Таким образом, похоже, что к ценностям, на которые были ориентированы люди в первобытных обществах, можно отнести следующие: значимость здоровья отдельных членов сообщества; продолжение рода; сохранение общности, в том числе путём борьбы с внешними противниками; способность добыть в окружающей среде средства для поддержания жизни, соблюдая при этом меру и не превышая нормы, отведённой для них богами. Это возможно при условии почитания богов и способности понимать и соблюдать их повеления.

В вероучениях известных нам ОМК основной ценностью выступает участие в преобразовании социальной организации мира и внутреннего пространства, как своего, так и других людей, на что указывалось выше. Чаще всего в этом случае говорится о перестройке сознания.

С другой стороны, для современного оккультно-мистического политеиста также значимо сохранение здоровья и долголетия. К направлениям деятельности современных движений ОМК относится создание различных курсов здорового образа жизни, на которых предлагается очень большой спектр немедикаментозных подходов поддержания жизнедеятельности, а также экстрасенсорика, включающая мистические приёмы диагностики и лечения различных заболеваний. В ОМК она включает в себя обращение к неким «высшим силам» или иное взаимодействие с ними, в том числе и посредством «магических предметов». Однако данный аспект требует отдельных религиоведческих исследований. В одной из наших работ был представлен анализ использования плоскостных геометрических фрактальных фигур для, якобы, изменения физиологического

функционирования организма в одном из ОМК [Агеенкова 2011]. Социальная ориентация современных ОМК часто определяет выбор профессий их последователей, которые часто связаны с общественной деятельностью (часто - это создание общественных объединений), социальной работой, образованием, воспитанием, медициной, психологией.

Различия в функциях посредников между людьми и богами. Л. Я. Штернберг, описывая верования гиляков, писал, что каждый представитель этого народа мог осуществлять жертвоприношения богам. Шаман же, как посредник, способный вступать в общение с богами, имел особый статус в своем сообществе. Он писал, что «гиляк верит шаману, поручает ему лечение своих больных, питает к нему суеверный страх, верит в его предсказания, в силу его колдовства, верит, например, что шаман может убить любого человека, как бы далеко последний не находился от него» [Штернберг 1936: 19].

Исследователи указывают, что шаман живёт обычной жизнью соплеменников. Однако среди них считается, что он обладает сверхспособностями: он более удачлив в охоте и рыбалке, может избежать смерти в критических ситуациях, обладает ясновидением и способностью к излечению болезней [Басилов 1984: 29]. В целом шаман выполняет конкретную функцию - он поддерживает род и общность, к которым относится [Басилов 1984: 170-187]. Их отличает способность впадать в экстатическое состояние, в котором они общаются с духами и богами. Эта непохожесть приводит к определённой отстранённости его от остальных членов племени.

В ОМК же посредник между «высшими силами» и людьми (сектоведы его часто называют «контактёром») - это высоко почитаемое и центральное звено культа и организации, которую он часто сам и формирует. Вокруг него группируются последователи и ученики, и среди них он выступает, как и его боги, «наставником» и «учителем». Причём он по указанию своих богов выстраивает среди людей свою иерархию. Высший пьедестал занимает он сам, т. к. эту функцию ему отвели боги, далее следуют его ученики и последователи, которые должны заниматься преобразованием мира.

Посредник часто представляет себя как составную часть «тонкого мира», выполняющего его функцию на Земле. При этом в его жизни отсутствуют трудности и испытания, которые являются необходимыми условиями для того, чтобы стать избранниками богов и вождями людей.

В известных современных ОМК «посредник» ни в какой экстаз не впадает, он просто вполне интеллигентно преподносит написанные на бумаге или электронной технике тексты. Это тоже веяние времени.

Представленный анализ современных ОМК выявил их общие вероучительные принципы и, в частности, политеистичность их «высших сил». Помимо этого можно отметить еще ряд общих закономерностей. Например, требования их богов обращены ко всему человечеству, что указывает на претензию на создание новой мировой религии, но не монотеистической, а политеистической. Посредники в новых ОМК претендуют на роль учителей всего человечества, выступая от имени «высших сил». Они часто формируют союзы из своих последователей, в которых пытаются осуществлять новые принципы жизни.

При этом возникает ряд вопросов. Традиционно в религиях боги поддерживают существование людей, а те взамен всегда жертвовали им часть того, чем они владеют. При изучении вероучения современных ОМК не обнаруживается важная составляющая любой религии - «жертва». Если в древних языческих культах это были продукты, скот и т. п., то в теистических религиях - это отказ от удовлетворения многих потребностей, обусловленных животным естеством человека. Вопрос о том, что жертвует посредник, и что должно принести в жертву всё человечество, если вдруг ОМК приведут его к единой мировой религии, пока остаётся открытым.

Источники и материалы

1) Блаватская 1992 - Блаватская Е. П. Тайная доктрина: Том 1, Космогенезис: Книга 1. -М., 1992.

2) Великое Белое Братство - Великое Белое Братство // Энциклопедия мистических терминов. - М.: Локид, Миф, 1998. - С. 102-103.

3) Кут Хуми 2008 - Кут Хуми, Виталий Сердюк. Учение Синтеза. Книга первая. Образ Отца. Рождение Свыше. - Одесса, 2008. (http://refdb.ru/download/ 2630590.html) [30.11.2016].

4) Поляков 1997 - Поляков В. А. Апокалипсис Атлантиды. - Минск, 1997.

5) Поляков 1998 - Поляков В. А. Программа курса астроэзотерической школы. - Минск, 1998.

6) Поляков 2000 - Поляков В. А. Зов Шамбалы. - Минск, 2000.

7) Поляков 2002 - Поляков В. А. Манифест новой общественно-экономической формации // Эволюционное содружество. - 2002. - № 19. - С. 1-13.

8) Профеты 2006 - Профет Марк Л, Профет Элизабет Клэр. Владыки и их обители. - М.: М-Аква, 2006.

9) Рерих 2007 - Рерих Е. Сокровенное знание. Теория и практика Агни-йоги. - М.: Эксмо, 2007. (http://bookz.ru/authors/rerih-elena/sokroven_752/1-sokroven_752.html) [16.02.2016].

10) Сердюк 2012 - Сердюк В. А. Метагалактический Манифест. - Иркутск, 2012. (http://divo24.info/files/uploads/file/text/meta_manifest/s43_mm.doc) [29.01.2013].

11) Школа Мира - Школа Мира (О Космических и Земных руководителях школы) // Сайт земных учеников Владык Огненного Мира «Международная Школа Мира» (http://shkola-mira.umi.ru/o_shkole/) [15.02.2016].

Список литературы

1) Агеенкова 2011 - Агеенкова Е. К. Фонд Новых Медицинских Технологий «Aires», как псевдонаучное новое религиозное движение // Сектоведение. - 2011. - Т. 1. - С. 5-16.

2) Агеенкова 2014 - Агеенкова Е. К. Проект «нового мира» в вероучении В. А. Полякова // Сектоведение. - 2014. - Том IV. - С. 4-22.

3) Басилов 1984 - Басилов В. Н. Избранники духов. - М.: Издательство политической литературы, 1984.

4) Гайдуков 2000 - Гайдуков А. В. Идеология и практика славянского неоязычества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - СПб., 2000.

5) Тайлор 1989 - Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Издательство политической литературы, 1989.

6) Штернберг 1936 - Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции. - Л.: Изд-во Института народов Севера, 1936.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.