Научная статья на тему 'Полисемия как основополагающий принцип реализма романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»'

Полисемия как основополагающий принцип реализма романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
495
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полисемия как основополагающий принцип реализма романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»»

2. Лисоченко О.В. Риторика для журналистов: прецедентность в языке и в речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

3. ФедосюкМ.Ю. В каком направлении разви-

вались стили русской речи ХХ века // Филология и журналистика в контексте культуры (Лиманчик-98). Материалы Всероссийской научной конференции. Вып. 4. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 3-4.

Д.Л. Карпов ПОЛИСЕМИЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП РЕАЛИЗМА РОМАНА И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Исследования реализма классической литературы в настоящее время идут в двух направлениях - изучение творческого метода, который закрепляется за определённой эпохой и объединяет художественное мировоззрение нескольких поколений русских писателей, или анализ индивидуальных особенностей каждого из авторов. При этом за рамками исследований остаётся важный вопрос, каким образом писатель преодолевает «литературность» словесного искусства и добивается «эффекта реальности», иллюзии правдоподобия. Вследствие этого понятие «реализм» до сих пор получало внешнюю обобщённую и абстрактную характеристику. В то же время конкретный инструментарий, использующийся авторами, оставался в тени, что в настоящий момент ощущается как дефицит микроисследований в данной области.

Традиционно реализм «противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям... с другой стороны - направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности...» [5].

УР. Фохт под «реализмом» понимает «художественный метод в его конкретном проявлении в качестве литературного направления, имеющий своей гносеологической основой такое отношение художника к действительности, когда он рассматривает в качестве своего материала внеположную сознанию действительность как предмет наблюдения, изучения, типизации и изображения.» [8, с. 99].

Г.Н. Поспелов, определяя сущность реализма, также отталкивается прежде всего от внешних признаков, отграничивая от него такие понятия как правдоподобие изображения, правдивость идейной направленности произведений [6].

В определении реалистического романа

Н.Д. Тамарченко говорит о последовательности «поступков действующих лиц и событий их жиз-

ни», которая «претендует на воссоздание естественного, непреднамеренного хода жизни.» [7, с. 81].

От микроисследований реализма уходит и Р. Барт, заявляя, что «разумнее всего подходить к реализму того или иного писателя как к сугубо идеологической проблеме» [1, с. 105].

В то же время не стоит забывать, что создание художественного мира - это не просто эстетические установки автора, но и конкретный инструментарий, которым он пользуется.

В настоящем докладе хотелось бы показать один из механизмов, с помощью которых писатель-реалист достигает своей цели, т.е. создаёт «художественно-объективное» повествование.

В романе Гончарова, строящемся как роман-дискуссия (диалогичность конфликта отмечал ещё Ю.В. Манн), в центре споров дяди и племянника находится «дело», которое понимается как важнейшая антропологическая характеристика. Именно «дело» определяет положение человека в семье, обществе, мире.

С первых споров становится ясным, что в слово «дело» персонажами вкладывается разный смысл, часто противоположный.

Для Петра Ивановича Адуева дело - повседневный труд прагматика, который ставит себе конкретные достижимые цели, заключающиеся в освоении и подчинении жизненного пространства: «дело доставляет деньги, а деньги комфорт» [2, с. 55]. Адуев-старший «вникает во все земные дела и, между прочим, в жизнь, как она есть, а не как бы нам ее хотелось» [2, с. 54]. В этой жизни нет места идеализму, ставшему главным врагом прагматика: «главное дело - обращай внимание на то, что у тебя перед глазами, а не заносись вон куда» [2, с. 65].

Труд в системе взглядов Петра Ивановича -центральная ценность, которой подчинена вся жизнь и всё в жизни: «Ты не вправе лежать на боку, когда можешь делать что-нибудь, пока есть силы» [2, с. 241].

© Д.Л. Карпов, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

151

Адуев-старший представлен в тексте лишь как «деятельный и деловой человек» [2, с. 27], такой характеристикой он сам совершенно доволен и удовлетворён.

Иной взгляд на дело предлагает племянник Петра Ивановича, молодой провинциал, приехавший в Петербург за славой, Александр. Романтический, пылкий молодой человек не в силах понять своего приземлённого родственника: «.очень умен, только человек весьма прозаический, вечно в делах» [2, с. 47], «холодные советы, которые он называет дельными. они лучше будут недельны, но полны теплого, сердечного участия» [2, с. 48].

В сознании романтика повседневный прагматический труд лишён какой-либо ценности, перед Александром стоят совершенно другие задачи, которые должны претворить в жизнь его высокие идеалы: «служба - занятие сухое, в котором не участвует душа, а душа жаждет выразиться» [2, с. 59].

Александр недоумевает, когда дядя открещивается от важнейших вопросов: «зачем мы созданы, да к чему стремимся», говорит, «что это не наша забота и что от этого мы не видим, что у нас под носом, и не делаем своего дела... только и слышишь о деле!» [2, с. 48].

Александр предлагает другую трактовку понятия «дело»: «он опять вскочил с места с намерением словом и делом доказать свою признательность» [2, с. 37], «да и вы не проглотите куска, когда узнаете, что дело идет о жизни и смерти» [2, с. 140]. Лишь напряжение души может быть делом для младшего Адуева, всё остальное достойно презрения: «как толпа, делают, что все делают, - эти жалкие лица вседневных мелких трагедий и комедий» [2, с. 111]. Так появляется важное понятие - антитеза «деятельному делу»: «Нет! -сказал он со злостью, - если погибло для меня благородное творчество в сфере изящного, так я не хочу и труженичества (курсив мой. -Д.К.): в этом судьба меня не переломит!» [2, с. 194].

Слово «дело» в большинстве случаев приобретает в употреблении Александра отрицательную коннотацию: для молодого человека это жупел, преследующий и привлекающий.

Дядя в свою очередь непреклонен в советах: «Ты прежде всего забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу так, проще, как оно есть» [2, с. 45]. Более того отрицание дядей идеалов племянника достаточно агрессив-

но: «Я пришел к нему за делом, а он вон чем занимается - сидит да думает над дрянью» [2, с. 50].

Особенно ярко раскрывается антитеза персонажей в их спорах о любви, самом остром предмете рассуждений героев. Именно в этих разговорах два понимания дела начинают сближаться.

Сначала: «Ему (Александру -Д.К.) противно было слушать, как дядя, разбирая любовь его, просто, по общим и одинаким будто бы для всех законам, профанировал это высокое, святое, по его мнению, дело» [2, с. 107]. Для дяди любовь -это стратегия, с помощью которой в доме устанавливается гармония: «хорошо сидеть в деревне, с бабой да полдюжиной ребят, а здесь надо дело делать» [2, с. 90], делом становится и обустройство комфортных отношений с женой. Следует «все это делать с хладнокровием, с терпеньем» [2, с. 148], «твои любовные дела и повести так плохи, простительно защищать свое добро благородной хитростью; ею и в военном деле не пренебрегают» [2, с. 149].

Несмотря на отрицание Александра: «Любовные дела! - сказал Александр, качая с презрением головой, - но разве лестна и прочна любовь, внушенная хитростью?» [2, с. 149], он приходит к тому, чтобы понимать свою страсть как «дело», требующее особых навыков. «Граф, наконец, ушел, но говорить о деле было поздно» [2, с. 116], хотя ещё недавно говорил, будто до других любовникам нет дела. Александр понимает, что «не так взялся за дело» [2, с. 129], пытается создать свою стратегию: «Долго обдумывал он, как приняться за дело, наконец выдумал что-то и пошел к Любец-ким» [2, с. 131]. В итоге он признаёт авторитет дяди и идёт к нему за советом: «Выслушайте хоть раз в жизни внимательно: я пришел за делом (sic!) [2, с. 143], «Что мне делать? научите же!» [2, с. 156].

Александр принимает авторитет своего дяди. Вторая любовная история с Тафаевой, которую спровоцировал сам Пётр Иванович, лишь подтверждает дядину правоту и Александр оказывается беззащитен пред петербургской философией. Тавтологический девиз Адуева-старшего: «делать дело» (и синоним «заниматься делом») становится жизненной философией успешного человека. Пётр Иванович празднует победу.

Существуют, правда, эпизоды, в которых Пётр Иванович оказывается бессильным, но они затеняются его многочисленными триумфами. Для Адуева-старшего оказывается недоступной та сфера, в которой живёт Александр и это от слу-

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

чая к случаю даёт себя знать: «Петр Иваныч думал, как бы приступить к делу понежнее и половчее, и вдруг спросил скороговоркою» [2, с. 170]. Дело идёт о мнимой обиде Александра однокашником. Пётр Иванович сам понимает, что попал впросак (недаром появляется это несвойственное для него «вдруг», координата из мира Александра, - «Я стараюсь... все делать кстати» [2, с. 82]), поэтому спешит идти в наступление.

Расчётливый Пётр Иванович добивается своего, одержана полная победа над противником -разгромлена чуждая идеология, племяннику остаётся лишь подчиниться: сначала он уезжает из Петербурга, потом приезжает с непоколебимым стремлением: «делать карьеру и фортуну»: по-истине «практическое дело - вот что может отрезвить нашу праздную и больную молодежь» [2, с. 193].

И всё таки окончательной победы над «романтизмом» так и не происходит. Как отмечает Ю.В. Манн: «Моральная правота не монополизирована ни одной из сторон. Она поделена между ними почти поровну, но находится не в представленных точках зрения, а скорее за ними...» [4, с. 249-250].

Гончаров всегда оставляет в своём романе сферу альтернативного употребления основных понятий (сюда наравне с «делом» могут быть включены «любовь», «страсть», «дружба» и некоторые другие), помещая её на периферии. Так рождается первая оппозиция: Петербург - провинция.

В напряжённых спорах двух поколений петербуржцев читатель теряет из поля зрения другой мир - мир провинции, где также течёт жизнь, растут и развиваются люди. Именно провинция оказывается альтернативной реальностью, значение которой состоит в сохранении невостребованных временем, но жизненно важных, необходимых ценностей.

В провинции сохраняются религиозная мораль («блюди посты, мой друг: это великое дело» [2, с. 14]), тепло человеческих отношений, внимание, которые изжиты в столице («вот отворятся ему широкие объятия, не будут знать, как принять его, где посадить, как угостить; станут искусно выведывать, какое его любимое блюдо, как ему станет совестно от этих ласк, как он, под конец, бросит все церемонии, расцелует хозяина и хозяйку» [2, с. 41]), дружба, любовь («Любить -будто безделица? это также дар» [2, с. 213]). Провинция служит индикатором деловитой чёрство-

сти Петербурга: «на заморские редкости, этих больших раков и раковин, да красных рыбок, там и смотреть не станут, и что вольно, дескать, вам покупать у иностранцев разные материи да безделушки; они обдирают вас, а вы и рады быть олухами!» [2, с. 40-41].

Было бы противоестественным не отметить иронию, с которой Гончаров описывает провинцию, он не даёт ей, так же как и столице, права быть судьёй, зато создаёт целый ряд двоящихся, амбивалентных образов, связывающих эти миры в одно целое. Сейчас представляется достаточным назвать только главных персонажей: петер-буржцы-провинцалы, не смогшие оторваться от своих корней, переживающие разлад природы с разумом, идущие вперёд и пятящиеся назад (жизненный путь Петра Ивановича, судя по всему будет повторён его племянником: «Дела отнимают у меня и время, и здоровье... а вот теперь, пожалуй, и жену» [2, с. 320], «Дело сделано: судьба не велит итти дальше... пусть! - Он махнул рукой» [2, с. 335]).

Но оппозиция «центр - периферия» была бы не полной без антитетической пары «мужчина -женщина». Женское сознание выполняет в романе очень важную функцию, также сохраняя в мире резких контрастов неподвластные веянию времени ценности. Главную роль в этом играет жена Петра Ивановича Лизавета Александровна.

Её взгляд проникает сквозь налёт деловитости петербуржской жизни: «Она взглянула на роскошную мебель и на все игрушки и дорогие безделки своего будуара» [2, с. 163], поддерживая тем самым провинциальное пренебрежение яркостью и гигантизмом столицы. Стоит отметить, что слово безделка в качестве характеристики петербурж-ского лоска встречается однажды и в речи повествователя. Лизавета Ивановна играет роль главного разоблачителя своего мужа, которую не может в силу своей неопытности сыграть Александр. Она же поддерживает последнего в его начинаниях, пытается стать его душевным другом, на что в свою очередь не способен её муж. Лишь в самом финале романа Лизавета Александровна теряет свою автономность: «Ведь я твоя жена! Ты же сам учил меня... а теперь упрекаешь, что я занимаюсь. Я делаю свое дело!» [2, с. 324]. Но уже поздно Пётр Иванович перестаёт быть учителем жизни, перед ним встаёт вопрос, с которым так часто обращался к нему племянник: «Что делать, доктор?» [2, с. 320]. И «кстати» заменяется в его

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

153

жизненной философии на «авось»: «Делай, как знаешь сам: авось, догадаешься» [2, с. 336], последняя его фраза уводит самого главного идеолога на периферию, с которой он, казалось бы, распрощался навсегда, Петра Ивановича ждёт провинция, вызывающая столько ядовитой иронии несосто-явшегося тайного советника.

Гончаров умело конструирует мир своего романа, всегда оставляя себе пространство для игры, корректирующей восприятие основных событий, в его романе всегда есть некоторая степень недосказанности и неопределённости, которая помогает ярко показать «сдвиг ментальности» [3, с. 21], происходящий в его герое. Именно эта неопределённость и оказывается главным конструктом «эффекта объективности», на которую претендует реализм. Белинский обвинял Гончарова в том, что «у него нет ни любви, ни вражды к создаваемым им лицам, они его не веселят, не сердят, он не дает никаких нравственных уроков ни им, ни читателю», но это не так, дело лишь в том, что «однозначность» - главный враг художественного мира Гочарова, этого великий критик так и не понял, оставаясь на позициях романтического максимализма.

Происходит сближение или разрушение всех оппозиций. В произведении задан вектор разрешения всех онтологических проблем, но как только решение находится, ракурс изображения пер-

сонажей меняется, меняется и соотношение авторского и персонажного мировоззрений. Автор всегда пытается поставить героя «против света» -ослепить его, в этом ослеплении открывается истина, которую, впрочем, персонаж может не заметить, зато её должен увидеть читатель.

Библиографический список

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. - М.: Прогресс, 1989.

2. Гончаров И.А. Обыкновенная история. -Екатеринбург, 2002.

3. Краснощёкова Е.А. И.А. Гончаров: Мир творчества. - СПб., 1997.

4. Манн Ю.В. Философия и поэтика «Натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. - М., 1969. - С. 241-305.

5. Мирский Д.П. Реализм // Литературная энциклопедия. - http://feb-web.ru/feb/litenc/ епсус1ор.

6. Поспелов Г.Н. Реализм и его разновидности в русской литературе XIX века // Проблемы типологии русского реализма. - М., 1969. - С. 81-127.

7. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии. -М., 1999. - С. 31.

8. Фохт У.Р. Типологические разновидности русского реализма (К методике изучения вопроса) // Проблемы типологии русского реализма. -М., 1969. - С. 39-80.

Е.А. Касатых

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В «ВОСПОМИНАНИЯХ» А.И. ЦВЕТАЕВОЙ

В статье исследуется своеобразие пространственно-временной организации «Воспоминаний» А.И. Цветаевой. Выявлены основные виды хронотопа (хронотоп детства, вечности, хронотоп мифологический, личный и исторический), анализируется их соотношение, взаимодействие и соответствие замыслу автора.

Своеобразие времени и пространства в произведениях мемуарного жанра определяется двумя особенностями. С одной стороны, определённые автором объективные пространственно-временные координаты относятся к сфере «чистой информации»1, обусловливающей фактологическую ценность мемуаров. А.С. Эфрон, критически относившаяся к «Воспоминаниям» А.И. Цветаевой, тем не менее, признавала: «Что касается фактов, датировки, имён, всё правильно и точно. Она же всё это сверяла со старшей сестрой, Валерией»2. В то же время хронотоп мемуаров моделируется в соот-

ветствии с художественным замыслом автора и помогает передать своеобразие его субъективного мировосприятия.

Пространственно-временные параметры лежат в основе композиции «Воспоминаний». Названия глав насыщены темпоральными и топическими обозначениями: «Весна. Встреча с Окой. Тьо. Прошлогодний мяч. Преториус. Бешеная собака и хлыстовки. Дождь. Осень»; «Осень 1904 года с мамой во Фрейбурге»; «Москва». В отдельные структурные компоненты главы объединены по локальному признаку («Россия», «Италия», «Швейцария», «Германия» и т.д.),

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

© Е.А. Касатых, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.