Научная статья на тему 'ПОЛИМОРФИЗМ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ'

ПОЛИМОРФИЗМ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПОЛИМОРФИЗМ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / MANAGEMENT / ECONOMIC SYSTEM / INTELLECTUAL NEEDS / INTELLECTUAL CAPACITY / INTELLECTUAL RESOURCES / POLYMORPHISM INSTITUTIONAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головчанская Елена Эдуардовна, Петренко Елена Степановна

Статья посвящена исследованию теоретической сущности природы управления интеллектуальными ресурсами, обусловленной содержанием потребностей и их трансформацией в условиях инновационно ориентированного развития экономических систем. По мнению авторов, содержание трансформации современных потребностей составляет основу развития способностей человека, что определяет необходимость совершенствования мотивационных механизмов и инструментов управления интеллектуальными ресурсами экономических систем. Авторами установлено, что современное содержание потребностей отражает институциональный характер. Влияние базовых и комплементарных институтов внешней и внутренней среды экономической системы определяет трансформацию потребностей и раскрывает их новое содержание - свойство полиморфизма. Полиморфизм потребностей - это многообразный формат их проявлений. Полиморфизм потребностей раскрывается в информатизации, эмоционализации, сетивизации, индивидуализации (и т.д.) потребностей, составляющих основу их интеллектуализации. Истоки интеллектуализации ресурсов заложены во взаимообусловленном влиянии интеллектуализации потребностей трудовых ресурсов и их интеллектуализации способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYMORPHISM OF NEEDS AS THE BASIS FOR INSTITUTIONAL TRANSFORMATION OF INTELLECTUAL RESOURCES MANAGEMENT IN THE ECONOMIC SYSTEM

The article is devoted to the study of the theoretical essence of the nature of intellectual resource management, due to the content of needs and their transformation in the conditions of innovation-oriented development of economic systems. According to the authors, the content of modern needs transformation forms the basis for the development of human abilities. It determines the need to improve motivational mechanisms and tools for managing the intellectual resources of economic systems. The authors found out that the current content of needs reflects the institutional nature. The influence of basic and complementary institutions of the external and internal environment of the economic system determines the transformation of needs and reveals their new content such as polymorphism. Polymorphism of needs is a diverse format of their manifestations. The polymorphism of needs is revealed in informatization, emotionalization, networkization, individualization etc. of the needs that form the basis of their intellectualization. The origins of resource intellectualization lie in the mutually dependent influence of the intellectualization of the needs of labour resources and their intellectualization of abilities.

Текст научной работы на тему «ПОЛИМОРФИЗМ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

Головчанская Е.Э.1, Петренко Е.С.2

1 Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь

2 Российский экономический университет им. ГВ. Плеханова, Москва, Россия

Полиморфизм потребностей как основа институциональной трансформации управления интеллектуальными ресурсами экономической системы

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Головчанская Е.Э., Петренко Е.С. Полиморфмзм потребностей как основа институциональной трансформации управления интеллектуальными ресурсами экономической системы // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 4. — С. 421-430. с1о1: 10.18334/се.14.4.100944

АННОТАЦИЯ:_

Статья посвящена исследованию теоретической сущности природы управления интеллектуальными ресурсами, обусловленной содержанием потребностей и их трансформацией в условиях инновационно ориентированного развития экономических систем. По мнению авторов, содержание трансформации современных потребностей составляет основу развития способностей человека, что определяет необходимость совершенствования мо-тивационных механизмов и инструментов управления интеллектуальными ресурсами экономических систем. Авторами установлено, что современное содержание потребностей отражает институциональный характер. Влияние базовых и комплементарных институтов внешней и внутренней среды экономической системы определяет трансформацию потребностей и раскрывает их новое содержание — свойство полиморфизма. Полиморфизм потребностей — это многообразный формат их проявлений. Полиморфизм потребностей раскрывается в информатизации, эмоционализации, сетивизации, индивидуализации (и т.д.) потребностей, составляющих основу их интеллектуализации. Истоки интеллектуализации ресурсов заложены во взаимообусловленном влиянии интеллектуализации потребностей трудовых ресурсов и их интеллектуализации способностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление, экономическая система, интеллектуальные потребности, интеллектуальные способности, интеллектуальные ресурсы, полиморфизм, институциональная трансформация

ОБ АВТОРАХ_

Головчанская Елена Эдуардовна, доцент кафедры «Аналитическая

экономика и эконометрика», кандидат экономических наук, доцент

(Golovchanskaja2011@yanCex.by)

Петренко Елена Степановна, профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий, доктор экономических наук, профессор

ьЕ о с

>

та ш и

издательство

(petrenko_yelena@bk.ru)

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Golovchanskaya E.E.1, Petrenko E.S.2

1 Belarusian State University, Belarus

2 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

Polymorphism of needs as the basis for institutional transformation of intellectual resources management in the economic system

CITE AS:_

Golovchanskaya E.E., Petrenko E.S. (2020) Polymorfism potrebnostey kak osnova institutsionalnoy transformatsii upravleniya intellektualnymi resursami ekonomicheskoy sistemy [Polymorphism of needs as the basis for institutional transformation of intellectual resources management in the economic system]. Kreativnaya ekonomika. 14. (4). — 421-430. doi: 10.18334/ce.14.4.100944

ABSTRACT:_

The article is devoted to the study of the theoretical essence of the nature of intellectual resource management, due to the content of needs and their transformation in the conditions of innovation-oriented development of economic systems. According to the authors, the content of modern needs transformation forms the basis for the development of human abilities. It determines the need to improve motivational mechanisms and tools for managing the intellectual resources of economic systems. The authors found out that the current content of needs reflects the institutional nature. The influence of basic and complementary institutions of the external and internal environment of the economic system determines the transformation of needs and reveals their new content such as polymorphism. Polymorphism of needs is a diverse format of their manifestations. The polymorphism of needs is revealed in informatization, emotionalization, networkization, individualization etc. of the needs that form the basis of their intellectualization. The origins of resource intellectualization lie in the mutually dependent influence of the intellectualization of the needs of labour resources and their intellectualization of abilities.

KEYWORDS: management, economic system, intellectual needs, intellectual capacity, intellectual resources, polymorphism institutional transformation

JEL Classification: J24, O15, P59

Received: 01.04.2020 / Published: 30.04.2020

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Golovchanskaya E.E. (Golovchanskaja2011@yandex.by)

Введение

Потребности» являются одной из основных категорий, формирующих предпочтения и способности человека и, как следствие, структуру способностей интеллектуальных ресурсов. Потребности человека и субъектов рынка запускают изменения в мотивационной сфере и трансформацию инструментов и механизмов управления интеллектуальными ресурсами в инновационно ориентированной экономической системе. Потребность есть объективно обусловленное общественными отношениями и осознанное стремление человека (групп людей) к достижению наилучших условий жизни, определяемых достигнутым уровнем производительных сил и производственных отношений [1] (Fedorova, 2006).

Наука «управление» рассматривает содержание потребностей и их трансформацию не только как возможность удовлетворения, но и как возможность влияния на мотивацию трудовой деятельности, формируя тем самым удовлетворенность сотрудника, эффективность трудовой деятельности и, как следствие, повышение эффективности всей инновационно ориентированной экономической системы. В условиях ускорения научно-технологического прогресса, увеличения объема информации, определяющих цифровизацию бизнес-моделей, отраслей и экономических систем в целом усиливается переориентация потребностей рынка труда на «человеческое в человеческом»: его эмоциональную, духовную составляющую, творческое начало, коллективные ценности, готовность к постоянному обучению, способность изменить свою точку зрения. Генкин А.С. подчеркивает, что в эпоху автоматизации навыков творческие способности, способности к интуиции, организации, образованию будут оставаться остро востребованными на рынке труда [2]. В этой связи современные технологии управления всех уровней экономической системы для построения стратегий и тактик эффективной деятельности сосредотачиваются на потребностях в составе мотивационной основы человека.

Глубокому анализу вышеуказанных вопросов посвящено много научных работ.

Мельников О.Н., Яремчук А.П. рассматривают повышение эффективности интеллектуально-креативных ресурсов при условии обеспечения внутренней свободы инноваторов [3] (Melnikov, Yaremchuk, 2018). Аранжин В.В. подчеркивает важность использования концепции человеческих ресурсов в системе управления персоналом, выделяя при этом базовые условия: стратегию, финансирование, мотивацию, командное взаимодействие, адаптивность организационной структуры [4] (Aranzhin, 2016). Яковлева Е.А. предлагает использовать инфраструктурно-воспроизводственный подход к эффектив-

ной системе управления интеллектуальными ресурсами, который позволяет достичь требуемого воспроизводственного уровня интеллектуальных ресурсов работников [5] (Yakovleva, 2018). Галушко М.В., Алабина Ю.Ю., говоря об эффективности использования интеллектуального потенциала региона как части человеческого капитала, подчеркивают важность образования, законодательства, удовлетворения в сфере труда, развивающих мероприятий [6] (Galushko, Alabina, 2019). Работы Шепелева М.И., Серикова В.В., Мельникова О.Н., Чибисовой В.Г. посвящены исследованиям положительного опыта инновационно ориентированного подхода к управлению трудовыми ресурсами организации в системе стимулирования [7, 8] (Shepelev, Serikov, 2019; Melnikov, Chibisova, 2017). Масыч М.А. сфокусировал внимание на влиянии цифровизации на эффективность интеллектуальных ресурсов. По его мнению, «в настоящее время повышение знаний именно в области цифровых компетенций становится актуальным направлением как в личностном росте каждого отдельного индивида, так и должно стать одной из основных задач системы образования» [9] (Masych, 2019).

Вопросы содержания свойств потребностей детально исследованы. Известно, что каждая из потребностей в общей структуре потребностей личности не существует обособленно, все потребности взаимосвязаны между собой и с возможностями их удовлетворения. Потребности подвижны и в зависимости от этапа жизни человека и институциональной среды экономики могут иметь разную значимость в иерархии потребностей личности и могут изменяться и заменяться другими. То есть потребности иерархичны, динамичны, изменчивы, субъективны. Также им свойственны направленность в достижении удовлетворения, соподчиненность низших и высших потребностей, безграничность их проявления, дуализм, то есть взаимное влияние внешней среды и потребностей.

Однако стремительные институциональные изменения в национальной экономической системе оставляют проблему содержания трансформации современных потребностей открытой.

Именно поэтому рассмотрение и выявление сущности, специфики, особенностей современного содержания потребностей как источника трансформации интеллектуальных ресурсов являются весьма важной научной задачей, и исследовать ее необходимо более широко, с учетом взаимного влияния на их развитие нескольких аспектов.

Методологическую основу исследования составили отдельные положения теории человеческих ресурсов, теории человеческих отношений, теории маркетинга и положения экономической теории («институциональной теории») — «теория институциональной трансформации потребностей».

Цель данного исследования — на основе раскрытия современного содержания трансформации потребностей уточнить природу современного управления интеллектуальными ресурсами инновационно ориентированной экономической системы.

Е о с

Содержание современных потребностей формируется и изменяется в зависимости от факторов внешней и внутренней среды, определяющих приоритетные направления развития институциональной модели национальной экономической системы. По сути, факторы среды, очерчивающие зону развития экономической системы, обуславливают значимость институтов в институциональной модели экономики и, соответственно, институциональную трансформацию потребностей, составляющих основу развития интеллектуальных ресурсов и технологий управления. Институциональный характер потребностей детерминируется влиянием базовых и комплементарных институтов, их формальной и неформальной спецификой, которые устанавливаются в современной институциональной среде экономики.

Так, информационный вектор развития экономической системы определил развитие информационных технологий, что привело к развитию потребностей в информации, информационной среде и формированию различных сетевых структур: бизнес-сетей, торговых сетей, социальных сетей, активно влияющих на институциональную трансформацию потребностей. «Потребность в информационном пространстве, — отмечает Каскенов П.П., — ...с учетом кибернетизации и социализации превращается в потребность, если не естественную, то, во всяком случае, объективную» [10] (Kaskenov, 2018). По мнению Петренко Е.С., «современное общество развивается как информационное и сервисное, оно генерирует культуру «виртуальной реальности» и сетевых отношений» [11] (Petrenko, 2014). Возможность свободного обмена информацией в сетевом пространстве увеличивает альтернативы, ускоряет процесс обмена, обеспечивает синергетический эффект, а также способствует изменению содержания потребностей. Таким образом, информатизация потребностей привела к развитию сетевизации потребностей.

Современные потребности отличаются индивидуализацией. В условиях постиндустриальной экономики переизбыток товаров приводит к необходимости формирования политики внешней среды современной рыночной компании на индивидуальный подход к клиенту, на его приоритеты. То есть современный покупатель — это не просто клиент для компании, а полноценный человек с его потребностями и желаниями [12] (Kotler, Kartadzhayya, Setiavan, 2011). Индивидуализация потребностей проявляется в ориентации внутренней политики компании на индивидуальные особенности работни-

ков. С целью формирования мотивационных механизмов наиболее эффективной деятельности работников организация выявляет их потребности и стремится удовлетворить, разрабатывая системы материального и нематериального стимулирования.

Возрастает значимость эмоциональной составляющей современных потребностей. «Эмоции всегда зависят от потребностей, преобразуют потребности в конкретные цели и способы их удовлетворения и мотивируют человека для их удовлетворения» [13] (Cherneva, 2014). У современных потребностей возрастает роль эмоциональной составляющей, что оказывает влияние на всю систему ценностей человека. То есть возникает потребность людей во «впечатлениях» как специфической потребительской ценности от приобретаемого товара или услуги, что подчеркивает его эмоциональный, личностный характер. Также важна сила мотива к ее удовлетворению. Чем сильнее мотив, тем большая вероятность длительности его воздействия на желание удовлетворения и тем более вероятны дополнительные положительные эффекты (влияние на другие впечатления). Эмоциональная составляющая лежит в основе совершенствования потребностей от базовых форм к высшим, которое достигается в результате потребления новых знаний, то есть интеллектуального продукта.

Таким образом, мы видим, что потребности трансформируются в зависимости от направления развития институциональной модели экономической системы. Институты «информация», «сети», «эмоции» определяют изменение потребностей. Потребности как бы модифицируются. Информатизация, сетевизация, индивидуализация, эмоционализация потребностей доказывают

Рисунок 1. Институциональная трансформация потребностей Источник: составлено авторами.

нам, что в зависимости от приоритетов управления и развития институциональной модели экономической системы форматы проявления потребностей могут быть различны и многообразны. Формируется новое свойство потребностей — свойство полиморфизма — институциональная модификация потребностей [14] (Antinazi, 2009) (рис. 1).

Информатизация, сетевизация, индивидуализация, эмоционализация потребностей составляют основу их интеллектуализации. Современный вектор развития инновационного экономического пространства предполагает усиление роли науки и рост значимости знаний в сфере производства товаров и услуг. Наблюдается не просто трансформация потребностей от низших к высшим. Наблюдается тренд экспоненциального роста потребностей к новым знаниям [15] (Konovalova, Kuzmina, Larionov, 2018), то есть интеллектуальных потребностей. По сути, наблюдается возрастание значимости интеллектуальных потребностей, в основе которых — стремление личности к развитию. Интеллектуальные потребности — это институционально обусловленная нужда человека в совершенствовании своих способностей, в основе которой — интеллектуально активное стремление к новым знаниям [16] (Golovchanskaya, 2019).

Заключение

Генезис научно-прикладной мысли показал нам, что в современных условиях перехода к постиндустриальной экономике, отражающей информационный, инновационный путь развития, наблюдается институционально обусловленная трансформация потребностей как объективный процесс глубоких системных изменений, отображающийся в современном содержании потребностей. Мы разделяем «теорию институциональной трансформации потребителя» и «теорию маркетинга взаимоотношений», в рамках которых раскрываем содержание институциональной трансформации потребностей, определяемое их институциональным характером, который обуславливается влиянием институциональной среды на формирование потребностей личности и институциональной природой потребителя. Мы установили, что институциональная трансформация потребностей характеризуется новым свойством — полиморфизмом, то есть многообразным форматом своих проявлений, который выражается в индивидуализации потребностей, потребностях в информатизации, потребностях в сетевизации, потребностях во впечатлениях с главенствующей ролью интеллектуализации потребностей, а также развитием потребностей от низших к высшим (теория Маслоу).

Трансформация потребностей в направлении интеллектуализации и их удовлетворение взаимообусловлены развитием интеллектуальных способностей, что обеспечивает основу формирования интеллектуальных ресур-

Е

ст»

fM

ст»

Ю

CT» CT»

1Л 1Л

сов, которые в процессе общественного воспроизводства трансформируются в интеллектуальный капитал. Как мы указывали выше, институциональная среда обеспечивает и определяет институциональный характер интеллектуальных потребностей и их развитие. Это базовые и комплементарные институты: управление как государственные и внутриорганизационные системы воздействия на мотивацию работника; образование как сфера развития интеллектуальных способностей; маркетинг как механизм анализа потребностей, их формирования и путей удовлетворения. ■

ИСТОЧНИКИ:

1. Федорова О.И. Личное потребление как фактор экономического развития. / дис.,.. канд. экон. наук : 08.00.01. — Оренбург, 2006. — 157 с.

2. Генкин А.С. Парадоксы и трансформация: рынок труда в цифровой экономике. [Электронный ресурс]. URL: https://narfu.ru/upload/medialibrary/928/ Genkin-A.-S.-Paradoksy-i-transformatsiya-rynok-truda-v-tsifrovoy-ekonomike.pdf.

3. Мельников О.Н., Яремчук А.П. Управление интеллектуально-креативными ресурсами организации, обеспечивающими поддержку и рост конкурентоспособности инновационно-активных предприятий // Креативная экономика. — 2018. — № 9. — С. 1257-1272. — doi: 10.18334/rp.19.9.39448.

4. Аранжин В.В. Определение и анализ условий применения в управлении персоналом концепции управления человеческими ресурсами // Лидерство и менеджмент. — 2016. — № 3. — С. 171-187. — doi: 10.18334/lim.3.3.36156.

5. Яковлева Е.А. Управление интеллектуальными ресурсами работников в условиях инновационного развития цифровой экономики // Креативная экономика. — 2018. — № 8. — с. 1073-1088. — doi: 10.18334/ce.12.8.39292.

6. Галушко М.В., Алабина Ю.Ю. Использование интеллектуального потенциала как условие инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — № 3. — С. 771-786. — doi: 10.18334/vinec.9.3.40878.

7. Шепелев М.И., Сериков В.В. Инновационно-ориентированный подход к управлению трудовыми ресурсами // Экономика труда. — 2019. — № 1. — С. 113-124. — doi: 10.18334/et.6.1.39887.

8. Мельников О.Н., Чибисова В.Г. Инновационный подход к реорганизации системы управления кадрами, персоналом и человеческими ресурсами // Экономика труда. — 2017. — № 4. — с. 283-294. — doi: 10.18334/et.4.4.38549.

9. Масыч М.А. Технологии использования интеллектуальных ресурсов в контексте необходимости повышения производительности труда в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — № 4. — с. 1443-1458. — doi: 10.18334/vinec.9.4.41196.

10. Каскенов П.П. Трансформация системы потребностей личности в контексте информатизации // Ученые записки. — 2018. — С. 128-132.

11. Петренко Е.С. Теоретико-методологическая концепция развития потребительских сетей на региональных рынках. / дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. — Екатеринбург, 2014. — 364 с.

12. Котлер Ф., Картаджайя Х.. Сетиаван А. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее — к человеческой душе. — М.: Эксмо, 2011. — 240 с.

13. Чернева Р.И. Формирование потребностей и их трансформация // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 12-4(53). — С. 512-515.

14. Антинази А. Энциклопедия социологии. Словари и энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.endic.ru/enc sociology/ Polimorfizm-2045.html ( дата обращения: 23.04.2019 ).

15. Коновалова М.Е., Кузьмина О.Ю., Ларионов А.В. Развитие институциональных потребностей как условие реализации интеллектуального капитала // Вопросы экономики и права. — 2018. — № 122. — С. 30-33.

16. Головчанская Е.Э. От интеллектуальных потребностей к интеллектуальному

О

ских механизмов хозяйствования в условиях информационной экономики.

>

ресурсу: маркетинговый аспект / Формирование финансово-экономиче-

Сборник научных трудов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Симферополь. — 2019. С. 54-55.

та ш

REFERENCES:

Aranzhin V.V. (2016). Opredelenie i analiz usloviy primeneniya v upravlenii per-sonalom kontseptsii upravleniya chelovecheskimi resursami [Definition and analysis of staff management terms of use in human resource management concept]. Leadership and management. 3 (3). 171-187. (in Russian). doi: 10.18334/lim.3.3.36156.

Cherneva R.I. (2014). Formirovaniepotrebnostey i ikh transformatsiya [Formation needs and their transformation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-4(53)). 512-515. (in Russian).

Fedorova O.I. (2006). Lichnoe potreblenie kak faktor ekonomicheskogo razvitiya [Personal consumption as a factor of economic development] Orenburg. (in Russian).

Galushko M.V., Alabina Yu.Yu. (2019). Ispolzovanie intellektualnogo potentsi-ala kak uslovie innovatsionnogo razvitiya regiona [Use of intellectual potential as a condition of innovative development of the region]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (3). 771-786. (in Russian). doi: 10.18334/ vinec.9.3.40878.

Kaskenov P.P. (2018). Transformatsiya sistemy potrebnostey lichnosti v kontekste informatizatsii [Transformation of the system of personal needs in the context of informatization]. Scientific notes. 26. 128-132. (in Russian).

<r>

IN CT> 10

CT> CT>

l/l 1/1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Konovalova M.E., Kuzmina O.Yu., Larionov A.V. (2018). Razvitie institutsionalnyh potrebnostey kak uslovie realizatsii intellektualnogo kapitala [Development of institutional needs as a condition for the realization of intellectual capital]. Issues of economics and law. (122). 30-33. (in Russian).

Kotler F., Kartadzhayya Kh.. Setiavan A. (2011). Marketing 3.0. Ot produktov k potrebitelyam i dalee — k chelovecheskoy dushe [Marketing 3.0. From products to consumers and further to the human soul] M.: EKSMO. (in Russian).

Masych M.A. (2019). Tekhnologii ispolzovaniya intellektualnyh resursov v kontek-ste neobkhodimosti povysheniya proizvoditelnosti truda v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [The technologies of the intellectual resources application in the context of the necessity of labour productivity enhancement in the digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (4). 1443-1458. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41196.

Melnikov O.N., Chibisova V.G. (2017). Innovatsionnyy podkhod k reorganizat-sii sistemy upravleniya kadrami, personalom i chelovecheskimi resursami [Innovative approach to the reorganization of the human resources and staff management systems]. Russian Journal of Labor Economics. 4 (4). 283-294. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.4.38549.

Melnikov O.N., Yaremchuk A.P. (2018). Upravlenie intellektualno-kreativnymi resursami organizatsii, obespechivayushchimi podderzhku i rost konkurentos-posobnosti innovatsionno-aktivnyh predpriyatiy [Management of intellectual and creative resources of the organization, providing support and growth of competitiveness of innovation-active enterprises]. Creative economy. 12 (9). 1257-1272. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.9.39448.

Petrenko E.S. (2014). Teoretiko-metodologicheskaya kontseptsiya razvitiya po-trebitelskikh setey na regionalnyh rynkakh [Theoretical and methodological concept of consumer networks development in the regional markets] Yekaterinburg. (in Russian).

Shepelev M.I., Serikov V.V. (2019). Innovatsionno-orientirovannyy podkhod k upravleniyu trudovymi resursami [Innovation-oriented approach to workforce management]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 113-124. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.39887.

Yakovleva E.A. (2018). Upravlenie intellektualnymi resursami rabotnikov v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya tsifrovoy ekonomiki [Management of intellectual resources of employees in the conditions of innovative development in the digital economy]. Creative economy. 12 (8). 1073-1088. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.8.39292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.