ПОЛИМОРБИДНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Лукашев А.М., Жернов В.А.
Городская клиническая больница № 60, г. Москва, Российский университет дружбы народов, кафедра восстановительной медицины , с курсом традиционных технологий, г. Москва
В конце XX - начале XXI века человечество впервые за всю историю своего существования столкнулась со многими социальными, экономическими и медицинскими проблемами, непосредственно связанными со значительным увеличением доли пожилых людей в общей численности населения По прогнозам ООН, число людей старше 60 лет к 2025 году превысит 1 100 миллионов человек. Пятую часть всего населения России составляют люди пенсионного возраста, из них около 11% (3,2 млн.) - старше 80 лет. Уровень заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше, чем среди молодых. Имеются данные, согласно которым в условиях поликлиники у мужчин старше 65 лет выявляется в среднем 4,3 заболевания, а у женщин -5,2. В действительности, у пациентов старших возрастных групп выявляется до 18 и более нозологических форм, патогенетически не всегда связанных между собой. В своей работе с пожилыми пациентами работники ГКБ .№60 сталкиваются с психофизиологическими изменениями у пациентов, связанными с нормальным старением, а именно, изменениями в работе опорно-двигательного аппарата, замедлением реакций, снижением адаптационнорегуляторных возможностей, ухудшением функций органов чувств, в частности, зрения и слуха. Все это накладывается на значительное количество болезней, «набранных» пациентами за долгие годы жизни. Проблемы реальных заболеваний накладываются на заболевания мнимые, или же слабо выраженные, что связано с такими особенностями личности старого человека, связанными с возрастной динамикой личностных особенностей, как сужение и «застывание» интересов, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, подозрительность, мелочность, стремление все принимать на свой счет, требование повышенного внимания к себе окружающих, обидчивость, склонность к демонстративной жалости к себе и т. д. Физическое состояние, а именно, недужность, болезненность, может рассматриваться, как фактор старения, причина неудовлетворенности жизнью в старости. Повышенное внимание к возрастным изменениям в физическом состоянии - типичный признак первых этапов старения. Возникает повышенное внимание по отношению к недужности и болезненности, аффективная окраска этого чувства в зависимости от возраста и пола. С возрастом происходят физические изменения, приводящие к ухудшению физического состояния. Характерной особенностью психического состояния в старости является постоянное присутствие подсознательного предчувствия близкой кончины, причем смерть рассматривается, как близкое и глубоко личное явление, и страх смерти возникает, как разновидность невроза, обостряющегося в старости. Работниками ГКБ №60 совместно с сотрудниками кафедры восстановительной медицины с курсом традиционных технологий Российского университета дружбы народов разработана специальная программа мероприятий по преодолению, или частичному снижению влияния подобных проблем у пациентов. Она базируется на формулировании целей психологического воздействия, среди которых отмечаются такие понятия, как «социальная компетентность», «изменчивость поведения», «успешное старение», «эффективное приспособление», «поздняя свобода», «искусство старения». В состав программы входят такие мероприятия, как экспресс-диагностика состояния пациента с последующим использованием корригирующих методов восстановительной медицины, групповая психотерапия, дискуссионные группы для родственников и членов семей пожилых пациентов с тяжелыми физическими и психическими нарушениями, восстановительная терапия, организация терапевтической среды для осуществления терапии, семейная психотерапия, дискуссионная терапия и т.д. Результатом является снижение количества жалоб пациентов и членов их семей и возможность более полно реализовать лечебные возможности ГКБ №60.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
образование в XXI веке». 2008. Т.10. образование в XXI веке». 2007. Т.9. образование в XXI веке». 2006. Т.8. образование в XXI веке». 2005. Т.7. образование в XXI веке». 2004. Т.6. образование в XXI веке». 2003. Т.5. образование в XXI веке». 2002. Т.4. образование в XXI веке». 2001. Т.3. образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва