Научная статья на тему 'ПОЛИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ПОЛИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дети с ООП / полимодальный подход / психотерапия / психолог / работа с родителями / children / polymodal approach / psychotherapy / psychologist / work with parents

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сайдирасулова Л.С., Лекерова Г.Ж, Нигматуллина Ж.Ш.

В статье рассмотрены особенности использования полимодального подхода в работе психолога с родителями детей с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сайдирасулова Л.С., Лекерова Г.Ж, Нигматуллина Ж.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A POLYMODAL APPROACH INWORK OF PSYCHOLOGISTWITH PARENTS CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article discusses the features of using a polymodal approach in the work of a psychologist with parents of children with special educational needs.

Текст научной работы на тему «ПОЛИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

УДК 37 Сайдирасулова Л. С., Лекерова Г.Ж, Нигматуллина Ж.Ш.

Сайдирасулова Л.С.

магистрант

Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауезова (г. Шымкент, Казахстан)

Лекерова Г.Ж

научный руководтель, д.пс.,проф. кафедры психологии и специальной педагогики Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауезова (г. Шымкент, Казахстан)

Нигматуллина Ж.Ш.

ст. преподаватель кафедры психологии и специальной педагогики Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауезова (г. Шымкент, Казахстан)

ПОЛИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация: в статье рассмотрены особенности использования полимодального подхода в работе психолога с родителями детей с особыми образовательными потребностями

Ключевые слова: дети с ООП, полимодальный подход, психотерапия, психолог, работа с родителями.

Актуальность исследования обусловлена фактами того, что с каждым годом увеличивается количество детей с особенностями развития (с диагнозами расстройств аутистического спектра, задержек психического и речевого развития, иных органических и функциональных расстройств психики и поведения).

В данной связи существенно возрастает потребность в квалифицированном, психотерапевтическом и комплексном сопровождение семей, где есть дети с особыми образовательными потребностями. Все больше родителей или близких родственников данной категории детей обращается с запросами на оказание квалифицированной помощи и поддержки к специалистам.

Специалисты помогающего и развивающего профиля, и в первую очередь семейные психотерапевты и психологи, специализирующиеся на проблематике отношений "родители - «особенные» дети", нуждаются в проработанных стандартизированных программах квалифицированной профессиональной помощи, основанных на доказательной исследовательской практике, а также — в программах углубленной подготовки по данной актуальной тематике.

Вместе с тем, до настоящего времени именно таких, комплексных — с включением наиболее эффективных стандартизированных

психотерапевтических методов — программ профессиональной помощи и поддержки семьям с «особенными» детьми по нашим данным (предварительно был проведен глубокий систематизированный обзор тематической информации) описано мало.

В данной связи настоящее исследование следует считать безусловно своевременным и актуальным.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании эффективности комплексной, полимодальной психотерапия семей с детьми, имеющими диагнозы: «задержка психического и речевого развития», «расстройство аутистического спектра», а также с иными стигматизирующими нарушениями

психического и физического развития.

Задачи исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования,

- написание научно-понятийного аппарата исследования,

- своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации (совместно со специалистами врачами),

- выявить коррекционные методики и технологии для психосоциального воздействия и помощи,

- предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами),

- составление совместно с педагогами, врачами, психологами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей, составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии),

- сформировать индивидуальную комплексную программу лечения и коррекционную работу при консультации с детьми и их родителями,

База исследования «Центр здоровья и развития»

Предварительно дети с особыми образовательными потребностями проходят обследование у врача невролога, невропатолога, остеопата, психолога, психотерапевта, по необходимости у психиатра и гастроэнтеролога-нутрициолога.

Необходимы результаты таких анализов, как: ЭЭГ (электроэнцефалография до и после), РЭГ (Реоэнцефалография метод исследования сосудов головного мозга), ОАМ, ОАК, Копрограмма -исследование кала (паразиты, инфекции и т.п.).

Комплексное лечение включает: Биоакустическая коррекция головного

мозга, противопаразитарная (противоинфекционное, противобактериальное, противовирусная) программа, курс массажа, курс лечения у остеопата, необходимая медикаментозная терапия, ПП у нутрициолога-гастроэнтеролога, поведенческая психотерапия с детьми (педагог-психолог, дефектолог). Полимодальная психотерапия с родителями.

Общее количество участвовавших в исследовании пациентов с различными диагнозами - 65 человек.

Из них прошли полный курс психотерапии -53 (при 1 -2 курсе лечения, в последующих закрепление).

Первичная консультация и психотерапия - 65.

Вторичная консультация и психотерапия - 65.

Последующие консультации и психотерапии- 59.

Первоначальный Диагноз снят у 36 детей.

29 детей продолжают лечение (6 человек под вопросом о продолжении лечения).

Не закончено или прервано психотерапия и лечение у троих обследуемых (Ансар -студент, уехал в другой город, Бисултан - после смерти отца небыло возможности долечиваться, Гульбахар - переезд в другую страну).

Отказ полностью от психотерапии - Ясмина Г. - религиозные убеждения не позволили участвовать в психотерпии, Дамир Н. - в поиске альтернативных решений проблемы, Катя Н. - мать в состоянии деморализации, нет желания проходить курса психотерапии и поиска проблемы).

В данный момент проходят курсы профессиональной психотерапии -23 родителя.

Детей участвующих в эксперименте -65.

Из них мальчиков - 38, девочек -27.

Имеются близнецы (разнояицовые) - 2 пары мальчиков (Динмухаммед и Нурмухаммед, Хасан и Хусан).

38 детей являются первенцами в семье.

Психотерапия длится от 25 минут до 120 минут.

Темы для обсуждения с родителями указаны в приложении А.

После изучения необходимой документации и проведения наблюдений и бесед, мы строим стратегию ведения психотерапевтической работы.

Результаты экспериментального исследования показало, что у 36 детей полностью снят первоначальный диагноз, наблюдается положительная динамика роста и развития. У 29 детей частично снят диагноз, продолжается лечение. У 23 родителей продолжается психотерапия, 6 человек -по уважительной причине не вовлечены в психотерапевтическое поле.

Данные результаты свидетельствует об положительном эффекте использования полимодального подхода в работе с родителями детей с особыми образовательными потребностями.

Цель исследования состояла в разработке и обосновании эффективности комплексной, полимодальной психотерапия семей с детьми, имеющими диагнозы: «задержка психического и речевого развития», «расстройство аутистического спектра», а также с иными стигматизирующими нарушениями психического и физического развития. Опираясь на итоги исследования мы можем утверждать, что поставленные цели и задачи были выполнены.

Был проделан анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, в результате которого были определены особенности детей с ООП, составлено совместно с педагогами, врачами, психологами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей, составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии), а также сформировано индивидуальная комплексная программа лечения и коррекционная работа при консультации с детьми и их родителям.

Положения, выносимые на защиту, были подтверждены.

- Программа комплексной, полимодальной психотерапии семьям с детьми, имеющими диагнозы «задержка психического и речевого развития», «расстройство аутистического спектра», а также с иными стигматизирующими

нарушениями психического и физического развития, подтверждает свою высокую эффективность в корректном исследовании.

- Профессиональное психолого-психотерапевтическое сообщество получает надежную методологию и технологию оказания комплексной, психотерапевтической помощи исследуемой группе семей, компенсирующих системный дефицит в данном важнейшем социальном секторе.

- Разработаны инструменты (тематические стандарты, протоколы, образовательные программы для специалистов-психотерапевтов и консультирующих психологов), способствующие существенному повышению объема и качества оказываемой профессиональной помощи стигматизированным семьям с «особенными» детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зейгарник Б. В. Патопсихология, М., МГУ, 1976;

2. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., Медицина, 1979;

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей, М., МГУ, 1985;

4. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — С-Пб.: Речь, 2005;

5. Симерницкая Э. Г., Жирнова А. Е. и др. Нейропсихологическое исследование памяти в комплексном клинико-психолого-нейрофизиологическом изучении больных шизофренией детей // Ж. невропат. и психиатр. им. С. С. Корсакова, 1990, т. 90, вып. 1;

6. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. — М.: Медицина, 1974

Saidirasulova L.S., Lekerova G.Zh, Nigmatullina Zh.Sh.

Saidirasulova L.S.

South Kazakhstan State University (Shymkent, Kazakhstan)

Lekerova G.Zh.

South Kazakhstan State University (Shymkent, Kazakhstan)

Nigmatullina Zh.Sh.

South Kazakhstan State University (Shymkent, Kazakhstan)

A POLYMODAL APPROACH IN WORK OF PSYCHOLOGIST WITH PARENTS CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Abstract: the article discusses the features of using a polymodal approach in the work of a psychologist with parents of children with special educational needs

Keywords: children, polymodal approach, psychotherapy, psychologist, work with parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.