Научная статья на тему 'Полимерные материалы в производстве женских купальных костюмов'

Полимерные материалы в производстве женских купальных костюмов Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУПАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / КОНСТРУКЦИЯ И ФОРМЫ / НАТУРАЛЬНЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / BATHING SUIT / DESIGN AND SHAPES / GENUINE AND SYNTHETIC MATERIALS

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Коваленко Ю.А., Гарипова Г.И.

В статье рассмотрены история развития женских купальных костюмов и применяемые материалы при их изготовлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полимерные материалы в производстве женских купальных костюмов»

УДК 675

Ю. А. Коваленко, Г. И. Гарипова ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ ЖЕНСКИХ КУПАЛЬНЫХ КОСТЮМОВ

Ключевые слова: купальный костюм, конструкция и формы, натуральные и синтетические материалы.

В статье рассмотрены история развития женских купальных костюмов и применяемые материалы при их изготовлении.

Keywords: bathing suit, design and shapes, genuine and synthetic materials. The article describes the history of women's bathing suit and materials used for its manufacture.

Женский купальный костюм как самостоятельный предмет одежды появился в конце XIX века. Этому способствовало признание плавания официальным олимпийским видом спорта. В 1880 году костюм представлял собой сшитые вместе блузу и шорты, выполненные из хлопка, льна или шелка. Данное изделие дополнялось юбкой ниже колен и головным убором. Позже появились облегченные варианты: туника, стянутая на талии поясом, и панталоны ниже колен, а также длинный полотняный халат с пышными сборками, стянутый прямо у шеи.

С началом ХХ века женский купальный костюм все больше трансформировался, приобретая черты современного изделия. В 1907 году австралийская пловчиха Аннет Келлерман, продемонстрировала костюм, который представлял собой комбинезон из плотного хлопка черного цвета. Он полностью открывал руки, ноги и шею пловчихи.

В 1913 году Карлом Янсоном был создан первый эластичный купальный костюм из вязанного шерстяного полотна. Купальник хорошо принимал необходимую форму, однако при намокании его вес увеличивался в несколько раз и достигал почти 3,5 кг. Чтобы купальный костюм был одновременно эластичный и водонепроницаемый, в ткань добавили резину, но и с этим материалом были проблемы, в соленой воде он терял цвет и форму [1].

В начале 20-х годов конструкция купального костюма претерпевает дальнейшие изменения - вырез горловины становится глубже, а рукава исчезают совсем. С 1921 года для изготовления купальников широко используется плотное вискозное полотно. Вискозные, а позднее ацетатные волокна в составе материалов трикотажного плетения позволили создавать более прилегающие модели, сохраняющие форму при намокании.

В 1940-е годы парижский модельер Жак Хайм создал новую линию купальников, под названием -атом. Изделия представляли собой сочетание двух предметов объемных плавок и бюстгальтера.

5 июня 1946 года дизайнер Луи Реар, на показе в Париже, продемонстрировал революционное изделие - раздельный купальник, получивший название «бикини».

В начале 50-х годов доминировал женственный приталенный силуэт Кристиана Диора, что обозначило появление купальных костюмов с корсетами из плотной ткани. Однако данное направление не получило дальнейшего развития, поиски велись по пути разработки моделей из новых усовершенство-

ванных материалов. В 1959 году концерном Du Pont было создано эластановое волокно «спандекс», которое позволило уменьшить вес купального костюма и обеспечить плотное прилегание его к телу.

60-е годы прошлого столетия в истории купальных костюмов отмечены появлением комплектов из материалов с нейлоном и лайкрой. Их преимуществами явилась не только возможность создавать купальники любых фасонов, но и способность сохранять форму при намокании, быстро высыхать и дольше сохранять цвет.

Последующее развитие купального костюма можно охарактеризовать улучшением его формы и уменьшением его размеров. В 1964 году американский модельер Руди Гернрайх представил купальный костюм - монокини с открытой грудью, который так и остался атрибутом высокой моды.

На сегодняшний день купальные костюмы отличаются широким разнообразием форм и фасонов. Выделяют спортивные и пляжные модели. Основное внимание разработчиком сосредоточено на создании и использовании новых материалов, позволяющих улучшить эксплуатационные характеристики изделий.

Для изготовления современных купальных костюмов применяются ткани из натуральных, искусственных и синтетических волокон. Среди натуральных волокон применение находит хлопковое волокно. Хлопковая ткань чаще всего используется в качестве подкладки, благодаря отличным гигиеническим характеристикам и способности защищать тело от ультрафиолетовых лучей. Ограниченное её применение как материала верха объясняется низкой способностью ткани сохранять форму при намокании и неустойчивостью к химическим реагентам.

Материалы из искусственных волокон, получаемых из природных высокомолекулярных соединений, применяются аналогично хлопковым для деталей подкладки.

Для деталей верха чаще всего используются материалы из синтетических полиамидных, поли-уретановых и полиэфирных волокон.

Материалы из полиамидных волокон обладают высокой прочностью, износостойкостью и упругостью, малой гигроскопичностью и неустойчивостью к воздействию света. Они устойчивы к действию многих химических реагентов и хорошо противостоят биохимическим воздействиям. Материалы хорошо окрашиваются, что позволяет создавать широкую цветовую палитру. Блеск и текстура ткани

позволяет рекомендовать ее для нарядных купальных костюмов

В группе материалов из полиамидных волокон особо внимание стоит обратить на материалы из специального полиамидного полимерного волокна Тактель. Tactel - торговая марка ряда высокотехнологичных специальных тонковолокнистых нитей из полиамида, зарегистрированная компанией Du Pont (США) в 1983 году. Практически все нити из данного семейства созданы на основе модифицированного Polyamide 6.6. Нити Tactel состоят из тончайших волокон, обработанных особым образом. Это делает ткани и трикотажные полотна Tactel чрезвычайно гибкими и мягкими.

Материалы с использованием нитей тактель отличаются повышенной мягкостью, эластичностью, драпируемостью, легкостью и удобством в носке. Кроме высочайшей прочности и износостойкости они имеют высокую стойкость окраски и устойчивость к пиллингу. Структура и состав волокна обеспечивает быстрое высыхание ткани. В зависимости от вида используемых элементарных волокон ткань Tactel может быть блестящей или матовой, бархатистой или шелковистой.

При изготовлении купальных костюмов часто используются материалы с сочетанием Tactel с Lycra. При этом Tactel дает: мягкость, комфорт, красивый внешний вид, простоту ухода за изделием. Примесь Lycra обеспечивает длительную сохранность формы изделия и свободу движения. Однако у Lycra есть один серьезный недостаток - она разрушается при взаимодействии с хлорированной водой бассейна за исключением Lycra "extra life", устойчивость которой к хлору выше, чем у обычной Lycra в 5-10 раз.

Lycra это сегментированный полиуретан -синтетическое волокно, обладающее упругостью, прочностью и высокой эластичностью (5-кратная растягиваемость без остаточной деформации). Волокно Lycra - это нити различной линейной плотности из полиуретана. Ткани из волокон Lycra химически нейтральны и довольно формоустойчивы.

Наиболее подходящий процент содержания лайкры в материалах для изготовления купальных костюмов 16-18%, в моделях моделирующих фигуру 20%. В плавательных комбинезонах, для профессиональных спортсменов содержание Lycra может составлять 40%. Такой костюм выполняет компрессию мышц, значительно снижая их колебание в воде и уменьшая ее сопротивление.

Для купальных костюмов бытового назначения широко используются материалы из синтетического волокна, формируемого из расплава полиэти-лентерефталата или его производных. Полиэфирное волокно характеризуется незначительной сминаемо-

стью, отличной свето- и атмосферостойкостью, высокой прочностью, хорошей стойкостью к истиранию и к органическим растворителям. Недостатками волокна являются трудность крашения, сильная электризуемость и жесткость и более низкая износ-тойкость, чем у полиамидных волокон.

В материалах для изготовления купальных костюмов полиэфирное волокно используется как в чистом виде, так и в сочетании с различными волокнами. Часто применяются смеси с хлопком, акрилом, полиамидом и эластаном. В зависимости от состава волокон и технологии изготовления производятся ткани с различными свойствами: блестящие или матовые, фактурные или гладкие. Ткани с содержанием полиэфирных волокон не теряют прочности при намокании, хорошо сохраняют форму, светостойки, просты в уходе.

Волокна полиэфира, полиамида и других полимеров толщиной несколько микрометров, используются при производстве микроволокна или микрофибры. Ткани из микрофибры обладают повышенной впитывающей способностью благодаря очень малому диаметру сечения нити.

Возможность варьирования входящих в состав полимерных материалов мягчителей, наполнителей, порообразователей, стабилизаторов, красителей и т.п. открывает перспективу создания изделий с улучшенными свойствами, позволяет получить широкий ассортимент материалов с различным комплексом свойств и, в конечном итоге, обеспечить требуемый уровень качества изделий легкой промышленности. Применение перспективных современных полимерных материалов и технологий их переработки способствуют производству высококачественной продукции, которая будет соответствовать всем требованиям заказчиков и техническим условиям ее безопасного использования.

Литература

1. Коваленко Ю.А .Анализ систем конструирования одежды применительно к проектированию изделий из полимерных материалов / Ю.А.Коваленко, Г.И.Гарипова, Л.И.Сафина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2014. -№19. - С. 99-101.

2. Гаврилова О.Е. Использование полимерных композитов в производстве комплексных материалов для изготовления изделий в легкой промышленности / О.Е.Гаврилова и др. // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №10. - С. 262 - 264.

3. Гаврилова О.Е. Перспективы развития исследований полимерных и композиционных материалов в современной химической и легкой промышленности / . Гаврилова О.Е., Никитина Л.Л., Коваленко Ю.А. // Вестник Казан. технол. ун-та.- 2011. - №6. - С. 127 - 129.

© Ю. А. Коваленко - канд. пед. наук, доцент кафедры конструирования одежды и обуви КНИТУ, Julia_a_kov@mail.ru, Г. И. Гарипова - канд. техн. наук, доцент кафедры конструирования одежды и обуви КНИТУ, fusion478@mail.ru.

© Yu. A.Kovalenko - edging. ped. sciences, associate professor of department «Designing of clothes and footwear», KNRTU, Julia_a_kov@mail.ru, G. I. Garipova - associate professor, the department of design of clothes and footwear, KNRTU, fusion478@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.