Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В РАМКАХ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД'

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В РАМКАХ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко Иван Сергеевич, Хромых Анна Алексеевна, Нефедова Надежда Андреевна

На фоне последних событий в мире и в нашей стране в частности поликультурному воспитанию граждан должно отводиться особое внимание, поскольку оно придает импульс многим дискриминационным процессам и коррелирует с такими явлениями как глобализация, межэтнические конфликты и т.д. Сотрудниками органов внутренних дел в процессе службы ежедневно приходится сталкиваться с различного рода проблемами межкультурного взаимодействия с разными категориями граждан, что очередной раз доказывает актуальность поликультурного воспитания курсантов в вузах МВД. Инструментом по решению данной проблемы может стать институт кураторства в образовательных организациях МВД. Авторами сделана попытка выделить и описать поликультурный компонент воспитательной работы куратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеренко Иван Сергеевич, Хромых Анна Алексеевна, Нефедова Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL EDUCATION OF CADETS WITHIN THE FRAMEWORK OF CURATOR ACTIVITIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA

Against the backdrop of recent events in the world and in our country in particular, multicultural education of citizens should be given special attention, since it gives impetus to many discriminatory processes and correlates with such phenomena as globalization, interethnic conflicts, etc. Employees of the internal affairs bodies in the process of service daily have to deal with various kinds of problems of intercultural interaction with different categories of citizens, which once again proves the relevance of multicultural education of cadets in the universities of the Ministry of Internal Affairs. The institution of curatorship in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs can become a tool for solving this problem. The authors made an attempt to identify and describe the multicultural component of the educational work of the curator.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В РАМКАХ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД»

Педагогика

УДК 37.062

кандидат педагогических наук Нестеренко Иван Сергеевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); кандидат физико-математических наук Хромых Анна Алексеевна Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Нефедова Надежда Андреевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В РАМКАХ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД

Аннотация. На фоне последних событий в мире и в нашей стране в частности поликультурному воспитанию граждан должно отводиться особое внимание, поскольку оно придает импульс многим дискриминационным процессам и коррелирует с такими явлениями как глобализация, межэтнические конфликты и т.д. Сотрудниками органов внутренних дел в процессе службы ежедневно приходится сталкиваться с различного рода проблемами межкультурного взаимодействия с разными категориями граждан, что очередной раз доказывает актуальность поликультурного воспитания курсантов в вузах МВД. Инструментом по решению данной проблемы может стать институт кураторства в образовательных организациях МВД. Авторами сделана попытка выделить и описать поликультурный компонент воспитательной работы куратора.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, воспитательная работа, поликультурная компетентность, кураторская деятельность, уровень поликультурной компетентности.

An^taUm. Against the backdrop of recent events in the world and in our country in particular, multicultural education of citizens should be given special attention, since it gives impetus to many discriminatory processes and correlates with such phenomena as globalization, interethnic conflicts, etc. Employees of the internal affairs bodies in the process of service daily have to deal with various kinds of problems of intercultural interaction with different categories of citizens, which once again proves the relevance of multicultural education of cadets in the universities of the Ministry of Internal Affairs. The institution of curatorship in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs can become a tool for solving this problem. The authors made an attempt to identify and describe the multicultural component of the educational work of the curator.

Key words: multicultural education, educational work, multicultural competence, curatorial activity, level of multicultural competence.

Введение. На сегодняшний день решение задач повышения качества профессиональной подготовки офицерских кадров для правоохранительных органов МВД России являются приоритетными. При этом наибольшее внимание отводится воспитательному аспекту, а именно, формированию социально-нравственной составляющей имиджа сотрудника полиции.

Профессиональная подготовка юристов, наряду с обеспечением условий для освоения студентами теоретических основ юридического знания и практических умений и навыков осуществления правовой деятельности, должна быть направлена на формирование профессиональной культуры будущих специалистов в области юриспруденции и повышения его эффективности в процессе их вузовской подготовки [6, 7].

Согласно мнению ученых становление личности сотрудника правоохранительных органов осуществляется на протяжении всей его жизни и профессиональной карьеры. Первый этап профессионального становления неразрывно связан с воспитанием и обучением курсанта во время прохождения службы в образовательном учреждении МВД России. В рамках профессионального обучения и воспитания у курсанта, как будущего сотрудника органов внутренних помимо знаний, умений, навыков, параллельно идет процесс формирования профессионально-значимых качеств личности специалиста, необходимыми в дальнейшей практической деятельности.

Важность вопросов, которые обусловлены спецификой образовательного процесса в вузах МВД, доказывает следующий факт: обучение и воспитание - взаимосвязанные и взаимодополняющие педагогические явления, характеризующиеся как важнейшие этапы социализации сотрудников в перспективе. В процессе обучения формируются нравственные качества, которые в будущем станут основой личности [1].

Стоит отметить, что обучение, наряду с воспитанием, содействует процессу образования и помогает человеку, независимо от этнической принадлежности, определить его место в современном мире, а также привить ему толерантное отношение к другим культурам. И, разумеется, встает вопрос об актуальности поликультурного воспитания сотрудника правоохранительных органов. Следовательно, перед организаторами учебной деятельности на первый план выходит изучение новым поколением культуры и традиций собственного народа, и, непосредственно, воспитание либерального отношения к ценностям других национальностей.

При изучении поликультурного воспитания за методологическую основу стоит брать фундаментальные труды и исследования российских педагогов и психологов, чьи работы были направлены на внедрение идей поликультурного образования в учебный процесс (А.М. Хупсарокова, Е.В. Говердовская и др.).

Культуроцентричный подход при изучении основных критериев оценки качества профессионального образования использовали такие ученые как И.С. Григорьев, Г.В. Говорухина и др. Гуманитарные технологии одними из первых ввели В.И. Богославский и Т.Г. Стефаненко, Э.В. Загвязинская, К.Б. Соколов изучали влияние поликультурного плюрализма на образовательную среду. М.А. Авдеева, Е.М. Щеглова исследовали развитие поликультурного образования курсантов и слушателей путем изучения иностранных языков.

Мы будем придерживаться понятия «поликультурное воспитание», предложенного А.Н. Джуринским. В его понимании «поликультурное воспитание представляет собой процесс приобщения подрастающего поколения к различным культурам в целях духовного обогащения, и формирования готовности и умения жить в многокультурной среде» [2].

Ю.Н. Кочеров считал, что «поликультурная педагогика - необходимый инструмент, помогающий найти выход из кризиса воспитания, а также - образования. Он отмечал, что поликультурное сегодня является одной из главных педагогических проблем, затрагивающих мировую цивилизацию. Его вклад в развитие системы МВД требует отдельной огласки»[4].

В наши дни поликультурному воспитанию граждан отводится достаточное количество внимания, потому как оно коммуницирует с такими процессами как глобализация, межэтнические конфликты, и помимо этого, придает значение многим дискриминационным процессам. Поликультурное воспитание можно назвать катализатором классовых, религиозных, политических и социальных конфронтаций, которые ежедневно происходят в многонациональных сообществах.

Изложение основного материала статьи. Сотрудникам органов внутренних дел в процессе службы ежедневно приходится сталкиваться с различного рода проблемами межкультурного взаимодействия, с разными категориями граждан, не обладающих достаточным уровнем развития культуры межнационального общения. Являясь фигурантом межнациональных конфликтов, сотрудники обязаны пресекать и разрешать их. Поэтому всем сотрудникам, начиная с первых дней службы, необходимо прививать основы поликультурного воспитания.

Согласно мнению Селина Б.Н. «стремление к сепарации опасно для любого государства, поэтому для обеспечения государственной безопасности мы рассматриваем такую тему как поликультурное воспитание, актуальность которого не вызывает сомнений» [8]. При этом Селин Б.Н. считает, что «необходимый уровень поликультурной компетентности будет способствовать объективному выстраиванию профессионального общения с различными категориями. Первично это касается регионов, где присутствуют нелегальные иммигранты и иностранцы, а также регионов с исторически сложившимся многонациональным населением» [9].

Напротив, сотрудники полиции с низким уровнем поликультурного воспитания, сталкиваясь с различными категориями правонарушителей различных национальностей, зачастую проецируют на них свои негативные критические субъективные оценки и взгляды, что несомненно может быть следствием профессионального выгорания таких сотрудников. Как считает Л.Н. Оржак, «соответствующие деструктивные установки могут порождать напряженность с коллегами в многонациональных коллективах подразделений ОВД» [5]. Однако, по мнению Шумакова Е.В., чаще всего это относится к категории сотрудников полиции, живущих в мегаполисах, где многие административные и уголовные правонарушения происходят в сфере нелегальных иммигрантов. Поэтому необходимо проводить грамотную и слаженную работу по организации поликультурного воспитания сотрудников ОВД, которая препятствовала бы распространению профессиональной деформации.

Согласно Евдошенко В.В., «решением данной проблемы является формирование толерантности в подразделениях правоохранительных органов. Кроме того скоординированная организация работы по поликультурному воспитанию в подразделениях ОВД становится ключевой и необходимой мерой по превенции профессионального выгорания сотрудников полиции» [3].

Как всем известно «собрать» человека как личность «по частям» не представляется возможным. Необходимо учитывать сферы отношений, в которых формируется личность при взаимодействии с социумом. Согласно А.А. Ефимова, «под сферой отношений понимается определенная система отношений, определяющая человека как социальную суть (отношение субъекта к себе и окружающим, к труду и т.д.), но и проявляющаяся в многообразных сферах жизненедеятельности, где потом там же и формируется» [3]. Таким образом, поликультурное воспитание наряду с нравственным, эстетическим, гражданско-правовым, этическим и другими видами воспитания, оказывает огромное влияние на сферы человеческой жизни, в результате чего формируется личность сотрудника органов внутренних дел.

Все вышеизложенное подтверждает необходимость подробного изучения всех аспектов поликультурного воспитания в современных социально-экономических условиях в системе МВД на протяжении всего периода обучения.

В рамках реализации поликультурного воспитания в вузах МВД необходимо учитывать опыт воспитательной работы, ранее существовавший в данных учебных заведениях. Проблема повышения уровня поликультурной компетентности курсантов посредством поликультурного воспитания наряду с профессионально и нравственными качествами будущих сотрудников полиции, на наш взгляд является более чем очевидной [8].

Данная проблема выглядит на первый взгляд сложной, однако представители поликультурной педагогики для её решения в качестве инструмента отдают предпочтение институту кураторства при обучении и воспитании будущих сотрудников правоохранительных органов.

Так, по мнению Федулову Б.А. «кураторство - социальное явление общества, представляющее собой способ создания преемственности поколений, непосредственно в условиях практической деятельности». Заречнева Д.О. характеризует кураторство как некую форму наставничества, непременно связанную с воспитанием курсантов и слушателей [10].

Многолетний опыт воспитательной работы в вузах МВД показывает, что кураторство является эффективной и незаменимой системой взаимодействия преподавателей с курсантами и слушателями. Это процесс межнационального общения, построенный на доверии и понимании.

При организации кураторской работы по поликультурному воспитанию курсантов и слушателей необходимо учитывать тот факт, что любые межкультурные взаимоотношения по мнению Ю.Н. Кочерова как правило должны основываться на мировоззрении воспитуемого, которое может формироваться стихийно под влиянием жизненного опыта. Кроме того при воспитании культуры межнационального общения особая роль здесь отводится изменениям установок в потребностно-смысловой сфере человека. Поэтому большую роль в этом случае играет поликультурное самообразование не только курсанта, но и куратора при их совместном взаимодействии [4].

Руководство и коллектив университета считают своей первоочередной задачей - обучение и воспитание курсантов и слушателей путем внедрения эффективных педагогических приемов, методов и технологий, создание комфортных и современных условий быта, пополнение библиотечного фонда, развитие научной и спортивной деятельности. Немаловажную роль в этом общем процессе воспитания играют кураторы взводов. Деятельность кураторов имеет свои характерные черты и особенности. Ряд особенностей обусловливается современными требованиями современного общества к сотруднику полиции, территориальная расположенность университета, многонациональные коллективы, интернетзависимость молодежи и многое другое диктует нам требования. Куратор помогает адаптироваться к условиям обучения курсантам 1 курса, он же проводит профилактическую работу, контролирует уровень успеваемости взвода и состояние служебной дисциплины, организует тематические мероприятия, культурно-просветительскую работу и досуг, а самое главное - является надежным другом. Отмечена общая тенденция, где с каждым учебным годом кураторы стали больше уделять внимание вопросам успеваемости, профессиональному воспитанию, работе по профилактике нарушений правил дорожного движения, культурно-просветительской работе. Немало делают кураторы для всестороннего развития курсантов и поликультурного воспитания в частности. Кураторы занимаются организацией экскурсий, активно посещают музеи, театральные постановки и выставки современного искусства.

Главной особенностью кураторской деятельности в вузах МВД России является то, что мы имеем дело с многонациональными коллективами. В таких условиях мы можем наблюдать проявление национальных особенностей, традиций, культуры, воспитания, определяющих отношения внутри группы обучающихся.

Так, на примере Краснодарского университета МВД России обучение проходят представители таких зарубежных республик как Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Абхазия, Южная Осетия. Кроме того, в вузе обучаются представители практически всех северокавказских народов.

Коллектив, в котором присутствуют представители разных национальностей и культур, предъявляет к кураторам, офицерам и преподавателям определенные требования по организации воспитательной работы с учетом этнокультурных особенностей их подопечных.

Поскольку национальные особенности определяют своеобразие форм и методов воспитательной работы, мы практикуем проведение круглых столов, общих собраний, на которых слушатели (курсанты) рассказывают о своих родных республиках, о национальных обычаях, пище, одежде, традициях. Такие мероприятия не оставляют их равнодушными и формируют толерантность у участников межкультурного взаимодействия. Таким образом, в рамках воспитательной работы снимается социальная напряженность, налаживаются отношения между курсантами разных национальностей посредством взаимного поликультурного обогащения.

С точки зрения С.Н. Трипунина, куратор в высшем учебном заведении оказывает большое влияние на формирование профессионально-значимых качеств курсанта. По своей роли и функциям куратор замыкает на себе обязанности офицера, педагога и воспитателя, оказывая прямое воздействие на своих подопечных как на учебных занятиях (если является его преподавателем), так и во внеучебное время [1]. Соответственно, мы можем сделать вывод о роли института кураторства: он имеет первичное значение для курсантов и для образовательной системы МВД в целом. В данной структуре результатом должна стать политкультурная компетентность, которую можно назвать апогеем профессионализма в будущей служебной деятельности сотрудника полиции.

Выводы. Выдвинутый тезис о политкультурном воспитании как никогда актуален. Для регулирования данного вопроса, по нашему мнению, необходимо принять ведомственный правовой акт, возможно даже локальный, и дополнительно внести в него базовый компонент - организацию и методы работы института кураторства.

Литература:

1. Бялт, В.С. К вопросу об институте кураторства в образовательных учреждениях системы МВД России / В.С. Бялт, С.Н. Трипутин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 4 (60). - С. 156-160.

2. Джуринский, А.Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике / А.Н. Джуринский // Вопросы философии. - 2007. - № 10. - С. 41-51.

3. Ефимов, А.А. Пути совершенствования поликультурного воспитания сотрудников полиции / А.А. Ефимов,

B.В. Евдошенко, Е.В. Шумакова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 231-233.

4. Ефимов, А.А. Роль самовоспитания в процессе формирования личности курсанта системы образовательных учреждений МВД России / А.А. Ефимов, Ю.Н. Кочеров // Сборник научных трудов: по материалам III-й Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Петрова, Н.С. Часовских. - 2016. - С. 89-90.

5. Оржак, Л.Н. Формирование этнической толерантности в многонациональных коллективах как неотъемлемое условие психологического обеспечения эффективной оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел / Л.Н. Оржак // Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции. - Москва, 2008. - С. 85-87.

6. Светличный, Е.Г. Принципы формирования профессиональной культуры будущих специалистов в области юриспруденции с применением технологии контекстного обучения / Е.Г. Светличный // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2016. - Выпуск 51 (1). - С. 182-187.

7. Светличный, Е.Г. Реализация модели формирования профессиональной культуры будущих специалистов в области юриспруденции / Е.Г. Светличный // Гуманитарные науки. - Научно-практический журнал. - Ялта. - 2017. - № 3 (39). -

C. 156-163.

8. Селина, И.А. Поликультурная компетентность курсанта вуза МВД России как элемент социальной среды / И.А. Селина // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2014. - №3. - С. 36-39.

9. Селин, Б.Н., Щуров Е.А., Баранов В.М. Векторы поликультурного образования курсантов образовательных организаций МВД России / Б.Н. Селин, Е.А. Щуров, В.М. Баранов // Вестник Краснодарского университета МВД России. -2016. - № 1 (31). - С. 237-240.

10. Федулов, Б.А. Особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов МВД России / Б.А. Федулов, Д.О. Заречнев // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 (46). - С. 157-159.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и культуры речи Новикова Лариса Ивановна

Российский государственный университет правосудия (г. Москва)

КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема культуроориентированной направленности обучения русскому языку. Целью исследования является определение методических приемов, позволяющих решить названную проблему в процессе изучения темы «Местоимение как часть речи». Автор статьи показывает, как можно организовать соизучение языка и культуры и методическими средствами достичь расширения содержания материала, используемого на уроке. Автор подходит к пониманию содержания обучения как к информационной и мировоззренческой категории, расширение которой возможно при использовании текстов культуры и методических приемов, позволяющих ввести в ткань урока культуроведческую информацию. Результатом исследования автора являются некоторые методические приемы, применяемые для решения поставленной цели: прием цитации, лингвистическая дискуссия, исторический экскурс или справка, аспектный и лингвистический анализ текста, выборочное списывание, игровые и творческие приемы.

Ключевые слова: культуроориентированная направленность обучения, расширение содержания материала, формирование мировоззрения, тексты культуры, методические приемы, культуроведческая информация.

Annotation. The article deals with the actual problem of the culturally oriented orientation of teaching the Russian language. The purpose of the study is to determine the methodological techniques that allow solving this problem in the process of studying the topic "Pronoun as a part of speech". The author of the article shows how it is possible to organize the co-study of language and culture and by methodological means to achieve the expansion of the content of the material used in the lesson. The author approaches the understanding of the content of teaching as an informational and ideological category, the expansion of which is possible with the use of cultural texts and methodological techniques that allow introducing cultural information into the fabric of the lesson. The result of the author's research is some methodological techniques used to solve the set goal: the reception of citation, linguistic discussion, historical excursion or reference, aspect and linguistic analysis of the text, selective copying, game and creative techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.