Научная статья на тему 'Поликультурное образование учащихся: роман Л. Улицкой «Медея и ее дети» на уроках литературы'

Поликультурное образование учащихся: роман Л. Улицкой «Медея и ее дети» на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК ДИАЛОГ КУЛЬТУР / MODERN SCHOOL / MULTICULTURAL EDUCATION / VALUES ORIENTATIONS OF PUPILS / LITERATURE TEXT AS DIALOGUE OF CULTURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафонова Евгения Викторовна

Современная школа работает над проблемой всесторонней поддержки личностного самоопределения учащихся, которое происходит через формирование ценностей. В форме ценностных ориентаций фиксируется существенное, наиболее важное для человека его представление о смысле жизни, о ценности жизни, о связи с прошлым своего народа и ответственности за будущее. На проблему формирования ценностей направлена и концепции поликультурного образования, которой сегодня уделяется огромное внимание. Наиболее перспективно, на наш взгляд, рассматривать поликультурное образование как способ приобщения обучающихся к культуре с целью последующей интеграции в национальное и мировое культурно-образовательное пространство. В этой связи большее значение приобретает диалог культур, организованный с помощью художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS: L. ULITSKAYA''S NOVEL "MEDEA AND HER CHILDREN" AT LITERATURE LESSONS

The modern school works on a problem of full support of personal self-determination of pupils which happens through formation of values. The most important and essential for the person is fixed in the instilling of value orientations, his idea of meaning of life, of value of life, of links with the past of the people and responsibility for their future. The concept of multicultural education is also aimed at the problem of values instilling; the huge attention is paid to this concept today. It is most forward-looking to consider, in our opinion, multicultural education as a way of introducing to students the culture for the purpose of the subsequent integration into national and world cultural and educational space. In this connection the dialogue of cultures acquires greater value, which is organized with the help of the literature text.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование учащихся: роман Л. Улицкой «Медея и ее дети» на уроках литературы»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016

УДК 37+8:009 (Образование. Воспитание. Обучение. Языкознание. Лингвистика. Художественная литература. Литературоведение. Гуманитарные науки в целом)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ: РОМАН Л.УЛИЦКОЙ «МЕДЕЯ И ЕЕ ДЕТИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

©2016 Е.В.Сафонова

Сафонова Евгения Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и теории мировой культуры. E-mail: evgg 71@mail.ru

Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 21.06.2016

Современная школа работает над проблемой всесторонней поддержки личностного самоопределения учащихся, которое происходит через формирование ценностей. В форме ценностных ориентаций фиксируется существенное, наиболее важное для человека - его представление о смысле жизни, о ценности жизни, о связи с прошлым своего народа и ответственности за будущее. На проблему формирования ценностей направлена и концепции поликультурного образования, которой сегодня уделяется огромное внимание. Наиболее перспективно, на наш взгляд, рассматривать поликультурное образование как способ приобщения обучающихся к культуре с целью последующей интеграции в национальное и мировое культурно-образовательное пространство. В этой связи большее значение приобретает диалог культур, организованный с помощью художественного текста.

Ключевые слова: современная школа; поликультурное образование; ценностные ориентации учащихся; художественный текст как диалог культур.

Тема диалога по отношению к культуре впервые возникла в начале XX века в работах К.Ясперса, О.Шпенглера. В отечественной философии основные положения диалога культур разработаны М.М.Бахтиным и В.С.Библером. «Культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и ... самосознание культуры есть форма ее бытия на грани с иной культурой» [1]. Современная беллетристика, отражая прежде всего бытовую сторону нашей жизни, разворачивает перед читателями калейдоскоп социальных связей и социальных отношений; изображение внутреннего мира человека посредством художественной образности, глубину и остроту проникновения писателя в душевный мир героев. Особая эмоционально-эстетическая сила художественного слова позволяет запечатлеть широкую картину мира - «видение писателем бытия как исполненного смысла, дающего пищу надеждам, душевной просветленности и радости, как отмеченного упорядоченностью и гармоничностью» [2]. Мир художественного произведения не только наиболее искренне и ненавязчиво помогает обнаружить сокровенные тайны человеческой культуры, но и выдвигает программные цели гармонизации взаимоотношений человека с миром, другими людьми и самим собой, стимулирует социальную активность личности.

Название романа Людмилы Улицкой «Медея и ее дети» (1996) выдвигает в качестве ведущей тему семейную, причем тему можно трактовать очень емко, потому что емко и широко представлен род главной героини романа: ее семья многочисленна, многопоколенна, многонациональна и расселена в разных концах Европы и Азии. Героиня романа, Медея Синопли, «последняя чистопородная гречанка в семье» [3], живет в Крыму. Зато многочисленные родственники Медеи разбросаны по всей земле. Сестры Анеля и Настя живут в Тбилиси, сестра Сандрочка - в Москве. Брат Федор поселяется в Средней Азии, в Ташкенте. Афанасий и Платон сначала уезжают в Болгарию, а затем в Югославию, а потом дальше углубляются в Европу. Младший брат Дмитрий обосновывается в Литве. Много лет подряд бездетная (!) Медея собирает в своем доме в Крыму многочисленных племянников и внучатых племянников. Эти ежегодные поездки в Крым представителей рода Синопли похоже на паломничество к святым местам - местам, которые дают силы, лечат раны, объединяют и определяют зачастую дальнейшую судьбу. Каждый новый член семьи обязательно приезжают сюда пожить рядом с Медеей, как будто проходят обряд некой инициации - приобщение к родовому корню и родовым традициям.

«Судьба» - центральное слово романа. Истории жизни многочисленных представителей рода Медеи не просты, нити судьбы «тянулись, соединялись, делали петли», но благодаря ежегодному повороту жизненного круга в Крым из этих переплетений складывался прекрасный узор, «который с годами делался все яснее» [3, с. 11]. Образ жизненного пути как узора, а не просто хаотического сплетения событий и поступков, -важный элемент художественной системы романа, ключ к пониманию его идейного смысла. Ведущий мотив этого узора - путь в Крым, где ждет своих родных и близких Медея. Крым -земля испокон веку многонациональная, «она была скифская, греческая, татарская... история от нее не уходила, витала в весеннем блаженстве и напоминала о себе каждым камнем, каждым деревом.» [3, с. 17].

Улицкая не дает нам детального описания дома Медеи. Мы узнаем только, что он стоял в верхней части Поселка, был удивительно вписан в крымский пейзаж, и все в нем было устроено просто: умная печурка, летняя кухня, низенькие окна, белоснежные занавески. Все было устроено Медеей, которая давала свет и тепло родовому гнезду. Дом пробуждал стойкость и силу во всех ее гостям, которые, напоенные энергетикой, разъезжались в большой мир, продолжая закручивать нить своей жизни в поисках счастливого узора, и через год приезжали назад к дому как внутреннему стержню их жизни.

Милое, радостное, счастливое время - жизнь в доме Медеи. У дома Медеи была особая в своем роде красота. Неброская красота неброской жизни хозяйки. Красота приобретает в контексте романа особое символическое значение как красота священного места, «вокруг которого происходит движение миров, звезд, облаков и овечьих отар» [3, с. 35]. Этот дом - храм, священная земля. Показателен эпизод из романа, в котором представители власти не решаются переступить порог дома, чтобы арестовать гостя Медеи - Ра-шида, участника движения за возвращение татар в Крым. Они простояли у дома всю ночь и арестовали мужчину только тогда, когда он вышел за пределы «священного места».

Многонациональность и география расселения семьи Медеи наталкивает на параллель с расселением древних народов. Образно это показано на примере того же дома: сначала огромный, стройный дом «в греческих колоннах» вызывает ассоциацию с античной цивилизацией, давшей начало европейской культуре, затем дом постепенно изменяется, теряет четкость очерта-

ний и уже принадлежит не одной культуре, разрастается пристройками, т.е. новыми уникальными культурами. Все повествование проникнуто неким сакральным смыслом развития и взаимоотношения племен, народностей и наций. Дом продолжает разрастаться новыми детьми, имеющими и европейские, и восточные - азиатские и кавказские - корни. Но в крови всех этих людей различных культур и религий течет одна общая греко-иранская кровь как основа для возможного бесконфликтного сосуществования народов на земле. В представлении Медеи ничто так не связывает семью, как общие черты. С тихой радостью и гордостью подмечает она «родовые особенности»: рыжий цвет волос, укороченный мизинец, приросшую мочку уха, способность ночного видения. В контексте нашей темы эти черты приобретают особое символическое значение: для дружбы и согласия у народов должны быть общие черты, в том числе общая историческая память - общие события, которые прошли через судьбу народов и оставили в ней яркий, с годами не стирающийся след.

Бездетную Медею судьба наградила огромным количеством детей по всему свету. Парадокс? Нет, сакральная правда единства и родства людей, как говорят, не только «первой очереди родства». Сердце героини широко, в нем находится место каждому. Высоко на холме стоит ее дом, и тянутся к этому дому люди из Москвы, Сибири, Средней Азии, Северного Кавказа и Прибалтики, ибо «прожаренный солнцем и продутый морскими ветрами, дом притягивает все это разноплеменное множество» [3, с. 67]. Он не прячет человека от житейских бурь, он дает силу и наполняет красотой для продолжения жизни. Гречанка с грузинским именем в окружении русских, татар, евреев, армян как богиня-охранительница единого земного человечества, из корня общего вышедшего и в мире огромном разошедшегося. Кто же такие дети Медеи? Это представители разных культур, традиций, психологических и этнических типов, которые живут самобытно и которые только в результате открытого и свободного взаимодействия образуют поистине прекрасный узор, составляющий культуру человечества. С.И.Тимина в статье «Ритмы вечности» обращается к анализу мифо-поэтической картины мира в романе «Медея и ее дети». Главный пафос романа, по мнению С.Тиминой, заключается в стремлении художественного мира романа к гармонии. Выделяя центральные бинарные оппозиции, исследовательница пишет о соседстве быта и вечности,

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016

простоты и величия, гармонии и дисгармонии, космоса и хаоса [4, с. 548].

Наш многонациональный мир представлен полиэтническими государственными сообществами, и каждое мультинациональное государство пытается разработать эффективную систему формирования межкультурной компетенции и развития в обществе этнической толерантности. Понимание полиэтничности общества базируется на том, что многие люди в современном мире более не принадлежат жестко к одной этнической группе, а являются членами двух и более общностей, носителями нескольких культур, которые соседствуют и взаимодействуют непосредственно и виртуально еще с практически бесконечным числом культур. Формирование толерантного сознания - составляющая культурной политики, реализуемая в комплексе законодательных актов и мероприятий. На когнитивном уровне формируются представления, понятия, усваиваются закономерности жизнедеятельности человека в многокультурном социуме. На ценностно-смысловом уровне воспитываются гражданственность, эмпатия, толерантность, уважительное отношение к другим культурам и их носителям. На поведенческом уровне развиваются умения и навыки конструк-

тивного взаимодействия с людьми, представляющими иные ценности и модели поведения. Художественная литература также участвует в процессе культуролизации современного общества и воспитании его в направлении межкультурной и этнической толерантности, прежде всего на ценностно-смысловом уровне, и делает это присущими ей художественными средствами, воздействуя не только на ум, но и на чувства читателя. На страницах произведений Людмилы Улицкой проблемы межкультурного общения и взаимопонимания поставлены осознанно, весомо и современно. Роман «Медея и ее дети» представляет мир таких человеческих взаимоотношений, которые наполнены гармонией и уважением к культуре своего и соседнего народа, которые развиваются над и вне межнациональной розни и непонимания, потому что в основе их такие человеческие ценности, как уважение, достоинство, любовь и милосердие. Современная отечественная литература в лучших своих творениях поднимает и раскрывает важнейшие социокультурные вопросы и создает условия для осознания читателями важности культурного многообразия для общества в целом и необходимости уважительного отношения к другим культурам для каждой личности в отдельности.

1. Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М., Прогресс,1991. 176 с. С. 85; Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М., Художественная литература, 1979. 412 с.

2. Введение в литературоведение / под ред. Л.В.Чернец. М., Флинта, 2000. 248 с. С. 85; Введение в литературоведение: учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, А.Я.Эсалнек и др.; под ред. Л.В.Чернец. М., Высшая школа, 2004. 680 с. http://www.easvschool.ru/books/literatura/vvedenie-v-literaturovedenie-chernets-halizev/

3. Улицкая, Л.Е. Медея и ее дети. М., Изд-во ЭКСМО, 2002. С. 7.

4. Тимина, С.И. Ритмы вечности: Роман Людмилы Улицкой «Медея и ее дети»// Русская литература XX века в зеркале критики: хрестоматия / сост. С.И.Тимина, М.А.Черняк, Н.Н.Кякшто. М., Академия; СПб., Филологический факультет СПбГУ, 2003. 656 с. С. 548; Русская литература ХХ века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [С.И.Тимина, Н.Ю.Грякалова, О.А.Лекманов и др.]; под ред. С.И.Тиминой. М., Издательский центр «Академия», 2011. 368 с. http ://www.academia-moscow.ru/ftp share/ books /fragments/fragment 19096.pdf

MULTICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS: L.ULITSKAYA'S NOVEL "MEDEA AND HER CHILDREN" AT LITERATURE LESSONS

©2016 E.V.Safonova

Evgenia V. Safonova, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of Department of philosophy, history and world

culture theory. E-mail: evgg 71@mail.ru

Samara State Social and Pedagogical University. Samara, Russia

The modern school works on a problem of full support of personal self-determination of pupils which happens through formation of values. The most important and essential for the person is fixed in the instilling of value orientations, - his idea of meaning of life, of value of life, of links with the past of the people and responsibility for their future. The concept of multicultural education is also aimed at the problem of values instilling; the huge attention is

paid to this concept today. It is most forward-looking to consider, in our opinion, multicultural education as a way of introducing to students the culture for the purpose of the subsequent integration into national and world cultural and educational space. In this connection the dialogue of cultures acquires greater value, which is organized with the help of the literature text.

Keywords: modern school; multicultural education; values orientations of pupils; literature text as dialogue of cultures.

1. Bibler, V.S. Mikhail Mikhailovich Bakhtin, ili Poetika i kul'tura (Mikhail Mikhaylovich Bakhtin, or Poetics and culture). M., Progress,1991. 176 s. S. 85; Bakhtin, M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva (Esthetics of verbal creativity). M., Khudozhestvennaia literatura, 1979. 412 s.

2. Vvedenie v literaturovedenie / pod red. L.V.Chernets (Introduction to literary criticism / edited by L.V.Chernets). M., Flinta, 2000. 248 s. S. 85; Vvedenie v literatu-rovedenie: uchebnoe posobie / L.V.Chernets, V.E.Khalizev, A.Ia.Esalnek i dr.; pod red. L.V.Chernets (Introduction to literary criticism: coursebook / L.V.Chernets, V.E.Khalizev, A.Ya.Esalnek and others; edited by L.V.Chernets). M., Vysshaia shkola, 2004. 680 s. http://www.easyschool.ru/books/literatura/vvedenie-v-literaturovedenie-chernets-halizev/

3. Ulitskaia, L.E. Medeia i ee deti (Medea and her children). M., Izd-vo EKSMO, 2002. S. 7.

4. Timina, S.I. Ritmy vechnosti: Roman Liudmily Ulitskoi «Medeia i ee deti» (Rhythms of Eternity: Novel of Lyudmila Ulitskaya "Medea and her children"). Russkaia literatura XX veka v zerkale kritiki: khrestomatiia / sost. S.I.Timina, M.A.Cherniak, N.N.Kiakshto. M., Akademiia; SPb., Filolo-gicheskii fakultet SPbGU, 2003. 656 s. S. 548; Russkaia literatura XX veka: uchebnoe posobie dlia studentov uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniia / [S.I.Timina, N.Iu.Griakalova, O.A.Lekmanov i dr.]; pod red. S.I.Timinoi (Russian literature in the XX century: coursebook for students of institutions of higher professional education / [S.I.Timina, N.Yu.Gryakalov, O.A.Lekmanov and others]; edited by S.I.Timina's). M., Izdatel'skii tsentr «Akademiia», 2011. 368 s. http://www.academia-moscow.ru/ftp share/ books/fragments/fragment 19096.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.