Научная статья на тему 'Поликультурное образование как основа формирования толерантности в мультикультурном пространстве'

Поликультурное образование как основа формирования толерантности в мультикультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / САМОЦЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / MULTICULTURALISM / MULTICULTURAL EDUCATION / ADAPTATION / ASSIMILATION / INTERCULTURAL DIFFERENCES / SELF-WORTH / SOCIAL IDENTITY / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасымова Кямиля Вагиф Кызы

Современное общество в эпоху глобализации характеризуется появлением и распространением идей мультикультурализма. В этой парадигме культурное разнообразие интерпретируется как важный компонент социально-экономического развития в полиэтнических государствах. Мультикультурное образование это направление в развитии образования, которое возникло как альтернатива монокультурности. Мультикультурное образование представляет презентацию таких тенденций, как важность и формирование разнообразия в культурных интеракциях, развитие ценностного потенциала индивидуума с обязательным признанием его культурной самобытности. Все это следует учитывать в социальной политике каждого государства. Современная теория мультикультурализма, как новая образовательная парадигма, также прошла значительный путь становления и исторического развития, как специфический культурный процесс. Сегодня процесс образования формируется с учетом культурной идентичности и интеграционных взаимодействий, влияния глобализации, социально-экономической и общественно-политической устойчивости. Одним из основных ресурсов развития общества и образования в ХХI веке является доступность и эффективность образования, ориентированного на формирование толерантности. Интенсивно развивающиеся в современном мировом пространстве реалии глобализации определяют исследования в сфере поликультурного образования, как ведущие направления педагогической науки. Формирование интереса к мультикультуральному образованию вызвано потребностью развития межкультурного общения, кооперации и сотрудничества, становлением движения этнических и расовых меньшинств за свою самобытность в многоэтнических регионах и государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL EDUCATION AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF TOLERANCE IN THE PROCESS OF TEACHING

Modern society in the era of globalization is characterized by the emergence and dissemination of the ideas of multiculturalism. In this paradigm, cultural diversity is interpreted as an important component of socio-economic development in multi-ethnic states. Multicultural education is a direction in the development of education that has emerged as an alternative to monoculture. Multicultural education presents the presentation of such trends as the importance and formation of diversity in cultural interactions, the development of the individual's value potential with the obligatory recognition of his cultural identity. All this should be taken into account in the social policy of each state. The modern theory of multiculturalism, as a new educational paradigm, has also passed a significant path of formation and historical development, as a specific cultural process. Today, the education process is being formed taking into account cultural identity and integration interactions, the impact of globalization, socio-economic and socio-political sustainability. One of the main resources for the development of society and education in the 21st century is the accessibility and effectiveness of education focused on the formation of tolerance. The realities of globalization that are rapidly developing in the modern world space determine research in the field of multicultural education as the leading areas of pedagogical science. The formation of interest in multicultural education is caused by the need to develop intercultural communication, cooperation and cooperation, the emergence of the movement of ethnic and racial minorities for their identity in multi-ethnic regions and states.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование как основа формирования толерантности в мультикультурном пространстве»

Gasimova Kamila Vagif POLYCULTURAL EDUCATION ..

pedagogical sciences

UDC 371.035:159

DOI: 10.34671/SCH.HBR.2019.0304.0003

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© 2019

Гасымова Кямиля Вагиф кызы, диссертант кафедры социальной и педагогической психологии Бакинский государственный университет (1148, Баку, Азербайджан, ул. З.Халилова, 23, email qasimova_kamila@mail.ru)

Аннотация. Современное общество в эпоху глобализации характеризуется появлением и распространением идей мультикультурализма. В этой парадигме культурное разнообразие интерпретируется как важный компонент социально-экономического развития в полиэтнических государствах. Мультикультурное образование - это направление в развитии образования, которое возникло как альтернатива монокультурности. Мультикультурное образование представляет презентацию таких тенденций, как важность и формирование разнообразия в культурных интеракциях, развитие ценностного потенциала индивидуума с обязательным признанием его культурной самобытности. Все это следует учитывать в социальной политике каждого государства. Современная теория мультикуль-турализма, как новая образовательная парадигма, также прошла значительный путь становления и исторического развития, как специфический культурный процесс. Сегодня процесс образования формируется с учетом культурной идентичности и интеграционных взаимодействий, влияния глобализации, социально-экономической и общественно-политической устойчивости. Одним из основных ресурсов развития общества и образования в XXI веке является доступность и эффективность образования, ориентированного на формирование толерантности. Интенсивно развивающиеся в современном мировом пространстве реалии глобализации определяют исследования в сфере поликультурного образования, как ведущие направления педагогической науки. Формирование интереса к мультикуль-туральному образованию вызвано потребностью развития межкультурного общения, кооперации и сотрудничества, становлением движения этнических и расовых меньшинств за свою самобытность в многоэтнических регионах и государствах.

Ключевые слова: мультикультурализм, поликультурное образование, адаптация, ассимиляция, межкультурные различия, самоценность, социальная идентичность, толерантность.

POLYCULTURAL EDUCATION AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF TOLERANCE IN THE PROCESS OF TEACHING

© 2019

Gasimova Kamila Vagif, PhD student, Department of Social and Pedagogical Psychology Baku State University (1148, Azerbaijan, Baku, Z. Halilov St., 23, e-mail: qasimova_kamila@mail.ru)

Abstract. Modern society in the era of globalization is characterized by the emergence and dissemination of the ideas of multiculturalism. In this paradigm, cultural diversity is interpreted as an important component of socio-economic development in multi-ethnic states. Multicultural education is a direction in the development of education that has emerged as an alternative to monoculture. Multicultural education presents the presentation of such trends as the importance and formation of diversity in cultural interactions, the development of the individual's value potential with the obligatory recognition of his cultural identity. All this should be taken into account in the social policy of each state. The modern theory of multiculturalism, as a new educational paradigm, has also passed a significant path of formation and historical development, as a specific cultural process. Today, the education process is being formed taking into account cultural identity and integration interactions, the impact of globalization, socio-economic and socio-political sustainability. One of the main resources for the development of society and education in the 21st century is the accessibility and effectiveness of education focused on the formation of tolerance. The realities of globalization that are rapidly developing in the modern world space determine research in the field of multicultural education as the leading areas of pedagogical science. The formation of interest in multicultural education is caused by the need to develop intercultural communication, cooperation and cooperation, the emergence of the movement of ethnic and racial minorities for their identity in multi-ethnic regions and states.

Keywords: multiculturalism, multicultural education, adaptation, assimilation, intercultural differences, self-worth, social identity, tolerance.

Актуальность проблемы. Современные концепции образования основываются на необходимости всестороннего развития личности, в том числе через культурное совершенствование каждого, отдельно взятого, индивида общества. Образование, как культурно-исторический феномен, по своей природе выдвигается как область культурного пространства, которая направлена на его тотальное воспроизводство. Культурные аспекты политического и образовательного процесса имеют древнюю историю развития и длинный путь качественных трансформаций.

Понятие «Мультикультурное или поликультурное образование» (multicultural education) возникает в начале XX века в американской среде образования. Ценности самобытности культуры народов, равноправие и плюрализм культур, на которых формилируется идея поликультурного образования, нашли выражение в декларациях ЮНЕСКО по проблеме глобальных стратегий образования в XXI столетии, где отмечаются идеи необходимости понимания учащейся молодежью не только своих корней национального своеобразия. Тем самым

молодежь определяет свое место в мире, и формирует уважительное отношения и почитание иных культур, понимает и принимает всех людей, диалогичности и толерантности [11].

Степень исследованности проблемы. У истоков исследования культурной детерминации поликультурного образования и воспитания находятся великие философы и педагоги прошлого: А. Дистервег, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др. [1, с.2].

Ученые отмечали гуманистические основы культуры в сфере образования. Например, И. Гердер, дает дефиницию культуры как нечто, безусловно, позитивное, ассоциируя прогресс с продвижением к более высокому культурному уровню, которое воспринималось и оценивалось им как «гуманность» [1, с.2]. По мнению великого философа и педагога морали И. Канта, культура есть нравственная позиция, и представляет собой деятельное совершенство. Ученый осознавал незавершенность развития гештальта культуры времени и считал, что инструментами, способными придать ей более завершенный и совершенный характер, являются духовная,

14

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 4(6)

педагогически науки

Гасымова Кямиля Вагиф кызы ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ...

нравственная и педагогическая революции. Г.Гегель не различает и обособляет термины «культура» и «образование» [1, с.3].

В 70-е годы XX столетия в культурной среде некоторых полиэтнических государств возникает новое направление, представленное движением за мульти-культуральные ценности, которые выражали интересы и защищали самобытность этнических культур и идентичность приезжающих иммигрантов и ставили вопрос лояльного подхода к ним доминирующей в обществе системы культурных ценностей.

В девяностые годы XX столетия, такие страны как Австралия, Канада, США и многие страны Западной Европы, стали осознавать необходимость теоретически и практически понять идеи поликультурального сосуществования, так как в современной мире глобализации и ее последствий эти проблемы стали в центре идеологических и политических противодействий, будучи непосредственно вплетенными с вопросами национального самосознания, гражданских прав, жизнедеятельности национальных субкультур.

Активные изучение вопроса мультикультуральных ценностей возникло в конце ХХ века. В связи с этим формулируются многочисленные учения о самой сущности мультикультурализма.

Целью написания данной статьи является определение основного содержания поликультурного образования в современном обществе и перспективы его развития. Нами были использованы идеи и концептуальные подходы ряда исследователей, как классиков, так и современных исследователей с целью определения основных представлений о данном социальном феномене. Кроме того, определены основные приоритеты в подходе к поликультурному образованию в рамках проводимой Азербайджанской Республикой политики мульти-культурализма.

Научная новизна данного исследования состоит в систематизации точек зрения о некоторых важнейших категориях психологической и педагогической науки, связанных с социальной позицией обучающихся и обучаемых в обществе, необходимостью учета растущего единства и взаимозависимости в мире. Все это приводит к необходимости внесения изменений в подходе к образовательной парадигме каждой страны, в том числе Азербайджана.

К понятию мультикультурализма и поликультурного образования. Поликультурное образование есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на усвоение учащимися знаний о других культурах, развитие умений и навыков конструктивного межкультурного взаимодействия, формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур, готовности к эффективной жизнедеятельности в демократическом обществе; создание равных образовательных возможностей для обучающихся, принадлежащих к различным расовым, этническим, социальным классам и культурным группам [8].

Первый этап (1930—1940) мультикультурного образования развивался в рамках межкультурных отношений и их развития.

Впервые термин «мультикультурное образование» был использован в 1974 г.: «мультикультурное образование - это образование, которое представляет собой культурный плюрализм, мультикультурное образование не только анализирует осознание и понимание поликультурных ценостей и отличий. Намного актуальнее, чем принятие и поддержка таких отличий, является утверждение прав различных национальных культур на мирное существование, « цель культурного плюрализма может быть достигнута только в случае полного признания культурных различий и эффективной программы, которая сделает культурное равенство реальным и значимым» [34].

В.А Тишков, Н.С. Кирабаев определяют мультикуль-

турализм как философскую концепцию - «теорию, практику и политику неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп», «которая может воплощаться в правовых нормах, отражаться в характере общественных институтов и в повседневной жизни людей» [7, с.20].

B.С. Малахов и Г.Д. Дмитриев предлагают понятие «мультикультурализм», подразумевая поликультурный конструкт, «общество, в котором нет «господствующей культуры», которое представляет «способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях» [5, с. 34].

C. Хантингтон указывает, что мультикультурализм - это «сущность антиевропейской цивилизации, ...«движение, противостоящее монокультурной гегемонии Европы, которая, как правило, ведет к маргинализации прочих культур» [14, с.2б8].

Мультикультурное образование - относительно новая область педагогики и педагогической психологии. Первые исследования по изучению проблем поликультурного образования представлены в научных трудах американских и канадских педагогов и психологов.

Поликультурное образование возникло в связи с запросом этнических меньшинств обеспечить гармоничное приобщение детей одновременно и к культуре большинства населения. Но в последние годы отмечается продуктивность поликультурного образования для абсолютного большиинства учащейся молодежи безотносительно к причастности их к меньшинству или большинству — поликультурная образовательная модель становится основной базой развития общегражданской, общенациональной идентичности учащихся в формировании и становлении современных общественных отношений. .

Мультикультурное воспитание анализируется как объективное бытие современной цивилизации. Американские ученые выводят педагогические рекомендации, которые обеспечивает мультикультурализм: равные возможности, компетентность в вопросах культуры в среде учащихся и педагогов, мультикультурность в образовательных программах, а также утверждение на конгруэнтных основаниях представителей меньшинств в общество в условиях глобализации.

Вопросы мультикультурализма в Азербайджане. Как и во всем мире, в Азербайджанской Республике разрабатываются и практически внедряются в социальные процессы идеи мультикультурализма и толерантности. В частности, периодически созывается Бакинский международный гуманитарный Форум - это диалог культур для участников политической, научной и культурной элиты, задачами и целью которого отмечается проведение дискуссий широкого комплкса вопросов относительно глобализации современного мира, актуальных и интересных с точки зрения национальной идентичности.

Носители различных религий, представители многих этносов столетиями жили в Азербайджане дружной семьей в условиях мира, спокойствия и добрососедства. Такая государственная политика сохраняется и в настоящее время. Государственная политика Азербайджана достаточно эффективна и приводит к необходимым результатам. Мультикультурализм в Азербайджане возведен на уровень государственной политики [2].

Отсюда ясно, что «мультикультурализм является политикой, которая предполагает культурный плюрализм и способствует его развитию. Это связано с уважением прав всего населения любой страны независимо от этнических, расовых и религиозных различий людей» [16].

Мультикультурализм является политикой, очень близкой по своей сущности с политикой толерантности. Важнейшей чертой толерантного общества является параллельное существование различных культур. В толерантном обществе мультикультурализм способствует взаимному обогащению культур, и это связано с процес-

Gasimova Kamila Vagif pedagogical

POLYCULTURAL EDUCATION ... sciences

сом проникновения одной культуры в другую, в целях дальнейшего культурного объединение людей [17-25].

Как подчеркивает И. Кунина, «известные политические события конца XX века должны были привести к формированию новых моделей мультикультурализма на постсоветском пространстве, в том числе в республиках Южного Кавказа. Что такое мультикультурализм? Это, в первую очередь, стратегия и тактика демократического государства, целью которой является достижение существенного «качества» взаимодействия и взаимопе-реплентия культур в государстве, причем это качество - мирное сосуществование, которое базируется на толерантном, терпимом отношении к отдельным культурным идентичностям. Толерантность к особенностям отдельных народов, наций, религий - ментальная особенность азербайджанцев» [6].

Применение принципа мультикультуральности в западных странах. Подходы к проблеме мультикуль-турности претерпели в американской педагогике существенную эволюцию. Вначале подразумевался план полной ассимиляции школьников — которые являлись носителями различных языков и национальных групп. Заменой ассимиляции стала теория аккомодации национальных групп воспитательными мерами. В соответствии с этой концепцией , самоценность отнельного этноса сохраняется и почитается, свойственные им отличия представляются как общественное достояние, культурный и этнический плюрализм не анализируется с целью ликвидации.

Концептуальное становление поликультурного образования в американском обществе сформировалось к началу 90-х годов. Исследователи в своих научных работах подчеркивали, что целью поликультрного образования является формирование образовательной политики, программ подготовки «педагога мультикультурной направленности», При этом должны учитываться содержания образования, установление соответствующей психологической атмосферы и гармоничных отношений между представителями различных групп в образовательном процессе и т.д.

Итак, существует несколько подходов к поликультурному образованию: аккультурационный (мульти-культурное образование должным образом определяется культурой мигрантов, и должно исследовать родную культуру и преобразовывать ее особенности в рамках иной национальной культуры, т.к. противоречия при соприкосновении с динамическими переменами обстоятельств жизнедеятельности актуализирует потребность в изменении, формировании новых культурных ориентиров [4, с.22]. Диалоговый (основывающийся на ценностях обмена культур, открытости, культурного мнеогобразия) и социально-психологический (примене-ниие метода проблемной ролевой игры, в ходе которой обнаруживается несоответствие между осознанными и принятыми на познавательном уровне фактами и спонтанными эмоциональными реакциями [15].

Интеграционные процессы, происходящие в обществе, проявляют значительное влияние на педагогическую деятельность. Современные реалии предъявляют образовательному процессу чрезвычайно непростую задачу воспитания учащейся молодежи с мировоззрением уважения и почитания традиций всех национальностей, развитие у подрастающей молодежи умения налаживать контакты, коммуникации и общаться с представителями разных этнических групп. религий, понимать и ценить специфические особенности культур других национальностей.

Задача формирования у молодежи навыков и умений к жизни и деятельности в поликультурной среде оказывается чрезвычайно важной и имеет приоритетные позиции в ряду сложных проблем современного образовательного процесса.

В настоящее время очевидно, что нужна очень взвешенная сбалансированная политика в деятельности 16

образования, которая предполагает как общегосударственные интересы, так и национально-культурные особенности народов. Глобализационные процессы в современном мире и культурной конвергенции система образования анализируется как надежный механизм национальной идентификации учащихся и как средство оптимизации и гармонизации межэтнических отношений в полиэтнических обществах. Чрезвычайно необходимо, чтобы в педагогическом процессе нашло свое практическое воплощение мультикультурное взаимодействие различных социокультурных образований.

Таким образом, переход современной цивилизации в информационную стадию развития выдвинул образование молодежи в ряд главных факторов, обусловливающих экономический и интеллектуальный потенциал страны, уровень культуры и воспитания в обществе, социальные перспективы формирования личности. От сущности и гуманистической направленности образования и воспитания в значительной степени зависит физическое и психическое здоровье нации, степень реализации способностей и потребностей развивающейся личности. Действующие в XXI столетии процессы глобализации выражают неоднозначное влияние на образование и воспитание.

Педагогические и психологические аспекты поликультурной компетентности. Р.Р. Агадуллин рассматривает поликультурную компетентность как важнейший элемент профессиональной компетентности современного учителя. По мнению данного ученого, поликультурная компетентность является интегрированным результатом учебной деятельности [3].

Толерантность в межнациональных, межкультурных и социальных отношениях, гуманизм, высокий уровень культуры являются значимыми качествами личности, обладающей поликультурной компетентностью.

Как утверждает Н.В. Боговик, в современных условиях образовательный процесс формируется с учетом культурной интеграции, глобализации, социально-экономической и общественно-политической стабильности [6]. В XXI веке мир преобразовывается в единую глобальную систему, структурированную из огромного числа национальных культур, и происходящее у отдельных народов преобразования находят отражение на ситуации в других государствах. Границы между культурами понемногу стираются, делаются размытыми, но, при сохранении культурного своеобразия, самобытности организуется единое поликультурное пространство образования и воспитания.

По мнению Ю.А. Ищенко, толерантность обозначается как терпимость к иного рода взглядам, убеждениям, которая является признаком уверенности в себе и сознанием надежности своих собственных позиций, это внутреннее активное отношение, проявляемое то ли в сострадании (и молчании), то ли в действии (и диалоге), это признание права на существование противоположных точек зрения, как осознанное нравственно-понимающее сопереживание [9].

Безусловно, толерантность - одно из тех качеств личности, которое формируется только с появлением внутренней зрелости, этот процесс продолжается в течение всей жизни. Поэтому трудно говорить о стабильно высоком уровне толерантности у молодежи, даже если они его продемонстрировали в какой- либо поликультурной ситуации.

По утверждению И.В. Хариной, толерантность к другим взглядам, обычаям, умение видеть особенности своей культуры в контексте других, воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей, нарушение одной из этих характеристик может привести к катастрофе [13].

Следует отметить, что существенные изменения, которые совершаются в современном обществе, ставят на повестку дня необходимость поликультурного образования, вызванного усилением взаимовлияния этно-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 4(6)

педагогически науки

Гасымова Кямиля Вагиф кызы ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ...

культурных групп, трансформацией группового и индивидуального сознания личностей многонационального, полилингвального и поликультурного общества [26-29]. В социально-педагогическом контексте поликультурное образование есть способ развития конкретных социально-установочных и ценностно-ориентационных склонностей, навыков общения и эмпатийных умений, и т.д. [10].

И.В. Харина рассматривает толерантность как способность к безоценочному, уважительному принятию иного способа мышления, образа жизни, обычаев, верований, мнений, идей [13].

Толерантность предполагает уважение мнения других людей и есть универсальная норма поведения, регулирующая отношения при кооперации, социальной интеракции. Как показывают исследования, толерантность есть существенный фактор, уменьшающий ситуации формирования насилия, дискриминации.

В.С. Собкин выделяет следующие условия развития толерантности: равноправие, взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к другим этническим группам, равные возможности и условия для участия в политической жизни членов общества [12].

Ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи уверены, что толерантность надо воспитывать с самого раннего возраста [30-33], чтобы первоначально она формировалась как доброжелательность, умение в своем поведении не выходить за определенные пределы, такие, как лояльность и интерес к различиям, как способность судить не предвзято, и т.д.

А.И. Богданова, обобщая сущность понятия толерантности на основе сравнения существующих дефиниций толерантности, выделила следующие характеристики изучаемого феномена:

- признание допустимым и равноправным утверждение разнообразия в мире, существование различных образов мысли, политических, религиозных, этнических и других фактов плюрализма;

- активное признание прав и свобод иных людей и взглядов, право личности на собственные убеждения, право многокультурности;

- уважительное терпеливое, толерантное отношение к другим мнениям, верованиям, убеждениям. поведению;

- неприменение силового воздействия с целью предупреждения отклонений во мнениях, верованиях, поведении иного человека или социальной группы людей;

- активная жизненная и моральная позиция самодостаточной личности [5].

Выводы. Политика мультикультурализма в условиях полиэтнического государства и глобализации является необходимой в Азербайджане, как многонациональной стране. То есть воспитывать и обучать современное подрастающее поколение в русле подготовки его к жизни в поликультурном социуме, гармонизировать различные культурные влияния в единый образовательный процесс, уравновешивать сложные межэтнические отношения в коллективе обучающихся — все это есть проблемы первостепенной важности, которые затрагивают сегодня большинство учреждений образования.

В настоящее время в школах обучаются не только азербайджанцы, но и русские, татары, евреи и представители других национальностей. Это вызывает определённые трудности в обучении, общении среди обучающихся и их родителей. Для того чтобы подрастающее поколение имело определённый «иммунитет» к негативным проявлениям межэтнических отношений, необходимо сформировать гибкую поликультурную компетенцию, основанную на открытости к межэтническим различиям, способности жить с людьми других культур, языков и религий, способности к межнациональному диалогу.

Следовательно, поликультурную компетенцию следует интерпретировать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми обязан владеть

современный человек в мире глобализации, чтобы оптимально и эффективно адаптироваться в социальных сферах поликультурного общества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: педагогический, философский, социологический контекст // Преподаватель XXI века, 2006, № 1, с.2-8

2. Алиев И.Г. Речь президента Азербайджанской республики Ильхама Алиева на IY Бакинском Международном Гуманитарном Форуме. Баку: 2018.

3. Агадуллин Р.Р. Поликультурная профессиональная компетентность современного учителя //Проблемы современного педагогического образования. М.: Пед. пресса, 2003. С. 12-172.

4. Алексашенкова И.В. Поликультурное образование в контексте мирового опыта. //Вестник Новгородского государственного университета. - 2005. - №31. С.22-26.

5. Богданова А.И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00. 08 Теория и методика профессионального образования. Красноярск, 2015. 221 с.

6. Боговик Н.В. Генезис поликультурного восприятия в теории и практике образования // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. 2010. № 1. С. 64

7. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование [Текст] / Г.Д. Дмитриев. - М.: Прогресс, 1999. - 208 с.

8. Кунина И. Речь на Бакинском Международном Гуманитарном Форуме. Баку 2011.

9. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренче-ская проблема // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. № 4. С. 48-60.

10. Костикова Л.П. Современное образование с позиций диалогового подхода // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2008. № 4 (52). С. 3-13.

11. Культуры: диалог народов мира. ЮНЕСКО, 1995.

12. Собкин В.С. Этнос. Идентичность. Образование: Труды социологии образования / под ред. В.С. Собкина. М.: социологии образования РАО 1998. Т. IV, вып. VI.

13. Харина И.В. Формирование поликультурной компетентности иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Красноярск, 2014. 227 с.

14. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хантингтон; пер. с анг. Т. Велимеевой, Ю.Новикова. - М.: АСТ, СПб.: Terra fantastica, 2003. — 603 с.

15. Шафрикова А. В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: автореф. дис...канд. пед.наук. - Казань, 1998. — 28 с.

16. Наджафов Э. Речь на Бакинском Международном Гуманитарном Форуме. Баку 2011. // https://1news.az/news/

17.Аниськин В.Н., Жукова Т.А., Борисов А.Я., Севенюк С.А. Образовательные подходы к развитию системы мультикультурного образования в Германии // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 62-65.

18. Цораева Ф.Н. Роль предмета «музыкальное искусство» в формировании поликультурной личности на современном этапе развития школы северокавказского региона //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.

19. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Гиголаева Д.В., Хасиева А.В. Проблема психолого-педагогического сопровождения и адаптации детей-мигрантов в новых условиях жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 108-110.

20. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 71-74.

21. Ефимова Д.В. Воспитание межнациональной толерантности в семье и вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 115-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Хугаева Ф.В. Антропологические основания формирования толерантной личности //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 313-316.

23. Лесите Э.Ю., Павлова Е.В. Формирование толерантности студентов социальной сферы в поликультурной образовательной среде вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 79-81.

24. Стец В.И. Толерантность как интегральное качество личности подросткового возраста // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 20-23.

25. Старицына О.А., Грищенко О.Н. Понятие «толерантность» и её место в системе базовых ценностей жителей России и Германии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 297-301.

26. Фролова М.И. К вопросу социально - философского понятия толерантности и культурной идентичности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 351-358.

27.Маслова Т.М. Развитие коммуникативной толерантности участников образовательного процесса вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 283-286.

28. Ефремкина И.Н. Исследование маркеров этнической толерантности (на примере подростков и лиц юношеского возраста) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 119-123.

29. Носко И.В., Хороших П.П., Калинина С.Ф. Толерантность

Gasimova Kamila Vagif POLYCULTURAL EDUCATION ...

pedagogical sciences

как особый социальный конструкт: изучение подходов к пониманию //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 385-390.

30. Дзагурова Н.Х. Гражданская позиция и оценка экстремистских настроений студентов в современных условиях //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 342-345.

31. Цепляева Т.Н. Воспитание толерантности молодого поколения через искусство народного танца // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 419-421.

32. Фролова М.И. Педагогические методы формирования общекультурных компетенций и толерантности личности в процессе художественного образования (на примере проектной методики) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 294-297.

33. Фролова М.И. IT-технологии в художественном образовании как средство формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 222-226.

34. Grant C. A. The Evolution of multicultural education in the United States: A Journey for human rights & social justice // Cooperative learning in multicultural societies: Critical reflections. Turin: Papers from the IAIE-IASCE Conference, 2008. 5-2-5

18

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 4(6)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.