Научная статья на тему 'Мультикультурализм как принцип современной образовательной политики'

Мультикультурализм как принцип современной образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / SOCIAL POLICY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева О.О.

Статья посвящена рассмотрению концепции мультикультурализма как перспективной образовательной парадигмы и возможности ее применения в социальной практике государства. Автор трактует мультикультурализм как открытую коммуникативную модель межкультурного взаимодействия, практической целью которой является формирование возмож-ности безболезненной интеграции индивида в коммуникативное пространство современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURALISM AS THE PRINCIPLE OF THE MODERN EDUCATIONAL POLICY

The article is devoted to the conception of the multiculturalism as one of the perspective educational paradigms, and the possibility of its social governmental practice. The author considers the multiculturalism as the open communicative model of intercultural inte-raction. Its practical purpose is the forming of the possibility for painless individual's integration to the communicative space of the modern society.

Текст научной работы на тему «Мультикультурализм как принцип современной образовательной политики»

УДК 009.372 ББК 63.3

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

О.О. Медведева, аспирант кафедры новой и новейшей истории Московского педагогического государственного университета (495)438-04-08

Статья посвящена рассмотрению концепции мультикультурализма как перспективной образовательной парадигмы и возможности ее применения в социальной практике государства. Автор трактует мультикультурализм как открытую коммуникативную модель межкультурного взаимодействия, практической целью которой является формирование возможности безболезненной интеграции индивида в коммуникативное пространство современного общества.

Ключевые слова: мультикультурализм, образование, социальная политика государства, толерантность, межкультурная коммуникация.

MULTICULTURALISM AS THE PRINCIPLE OF THE MODERN EDUCATIONAL POLICY

Medvedeva O.O.

The article is devoted to the conception of the multiculturalism as one of the perspective educational paradigms, and the possibility of its social governmental practice. The author considers the multiculturalism as the open communicative model of intercultural interaction. Its practical purpose is the forming of the possibility for painless individual's integration to the communicative space of the modern society.

Keywords: multiculturalism, education, social policy, tolerance, intercultural communication.

Процесс глобализации вызвал заметную интенсификацию социокультурных процессов в современном мире. Человеческая цивилизация вступила в эпоху радикальной трансформации сложившегося на международной арене баланса сил, геополитической карты мира, всей системы ценностных ориентаций и привычных стимулов развития. Меняется взгляд на методы познания окружающего мира, принципы социального взаимодействия, границы суверенитета личности. Все эти факторы обусловливают необходимость инновационного развития тех общественных институтов, которые связаны с воспроизводством духовных ценностей, трансляцией общепринятых поведенческих норм, формированием единого ценностного пространства. В первую очередь это касается системы образования.

Глубинной основой и конечным результатом процесса образования является формирование целостной модели самосознания человека. Образовательный процесс предполагает последовательную интеграцию человека в окружающую социальную среду, его активное приобщение к коммуникативной культуре, ценностным ориентациям, историческому опыту общества, формирование на этой основе целостной картины мира. Таким образом, при всем многообразии социальных функций образования «его стержнем является воспроизводство и трансляция в жизнедеятельности новых поколений особо устойчивых конструктов культуры - традиций и опыта: обществом исторически возложена на образование миссия обеспечения "исторической наследственности"» [4, с. 3]. Вместе с тем любая переломная историческая эпоха приносит с собой концептуальные новации в системе образования. Складывается во многом парадоксальная ситуация. В периоды системных реформ общество возлагает особую ответственность на систему образования, видя в ней «плацдарм» новаций, важнейший инструмент собственного преобразования, но, одновременно, и оплот традиций, гаранта сохранения социального и культурного единства. В эпоху глобализации, принесшей с собой ломку невидимых границ цивилизацион-ных сообществ, этот парадокс становится все более заметным. Насущной задачей становится поиск оптимального сочетания инновационных моделей открытого образования с системой преемственного социокультурного развития подрастающего поколения. Одним из наиболее перспективных направлений в решении этой задачи является реализация принципа мультикультурализма.

Мультикультурализм является одной из самых дискуссионных концепций современной общественной мысли. По словам Брайана Уолдена, «...неуклюжее слово "мультикуль-

турализм" вряд ли задумывалось как точное определение. Похоже, более широкая его трактовка предполагалась изначально» [2]. Концепция мультикультурализма скорее поднимает много вопросов, нежели дает какие-то готовые варианты решения проблем, стоящих перед современным обществом.

В качестве принципа социальной практики мультикульту-рализм, прежде всего, выступает как антитеза монокультурных парадигм развития. Он объясняет эффект «множественности культур», возникающий в условиях устойчивого сосуществования и взаимодействия различных социокультурных моделей и цивилизационных типов. Концепция мультикуль-турализма предполагает наличие сложного пространства самоидентификации человека, где устойчивые архетипические реакции сосуществуют с динамично меняющимися социальными установками и поведенческими моделями, а открытое информационное поле интегрирует сферы исторически преемственного социокультурного опыта и личностно ориентированной самореализации индивида. Тем самым, идея муль-тикультурализма призвана не только создать атмосферу терпимости к факту многокультурности, но и стимулировать активную социализацию человека в этой среде [5].

В рамках образовательной стратегии принципы мульти-культурализма ориентируют на освоение широкого спектра культурного наследия в многонациональном и поликультурном обществе, выводя содержание образовательных программ далеко за рамки «культурного мэйнстрима». Важнейшей идеей мультикультурного образования является и принцип «образовательного равенства», согласно которому между участниками образовательного пространства на всех уровнях устанавливаются такие отношения, когда каждый школьник или студент независимо от этнического происхождения, умственных и физических особенностей, языковых, политических различий имеет необходимые возможности для интеллектуального, социального или психологического развития [1]. Если последняя идея не вызывает особой общественной критики, то первая активно обсуждается относительно эффективности ее функционирования в качестве образовательной стратегии. Принятие мультикультурной образовательной парадигмы делает неизбежным вопрос о выборе приоритетных ценностных ориентиров образовательного процесса. Так, например, согласно мнению Дж. Бэнкса, одного из ведущих теоретиков мультикультурного образования, «индивиды будут свободны действовать согласно нормам и ценностям своей этнической группы так долго, пока они не столкнуться с подавляющими национальными идеализированными ценностями, такими как справедливость, равенство, человеческое

достоинство» [6, р. 76-77].

Однако было бы неверно ассоциировать реализацию принципа мультикультурализма с некоей линией на «универсализацию» и даже «космополитизацию» образования. Опровергая подобные рассуждения, Роджер Пил, генеральный директор 1ВО, утверждал: «Учащийся должен сначала обратиться к своей собственной национальной культуре - языку, литературе, истории и культурному наследию, где бы он ни находился. Кроме этого он должен познакомиться с соответствующими традициями других народов. Не обязательно, что он примет чужую точку зрения, достаточно того, что он с ней соприкоснется и отнесется уважительно. Это будет способствовать формированию поколения молодых людей, способных к терпимости, состраданию и уважению других. В идеале, в результате обучения по программе 1В учащиеся будут лучше понимать себя, уважая право других быть другими» [7, р. 34]. Через изучение опыта развития реальных этнокультурных сообществ, их культурного наследия учащийся моделирует или интерпретирует целостную систему ценностно-мотивационных и мировоззренческих координат, создающих принципиально иную логику мышления и поведения. Важная особенность принципа мультикультурного образования заключается в целенаправленном создании коммуникативной модели межкультурного взаимодействия, которая основывается на оппозиции понятий «свой - другой» (в отличие от деструктивного бинарного противопоставления «свой - чужой»). В ходе такого моделирования иная точка зрения воспринимается как «своя», что не только позволяет выявить предпосылки рассуждений и действий оппонента, но и критически осознать собственную позицию. В. Лекторский очень точно воспроизвел логику подобного подхода: «Взаимодействие с позициями, отличными от моих, сопоставление моей

аргументации с аргументами в пользу иной точки зрения выступает как необходимое условие развития моих собственных взглядов... Я серьезно отношусь к другим взглядам и считаю, что необходимо понять аргументы в пользу иной системы взглядов, как бы мысленно посмотреть на мою позицию с иной точки зрения (не обязательно для того, чтобы отказаться от моей позиции, но для того, чтобы найти ее слабые стороны и укрепить мою позицию, развив ее)» [3, с. 292]. В результате, приобщение к инокультурному опыту, закрепляющее толерантную установку на межэтническое и социальное общение, становится важным методом развития самой личности познающего, его идентификации.

Литература

1. Ахтямова А. С. Мультикультурализм в образовательной политике США конца XX - начала XXI веков. - Дисс. ... канд. культур. наук. - М., 2007.

2. Брайан У. Что такое мультикультурализм. -http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/hi/russian/international/newsid 619 1000/6191261.stm.

3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия. Наука. Цивилизация. - М., 1999.

4. Мухудаев М.О. Образование: введение в дискурс социальной политики. - СПб., 2005.

5. Тэрборн Й. Мультикультурное общество // Социологическая теория: история, современность, перспектива. - СПб., 2008.

6. Banks J.A. Race and Culture in the Classroom. Teaching and Learning through Multicultural Education, 1999.

7. International Baccalaureate Organization Information booklet. - 1996.

8. Redefer, Frederick L. When is Education International? // The Educational Forum West Lafayette, Indiana. - 1963, March.

УДК 37. 01(09) ББК 74.03

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ДУХОВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОРОГЕ ХХ ВЕКА

Н.Ю. Налётова, кандидат педагогических наук, доцент Смоленского филиала МИИТ 8(4812) 39-47-11

В статье исследуется процесс реформирования высшего духовного образования на пороге ХХ века. Идейная борьба, развернувшаяся по поводу целей и задач богословской науки, а также форм административной, образовательной и воспитательной деятельности, стала своеобразным зеркалом, отразившим все многообразие проблем церковной педагогической практики и общественной жизни тех лет.

Ключевые слова: история образования, реформы высшего духовного образования в России.

THE ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE FIELD OF REFORMATION OF HIGHER CLERICAL

EDUCATION ON THE VERGE OF THE 20th CENTURY

Nalyotova N.Y.

This paper examines the attempts made on the verge of the20th centuries reform the higher clerical education. In the course of discussions that accompanied those reforms, a wide range of opinions within society was revealed. Sometimes, those opinions were diametrically opposed to each other.

Keywords: the history of education, reforms of the higher clerical education in Russia.

В течение XIX века в области духовного образования было проведено четыре коренные реформы. Выявлено, что изначально каждая отдельная реформа не столько учитывала усовершенствование системы и образовательного процесса духовных школ, сколько являлась отражением господствовавших в данный момент политических воззрений. Реформы никогда не исходили от Святейшего Синода, он только проводил их, действуя под давлением преобладавшего политического направления или государственной власти в лице обер-прокурора.

Либеральная учебная реформа Александра I (1808-1814) была заменена реакционной реформой императора Николая 1

(1839), и та же смена реформ образовательной системы повторилась при переходе от либеральных Уставов (1867-1869) к консервативным (1884).

Проводимые реформы, носившие подчас вид экспериментов, по-разному влияли на духовно-нравственное состояние молодежи, так же как и на дальнейшее развитие богословского образования в России.

Во второй половине XIX столетия уставные положения духовных школ дважды подвергались серьезному пересмотру: в 1869 и в 1884 годах. Два Устава, появившиеся на свет в результате этой работы, представляют собой совершенно противоположные друг другу нормативные документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.