ДУХОВНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
ОСНОВАНИЯ ПРАВА =
УДК 008 (378) ББК 71
Ширикова Алла Витальевна Shirikova Alla Vitalievna
доцент кафедры иностранных языков Ростовского филиала Российской таможенной академии кандидат педагогических наук, доцент.
Associate Professor, Foreign Language Department, Rostov branch of the Russian Customs Academy, PhD in Pedagogy, Associate Professor. E-mail: gelios-alla@rambler.ru
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
National models of multiculturalism and their implementation in higher education
В статье на основе системно-синергетическо-го подхода рассматриваются национальные модели мультикультурализма и их влияние на высшее образование. Оценивается опыт мультикультур-ного образования различных стран и возможности его использования в процессе обучения будущих юристов в российских вузах.
Ключевые слова: мультикультурализм, межкультурная коммуникация, системно-синергетический подход, практико-ориентированные программы.
В настоящее время общепринятого определения мультикультурализма не существует. В словаре Коллинза оно понимается как признание и развитие культурного плюрализма.
Следует разграничивать мультикультурализм как общественное явление, научную теорию, а также политику государства. Во всех своих формах это явление неоднозначное, неустоявшееся, находящееся сейчас в состоянии кризиса.
Кризис всегда имеет свои причины. Их можно увидеть, если представить межнациональные отношения как элемент общей системы государства, имеющий свои функции и подвергающийся действию центробежных (либо центростремительных) сил.
Далее, основываясь на системно-синерге-тическом подходе, рассмотрим национальные модели мультикультурализма, реализацию их в высшем образовании, определим истинные причины кризиса мультикультурализма и ту роль, которую высшее образование играет и сможет играть в разрешении этого кризиса, а также возможности использования зарубежного опыта в российском высшем образовании, а именно в профессиональной подготовке будущих юристов.
In article on the basis of system and synergetic approach national models of multiculturalism and their influence on the higher education are considered. Experience of multicultural formation of various countries and a possibility of his use in the course offormation of future lawyers in the Russian higher education institutions is estimated.
Keywords: multiculturalism, cross-cultural communication, practice-oriented programs, system-synergy approach.
Считается, что как государственная политика мультикультурализм возник в Канаде в 60-е годы. Философскую теорию, которая легла в основу этой политики, создал коллектив ученых, среди них оказался и Ч. Тейлор, автор «модели признания», с помощью которой, как он считал, должен решаться вопрос статуса различных культурных групп [15].
Другой канадский философ У. Кимлика, разработчик экономической модели мультикультурализма («модель перераспределения»), сформулировал либеральную теорию «равенства прав и равенства возможностей». Важным положением теории Кимлика является то, что меньшинства могут быть наделены особыми правами лишь в том случае, если их ценности и образ жизни соответствуют принципам равенства и свободы, по которым живет государство [11].
Ч. Кукатас предложил концепцию «мягкого» и «жесткого» мультикультурализма, в зависимости от возможности государства контролировать жизнь и нормы поведения меньшинств и отдельных граждан. На основании этого М. Уолцер выделяет такие понятия, как изоляционизм, ассимиляция, апартеид [10; 17].
Появлению мультикультурализма способствовало развитие идеи постмодернизма, работы неомарксистов и складывающаяся ситуация в мире. Межде тем мультикультурализм как явление уже имел печальный опыт в колониальной системе. Исследователи выделяют два основных направления его развития - американскую модель и европейскую модель.
Европейская модель строится на включении в ее культурное измерение элементов традиций иммигрантов из стран «третьего мира», но с адаптацией к европейским стандартам. Так, экономические причины в 1960-е годы обусловили миграцию населения из ранее колониальных стран в Европу. Однако, как сказала канцлер Германии Ангела Меркель, «в начале 1960-х наша страна пригласила иностранных рабочих в Германию, и сейчас они здесь живут. Некоторое время мы сами себя обманывали и говорили себе: "Они у нас не останутся, когда-нибудь они уедут", но этого не произошло. И, конечно же, наш подход состоял в мультикультурализме, в том, что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход... совершенно провалился» [2].
Кризис был обусловлен следующими причинами: 1) политической. Данный этап развития мультикультурализма совпал с созданием Евросоюза. Но понятие «европейский народ» так и осталось воображаемой нацией («fuzzy statehood»); 2) экономической. Европейские правительства финансируют строительство лагерей беженцев, пребывание мигрантов, программы их адаптации на фоне сокращения государственных социальных расходов, неизбежных в период экономического кризиса; 3) социальной. Большинство прибывающих в Евросоюз имеют недостаточный уровень образования и профессиональной подготовки и занимают место в самом низком социальном слое. В результате даже потомки мигрантов в 3 поколении чувствуют себя в Европе изгоями; 4) коренные европейцы и мигранты по-разному понимают мультикультурализм. Первые - как адаптацию приезжающих и принятие ими европейских ценностей и образа жизни. Вторые между тем не готовы отказываться от своих ценностей и традиций. Указанные выше причины выступают теми центростремительными силами, которые препятствуют интеграции мигрантов в евро-
пейское общество как систему, способствуя их радикализации.
Американская модель, или модель «плавильного котла» (melting pot), означающая «переплавку» всех наций и народностей, живущих в стране, в единую общность с универсальными ценностями, идеологией и целями. Эта модель предполагает формирование нации, состоящей из иммигрантов (президент Франклин Рузвельт обращался к своему народу как к товарищам по иммиграции). Хотя в основе зарождения США как государства лежала англосаксонская правовая система и протестантские ценности, добровольно принятые и интегрированные с тем, что было привнесено всеми нациями. Модель, аналогичная американской, создана в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и могла бы быть оценена как успешная, если бы не судьба коренных народов, так и не сумевших интегрироваться в систему.
Какую же роль сыграло высшее образование США как активная и созидательная сила в развитии идеи мультикультурализма?
По мнению Дж. Пуллиама и Дж. ван Пат-тена, «освобождение рабов вызвало к жизни социальные и образовательные проблемы, существующие в США и по сегодняшний день» [12]. Для их решения открывались негритянские колледжи (педагогические, сельскохозяйственные и другие). Б. Вашингтон говорил о том, что «главной целью высшего образования для меньшинств является формирование умения эффективно функционировать в существующей общественно-экономической системе». Бойс считал общественную систему США несправедливой, так как «вузы должны формировать личностей, способных возглавить процесс изменения этой системы» [12]. В предвоенный период возникает «Движение за прогрессивное образование», задача которого состоит в приобщении меньшинств к родовым ценностям этнической культуры. Но только в 60-е годы XX века, когда в результате борьбы за гражданские права афроамериканцев в США система расового апартеида была уничтожена, официальное образование признало ценность культурного наследия всех групп населения страны. Если до 1970-х годов в университетах в основном изучалась история и культура белого населения, то в 70-80-е годы начинают разрабатываться программы мультикультурного
ДУХОВНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ НРАВА
образования для различных этнических групп. В 1980-90-е годы закладывается теоретическая основа мультикультурного образования (multicultural education). Среди его теоретиков - Д. Бэнкс, Ф. Риерстед и другие
[1; 13].
Дж. Бэнкс вводит понятие «поликультурная гражданственность». Он считает, что «в 21 веке требуется новый вид гражданственности, которая признает и узаконивает право граждан принадлежать как к своей культурной общине, так и к общенациональной гражданской культуре, при этом государство имеет право быть признанным всеми своими гражданами, если оно способно... давать голос составляющим его различным расовым, этническим, языковым, религиозным общинам» [1, с. 81].
Если указанные выше ученые разработали теоретическое обоснование мультикульту-рализма, то применение их идеи на практике стало возможным благодаря команде Э. Холла, создавшей основы межкультурной коммуникации [5], коммуникативную теорию «культурных моделей взаимодействия» (cultural patterns of interaction) [7], эффективные программы подготовки специалистов для работы за рубежом. Межкультурная коммуникация (cross-cultural communication), по Э. Холлу, отличается междисциплинарностью, прикладным характером, динамическим пониманием культуры как системы ценностей и поведения ее носителей. Цель межкультурной коммуникации исследователь понимал как то, к чему «должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру» [6, с. 24] .
В середине 1970-х годов появляется термин «межкультурная компетентность», который трактуют как «комплекс аналитических и стратегических способностей, расширяющий интерпретационный спектр индивида в процессе межличностного взаимодействия с представителями другой культуры» [9]. Межкультурная компетентность нужна как для успешной ассимиляции и аккультурации, так и для установления прочных контактов с представителями других наций. Она предполагает знание языка, ценностей, норм, стандартов поведения другого коммуникативного сообщества, владение такими коммуникативными навыками, как толерант-
ность, эмпатия, умение слушать. В зависимости от профиля университета были разработаны системы межкультурных компетенций, набор соответствующих умений и навыков (от 7 до 73 в различных вузах).
В рамках курсов межкультурной коммуникации начиная с 80-х годов XX века преподавателями университетов Европы и США с целью формирования межкультурной компетентности создаются и широко внедряются в практику образовательные технологии (ролевые игры, дискуссии, фокус-группы), которые учат принимать человеческие особенности, формируют эмпатию, толерантность и плюрализм.
За последнее время в США открыто много специализированных университетов для этнических групп населения, в основном для аф-роамериканцев. Такая политика имеет как своих сторонников, так и противников. Первые считают, что занятия по собственным программам способствуют более успешной самореализации, глубокому раскрытию как индивидуальных, так и национальных особенностей. Противники такого образования заявляют, что невозможно формировать терпимость, уважение и интерес к представителям других групп в таких «закрытых» организациях. Появилось немало противников самого мультикультурного образования, ведущего, по их мнению, к разобщению, разделению по национальному и культурному признаку, провоцирующему споры по поводу нарушений прав человека в прошлом. Например, в рамках программ межкультурного образования часто поднимаются следующие вопросы: «Несет ли ответственность нынешнее поколение белых американцев за рабство черных? Можно ли поставить знак равенства между культурами?» [8]. Немало противников и у самой теории мультикультурализма. Так, М. Берлинер и Г. Халл считают, что теория и практика мультикуль-турализма учат разделять людей по цвету кожи, взглядам, традициям, внедряя в жизнь принципы «замаскированного расизма» [3].
В 80-90-е годы XX века в США возникает и активно развивается направление «положительных действий» (affirmative actions), имеющее целью исправление последствий расовой дискриминации, которое часто называют «дискриминацией наоборот» и подвергают критике [8].
Интерес представляют практико-ориенти-рованные программа: воспитания гражданина мультикультурного общества, создаваемые на базе вузов. В качестве примера можно привести Кэрролл-Колледж, штат Висконсин.
Практико-ориентированная мультикультур-ная программа колледжа направлена на формирование «межкультурных ценностей и терпимого отношения к различным расовым, этическим, культурным группам; знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного функционирования внутри своей культурной группы, внутри других этнических и культурных групп и в контексте всего мира; знаний, умений и навыков, необходимых в ситуациях решения проблем и разделения власти с представителями различных расовых, этнических, культурных, национальных групп; знаний, умений и желания действовать на уровне как личных, так и общественных отношений для того, чтобы сделать свое сообщество, нацию и мир соответствующими ценностям справедливости и человеческого достоинства» [19, с. 8].
Программа включает: еженедельные (4 часа в неделю) занятия в форме деловой игры, кейс-стади, фокус-группы, презентации, проектной работы и так далее; задания вне стен университета (в организациях, фирмах, органах управления); контроль уровня развития межкультурной компетентности (отчеты, тестирование), где важную роль играет самоаттестация (студенты регулярно заполняют листы отчета с критериями оценки).
Во многих вузах мультикультурное воспитание тесно связано с ценностным. Студентов учат понимать, как ценности их культурной группы (религиозные, национальные) участвуют в формировании общенациональной системы ценностей.
Таким образом, работа, проводимая в вузах США в рамках мультикультурного обра-
Литература
1. Banks J. A. Multicultural éducation: historical development, dimentions and practice // Handbook of Research on Multicultural Education. N. Y., 1995.
2. Beck U. Was ist Globalisierung? Frankfurt, 2014.
3. Berliner M., Hull G. Diversity and multiculturalism: the new racism // Ayn Rand Institute.
зования, весьма обширна. Однако в последние годы американский «плавильный котел» функционирует не столь успешно, о чем свидетельствует как возрастающая маргенализация отдельных этнических групп, так и ценностное «расщепление» общества. Ряд исследователей (А. Шлезингер, Э. Холл) утверждают, что, несмотря на прилагаемые усилия, Америка становится мультикультурной страной по европейскому типу [8; 14]. Именно поэтому американское общество сравнивают уже не с плавильным котлом, а с миской салата. Благодаря глобализации и увеличивающимся поликон-фессиональности и полипарадигмальности общество и система образования Евросоюза и США все более проявляют свои синергетиче-ские свойства: непредсказуемость результатов влияния элементов системы друг на друга, а также разбалансированность ее работы.
Системно-синергетический подход позволяет рассматривать общество и западное образование XXI века как сложные, изменяющиеся системы, в которых действуют центростремительные и центробежные силы, приводящие к кризису и смене парадигм их существования. Изучение данного опыта необходимо для российского образования, переживающего непростой этап своего развития.
В российских вузах, в том числе Ростовском юридическом институте МВД России и Ростовском филиале Российской таможенной академии, обучаются студенты - представители различных национальностей и конфессий. В связи с этим нельзя отрицать важность формирования мультикультурных ценностей в многонациональном студенческом коллективе. Кроме того, именно на будущих юристах во многом лежит ответственность за судьбу государства и общества, где межкультурный аспект играет сегодня столь важную роль.
т» и _ и _______
В этой связи международный опыт, неза-
URL: http://www.aynrand.org/site/PageServer? pagename=objectivism_diversity.
4. Collins English dictionary, complete & unabridged. 3rd ed. Harper Collins Publishers. L., 2012.
5. Hall E. T. Understanding cultural differences. Yarmouth, 1990.
6. Hall E. T. Hidden differences: studies in
ДУХОВНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВА =
international communication. Grander & Jahr, 1983.
7. Hall E. The silent language. N. Y., 1959.
8. Hall J. Is America Breaking Apart? Longman, 1996.
9. Kim Y. Y. Intercultural communication competence: a systems-theoretic view // Cross-cultural interpersonal communication. 1991. Vol. 15.
10. Kukatas Ch. Equality and diversity // Philosophy, politics and economics. 2002. № 1 (2).
11. Kymlicka W. Multicultural citizenship: a liberal theory of minority rights. Oxford, 1996.
12. Pulliam J. D., van Patten, James J. History of education in America. Seventh edition. Prentice Hall, 1995.
13. Rierstead F. D. and Wagner P. A. The ethical, legal and multicultural foundations of teaching. Madison, 1993.
14. Schlesinger A. M. The disuniting of America: reflections on a multicultural society. N. Y., 1992.
1 5. Taylor G. L. Diverse opinions on diversity. Washington, 2001.
16. Trager G., Hall E. Culture and communication: a model and an analysis // Explorations and communication. 1994. № 3.
17. Walzer M. Spheres of justice: a defense of pluralism and equality // Basic books. Washington, 1983.
18. Wiemann J. M. Explication and Test of a model of communicative competence // Human communication research. 1977. № 3.
19. Yeoman R. A course stressing multicultural skills for students of carrol college // Annual conference, proceedings. Milwaukee, 2001.