Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
Поликультурная личность / поликультурная среда / поликультурное образование / иностранный язык. / Multicultural personality / multicultural environment / multicultural education / foreign language.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Давыденко Валентина Александровна, Барабанщикова Анастасия Алексеевна

В статье анализируются различные трактовки понятия «поликультурная личность» в целях приведения их к одному общему определению, исследуется вопрос о содержании поликультурного образования, формирующего основные навыки и компетенции поликультурной личности, в процессе изучения иностранного языка. Выделяются основные ресурсы, определяющие траекторию направления развития поликультурного образования. Рассматривается эффективность иноязычного образования для формирования и развития поликультурной личности. Результаты исследования доказывают, что изучение иностранного языка является неотъемлемым аспектом для эффективности процесса формирования поликультурной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL PERSONALITY AS A SUBJECT OF RESEARCH

The article analyzes various interpretations of the concept of "multicultural personality" in order to bring them to one common definition, examines the question of the content of multicultural education, which forms the basic skills and competencies of a multicultural personality, in the process of learning a foreign language. The main resources determining the trajectory of the direction of development of multicultural education are allocated. The effectiveness of foreign language education for the formation and development of a multicultural personality is considered. The results of the study prove that learning a foreign language is an integral aspect for the effectiveness of the process of forming a multicultural personality.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 378 ГРНТИ 14.01

DOI 10.24412/2409-3203-2023-34-156-160

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Давыденко Валентина Александровна

к.п.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики Барабанщикова Анастасия Алексеевна

магистрант кафедры педагогики ФГБОУ ВО «ТОГУ» Россия, г. Хабаровск

Аннотация: В статье анализируются различные трактовки понятия «поликультурная личность» в целях приведения их к одному общему определению, исследуется вопрос о содержании поликультурного образования, формирующего основные навыки и компетенции поликультурной личности, в процессе изучения иностранного языка. Выделяются основные ресурсы, определяющие траекторию направления развития поликультурного образования.

Рассматривается эффективность иноязычного образования для формирования и развития поликультурной личности. Результаты исследования доказывают, что изучение иностранного языка является неотъемлемым аспектом для эффективности процесса формирования поликультурной личности.

Ключевые слова: Поликультурная личность, поликультурная среда, поликультурное образование, иностранный язык.

MULTICULTURAL PERSONALITY AS A SUBJECT OF RESEARCH

Davydenko Valentina Aleksandrovna

Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy Barabanshchikova Anastasia Alekseevna

Master student of the Department of Pedagogy Pacific National University Russia, Khabarovsk

Abstract: The article analyzes various interpretations of the concept of "multicultural personality" in order to bring them to one common definition, examines the question of the content of multicultural education, which forms the basic skills and competencies of a multicultural personality, in the process of learning a foreign language. The main resources determining the trajectory of the direction of development of multicultural education are allocated.

The effectiveness of foreign language education for the formation and development of a multicultural personality is considered. The results of the study prove that learning a foreign language is an integral aspect for the effectiveness of the process of forming a multicultural personality.

Keywords: Multicultural personality, multicultural environment, multicultural education, foreign language.

В настоящее время процессы глобализации и сопутствующие им социокультурные явления ставят перед образованием сложные задачи воспитания высокоразвитой личности, способной творчески мыслить, и работать в условиях поликультурного мира.

156

Исследования основных идей поликультурного образования личности требует непосредственного обращения к теоретико-методологическим основам отечественной системы поликультурного образования, которые находят отражение в трудах Л.Н. Бережновой, А.Г. Бермус, В.П. Борисенкова, И.С. Бессарабовой, С.В. Ивановой, Н.Б. Крыловой, Т.В. Поштаревой, Н.Е. Сидоровой и др.

К числу ключевых проблем в поликультурном образовании можно отнести: гуманистическое обоснование его задач и содержания (О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова), конструирование поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода (Э.Р. Хакимов), технологическое обеспесчение поликультурного образования на основе диалога культур (Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова).

В современной педагогической теории поликультурное образование определяется как процесс подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые, культурные и общественно-политические ресурсы, развивается интерактивное межкультурное взаимопонимание, гражданская позиция.

В основе поликультурного образования лежат такие педагогические принципы как развитие человеческого достоинства и нравственных качеств, воспитание гражданственности и толерантности, формирование образовательного пространства для сосуществования различных социальных групп, подготовка к совместному сотрудничеству. Функции поликультурного образования включают формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи, осознание важности культурного многообразия для самореализации личности, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности, зрелой гражданской позиции и взаимопонимания. Поликультурное образование преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство» и «объединение»: 1) об уважении и сохранении культурного многообразия; 2) о поддержке равных прав на образование и воспитание; 3) о формировании личности в духе общенациональных гражданских и духовных ценностей [ 1].

Таким образом, мы можем говорить о том, что фундаментом поликультурного образования являются социокультурная идентификация личности, овладение представлениями о поликультурной среде, воспитание толерантного отношения к культурному окружению, развитие навыков социального общения. Обобщение всего вышесказанного подтверждает, что основной идеей поликультурного образования является формирование педагогически благоприятной среды для сосуществования и взаимообогащения разных культур, результатом чего является формирование и самоидентификация личности.

Важным ресурсом поликультурного образования является, на наш взгляд, создание поликультурной образовательной среды для развития личности, которая по мнению Дж. Бэнкса обогащает не только общество, но и каждого конкретного человека, так как дает ему возможность использовать достояние других культур для более полной реализации своих способностей, а, следовательно, внести свой вклад в развитие общества [2].

Еще одним важным ресурсом в сфере поликультурного образования является признание приоритета общенациональных ценностей. В связи с этим, одной из приоритетных задач российской школы является приобщение учащихся к общенациональным ценностям. Важно, чтобы и педагоги, и школьники четко осознавали, что граждане России имеют право утверждать личные культурные ценности и нормы в обществе при условии, что они не противоречат общенациональным ценностям. Выделение данных ресурсов может быть направлено на обеспечение национальной и личной безопасности личности в любом полиэтническом и поликонфессиональном государстве.

В Российской Федерации к общенациональным ценностям многие исследователи относят: гражданственность, труд и творчество, патриотизм, социальную солидарность, традиционные российские религии, искусство и литературу, реализация которых в педагогическом процессе способствует развитию поликультурного российского общества.

В связи с этим актуальным становится вопрос о поиске адекватного современным условиям уровня поликультурного образования, формирующем у учащихся необходимые навыки и компетенции, соответствующие характеристике поликультурной личности.

Наше исследование направлено на анализ содержания понятия «поликультурная личность» и выявление его основных сущностных характеристик.

В Российской Федерации на законодательном уровне сформулированы основные подходы к реализации задач развития поликультурной личности в полиэтническом пространстве государства. Принятый Государственной Думой РФ «Закон об образовании в Российской Федерации» 21 декабря 2012 года определяет право и свободу человека в части получения образования независимо от его национальной и конфессиональной принадлежности. Также в законе прописано, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Переход на новую законодательную базу, где были приняты новые образовательные стандарты, провозгласил следующие важнейшие принципы государственной политики и правового регулирования в сфере образования:

- единство образовательного процесса Российской Федерации и развитие этнокультурных традиций;

- гуманистический характер;

- демографический характер;

- светский характер образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования подчеркивается, что под поликультурной личностью понимается личность, «воспринимающая себя в качестве субъекта полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством толерантности, эмоциональной устойчивостью, способная к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [3].

Анализ исследований по организации поликультурного образования в России, свидетельствует о том, что в настоящее время наработан достаточный теоретический и практический материал, определяющий основу содержания и технологии формирования поликультурной личности. Выявление сущности поликультурной личности требует описания структуры, совокупности качественных характеристик субъекта воздействия, необходимых для его успешного вхождения и реализации в поликультурной среде.

В исследованиях Д.С. Батарчука, А.Я. Данилюка под поликультурной личностью понимается «творческий, гуманистический, билингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными культурообразовательными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства» [4]. А. Н. Джуринский трактует понятие поликультурной личности как личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [5].

Опираясь на собственное исследование, Н.В. Боговик дает следующее определение

158

поликультурной личности - «индивид, который в процессе социализации и самоидентификации открывается культурному разнообразию через свою культуру, понимает и уважает свою и другие культуры, обладает чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, способностью к межкультурному сотрудничеству» [6].

Согласно мнению Ю.В. Агранат поликультурная личность - это личность, воспринимающая себя в качестве субъекта культур, обладающая развитым чувством толерантности и эмпатии, обладающая активной жизненной позицией, способностью жить в согласии с представителями различных культурных и этнических групп, способная к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях глобализации [7].

Анализ различных интерпретаций понятия «поликультурная личность» позволяет отметить, что его разработка проходит на основании изучения системы знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств) субъекта. Также, данные определения позволяют нам выделить основные личностные характеристики, необходимые для существования в поликультурной среде: открытость, доброжелательность, отзывчивость. Вместе с тем, можно выделить такие навыки и черты как: умение вступать в межкультурный диалог, адаптация к иным культурным ценностям и восприятие культурного разнообразия как нормы [8].

Перед нами стоит задача - описать понятие поликультурной личности.

Среди приведенных определений, выделяя такие общие черты как: развитое чувство толерантности и способность к межкультурному взаимодействию, и отдельные черты как: эмоциональная устойчивость, наличие активной жизненной позиции и наличие сформированных культурных компетенций, мы можем трактовать понятие поликультурная личность, как субъект, обладающий совокупностью компетенций и личностно важных качеств, обусловленных его ценностными ориентирами, и проявляющимися в межкультурном взаимодействии в поликультурной среде.

Одним из самых эффективных способов знакомства с другими культурами является изучение иностранного языка, поскольку изучение языка подразумевает не только приобретение и развитие таких языковых компетенций как: аудирование, знание грамматических норм, наличие определенного лексического запаса и говорение, но и приобретение межкультурных компетенций. Следует отметить, что языковая компетенция является только составляющей частью межкультурной компетенции. Сам термин межкультурная компетенция трактуется как - компетенция в общении с представителями других культур, способность эффективно общаться с представителями разных культур и национальностей. Эта способность может появиться с молодых лет или быть развитой тренировками [9].

Согласно О.А. Лентович, межкультурная компетенция включает в себя следующие типы компетенций: языковую, культурную и коммуникативную [10]. Именно их развитие, на наш взгляд, и способствует осуществлению эффективного поликультурного образования.

Конец XX века ознаменовался развитием теоретических основ современного поликультурного образования посредством изучения иностранных языков в условиях иноязычного учебного общения, что повлекло за собой появление федеральных школьных программ и учебной литературы по иностранным языкам, а также школ, лицеев и гимназий с углубленным изучением иностранного языка [6].

Обратившись к Федеральному государственному общеобразовательному стандарту, мы также можем обнаружить следование основным принципам формирования поликультурной личности посредством изучения иностранного языка:

- приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;

- осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;

- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации.

Обращаясь к исследованию Богдановой О.С., мы обнаруживаем подтверждение того, что иноязычное образование способствует формированию и развитию черт, присущих поликультурной личности таких как: признание равенства культур, наличие достаточно высокого уровня культурной грамотности (в области родной культуры и культуры изучаемого языка), готовность к осуществлению межкультурной коммуникации, понимание и принятие иного мировоззрения и образа мышления, наличие более целостной картины мира (языковой, индивидуальной, концептуальной) [11].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что вопрос о формировании поликультурной личности, в первую очередь, раскрывается через определение самого понятия «поликультурная личность», а также навыки и компетенции ей присущие, а процесс изучения иностранного языка и, как следствие, овладение им является ключом к эффективности воспитания поликультурной личности, способной к успешному межкультурному взаимодействию.

Список литературы:

1. Казаева Е. А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 2010

2. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. - Boston, 2006.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2021.

4. Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник ТГПУ. 2010. № 12. С. 10-16

5. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в России и за рубежом: сравнительный анализ. М.: Прометей, 2006 - 160 с.

6. Боговик Н. В. Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка: на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций: дис. к.п.н. Барнаул, 2009

7. Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе: автореф. дис. ... к.п.н : Комсомольск-на-Амуре, 2009. - 19с.

8. Шалумова Р.Н., Дёмкина Е.В. Сущность поликультурной личности в научно-педагогической теории и практике // Вестник АГУ. 2018 №1 (213) С. 93-100

9. Википедия [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Межкультурная_компетенция (дата обращения: 05.03.2023)

10. Леонтович О. А. Введение в межкультурную коммуникацию. - М.: Гнозис, 2007. - 368 с.

11. Богданова О. С. Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в схемах и комментариях. - Красноярск, 2011. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.