Научная статья на тему 'ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ БЛОГОСФЕРЫ'

ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ БЛОГОСФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
93
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / НОВЫЕ МЕДИА / БЛОГИНГ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОСЬЮМЕРИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Буденкова Валерия Евгеньевна, Савельева Елена Николаевна, Князюк Олеся Вячеславовна

В статье рассматривается сетевая политическая активность (политблогинг). Предметом анализа выступил поликодовый текст веб-сайтов, транслирующих политическое сообщение посредством разнородных семиотических кодов. Цель исследования - показать, как в информационном продукте кодируется и манифестируется политическая идентичность адресантов. Результатом исследования является разработанная типология поликодовых текстов (контента блогов), формирующих картину политической реальности пользователей. К первому типу относятся блоги, которые отличают наличие четкой идеологической базы, маркирующей политическую идентичность адресанта, и «насыщенный» идеологическими значениями поликодовый текст. Второй тип блогов характеризует отсутствие собственной политической идентичности автора, «аморфный» поликодовый текст, предназначенный для политического потребления и развлечения. К третьему типу отнесены блоги, транслирующие «разреженный» поликодовый текст. Несмотря на то что эти блоги отражают идеологическую базу, а их адресанты имеют политическую идентичность, они ориентированы на потребление политпродукта, а не на актуализацию идентичности в коммуникации и действии. Сравнительный анализ контентов (политико-ориентированных, а также эпизодически обращающихся к политическим темам) подтвердил предложенную типологию. Кроме того, на основе семиотического и дискурс-анализа выявлены механизмы, повышающие коммуникативный потенциал и убедительную силу идейно-смыслового содержания контентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Буденкова Валерия Евгеньевна, Савельева Елена Николаевна, Князюк Олеся Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMODAL TEXT AS A MEANS OF POLITICAL IDENTIFICATION: AN ANALYSIS OF THE RUSSIAN BLOGOSPHERE

This article explores the phenomenon of online political activism, specifically political blogging, from the perspective of the author's concept of prosumer activity. It focuses on the multimodal texts of websites that convey political messages using a range of semiotic codes. The study aims to demonstrate how the political identity of the addresser is encoded and expressed in the information product. The analysis results in a typology of multimodal texts, classified into three types based on their political identity and intended purpose. The first type comprises blogs that have a clear ideological basis that marks the political identity of the producer, with a ‘concentrated’ multimodal text. The second type includes blogs that do not reflect the author's political identity, with an ‘amorphous’ multimodal text intended for political consumption and entertainment. The third type encompasses blogs that transmit ‘disperse’ multimodal text, which presents an ideological basis but is focused on political consumption rather than identity manifestation in communication and action. The proposed typology is confirmed through a comparative study of politically oriented blogs and those that address political topics occasionally. The study also identifies mechanisms that increase the communicative potential and persuasive power of the ideological and semantic content, using semiotic and discourse analysis.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ БЛОГОСФЕРЫ»

УДК 304 + 32.019.5

ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ БЛОГОСФЕРЫ

В. Е. Б-уденкова, Е. Н. Савельева, О. В. Князюк

Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия, 634050, Томск, пр. Ленина, 36 Поступила в редакцию 27.06.2022 г. Принята к публикации 31.01.2023 г. ао1: 10.5922/2225-5346-2023-2-7

В статье рассматривается сетевая политическая активность (политблогинг). Предметом анализа выступил поликодовый текст веб-сайтов, транслирующих политическое сообщение посредством разнородных семиотических кодов. Цель исследования - показать, как в информационном продукте кодируется и манифестируется политическая идентичность адресантов. Результатом исследования является разработанная типология поликодовых текстов (контента блогов), формирующих картину политической реальности пользователей. К первому типу относятся блоги, которые отличают наличие четкой идеологической базы, маркирующей политическую идентичность адресанта, и «насыщенный» идеологическими значениями поликодовый текст. Второй тип блогов характеризует отсутствие собственной политической идентичности автора, «аморфный» поликодовый текст, предназначенный для политического потребления и развлечения. К третьему типу отнесены блоги, транслирующие «разреженный» поликодовый текст. Несмотря на то что эти блоги отражают идеологическую базу, а их адресанты имеют политическую идентичность, они ориентированы на потребление политпродукта, а не на актуализацию идентичности в коммуникации и действии. Сравнительный анализ контентов (политико-ориентированных, а также эпизодически обращающихся к политическим темам) подтвердил предложенную типологию. Кроме того, на основе семиотического и дискурс-анализа выявлены механизмы, повышающие коммуникативный потенциал и убедительную силу идейно-смыслового содержания контентов.

Ключевые слова: политическая идентичность, политический дискурс, новые медиа, блогинг, идеология, политический просьюмеризм

1. Введение

Сетевая активность, ставшая приметой времени и одной из специфических характеристик современного человека, возросла под влиянием пандемии и текущей политической ситуации. Сегодня в сети можно найти пользовательский контент на самые разнообразные темы и любой вкус. Популярность такого рода «самовыражения» обусловлена комплексом причин, включая социально-экономические (изменение структуры занятости, возрастание доли нематериального труда, «цифровой капитализм»), психологические, экзистенциальные.

© Буденкова В. Е., Савельева Е. Н., Князюк О. В., 2023

Слово.ру: балтиискии акцент. 2023. Т. 14, № 2. С. 115—138.

Не стала исключением и сфера политики. Политическая и околополитическая «журналистика» представляет широкий спектр информационных продуктов разного формата и уровня. Создание картины политической реальности предстает ареной борьбы за умы и сердца пользователей и предполагает разнообразные повествования, альтернативные точки зрения, конкурирующие стратегии. В распоряжении блогеров и других производителей политического контента сервисы, платформы, онлайн-инструменты, позволяющие сочетать визуальные, вербальные, невербальные средства, усложняющие текст и одновременно делающие его более выразительным. Так в сфере политической коммуникации формируется поликодовый текст, который раньше ассоциировался с искусством и художественными практиками.

Р. Э. Бараш и А. Ю. Антоновский дали «протестующим и критикам» следующую характеристику: «Сложным для восприятия электората партийным программам, принимаемым и реализуемым посредством комплексных механизмов согласования интересов и решений, они противопоставляют метафорически закодированный видеоряд» (Бараш, Антоновский, 2019, с. 36), и она вполне подходит политическому бло-гингу в целом.

Анализ блогосферы позволяет не только познакомиться с многообразием мнений и интерпретаций политического процесса, но и выявить общие механизмы формирования и трансляции авторской версии социополитической реальности в процессе неформальной политической коммуникации. Данная статья продолжает начатое авторами исследование российской блогосферы как пространства самодеятельной политической активности. В предыдущей работе (Савельева, Бу-денкова, Князюк, 2021) мы рассматривали сетевую политическую активность через призму авторской модели просьюмерского труда, с «формально-производственной» точки зрения. В этой статье мы хотим обратить внимание на содержательную сторону и попытаться ответить на вопрос, как создаваемый информационный продукт связан с позицией авторов, через какие составляющие поликодового текста транслируется их политическая идентичность. Поставленная задача позволяет обозначить новое направление в изучении сетевой политической активности. Контекст обсуждения формируется под влиянием исследований, которые можно разделить на две группы. К первой относятся работы, посвященные новым форматам политической коммуникации. В зарубежных исследованиях преобладает тематика politainment (Van Santen, 2008; Beroccal, Campos-Domingues, Redondo, 2014). Российские авторы (Бондаренко, 2005; Володенков, 2019; Коньков, 2019 и др.) рассматривают влияние новых медиа на социальные институты, политические коммуникации и картину социально-политической реальности. Вторая группа представлена работами, в которых анализируются поликодовые тексты, в том числе и политической направленности (Большакова, 2008; Громова, 2020; Проскурин, 2010; Соколова, 2020). Тем не менее в обозначенном авторами ракурсе сетевая политическая актив-

ность (политблогинг) как производство поликодовых текстов, транслирующих политическую идентичность, еще не рассматривалась, что позволяет надеяться на новизну и оригинальность полученных результатов.

2. Деятельность политблогеров как создание поликодового текста и способ трансляции политической идентичности

Под политическим продуктом мы понимаем результат деятельности политблогеров, представляющий собой особого рода информацию и знания: актуальные новости, сведения исторического характера, анализ и интерпретацию текущих социально-политических событий, прогнозы, проекты, сетевые политические акции и т. п. Весь этот комплекс можно рассматривать как слагаемые социально-политической реальности, в том числе «альтернативных политических пространств» (Пло-тичкина, 2013).

Поиск идентификационных признаков просьюмеризма в сфере сетевой политической активности (Савельева, Буденкова, Князюк, 2021) позволил нам выстроить классификацию типов политблогинга по следующим основаниям: развести политический блогинг, адресант которого, обладая политической идентичностью, выражает ее в результатах своей деятельности, и блоги адресантов, политическая идентичность которых четко не артикулирована и не позволяет судить о ее наличии / отсутствии.

В качестве материала для анализа использовался политико-ориентированный контент (веб-сайты, блоги, влоги, включая те, которые эпизодически обращаются к политическим темам). Предметом анализа стал поликодовый текст как семиотическая характеристика интернет-пространства.

Термин «поликодовый текст» насчитывает десятки определений, в основе которых лежит акцентуация взаимодействия кодов различных семиотических систем, порождающих новое смысловое поле. В современном дискурс-анализе широко употребляется понятие «гибридный текст», отличительной особенностью которого является взаимодействие гетерогенных элементов, порождающих новые свойства и возможности интерпретации. О. В. Соколова, выделяя наряду с языковой, жанровой, мультимедийной гибридизацией поликодовую, отмечает, что в результате наложения дискурсов поликодовые гибридные тексты формируют новые общие коммуникативные, семиотические и языковые свойства, «а также позволяют передать одно сообщение с помощью различных кодов. При этом каждый из элементов поликодового гибридного сообщения одновременно реферирует и к художественной, и к политической реальности» (Соколова, 2020, с. 68).

Мы будем понимать поликодовый текст как сочетание естественного языкового кода с кодом какой-либо иной семиотической системы, знаков иной природы (Анисимова, 1992; Большакова, 2008; Проскурин,

2010 и др.). Это «лингвовизуальный комплекс» (Большиянова, 1986) сложно организованного текстового единства элементов разных знаковых систем. Различают вербальный (лингвистический) и невербальный (нелингвистический) компоненты поликодового текста, которые запускают процесс смыслопорождения. Поликодовые тексты различаются по количеству взаимодействующих знаковых систем (дискурсивных особенностей вербальной компоненты и спектра иконических и индек-сальных знаков невербальной составляющей структуры поликода). Но, как отмечается, «важной особенностью таких текстов выступает не наличие различных элементов, а их значимость для формирования дополнительных оттенков в содержание всего высказывания в целом» (Громова, 2020, с. 357).

Специфика веб-сайта как поликодового текста заключается в интеграции в нем компонентов разных семиотических систем — вербальных, аудиальных, анимационных и др., которые определяют характер его воздействия на адресата, получающего информацию не только из сообщения (посредством вербальных компонентов), но и в результате соположения разнородных репрезентантов различных знаковых систем (Проскурин, 2010, с. 66).

Коммуникация видеоблогинга (интервью, стрим, блог) формирует единое смысловое, визуальное и идеологическое поле, которое образуется посредством вербальных, визуальных и звуковых компонентов. Как правило, создается поликодовый текст, содержащий в себе комплекс семиотических кодов, который отличается большей информативностью, чем его составляющие по отдельности. По этой причине поликодовый текст более определенно и направленно формирует механизмы понимания содержательной составляющей.

Здесь важно, что «при структурировании информации продуцентом веб-сайта на основе универсальных когнитивных механизмов он преобразует ее в такие содержание и форму, которые создают возможность более удобной и оперативной когнитивной обработки информации реципиентом (Проскурин, 2010, с. 65). Если задаться вопросом, какого рода информация является приоритетной для подобных преобразований в случае политблогинга, ответ очевиден — информация политического характера. Мы полагаем, что забота о механизмах идейно-тематического и концептуального педалирования (на формальном и содержательно-смысловом уровнях), а также о коммуникативном аспекте (прагматике) текста может рассматриваться в качестве маркера политической идентичности адресанта. Кто будет беспокоиться о внятной трансляции собственного видения социально-политических событий? Тот, кто имеет вполне определенную политическую / гражданскую позицию, базирующуюся на четкой системе идеологических взглядов. Тот, кто, конструируя социально-политическую реальность, создавая «альтернативные политические пространства» (Плотичкина, 2013), заботится о том, чтобы донести данный политический продукт до потребителя «без смысловых потерь». Политическая идентичность блогера в таком случае обусловливает политическую принадлежность самого блога.

Таким образом, предлагаем следующую типологию контентов, в которых политическое сообщение кодируется разными семиотическими системами.

№ 0 — институционализированная профессиональная политическая журналистика (ТВ-каналы: «Россия 1» — ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым», информационно-аналитическая телепрограмма «Вести недели» с Дмитрием Киселевым; Первый канал — «Большая игра» и др.), ориентированная на трансляцию «готовых» смыслов. Можно предположить, что в этом сегменте общий политический нарратив формируют акторы, транслирующие добровольно принятые официально допустимые идейно-смысловые установки («официальную» модель социополитической реальности), что, конечно, не отменяет их приверженности данной системе взглядов.

№ 1 — политические блоги / сетевая активность с четкой идеологической базой, маркирующей политическую идентичность адресанта. Эти блоги нацелены на результат, на активное воспроизводство полит-продукта определенной идеологической направленности, рекрутирование единомышленников и формирование политической идентичности сообщества.

Для этих блогов характерен идеологически «насыщенный» поликодовый текст. В семантическом плане он содержит конкретные политические смыслы, воспроизводимые на уровне синтактики в общих принципах соединения составляющих его элементов (кодов). Прагматический аспект такого текста ориентирован на трансляцию внятного идейно-политического содержания. Здесь важно отметить, что политически ориентированный поликодовый текст нацелен не столько на рационально-критическое восприятие, сколько на эмоциональный отклик. Его действие строится на узнавании и стремлении адресата убедиться в «правильности» своей картины мира.

Мы полагаем, что чем больше компонентов поликодового текста содержит политические значения, тем в большей степени блог имеет отношение к политическому нарративу и предполагает интерактивность коммуникации — обратную связь, расширение аудитории через вовлечение в процесс дешифровки, декодирования, выход в офлайн, воспроизводство политпродукта и проч. «Насыщенный» поликодовый текст производят акторы, имеющие политическую идентичность и нацеленные на ее формирование в солидарной группе.

В качестве примеров можно рассматривать медиаресурсы «Телеканал Сталинград», «Красное радио», «Агитация и пропаганда» Константина Семина, «Красная линия», «Навальный LIVE»1.

Добавим, что экстремистские сайты, в свою очередь, опираются на определенные идеологические доктрины и создают поликодовые тексты, аналогичные первому типу. Но в отличие от легитимных контен-

1 По требованию Генпрокуратуры РФ канал и другие информационные ресурсы, связанные с Фондом борьбы с коррупцией, заблокированы. ФБК признан экстремистской организацией.

тов, рекрутирующих единомышленников для общей оценки реальности в русле определенной идеологии, экстремистские сайты отличают призывы к противоправным действиям (Савельева, Буденкова, 2020).

№ 2 — блоги, предназначенные для развлечения и потребления контента с использованием политического нарратива. Они не транслируют собственную политическую идентичность и не ставят целью своей деятельности формирование политической идентичности у других. Зарабатывая на трансляции разных смыслов, они не стремятся к устойчивой политической идентичности и не заинтересованы в интерактивности (либо она симулируется), обратная связь с аудиторией важна в формате лайков и донатов.

Развлекательный политпродукт характеризует «аморфный» поликодовый текст. Прагматика текста ориентирована на декодирование адресатом любой системы взглядов, на политическую «всеядность», мозаику идейно-политических нарративов. К таковым можно отнести каналы и шоу: «вДудь»2, «Осторожно: Собчак», «Сталингулаг», «Ай, Как Просто!».

№ 3 — блоги, которые имеют идеологическую базу, отражающую политическую идентичность адресанта, но (в отличие от типа № 1) ориентированы в большей степени на потребление, а не на воспроизводство политпродукта адресатом. Блогеры самореализуются в трансляции личной «картины» социополитической реальности и авторской интерпретации событий. Им не нужна активность адресатов, их собственная деятельность является свидетельством правильности курса. Это лидеры, формирующие свое сообщество, в большей степени склонные к политической аналитике в духе проповеднического, просветительского характера. Они не нацелены на формирование полити-дентичности в группе Других (по крайней мере это не является первоочередной задачей).

Примером таких ресурсов, характеризующихся «разреженным» поликодовым текстом, могут служить «БесогонТУ» Н. Михалкова, «Андрей Фурсов», «Простые числа» с Олегом Комоловым, «Движение Альтернативы», «Дмитрий Пучков», «МеЬашеШса», «Наталья Зубаревич».

3. Типология политико-ориентированной блогосферы в контексте политической идентичности адресанта

Сравнительный анализ политико-ориентированного контента (включая те источники, которые эпизодически обращаются к политическим темам) позволяет утверждать, что характеристики их поликодового текста маркируют наличие / отсутствие политической идентичности адресантов, а также стремление / отсутствие формировать идентичность адресатов.

2 Ю. Дудь внесен в реестр иностранных агентов 15 апреля 2022 года. 8 января 2023 года деятельность ИП Юрия Дудя (СМИ, признанного иностранным агентом) в России прекращена.

1. Содержательно-смысловой характеристикой «насыщенного» поликодового текста политблогов первого типа (на семантическом уровне) является наличие идеологической базы (либо системы политических взглядов и представлений, которые выступают концептуальным каркасом содержания блога, даже если их «партийная» принадлежность точно не определена / не определяется).

Семантика «аморфного» поликодового текста второго типа (продукта политразвлечения) при наличии критической компоненты такой единой идеологической базы не имеет.

В блогах третьего типа, несмотря на «разреженность» поликодового текста, обнаруживается определенность идеологической базы, обусловливающая его содержательно-смысловое единство.

2. На синтактическом уровне (уровне формальных приемов выразительности, композиционных приемов и акцентов) в блогах первого типа максимально педалируется идеологическая база, маркируются идейно-политические установки. На это нацелен комплекс используемых знаков, которые сопрягаются в соответствии с разнообразными правилами (культурных, иконических, иконографических, стилистических и др. кодов), что обеспечивает целостность текста.

Невербальная составляющая структуры поликодового текста на уровне иконических компонентов (скринов, субтитров, видеоряда, предметного набора, эмблематики, символики, таблиц, схем, списков, диаграмм, гистограмм и проч.), индексальных компонентов (звукового, шумового сопровождения и т. п.), а также таких паралингвистических средств, как цвет, шрифт, фон, графическое оформление текста, рамки, разделительные линии и т. п., обладающих, по замечанию Е. Г. Проскурина, неязыковой основой и взаимодействующих с вербальными элементами текста опосредованно (Проскурин, 2010, с. 66), маркирует базовую идеологию, в контексте которой интерпретируется и оценивается социополитическая реальность. Согласованность комплекса знаков обеспечивается их кодификацией в соответствии с культурными, стилистическими, иконографическими и другими правилами в зависимости от целевой (гипотетически солидарной) аудитории.

Синтактику поликодового текста блогов второго типа не отличают структурная целостность и ценностно-смысловое единство (есть критика, но нет базовой идеологии). Отдельные вербальные и иконические элементы могут присутствовать в несогласованном виде, вне логики единой системы политических взглядов.

Синтактику поликодового текста блогов, отнесенных авторами к третьему типу, определяет доминанта вербальной компоненты.

3. На прагматическом уровне поликодовый текст блогов первого типа максимально обеспечивает возможность «правильной» интерпретации текста (в заданном адресантом идеологическом ключе). «Насыщенный» поликодовый текст четче и напористее формирует механизмы понимания содержательной составляющей. Это способствует желаемому рекрутированию (воспроизводству / самопроизводству транслируемого идеологического ценностно-смыслового комплекса в соли-

дарной группе), интерактивности коммуникации. Здесь, хотя и в крайне редких случаях, можно обнаружить просьюмерскую производственную цепочку производства-потребления. Ярко выраженная идеологическая база, концептуальная внятность и устойчивость политического продукта, закрепленная на разных уровнях восприятия, нацелена на обеспечение солидарности акторов, принявших именно «это объективировавшееся видение мира» (Дебор, 1999, с. 13), что может в дальнейшем перейти (но необязательно) в деятельную форму политического участия (от комментариев до политических акций).

Прагматика «аморфных» поликодов развлекательного контента блогов второго типа не опирается на фундамент внятно артикулированной авторской позиции и / или ценностно-смысловой системы. Эти блоги не имеют четких идейно-политических установок. При этом их создатели могут предлагать политический продукт (критического характера), но лишь для того, чтобы удовлетворить запрос аудитории (потребительский спрос) на приобщение к социально-политической тематике как форме самовыражения. Они не нацелены на формирование политической идентичности. Адресат в этом случае только потребляет «идеологически нейтральный, индивидуализированный, перенесенный в сферу частной жизни и частного выбора» (Пшизова, 2009, с. 114) политический продукт. Исследователи определяют аналогичные по характеру контенты как консьюмерские. Объектом критики, осуществляемой политконсьюмеризмом, являются не действия властей или действующие политические институты и системы, а «коллективный субъект», воплощающий социально-политические проблемы и недостатки. При этом данный субъект может «пересобираться» в зависимости от интересов блогера, тематического контекста и социально-политической ситуации. Такого политического потребителя, полагает С. Н. Пшизова, отличают два основных свойства: с одной стороны, он настроен гораздо критичнее по отношению к тому, что ему предлагают профессиональные политики, нежели гражданин, ощущающий свою идеологическую связь с определенной партией. С другой — в сравнении со своим историческим предшественником, имевшим четкие ориентиры в мире политики, он намного сильнее подвержен воздействию разного рода «политических технологий» (Там же, с. 112).

Прагматика «разреженного» поликода блогов третьего типа строится на декодировании социально-политических означающих в общем смысловом поле, но не выходит на уровень совместного воспроизводства идеологических / политических смыслов данной системы взглядов.

4. Анализ поликодовых текстов политико-ориентированной блогосферы

К «насыщенным» политическим поликодам первого типа можно отнести блоги и каналы «Сталинград», «Агитация и пропаганда» (К. Сёмин), «Красное радио», представляющие левое крыло политического спектра.

Их авторы интерпретируют текущие социально-политические события в рамках марксистской / неомарксистской парадигмы. На это указывает вербальная компонента поликодового текста, которая строится на основе специфического дискурса: используются понятия «пролетариат», «капитализм», «буржуазия», «эксплуатация» и т. п.; актуализируются положения исторических документов и произведений теоретиков марксизма, озвучиваются их основные установки; транслируются предложения по изменению текущей ситуации в рамках критики капиталистического устройства современного российского общества.

В частности, телеканал «Сталинград» на семантическом уровне предъявляет адресату идеи социализма, патриотизма, военных и хозяйственных достижений СССР, сопротивления правой идеологии (коммунизм против капитализма) и анархизма. Синтактическая конструкция строится посредством системы знаков и образов, имеющих иконографическое сходство с символикой и атрибутикой Советской России, посредством множества иконических знаков, комбинация которых в совокупности с вербальной составляющей, выстраивает единое смысловое поле и ориентирована на узнаваемость не только «Своими», но и «Другими».

В ряду таких означающих элементов — оформление студии, выдержанное в едином стилевом и смысловом универсуме (деревянный с зеленым сукном «наркомовский» стол, ретролампа, ретротелефон, на втором плане армейский сундук с черно-коричневым брезентом); ведущий в одежде темных тонов с красной полосой или бантом на груди; фон стилизован под армейский тент (рис. 1), фирменный знак канала — графическое изображение монумента «Родина-Мать» Е. Вучетича (рис. 2).

СТАЛИНГРАД

Рис. 1. Ведущий канала «Сталинград» Рис. 2. Логотип канала «Сталинград»

Источник: 81аН^га^Ше

Источник: 81аи^гаАШе

Задействованы и такие паралингвистические средства, как цветовая гамма (красный, черный, белый) с доминированием красного, имеющего особое коннотативное значение в аудиовизуальных системах, базирующихся на идеологии марксистских и неомарксистских движений и левых партий. Белый шрифт на красном или черном фоне; в приветственном превью красный фон с кадрами военной хроники; заканчивается превью белой надписью «СТАЛИНГРАД ТЕЛЕКАНАЛ», все буквы прописные, полужирный шрифт, надпись дополнена сверху символом красной звезды с черной обводкой, внутри звезды — изображение серпа и молота желтого цвета (рис. 3).

СТАЛИНГРАД

ТЕЛЕКАНАЛ

Рис. 3. Заставка канала «Сталинград»

Источник: 81аН^га^Ше

Дублирующие или сопровождающие надписи на фоне, стилизованном под старую газетную бумагу, сопровождает эффект искр от огня. Использование затекстового фона из цитат в стилистике газетных материалов отсылает адресата к документальности и архивности. Данный прием используется для того, чтобы усилить доверие к транслируемой информации. Символичность шрифта в системе анализируемого поликодового текста направлена на формирование эмоционального ракурса восприятия информации. Так, использование полужирного начертания в сочетании с прописными буквами подчеркивает энергичность, четкость и правдивость текста. Предполагается, что с таким текстом нельзя поспорить. Текст мимикрирует под газетную статью или телефонограмму. В результате он воспринимается как «оригинал» сообщения в печатной форме. Цитата дополняется фотографией цитируемого, что направлено на создание наглядной ассоциативной связи, призванной создавать впечатление достоверности сказанного (рис. 4, 5).

Рис. 4. Материал, опубликованный каналом «Сталинград»

Источник: Дзен.

Рис. 5. Материал, опубликованный каналом «Сталинград»

Источник: Дзен.

Текст цитаты с изображением дублируется закадровым голосом, цитирующим вербальную часть. Таким образом, поликодовый текст задействует все каналы передачи-восприятия информации. «Неслучай-

ный» характер имеет композиция внутрикадрового размещения субъектов (ведущего и гостя) — по принципу доверительной беседы с малой дистанцией между ними (рис. 6).

СТАЛИНГРАД

_____' «и

^^^ : Jf

-45:42 4) Ф О Й

HP 4

Рис. 6. Интервью с В. В. Квачковым на канале «Сталинград» Источник: stalingrad.life

Мы можем говорить о концептуальной внятности и устойчивости политического продукта канала «Сталинград», что повышает его коммуникативный потенциал. На стремление усилить прагматическую составляющую блога указывает использование разных форм интерактивного общения с пользователями (не ограничивающегося лайками и подписками). Так, К. Сёмин и И. Поляков призывают организовывать «левые» пропагандистские кружки; многие используют диалоговое окно для вопросов. Это (потенциально) повышает шансы на рекрутирование единомышленников через воспроизводство политического продукта.

К первому типу можно также отнести канал «Навальный LIVE»3. Несмотря на то что четкой идеологической программы А. Навальный (представитель либеральной оппозиции) не имел, однако на уровне семантики блога транслировался тезис о коррупционном характере власти, разоблачаемой адресантом. Это — базовый идейный политический мотив («концепт» по Барту), конституирующий вербальные и икониче-ские составляющие поликодового текста. Любого рода текущие события рассматривались в контексте коррупционной модели системы российской власти. Случаи, которые не вписываются в данную схему, интерпретировались как пример неэффективности действия властей. Данная позиция характерна для либерального взгляда, когда «государство институализируется в качестве антипода гражданского общества» (Коньков, 2019).

Особое значение в способе сочетания знаков (в синтактической конструкции) имеет вербальный компонент системы, нацеленный на повышение доверия со стороны адресатов. Наряду с жаргонной лексикой и вульгаризмами («Путинская Россия», «чиновник», «гнусный жулик» и т. п.) употребляются юридические термины («коррупционер», «расследование», «право», «закон», «доказательство» и т. д.). Закадровая речь комментирует демонстрацию иконических компонентов (выписки со счетов; скриншоты сайтов; справки, подтверждающие содержатель-

3 В настоящее время заблокирован по требованию Генпрокуратуры РФ.

ную часть). Не менее важным инструментом является использование инфографики (таблицы, схемы, графики, списки, диаграммы, гистограммы), которые позволяют автору в кратчайшие временные отрезки дать гораздо большее количество информации в сравнении с речью, а также дополнить содержательную составляющую, упростить процесс понимания и внушить зрителю иллюзию «объективности» его взгляда

(рис. 7).

Рис. 7. Материал, опубликованный на канале «Навальный LIVE» Источник: telegram.

Другим важным аспектом является использование в качестве ико-нического компонента динамичного изображения видео. В подтверждение своих слов автор блога включает в тело ролика отрывки записей с новостных каналов. При этом саркастичные и ироничные комментарии, а также гиперболизация образов политических деятелей при помощи монтажа влияют на способность зрителя выстраивать собственное мнение и формируют эмоциональную нагрузку. В ряду икониче-ских и индексальных средств и компонентов можно отметить цветовое решение студии (использовавшееся до 2021 года, когда канал был заблокирован): подчеркнуто современный дизайн (ничего красного!) — изумрудная гамма с разбивкой по тону (рис. 8); черный фон с урбанистической графикой; оранжевый стакан с изумрудной крышкой; строгий пиджак, фигура сдвинута вправо; слоган в первых кадрах «Россия будущего» (рис. 9).

Рис. 8. Заставка канала Рис. 9. Ведущий канала

«Навальный LIVE» (20.04.2019) «Навальный LIVE» (20.04.2019)

Источник: telegram. Источник: telegram.

Концептуальная убедительность идеологии борца с коррупцией, ее достаточно высокий коммуникативный потенциал (прагматический аспект поликодового текста) получает объяснение с позиции технологий отрицания и терапии в рамках теории социального конструирования реальности (Бергер, Лукман, 1995).

Терапия состоит из ряда необходимых практик, куда входит создание теории отклоняющегося поведения. А. Навальный апеллирует к правовой точке зрения, определяя коррупционные схемы, осуществляемые госслужащими как девиантное поведение. В рамках конструирования своей «теории» А. Навальный создает «диагностическую карту» (понятие, используемое Бергером и Лукманом) — систему «симптомов», которые он раскрывает с помощью инструментов поликодового текста. Диагностическая карта позволяет выявить не только острые состояния девиантов, но и скрытые проявления. Третий этап процесса терапии включает в себя лечение. Для построения такого пространства, где солидарные с альтернативной реальностью субъекты могли бы передавать свой опыт и знания, создавая свой смысловой универсум, противостоящий «официальной» точке зрения, Навальный проводил различные проекты: Умное голосование, Россия Будущего4 и др. На это была нацелена и его активность в социальных сетях и деятельность «офлайн» — организация митингов и уличных акций. Отметим, что эти проекты фокусировались на разных проблемах и затрагивали различные институты, что создавало предпосылки для формирования собственного символического универсума. Подобные методы, нацеленные на вовлечение и расширение аудитории, оказались, как показала практика, вполне эффективными.

Смысловое содержание развлекательного политпродукта второго типа в блоге Ю. Дудя5 строится на основе идеологически нейтральной позиции автора. Его политическая идентичность не маркируется в системе значений «аморфного» поликодового текста. Но адресант дает возможность высказаться своим респондентам — представить индивидуальную оценку социополитической реальности. Уточним, что блог неполитического характера в содержательно-тематическом плане «вступает» на эту территорию при интервьюировании политических фигур (В. Жириновский, П. Грудинин, А. Навальный и др.) либо деятелей разных сфер культуры, озвучивающих свою гражданскую позицию (А. Иванов, Ю. Шевчук, Н. Михалков, Д. Киселев, О. Кучера и др.)6. В результате блог отличает разнообразие вербальных и икониче-

4 Сайты проектов и другие информационные ресурсы, связанные с Фондом борьбы с коррупцией, заблокированы. ФБК внесен в реестр иностранных агентов и признан экстремистской организацией.

5 Ю. Дудь внесен в реестр иностранных агентов 15 апреля 2022 года. 8 января 2023 года деятельность ИП Юрия Дудя (СМИ, признанного иностранным агентом) в России прекращена.

6 В настоящее время информационные материалы, произведенные при участии Ю. Дудя, сопровождаются следующим предупреждением: «Настоящий материал (информация) произведен, распространен совместно с иностранным агентом Дудем Юрием Александровичем либо касается деятельности Дудя Юрия Алекасандровича».

ских компонентов, общий семиотический континуум которых не имеет устойчивой концептуальной базы означаемых и, соответственно, основных означающих. Есть сумма значений, мозаика разнородных идеологий и политических представлений — по принципу «прилавка товаров по вкусу». По меткому замечанию Н. Н. Подосокорского,

особенность образа Дудя-влогера состоит в том, что он умело сочетает цинизм с сентиментальностью, шоу-бизнес с политикой, конформизм с легкой фрондой по отношению к набившему оскомину официозу. Он вполне может пригласить в свое шоу оппозиционера Алексея Навального, записать беседу с политэмигрантом Михаилом Ходорковским или опальным мэром Евгением Ройзманом, но все они для него — не более чем экзотические медийные фигуры, точно такие же, как рэперы, комики или киноактеры. Ему, по большому счету, все равно с кем разговаривать — с Тиньковым или Жириновским, Цекало или Доренко, Шевчуком или Си£ Дудь не является политическим актором, а его шоу — прежде всего бизнес-проект, главная цель которого — монетизация через рекламу разнообразных брендов от авиакомпаний и банков до бытовой техники и одежды (Подосокорский, 2018, с. 156).

Дискурсивная картина складывается из общих понятий («страна», «Россия», «политика, «Крым», «граждане», «идеология», «русский народ» и т. п.) и в большей степени политически индивидуализируется при ответах респондентов на ряд «нейтральных» вопросов ведущего («Оказавшись перед Путиным, что вы ему скажете?» и т. д.). Наряду с тем, что активно задействуется вербальная составляющая, невербальные компоненты выполняют «уточняющую» функцию. Иконические и индексальные знаки имеют ситуативный характер: интерьер, выбор городских пространств и мест встречи с интервьюируемыми, инфогра-фику и тексты обусловливает не позиция автора (ее нечем маркировать), а аутентичная субъекту встречи атмосфера (П. Грудинин на фоне русской печи, с самоваром и баранками (рис. 10); Баста в своей музыкальной студии (рис. 11); О. Кучера в домашней обстановке (рис. 12); С. Бодров — на «нейтральной территории» — в гостинице (рис. 13).

Рис. 10. Интервью с П. Грудининым Рис. 11. Интервью с Бастой

на канале «вДудь» на канале вДудь

Источник: Дзен. Источник: гиШЬе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 12. Интервью с О. Кучерой на канале вДудь

Источник: Дзен.

Рис. 13. Интервью с С. Бодровым на канале вДудь

Источник: Дзен.

К данному типу развлекательного блогинга, формирующего «аморфный» поликод, относятся ресурсы «Сталингулаг» (рис. 14), «Ай, Как Просто!» (рис. 15), которые также отличает идеологически нейтральное содержание. Критика представителей власти или обсуждение политических проблем не привязываются к определенному идейно-смысловому комплексу или системе взглядов. Обсуждение текущих событий осуществляется в дискурсе обывателя, включая ненормативную лексику, при полном отсутствии аналитики («треп чиновничий», «свора псов», «изголодавшийся народ», «рожа»). Данные блоги не имеют каких-либо знаково-символических элементов, указывающих на политические предпочтения / политическую идентичность их создателей.

Л'МЬ .

9

Рис. 14. Ведущий канала «Сталингулаг»

Источник: Дзен.

Рис. 15. Ведущий канала «Ай как просто»

Источник: шШЬе.

К типу «разреженного» поликода можно отнести блоги, семиотическая система которых содержит признаки политической идентичности адресанта, но в плане воздействия на адресатов (прагматический аспект) они ориентированы на формирование политической идентично-

сти солидарной группы потенциально, то есть не ставят задачу формирования сообщества и активного воспроизводства соответствующего политпродукта. К таким политблогам для потребления можно отнести следующие: Наталья Зубаревич (рис. 16); «БесогонГУ» Никиты Михалкова (означающие его принадлежности к патриотически-охранительному / консервативному направлению: флажок триколора, иконы за спиной, бюсты российских императоров (рис. 17)); канал «Евгений Спи-цын», в рамках которого собраны выступления и дискуссии с участием Евгения Спицына (Студия Аврора, Царьград, Спас и др.) (рис. 18); «Суть Времени» Сергея Кургиняна (рис. 19); блог «Призыв к Разуму / Appeal to Reason» Ивана Полякова (в ряде программ на столе были выложены книги Ленина, документы ВЧК, бюст Маяковского и т. д. (рис. 20)), который в настоящий момент видоизменился, приобретя характеристики «насыщенного» поликода.

Рис. 16. Ведущая канала «Наталья Зубаревич»

Рис. 17. Ведущий канала «БесогонГУ»

Источник: Дзен.

Источник: besogontv.

Рис. 18. Беседа Е. Спицына и Г. Артамонова на канале «Евгений Спицын»

Источник: Дзен.

Рис. 19. Ведущий канала « Суть времени»

Источник: Дзен.

Рис. 20. Ведущий канала Рис. 21. Беседа с А. Фурсовым

«Призыв к Разуму / Appeal to Reason» на канале «Metametrica»

Источник: vk.com. Источник: rutube.

К этой же группе отнесены каналы, в которых смысловое семиотическое единство политического нарратива обеспечивает вербальный компонент поликодового текста, создаваемого в процессе интервью гостями. Иконические означающие мало представлены, но речь интервьюируемых формирует общее идеологическое пространство: например, актуализацию левых установок каналов «Metametrica» (рис. 21), «Движение Альтернативы» (гости которого А. Бузгалин, А. Колганов, Л. Булавка и др.) (рис. 22), «День ТВ» (гости — Ю. Катасонов, М. Делягин, О. Четверикова и т. д.) (рис. 23, 24), «Dmitry Puchkov» (гости — А. Вассерман, Н. Стариков, К. Сёмин); или утверждение либеральных взглядов канала «Живой Гвоздь» (Н. Сванидзе, Н. Зубаревич, Аббас Гал-лямов7, В. Ерофеев, А. Архангельский, К. Ремчуков, Е. Аникина, Л. Гудков и др.) (рис. 25). Данные ресурсы отличаются от шоу Ю. Дудя8, представляющего гостей разных взглядов, которых ничто не объединяет.

Рис. 22. Гость канала «Движение Рис. 23. Гости канала

Альтернативы» (А. Бузгалин) «День ТВ»

Источник: Дзен. Источник: Дзен.

7 А. Галлямов внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов 10 февраля 2023 года.

8 Ю. Дудь внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов 15 апреля 2022 года. 8 января 2023 года деятельность ИП Юрия Дудя (СМИ, признанного иностранным агентом) в России прекращена.

Рис. 24. Ведущий канала «День ТВ»

Рис. 25. Интервью с Н. Зубаревич на канале «Живой Гвоздь»

Источник: Дзен.

Источник: Дзен.

Итак, следует подчеркнуть, что политический блогинг «насыщенного» поликодового текста в большей степени способствует формированию политической идентичности адресатов. Политическая концепция (версия социокультурной реальности в определенном идеологическом или идейно-политическом фокусе) транслируется посредством поликодового текста, каждый элемент которого определяется данной системой. Выбор того или иного знака следует рассматривать как отражение политической идентичности субъекта, демонстрирующего индивидуальный выбор социополитической реальности, конструирующего ее, «уточняющего», а также рекрутирующего солидарную группу. Если поликодовый текст «аморфный», он не может транслировать идентификационные маркеры и играть роль объединяющего начала ни в случае формирования любого уровня социальной (Буденкова, Савельева, 2016, с. 40 — 42), ни в ситуации конструирования политической идентичности.

Список литературы

Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. № 1. С. 71 — 79.

Бараш Р. Э., Антоновский А. Ю. Человек бунтующий, будь видимым или умри! К визуализации семантики протестно-сетевой коммуникации / / ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Вып. 4 (22). С. 36 — 59.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 4 (63). С. 19—24.

Большиянова Л. М. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: содержание и структура : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1986.

Бондаренко С. В. Политическая идентичность в киберпространстве // Политическая наука. 2005. № 3. С. 76—92.

Буденкова В. Е., Савельева Е. Н. Идентичность как предмет теоретико-методологического анализа: модели и подходы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 1 (21). С. 31 — 44.

Володенков С. В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены.

2019. № 5. С. 341 — 364.

Громова Н. С. Поликодовые тексты в сети интернет: специфика бытования и особенности экспертизы // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. 2020. Т. 1. С. 357—360.

Дебор Г. Общество спектакля / пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. М., 1999.

Коньков А. Е. Политический дискурс в условиях расширения цифрового пространства // Россия: тенденции и перспективы развития. М., 2019. Вып. 14, ч. 1. С. 119 — 121.

Плотичкина Н. В. Просьюмеризм как политическая практика // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2013. № 3. С. 66 — 79.

Подосокорский Н. Н. «Лицо с экрана». В чем секрет популярности ток-шоу «вДудь»? // Наука телевидения. 2018. № 14.3. С. 151 — 166.

Проскурин Е. Г. Веб-сайт как полисемиотический гипертекст: к постановке проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3 (22). С. 64—67.

Пшизова С. Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // Полис. Политические исследования. 2009. № 1. С. 100 — 117.

Савельева Е. Н., Буденкова В. Е. Методологические аспекты культурологической экспертизы в условиях политического просьюмеризма // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна» (6—7 июня 2019, Екатеринбург, УрФУ им. Б. Н. Ельцина). Екатеринбург, 2020. С. 132 — 137.

Савельева Е. Н., Буденкова В. Е., Князюк О. В. Политическая активность в сети как просьюмерская деятельность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 44. С. 134 — 145.

Соколова О. В. Гибридные тексты как форма взаимодействия авангардного художественного и политического дискурсов // Слово. ру: балтийский акцент.

2020. Т. 1, № 1. С. 50—86.

Beroccal S., Campos-Domingues E., Redondo M. Media prosumers in political communication: Politainment on YouTube // Comunicar. Media Education Research Journal. 2014. Vol. 22, № 43. P. 65—72.

Van Santen R. Review essay politics and entertainment: a happy marriage? // Javnost — The Public. 2008. Vol. 15. P. 89 — 100.

Перечень электронных ресурсов, упомянутых в статье

Metametrica. URL: https://rutube.ru/channel/23486857/videos/; https://dzen. ru/metametrica (дата обращения: 15.01.2023).

Агитпроп. Константин Сёмин. URL: https://rutube.ru/channel/23807418/ videos/; https://agitblog.ru/ (дата обращения: 25.01.2023).

Ай как просто. URL: https://rutube.ru/channel/21014334/videos/ (дата обращения: 14.01.2023).

Альтернативы (А. В. Бузгалин и другие). URL: https://dzen.ru/id/622bb094 8074d541d7e57268; https://vk.com/alternativy (дата обращения: 05.01.2023).

Андрей Фурсов. URL: https://rutube.ru/channel/23473513/videos/; https:// dzen.ru/govoritfursov (дата обращения: 13.02.2023).

БесогонТУ. URL: https://besogontv.ru/ (дата обращения: 10.01.2023).

вДудь. URL: https://rutube.ru/channel/1741132/videos/; https://t.me/s/yurydud (дата обращения: 15.01.2023).

Дмитрий Пучков. URL: https://rutube.ru/u/goblin/videos/ (дата обращения: 23.01.2023).

День ТВ. URL: https://dzen.ru/id/5f1db0f593c4900b3ab99297 (дата обращения: 23.01.2023).

Евгений Спицын. URL: https://dzen.ru/istorik115; https://rutube.ru/channel/ 2811621/videos/ (дата обращения: 23.01.2023).

Живой гвоздь. URL: https://t.me/livegvozd; URL: https://tgram.me/livegvozd (дата обращения: 10.01.2023).

Наталья Зубаревич. URL: https://dzen.ru/id/631c8b70c8d2281ad11ae89b; https://t.me/+CtvxY7FZSgQ5NmQy (дата обращения: 19.01.2023).

Навальный LIVE. URL: https://ru.telegram-politics.com/catalog/channels/ navalnylivechannel; https://t.me/navalnylivechannel (дата обращения: 15.01.2023).

Осторожно: Собчак. URL: https://ksenia-sobchak.com/category/ostorozhno-sobchak/ (дата обращения: 16.01.2023).

Призыв к Разуму / Appeal to Reason» (И. Поляков). URL: https://thewiki how.com/channel_UCLTIJiUaJklC1OuG92mBXLA#videos (дата обращения: 25.01.2023).

Простые числа. URL: https://rutube.ru/channel/23325655/videos/ (дата обращения: 29.01.2023).

Сталингулаг. URL: https://telegram.me/s/stalin_gulag; https://dzen.ru/ agorbunov (дата обращения: 13.01.2023).

Суть Времени (С. Кургинян). URL: https://rutube.ru/channel/23614828/videos/; https://dzen.ru/id/60db2c9709b5b829dfe5965b (дата обращения: 22.01.2023).

Телеканал Сталинград. URL: https://stalingrad.life/video/; https://t.me/s/ TELEKANALSTALINGRAD (дата обращения: 23.01.2023).

Об авторах

Валерия Евгеньевна Буденкова, кандидат философских наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия.

E-mail: dissovet_iik@mail.ru ORCID 0000-0003-3966-3330

Елена Николаевна Савельева, кандидат философских наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия.

E-mail: limi77@inbox.ru

Олеся Вячеславовна Князюк, аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия.

E-mail: leleko.olesya@yandex.ru

Для цитирования:

Буденкова В. Е., Савельева Е. Н., Князюк О. В. Поликодовый текст как средство политической идентификации: анализ российской блогосферы // Слово.ру: балтийский акцент. 2023. Т. 14, № 2. С. 115-138. doi: 10.5922/2225-5346-2023-2-7.

—0-[ПРЕДСТАВЛЕНО ДЛЯ ВОЗМОЖНОЙ ПУБЛИКАЦИИ В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ

ЛИЦЕНЗИИ CREATIVE COMMONS ATTRIBUTION (СС BY) (HTTP.//CREATIVECOMMONS.ORG/LICENSES/BY«.О/)

B.E. By^eHKOBa, E.H. CaBeAbeBa, O.B. KHfl3K>K

MULTIMODAL TEXT AS A MEANS OF POLITICAL IDENTIFICATION: AN ANALYSIS OF THE RUSSIAN BLOGOSPHERE

V. E. Budenkova, E. N. Savelieva, O. V. Knasuk

National Research Tomsk State University 36 Lenin Ave., Tomsk, 634050, Russia Submitted on June 27, 2022 Accepted on January 31, 2023 doi: 10.5922/2225-5346- 2023-2-7

This article explores the phenomenon of online political activism, specifically political blogging, from the perspective of the author's concept of prosumer activity. It focuses on the multimodal texts of websites that convey political messages using a range of semiotic codes. The study aims to demonstrate how the political identity of the addresser is encoded and expressed in the information product. The analysis results in a typology of multimodal texts, classified into three types based on their political identity and intended purpose. The first type comprises blogs that have a clear ideological basis that marks the political identity of the producer, with a 'concentrated' multimodal text. The second type includes blogs that do not reflect the author's political identity, with an 'amorphous' multimodal text intended for political consumption and entertainment. The third type encompasses blogs that transmit 'disperse' multimodal text, which presents an ideological basis but is focused on political consumption rather than identity manifestation in communication and action. The proposed typology is confirmed through a comparative study of politically oriented blogs and those that address political topics occasionally. The study also identifies mechanisms that increase the communicative potential and persuasive power of the ideological and semantic content, using semiotic and discourse analysis.

Keywords: political identity, political discourse, new media, blogging, ideology, political prosumption

References

Anisimova, E. E., 1992. Paralinguistics and text (on the problem of creolized and hybrid texts). Voprosy Jazykoznanija [Topics in the study of language], 1, pp. 71 — 79 (in Russ.).

Barash, R. E. and Antonovskiy, A. Yu., 2019. Rebellious man, be visible, or perish! Visualisation of the semantics of protest communication in social networks. nPAHHMA. Problemy vizual'noi semiotiki [nPAHHMA],4 (22), pp. 36—59, https://doi.org/ 10.23951/2312-7899-2019-4-36-59 (in Russ.).

Berger, P. and Lukman, T. 1995. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya [Social construction of Reality. A treatise on the sociology of knowledge]. Moscow (in Russ.).

Beroccal, S., Campos-Domingues, E. and Redondo, M., 2014. Media prosumers in political communication: Politainment on YouTube. Comunicar. Media Education Research Journal, 22 (43), pp. 65— 72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bol'shakova, L. S., 2008. On «polycode texts». Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 4 (63), pp. 19 — 24 (in Russ.).

CAOBO.py: 6aATMMCKMM aкцeнт. 2023. T. 14, № 2

Bol'shiyanova, L.M., 1986. Verbal'noe soprovozhdenie fotoizobrazheniya v sovremen-noi britanskoi presse: soderzhanie i struktura [Verbal accompaniment of photographic images in the modern British press: content and structure]. PhD thesis. Leningrad (in Russ.).

Bondarenko, S.V., 2005. Political identity in cyberspace. Politicheskaya nauka [Political Science], 3, pp. 76 — 92 (in Russ.).

Budenkova, V. E. and Savelieva, E. N., 2016. Identity as a topic of theoretical and methodological analysis: models and approaches. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History], 1 (21), pp. 31 — 44, https://doi.org/10.17223/22220836/ 21/4 (in Russ.).

Debor, G., 2019. Obshchestvo spektaklya [The Society of the Performance]. Translated from French by C. Ofertas and M. Yakubovich. Moscow (in Russ.).

Gromova, N.S., 2020. Polycodic texts on the Internet network: specificity of living and features of expertise. In: Strategii razvitiya sotsial'nykh obshchnostei, institu-tov i territorii [Strategies for the development of social communities, institutions and territories], Vol. 1, pp. 357—360 (in Russ.).

Kon'kov, A. E., 2019. Political discourse in the context of expanding digital space. In: Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya [Russia: trends and development prospects], 14. Moscow, pp. 119—121 (in Russ.).

Plotichkina, N. V., 2013. Prosumption as a political practice in a "Producer-consumer environment". Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiolo-giya [RUDN Journal of Sociology], 3, pp. 66 — 79 (in Russ.).

Podosokorsky, N.N., 2018. "A face from the screen". Where in lies the secreet of the popularity of the talk show "Vdud"? Nauka televidenya [The Art and Science of Television], 14 (3), pp. 151 — l66, https://doi.org/10.30628/1994-9529-2018-14.3-151-166 (in Russ.).

Proskurin, E. G., 2010. Website how polisemiotichesky hypertext: problem formulation. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 3 (22), pp. 64 — 67 (in Russ.).

Pshizova, S. N., 2009. From "civil society" to "consumers' community": political consmumerism in comparative perspective. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 1, pp. 100 — 117 (in Russ.).

Savelieva, E. N. and Budenkova, V. E., 2020. Methodological Issues of Cultural Evaluation in the Context of Political Prosumption. Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii Voprosy ekspertizy v oblasti kul'tury, iskusstva, dizaina [Issues of expertise in the field of culture, art, design — Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference], 6—7 June, Yekaterinburg, pp. 132 — 137 (in Russ.).

Savelieva, E.N., Budenkova, V. E. and Knasuk, O.V., 2021. Online Political Activity as a Prosumer Agency. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turolo-giya i iskusstvovedenie [Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History], 44, pp. 134—145, https://doi.org/10.17223/22220836/44/11 (in Russ.).

Sokolova, O. V., 2020. Hybrid texts as a form of interaction between avant-garde artistic and political discourses. Slovo. ru: baltic accent, 11 (1), pp. 50 — 86, https://doi. org/10.5922/2225-5346-2020-1-3 (in Russ.).

Van Santen, R., 2008. Review essay politics and entertainment: a happy marriage? Javnost - The Public, 15, pp. 89—100.

Volodenkov, S. V., 2019. Influence of Internet communication technologies on contemporary social and political processes: scenarios, challenges, and actors. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 5, pp. 341 — 364, https:// doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.16 (in Russ.).

Online resources

Zhivoi gvozd' [A living nail]. URL: https://t.me/livegvozd; Available at: https:// tgram.me/livegvozd [Accessed: 10 January 2023].

Agitprop. Konstantin Semin [Agitprop. Konstantin Semin]. Available at: https:/ / rutube. ru/channel/23807418/videos/; https://agitblog.ru/ [Accessed: 25 January 2023].

Ai kak prosto [Ah how simple]. Available at: https://rutube.ru/channel/ 21014334/videos/ [Accessed: 14 January 2023].

Al'ternativy (A. V. Buzgalin i drugie) [Alternatives (A. V. Buzgalin and others)]. Available at: https://dzen.ru/id/622bb0948074d541d7e57268; https://vk.com/ alternativy [Accessed: 05 January 2023].

Andrei Fursov [Andrey Fursov]. Available at: https://rutube.ru/channel/ 23473513/videos/; https://dzen.ru/govoritfursov [Accessed: 13 February 2023].

BesogonTV [BesogonTV]. Available at: https://besogontv.ru/ [Accessed: 10 January 2023].

Dmitry Puchkov [Accessed: https://rutube.ru/u/goblin/videos/ (дата обращения: 23 January 2023].

Den' TV [TV Day]. Available at: https://dzen. ru/id/5f1db0f593c4900b3ab99297 [Accessed: 23 January 2023].

Evgenii Spitsyn [Evgeny Spitsyn]. Available at: https://dzen.ru/istorik115; https://rutube.ru/channel/2811621/videos/ [Accessed: 23 January 2023].

Metametrica. Available at: https://rutube.ru/channel/23486857/videos/; https:// dzen.ru/metametrica [Accessed: 15 January 2023].

Natal'ya Zubarevich [Natalia Zubarevich]. Available at: https://dzen.ru/id/ 631c8b70c8d2281ad11ae89b; https://t.me/+CtvxY7FZSgQ5NmQy [Accessed: 19 January 2023].

Naval'nyi LIVE [Navalny LIVE]. Available at: https://ru.telegram-politics.com/ catalog/channels/navalnylivechannel; https://t.me/navalnylivechannel [Accessed: 15 January 2023].

Ostorozhno: Sobchak [Caution: Sobchak]. Available at: https://ksenia-sobchak. com/category/ostorozhno-sobchak/ [Accessed: 16 January 2023].

Prizyv k Razumu / «Appeal to Reason» (I. Polyakov) [Appeal to Reason (I. Polyakov)]. Available at: https://thewikihow.com/channel_UCLTIJiUaJklC1OuG92 mBXLA#videos [Accessed: 25 January 2023].

Prostye chisla [Prime numbers]. Available at: https://rutube.ru/channel/23325 655/videos/ [Accessed: 29 January 2023].

Stalingulag [Stalingulag]. Available at: https://telegram.me/s/stalin_gulag; https://dzen.ru/agorbunov [Accessed: 13 January 2023].

Sut' Vremeni (S. Kurginyan) [The Essence of Time (S. Kurginyan)]. Available at: https://rutube.ru/channel/23614828/videos/; https://dzen.ru/id/60db2c9709b5b8 29dfe5965b [Accessed: 22 January 2023].

Telekanal Stalingrad [Stalingrad TV Channel]. Available at: https://stalingrad. life/video/; https://t.me/s/TELEKANALSTALINGRAD [Accessed: 23 January 2023].

vDud' [VDUD]. Available at: https://rutube.ru/channel/1741132/videos/; https:// t.me/s/yurydud [Accessed: 15 January 2023].

CAOBO.py: ôaATMMCKMM aкцeнт. 2023. T. 14, № 2

The authors

Dr. Valeriya E. Budenkova, Associate professor, National Research Tomsk State University.

E-mail: dissovet_iik@mail.ru

ORCID 0000-0003-3966-3330

Dr. Elena N. Savelieva, Associate professor, National Research Tomsk State University.

E-mail: limi77@inbox.ru

Olesia V. Knasuk, PhD student, National Research Tomsk State University, Russia.

E-mail: leleko.olesya@yandex.ru

To cite this article:

Budenkova, V. E., Savelieva, E. N., Knasuk, O. V., 2023, Multimodal text as a means of political identification: an analysis of the Russian blogosphere, Slovo.ru: baltic accent, Vol. 14, No. 2, pp. 115—138. doi: 10.5922/2225-5346-2023-2-7.

SUBMITTED FOR POSSIBLE OPEN ACCESS PUBLICATION UNDER THE TERMS AND CONDITIONS OF THE CREATIVE COMMONS ATTRIBUTION (CC BY) LiCENSE (HTTPJ/CREATIVECOMMONS ORG/LICENSESiBY/4.0/)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.