Научная статья на тему 'YOUTUBE-БЛОГЕРЫ КАК АГЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ'

YOUTUBE-БЛОГЕРЫ КАК АГЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
517
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГЕРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / YOUTUBE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЛИДЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Касамара Валерия Александровна, Сорокина Анна Андреевна, Шилина Анна Николаевна

Статья посвящена влиянию современных российских YouTube-блогеров на политические взгляды школьников. На основе анализа количественного (опрос подростков, N=500) и качественного (257 глубинных интервью) исследований выявляются авторы самых популярных YouTube-каналов, а также анализируются причины их популярности, ключевой из которых становится тактика выстраивания доверительных отношений со своей аудиторией. Во второй части статьи исследуется содержательное наполнение популярных роликов с учетом его политического контекста. В основном популярные у школьников ролики содержат развлекательный и юмористический контент, но в своих комментариях и репликах блогеры неоднократно затрагивают политическую тематику. Весь политический контент можно рубрицировать следующим образом: реакция на актуальный политический контекст, образ современной России и ее проблемы, а также взгляды на патриотическое воспитание. Ролики современных YouTube-блогеров находят сильный эмоциональный отклик у молодежи по нескольким причинам - они затрагивают волнующие подростков темы, апеллируют к ценностям, разделяемым молодыми людьми: доступное образование, борьба с коррупцией, экология, пацифизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTUBE BLOGGERS AS AGENTS OF POLITICAL SOCIALIZATION OF RUSSIAN PUPILS

The article discusses the in uence of contemporary Russian YouTube bloggers on the political views of school students. Based on the analysis of quantitative (survey of adolescents, N=500) and qualitative (257 in-depth interviews) data, the article identi es the authors of the most popular YouTube channels as well as analyses the reasons for their popularity, including the key factor based on their tactics of building trustful relationship with their audience. The second part of the article examines the content of popular videos taking into account its political context. Although most of the videos popular among pupils contain entertaining and comic content, bloggers repeatedly appeal to political topics in their comments and remarks. All the political content can be categorized as follows: reaction to the current political context, the image of modern Russia and its problems, as well as the views on patriotic education. The videos of YouTube bloggers cause a strong emotional response among young people for several reasons: they address adolescents’ issues of concern and appeal to values shared by teenagers: accessible education, ght against corruption, ecology, paci sm.

Текст научной работы на тему «YOUTUBE-БЛОГЕРЫ КАК АГЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2021. № 3

Валерия Александровна Касамара,

кандидат политических наук, доцент, директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ (ул. Мясницкая, д. 18, 101000, Москва, Россия), e-mail: vkasamara@hse.ru

Анна Андреевна Сорокина,

кандидат политических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ (ул. Мясницкая, д. 18, 101000, Москва, Россия), e-mail: aasorokina@hse.ru

Анна Николаевна Шилина,

стажер-исследователь, аналитик Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ (ул. Мясницкая, д. 18, 101000, Москва, Россия), e-mail: ashilina@hse.ru

YOUTUBE-БЛОГЕРЫ как агенты ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена влиянию современных российских YouTube-блогеров на политические взгляды школьников. На основе анализа количественного (опрос подростков, N=500) и качественного (257 глубинных интервью) исследований выявляются авторы самых популярных YouTube-каналов, а также анализируются причины их популярности, ключевой из которых становится тактика выстраивания доверительных отношений со своей аудиторией. Во второй части статьи исследуется содержательное наполнение популярных роликов с учетом его политического контекста. В основном популярные у школьников ролики содержат развлекательный и юмористический контент, но в своих комментариях и репликах блогеры неоднократно затрагивают политическую тематику. Весь политический контент можно рубрицировать следующим образом: реакция на актуальный политический контекст, образ современной России и ее проблемы, а также взгляды на патриотическое воспитание. Ролики современных YouTube-блогеров находят сильный эмоциональный отклик у молодежи по нескольким причинам—они затрагивают волнующие подростков темы, апеллируют к ценностям, разделяемым молодыми людьми: доступное образование, борьба с коррупцией, экология, пацифизм.

Ключевые слова: блогеры, социальные медиа, YouTube, политическая социализация, российские школьники, лидеры общественного мнения, подростки, молодежь.

Valeria Alexandrovna Kasamara,

Kandidat of Political Science, Associate Professor, Director, Institute for Applied Political Studies, Higher School of Economics (Myasnitskaya ul. 18, 101000 Moscow, Russia),e-mail: vkasamara@hse.ru

Anna Andreevna Sorokina,

Kandidat of Political Science, Associate Professor, Senior Research Fellow, Institute of Applied Political Studies, Higher School of Economics (Myasnitskaya ul. 18, 101000 Moscow, Russia), e-mail: aasorokina@hse.ru

Anna Nikolaevna Shilina,

Intern Research Associate, Analyst, Institute of Applied Political Studies, Higher School of Economics (Myasnitskaya ul. 18, 101000 Moscow, Russia), e-mail: ashilina@hse.ru

YOUTUBE BLOGGERS AS AGENTS OF POLITICAL SOCIALIZATION OF RUSSIAN PUPILS

The article discusses the influence of contemporary Russian YouTube bloggers on the political views of school students. Based on the analysis of quantitative (survey of adolescents, N=500) and qualitative (257 in-depth interviews) data, the article identifies the authors of the most popular YouTube channels as well as analyses the reasons for their popularity, including the key factor based on their tactics of building trustful relationship with their audience.

The second part of the article examines the content ofpopular videos taking into account its political context. Although most of the videos popular among pupils contain entertaining and comic content, bloggers repeatedly appeal to political topics in their comments and remarks. All the political content can be categorized as follows: reaction to the current political context, the image of modern Russia and its problems, as well as the views on patriotic education.

The videos of YouTube bloggers cause a strong emotional response among young people for several reasons: they address adolescents' issues of concern and appeal to values shared by teenagers: accessible education, fight against corruption, ecology, pacifism.

Key words: bloggers, social media, YouTube, political socialization, Russian school students, opinion leaders, teenagers, youth.

С сентября 2020 г. в связи с принятием поправок в ФЗ «Об образовании» воспитательная функция оказалась законодательно закреплена за школой. Одной из целей воспитания стало «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважение

к памяти защитников Отечества... к закону и правопорядку»1. Зарубежные и отечественные исследователи неоднократно писали о значимости школы в процессе воспитания и политической социализации молодежи2. Однако в современных условиях стремительного развития цифровых технологий школа не может, да и не должна быть единственным драйвером этого процесса.

Сегодняшнее поколение российских школьников — это поколение "digital natives"3, для которого характерны совершенно новые формы коммуникации. С развитием интернета и появлением современных массмедиа меняются и способы усвоения «политического». Наряду с традиционными агентами политической социализации, такими как семья, школа, СМИ, все большую роль в этом процессе начинают играть популярные блогеры, чье влияние на политические ценности и представления подростков в настоящий момент остается недооцененным.

Опросы общественного мнения показывают, что 88 % молодых россиян (18-24 лет) ежедневно используют видеохостинг YouTube. Согласно экспертам ВЦИОМ, подобный опрос среди подростков показал бы еще более высокую вовлеченность в использование ресурса4. По данным совместного исследования Google и Ipsos, пользователи 13-17 лет наиболее активны в социальных сетях: они чаще остальных оставляют лайки, комментарии, делятся видео, а также подписываются на каналы популярных блогеров. Исследователи подчеркивают, что наблюдается интересная тенденция: чем моложе респонденты, тем больше они полагаются на советы блогеров, видеоблогеров и звезд YouTube. В отличие от обычных знаменитостей, видеоблогеры находятся в постоянном диалоге со

1 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 08.12.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

2 См., например: Denver D., Hands G. Does Studying Politics Make a Difference? The Political Knowledge, Attitudes and Perceptions of School Students // British Journal of Political Science. 1990. Vol. 20. No. 2. P. 263-279; John P.D., Osborn A. The Influence of School Ethos on Pupils' Citizenship Attitudes // Educational Review. 1992. Vol. 44. No. 2. P. 153-165; Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Новый хронограф, 2008.

3 Исследователи употребляют этот термин, когда говорят о поколении, которое не представляет свою повседневную жизнь без интернета, социальных сетей, мес-сенджеров, онлайн-видеоигр, «может набирать сообщения с закрытыми глазами. Тексту они предпочитают картинки, чаты, звуки, видео на YouTube. Тексты читают быстро, переключаясь на дополнительные активности: общение в мессенджерах, публикация постов в Instagram» (Bärbuceanu C.D. Teaching the Digital Natives // Revista de Stiinte Politice. 2020. No. 65. P. 138).

4 YouTube — «телевидение» XXI века // ВЦИОМ. 2019. 25 ноября. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/youtube-televidenie-xxi-veka

своей аудиторией и стараются выстроить с ней доверительные отношения. В среднем 30 % молодых пользователей (от 13 до 24 лет) доверяют мнению и рекомендациям любимых блогеров, в том числе при выборе товаров (в старшей возрастной группе — 25-29 лет — блогерам доверяют 15 %>)5.

В основном для школьников характерен просмотр видео развлекательного характера. Так, 80 0% молодых россиян в возрасте 13-17 лет предпочитают короткие и смешные развлекательные видео6. Однако современные российские блогеры так или иначе в своих роликах затрагивают и политические вопросы. На YouTube можно найти многочисленные пародии на голоса политиков, обзоры новостей и событий в России и мире. Участие блогеров в политической повестке было наиболее явным в преддверии президентских выборов 2018 г. В 2017 г. в Государственной Думе состоялись слушания о молодежной политике в Российской Федерации7. Принять участие в слушаниях пригласили популярных среди молодежи YouTube-блогеров. Так, перед депутатами Госдумы выступила Александра Балковская (Саша Спилберг). Она призывала депутатов быть более открытыми, «стать прозрачными» и не бояться «показать человеческое лицо»8. По мнению блогера, без контакта с молодой аудиторией невозможно проведение молодежной политики, а социальные сети — это хорошая платформа для взаимодействия депутатов и будущих избирателей.

В 2018 г. блогеров Юрия Хованского, Никиту Гридина (Кузьму), Юлия Онешко (Юлика) пригласили принять участие в проекте Lenta.ru, в рамках которого они снимали свои предвыборные ролики9. В видео прозвучали такие лозунги, как «Юлик 20!8, буду избираться», «А я вот взрослый, могу сделать выбор. 18 марта забивай стрелку...» или «Кузьма — мужик, он остается собой. Приди и ты, сделай выбор свой!», далее появлялся плакат «18 марта. Выборы в тренды». По заявлению блогеров, их ролики были призваны в шуточной форме показать российским кандидатам мастер-класс:

5 Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн // Think with Google. 2017. Февраль. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/consumer-insights/consumer-trends/ novoe-pokolenie-intemet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/

6 См.: Там же.

7 В Государственной Думе прошли парламентские слушания «О молодежной политике в Российской Федерации» // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 2017. 22 мая. URL: http://duma.gov.ru/news/13688/

8 «Руслан Соколовский, извините, идиот». Речь видеоблогера Саши Спилберг с трибуны Госдумы // Meduza. 2017. 22 мая. URL: https://meduza.io/feature/2017/05/22/ ruslan-sokolovskiy-izvinite-idiot-rech-videoblogera-sashi-spilberg-s-tribuny-gosdumy

9 Кто твой кандидат? [2018.] URL: https://kandidat.lenta.ru

как и чем необходимо привлекать современного избирателя. Но аудитория восприняла видеоматериалы иначе и увидела в них рекламу выборов, призыв приходить и голосовать на них. Некоторые зрители восприняли эти ролики как призыв отдать свой голос за Владимира Путина. Они отреагировали на подобную скрытую агитацию резко негативно, обвинив ютуберов в «продажности» и сотрудничестве с правительством. Подобный формат агитации избирателей прийти на выборы, целью которого, по мнению многих подписчиков, было увеличение явки на выборах президента, был встречен резкой критикой10. Впоследствии некоторые блогеры, например Юлик, попытались извиниться перед своими подписчиками за участие в подобном проекте11.

В 2019 г. блогеры Илья Давыдов (Мэддисон) и Юрий Хованский стали помощниками депутата Госдумы от партии ЛДПР Василия Власова. Свой выбор помощников Власов объяснял тем, что популярные блогеры могут стать каналом коммуникации между Государственной Думой и молодежной аудиторией12.

На наш взгляд, тема влияния современных российских YouTube-блогеров на политические взгляды молодежи остается малоизученной, поэтому в данной статье мы постарались проанализировать их роль в процессе политической социализации молодежи.

Эмпирическая база и методология исследования

В 2020-2021 гг. Институт прикладных политических исследований НИУ ВШЭ провел исследование «Политические взгляды российских школьников», в ходе которого с апреля по декабрь 2020 г. было проведено около 257 глубинных интервью со школьниками 15-18 лет в 30 субъектах Российской Федерации, а в октябре — онлайн-опрос (закрытые и открытые вопросы) 500 школьников 13-17 лет.

В ходе онлайн-опроса респонденты назвали 409 блогеров, которых они смотрят. При этом самые популярные блогеры (Kuplinov Play и Юлик) набирают всего 5 %. Для современной молодежи характерно отсутствие одного-двух ярко выраженных кумиров. В целом их вкусы и предпочтения достаточно дисперсные. Ниже приведены блогеры, чьи YouTube-каналы получили более 2 0% упоминаний.

10 Тютюнова Т. Семь блогеров, включая Хованского, сняли ролики о выборах. Зачем они это сделали и при чем тут «Лента.ру» // Medialeaks. 2018. 14 марта. URL: https://medialeaks.ru/1403ttp-zachem-blogeryi-agitiruyut-za-vyiboryi/

11 Козаченко Д. Блогер Юлик извинился за участие в предвыборном проекте «Кто твой кандидат?» // Афиша Daily. 2018. 28 марта. URL: https://daily.afisha.ru/ news/15629-bloger-yulik-izvinilsya-za-uchastie-v-predvybornom-proekte-kto-tvoy-kandidat/

12 Блогер Хованский стал помощником депутата Госдумы // Lenta.ru. 2019. 17 июня. URL: https://lenta.ru/news/2019/06/17/hovansky/

Таблица 1

Самые популярные YouTube-каналы у российских школьников

№ Имя блогера Количество ответов (N=500)

1 Kuplinov Play 26

2 Юлик 23

3 Литвин 21

4 Дима Масленников 17

5 Кузьма 17

6 TheBrianMaps 17

7 вДудь 15

8 Marmok 13

YouTube-каналы, представленные в таблице, были проанализированы с использованием сервиса для аналитики контента социальных сетей Popsters13. На основе метрики «Просмотры» был выделен топ-5 видео каждого из перечисленных блогеров за 2020 г. Среднее количество просмотров по всем популярным блогерам — более 9 млн.

Таблица 2

Среднее количество просмотров роликов

№ Имя блогера 1-й ролик 2-й ролик 3-й ролик 4-й ролик 5-й ролик Среднее количество просмотров

1 Kuplinov Play 3 572 952 2 843 811 2 729 738 2 466 076 2 425 715 2 807 658,4

2 Юлик 5 688 861 4290 158 4 245 908 3 756 369 3 691 543 4 334 567,8

3 Литвин 20 836 482 8 605 463 8 240 727 8013 505 7 981 533 10 735 542

4 Дима Масленников 8 536 811 7 813 440 7 676 270 7 396 468 6 996 220 7 683 841,8

5 Кузьма 6353 594 5 057 447 4 320 284 3 984 833 3 957 486 4 734 728,8

6 TheBrianMaps 7 957 486 7 249 579 7 031 572 7 014089 6 798 060 7 210 157,2

7 вДудь 30 744 903 23 119 339 22 967 042 22 065 846 20 027 387 23 784 903,4

8 Marmok 15 773 001 13 436 242 12 915 530 10 978 170 10 117 241 12 644 036,8

Среднее количество просмотров по всем роликам: 9 141 929,525

Далее анализировалось содержательное наполнение каждого ролика с учетом его политического контекста. Кроме того, в финальную выборку для анализа контента попали ролики блогеров за 2020 г., где встречалась актуальная политическая повестка: поправки

13 Popsters. URL: https://popsters.ru

к Конституции Российской Федерации, отставка Правительства Российской Федерации, протесты в Хабаровске, ограничения в связи с пандемией и пр.

Результаты исследования

Анализ глубинных интервью позволил выявить основные причины популярности современных блогеров, ключевой из которых стала тактика выстраивания доверительных отношений, построенная по следующим правилам.

Во-первых, блогер позиционирует себя как обычный человек, не отличающийся от самого подростка и лишенный каких-либо выдающихся способностей14. Срабатывает принцип Маугли: «мы с тобой одной крови, ты и я». Школьники подчеркивали важность того, что блогеры не стесняются вести себя непосредственно и искренне, легко признают свои ошибки и не боятся быть смешными, чем и «подкупают» свою аудиторию: «Наверное, своей открытостью, своей харизмой даже в каком-то плане. То есть я бы, может, ими не заинтересовалась, если бы они меня не зацепили. Ну и просто мне нравится, что они делают. Это просто открытость со своей аудиторией. Когда ты, грубо говоря, понимаешь, что ты что-то не то сказал, неправильно поступил, и ты можешь публично извиниться и признать свою вину, это очень здорово, когда человек может так сделать» (школьница, 16 лет). Или, например: «Не стесняются себя показывать такими, какие они есть» (школьница, 15 лет).

Во-вторых, большую роль играет язык общения блогеров: «простой и понятный», с использованием сленговых выражений, с отсылкой к популярным мемам и ненормативной лексикой15.

В-третьих, сами подростки выбирают те каналы и ролики, в которых озвучиваемая позиция совпадает с их собственным мнением, поэтому складывается ощущение, что блогеры не учат подростков «как жить» и не навязывают им свое мнение, а лишь озвучивают разделяемые своей аудиторией взгляды. Например: «На платформе YouTube смотрю в основном развлекательный контент. Мне нравится Алекс Люсик16, потому что он образовывает население насчет социально значимых проблем под соусом развлекательного контента.

14 Marôpo L., Jorge A., Tomaz R. I Felt Like I Was Really Talking to You! Intimacy and Trust among Teen Vloggers and Followers in Portugal and Brazil // Journal of Children and Media. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 22-37.

15 Zimmermann M., Jucks R. With a View to the Side: YouTube's Sidebar and YouTuber's Linguistic Style as Hints for Trust-related Evaluations // International Journal of Human-Computer Interaction. 2019. Vol. 35. No. 14. P. 1279-1291.

16 Алекс Люсик — видеоблогер, снимает обзоры телевизионных шоу («Беременна в 16», «Пацанки»), треш-контента в интернете (худшие видео из TikTok, обзор инстаграм-аккаунтов участников «Беременна в 16»), берет интервью

Наши взгляды на решение этих проблем совпадают, поэтому он мне нравится» (школьница, 17 лет). Или, например: «Есть много вопросов, по которым у нас сходятся мнения. Мне в принципе нравятся блогеры, которые обсуждают проблемы в обществе, в головах людей» (школьник, 17 лет).

В-четвертых, формат подачи и обсуждения материала легко воспринимается современным поколением визуалов: «Может быть, это их подача, ораторское искусство, скажем так. Формат, в котором они это подают, т.е. не просто новостные сводки, какие-то интересные подкасты, рассуждения, стримы» (школьница, 16 лет). Школьникам нравится, что формат УоиТиЪе позволяет им почувствовать себя равными собеседниками с ключевым спикером. Они не только сами выбирают, что смотреть, но выражают собственное мнение, вступают в коммуникацию: ставят лайки и дизлайки, оставляют комментарии, делятся видео у себя на странице и пр. Кроме того, как подчеркивает в своей статье К. Баллис с соавторами, практика просмотра роликов УоиТиЪе для подростков давно вышла за рамки их онлайн-активности: контент блогов становится темой для обсуждения с одноклассниками, друзьями, членами семьи в офлайн-среде17.

В-пятых, блогеры, по мнению подростков, в отличие от традиционных СМИ, показывают жизнь правдиво, без прикрас: «УоиТиЪе больше доверяю. Там снимают обычные люди. А СМИ могут наврать» (школьник, 17 лет). «То, что у них можно увидеть, считай, вживую, что происходит за границей и что нам показывают по телевизору. Это все равно разное. СМИ это как-то смягчит, а блогеры покажут как есть» (школьник, 17 лет). Как показывают опросы компании "МеШазсоре", из всех целевых аудиторий подростки 14-17 лет реже всего проводят время перед телевизором. В этой возрастной группе ежедневно смотрят телевизионные программы 39 % респондентов, а среднее время просмотра составляет 76 минут в день, тогда как в среднем по России программы по телевизору ежедневно просматривает 67 % россиян, и это занимает у них около 3 часов 29 минут в сутки18.

Обратимся теперь к основному содержанию самых популярных роликов, отобранных в ходе исследования, и выделим их ключевые особенности с учетом политического контента.

у участников этих программ. В своих роликах размышляет над образом жизни современной молодежи, пагубными привычками и т.д.

17 Balleys C., MillerandF., Ткоёг C., Duque N. Searching for Oneself on YouTube: Teenage Peer Socialization and Social Recognition Processes // Social Media + Society. 2020. Vol. 6. No. 2. P. 1-11.

18 Дети с пультом: что смотрят юные телезрители? // Mediascope. 2020. 1 июня. URL: https://mediascope.net/news/1167728/?sphrase_id=215182

Политическая повестка на YouTube

В результате контент-анализа видеороликов было выявлено, что популярные блогеры снимают видео в совершенно разных жанрах: обзор, обучающие видео, гайд, интервью, журналистское расследование, летсплей, пранк, влог, диалог, челлендж, скетч, шоу19. В основном анализируемые ролики содержали развлекательный и юмористический контент, но в своих комментариях и репликах блогеры неоднократно затрагивали политическую повестку. При этом они открыто признавали, что политическая тематика вызвала бы повышенный интерес к их блогам: «Мне кажется, наоборот, если рекламировать власть, то будет самый долгий подкаст у тебя» (Власов, 29.12.2020). Весь политический контент можно рубрици-ровать следующим образом: реакция на актуальный политический контекст, образ современной России и ее проблемы, а также взгляды на патриотическое воспитание.

Реакция на актуальный политический контент. Комментарии блогеров по поводу современной политики вписываются в общую легкую стилистику подачи информации и носят, как правило, несерьезный характер, содержат много иронии и гротеска: «Не нужно разбираться в политике, все равно мы не знаем. Можно предполагать что угодно» (Юлик, 29.12.2020), «О политике говорят все: бабки у двора, бомжи местные» (Кузьма, 29.12.2020) или «Вот они (алкаши. — В.К., А.С., А.Ш) как раз-таки разбираются [в политике]. Вот

19 На 2020 г. большинство названных респондентами блогеров (171) снимали материалы в жанре обзор. Это ролики с реакцией блогеров на что-либо, начиная с обзора еды и заканчивая обзором другого блогера. Популярен среди блогеров жанр влогов (vlogs) — это видео о ежедневной рутине автора канала. К тревел-влогам относятся съемки путешествий, сопровождаемые комментариями авторов роликов. Жанр влогов занимает второе место после обзоров: их снимают 128 блогеров. Жанр обучающих видео включает в себя уроки по уходу за собой или приготовлению еды, мастер-классы по изготовлению украшений для дома или полезных в быту вещей, так называемые лайфхаки (lifehacks). В видео-гайдах блогеры рассказывают об интересных фактах окружающего мира, иногда проводят эксперименты, но в отличие от авторов обучающих видео не объясняют, как достичь того или иного результата. Появляются новые жанры, например, интервью и журналистское расследование. Они обычно посвящены определенной личности или приурочены к недавнему событию. Ролики, в которых автор канала снимает себя и свой экран в процессе прохождения компьютерной игры, называются летсплеями (let's play). Пранк — жанр видео, в котором автор канала подшучивает над окружающими: это могут быть как члены семьи, так и прохожие на улице. Во время диалога блогер отвечает на заранее присланные вопросы или проводит стрим или эфир. К челленджам относятся видеоролики, где блогер выполняет определенное задание от своих подписчиков, а скетчи — это небольшие видео-зарисовки, в которых блогеры обыгрывают жизненные для них ситуации. К жанру шоу относятся авторские проекты или программы, например, «Агент-Шоу» Насти Ивлеевой или шоу Антона Шастуна «Контакты».

какого-нибудь алкаша послушаешь, он прямо тебе по пунктам говорит, что сделать надо, чтобы мы жили хорошо» (Власов, 29.12.2020).

В разговорах блогеры могут пародировать политиков или предвыборные кампании: «Наша партия поможет вам выходить [ребенка], Ксения! Все придумаем! Пеленки, б.. .ь! и написано: "ЛДПР". [смеются] Кроватка! — "ЛДПР"! Сухое молоко для матерей! — "ЛДПР"!!! Делаем все! Помогаем во всех направлениях!» или «Я считаю, феминизм нужен! [улыбаясь с сарказмом] Партия Трудовые резервы20!» (Юлик и Кузьма, 29.02.2020).

Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации также нашло отражение в роликах некоторых блогеров. Так, например, Юрий Дудь спрашивал гостей своих интервью об их отношении к агитации голосовать «за», на что получал следующие ответы: «Когда совершенно благополучные, процветающие актеры, деятели театральные, эстрадные, спортивные и так далее топят за это все, я не нахожу никаких слов в оправдание и осуждаю это, безусловно» (Андрей Лошак на канале «вДудь», 14.07.2020). В контексте поправок поднималась также тема давления со стороны правительства на благотворительные организации и НКО: «Это мафиозное поведение: тебе дали денег, значит, ты нам обязана. Так государство не должно себя вести» (Андрей Лошак на канале «вДудь», 14.07.2020). В контексте обсуждения поправок в Конституцию, в частности, «обнуления сроков» действующего президента, Андрей Колесников заметил: «Зачем, к чему ведут вот эти готовящиеся поправки, в чем их великий смысл — я и сам, и уверен, что никто до конца не понимает. Явно готовится конфигурация, система власти, которая будет существовать после 2024 г.» (Андрей Колесников на канале вДудь, 18.02.2020). Другие гости Юрия Дудя, например, Алексей Навальный, также прокомментировали свою позицию голосовать против поправок или игнорировать это голосование вовсе: «Путин специально не стал устраивать референдум, потому что он бы проиграл. Был бы референдум, я бы первый бежал с криками "Все на референдум!"» (Алексей Навальный на канале «вДудь», 06.11.2020).

Ютуберы много шутили над сменой состава правительства, отмечая отсутствие обновления политической элиты: «Это как в шахматах рокировочка» (Юлик, 29.12.2020) или «Тут как бы такая рокировка: я сейчас шахматы все перетасую» (Кузьма, 29.12.2020). Современная политическая система описывается как настольная игра с непонятными правилами: «Россия — это как одна большая настолка. Есть ведущий у нас, который вот 20 лет играет в нее, все правила знает. Странная игра, и правила странные. До кон-

20 Несуществующая партия.

ца их никто не знает, просто как в Джуманджи играют» (Власов, 29.12.2020).

При этом в роликах встречаются популистские взгляды на то, как необходимо управлять страной: «У меня обширная программа, особенно касающаяся молодежи. Старикам, во-первых, пенсию оставляем. Мало того, повышаем ее. А что касается всех молодых ребят, мы будем их продвигать в медиапространстве сами. Заводы мы вообще отменим, чтобы даже этих шуток не было [про] "на завод пошел"» (Власов, 29.12.2020).

Образ России и ее проблемы. Качественный контент-анализ выявил, что популярные УоиТиЪе-ролики содержат большое количество стереотипов о современной России: холодный климат, медведи на улицах, балалайка и водка как самый популярный алкогольный напиток: «В нашей стране, так сказать, рюмочку опрокинуть — это дело, сами понимаете, обыденное» или, например: «У нас выпить — это вообще! И ребенок с детства, с желудка должен понимать вот это... в каком мире он живет!» (Юлик и Кузьма, 29.02.2020). Стереотипные представления о России мы неоднократно выявляли у современной молодежи21, поэтому здесь современные блогеры фактически начинают говорить с подростками на одном языке, упрощая действительность и используя привычные лингвистические конструкции.

В ироничной манере блогеры обсуждают российские проблемы, которые волнуют современных подростков. Например, большой акцент в роликах отводится теме доступности образования и стоимости обучения: «Нет, я, конечно, ничего не хочу сказать, может, Коломна — это экономический центр России. Я просто, ребят, не совсем разбираюсь в географии, но мне кажется, что это все-таки не должно столько стоить»22 (Юлик и Кузьма, 04.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лейтмотивами многих роликов становится тема коррупции. На реплику своего собеседника: «Тебе, во-первых, надо начать доверять шерифу как своему другу, понимать, что этот чувак не может хотеть от тебя денег» — Юрий Дудь отвечает: «Согласись, это сложно» (вДудь, 23.04.2020). Или, например: «Вот, друзья, со школьных скамей коррупция и начинается! [смеются]» (Юлик и Кузьма, 19.04.2020).

Отдельным блоком можно выделить проблему неравенства социально-экономического развития регионов и социальной

21 См., например: Касамара В.А., Сорокина А.А. Образ СССР и современной России в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 107-118; Касамара В.А., Сорокина А.А. С чего начинается Родина: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 99-110.

22 Об учебе в техникуме.

несправедливости: «Я думаю, все проще: у нас просто не у всех есть вода и свет, какие права женщин! У нас другие проблемы!» (Юлик и Кузьма, 29.02.2020). Блогеры подчеркивают, что в региональных городах нет никаких перспектив и вряд ли у человека не из столицы что-то получится: «Делать нечего, скучно, в Красноярске только алкоголь и сижки» или «слушайте, в Красноярском крае творится какая-то дичь, ребята» (Юлик и Кузьма, 29.02.2020). Комментируя свое высказывание: «Чтобы снимать в России про 80-е и 90-е, даже декорации не нужны», Антон Лапенко подчеркивает: «Это так. Если чуть-чуть отъехать [от центра], то там можно даже 60-е застать» (вДудь, 03.03.2020).

Экологическая повестка также нашла свое отражение в обсуждениях блогеров, например, после разлива дизельного топлива в Норильске: «В Норильске, честно сказать, с экологией всю жизнь проблема была» (Кузьма, 29.12.2020), «А это (экологические проблемы. — В.К., А.С., А.Ш), кстати, постоянно происходит. Просто, может, кто-то заметил» (Власов, 29.12.2020) или «никто не виноват, нужно просто сделать выводы, чтобы таких ситуаций больше не было» (Юлик, 29.12.2020).

Еще одна проблема, затронутая блогерами, — пенсионная реформа, и как она отразится на молодежи: «Меня больше беспокоит то, что вот эта пенсионная реформа прошла, а сейчас вообще отменяют накопительную часть пенсии. Вот это п.ц. Мало того, что все те деньги, которые я отдавал на свою будущую пенсию с 2013 г. по 2017 или 2018 [г.], они все пошли на строительство этого Крымского моста. И у меня пенсии опять нет» (Власов, 29.12.2020).

Патриотическое воспитание. В то время, когда официальные СМИ транслируют позицию, призывающую молодежь выполнить свой гражданский долг и пройти службу в армии, ролики на Уои-ТиЪе выполняют роль контрпропаганды: «А мы брали у нее в долг? Когда мы у родины в долг-то брали, чтобы возвращать?» (Юлик и Кузьма, 29.02.2020). В роликах блогеров также звучит ирония над военно-патриотическим воспитанием: «Ты родился в самой лучшей стране в мире! Мы фашистов победили, мы Наполеона победили (Юлик вторит: "Французов победили") — монголов победили. И Америку победим по итогу! И вот это ты должен служить» (Юлик и Кузьма, 29.02.2020). Или, например: «Ну, если чувак возьмет академотпуск, ему сразу — здравие желаю, пора вернуть долг родине» (Юлик и Кузьма, 29.02.2020). Ситуация усугубляется негативными оценками сотрудников силовых структур: «Я никогда не делил полицейского от обычного человека. Все мы равны перед друг другом. Но я могу поделить полицейского от мусора» (Литвин, 22.10.2020).

Заключение

Ролики современных УоиТиЪе-блогеров находят сильный эмоциональный отклик у молодежи по нескольким причинам: они затрагивают волнующие подростков темы, апеллируют к ценностям, разделяемым молодыми людьми, — доступное образование, борьба с коррупцией, экология, пацифизм. Поколение современных подростков смело можно назвать поколением пацифистов, у которых проявление государством «жесткой силы» не вызывает безоговорочной поддержки, а служба в армии не воспринимается как необходимое требование к ответственному гражданину. Если для подавляющего большинства старшего поколения самой главной чертой советского патриотизма была готовность стать на защиту родины — так считало 86 % опрошенной советской молодежи23, то сегодня только 44 %о школьников считают, что истинный патриот не уклоняется от службы в армии24. У современной молодежи есть ярко выраженный запрос на патриотизм, основанный на «мягкой силе» своего государства, который будет стимулировать гордость культурой, историей, спортивными достижениями своей страны25. Наиболее ярким недавним событием, во время которого страна показала весь потенциал «мягкой силы», с точки зрения молодежи, стал, например, Чемпионат мира по футболу 2018 г., когда Россия радушно принимала гостей, открывая себя миру. Отдельно отмечалась праздничная, дружелюбная атмосфера мероприятия. Вместе с тем основной подход государства к патриотическому воспитанию молодежи строится на военных победах и достижениях. Данное несоответствие подходов государственной политики к воспитанию запросам молодежи, существующее на фоне общей общественной усталости от милитаризма, формирует негативное отношение к теме патриотического воспитания, военной службы, долга родине.

Несмотря на то что информация о политике подается блогерами по касательной, практически пунктиром, она достигает большего результата, чем официальная позиция государства, транслируемая в том числе через школу. Так, например, ролики популярных блоге-ров в среднем набирают 9 млн просмотров, а официальные ролики Российского движения школьников или Юнармии в среднем просматривают несколько тысяч человек.

23 См., например: АндреенковВ.Г. Ценностные ориентации молодежи, [1985] // Единый архив экономических и социологических данных НИУ ВШЭ. URL: http:// sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=1759&T=m

24 По данным опроса школьников, проведенного Институтом прикладных политических исследований НИУ ВШЭ. Подробнее см. исследование «Политические взгляды российских школьников».

25 Касамара В.А., Сорокина А.А. С чего начинается Родина.

Во многом такой успех и популярность связаны с форматом подачи информации в искренней манере, с использованием «молодежного» языка, понятных шуток и выражений. Подросткам крайне необходимо найти «себе подобных» и реализовать потребность в идентификации себя с «такими же, как он». При длительном наблюдении за деятельностью блогера возникает чувство привязанности, ощущение многолетнего знакомства. Блогеры становятся частью ближайшего окружения, не просто знаменитостями, на которых хочется равняться, но друзьями. Популярность блогеров связана как с выбором интерактивных форматов подачи информации, так и с тактикой поведения — «я такой же, как вы», искренностью и эмоциональностью, благодаря которым вокруг блогеров возникают сообщества. Новое поколение хочет, чтобы все было взаправду, как они говорят, «трушно». Оно легко улавливает фальшь, которая и вызывает реакцию отторжения. Блогеры же, по мнению подростков, не переигрывают, говорят честно, сами формируют повестку и говорят что хотят. Они показывают себя в разных ситуациях: плачут, смеются, ошибаются и извиняются, оставаясь при этом свободными людьми, которым никто ничего не навязывает.

Все эти вместе взятые факторы и приводят к популярности блогеров. Современные подростки не только готовы им доверять и разделять их позицию, но и сами мечтают быть такими же. Согласно проведенному опросу, блогеры входят в топ-3 желаемых профессий: 23 % школьников хотели бы работать в сфере предпринимательства, 22 % — в сфере IT, — а 16 %о признались, что хотели бы стать блогерами26.

ЛИТЕРАТУРА

Андреенков В.Г. Ценностные ориентации молодежи, [1985] // Единый архив экономических и социологических данных НИУ ВШЭ. URL: http://sophist.hse.ru/ db/oprview.shtml?ID_S=1759&T=m

Касамара В.А., Сорокина А.А. Образ СССР и современной России в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 107-118.

Касамара В.А., Сорокина А.А. С чего начинается Родина: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2016. №. 6. С. 99-110.

Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Новый хронограф, 2008.

Balleys C., Millerand F., Thoér C., Duque N. Searching for Oneself on YouTube: Teenage Peer Socialization and Social Recognition Processes // Social Media + Society. 2020. Vol. 6. No. 2. P. 1-11.

26 По данным опроса школьников, проведенного Институтом прикладных политических исследований НИУ ВШЭ. Подробнее см. исследование «Политические взгляды российских школьников».

Barbuceanu C.D. Teaching the Digital Natives // Revista de Stiinte Politice. 2020. No. 65. P. 136-145.

Denver D., Hands G. Does Studying Politics Make a Difference? The Political Knowledge, Attitudes and Perceptions of School Students // British Journal of Political Science. 1990. Vol. 20. No. 2. P. 263-279.

John P.D., Osborn A. The Influence of School Ethos on Pupils' Citizenship Attitudes // Educational Review. 1992. Vol. 44. No. 2. P. 153-165.

Maropo L., Jorge A., Tomaz R. I Felt Like I Was Really Talking to You! Intimacy and Trust among Teen Vloggers and Followers in Portugal and Brazil // Journal of Children and Media. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 22-37.

Zimmermann M., Jucks R. With a View to the Side: YouTube's Sidebar and YouTuber's Linguistic Style as Hints for Trust-related Evaluations // International Journal of Human-Computer Interaction. 2019. Vol. 35. No. 14. P. 1279-1291.

REFERENCES

Andreenkov, V. G. "Tsennostnye orientatsii molodezhi, [1985]," Edinyi arkhiv ekonomicheskikh i sotsiologicheskikh dannykh NIU VShE, URL: http://sophist.hse.ru/ db/oprview.shtml?ID_S=1759&T=m

Balleys, C., Millerand, F., Thoer, C., and Duque, N. "Searching for Oneself on YouTube: Teenage Peer Socialization and Social Recognition Processes," Social Media + Society, Vol. 6, No. 2, 2020, pp. 1-11.

Barbuceanu, C. D. "Teaching the Digital Natives," Revista de §tiinte Politice, No. 65, 2020, pp. 136-145.

Denver, D., and Hands, G. "Does Studying Politics Make a Difference? The Political Knowledge, Attitudes and Perceptions of School Students," British Journal of Political Science, Vol. 20, No. 2, 1990, pp. 263-279.

John, P. D., and Osborn, A. "The Influence of School Ethos on Pupils' Citizenship Attitudes," Educational Review, Vol. 44, No. 2, 1992, pp. 153-165.

Kasamara, V. A., and Sorokina, A. A. "Obraz SSSR i sovremennoi Rossii v predstavleniiakh studencheskoi molodezhi," Obshchestvennye nauki i sovremennost', No. 1, 2014, pp. 107-118.

Kasamara, V. A., and Sorokina, A. A. "S chego nachinaetsia Rodina: patriotizm v predstavleniiakh studencheskoi molodezhi," Obshchestvennye nauki i sovremennost', No. 6, 2016, pp. 99-110.

Maropo, L., Jorge, A., and Tomaz, R. "I Felt Like I Was Really Talking to You! Intimacy and Trust among Teen Vloggers and Followers in Portugal and Brazil," Journal of Children and Media, Vol. 14, No. 1, 2020, pp. 22-37.

Shestopal, E. B. (ed.) Politicheskaia sotsializatsiia rossiiskikh grazhdan vperiod transformatsii. Moscow: Novyi khronograf, 2008.

Zimmermann, M., and Jucks, R. "With a View to the Side: YouTube's Sidebar and YouTuber's Linguistic Style as Hints for Trust-related Evaluations," International Journal of Human-Computer Interaction, Vol. 35, No. 14, 2019, pp. 1279-1291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.