Научная статья на тему 'Полиинвариантная система автоматического регулирования угловой скорости электропривода при упругом валопроводе'

Полиинвариантная система автоматического регулирования угловой скорости электропривода при упругом валопроводе Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Добробаба Ю. П., Кошкин Г. А., Дорофеев Д. В., Карим М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиинвариантная система автоматического регулирования угловой скорости электропривода при упругом валопроводе»

3. Александров И.А., Берковский М.А. Эффективность массопередачи в перекрестном токе в режиме идеального вытеснения / / Теоретические основы химической технологии. — 1968. — 2. — № 4. — С. 521-524.

4. Шкадов В.Я. Некоторые методы и задачи теории гидродинамической устойчивости, — М.: МГУ, 1973. — 192 с.

5. Таблицы распределения Релея—Райса / Л.С, Барк, Л.И. Большее, П.И. Кузнецов и др. — М.: ВЦ АН СССР, 1954, — 265 с.

6. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. — М.: Наука. 1970. — 720 с.

Кафедра промышленной теплоэнергетики

Поступила 17.01.95

66.012,-52:621.313

ПОЛИИНВАРИАНТНАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

ПРИ УПРУГОМ ВАЛОПРОВОДЕ

Ю.П. ДОБРОБАБА, Г.А. КОШКИН, Д.В. ДОРОФЕЕВ, М.Б, КАРИМ

Кубанский государственный технологический университет

В работе [1] обоснована целесообразность комплектования систем автоматического управления движением исполнительных органов механизмов индивидуальными командоаппаратами и типовой полиинвариантной системой автоматического регулирования САР угловой скорости электропривода «9/7; проведен структурный и параметрический синтез полиинвариантной САР угловой скорости ЭП, имеющего жесткий валопровод. Реальные механизмы например, наклонные диффузионные аппараты [2, 3], центрифуги [4], имеют упругие валопроводы. При разработке типовой САР угловой скорости ЭП с упругим валопроводом в электромеханических системах аппаратов наблюдаются изменения величин: коэффициента электродвигателя при вариациях напряжения^ обмотки возбуждения; сопротивления якорной цепи ЭП в процессе его работы из-за нагрева электродвигателя; индуктивности якорной цепи ЭП; приведенного момента инерции электродвигателя при переключении ступеней редуктора; приведенного передаточного числа редуктора из-за кинематических погрешностей механических передач; приведенного момента инерции механизма из-за различной загрузки аппаратов либо при переключении ступеней редуктора; приведенной жесткости валопрово-да при переключении ступеней редуктора, а также наличие момента сопротивления ЭП, значение которого для многих аппаратов заранее неизвестно.

Цель работы — разработка типовой полиинвариантной САР угловой скорости ЭП при упругом валопроводе, в которой удалось бы скомпенсировать влияние всех перечисленных особенностей на динамику системы.

С учетом перечисленных выше особенностей и общепринятых'допущений математическая модель силовой части ЭП описывается следующими уравнениями:

-

11 -(1 +а1)ао1 + (1 +а.2)Их1я+( 1 +а3)Ь—;

СІО).

(1+а,)с/я=Му + (1 ч-а4)/,—;

(\+аь)Му=Мс+(\+аь)12

йґ

х=(1 +а7)су Ц - (1+а5)ю2],

(1)

где

и — напряжение, приложенное к якорной цепи электродвигателя, В;

ля и механизма, рад/с;

/я — ток якорной цепи ЭП, А;

Му — момент в валопроводе (упругий момент), Н-м;

М — момент сопротивления ЭП, Н-м;

А.

соответственно базовые значения коэффициента электродвигателя, В-с; сопротивления якорной цепи ЭП, Ом; индуктивности якорной цепи ЭП, Ги; приведенного момента инерции электродвигателя, кг-м2; приведенного момента инерции механизма, кг-м2; приведен-

нои жесткости Н-м/рад;

валопровода,

а,, а,, а.

соответственно коэффициенты, учитывающие изменение величин коэффициента электродвигателя, сопротивления якорной цепи ЭП индуктивности якорной цепи ЭП. приведенного момента инерции электродвигателя; приведенного передаточного числа редуктора; приведенного момента инерции механизма; приведенной жесткости валопровода.

Систему уравнений (1) целесообразно представить в преобразованном виде

Ё»,

М'

с1ео,

її ~ I] ± [

' возм ’ я

е/„ = М..

м, о = мк

12 В’

4- /,

СІЮ2

1[р

= с (ш, - ш2),

(2)

сії.

тае ^возм = (1+аі)сші+(1+а2)КпІ,+аА~7 ~ В03-мущающее напряжение, ~

Мвознл = ^+аТ)(М12+Шу)-а1сІя+аіІ1-^- -- первый возмущающий момент, Н-м;

йг

йО)х

м

М.

— Л1С—(сї5+сг7+о6сс7).М 19~( і +с5)( 1 •

Барк, Л.И. СССР, 1964,

ия научных - 720 с.

2:621.313

ш

даигате-

угий мо-

, Н-м;

начения нгателя, рй цепи якорной

! МОМЄН-гателя, га инер-іиведен-ювода,

[иенты, [еличин ігателя; пи ЭП; пи ЭП; рерции (енного тора; рерции «естко-

іредста-

(2)

— воз-

- пер-

-аьсуа)2.

(1со2

+а7)АМу+аъ12~~р — второй возмущающий момент, Н-м; с1{Шу)

йі

На рисунке представлена структурная схема по-лиинварйантнои САР угловой скорости ЭП с упругим валопроводом, отдельные блоки которой защищены авторскими свидетельствами на изобретения 5-9]. Приняты следующие обозначения: РС2 и РС1 — регуляторы скорости механизма и двигателя; РМУ — регулятор момента упругого; РТ — регулятор тока; ТП — тиристорный преобразователь; ДНВ — датчик напряжения возмущающего; Д МВ1 и Д МВ2 — датчики первого и

К-щ — коэффициент ТП;

Ти — постоянная времени ТП, с;

К‘от — коэффициент обратной связи по току якорной цепи, Ом;

Т Т Т

с2* П.

МВІ ’

соответственно постоянные време-ни гибкой обратной связи по току якорной цепи, угловой скорости двигателя, упругому моменту, угловой скорости механизма, возмущающему напряжению, первому и второму возмущающим моментам,

второго возмущающих моментов; Д МУ — датчик момента упругого;

тР7р+1 ^ртО) = /*РТ-------

*0С1. К

ос2

№РС1(Р) = /?Р

= Р

Тртр

^рсігрсіР +грдР+ ^ .

ГРС1Р

ТтутРюР2+ттуР+1

К к

0МУ’ £омв1’ омв2

коэффициенты обратной связи по угловой скорости двигателя и механизма, (В-с)/рад;

РМУ

^РС г(Р)=Р:

ГРМУР ^РС2ГРС2Р ~*~ГРС2^

РС2

х\клР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\Г>) = КОТ(ТТр + 1);

КМ = кж1 (тс1р + 1);

КиМ = к0,Ж,р + О;

» = Кос2(Тс2р + 1);

КМ = К №>

КивМ = К«МХи*\Р’

(р) =

^кмв2^ ~ ^омв2ГмвчР'

коэффициенты обратной связи по упругому, первому и второму возмущающим моментам соответственно, 1 / (А-с);

коэффициент обратной связи по возмущающему напряжению;

„с2 — постоянная времени гибкой обратной связи по угловой скорости механизма, с; р — оператор Лапласа.

Без учета влияния возмущающего напряжения и при выполнении условий

21.

-'рт

"РТ

Т ■

Т. + Т..

(3)

где 11

и

. ик1, и —

зму * зс2

/?рТ, Рра<

РрШ' ГРС2

т

І.РС1 > *Р 'РМУ' Т1 ТрС2’ ТРС2

РС1’

РМУ’

соответственно задающие напряжения контуров тока, угловой скорости двигателя, момента упругого и угловой скорости механизма, В;

динамические коэффициенты РТ, РС1, РМУ и РС2 соответственно; постоянная времени интегрирования РТ, с;

соответственно постоянные времени дифференцирования и интегрирования РС1, РМУ и РС2, с;

передаточная функция контура тока по управляющему воздействию принимает эталонный вид

При

К (Р) _ 1

и„(р) Кот 0,57^ р2 + Тир + 1

г

2 КЬ г

(4)

(5)

компенсировано влияние возмущающего напряжения.

Без учета влияния первого возмущающего момента и при выполнении условий

/^РС1

*СС1 с т;

Грс = 0,57^;

рс

Г • V’

(6)

т = г

передаточная функция контура угловой скорости двигателя по управляющему воздействию принимает эталонный вид

(Ох(р)

1

им К

При

1_______

0,5 Т^р2 + Тир+\-

мв1

I *

2 К

(7)

(8)

омв! 1

2 К.

*о«А V

ГРМУ = 0,57^;

7РМУ =

Т — Т

му V

передаточная функция контура упругого момента по управляющему воздействию принимает эталонный вид

(9)

м12 00

У3му(/0

1

1

При

К-ону 0,5Г>2 + 7^+ Г

_ ^омуСу^а

с2 2^ос2 а*

(10)

(11)

7’,

РС2

*РС2

т;

0.57-

тг

(12)

с2 ^

передаточная функция контура угловой скорости механизма по управляющему воздействию принимает эталонный вид, а передаточная функция по возмущающему воздействию равна нулю.

1

!

в>2(Р) =________

им ко<3 с>,ьту + т^+\'

(13)

о>г(Р)

Щр)

= о.

При

X —

Мв2 Г) !/- I

омв2 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7’,,

(14)

(15)

компенсировано влияние первого возмущающего момента.

Без учета влияния угловой скорости механизма и при выполнении условий

компенсировано влияние угловой скорости механизма.

Без учета влияния второго возмущающего момента и при выполнении условий

компенсировано влияние второго возмущающего момента.

ВЫВОДЫ

1. Проведен структурный и параметрический синтез полиинвариантной САР угловой скорости ЭП при упругом валопроводе.

2. Практическая реализация предложенной САР угловой скорости ЭП с упругим валопроводом позволяет ограничить ее чувствительность к внешним (момент сопротивления ЭП) и внутренним возмущениям, обусловленным изменением величин коэффициента электродвигателя, сопротивления и индуктивности якорной цепи ЭП, приведенных моментов инерции двигателя и механизма, приведенного передаточного числа редуктора и приведенной жесткости валопровода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добробаба Ю.П., Мур ли н А. Г., Мурлина В.А. Полиин-ва^иантная система автоматического регулирования угловой скорости электропривода / / Изв. вузов, Пищевая технология. — 1994. — № 1-2. — С. 68-/0.

2. Добробаба Ю,П, Влияние пульсаций скорости шнеков на потери сахара в жоме / / Изв. вузов, Пищевая технология. - 1977. - № 6. — С. 159-160.

3. Раннев Г.Г., Сибирский В .А., Добробаба Ю.Н. Интенсификация экстрагирования в наклонных диффузионных аппаратах. — М.: Агропромиздат, 1985. — 56 с.

4. Сибирский В.А., Добробаба Ю.П. Оптимизация по быстродействию приводов циклических центрифуг с учетом упругих связей / Тр. Ивановского энерг. ин-та, 1975. — Вып. 3. — С. 46-50. ,

5. А.с. 1534718 СССР МКл4 Н 02 Р 5/06. Электропривод / Ю.П. Добробаба, С.В. Нестеров, А.В. Нестеров, С.Ю. Хижняк (СССР). -- № 4301696/24-07; Заяв. 09.09.87; Опубл. 07.01.90.

6. А.с. 1704260 СССР МКл Н 02 Р 5/06. Электропривод постоянного тока / П.П. Шпак, Ю.П. Добробаба, С.В. Нестеров, А.Н. Мирошниченко (СССР). — № 4714686/07; Заяв. 05.07.89; Опубл. 07.01.92.

7. А.с. 1704261 СССР МКл' Н 02 Р 5/06. Устройство управления электродвигателем постоянного тока и упруго связанным с ним механизмом с переменным моментом инерции / П.П. Шпак, Ю.П. Добробаба, С.В. Нестеров, А.Й. Мирошниченко (СССР). — №4714704/07; Заяв. 05.07.89; Опубл. 07.01.92.

8. А.с. 1760622 СССР МКл4 Н 02 Р 5/06. Электропривод постоянного тока / Ю.П. Добробаба, А.В. Нестеров, С.В. Нестеров, Д.Э. Черкезов (СССР). — № 4787268/07; Заяв. 28.11.89; Опубл. 07.09.92,

9. А.с. 1769336 СССР МКл4 Н 02 Р 5/06. Электропривод постоянного тока / Ю.П. Добробаба, А.В. Нестеров, С.В. Нестеров, Д.Э. Черкезов (СССР). — № 4755208/07. Заяв, 01.11.89; Опубл. 15.10.92.

Кафедра электроснабжения промышленных предприятий Поступила 16 А 1.95

ПА\

ЗЕ

Ю.И. Е!

Донской

Для метрич схем 3 зерна

ПОЛЬЗО]

ния и Оси моделг

ЦИЙ, В1

ющих незави запиш( с част! ций ее Вхо, разны; висим тисти1

Фунта

тором

1 =

где 0, V,

М

Г,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.