УДК 159.946.3
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ РЕЧЕВОЙ ПРОСОДИИ
© Людмила Николаевна Беленикина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, методист лаборатории языкового поликультурного образования, e-mail: belenljuda@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению просодии как компонента языковой системы с точки зрения лингвистической прагматики. В ней определяется сущность просодии и интонации, производится их сравнение, подробно описываются функции речевой просодии.
Ключевые слова: теория коммуникации; языковые средства; прагматика; речевой акт; просодия; интонация; функции.
Возросший интерес исследователей к изучению функциональной стороны языковой системы привел к развитию лингвистической прагматики (с теорией речевых актов как ядром) - науки об использовании языка в реальных процессах коммуникации. Действительно, язык обладает широким инвентарем разноуровневых семиотических элементов - лексических, грамматических, фонетических, - обеспечивающих процесс взаимодействия партнеров при их вербальном общении. Интеграция этих средств в высказывании создает общий семантический эффект, который делает успешным процесс взаимопонимания общающихся. Чтобы правильно воздействовать не партнера и получить ожидаемый результат, необходимо не только выбрать соответствующее лексическое наполнение и грамматическую структуру высказывания, но и просодически верно его оформить. То есть просодия играет одну из главных ролей в формировании смысла речевого акта. В связи с этим правомерно возникают вопросы, связанные с трактованием термина «просодия», с разграничением и одновременно установлением сходств между просодией и интонацией и с определением ее функциональной значимости.
В лингвистической литературе термин «просодия» выражает разные фонетические явления и применяется для определения либо всех, либо только части тех звуковых явлений языка и речи, которые находятся за пределами фонемного и подфонемного уровней фонетической системы языка.
Впервые просодия упоминается в античных грамматиках, выделяется в отдельный раздел, который описывает долготу и краткость слога, а также его «певучесть». Далее
она находит свое применение в стихосложении, т. к. понятия долготы и краткости слога были положены в основу теории стихосложения в древнегреческом и латинском языках. Немного позднее теоретики литературы стали понимать под просодией любые элементы языка, связанные со стихосложением.
На сегодняшний день термин «просодия» понимается лингвистами довольно широко и чаще всего употребляется для определения надсегментных (супрасегментных) характеристик различных речевых единиц. Под физической основой просодии понимаются взаимосвязанные и изменяющиеся во времени акустические параметры частоты основного тона и интенсивности, которые воспринимаются как изменения в направлении движения основного тона, интенсивности и длительности речевых единиц. К компонентам просодии относят словесное и фразовое ударения, речевую мелодию, темп речи, ритм, тембр, громкость и паузы [1].
Лингвистический энциклопедический словарь определяет просодию как систему фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфра-зовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль [2]. Именно в этом значении данный термин часто синонимичен понятию «интонация», хотя ряд лингвистов указывает на необходимую дифференциацию просодии и интонации.
Н.С. Трубецкой в своей работе «Основы фонологии» дает следующее определение данных терминов: интонация является «исключительно фразоразличительным средством», для которого используются «восходя-
щее и нисходящее движение тона». А для дифференциации значения слов, словосочетаний и фраз служат, по мнению ученого, просодические признаки (мелодика, изменение регистра, фразовое ударение, паузы) [3]. Понимая под интонацией только мелодию, Трубецкой относит ее к компонентам просодии, действующей на уровне фразы, в то время как остальные просодические компоненты принимают участие в дифференциации значений слогосочетаний и слов. Ученый подчеркивает, что фразоразличительные просодические признаки значительно отличны от словоразличительных просодических корреляций, т. к. фонемы и словоразличительные признаки представляют собой лишь часть языкового знака, а фразоразличительные средства являются самостоятельными знаками [3]. Но необходимо отметить, что он не считал нужным обозначать просодические признаки фразы другим термином.
Отто фон Эссен, исследуя интонацию на уровне высказывания, определяет понятие «речевой мелодии», «интонации», «просодических средств». Под речевой мелодией он понимает мелодические характеристики, которые являются результатом непосредственного выражения «душевных процессов». Мелодические характеристики, являющиеся речевым образцом, ученый называет «мелодией языка», или «интонацией». Просодические средства являются средствами выражения, которые определяют смысл высказывания путем варьирования отношений длительности, темпа, громкости, окраски голоса и тона, ритма, паузации и высотных изменений голоса [4]. Просодические средства не связаны с лексическими, а интонация не связана с грамматикой. Таким образом, интонация рассматривается как один из главных компонентов просодии. П. Делатр рассматривает интонацию как одно из просодических явлений (наряду с ударением, ритмом, последовательностью слов и паузами), которое относится к словам, смысловым группам и фразам.
В русской лингвистике исследования звучащей стороны речи начинаются со времени М.В. Ломоносова. Интонацию он рассматривает как последовательное изменение голоса в высоте, силе, темпе и тембре. Б.А. Богородицкий понимал под интонацией изменения в высоте голоса, которые он опре-
делял при помощи фортепьяно и фиксировал путем нотной записи. А.М. Пешковский определяет интонацию как совокупность ритма и мелодии речи и говорит об интонации мелких речевых единиц (слогов, тактов) и об интонации простых и сложных фраз [5].
Более широкое понятие интонации можно найти у Всеволодского-Гернгросса, который дифинирует ее как «отвечающую ряду слогов последовательность тонов, могущих различаться в отношении высоты, силы, темпа и тембра». Б.В. Томашевский подразумевает под интонацией систему, в которую входят разные средства членения речи и соединения расчлененных частей: повышение и понижение основного тона (мелодия), расстановка сильных и слабых фразовых или логических ударений (динамика), темп и паузы [6]. В. А. Артемов понимает под речевой интонацией «наблюдаемое в устной речи явление языка, при помощи которого коммуникативный тип предложения, его смысловое содержание, синтаксический строй и модальность получают свое конкретное выражение» [7]. Другими словами, интонация служит средством преобразования предложения во фразу, т. е. является одним из основных средств акта коммуникации. А.А. Реформатский дает следующее определение интонации: супрасегментное фонологическое явление, которое накладывается на высказывание в целом [8]. Но ученый утверждает, что просодема шире, чем интонема. Следовательно, понятие «просодия» шире понятия «интонация». Л.А. Кантер рассматривает интонацию как совокупность системно обусловленных просодических характеристик речи, к которым относятся частота основного тона, интенсивность и длительность, что в плане восприятия соответствует мелодическому, силовому и темпоральному компонентам [9].
Примечательна точка зрения И.Г. Тор-суевой, которая выделяет в интонации формальную и содержательную стороны: «Интонационная форма представляет собой единство взаимосвязанных компонентов -мелодики, силы, длительности, темпа произнесения, тембра и пауз - соотносимое с определенным набором языковых значений. Следовательно, интонацию можно определить как систему единиц супрасегментного
уровня языка, определенным образом структурированную» [10].
Е. Нурахметов анализирует интонацию на основе двух уровней: уровня восприятия и уровня акустики. На первом уровне (восприятия) интонация является совокупностью мелодики, мелодических интервалов и диапазонов, интенсивности звучания, темпа и тембра, пауз различного рода. На уровне акустики интонация представляет собой совокупность частоты основного тона и амплитуды звукового движения, которые развертываются во времени. Интонация, по мнению ученого, - это явление супрасегментного уровня, который включает в себя и ударение. Термин «просодия» шире термина «интонация», он включает в себя интонацию, ударение и различные фонационные эффекты [11].
В данной статье «интонация» рассматривается в его широком понимании, т. е. как единство взаимосвязанных компонентов (мелодики, интенсивности, длительности, темпа, тембра и пауз) и является эквивалентом термина «просодия».
Просодия, как языковой знак, обладает набором определенных функций, исследованием которых занимались А. М. Антипова, В.А. Артемов, С.М. Гайдучик, Л.Р. Зиндер, Д.Л. Ленца, Т.М. Николаева, Е.В. Соловьева, И.Г. Торсуева, Н.С. Трубецкой, Л.К. Цепли-тис и др. Анализируя работы ученых, можно сделать вывод, что набор функций у разных лингвистов различный, но их основные черты у большинства исследователей совпадают.
В первую очередь необходимо отметить коммуникативную функцию просодии. Человек, называя одним и тем же словом какой-то круг предметов, раскрывает значение слова, а обозначая одним и тем же типом предложения какой-то тип поступков (в каком-то плане связанных между собой), раскрывает значение предложения. При этом интонация является необходимой характеристикой предложения. Значение предложения распадается на коммуникативное, языковое, смысловое и модальное. Выделяют четыре типа коммуникативных значений: повествование, вопрос, побуждение, восклицание. Следовательно, существует столько же типов коммуникативных значений просодии. Далее экспериментально-фонетическим путем раскрываются их виды. Различают следующие виды повествования: собственно повествование,
повествование в перечислении, сообщение, ответ, наименование и объявление. Можно говорить о следующих подвидах ответа: просто ответ, уточняющий или подтверждающий ответ. Установлены виды вопроса: истинный вопрос (общий или частный), риторический вопрос, переспрос, повторный вопрос, вопрос-подтверждение. Определены подвиды побуждений: приказ, требование и просьба, запрещение, угроза и упрек, предупреждение, призыв, приглашение и т. д. [7]. Но необходимо отметить, что интонация выполняет свою коммуникативную функцию в единстве с лексическим составом, синтаксическим строем и стилистическими особенностями предложения и в тесной взаимосвязи с другими своими функциями: языковой, смысловой и модальной.
Языковая функция просодии состоит в том, что она является одним из средств преобразования предложения во фразу, средством конкретизации членов предложения, а также типа и вида синтаксической связи частей предложения. Различают два типа языкового значения интонации: 1) интонация, конкретизирующая члены предложения (в зависимости от того, как интонационно будет оформлено предложение, тот или иной член предложения будет иметь свою синтаксическую функцию); 2) интонация, реализующая типы синтаксических связей частей предложения. Наиболее ярким примером выражения данного типа языковой функции просодии является бессоюзное предложение, когда многочисленные синтаксические связи частей предложения выражаются не лексически, не синтаксически, а интонационно. Необходимо отметить, что существует особая интонационная структура одночленных, двучленных и всевозможных сложных предложений как особых синтаксических структур. Эта интонация носит название фразовой интонации.
Интонация служит одним из языковых средств реализации и выражения формальнологического плана предметного содержания предложения. Именно при помощи интонационных средств различаются виды повествования, происходит членение предложения на синтагмы. Все это носит смысловой характер. Следовательно, правомерно говорить о смысловой функции просодии. Смысловая интонация информирует о наличии в суждении одного или нескольких предикатов, а в
других случаях о том, что все предложение выражает предикат суждения. Она также сообщает об однородности или неоднородности членов предложения, объединяет члены и части предложения в единое синтаксическое целое. Кроме того, следует отметить, что смысловая интонация реализует логические планы и логическую модальность мысли во фразе, говорит о завершенности или незавершенности высказывания, об его вероятности, проблематичности, категоричности и т. д .
Интонация, как и лексика, располагает средствами кодирования модальной или эмоционально-волевой информации. Как известно, без элементов чувств и воли невозможно представить никакую жизненную коммуникацию. На данный момент, на основе фонетических исследований, можно говорить о следующих типах интонации чувств: страх, уверенность, гнев, облегчение, тоска, сомнение, безразличие, любовь, удивление, страдание, волнение, восторг, обида, злоба, ненависть, отчаяние. К моделям волевых интонаций, которые служат для вызова действия, для его прекращения или для убеждения и инструкции, относят: приказ, требование и просьба; запрещение, угроза и упрек; предложение, совет, предупреждение, призыв, приглашение, увещание и инструкция [7]. По мнению С.В. Кодзасова и О.Ф. Кривновой данная функция просодии связана с выражением разнообразных оценок, показывающих отношение говорящего к содержанию сообщения и к слушающему [12]. Однако необходимо отметить, что ряд лингвистов (Брыз-гунова, Гайдучик, Торсуева) рассматривают эмоциональную функцию интонации как экстралингвистическую, т. к. считают, что передача эмоций - функция общения, а не языка. К лингвистическим функциям они относят структурирующую функцию (отделение отрезков высказывания друг от друга и связывание частей высказывания в одно целое), фоностилистическую (различение и отождествление стиля речи на основе характера изменения тонально-динамических структур, темпа произношения, ритмической организации фразы и т. д.), коммуникативную и экспрессивную (смысловое подчеркивание отрезков высказывания) функции. П. Леон понимает под фоностилистической функцией просодии выражение разнообраз-
ных оттенков эмоций, настроений говорящего. Кроме данной функции ученый выделяет и кульминативную функцию интонации, которая служит для выделения важных сегментов речевой цепи.
Помимо семантической, экспрессивной, синтаксической, модальной функций интонации, С.В. Кодзасов и О.Ф. Кривнова выделяют и собственно фонетическую или эвфо-нетическую функцию. Ученые считают, что при построении просодической характеристики высказывания существуют некоторые общие тенденции оформления отрезка речи, способствующие его благозвучию. Данные тенденции типичны особенно для повествовательной речи, т. к. в диалогическом общении главную роль играют семантическая и экспрессивная функции.
Особую роль интонация играет в рамках целого текста. В связи с этим И.Г. Торсуева выделяет: структурирующую функцию просодии (структурирует текст как единое целое); стилистическую (помещает его в ряд текстов того же жанра и стиля); деление текста на смысловые отрезки; подчеркивание степени важности и информативности отдельных отрезков текста к его главной идее; соединение смысловых отрезков текста; выступает как средство межфразовой связи; воздействует на слушающего [10].
Ж. Фора относит к функциям интонации выделительную и предикативную. Первая заключается в обозначении центра внимания фразы. Значение предикативной функции состоит в наполнении фразы конкретным содержанием.
В рамах прагматического подхода выделяют иллокутивную, или прагматическую, функцию интонации, т. к. она является маркером конкретного типа речевого акта.
Н.И. Жинкин считает, что прагматическая функция просодии присуща ей по природе: «В просодии, как видно, коммуникативное действие, поступок человека, имеющий смысл» [13]. Ф. Реканати указывает, что интонационная модель отражает характер совершаемого акта. По мнению И.Р. Гальперина «интонация, мимика, жест, сам тип общения (диалог) выявляют намерения говорящего с достаточной очевидностью...» [14]. Е.И. Григорьев полагает, что лишь на основании просодии речи удается дифференцировать однонаправленные иллокутивные ак-
ты: приказание, просьбу, совет, требование и т. д. [15].
О существовании прагматической функции просодии говорит и Е.В. Соловьева. Под данной функцией она понимает действие просодических средств в осуществлении процесса интеграции смысла текста [16]. В структуре текста факты интонации отражают смену иллокутивных микроактов, последовательность которых составляет иллокутивный макроакт. Следовательно, интонационная структура текста представляет собой систему иллокутивных функций интонации. Прагматическую функцию просодии выделяет И.Е. Галочкина, обращая внимание на то, что система языка не всегда располагает специальными средствами передачи прагматического значения конкретного типа речевого акта. Просодия является при этом средством формирования смысла высказывания наряду с другими языковыми средствами и, выражая логико- и эмоционально-модальные значения, способствует формированию общего коммуникативного содержания высказывания, обеспечивающего характер выполняемой высказыванием функции [17].
Интересной для акцептирования является точка зрения Л. П. Блохиной, которая экспериментально доказала возможность просодии своими собственными средствами, без участия лексических, грамматических и стилистических средств, выражать грамматические значения и участвовать в организации спонтанной диалогической речи [18].
Также следует отметить наличие сегментирующей функции интонации (особенно при анализе целого текста). Членение текста на составляющие единицы зависит от прагматической направленности всего текста. И.Р. Гальперин отмечает, что автор текста определяет нужную форму членения, подчиняясь общим прагматическим закономерностям [14]. Составляющими текст единицами являются высказывания и синтагмы, которые рассматриваются как часть фразы. Объединение синтагм в высказывания, а высказываний в текст в устной речи происходит преимущественно интонационными средствами. При этом учитывается и прагматическая направленность текста.
Ряд лингвистов (Антипова, Потапова, Торсуева и др.) выделяет личностно-социальную функцию просодии, служащую для
идентификации личности и ее социального статуса. Просодические характеристики (в сочетании с сегментными) сообщают слушающему сведения о личностных свойствах говорящего: пол, возраст, артикуляционные дефекты и т. д. Помимо этого просодия передает и окказиональные свойства, которые связаны с текущим физиологическим и эмоциональным состоянием человека. Но необходимо отметить, что многие лингвисты (Зиндер, Николаева, Светозарова и др.) о данной функции не говорят, считая, что просодические особенности проявления социального статуса являются лишь вариантами просодических единиц языка. Самостоятельные просодические единицы при этом не формируются.
Таким образом, просодия является одним из важных, а иногда и универсальным средством передачи лингвистических и нелингвистических аспектов в коммуникации, о чем свидетельствует ее полифункциональность. Именно с помощью просодии оформляется речевое поведение партнеров. Правильное владение просодическими средствами приводит к достижению желаемого результата в общении.
1. Гайдучик С.М. Просодическая система современного немецкого языка. Мн., 1972.
2. Гайдучик С.М. Фоностилистическая дифференциация устной речи // Романское и германское языкознание: сборник научных трудов. Вып. 1. Вопросы экспериментальной лингвистики. Мн., 1979. С. 15-22.
3. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.
4. Essen O. von. Grundzuge der hochdeutschen Satzintonation. Ratingen, 1964.
5. Пешковский А.М. Интонация и грамматика // История советского языкознания: хрестоматия. М., 1981. С. 304-310.
6. Томашевский Б. В. Стих и язык // Филологические очерки. М., 1958.
7. Артемов В.А. Психология речевой интонации. М., 1976. Ч. 1, 2.
8. Реформатский А.А. Фонологические этюды. М., 1975.
9. Кантер Л.А. К проблеме систематизации ин-тонемного фонда языка // Вопросы языкознания. 1993. № 2. С. 29-41.
10. Торсуева И.Г. Современная проблематика интонационных исследований // Вопросы языкознания. 1984. № 1. С. 116-126.
11. Нурахметов Е. Проблемы супрасегментной фоностилистики (на материале фр. яз.): авто-реф. дис ... д-ра филол. наук. М., 1997.
12. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2001.
13. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
14. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. М., 1974.
15. Григорьев Е.И. Основы фонопрагматики немецкого языка. Днепропетровск, 1997.
16. Соловьева Е.В. Прагматическая функция интонации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1983.
17. Галочкина И.Е. Роль интонации в формировании прагматических типов высказываний (на материале англ. яз.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1981.
18. Блохина Л.П. Методика анализа просодических характеристик речи. М., 1982.
Поступила в редакцию 30.07.2010 г.
UDC 159.946.3
POLYFUNCTIONAL NATURE OF SPEECH PROSODY
Lyudmila Nikolayevna Belenikina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Resource Specialist of Foreign Language Multicultural Education Research Laboratory, e-mail: belenljuda@mail.ru
The article is devoted to the study of prosody as a component of language system from the point of view of linguistic pragmatics. The article defines the essence of prosody and intonation on the basis of their comparison, the functions of speech prosody are detailed described.
Key words: communication theory; language means; pragmatics; speech act; prosody; intonation; functions.
16Q