Научная статья на тему 'Полифункциональность образа дождя в поэзии Рената Хариса'

Полифункциональность образа дождя в поэзии Рената Хариса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
249
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗ ДОЖДЯ / ЗВУЧАНИЕ / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафина Лилиана Михайловна

В статье на основе анализа стихотворений «Яңгыр сибәли» («Дождь моросит») и «Яңгыр ява» («Дождь идет») раскрывается полифункциональность образа дождя в поэзии Рената Хариса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полифункциональность образа дождя в поэзии Рената Хариса»

УДК [82.09:821.512.145]

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ДОЖДЯ В ПОЭЗИИ РЕНАТА ХАРИСА

MULTIFUNCTIONALITY OF THE IMAGE OF RAIN IN RENAT KHARIS'S POEMS

Л. М. Сафина L. M. Safina

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва

Аннотация. В статье на основе анализа стихотворений «Яцгыр сибэли» («Дождь моросит») и «Яцгыр ява» («Дождь идет») раскрывается полифункциональность образа дождя в поэзии Рената Хариса.

Abstract. The article reveals the multifunctionality of the image of rain in Renat Kharis's poems on the basis of the analysis of the poems «It is drizzling» and «It is raining».

Ключевые слова: полифункциональность, образ дождя, звучание, лирический герой.

Keywords: multifunctionality, image of rain, perception, persona.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время поэзия Рената Хариса активно изучается и исследуется: в газетах и журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и творчестве этого поэта, дается подробный анализ его стихотворений и поэм. Освещены разные темы и мотивы произведений автора, но изучено далеко не все. Цель нашего исследования - детально проанализировать роль образа дождя в поэзии Хариса, показать, каким символическим планом обладает этот образ и как он взаимосвязан с лирическим героем.

Материал и методика исследований. В качестве основных источников нами были использованы журналы, газетные публикации, монографии, литературно-художественное издание избранных произведений Рената Хариса в семи томах. Был проведен литературоведческий анализ стихотворений поэта.

Результаты исследований и их обсуждение. Ренат Магсумович Харисов -современный выдающийся народный поэт Татарстана, лауреат Государственной премии России и Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая. 21 апреля 2001 года Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Казани совместно с Министерством образования и науки РТ, Министерством культуры РТ, Союзом писателей РТ провел Всероссийскую научно-практическую конференцию «Ренат Харис и татарская поэзия», по итогам которой был выпущен сборник. В публикациях о творчестве поэта он представлен как удивительный человек, мастер поэтической речи, художник-мыслитель в широком смысле слова. На языке искусства Харис стремится

выразить свое понимание жизни, истории, природного мира. «В поэзии Р. Хариса историко-культурный слой развивается в виде интертекстуальности, благословления и освещающего направления для продолжения мотивов уважения к старшему поколению и творчеству предшественников» [1, 37].

«Произведения Р. Хариса лиричны, мелодичны, богаты разнообразными тропами и синтаксическими конструкциями, их отличает особая ритмика» - отмечает А. Ф. Галимуллина [3, 35]. Большое значение для науки имеет издание первой монографии Ф. Ф. Хасановой, посвященной поэзии Р. Хариса [4].

Сквозным в поэзии Р. Харриса является образ дождя: он присутствует и в первых стихотворениях поэта, и в сборниках более поздних стихов [2].

Дождь представлен как проявление стихии. Стихийность позволяет живо описать происходящие события, дает возможность окунуться в окружающий мир, увидеть, почувствовать его. Стихию дождя отражает и сама ритмика стихов, их звучание.

Через описание дождя глубоко раскрывается внутренний мир лирического героя, его чувства и ощущения, отношение к происходящему вокруг. На наш взгляд, и сам автор был «стихийным» человеком: он чувствует стихию, «живет в ней».

Первые стихотворения о дожде уходят своими корнями в тексты языческих гимнов, молитвы о плодородии, песни-заклинания.

Слово «дождь» («яцгыр») в татарском языке имеет два значения:

1) осадки, выпадающие в виде капель;

2) поток чего-либо: йолдызлар яцгыры - звездопад.

Использование глагола с данным словом тоже имеет свои особенности. Если в русском языке мы равноправно используем сочетание слов «идет дождь - идет человек», то в татарском языке употребление данного глагола «идти» («барырга») в значении осадков ненормативно. Здесь используется глагол «яварга», который в свою очередь имеет три значения:

1. Яцгыр ява - идет дождь.

2. Алланыц рэхмэте яусын - Божья милость.

3. Алкышлар ява - Аплодисменты.

От «яцгыр» образовано слово «яцгыравык», передающее звучание чего-либо или же просто звук.

Ренат Харис часто использует слово дождь в названиях своих стихотворений: «Яцгыр булыр ахры...», «Яратам сине, яцгыр», «Лэйсэн яцгыр бYген тенлэ яуды», «Яцгыр сибэли», «Яцгыр ява» и др. Центральный образ - образ дождя - выступает как мотивировка событийного ряда. Создается художественное пространство, в котором протекает жизнь лирического героя [5, 75]:

Подстрочный перевод

Кар, яцгыр ява тора. Щир дымны йота тора.

Земля в себя вберет всю воду.

И вновь трава желая прорасти. И будет вновь хорошая погода!

И снова снег с дождем идет.

Улэн гел шыта тора. Бик матур нава тора!

Тормыш та ага тора. Кеше йорт сала тора, Узен щир ала тора.

А жизнь идет, бежит вперед.

Э йорты кала тора. Бик матур нава тора...

Построив дом человек, в землю путь находит. А дом стоит и ждет. свою хорошую погоду...

В этом стихотворении наблюдаем за течением жизни человека и убеждаемся в ее цикличности и возвращении к точке отсчета.

Попробуем тематически расписать существительные харисовского стихотворения. Можно получить следующую картину:

1. Явления природы: кар (снег), яцгыр (дождь), дым (влага).

2. Символы жизни: Ьава (воздух),^ир (земля), улэн (трава).

3. Человек: кеше (человек), тормыш (жизнь), йорт (дом).

Здесь можно увидеть соприкосновение дождя и человека: дождь - земля, человек -земля; дождь - влага, человек - душа. На примере дождя выдержан параллелизм: как вода (дождь) не уходит из природы, так и человек находится в круговороте жизни в природе. Автор вписывает человека в природу, он не видит его во вне. Дождь - символ жизни, движения, чистоты, вечности.

В стихотворении Харис не использует краски, сами слова передают оттенки настроения, иногда это выражено через аллитерацию: «тормыш та ага тора».

Автор показывает процессы, связанные с дождем: «ява тора» («дождь идет»), «йота тора» («поглощает»), «шыта тора» («прорастает»), «матур Нава тора» («хорошая погода»), «ага тора» («протекает»), «сала тора» («строит»), «ала тора» («забирает»), «кала тора» («остается»). Использование вспомогательного глагола «...тора» говорит о долготе выполняемых действий, о ходе времени. Эта форма использования глагола помогает понять чувства автора на протяжении стихотворения. Когда автор берется за перо, в его душе звучит мелодия, которую воспроизводят капли.

В стихотворении «Яцгыр сибэли» («Дождь моросит») показано раздвоение окружающего мира. Дождь моросит и словно раздваивает все предметы. Для этого Ренат Харис использует слово «кезге» («зеркало»). Лирический герой видит свое изображение двухслойным, раздваиваются дома, комнаты, окна.

Для передачи ощущений автор использует анафору «дождь идет», что создает динамику образа, символизирующую скоротечность времени.

Об очищении мира от грязи бытия говорится в стихотворении «Яцгыр ява» («Дождь идет») [6, 103].

Подстрочный перевод

Эй шатланам!

Эй шатланам!

Барлык кешегэ дэ щитэ,

Барлык кешегэ дэ щитэ! [5, 75].

Ой, радуюсь!

Ой, радуюсь!

Всем людям достанется, Всем людям достанется!

Подстрочный перевод

Бу тузанлы авыр кукне Сызгалап-сызгалап яцгыр ява. «Дврес булмаган бу рэсем» , - ди, Кукне сызгалап... яцгыр ява.

Это пыльное тяжелое небо Разводами покрывает дождь. Неудачным рисунком называя Исписывая идет дождь.

Бу щыерчыклы сары йвзне Сызгалый-сызгалый куз яшь ага. «Дврес булмаган бу портрет», - ди, Хэсрэтне сызып куз яшь ага.

Это желтое лицо в морщинах Исчерчивает слеза Неудачным портретом называя Вычеркивая печаль, течет слеза.

В этом стихотворении автор проводит параллель между дождем и слезами. Дождь вступает в диалог с небесами, желая показать свою значимость. Автор указывает на сходство функции дождя и слезы: дождь очищает пространство, слезы, в свою очередь, стирают печаль с лица, сохранив только мудрость и правильные черты.

Резюме. Центральный образ - образ дождя - участвует при создании художественного пространства, в котором протекает жизнь лирического героя. Образ дождя в лирике Рената Хариса является символом любви, чистоты, новой жизни. При этом этот образ проходит через все его творчество.

1. Галиуллин, Т. Н. Р. Харис ищатында денья сурэте / Т. Н. Галиуллин. - Казан : Идел-Пресс, 2011. -

2. Харисов, Р. М. Сайланма эсэрлэр : в 7 томда. 6 Т. Харис ищатында музыка hэм рэсем сэегате /

Р. М. Харисов. - Казан : Татар. кит. нэшр., 2006. - 361 б.

3. Галимуллина, А. Ф. Дом и Душа. Размышления о творчестве казанских писателей /

А. Ф. Галимуллина. - Казань : РИЦ «Школа», 2008. - 96 с.

4. Хасанова, Ф. Ф. Поэзия Рената Хариса / Ф. Ф. Хасанова. - Казань : РИЦ «Школа», 2005. - 260 с.

5. Харисов, Р. М. Сайланма эсэрлэр : 7 томда. 1 Т. Шигырьлэр (1960-1980) / Р. М. Харисов. - Казан : Татар. кит. нэшр., 2006. - 430 б.

6. Харисов Р. М. Сайланма эсэрлэр : 7 томда. 3 Т. : Шигырьлэр (1995-2005) / Р. М. Харисов. - Казан : Татар. кит. нэшр., 2006. - 511 б.

ЛИТЕРАТУРА

392 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.