В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
УДК 78(072.8+082)
В.В. Алеев ПОЛИФОНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ (заметки автора учебно-методического комплекса «Музыка»)
В настоящей статье освещаются вопросы, связанные с преподаванием полифонических тем на уроках музыки. Рассматриваются этапы преподавания (начальная и основная школа), главные жанры и приемы полифонической музыки. Преподнесение материала осуществляется в опоре на метод проблемного обучения.
Ключевые слова: музыкальное образование в школе, полифония, имитация, канон, фуга.
К числу традиционно проблемных тем, изучаемых на уроках музыки в общеобразовательной школе, следует отнести обширную область, связанную с понятием полифония. Само это понятие, равно как и термины, определяющие его жанровые и технологические разновидности, - фуга, фугато, контрапункт, стретта, инверсия и другие, - вызывают смятение у многих учащихся и ряда учителей. При этом темы, связанные с полифонией, присутствуют во всех государственных программах и УМК; более того, они составляют часть обязательного минимума содержания Государственного стандарта общего образования (например, характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений; духовная музыка; особенности музыки эпохи Возрождения и барокко; творчество И.С. Баха (прелюдия, фуга, месса); особенности венской классической школы) [8, с. 15-16].
Между тем, присутствие полифонии в курсе «Музыка» обусловлено важными объективными факторами. В первую очередь, с ней связан обширный этап в истории музыки, отмеченный безусловно главенствующим положением полифонических форм, - от эпохи средних веков, Возрождения, до эпохи барокко включительно. Во-вторых, значительный ряд композиторских произведений последующего времени также отмечен обращением к жанрам и приемам полифонического письма (имеем в виду творчество Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Дж. Верди, И. Брамса, Р. Вагнера, А. Брукнера и многих других). Кроме того, среди причин, объясняющих актуальность изучения полифонии, назовем следующую. Провозглашенная Д. Кабалевским и ставшая одной из осново-
полагающих («генеральных») тем массового музыкального образования - тема о связи музыки и жизни, - позволяет находить и устанавливать очевидные ассоциации между жизненными явлениями, процессами, фактами и их возможными художественно-музыкальными воплощениями. Здесь «полифония» присутствует уже в более широком значении, восходящем к многообразию содержательного феномена музыки.
Совершенно очевидно, что обращение к полифонической проблематике должно осуществляться систематично и последовательно. В плане предварительных действий важно установить границы тематического поля, искусствоведческие и педагогические методы, направленные на реализацию содержания, круг композиторов и произведений, предназначенных для изучения, методические подходы, обеспечивающие успешное усвоение материала.
В учебно-методическом комплексе «Музыка» (научный руководитель В.В. Алеев) первое обращение к полифонии происходит в 3 классе в рамках темы «Музыкальная имитация». Изложение материала дается исходя из дидактической программной установки об отсутствии назидательности и прямолинейности в преподнесении содержания. Учитывая специфику теоретической темы, предполагающей введение ряда понятий и терминов, авторы предлагают так называемые «легкие» объяснения, помогающие ребенку в шутливой форме, в форме игры постичь смысл содержания урока.
Смысл имитации (тема урока и одновременно его главная задача) воплощается в веселом рисунке, приведенном в учебнике. В центре изображения два концертанта - мальчик, играющий на рояле, и котенок, сидящий за игрушечным роялем.
Подражание очевидно не только в действиях главных героев сюжета; во многом оно передает-
© В.В. Алеев, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
395
ся через детали изображения. Сходство выражается в атрибутах деятельности исполнителей: и мальчик, и котенок сидят на круглых концертных стульях; под ногами одинаковые подставки; на пюпитрах роялей - ноты; концертная рубашка котенка подобна той, что и у мальчика.
Обучающий текст, приведенный после рисунка, заключает следующее содержание: «Слово имитация означает «подражание». Имитировать - значит подражать кому-нибудь.
Музыкальная имитация - это повторение музыкального мотива в другом голосе. Повторение может быть точным или измененным.
Большую роль имитация играет в форме фуги» [1, с. 72].
По прочтении текста ребята на практике осваивают прием имитации, разучивая пьесу С. Ля-ховицкой «Дразнилка». Исполнение пьесы проводится в виде конкурса. Верхний голос учитель играет на фортепиано, нижний голос (имитацию) поет ученик. Победителем становится тот, кто сумеет до конца верно воспроизвести имитацию.
На этом же уроке ребята впервые знакомятся с фугой. Разумеется, на первом полифоническом занятии теоретическое объяснение ее особенностей не предполагается. Методическая цель здесь иная: сформировать представление о главном жанре полифонии именно с точки зрения имитационного развития. Вопрос учебника во многом заключает в себе разгадку жанровых особенностей фуги: «Слово «фуга» в переводе с латинского языка означает «бег, бегство». Послушай «Веселую фугу» В. Шаинского и ответь: о каком беге идет речь; кто от кого убегает?»
Во время прослушивания произведения ученики, безусловно, обратят внимание на веселый характер, подвижный темп, постоянные повторы начальной темы в разных голосах. Таким образом, задачу урока можно считать выполненной: школьники усваивают важнейший принцип полифонических произведений - принцип, основанный на приеме имитации.
На протяжении 3 и 4 классов учащиеся закрепляют материал через практическое разучивание канонов «Со вьюном я хожу» (русская народная песня), «Много песен мы споем» (венгерская народная песня), «Музыканты» (немецкая народная песня) и других.
В 5 классе - тема года «Музыка и другие виды искусства» - знание об имитации расширяется и обогащается за счет расширения проблемати-
ки. Так, тема «Живописность искусства» представляет один из ракурсов, направленный на установление межвидового сходства музыки и живописи. Общим знаменателем становятся пространственные характеристики, встречающиеся в природе и способные находить воплощение в произведениях изобразительного и музыкального искусства.
В качестве музыкального материала, достоверно передающего эффект музыкального пространства, приводится хор О. Лассо «Эхо». Одновременно это произведение представляет яркий образец стиля высокого Возрождения - стиля, как отмечается в Музыкальном словаре Гроува, воплощенного в благозвучной имитационной полифонии.
«Приходилось ли вам когда-нибудь слышать эхо?
Вспомните, где его можно услышать? Наверное, прежде всего вы назовете лес или горы, где есть большое пространство, далеко разносящее звуки природы.
.. .Как и в природе, музыкальное эхо - это отдаленное повторение голоса. Оно звучит тише, приглушеннее: ведь это лишь отзвук живого голоса» [5, с. 126].
Ключевые слова в приведенном тексте учебника - повторение, отзвук. Именно они указывают на роль выразительных (технических) музыкальных средств - имитации и громкостной динамики, - приобретающих первостепенное значение в создании музыкального образа.
Как видим, в русле приведенной темы обращение к полифонии не выступает как самоцель, а предстает как средство воплощения художественного содержания. Наряду с этим происходит установление ассоциативных связей между явлениями природы и их художественным отражением. Наконец, осуществляется знакомство школьников с музыкальным искусством Возрождения. Такая комплексность и многогранность педагогических целей является характерной приметой многих тем курса «Музыка».
6 класс демонстрирует систематическое обращение к вопросам полифонии. Эти вопросы затрагивают круг образов полифонической музыки; касаются выявления отличительных особенностей полифонического стиля в сравнении с гомофонно-гармоническим; объяснения особенностей и выразительных возможностей форм и жанров полифонии - хоральной прелюдии, канона, фуги; освещения главных черт периода расцвета свободного полифонического стиля в период его расцвета - прежде всего в творчестве И.С. Баха.
396
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
Так, в разделе «Ритм» затрагивается аспект, связанный с влиянием содержания и характера музыкального произведения на его темп. Тезис
о том, что музыке созерцательного, углубленного характера присущи, как правило, медленные темпы, подтверждается через обращение к органной хоральной прелюдии И.С. Баха фа минор «Я взываю к Тебе, Господи»1.
«... Органные хоральные прелюдии И.С. Баха. Как должны они звучать?
Прежде всего вспомним, что орган был первоначально церковным инструментом и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и хорал возник как церковное песнопение.
Духовная музыка, просветленная, свободная от суеты мира, представляет собой царство медленных и величественных темпов, то спокойноотрешенных, то исполненных затаенной горести, но всегда благородно-сдержанных.
...Органная хоральная прелюдия И.С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи» отличается особой, печальной красотой, свойственной многим произведениям композитора.
.Неторопливый темп в этой прелюдии предстает как выражение строгости и собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной мысли» [6, с. 56-57].
В разделе «Полифония» систематизируется и обобщается знание, связанное с образной выразительностью, историей бытования жанров и приемов полифонической музыки. Содержание параграфа «Философия фуги», входящего в данный раздел, раскрывает интеллектуальный смысл главного полифонического жанра через объяснение разных способов тематической работы. Среди этих способов - изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение. Для более полноценного усвоения материала ребятам предлагается рассмотреть картину М. Чюрлениса «Фуга», представляющую яркий «зримый» образец этой сложной музыкальной формы.
Заключительное обращение к вопросам полифонии происходит в 7 классе в рамках раздела «Музыкальная драматургия» (параграф 30 «Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии»). Музыкальным материалом занятия стала одна из вершин мировой симфонической музыки Симфония №41 В.А. Моцарта. Финал произведения, который по праву можно считать
самой сложной в драматургическом отношении частью, наряду с обычным тематическим развитием демонстрирует полифонические взаимодействия тематических элементов.
Метафорическое определение «Симфония с заключительной фугой» подтверждается рядом признаков. Среди них: активная имитационная работа в различных голосах; сближение фуги и сонатной формы с точки зрения интенсивности тонально-тематического развития, наконец, использование в коде многоголосного фугато, выполняющего роль высшей кульминационной точки произведения. Как отмечается в учебнике, «реприза финала не просто углубляет звучание тем; она подвергается таким изменениям и такому нарастанию событий, что становится одним из центров в драматургии финала. И дело вовсе не в масштабах - размеры репризы не столь велики, а в нагнетании многоуровневого развития. Знакомые темы, как многоголосный хор, начинают звучать в одновременности, во все новых переплетениях, достигая такой концентрации жизненной энергии, на какую, кажется, не способна даже музыка. Однако Моцарту это удается. притом удается с такой легкостью, такой естественностью, что воплощенное в музыке чувство жизненной силы начинает казаться нашим органичным состоянием» [7, с. 151].
Итак, обращение к полифонии на завершающем этапе курса «Музыка» открывает для школьников еще один ракурс - историко-стилевой. По определению В. Фраенова, он связан с воплощением «гомофонно-полифонических смешанных форм», широко используемых в творчестве ком-позиторов-венских классиков.
Подведем итоги. В настоящей статье мы отразили основные содержательные и методические подходы, связанные с процессом освоения полифонии в школе. Они напрямую отражают положения обязательного минимума содержания Госстандарта по музыке, реализуют принцип динамичного освоения материала по пути все более полного, всестороннего и целостного его охвата. Последний принцип осуществляется в опоре на методы постепенности и последовательности («шаг за шагом»), «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне). Именно он стал основой тематической концепции программы и УМК «Музыка», разработанной коллективом ученых под научным руководством автора этих строк.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
397
Таким образом, учащиеся овладевают системными знаниями и умениями в одной из сложных и обширных областей музыки - полифонии.
Примечание
1 Отнесение органной хоральной прелюдии фа минор И.С. Баха к области полифонических произведений возможно на основании классификационных признаков, приведенных в статье Т. Кюрегян «Хоральная обработка». В соответствии с одним из них, обработкой полифонического склада можно считать произведение, в котором «сопровождающие голоса обычно бывают связаны с хоралом, реже не зависят от него. Они свободно контрапунктируют хоралу и друг другу.» [2, с. 50]. Именно свободное контрапунктирование трех самостоятельных голосов в их тесном взаимодействии является характерной чертой прелюдии фа минор.
Библиографический список
1. Алеев В.В. Музыка. 3 кл.: учеб. для общеоб-разоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. 4-е
изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 112 с.
2. Кюрегян Т. Хоральная обработка // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 6. - М.: Сов. энциклопедия, 1982. - С. 50.
3. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ. -М.: Практика, 2001. - 1095 с.
4. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 6-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2008. - 96 с.
5. Науменко Т.И. Музыка. 5 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 192 с.
6. Науменко Т.И. Музыка. 6 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 160 с.
7. Науменко Т.И. Музыка. 7 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 160 с.
8. Сборник нормативных документов. Искусство / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 64 с.
А.К. Павлов ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются особенности создания системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе; актуализируется задача формирования культуры управления жизнедеятельностью образовательного учреждения в условиях профильного обучения; характеризуются педагогические условия управления профильным об/учением с позиции системного подхода.
Ключевые слова: системный подход, профильная школа, профильное обучение, управление профильной школой, управление профильным обучением, педагогические условия.
В данной статье представлены теоретические и практические основания создания системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе.
Система профильного обучения включает в себя следующие элементы: выпускники 9-х классов основной школы, учителя, оборудование, программно-методическое обеспечение, нормативно-правовая база, внутренняя и внешняя информация о требованиях к созданию системы профильного обучения и его состояния в школе, организационные, мотивационные, финансовые ресурсы, необходимые для ведения данной системы, а также время, распределяемое на процессы её введения, поддержание функционирования и дальнейшее развитие.
При создании системы профильного обучения основные требования, важные для её эффективного функционирования, задаются внешней средой. К этим требованиям относятся: результаты образования, исходящие от государства, родителей, учащихся, системы среднего специального и высшего профессионального образования, производства, и требования, исходящие от сети учреждений, в которые интегрирована школа.
Требования, предъявляемые внешней средой к профильной школе, в определённых ситуациях будут достаточно высокими и жёсткими, что объясняется наличием конкуренции между школами со сходными профилями и непрерывным развитием требований высшей школы. Эти требования к выходу системы будут служить суще-
398
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
© А.К. Павлов, 2009