Научная статья на тему 'Полифония на уроках музыки (заметки автора учебно-методического комплекса «Музыка»)'

Полифония на уроках музыки (заметки автора учебно-методического комплекса «Музыка») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1554
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ / ПОЛИФОНИЯ / ИМИТАЦИЯ / КАНОН / ФУГА / MUSICAL EDUCATION IN SCHOOL / POLYPHONY / IMITATION / CANON / FUGUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алеев Виталий Владимирович

В настоящей статье освещаются вопросы, связанные с преподаванием полифонических тем на уроках музыки. Рассматриваются этапы преподавания (начальная и основная школа), главные жанры и приемы полифонической музыки. Преподнесение материала осуществляется в опоре на метод проблемного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article covers the questions connected with the teaching of polyphonic themes at the music lessons. The article examines the stages of teaching (elementary and secondary school), main genres and devices of polyphonic music. Presentation of the material is fulfilled with the help of problem education method.

Текст научной работы на тему «Полифония на уроках музыки (заметки автора учебно-методического комплекса «Музыка»)»

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

УДК 78(072.8+082)

В.В. Алеев ПОЛИФОНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ (заметки автора учебно-методического комплекса «Музыка»)

В настоящей статье освещаются вопросы, связанные с преподаванием полифонических тем на уроках музыки. Рассматриваются этапы преподавания (начальная и основная школа), главные жанры и приемы полифонической музыки. Преподнесение материала осуществляется в опоре на метод проблемного обучения.

Ключевые слова: музыкальное образование в школе, полифония, имитация, канон, фуга.

К числу традиционно проблемных тем, изучаемых на уроках музыки в общеобразовательной школе, следует отнести обширную область, связанную с понятием полифония. Само это понятие, равно как и термины, определяющие его жанровые и технологические разновидности, - фуга, фугато, контрапункт, стретта, инверсия и другие, - вызывают смятение у многих учащихся и ряда учителей. При этом темы, связанные с полифонией, присутствуют во всех государственных программах и УМК; более того, они составляют часть обязательного минимума содержания Государственного стандарта общего образования (например, характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений; духовная музыка; особенности музыки эпохи Возрождения и барокко; творчество И.С. Баха (прелюдия, фуга, месса); особенности венской классической школы) [8, с. 15-16].

Между тем, присутствие полифонии в курсе «Музыка» обусловлено важными объективными факторами. В первую очередь, с ней связан обширный этап в истории музыки, отмеченный безусловно главенствующим положением полифонических форм, - от эпохи средних веков, Возрождения, до эпохи барокко включительно. Во-вторых, значительный ряд композиторских произведений последующего времени также отмечен обращением к жанрам и приемам полифонического письма (имеем в виду творчество Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Дж. Верди, И. Брамса, Р. Вагнера, А. Брукнера и многих других). Кроме того, среди причин, объясняющих актуальность изучения полифонии, назовем следующую. Провозглашенная Д. Кабалевским и ставшая одной из осново-

полагающих («генеральных») тем массового музыкального образования - тема о связи музыки и жизни, - позволяет находить и устанавливать очевидные ассоциации между жизненными явлениями, процессами, фактами и их возможными художественно-музыкальными воплощениями. Здесь «полифония» присутствует уже в более широком значении, восходящем к многообразию содержательного феномена музыки.

Совершенно очевидно, что обращение к полифонической проблематике должно осуществляться систематично и последовательно. В плане предварительных действий важно установить границы тематического поля, искусствоведческие и педагогические методы, направленные на реализацию содержания, круг композиторов и произведений, предназначенных для изучения, методические подходы, обеспечивающие успешное усвоение материала.

В учебно-методическом комплексе «Музыка» (научный руководитель В.В. Алеев) первое обращение к полифонии происходит в 3 классе в рамках темы «Музыкальная имитация». Изложение материала дается исходя из дидактической программной установки об отсутствии назидательности и прямолинейности в преподнесении содержания. Учитывая специфику теоретической темы, предполагающей введение ряда понятий и терминов, авторы предлагают так называемые «легкие» объяснения, помогающие ребенку в шутливой форме, в форме игры постичь смысл содержания урока.

Смысл имитации (тема урока и одновременно его главная задача) воплощается в веселом рисунке, приведенном в учебнике. В центре изображения два концертанта - мальчик, играющий на рояле, и котенок, сидящий за игрушечным роялем.

Подражание очевидно не только в действиях главных героев сюжета; во многом оно передает-

© В.В. Алеев, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

395

ся через детали изображения. Сходство выражается в атрибутах деятельности исполнителей: и мальчик, и котенок сидят на круглых концертных стульях; под ногами одинаковые подставки; на пюпитрах роялей - ноты; концертная рубашка котенка подобна той, что и у мальчика.

Обучающий текст, приведенный после рисунка, заключает следующее содержание: «Слово имитация означает «подражание». Имитировать - значит подражать кому-нибудь.

Музыкальная имитация - это повторение музыкального мотива в другом голосе. Повторение может быть точным или измененным.

Большую роль имитация играет в форме фуги» [1, с. 72].

По прочтении текста ребята на практике осваивают прием имитации, разучивая пьесу С. Ля-ховицкой «Дразнилка». Исполнение пьесы проводится в виде конкурса. Верхний голос учитель играет на фортепиано, нижний голос (имитацию) поет ученик. Победителем становится тот, кто сумеет до конца верно воспроизвести имитацию.

На этом же уроке ребята впервые знакомятся с фугой. Разумеется, на первом полифоническом занятии теоретическое объяснение ее особенностей не предполагается. Методическая цель здесь иная: сформировать представление о главном жанре полифонии именно с точки зрения имитационного развития. Вопрос учебника во многом заключает в себе разгадку жанровых особенностей фуги: «Слово «фуга» в переводе с латинского языка означает «бег, бегство». Послушай «Веселую фугу» В. Шаинского и ответь: о каком беге идет речь; кто от кого убегает?»

Во время прослушивания произведения ученики, безусловно, обратят внимание на веселый характер, подвижный темп, постоянные повторы начальной темы в разных голосах. Таким образом, задачу урока можно считать выполненной: школьники усваивают важнейший принцип полифонических произведений - принцип, основанный на приеме имитации.

На протяжении 3 и 4 классов учащиеся закрепляют материал через практическое разучивание канонов «Со вьюном я хожу» (русская народная песня), «Много песен мы споем» (венгерская народная песня), «Музыканты» (немецкая народная песня) и других.

В 5 классе - тема года «Музыка и другие виды искусства» - знание об имитации расширяется и обогащается за счет расширения проблемати-

ки. Так, тема «Живописность искусства» представляет один из ракурсов, направленный на установление межвидового сходства музыки и живописи. Общим знаменателем становятся пространственные характеристики, встречающиеся в природе и способные находить воплощение в произведениях изобразительного и музыкального искусства.

В качестве музыкального материала, достоверно передающего эффект музыкального пространства, приводится хор О. Лассо «Эхо». Одновременно это произведение представляет яркий образец стиля высокого Возрождения - стиля, как отмечается в Музыкальном словаре Гроува, воплощенного в благозвучной имитационной полифонии.

«Приходилось ли вам когда-нибудь слышать эхо?

Вспомните, где его можно услышать? Наверное, прежде всего вы назовете лес или горы, где есть большое пространство, далеко разносящее звуки природы.

.. .Как и в природе, музыкальное эхо - это отдаленное повторение голоса. Оно звучит тише, приглушеннее: ведь это лишь отзвук живого голоса» [5, с. 126].

Ключевые слова в приведенном тексте учебника - повторение, отзвук. Именно они указывают на роль выразительных (технических) музыкальных средств - имитации и громкостной динамики, - приобретающих первостепенное значение в создании музыкального образа.

Как видим, в русле приведенной темы обращение к полифонии не выступает как самоцель, а предстает как средство воплощения художественного содержания. Наряду с этим происходит установление ассоциативных связей между явлениями природы и их художественным отражением. Наконец, осуществляется знакомство школьников с музыкальным искусством Возрождения. Такая комплексность и многогранность педагогических целей является характерной приметой многих тем курса «Музыка».

6 класс демонстрирует систематическое обращение к вопросам полифонии. Эти вопросы затрагивают круг образов полифонической музыки; касаются выявления отличительных особенностей полифонического стиля в сравнении с гомофонно-гармоническим; объяснения особенностей и выразительных возможностей форм и жанров полифонии - хоральной прелюдии, канона, фуги; освещения главных черт периода расцвета свободного полифонического стиля в период его расцвета - прежде всего в творчестве И.С. Баха.

396

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

Так, в разделе «Ритм» затрагивается аспект, связанный с влиянием содержания и характера музыкального произведения на его темп. Тезис

о том, что музыке созерцательного, углубленного характера присущи, как правило, медленные темпы, подтверждается через обращение к органной хоральной прелюдии И.С. Баха фа минор «Я взываю к Тебе, Господи»1.

«... Органные хоральные прелюдии И.С. Баха. Как должны они звучать?

Прежде всего вспомним, что орган был первоначально церковным инструментом и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и хорал возник как церковное песнопение.

Духовная музыка, просветленная, свободная от суеты мира, представляет собой царство медленных и величественных темпов, то спокойноотрешенных, то исполненных затаенной горести, но всегда благородно-сдержанных.

...Органная хоральная прелюдия И.С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи» отличается особой, печальной красотой, свойственной многим произведениям композитора.

.Неторопливый темп в этой прелюдии предстает как выражение строгости и собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной мысли» [6, с. 56-57].

В разделе «Полифония» систематизируется и обобщается знание, связанное с образной выразительностью, историей бытования жанров и приемов полифонической музыки. Содержание параграфа «Философия фуги», входящего в данный раздел, раскрывает интеллектуальный смысл главного полифонического жанра через объяснение разных способов тематической работы. Среди этих способов - изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение. Для более полноценного усвоения материала ребятам предлагается рассмотреть картину М. Чюрлениса «Фуга», представляющую яркий «зримый» образец этой сложной музыкальной формы.

Заключительное обращение к вопросам полифонии происходит в 7 классе в рамках раздела «Музыкальная драматургия» (параграф 30 «Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии»). Музыкальным материалом занятия стала одна из вершин мировой симфонической музыки Симфония №41 В.А. Моцарта. Финал произведения, который по праву можно считать

самой сложной в драматургическом отношении частью, наряду с обычным тематическим развитием демонстрирует полифонические взаимодействия тематических элементов.

Метафорическое определение «Симфония с заключительной фугой» подтверждается рядом признаков. Среди них: активная имитационная работа в различных голосах; сближение фуги и сонатной формы с точки зрения интенсивности тонально-тематического развития, наконец, использование в коде многоголосного фугато, выполняющего роль высшей кульминационной точки произведения. Как отмечается в учебнике, «реприза финала не просто углубляет звучание тем; она подвергается таким изменениям и такому нарастанию событий, что становится одним из центров в драматургии финала. И дело вовсе не в масштабах - размеры репризы не столь велики, а в нагнетании многоуровневого развития. Знакомые темы, как многоголосный хор, начинают звучать в одновременности, во все новых переплетениях, достигая такой концентрации жизненной энергии, на какую, кажется, не способна даже музыка. Однако Моцарту это удается. притом удается с такой легкостью, такой естественностью, что воплощенное в музыке чувство жизненной силы начинает казаться нашим органичным состоянием» [7, с. 151].

Итак, обращение к полифонии на завершающем этапе курса «Музыка» открывает для школьников еще один ракурс - историко-стилевой. По определению В. Фраенова, он связан с воплощением «гомофонно-полифонических смешанных форм», широко используемых в творчестве ком-позиторов-венских классиков.

Подведем итоги. В настоящей статье мы отразили основные содержательные и методические подходы, связанные с процессом освоения полифонии в школе. Они напрямую отражают положения обязательного минимума содержания Госстандарта по музыке, реализуют принцип динамичного освоения материала по пути все более полного, всестороннего и целостного его охвата. Последний принцип осуществляется в опоре на методы постепенности и последовательности («шаг за шагом»), «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне). Именно он стал основой тематической концепции программы и УМК «Музыка», разработанной коллективом ученых под научным руководством автора этих строк.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

397

Таким образом, учащиеся овладевают системными знаниями и умениями в одной из сложных и обширных областей музыки - полифонии.

Примечание

1 Отнесение органной хоральной прелюдии фа минор И.С. Баха к области полифонических произведений возможно на основании классификационных признаков, приведенных в статье Т. Кюрегян «Хоральная обработка». В соответствии с одним из них, обработкой полифонического склада можно считать произведение, в котором «сопровождающие голоса обычно бывают связаны с хоралом, реже не зависят от него. Они свободно контрапунктируют хоралу и друг другу.» [2, с. 50]. Именно свободное контрапунктирование трех самостоятельных голосов в их тесном взаимодействии является характерной чертой прелюдии фа минор.

Библиографический список

1. Алеев В.В. Музыка. 3 кл.: учеб. для общеоб-разоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. 4-е

изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 112 с.

2. Кюрегян Т. Хоральная обработка // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 6. - М.: Сов. энциклопедия, 1982. - С. 50.

3. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ. -М.: Практика, 2001. - 1095 с.

4. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 6-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2008. - 96 с.

5. Науменко Т.И. Музыка. 5 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 192 с.

6. Науменко Т.И. Музыка. 6 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 160 с.

7. Науменко Т.И. Музыка. 7 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 160 с.

8. Сборник нормативных документов. Искусство / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 64 с.

А.К. Павлов ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются особенности создания системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе; актуализируется задача формирования культуры управления жизнедеятельностью образовательного учреждения в условиях профильного обучения; характеризуются педагогические условия управления профильным об/учением с позиции системного подхода.

Ключевые слова: системный подход, профильная школа, профильное обучение, управление профильной школой, управление профильным обучением, педагогические условия.

В данной статье представлены теоретические и практические основания создания системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе.

Система профильного обучения включает в себя следующие элементы: выпускники 9-х классов основной школы, учителя, оборудование, программно-методическое обеспечение, нормативно-правовая база, внутренняя и внешняя информация о требованиях к созданию системы профильного обучения и его состояния в школе, организационные, мотивационные, финансовые ресурсы, необходимые для ведения данной системы, а также время, распределяемое на процессы её введения, поддержание функционирования и дальнейшее развитие.

При создании системы профильного обучения основные требования, важные для её эффективного функционирования, задаются внешней средой. К этим требованиям относятся: результаты образования, исходящие от государства, родителей, учащихся, системы среднего специального и высшего профессионального образования, производства, и требования, исходящие от сети учреждений, в которые интегрирована школа.

Требования, предъявляемые внешней средой к профильной школе, в определённых ситуациях будут достаточно высокими и жёсткими, что объясняется наличием конкуренции между школами со сходными профилями и непрерывным развитием требований высшей школы. Эти требования к выходу системы будут служить суще-

398

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© А.К. Павлов, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.