Научная статья на тему 'ПОЛИФОНИЯ ФОРМ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ'

ПОЛИФОНИЯ ФОРМ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАРАДИГМА JITT / ПЕТЛЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ / УСТАНОВКА НА GROWTH MINDSET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Ирина И.

Концепт оценивания рассматривается компаративно: в контексте философии и педагогики. Глобальная цель формирующего оценивания - способствовать улучшению результатов познавательной деятельности за счет расширения арсенала процедур оценивания не только предметных, но и метапредметных результатов, что особенно актуально в условиях онлайн- и смешанного обучения. В деятельностной педагогике формирующее оценивание признается непреложным атрибутом эффективного обучения и критически важным умением педагогического форсайта, поскольку предлагает оперативную обратную связь со стороны педагога на всех этапах освоения образовательной программы. Автор на примерах заданий к видеолекциям хостинга TED.com доказывает, что полифония пяти С открывает возможности не просто обучать, но и вдохновлять. В статье прослеживается, в какой степени инвертируется не только образовательный курс, но и модель оценивания; выявлена готовность преподавателя к необходимой адаптации учебного плана. Автором предложен четкий алгоритм реализации модели формирующего оценивания в парадигме Just in Time Teaching (JiTT): видеолекции - сотрудничество в аудитории - наблюдение - обратная связь - оценка. Ресурсно предлагается материал “Effort grading” группы Mazur Group JiTT Rubric с практическими рекомендациями. Приводятся результаты опроса студентов-экономистов по их восприятию формирующего оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцова Ирина И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYPHONY OF FORMATIVE ASSESSMENT FORMS

The postulation of assessment is tackled comparatively: in the realms of philosophy and pedagogy. The global mission of formative assessment is to enhance the results of cognitive activity by expanding the array of assessment procedures not only for subject, but also for meta-subject results, which is crucially important in online and blended learning. In activity pedagogy, formative assessment is recognized as an indispensable attribute of effective learning and a critical skill of pedagogical foresight, since it holds forth prompt feedback from the teacher at all stages of mastering the educational program. On the examples of tasks for video lectures hosted by TED.com., the author proves that the polyphony of five Cs opens up opportunities not only to teach, but also to inspire. The article traces the extent to which not only the educational course, but also the assessment model can be inverted; reveals a teacher’s readiness for the necessary curriculum adaptation. The author proposes a clear algorithm for implementing the formative assessment model in the Just in Time Teaching (JiTT) paradigm: videolectures - classroom collaboration - observation - feedback - evaluation. The ‘Effort grading’ material of the Mazur Group JiTT Rubric is offered as a resource with practical recommendations. The article features the results of students-economists’ survey on their perception of formative assessment.

Текст научной работы на тему «ПОЛИФОНИЯ ФОРМ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ»

УДК 37.091.4

DOI: 10.28995/2073-6398-2022-3-78-91

Полифония форм формирующего оценивания

Ирина И. Воронцова

Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, iravorontsova1@gmail.com

Аннотация. Концепт оценивания рассматривается компаративно: в контексте философии и педагогики. Глобальная цель формирующего оценивания - способствовать улучшению результатов познавательной деятельности за счет расширения арсенала процедур оценивания не только предметных, но и метапредметных результатов, что особенно актуально в условиях онлайн- и смешанного обучения. В деятельност-ной педагогике формирующее оценивание признается непреложным атрибутом эффективного обучения и критически важным умением педагогического форсайта, поскольку предлагает оперативную обратную связь со стороны педагога на всех этапах освоения образовательной программы.

Автор на примерах заданий к видеолекциям хостинга TED.com доказывает, что полифония пяти С открывает возможности не просто обучать, но и вдохновлять.

В статье прослеживается, в какой степени инвертируется не только образовательный курс, но и модель оценивания; выявлена готовность преподавателя к необходимой адаптации учебного плана. Автором предложен четкий алгоритм реализации модели формирующего оценивания в парадигме Just in Time Teaching (JiTT): видеолекции - сотрудничество в аудитории - наблюдение - обратная связь - оценка. Ресурсно предлагается материал "Effort grading" группы Mazur Group JiTT Rubric с практическими рекомендациями.

Приводятся результаты опроса студентов-экономистов по их восприятию формирующего оценивания.

Ключевые слова: формирующее оценивание, практико-ориенти-рованные задания, формы интеллектуальной деятельности, парадигма JiTT, петля отрицательной обратной связи, установка на growth mindset

Для цитирования: Воронцова И.И. Полифония форм формирующего оценивания // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 3. С. 78-91. DOI: 10.28995/2073-6398-2022-3-78-91

© Воронцова И.И., 2022

Polyphony of formative assessment forms Irina I. Vorontsova

Russian State University for the Humanities Moscow, Russia, iravorontsova1@gmail.com

Abstract. The postulation of assessment is tackled comparatively: in the realms of philosophy and pedagogy. The global mission of formative assessment is to enhance the results of cognitive activity by expanding the array of assessment procedures not only for subject, but also for meta-subject results, which is crucially important in online and blended learning. In activity pedagogy, formative assessment is recognized as an indispensable attribute of effective learning and a critical skill of pedagogical foresight, since it holds forth prompt feedback from the teacher at all stages of mastering the educational program.

On the examples of tasks for video lectures hosted by TED.com., the author proves that the polyphony of five Cs opens up opportunities not only to teach, but also to inspire.

The article traces the extent to which not only the educational course, but also the assessment model can be inverted; reveals a teacher's readiness for the necessary curriculum adaptation. The author proposes a clear algorithm for implementing the formative assessment model in the Just in Time Teaching (JiTT) paradigm: videolectures - classroom collaboration - observation -feedback - evaluation. The 'Effort grading' material of the Mazur Group JiTT Rubric is offered as a resource with practical recommendations.

The article features the results of students-economists' survey on their perception of formative assessment.

Keywords: formative assessment, practice-oriented tasks, forms of intellectual activity, JiTT paradigm, negative feedback loop, growth mindset driver

For citation: Vorontsova, I.I. (2022), "Polyphony of formative assessment forms", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 3, pp. 78-91, DOI: 10.28995/2073-6398-2022-3-78-91

Введение

Бывает, что в школе не ограничивают число попыток правильного ответа и не снижают оценок за неправильный. В жизни - не бывает, заявлял Билл Гейтс1. Контекстуально концепт оценки (оценивания) неоднозначен: в философии - это высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную цен-

1 25 цитат Билла Гейтса о жизни и работе [Электронный ресурс]. URL: https://fabiosa.ru/25-tsitat-billa-gejtsa/ (дата обращения 17 апреля 2022).

ность какого-то объекта2; в педагогике - выраженное в числе или словесно мнение проверяющего лица (преподавателя) об уровне знаний (качестве работы) обучающегося.

В конце 1990-х гг. английские педагоги-реформаторы выражали мнение, что оценивание должно помогать и преподавателю, и студенту совершенствовать свои действия. В деятельностной педагогике концепция формирующего оценивания - formative assessment, на сегодня признанная неотъемлемой частью эффективного обучения, начала оформляться с 1960-х гг., хотя можно предположить, что в различных формах оно использовалось с момента изобретения самого преподавания. Майкл Скривен, противопоставляя суммативное (итоговое) и формирующее (обучающее) оценивание, доказывал, что проводнику формирующего оценивания - в данном случае преподавателю - для перехода от теории оценки к практике оценивания необходимо новое мышление, т. е. способы воплощения целей и потребностей в практику [Scriven 1967]. М.А. Пинская так формулирует тезу формирующего оценивания: педагог в роли контролера-монополиста должен раскрыть обучающемуся критерии оценивания, вручить инструменты оценивания и сделать возможным использование им результатов оценивания в своих ин-тересах3. Исследователь подчеркивает исключительную важность систем оценивания и самооценивания как естественного механизма саморегуляции образовательного процесса [Пинская 2010, с. 179].

Общая цель формирующего оценивания в том, чтобы прослеживать динамику приобретения знаний, развития компетенций и роста мотивации студентов, выявлять критические в когнитивном плане моменты, о которых ни педагоги, ни студенты без такого оценивания не узнали бы, и проводить соответствующую коррекцию, предоставляя оперативную обратную связь, позволяющую каждой стороне совершенствовать свои действия. С.В. Лосева рассматривает формирующее оценивание как диагностику, обеспечивающую дальнейшее движение без пробелов в знаниях [Лосева 2018].

2 Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. С. 122.

3 Пинская М.А. Повышение мотивации обучающихся с помощью технологии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС. 2018 [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/11/02/povyshenie-motivatsii-obuchayushchihsya (дата обращения 7 апреля 2022).

Потенциал формирующего оценивания допускает со стороны преподавателя возможность непосредственно в процессе обучения:

- обеспечивать деятельностную позицию и познавательную мотивацию студентов, при которой они способны самостоятельно прогнозировать этот процесс, разделяя с преподавателем ответственность за его результативность, что является важнейшим компонентом личностно-ориентиро-ванного подхода [Федоров 2014];

- ориентировать студентов на внутреннюю ценность обучения, перспективу практического приложения получаемых знаний, а не на оценки или внешние награды;

- сравнивать сегодняшние результаты студентов с их предыдущими результатами, чтобы вносить коррективы в содержание и методы обучения.

Знаменательно, что формирующей оценку делает не структура задания или техника его выполнения, а методика ее использования в этом двустороннем процессе - in-process teaching and assessing. И она непременно преподносит некоторые сюрпризы! В 1968 г. психолог-педагог Д. Осубель пожаловал педагогическому сообществу каламбур:

The most important single factor influencing learning is what a learner already knows.

Единственно критичный влияющий на учение фактор - это то, что обучающийся уже знает [Ausubel 1968].

Актуальность проблемы исследования

Формирующее оценивание - по сути, неотъемлемый компонент персонализации учебных потребностей отдельных студентов - становится, таким образом, архиважным умением педагогического форсайта (от англ. Foresight) - проактивной технологии в образовании, инновационного инструмента моделирования будущего.

Изменившаяся ситуация, обусловленная пандемией COVID-19, несомненно, выступила триггером перевернутой структуры курса обучения иностранному языку. Насколько это повлияло на другие факторы, например, изменились ли принципы оценивания работы студентов? Обращаясь к новым педагогическим технологиям, преподаватели стремились не просто найти

компенсацию вынужденной изоляции студентов друг от друга, но и воодушевить их. Доктор философии Нил Деграсс Тай-сон полагает, что самые лучшие педагоги вдохновляют своих учеников страстью к преподаваемому ими предмету. Исполнившись вдохновения, студент продолжает сам изучать пред-мет4. Не уроки важны, а страсть к познаниям, писал и Валентин Пикуль5.

Что действительно вдохновляет? Наряду с четырьмя C: cooperation - сотрудничество, communication - общение, critical thinking - критическое мышление и creativity - творчество, определенными как важнейшие навыки XXI в., обучающимся необходимо пятое C: выбор - choice - ситуация, когда им доступно множество учебных действий, разработанных с учетом множества различных стилей обучения - что-то вроде smorgasbord -шведского стола.

Полифония пяти С требует перехода от teacher-centered class на student-centered class. Позиция преподавателя смещается -вместо sage on the stage (оракула на сцене) он скорее превращается в guide on the side (ненавязчивого проводника) [King 1993]. Именно такая позиция открывает возможности не просто обучать, но и вдохновлять. Сама ситуация создает своего рода парадокс: сойдя с пьедестала, преподаватель непостижимым образом обретает больший авторитет как наставник, высвободивший ресурсы для использования мощнейших методов обучения. Ум - это не сосуд, который нужно наполнить, это дерево, которое нужно воспламенить, считал Плутарх.

Примером может служить задание, в котором студенты на основе выложенного преподавателем информационного источника, скажем, видеолекции медиахостинга TED.com,

- создают ментальную карту (Mind Map);

- составляют лаконичные тезы, определяющие основной посыл видеолекции;

- представляют исследовательское предложение для обратной связи - turn in a research proposal for feedback, например, Debate on the quotation: "Price is what you pay. Value is what you get." - Warren Buffett или Here are some value proposition examples. A value proposition clarifies the upsides of your products or services. Choose one to find what you think makes it so unique and compelling:

4 Neil de Grasse Tyson. Global Ideas from Pluto's Challenger: Interview with Marina Leight // Converge Magazine. 2009. May 21.

5 Пикуль В. Фаворит. М.: Вече, 2021. 512 с.

1. Uber - The Smartest Way to Get Around...

2. Apple iPhone - The Experience IS the Product.

3. Digit - Save Money Without Thinking About It.6

Практика преподавания автора убеждает, что студенты вполне могут забыть слова или действия педагога, но в их памяти останутся чувства и ощущения, вызванные отношением к ним, единением в работе и атмосферой в аудитории, неважно, онлайн или офлайн.

Материалы и методы

Опрос бакалавров факультета экономики ИЭУП РГГУ в конце осеннего семестра 2021/22 учебного года, имеющий целью выявить их мнение об эффективности формирующего оценивания, послужил автору методом исследования форм оценивания динамики познавательной деятельности студентов в локусе видеолекций TED.com.

Невозможно полностью сменить формат передачи знаний (традиционный класс - инвертированный класс; офлайн-онлайн) и оставить все остальные параметры прежними. Невозможно учить по-новому и в то же время оценивать по-старому. Если не налажен процесс обратной связи: осознание того, что усваивается и что теряется, можно с горечью констатировать, что обучение остановилось. Традиционная система оценивания обеспечивает отложенное поступление информации для педагогов и тем самым лишается перспективы, поскольку не способна действенно повлиять на качество обучения; формирующее оценивание призвано оптимально нивелировать этот дисбаланс [Федоров 2014]. Как метафорично выразился эксперт по оценке Пол Блэк,

When the cook tastes the soup, that's formative assessment. When the customer tastes the soup, that's summative assessment7.

Когда повар пробует суп, это формирующая оценка. Когда клиент пробует суп, это итоговая оценка.

6 Официальный сайт TED.com [Электронный ресурс]. Rory Sutherland. URL: https://www.ted.com/talks/rory_sutherland_life_lessons_from_an_ ad_man (дата обращения 21 февраля 2022).

7 Black P., Wiliam D. Assessment and Classroom Learning // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 1998. № 5 (1). P. 7-74. URL: http:// www.informaworld.com/smpp/title~content=t713404048 (дата обращения 2 марта 2022).

Таким образом, инвертируется не только собственно образовательный курс, но и модель оценивания: оценивается не то, насколько студент соответствует требованиям программы, а скорее то, насколько программа соответствует индивидуальной траектории развития возможностей студентов и их потребностям.

Формирующее оценивание в работе с англоязычными медиаформами

Формирующее оценивание - суть скрининг status quo студентов в определенный момент - для отслеживания прогресса каждого студента и адаптивной корректировки дидактической стратегии. Одним из главных преимуществ такого типа оценивания является возможность превентивно выявить группы риска.

Использование медиаресурсов, в частности медиахостинга TED, отвечает принципам дуализма: с одной стороны, они предоставляют обучающий материал, с другой - ансамбль оценочных средств.

Как оценить навыки аудирования на английском языке?

Во-первых, заданиями на понимание: для экономистов можно использовать вопросы из учебного пособия «Видеолекции медиахостинга TED Ed в формате перевернутого обучения»8, составить свои или даже попросить сделать это студентов. Ответы могут быть на английском или на русском языке (!), что очень выручит тех, кто хорошо слушает тексты, но пока еще с трудом говорит и пишет по-английски. Например:

Choose the best variant9 1) Keith Chen is:

a) a risk economist;

b) a behavioral economist;

c) a sociologist.

8 Видеолекции медиахостинга TED.Ed в формате перевернутого обучения: Учеб. пособие для обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Авт.-сост. И.И. Воронцова, М.А. Навольнева. М.: РГГУ, 2020. 84 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.lib.rsuh.ru/elib/000014530 (дата обращения 7 марта 2022).

9 Chen K. Could your language affect your ability to save money? [Электронный ресурс]. URL: https://www.ted.com/talks/keith_chen_could_ your_language_affect_your_ability_to_save_money (дата обращения 7 марта 2022).

2) The Professor has formed statistically matched family pairs that are:

a) totally different;

b) partly similar;

c) nearly identical.

3) The benchmarks for comparison were:

a) birth and residence;

b) their business revenues;

c) smoking.

Во-вторых, написанием резюме по теме видеолекции. Можно предложить делать заметки во время просмотра, которые затем использовать в процессе работы над резюме.

В-третьих, созданием динамичных творческих проектов, помогающих студентам применять более высокие уровни таксономии Блума10, - например, на материале видеолекций 'Brand loyalty case study Coca-Cola can change-up'11, 'How Starbucks uses market research to propel the brand'12 и '3 ways to usefully lose control of your brand'13 составить для однокурсников опросы в конструкте сервиса ONLINE TEST PAD14:

How do brand promises affect sales growth?

- Positively.

- Negatively.

Should the ad strategy appear before the brand is created or during its

development?

- In development.

Is it possible to use brand value to create its unique style?

- Yes, many have created unique ideas this way.

- No, these are completely different things, they cannot be combined.

10 Bloom's taxonomy [Электронный ресурс]. URL: https://www.britan-nica.com/topic/Blooms-taxonomy (дата обращения 7 апреля 2022).

11 DeVault, Gigi: Brand loyalty case study Coca-Cola can change-up [Электронный ресурс]. URL: https://www.thebalancesmb.com/brand-loyalty-case-study-coca-cola-can-change-up-2296830 (дата обращения 20 января 2021).

12 DeVault, Gigi: How Starbucks uses market research to propel the brand [Электронный ресурс]. URL: https://www.thebalancesmb.com/starbucks-use-of-market-research-propels-the-brand-2297155 (дата обращения 25 октября 2021).

13 Leberecht, Tim: 3 ways to usefully lose control of your brand [Электронный ресурс]. URL: https://www.ted.com/talks/tim_leberecht_3_ways_ to_usefully_lose_control_of_your_brand#t-375340 (дата обращения 20 октября 2021).

14 ONLINE TEST PAD [Электронный ресурс]. URL: https://onlinetestpad. com/ru (дата обращения 29 января 2021).

Преподавателю имеет смысл заготовить вопросы, на которые трудно ответить без аналитического подхода к материалу, как, например, в заданиях к видеолекции 'The paradox of value'15.

You purchased three bars of chocolate. The utility of purchasing the first bar of chocolate is 10 units. The utility of purchasing the second bar of chocolate is 8 units. The utility of the third bar of chocolate is 6 units. What is the total value or total utility of purchasing two bars of chocolate? three bars of chocolate?

A8 units B18 units C20 units D24 units

Оценка заданий предполагает не только оценивание положительной динамики компетенций студентов, но и позволяет педагогу применять инструменты и методы оценки к эффективности собственной работы, стимулирует готовность адаптировать и корректировать выстроенный план, если в ходе анализа подтверждается, что какие-то его элементы оказываются не действенными [Rapanta et al. 2020]. Разработка новых методов и модернизация существующих, несомненно, используются для дальнейшего обучения студентов, но и преподаватель, контекстуально адаптируя методические приемы, оттачивает при этом профессиональное мастерство. Грамотно выстроенная модель формирующего оценивания служит целям взаимообогащения студента и преподавателя, и, чем больше между ними взаимопонимания и заинтересованности в результате, тем более эффективна технология формирующего оценивания, вполне обоснованно отмечает Р. Федоров [Федоров 2014].

Например, в парадигме Just in Time Teaching (JiTT) Грегора Новака16 материализуется концепция обучения «точно в срок», т. е. новый материал предлагается только после усвоения предшествующего. На этом этапе можно попросить студентов выполнить задания, аргументируя свои размышления, что помогает им тренировать использование релевантной лексики и грамматики, готовиться к более продуктивной и углубленной аудиторной работе в JiTT, насущно подчеркнуть усилия студентов и поощрить развитие рассуждений, а не только добиться правильного ответа.

15 Agarwal, Akshita: The paradox of value [Электронный ресурс]. URL: https://www.ted.com/talks/akshita_agarwal_the_paradox_of_value (дата обращения 07 апреля 2022).

16 Brame C. Just-in-Time Teaching (JiTT). Vanderbilt University Center for Teaching. 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://cft.vanderbilt.edu/ guides-sub-pages/just-in-time-teaching-jitt/ Accessed 7 March 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Comment on the quotes about saving money. Give your reasoning on whether they make sense in your life.

Save money and money will save you

Beware of little expenses; a small leak will sink a great ship

Answer the question:

If the world became vegetarian what would be some of the positive and negative economic, cultural, political and scientific implications?

Схема оценивания

Оценка за каждый вопрос Критерии (студентов просят дать ответ и обосновать его)

0 вопрос оставлен без ответа или ответ неполный

1 ответ дан, но не включает или включает минимальную аргументацию (независимо от правильности)

2 ответ включает аргументацию или обоснование (независимо от правильности)

'Effort grading'

Как оценивать самостоятельную работу студентов в инвертированном обучении? За практическими советами рекомендуется обратиться к ресурсу 'Effort grading', разработанному группой Эрика Мазура в Гарварде (Mazur Group JiTT Rubric)17. Пример:

В начале занятия преподаватель может выдать Admit slip/Entrance ticket - входной билет - и на основании ответов студентов на задаваемые вопросы, демонстрирующих, насколько хорошо они понимают и помнят самостоятельно изученный материал, внести изменения в ход занятия, чтобы разобрать сложный аспект или поработать над закреплением отдельных навыков. Подобным же образом, по окончании занятия преподаватель дает задания, чтобы оценить понимание студентами материала, их затруднения - Exit slip / Exit ticket - билет на выход.

17 The Official Peer Instruction Blog. [Электронный ресурс]. URL: https:// peerinstruction.wordpress.com/2013/02/19/how-to-evaluate-students-effort-on-out-of-class-work-in-a-flipped-class/ (дата обращения 7 марта 2022).

Результаты апробации

Проведенные в конце осеннего семестра 2021/22 учебного года опросы студентов-экономистов об их опыте удаленного обучения иностранному языку, как и ожидалось, показывают, что определяющим фактором того, считали ли они инвертированное обучение эффективным, была политика, связанная с еженедельным выставлением оценок за внеклассную и аудиторную работу. Этот результат лишь иллюстрирует, сколь непреложно оценивание с его мотивирующим либо демотивирующим воздействием инкорпорировано в процесс обучения.

Неподготовленность к аудиторному занятию порождала петлю отрицательной обратной связи - а negative feedback loop: было очевидно, что без выполнения предварительной самостоятельной внеаудиторной работы, включающей просмотр видео и сопутствующие задания, посещение занятия оказывалось достаточно бесперспективным. С самого начала преподаватель направлял студентов в сессионные залы Zoom - Zoom breakout rooms для обсуждения ответов и решения творческих задач в небольших группах по заранее освоенному материалу. В дискуссии доминировали студенты, выполнившие внеклассную работу, в то время как участие неподготовленных студентов не было эффективным. Общие обсуждения на платформе Zoom также не могли быть для них продуктивными.

Проведенный анализ становится триггером рефлексии по целому кругу вопросов: Какие уроки формирующего оценивания можно извлечь в модусе инвертированного обучения иностранному языку? Каковы наиболее острые проблемы формирующего оценивания по английскому языку? Каковы наиболее важные преимущества формирующего оценивания по английскому языку? Каковы отношения между формирующим оцениванием и сквозными навыками?

Выводы и комментарии

Для реализации формирующего оценивания преподаватель может совместно со студентами выбрать несколько форм выполнения оцениваемой работы, требующих различных форм интеллектуальной деятельности, таких как майндмэппинг, викторина/опрос, тест или проект.

Привычную установку на fixed mindset - статичность и неизменность - разумнее заменить установкой на growth mindset -термин, введенный психологом Кэрол Двек [Dweck 2007], трак-

тующей проблемы, неудачи и ошибки как важные составляющие развития интеллекта и способностей. Жалобу студента 'I can't understand this' или 'I'm not good at this' стоит переформулировать, добавив в нее слово yet - пока: 'You can't understand this YET' или 'You're not good at this YET'. Необходимо предоставить студентам обратную связь об их работе в виде четких и простых рекомендаций корректирующих мер: определенных заданиях для выполнения дома или в аудитории; совместной работе с помощью более продвинутого студента; участия в групповом проекте, где можно проявить себя в роли организатора или составителя навигации, что окажет психологическую поддержку.

В качестве самостоятельной внеаудиторной работы видится целесообразным предложить студентам самим составить несколько заданий с использованием осваиваемой лексики (составление словосочетаний, соответствие дефиниций и терминов или начала и завершения предложений, заполнение пропусков и т. д.). Это challengе, работа в большей степени не на оценку, а на диагностику и оттачивание навыков. Можно посоветоваться со сверстниками, поработать с учебными и справочными материалами, просто поискать в сети. Никаких ограничений!

Диагностическое оценивание понимания изученной темы предполагает аудиторные дискуссии; графические органайзеры и диаграммы KWL (Know / Want to know / Learned - знаю / хочу знать / узнал); ментальные карты; тематические исследования. Оценивание прогресса осуществляется сравнением результатов в начале и в конце учебного блока, вовлекающим рефлексию как вид учебной работы. Кроме того, рефлексия превращается в инструментарий мониторинга эмоционального состояния обучающихся, позволяя педагогу способствовать созданию благотворной атмосферы на занятии, что проецируется на удовлетворенность студентов качеством образования - один из ключевых параметров рейтинга университета.

Заключение

Обучающее оценивание вовлекает в процесс самих студентов, стимулирует их разрабатывать собственные оценки конкретных образовательных достижений, развивая таким образом ценнейшие навыки критического мышления и решения проблем. Суть в том, что после освоения одной темы студенты готовы к изучению следующей и продвигаются на более сложный модуль - Just in Time Teaching (JiTT).

В условиях смешанного обучения множеством преимуществ обладает разработка оценок, которые подвигают к сотрудничеству в коллективных работах, сколь такого рода оценивание ни было бы сложным для координации и выполнения.

Включение в занятие по иностранному языку техник формирующего оценивания - это вызов времени. Новые образовательные стандарты требуют от преподавателя расширения арсенала процедур оценивания: не только предметных, но и метапредмет-ных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных. Установка «я могу» приводит к положительному результату, установка «я не могу» дает нулевой результат, замечал французский философ Жан-Поль Сартр. Формирующее оценивание помогает раскрыть скрытый потенциал обучающихся в овладении иностранным языком и является одним из наиболее эффективных средств повышения уровня образовательных результатов.

Литература

Лосева 2018 - Лосева С.В. От формирующего оценивания к оценке качества обучения // Интерактивная наука. 2018. № 4 (26). С. 42-45.

Пинская 2010 - Пинская М.А. Формирующее оценивание и качество образования // Народное образование. 2010. № 1. С. 179-185.

Федоров 2014 - Федоров Р.Ю. Модель формирующего оценивания в структуре балльно-рейтинговой системы и условия ее реализации в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-12. С. 2740-2744.

Ausubel 1968 - Ausubel D. Educational psychology: a cognitive view. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1968. 685 р.

Dweck 2007 - Dweck C. Mindset: The New Psychology of Success. New York: Ballan-tine Books, 2007. 320 p.

King 1993 - King A. From sage on the stage to guide on the side // College teaching. 1993. Vol. 41. № 1. P. 30-35.

Rapanta et al. 2020 - Rapanta C, Botturi L., Goodyear P., Guardia M.K. Online University Teaching During and After the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity // Post digital Science and Education. 2020. № 2. Р. 923-945.

Scriven 1967 - Scriven M. The methodology of Evaluation // Perspectives of Curriculum Evaluation / Ed. by R. Tyler, R. Gagné & M. Scriven, (AERA Monograph Series on Curriculum Evaluation. No. 1). Chicago: Rand McNally, 1967. P. 39-83.

Полифония форм формирующего оценивания References

Ausubel, D. (1968), Educational psychology: a cognitive view, Holt, Rinehart and Winston, New York, USA.

Dweck, C. (2007), Mindset: The New Psychology of Success, Ballantine Books, New York, USA.

Fedorov, R.Yu. (2014), "A formative assessment model in a point-rating system and the terms for its implementation in a higher educational establishment", Fundamen-tal'nye issledovaniya, no. 11-12, pp. 2740-2744.

King, A. (1993), "From sage on the stage to guide on the side", College teaching, vol. 41, no. 1, pp. 30-35.

Loseva, S.V. (2018), "From formative assessment to assessment of the quality of training", Interactive science, no. 4 (26), pp. 42-45.

Pinskaya, M.A. (2010), "Formative assessment and quality of education", Public education, no. 1, pp. 179-185.

Rapanta, C., Botturi, L., Goodyear, P. and Guardia, M.K. (2020), "Online University Teaching During and after the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity", Postdigital Science and Education, no. 2, pp. 923-945.

Scriven, M. (1967), "The methodology of Evaluation", R. Tyler, R. Gagné & M. Scriven (eds.), Perspectives of Curriculum Evaluation (AERA Monograph Series on Curriculum Evaluation, no. 1), Rand McNally, Chicago, USA, pp. 39-83.

Информация об авторе

Ирина И. Воронцова, кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; iravorontsova1@gmail.com

Information about the author

Irina I. Vorontsova, Cand. of Sci. (Philology), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; iravorontsova1@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.