Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (1), с. 381-385
УДК 811.161.1
ПОЛИАСПЕКТНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ
© 2012 г. Е.Н. Широкова
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Поступила в редакцию 23.01.2012
Художественное время рассматривается как текстопорождающая и смыслоформирующая текстовая категория. На примере рассказа В.П. Астафьева «Падение листа» описывается полиаспектность темпоральной структуры художественного текста как средство индивидуально-авторской концептуализации времени. Обосновывается мнение автора о том, что художественное время не имеет полевой организации.
Ключевые слова: художественное время, текстовая категория, темпоральная структура, индивиду-
ально-авторская концептуализация, ряды ключевых
При квалификации художественного времени как текстовой категории должна учитываться неоднородность понятия «время». Так, художественное время коррелирует с онтологическим (реальным) временем, с понятийной (когнитивной) категорией времени (концептуальным временем) и с лингвистическим временем.
Понятийная категория времени является результатом восприятия, осмысления и переживания времени онтологического (реального), в ней аккумулируются неоднозначные и подчас противоречивые представления о времени, сложившиеся на основе мифологического, религиозного, обыденного и научного сознания. В силу этого понятийная категория времени имеет полиаспектный характер. Художественное время формируется на основе понятийной категории времени, поэтому характерной чертой художественного времени является его семантическая неоднородность и полиаспектность. Лингвистическое время выступает репрезентантом как понятийной категории времени, так и художественного времени.
Разные исследователи описывают неодинаковый набор составляющих (субкатегорий, аспектов, планов, пластов) художественного времени, нередко представленный в виде коррелятивных пар. Так, выделяются фактическое время - изображенное время, субъективное время -объективное время, сюжетное время - авторское время, читательское время - исполнительское время [1, с. 235-241], сюжетное время, авторское время, читательское время, индивидуальное время персонажей [2, с. 15, 53], авторское время - сюжетное время, переживаемое время - фоновое время [3, с. 537], сюжетное
слов, аксиологическая оппозиция.
время - фабульное время, авторское время -время персонажей, историческое время - бытовое время, сценическое время и драматическое время [4, с. 130; 5, с. 58], реальное художественное время и ирреальное художественное время [6, с. 166-215], а кроме того, биографическое время [7, с. 240] и эмотивное время [8].
Г.А. Золотова выделяет три временных плана: «между говорящим лицом, созданным им текстом и отображенным в тексте миром возникает в объемном темпоральном пространстве текста соотношение трех временных планов» [9, с. 11]. Эти планы представлены «временем в мире» - Т1, «временем в тексте» - Т2, временем перцептивным, то есть «пространственновременной позицией говорящего или перцептора - Т3» [9]. «Остается возможность выделить и Т4 - время читателя, слушателя, реакции которого вовлекаются в текст некоторыми авторами, но вернее думать, что роль этого времени целиком программируется автором в пределах Т3» [9].
Полиаспектная категория художественного времени является одним из средств создания виртуальной реальности художественного текста. «Главное, что стоит за термином “виртуальная реальность” - это характеристика особой природы того феномена, который создается посредством художественного текста. Он есть и его нет, он материален и бесплотен, он объективен и субъективен, он рождается в те минуты, пока читатель держит в руках книгу, и исчезает, чтобы затем возникнуть вновь в ином читательском восприятии. Это воображаемый мир. В нашем сознании он существует на равных с миром абсолютно материально-предметным...» [10, с. 35-36]. При этом «создаваемая посредст-
вом слова «виртуальная реальность» конструируется как образ мира («сокращенная Вселенная»), то есть как модель мироустройства (выделено автором. - Е.Ш.)» [10, 37].
Виртуальная реальность текста моделируется на основе «прототипического мира», представляющего собой совокупность коллективного опыта. «Причем “прототипический мир” не существует в реальном мире. “Прототипический мир” задан как коррелят реального мира в концептуальном пространстве» [11, с. 51]. По отношению к художественному времени таким прототипом и является понятийная категория времени.
Д.С. Лихачев выводит за пределы понятия «художественное время» проблему концептуализации времени. В частности, ученый пишет, что «художественное время - это не взгляд на проблему времени, а само время» [1, с. 234]. И далее: «.художественное время - явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое время, и философское его понимание писателем» [1, с. 234]. Однако нам близка точка зрения тех исследователей, которые концептуализацию времени также включают в объем понятия «художественное время». Так, Н.А. Николина отмечает, что художественное время - «это способ организации эстетической действительности произведения, его внутреннего мира и одновременно образ, связанный с воплощением авторской концепции, с отражением именно его картины мира» [4, с. 122]. Художественное время не просто устанавливает связь содержания с осью времени, но и создает образ времени, апеллирует к восприятию в определенной культурно-истори-ческой общности [3, с. 537].
О ценностной составляющей хронотопа писал М.М. Бахтин: «Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный момент» [7, с. 391]. При этом художественное время и пространство являются производными от авторской концептуализации этих категорий: «в художественном произведении отношения категорий “пространство / время” производны от мировоззрения и мировосприятия художника» [12, с. 58], а их смысловое единство «осуществляется не только языковыми средствами, но и концептуальной структурой текста, которая формируется ассо-циатами, имеющими как эксплицитные, так и имплицитные смыслы» [13, с. 290-291].
Т.В. Романова, исследующая текстовые категории времени и пространства в когнитивном аспекте, отмечает модусно-оценочный потенциал данных категорий, обусловленный интерпретирующей функцией человеческого сознания [14, с. 252]. При этом в индивидуальноавторской картине мира категории пространства и времени являются результатом вторичной концептуализации и категоризации [14, с. 253], что обусловливает их функционирование в художественной речи в качестве этических категорий [14, с. 255].
Кроме того, для некоторых жанров, например эпоса, характерно осмысление многих понятий времени, таких как «начало», «предок», «бывший раньше», как ценностно-временных категорий [15, с. 458]. В то же время в современной прозе концептуализация времени может быть связана с репрезентацией абсурдности существующего мира [16].
Итак, художественное время - это не только особый способ познания мира и средство моделирования виртуальной реальности художественного текста, но и способ индивидуальноавторской концептуализации времени.
Одним из способов концептуализации времени является противопоставление «в структуре текста разных временных планов и аспектов времени» [4, с. 139]. Важную роль при этом играют модели времени. Так, исследуя историю культуры, М.Ю. Лотман отмечает, что «сюжет понятие синтагматическое и, следовательно, связано с переживанием времени. Поэтому мы сталкиваемся с двумя типологическими формами событий, соответствующими двум типам времени: циклическому и линейному» [17, с. 276]. По наблюдению исследователя, в диахроническом аспекте эти два типа временной организации текстов выступают как конфликтующие структуры. Исходно доминирующим текстопорождающим типом времени является свойственное мифологическому сознанию циклическое время. Постепенно на смену ему приходит линейное время. Этот процесс сопровождается глубокой перестройкой текстов, в частности, появляются такие текстовые категории, как категории начала и конца [17, с. 277-279 и 283]. Кроме того, с появлением художественных текстов осуществляется переход к иному характеру соотнесенности этих текстопорождающих структур: циклическое и линейное время располагаются уже «не иерархически, то есть на разных уровнях, а диалогически - на одном» [17, с. 289]. Благодаря этому «художественное повествование оказывается наиболее гибким и эффективным моделирующим устройством, способным целостно описывать весьма сложные структуры и ситуации» [17, с. 289].
Вместе с тем полиаспектность художественного времени, на наш взгляд, свидетельствует о том, что данная текстовая категория не имеет полевого строения и языковые средства организации художественного времени не могут быть ранжированы по принципу центр-периферия.
Рассмотрим полиаспектную темпоральную структуру текста на примере рассказа В.П. Астафьева «Падение листа» (Здесь и далее цит. по: [18]).
Кроме редуцированного событийного ряда сюжетного времени, организованного линейной моделью времени с помощью видо-временных форм глагола, в «Падении листа» представлены историческое, природное, экзистенциональное и космическое время, репрезентированные циклической моделью времени и участвующие в формировании аксиологических оппозиций рассказа, одной из которых является оппозиция жизнь человечества /жизнь природы.
Первый член оппозиции представлен историческим (социальным) временем, которое в авторской интерпретации приобретает негативную окраску. Циклическая модель времени, организующая этот его аспект, эксплицируется лексическим повтором глагола повторяться и темпоральным показателем во все времена. Субъекты этого повторяющегося процесса выражены абстрактными существительными (безобразное, жадное, злое), а также перечислительными рядами, включающими личные существительные (тысячи и тысячи - ублюдков, костоломов, психопатов, чванливых самозванцев), имя собственное (инквизитор Тор-квемада) и антономазии (припадочный фюрер и великий кормчий), и имеют негативную оценочную коннотацию. Кроме того, негативная авторская оценка репрезентируется сочетающимися с этими именами глагольными формами с метафорическим и оценочным значением:
...Безобразное, жадное, злое является вроде бы само собой, расталкивая всех и вся; ...И все они, начиная от инквизитора Торквемады, дубиной проламывавшего неразумным черепа, чтобы вбить в них самую справедливую веру в господа,. пытались искоренить людские «заблуждения»; ... Но эти вместо бога вбивали уже себя, и не дубьем - новейшим оружием и все той же вроде бы ветхой, однако во все времена пригодной моралью: дави слабого, подчиняй и грабь ближнего; Повторялись «отцы-благодетели», повторялся смысл и дух новых нравоучений, от которых все так же отвратительно смердило древней казармой и балаганом...
Таким образом, ключевым смыслом этого композиционного фрагмента текста является смысл повторяемость зла.
Второй член оппозиции представлен циклической моделью природного времени, которая соотносится с семантическим полем, эксплицированным словами вечное обновление, возрождение, продолжение, и имеет положительную ценностную коннотацию, репрезентированную лексемами радость и тепло.
Оппозиция исторического и природного времени выражается также с помощью синтаксического параллелизма конструкций, включающих лексему миг: всего лишь миг космического времени / всего лишь миг нескончаемой жизни. В историческом времени миг является репрезентантом бренности человеческой жизни, в природном времени миг - это настоящее, коррелирующее с вечностью.
Таким образом, жизнь человечества, протекающая в историческом времени, и жизнь природы, связанная с природным временем, оказываются противопоставленными по аксиологиче-ски значимым признакам злое / доброе, бренное / вечное, повторяемость / возрождение.
Вместе с тем интегральными компонентами членов оппозиции жизнь человечества / жизнь природы являются смыслы «жизнь» и «Земля». При этом мерой человеческой жизни (экзистен-ционального времени) является год, исчисление которого связано с вращением планет. Поэтому экзистенциональное время также представлено циклической моделью, ключевым словом которой является круг. В основе этой модели лежит традиционная метафора: каждый год прожитой человеческой жизни - это круг, который замыкается осенью, символизирующей увядание. С каждым прожитым кругом человек приближается к отведенному ему пределу бытия. Кроме метафоры, повторяемость событий репрезентируется с помощью лексических темпоральных показателей (круг, еще один, год, осень).
Интегральным компонентом экзистенцио-нального времени, исторического времени человечества и природного времени является их подчиненность космическим ритмам, их включенность в космическое время:
...Сама Земля, приняв форму листа, легко и празднично кружилась, летела среди звезд, планет и там, в неизведанных еще далях, продолжилась в стремительном движении неведомых нам миров.
Таким образом, в рассказе с помощью циклических моделей времени представлены три семантических плана - «жизнь природы», «жизнь человечества» и «жизнь космоса», между которыми устанавливаются иерархические отношения. Так, планы «жизнь природы» и «жизнь человечества» организуют семантический блок «жизнь Земли»; последний, в свою
очередь, входит в семантический план «жизнь космоса». Соотнесенность и взаимодействие этих планов определяется не только их организацией с помощью циклической модели времени, но и рядами ключевых слов.
Ключевые слова рассказа связаны с семантическим комплексом «движение» и представлены тремя рядами - рядом с ключевыми словосочетаниями падение листа, падает лист; рядом с ключевыми словами круг, кружить; рядом с ключевым словом улететь. Ряды ключевых слов соотносят фикционально-референт-ный план рассказа, организованный линейной моделью времени, с включенными в него фрагментами, представленными циклическим временем; и по мере перехода из одного семантического плана в другой в результате синтагматических, парадигматических, деривационных и ассоциативных связей приобретают дополнительные семантические приращения. Так, при включении в семантическое поле «жизнь природы» ключевые слова и их дериваты используются в системных значениях: падение листа, падает лист, кружился и опадал лист, парящий в воздухе листок, полет [листа].
В семантическом поле «жизнь человечества» ключевые слова и их дериваты становятся репрезентантами экзистенционального времени, которое эксплицируется не только языковыми метафорами круг жизни, улетающие дни, но и символическим употреблением слова падение: когда-то закончим свой век падением. При этом ключевые слова разных рядов взаимодействуют в метафоре, выражающей скоротечность человеческой жизни: улетающему одиноким листом еще одному году моей жизни.
Причем экзистенциональное время в рассказе соотносится с историческим (социальным), и в результате пересечения этих времен формируется аксиологическая оппозиция смысл жизни / явь бытия: Как воссоединить простоту смысла жизни со страшной явью бытия?
При включении в семантическое поле «жизнь космоса» ключевые слова метафоризи-руются, становятся средством создания развернутых индивидуально-авторских метафор, означивающих антиномии жизнь / смерть, вечное / временное, в которых заключается тайна жизни человека:
Остается лишь томиться непонятной человеческой тоской и содрогаться от внезапности мысли о тайне нашей жизни. Страшась этой тайны, мы все-таки упорно стремимся ее отгадать и улететь, непременно улететь куда-то. Может быть, туда, откуда мы когда-то слетели живым листом на маленькую зеленую планету?
Кто скажет нам об этом? Кто утешит и успокоит нас, метущихся, тревожных, слитно со всей человеческой тайгой шумящих под мирскими ветрами и в назначенный час по велению того, что зовется судьбою, одиноко опадающих на землю?
Итак, в произведении тесно взаимодействуют фрагменты текста, организованные по линейной и циклической моделям времени. Это взаимодействие оказывается не только композиционно, но и концептуально значимым. Так, с помощью моделей времени соотносятся фик-ционально-референтный и концептуальный планы произведения. На основе корреляции этих планов формируется смысл текста. При этом каждый композиционно значимый фрагмент темпоральной структуры текста имеет определенное темпоральное значение, соотносительное с одним из аспектов понятийной категории времени. Каждое из этих значений репрезентируется собственным, специфическим для данного рассказа, комплексом языковых средств.
Таким образом, в художественном произведении модели времени выполняют текстопорождающую функцию - организуют темпоральную структуру художественного произведения, а также участвуют в концептуализации времени. При этом значимой оказывается именно корреляция повествовательных планов, организованных разными моделями времени и соотносящихся с разными аспектами времени. Основным средством формирования темпоральных планов текста, организованных линейной моделью времени, являются текстовые функции ви-до-временных форм глагола. Существенную роль в репрезентации темпоральных отношений, отображающих циклическую модель времени, играют, кроме морфологических, лексические и синтаксические средства и разноуровневые повторы. Корреляция разноуровневых средств языка, которые эксплицируют аспекты времени, представленные разными моделями времени, делает проблематичным ранжирование языковых средств по принципу полевой организации.
Список литературы
1. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Худож. лит-ра, 1971. 303 с.
2. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). М.: Высш. шк., 1979. 219 с.
3. Матвеева Т.В. Текстовое время // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2006. С. 536-539.
4. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. 256 с.
5. Николина Н.А. Время в драме А.Н. Островского «Гроза» // Русский язык в школе. 2003. № 3. С. 58-64.
6. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. М.: Едиториал УРСС, 2002. 368 с.
7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 234-407.
8. Широкова Е.Н. Типология эмотивного времени // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 1. С. 215-219.
9. Золотова Г.А. Категория времени и вида с точки зрения текста // Вопросы языкознания. 2002. № 3. С. 8-29.
10. Лейдерман Н.Л. Текст и образ // Мир русского слова. 2005. № 3-4. С. 35-45.
11. Радбиль Т.Б. Языковая аномалия как норма художественного дискурса // Филологические науки.
2006. № 6. С. 50-58.
12. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки. 1994. № 2. С. 58-70.
13. Сидорова Т.А. Мотивированность слов фра-зеологизированной морфемной структуры в современном русском языке (системно-функциональный и когнитивный аспекты). Архангельск: Поморский ун-т,
2007. 368 с.
14. Романова Т.В. Диалектика социального и индивидуального в процессе концептуализации и категоризации времени и пространства в художественной картине мира // Социальные варианты языка - VII: Матер. междунар. науч. конф., Нижний Новгород, 14-16 апреля 2011 г. С. 251-255.
15. Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа) // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 447-483.
16. Широкова Е.Н. Игры со временем в прозе
B. Пелевина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 4 (15). С. 91-96.
17. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2004. С. 150-391.
18. Астафьев В.П. Повести и рассказы. М., 1984.
C. 682-686.
MULTIDIMENSIONAL NATURE OF FICTIONAL TIME AS A MEANS OF THE AUTHOR’S INDIVIDUAL CONCEPTUALIZATION OF TIME
E.N. Shirokova
This article considers fictional time as a text category participating in the organization of a work’s composition and in forming its sense. On the example of V.P. Astafiev’s story «The Fall of the Leaf», the multidimensional nature of a literary text’s temporal structure is described as a means of individual author's conceptualization of time. The author argues that fictional time has no field organization.
Keywords: fictional time, text category, temporal structure, author's individual conceptualization, series of keywords, axiological opposition.