Научная статья на тему 'ПОЛЕЗНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ НАУК: МАТЕМАТИКА И ЭКОНОМИКА'

ПОЛЕЗНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ НАУК: МАТЕМАТИКА И ЭКОНОМИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДИСЦИПЛИН / ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / APPLIED MATHEMATICS / ECONOMIC SCIENCE / COOPERATION OF DISCIPLINES / STUDYING THE PRINCIPLES / MATHEMATIC MODELS / ECONOMIC MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петунина И.А., Логвина А.И.

В работе рассмотрена проблема взаимодействия двух абсолютно различных научных дисциплин - экономики и математики. Выявлены особенности каждой из названных наук. Обоснована идея их неразрывного совместного изучения. Определено отношение современных ученых к новым экономико-математическим методам работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MATHEMATICAL DEPENDENCES IN SOME APPLIED PROBLEMSTHE

The problem of cooperation of two absolutely different disciplines of economics and mathematics is reviewed in the article. The peculiarities of each of the named sciences are revealed. The idea of their inseparable research is justified. The attitude of modern scientists to new economic and mathematic methods is defined.

Текст научной работы на тему «ПОЛЕЗНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ НАУК: МАТЕМАТИКА И ЭКОНОМИКА»

УДК 51-7

Петунина И.А., доктор технических наук

доцент ВАК, профессор кафедра высшей математики Логвина А.И. студент 1 курса учетно-финансовый факультет Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар ПОЛЕЗНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ НАУК: МАТЕМАТИКА И ЭКОНОМИКА Ключевые слова: прикладная математика, экономическая наука, взаимодействие дисциплин, изучение принципов, математические модели, экономическое моделирование.

Аннотация: В работе рассмотрена проблема взаимодействия двух абсолютно различных научных дисциплин - экономики и математики. Выявлены особенности каждой из названных наук. Обоснована идея их неразрывного совместного изучения. Определено отношение современных ученых к новым экономико-математическим методам работы.

Petunina I.A., PhD (Eng), assjciate professor, the professsor of chair Higher

mathematics Logvina A.I., the student 1 course, Registration-financial faculty The Kuban State Agrarian University named after I.T.Trubilin Krasnodar, Russia APPLICATION OF MATHEMATICAL DEPENDENCES IN SOME APPLIED PROBLEMSTHE Keywords: applied mathematics, economic science, cooperation of disciplines, studying the principles, mathematic models, economic modeling.

The summary: The problem of cooperation of two absolutely different disciplines of economics and mathematics is reviewed in the article. The peculiarities of each of the named sciences are revealed. The idea of their inseparable research is justified. The attitude of modern scientists to new economic and mathematic methods is defined.

Экономика и математика - разные самостоятельные дисциплины. Каждая из перечисленных наук имеет свой предмет и объект исследования. Как известно, роль математики - найти порядок в сложной системе нашего мира. Опираясь на данную задачу математики, можно сделать вывод, что предметом ее изучения может быть исследование количества видов

абстрактных связей, охватывающих нас. Именно поэтому математическая наука способна создавать различные аналитические методы приобретения новых знаний об окружающей среде, опираясь на исследование данных связей. Математический аппарат становится многофункциональным инструментом для нахождения решений задач совершенно непохожих отраслей [1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12].

В наши дни большим успехом пользуются те науки и исследования, которые применяют в своей деятельности математический анализ. Возникает вопрос: каким образом применение математики позволяет достигать обширных результатов в изучении физики, химии, психологии, экономики и других не менее важных наук [6, 9, 10, 11, 12].

Если поверхностно рассматривать этот вопрос, то сложно понять, какое отношение к реальной жизни имеют понятия математики, такие как: матрицы, неравенства, уравнения, интегралы. Но если смотреть глубже, то можно выяснить отличительные особенности математики, которые делают ее незаменимой в применении: строгость, которая, не позволяет совершать ошибки; доказательность, которая в очередной раз заставляет нас убедиться в истинности того или иного высказывания. Эти особенности делают математический аппарат многофункциональным элементом наших знаний.

В экономике математика используется довольно недавно, примерно с 30-х годов 18 века, когда Ф. Кенэ впервые создал и опубликовал экономические таблицы. С того времени многие ученые-экономисты использовали в своих трудах математические модели, которые помогали облечь сложные экономические процессы в простую и понятную задачу. Карл Маркс в своих работах очень часто использовал математический аппарат, а именно модель денежного обращения, расширенного и простого воспроизводства.

Нельзя не упомянуть экономическую модель Леонтьева. Она представляет собой метод систематизированного количественного отражения экономических связей между разными отраслями и секторами хозяйственной системы какой-либо страны. Модель «затраты - выпуск» используют как в микро-, так и макроэкономике [7, 9, 11, 12].

В настоящее время взаимодействие математики и экономики немного изменилось за счет внедрения новых информационных технологий, прикладной математики. Математика и экономика имеют одно очень важное общее свойство - они имеют дело с абстрактными понятиями и объектами довольно высокой степени сложности. Экономические отношения, явления и процессы тоже являются экономическими абстракциями, которые не имеют пространственных характеристик. Именно поэтому экономика стала удобной наукой для использования математических решений.

Производство - сложный и отчасти непредсказуемый процесс. Исходя из этого, важность приобретают вопросы нахождения оптимального решения, которое поможет повысить производительность труда (эффективность производства тех или иных благ) и снизить степень риска убыточности

предприятия.

Экономика - это своеобразный эксперимент. Экономические ситуации практически невозможно описать без применения математических методов, позволяющих количественно описать причинно-следственные связи, возникающие между объектами производства, распределения, обмена и потребления. Математические модели дают возможность продумывать многовариантные решения, проводить эксперименты не в реальной жизни, а составляя компьютерную модель. Такой подход позволяет повышать качество принимаемых решений, устанавливать новые закономерности поведения экономических субъектов и объектов [9, 10, 11, 12].

Существует как прямая, так и обратная связь между математической и экономической дисциплинами. Так, создание совершенно нового математического аппарата может позволить экономике смотреть на уже существующие задачи под другим углом, получить новое восприятие ситуации. В то же время, экономика ставит перед математикой новые, еще нерешенные задачи и стимулирует искать ответы на них.

Таким образом, хочется отметить, что математика и экономика существуют в постоянном взаимообмене. С развитием информации, производства и других новых технологий это взаимодействие стало еще более прочным и шагнуло из области исследований в практическую сферу хозяйствования и управления.

Тем не менее, в совместной работе двух наук имеются неоспоримые трудности, которые необходимо устранить или хотя бы минимизировать. Одной из основных сложностей является ненадежность поставляемой на рынок информации. В качестве еще одной сложности можно выделить человека как производителя и потребителя материальных ценностей. Человек действует субъективно в соответствии со своими желаниями, представлениями и возможностями.

Современное высшее экономическое образование предполагает формирование у специалистов знаний, навыков и умений в сфере экономики и управления. Эти специалисты должны также владеть основами математического анализа, моделирования и решения простейших экономических задач [7, 8]. Направление «Экономика» становится более прикладным. Большое внимание теперь уделяется высшей математике и компьютерной грамотности. Важным на данном этапе общественного развития становится не то, как формула была получена, а то, как ее можно применить в реальной жизни, в хозяйственной деятельности.

В качестве примера мы можем привести эволюцию использования в бухгалтерском учете средств для осуществления своей профессиональной деятельности. Так, на протяжении нескольких столетий расчеты выполнялись с помощью счетов (рисунок 1). Затем наступило время арифмометров, когда часть операций выполнялась механизмом (рисунок 2).

Рисунок 1 - Бухгалтер со счетами Рисунок 2 - Бухгалтер с арифмометром

Им на смену, начиная с середины прошлого века, пришли калькуляторы (рисунок 3). В наши дни широко применяется программное обеспечение, рассчитанное на современные компьютерные системы (рисунок 4).

И, наконец, многие аналитики предрекают, что в ближайшем будущем эту работу будут выполнять роботы (рисунок 5). Так ли это, покажет только время.

Рисунок 3 - Бухгалтер Рисунок 4 - Бухгалтер с компьютером

с калькулятором

Рисунок 5 - Робот за компьютером Подводя итог, хочется отметить, что для двух совершенно разных и почти не похожих друг на друга наук - экономики и математики, характерно очень тесное взаимодействие на фоне общественной необходимости. Быстрое изменение предпринимательства в 21 веке, переход к экономике, основанной на интеллекте, высокие темпы развития технологий - все это привело к такому взаимообмену.

Применение математики в экономике может не только обеспечить производство хорошими экономическими показателями, но и объяснить прошлые ошибки, понять настоящие недоработки, увидеть будущее на основе того, что мы имеем сейчас. Безусловно, такое видение вопроса требует еще большего объема знаний и развития технологий, которых на данный момент не хватает в нашем расположении.

Использованные источники:

1. Кондратенко Л.Н., Тюхтюнова А.В. О единстве экономики и математики. Форум молодых ученых. 2018. № 6-2 (22). С. 253-256.

2. Кондратенко Л.Н., Некрасова В.В. Финансовое состояние - залог надежности предприятия. Форум молодых ученых. 2018. № 5-2 (21). С. 194-196.

3. Кондратенко Л.Н. Влияние электромагнитных полей на образование твердых отложений в аппаратах технологических процессов сельскохозяйственных производств: автореф. дис... канд. техн. наук / Кондратенко Лариса Николаевна. - Краснодар, 1997. - 24 с.

4. Петунина И.А. Оптимизация параметров процесса очистки початков кукурузы от оберток: автореф. дис... канд. техн. наук : 05.20.01 / Петунина Ирина Александровна. - Краснодар, 1997. - 24 с.

5. Петунина И.А. Обмолот початков кукурузы / Монография. Краснодар: КубГАУ, 2006, 206 с.

6. Петунина И. А. Математика для студентов агроинженерных

специальностей: Учеб. пособие для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. -Краснодар: «Издатель Григорьева Л.К.» издательско-полиграфический центр, 2011. - 648 с.

7. Петунина И.А. Дидактическое обоснование содержания тестов по линейной алгебре для студентов направления «Экономика» / И.А. Петунина, Л.Н. Кондратенко. - Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции. Сборник статей по материалам учебно-методической конференции. - Краснодар: КубГАУ, - 2017. - С. 96-97.

8. Петунина И.А., Кондратенко Л.Н. Формирование базы тестовых заданий по математическому анализу для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 экономика В сборнике: Высшее образование в аграрном вузе: проблемы и перспективы Сборник статей по материалам учебно-методической конференции. Отв. за вып. Д.С. Лилякова. Краснодар, 2018. С. 50-51.

9. Петунина И.А., Соколова И.В. Математическое моделирование в задачах экономики: учебное пособие / И.А. Петунина, И.В. Соколова. Краснодар: КубГАУ, 2015. 164 с.

10. Соколова И.В. Математическая модель принятия управленческих решений на сельскохозяйственном предприятии в условиях риска и неопределенности. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2016, № 120, С. 1617-1628.

11. Экономико-математические, информационные и технические модели оптимизации деятельности предприятия / Петунина И. А., Денисенко Т. Д., Кузьмина Э. В., Монахова Н. А., Острожная Е. Е., Пьянкова Н. Г., Третьякова Н. В., Лучишина Л. Б. - Краснодар, 2014.

12. Экономико-математические, информационные и технические модели оптимизации деятельности предприятия // отчет о НИР, договор №4 от 26.05.2014 (ИП Головаш И. В.) - Петунина И.А., Денисенко Т.Д., Кузьмина Э.В., Монахова Н.А., Острожная Е.Е., Пьянкова Н.Г., Третьякова Н.В., Лучишина Л.Б., Гергерт С.Д., Мовсесян С.С., Еремина А.М., Долина В.В., Астафурова Н.Н., Рыкачева М.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.