Г1СТОРЫЯ
УДК 39(476)
И.В. Олюнина
ПОЛЕССКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ЮЗЕФА ОБРЕМБСКОГО (1934-1937 гг.)
И ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ БЕЛОРУССКОГО ПОЛЕСЬЯ
Авторы, писавшие о Полесье в последние десятилетия XIX и в начале ХХ века, нередко указывали, что в смысле этнографического познания этот край является почти «terra incognita», что он менее изучен, чем многие экзотические глубинки африканского континента. И хотя ныне подобного уже не скажешь, все же этнографические исследования Полесья остаются актуальной задачей нашей науки. Этнографическая специфика Полесья состоит, главным образом, в том, что его центральное положение на стыке трех восточнославянских этносов - то есть на славянском пограничье - обусловило особенно оживленные и интенсивные в этой зоне межэтнические взаимосвязи и взаимовлияния. В то же время в ней вплоть до наших дней хорошо сохранились многие реликтовые формы и элементы традиционной народной культуры. Необходимо отметить, что последние годы тема «пограничья», как территориального, так и культурного, в европейской науке является одной из наиболее значимых и актуальных. Такие пограничные регионы на протяжении продолжительного времени накапливают культурный и социальный опыт нескольких традиций. Они консервируют этот опыт и вырабатывают собственную манеру взаимодействия с внешним миром. Любые изменения социального, экономического, культурного планов наталкиваются на противодействие и проходят с большим трудом, приобретая при этом неповторимую специфику, когда к прежним традициям добавляются новые, не способные вытеснить первые. Полесье являет собой яркий пример такого пограничья, в котором сочетались культурные традиции православного Востока и католического Запада. Опыт изучения столь богатого в культурном отношении и неоднородного пограничного региона не теряет своей значимости и в наши дни, так как процессы модернизации, а также поглощения и создания культурно-территориальных «пограничий» проходят до сих пор.
Этнографическое изучение белорусов началось в середине XIX в. В 1864 г. при Московском Университете было создано Товарищество любителей природоведения, антропологии и этнографии, которое содействовало развитию краеведческой работы в Беларуси. Одним из результатов его деятельности стало издание в 1882 г. известной многотомной работы «Живописная Россия». Адам Киркор (1818-1886), историк, археолог, краевед, родившийся в Могилевской губернии и долгое время работавший в губернской статистической комиссии Вильно, посвятил один из томов Белорусскому Полесью. Он создал детальное описание природы, истории городов и местечек, жилища, еды, быта, одежды полешуков. «Жизнь этих людей, обреченных на вечную борьбу с природой и умеющих, однако, побеждать те жизненные препоны и затруднения, которые им ставит на пути эта природа, должна была сложиться иначе, нежели у их соседей. Она выработала особые черты, взгляды, понятия, выработала без всякого влияния науки, школы, даже живого слова, доходящего до слуха полешука только в исключительных случаях» [1, 345]. В 1867 г. в Вильно был основан Северо-Западный отдел Русского Географического Товарищества (основанного в 1847 г.), который стал новым центром по этнографическому изучению Беларуси. Здесь группировались новые этнографические силы, любители и профессионалы, а позже стал издаваться журнал «Записки Северо-Западного отдела Русского географического общества». В 1864 г. Р.Ф. Эркертом был издан первый этнографический атлас Беларуси, состоявший из шести карт, показывающий территорию расселения разных народов, а также книга «Взгляд на историю и этнографию западных губерний России». П.В. Шейн в 1867 г. разработал программу сбора фольклорно-этнографических материалов и разослал по всей Беларуси. П.М. Шпилевский (1827-1861) создал фундаментальные работы по этнографии Беларуси. В своих литературно-краеведческих очерках «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» (1853-1854 гг.) он живыми, колоритными красками нарисовал картину самобытной культуры местного населения Более того, именно он впервые отметил, что полешуки являются особой этнической группой [2, 87]. Огромный вклад в этнографическое изучение Беларуси внесли Е. Романов, Е. Карский, Н. Никифоровский, А. Богданович, М. Довнар-Запольский, А. Пыпин, М. Янчук, А. Харузин, И. Сербов и др. Итогом их работы стали весьма информативные исследования традиционной народной культуры.
Невозможно представить изучение Полесья того времени без польских исследователей, которые много времени прожили на территории пограничья и были связаны с Полесьем очень глубоко. Это, прежде всего, известный этнограф, фольклорист, этномузыковед Оскар Кольберг. Один из томов 33-томного собрания его сочинений полностью посвящен Полесью. М. Федоровский, З. Глогер, К. Мошиньский, Ч. Петкевич также внесли огромный вклад в изучение этнической истории белорусов вообще и Полесья в частности.
Начало ХХ века было ознаменовано выходом в свет крупнейшего труда Е. Карского «Беларусы». Эта работа явилась своеобразным подведением итогов того, что было сделано в белорусской лингвистике, славистике и этнографии. А сделано было немало, и многие из этих исследований были связаны с Полесьем - это этнографические очерки Д. Булгаковского, И. Жылинского, Ю. Крашевского, В. Маракуева, З. Радченко, В. Чубинского, И. Эремича и др. Одно из самых почетных мест в этой плеяде исследователей Полесья занимает А.К. Сержпутовский. Собранные им в результате многолетней экспедиционно-поисковой работы материалы отличаются высокой информативностью и свидетельствуют о глубоком знании народной жизни. Одна из самых известных его работ - «Прымх i забабоны беларусау-палешукоу» [3, 57]. Несомненный интерес также представляют «Поездки по Полесью 1911 и 1912 гг.» И.А. Сербова. Работы этих исследователей, собранный ими богатый фактографический материал стали основой этнологической науки.
К началу 30-х годов изучение традиционной культуры в Беларуси было практически остановлено и возобновилось только в 60-е годы, когда появились работы М. Гринблата, И. Браима, Г. Курилович, А. Лакотки, М. Романюка, В. Титова, В. Бондарчика и др. Одной из наиболее серьезных обобщающих работ по истории и культуре Полесья второй половины 80-х гг. является двухтомная монография «Полесье. Материальная и духовная культура». Она создана белорусскими и украинскими учеными и является первой попыткой комплексной историко-этнографической характеристики Полесья, в составе, главным образом, его украинской и белорусской частей [4, 3]. Сравнительному исследованию традиционной культуры белорусов, украинцев и русских посвящена и коллективная монография «Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры» (1987 г.), и книга Д. Зеленина «Восточнославянская этнография» (1991 г., первое издание - Лейпциг, 1927 г.)
Каково же место Юзефа Обрембского среди исследователей этого края, в чем уникальность его труда? Прежде всего в том, что - необходимо особенно это подчеркнуть - он первым среди польских этнологов провел профессиональную многолетнюю стационарную экспедицию на территории Белорусского Полесья. Она была заказана и профинансирована Институтом исследований национальных проблем (Instytut Badan Spraw Narodowosciowych), а также Комиссией научных исследований восточных земель (Komisja Naukowych Badan Ziem Wschodnich). Проводилась она в течение 4 лет - с апреля 1934 г. по сентябрь 1936 г. Обрембский ощущал себя свободно и компетентно в восточнославянской среде, знал языки, необходимые для исследования. Он посетил множество деревень на Полесье, в которые отправлялся обычно со своими коллегами - Зигмунтом Корибутяком, Станиславом Двораковским и Стефаном Новаковским, а также студентами научного кружка социологов Познаньского университета. Посетили они десятки мест, больше всего материалов было собрано в Кобринском, Косовском, Лунинецком, Пинском и Столинском поветах Полесского воеводства, а также Кастопольском, Ковельском и Сарненском поветах Волынского воеводства [5, 25].
Центр стационарной экспедиции находился в деревне Ольмяны Столинского повета. «I сёння яшчэ на Беларуа захавалася кольш вёсак, нядауняя "адарванасць" яшх ад "вялжага" свету паспрыяла местачкоуцам зберагчы сваю мову. Да тку апошшх адносщца вёска Альманы, якая ажно да пачатку васьмщзесятых гадоу увогуле была адрвана ад усяго свету. Галоуным транспартным сродкам там была лодка, а зiмою - саш» [6, 57]. Именно материалы, собранные в Ольмянах, стали основой двух машинописных книг о Полесье - «Архаическое Полесья» и «Школа на Полесье». Сотрудниками Обрембского были в основном непрофессионалы. Он сам писал в отчете о проведенных исследованиях, что именно это было главной проблемой: нехватка профессиональных сил. Теоретические и методологические основы исследования базировались на принципах функционализма Бронислава Малиновского, гуманистической социологии Флориана Знанецкого и сформулированной его учеником, Станиславом Орсинием-Розенбергом, теории дезинтеграции и реинтеграции культуры деревни [7, 20].
Для Обрембского, равно как и для Оссовского, Халасиньского и многих других этносоциологов и ученых того времени, очень важным являлось наследие Флориана Знанецкого. Обрембский пользовался его дифференциацией этнических групп, но благодаря тому, что он был не только теоретиком, но и практиком-полевиком, внес собственный весомый вклад в развитие изучения появления и развития наций. Для определения своих исследований на Полесье он использовал термин «социология народных общностей» («socjologia spoleczenstw 1ыёом>уск»). Знанецкий связывал их появление прежде всего с ролью «передовиков», создающих элиты и культурную среду, к которым постепенно присоединяются и другие социальные группы. Обрембский же исследовал процесс формирования нации «снизу», в котором «передовиками» становились люди-маргиналы. Основной же работой Знанецкого, вдохновившей ученого на исследование полесской деревни, была «Польский крестьянин в Европе и Америке», изданная в соавторстве с Томасом в 5 томах (вышла в Бостоне в 1920 г.) [8, 203]. Эту работу он считал образцом социального анализа и впервые среди польских этнологов осуществил продекларированный в ней принцип наблюдателя-участника, исследователя, разделяющего мысли и чувства тех людей, которых он исследует. Это привело в итоге к созданию новой теории этнической группы, ее новаторскому пониманию.
Другим не менее важным источником стал функционализм Бронислава Малиновского. Его теоретический подход вдохновил Обрембского на поиск способов анализа традиционной народной культуры Полесья - подобно тому, как в македонских работах он трактовал традиционную культуру как целостную, функциональную систему. Наилучшее выражение это нашло в книге «Архаическое Полесье». От Малиновского было взято едва ли не самое важное -методы исследования. Проводя многодневные наблюдения, ученый пользовался разными методами сбора информации: от формального опроса до полной беседы, делая сильный акцент на наблюдении исследуемой общности (позиция исследователя - посредник между «своим» и «чужим», наблюдатель-участник).
И третьей позицией инспирации теоретических основ были работы Станислава Орсини-Розенберга, который занимался процессами дезинтеграции и реинтеграции культуры деревни и сформулировал опорные позиции по распаду (и классификации) этнических групп. Важнейшей находкой и инновацией самого Обрембского стала теория этнической группы и интеграция этнологического метода и социологической теории. Основой этого новаторства являются полевые исследования.
Основной целью исследований было изучение ассимиляции полесской деревни на фоне происходивших в ней культурных и социальных перемен в связи с уменьшением изоляции. Был собран богатый материал, касающийся этнической дифференциации, национальной проблематики, народной культуры и социальной ситуации тогдашнего Полесья. Он включал в себя также наблюдения по следующим проблемным вопросам: объективные и субъективные отличия этнических групп, взаимные стереотипы, религиозные отношения, народные движения в Украине и Беларуси, полонизация, отношение к России - царской и советской, историческая память, отношение к польскому государству и его составляющим (институтам): школа, армия, администрация, полиция, суды, а также - сельскохозяйственный кризис и экономическая ситуация деревни. Материалы были собраны и по традиционной народной культуре (фольклорные тексты, верования, магия), патриархальной семье и ее распаду и переменам внутри деревни (исчезновение прежних связей и ценностей, новые образцы поведения - особенно среди молодежи), положению женщины, знахарству и мн. др.
Исследования на Полесье очень отличаются от предшествовавших им исследований в македонских экспедициях: и в методологии, и в теории. Во-первых, абсолютно другими были условия - Полесье было в значительно меньшей степени изолировано и не так архаично, как македонские деревни. Поэтому Обрембский сконцентрировался на национальной проблематике и пришел к выводу, что ситуация на Полесье уникальна с точки зрения социологии нации: его жители находятся между двумя полюсами - они уже не находятся в архаичной народной культуре, но еще и находятся в национальной. Обрембский был убежден: именно потому, что Полесье находилось в такой "преднациональной" фазе, оно имеет огромную теоретическую важность для социологии наций. Наиболее оригинальным его вкладом в развитие этой дисциплины стала теория этнической группы.
Этническая группа (в современном употреблении - скорее, этнографическая, территориальная или региональная) - в понимании Обрембского - это не объективное явление, которое можно
описывать энциклопедическим способом, ограничиваясь регистрацией языковых, культурных, этнографических и других черт. Напротив, он понимал этническую группу как явление субъективной природы, находящееся в зависимости от сознания его членов, от их ощущения чуждости, принадлежности, идентичности; определял ее как «воображаемую группу» (нельзя не вспомнить здесь современную теорию Бенедикт Андерсон) и понимал как динамичное явление, изменяющееся в многообразном окружающем мире [9, 26]. Анализируя явление этнической группы, использовал структурный подход: искал оппозиции и отличительные черты, причем базовой стала, по его мнению, оппозиция «свой-чужой». Социальное же значение, как отмечал ученый, имеют только некоторые черты группы, которые создают ее образ - стереотип [10].
Следующим результатом стало описание этнической структуры Полесья - деление населения на группы, которые выделяло оно само. За основу такого деления Обрембский взял критерии и понятия жителей, прежде всего, языковые отличия и отличия в самоназваниях и названиях соседних групп. Это деление (центр Обрембский размещал на юг и северо-запад от линии Припяти) было позднее подтверждено ономастическими исследованиями белорусских ученых.
Изучение этнической структуры Полесья привело к интересным выводам - деление на этнические группы - факт субъективный и динамический, а именно: границы Полесья не удавалось объективно определить. Население его центральной части размещало их совершенно в другом месте, нежели жители соседних районов, последние передвигали границы в глубь края. Подобное явление наблюдалось и с понятием «полешук»: на окраинах Полесья понятие «полешук» функционировало как негативный стереотип, как обозначение темного, примитивного человека и потому относилось к другим группам, которые находились в глубине полесской территории. В свою очередь, в глубине Полесья этот стереотип исчезал и утрачивал негативную эмоциональную окраску, а слово «полешук» становилось нейтральным названием жителя региона.
Обрембский по большей части встречался с явлениями разрушения традиционной культуры, документировал приметы распада этнической группы, народной общности на Полесье. Он считал их начальными фазами процесса формирования нации. Ее приметы он находил в таких проявлениях, как распад традиционной семьи, освобождение молодого поколения из-под давления авторитета родителей, исчезновение института взаимопомощи в деревенской общине, семейные и соседские конфликты, культ новых гедонистических ценностей и «панских» примеров польского общества, стремление к выходу из своего окружения, к социальному прогрессу, ассимиляции с соседними народами. «Старое» еще существовало, но одновременно начинало функционировать «новое». Адекватной характеристикой культуры Полесья того времени ученый признал лаконичную формулу «мозаика архаизмов и инноваций». Именно стремление жителей Полесья улучшить свой быт и повысить свой статус выразительно свидетельствовали о том, насколько неадекватным является главенствующий повсюду стереотип отсталого и инертного по отношению к переменам полешука. Уникальность экспедиции Ю. Обрембского прежде всего в том, что ее результаты способствовали разрушению этого стереотипа.
Экспедиция Юзефа Обрембского на Полесье так же, как и статьи и монографии, стали первым этносоциологическим исследованием, проведенным ответственно и профессионально. Особенной их ценностью является то, что Полесье было показано сквозь призму двух перспектив: перспективы исследователя, который путем объективного наблюдения и теоретической рефлексии приходит к обобщающим выводам, и субъективной перспективы жителей исследуемого края. Вероятно, до Обрембского никто в такой степени не показал полесского крестьянина во всем многообразии аспектов его жизни, представляя таким образом точку зрения и образ мышления человека, который сам представить этого не мог. До сих пор неоспорим тот факт, что Обрембский был единственным, кто профессионально смог реализовать настолько серьезный проект и при этом заложить основы классических исследований социальных и этнических групп в Польше [11, 11].
Литература
1. Киркор, А.К. Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. Репринтное воспроизведение издания 1882 г. / А.К. Киркор. - Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 1994. - 550 с.
2. Терешкович, П.В. Этническая история Беларуси XIX - нач. XX вв. в контексте Центрально-Восточной Европы / П.В. Терешкович. - Минск: БГУ, 2004. - 223 с.
3. Беларусы. Псторыя этналапчнага вывучэння. - Минск: Бел. навука, 1999. - Т. 3. - 365 с.
4. Полесье. Материальная культура / В.К. Бондарчик [и др.]. - Киев: Наук. думка, 1988. - 448 с.
5. Engelki^, A. Poleska ekspedycja etnosocjologiczna Jozefa Obrebskiego w latach 1934-1937. Organizacja. Metody badan. Problematyka. Uczestnicy / A. Engelking // Etnografia Polska. - Warszawa, 2001. - T XLV, z. 1-2. - S. 23-45.
6. Барысюк, У.У. З гаворш вёсш Альманы Столшскага раёна / У.У. Барысюк, Н.М. Буяк // Рэпянальныя асабл1васц1 берасцейска-тнскага Палесся у мове, фальклоры i ттаратуры: матэрыялы рэспублшанскай навуковай канферэнцьи. 9-10 лiстапада 1994 г. - Брэст: Брэстдзяржпедшстытут. -1994. - С. 57-59.
7. Engelking, A. Jozef Obr^bski. Szkic do portretu w stulecie urodzin / A. Engelking; Jozef Obr^bski, Dzisiejsi ludzie Polesia i inne eseje (przygotowanie do druku i przedmowa Anna Engelking). -Warszawa: IFiS PAN, 2005. - S. 9-24.
8. Znaniecka-Lopata, H. Znaniecki. A Sociologist of Two Worlds / H. Znaniecka-Lopata, W. Florian // Mirrors and Windows. Essays in the History of Sociology. - Torun: Nikolas Copernicus University Press, 2001. - S. 199-207.
9. Brencz, A. Wielkopolska jako region etnograficzny / A. Brencz. - Poznan: Wydawnictwo Naukowe UAM, 1996. - 211 с.
10. Полевые заметки Юзефа Обрембского в архиве «Obrebski Collection». Special Collections and Archives. W. E. B. Du Bois Library // University of Massachusetts; Amherst; Massachusetts; USA.
11. Mach, Z., Paluch, A. Wst^p / Z. Mach, A. Paluch; Sytuacja mniejszosciowa i tozsamosc. Zeszyty naukowe UJ. Prace socjologiczne. Z. 15. Pod redakj Zdzislawa Macha i Andrzeja K. Palucha. - Krakow: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellonskiego, 1992. - 172 с.
Summary
The article deals with the scientific heritage of a Polish anthropologist Josepf Obrebsky, who conducted fieldworfs on the territories of the Eastern Balkans, Polesye and Jamaica. The period of 1934-1937s is highlighted here, as the expedition to Polesye is practically an unknown episode of Polish scientists' researches of Belarusian territories. The result of the researches were introduced into scientific use in the Belarusian historiography for the first time.
Поступила в редакцию 14.03.06.
УДК 947.6
А.М. Сувалау
ЭТНАСТАТЫСТЫЧНАЕ ВЫВУЧЭННЕ БЕЛАРУСАУ У XIX - ПАЧАТКУ XX ст.
XIX стагоддзе у плане навуковага вывучэння беларускага рэпёна займае асобае месца. Апрача таго, што XIX стагоддзе - гэта час «славянскага адраджэння», час, калi пад уплывам вдэй рамантызму вучоныя звяртаюцца да малага свайго народа праз вывучэнне, перш за усё, вуснапаэтычнай творчасцi, у гэты перыяд адбываецца станауленне сучаснай пстарычнай навукi. У першай палове XIX ст. вызначаюцца навуковыя падыходы да праблемы беларускага этнаса. Пстарычная навука за XIX - пачатак XX ст. прайшла шлях ад ^наравання факта iснавання беларусау як асобнага народа да прызнання яго самастойнасщ i комплекснага навуковага вывучэння беларускага этнаса [1].
Паралельна з фармiраваннем усведамлення самастойнасщ беларускага этнасу ставщца пытанне аб крытэрыях, згодна з якiмi можна этнiчна вдэнтыфжаваць насельнiцтва тагачаснай заходняй часткi Еурапейскай Расii, а таксама вызначыць межы распаусюджання беларусау i iх колькасць.
Сггуацыю ускладнялi бытавауш^1я на той час у пстарычнай навуцы велшаруская i польская канцэпц^Ii, якiя насш адкр^гта рэакц^1йны характар i быш дос^1ць далёкiмi ад навуковасцi. !х паходжанне i далейшае развiццё указваюць, што галоуная падстава iх фармiравання, працяглага iснавання i панавання на працягу XIX - пачатку XX ст. ляжала у вобласцi пануючых у той час палiт^Iчн^Iх вдэалогш велiкарускага i польскага нац^1янальных рухау, барацьбе апошнiх за