Научная статья на тему 'ПОЛ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ'

ПОЛ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ / СТРАХ СМЕРТИ / ТРЕВОГА СМЕРТИ / ПРИНЯТИЕ СМЕРТИ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Т.А.

В статье представлен аналитический обзор результатов эмпирических исследования зарубежных и отечественных психологов гендерных характеристик отношения человека к собственной смерти. Рассмотрены методические основания подобных исследований и отмечена их ограниченность методами «самоотчета» и «поперечных срезов». Показано, что данные о связях индивидуальных установок по отношению к собственной смерти с факторами пола противоречивы и указывают на наличие разного рода модерирующих факторов (культурного контекста, паттернов социализации, состояния здоровья, личностных черт и т.д.). Обобщены интерпретационные тенденции в анализе накопленной эмпирики.The analytical review of the foreign and domestic empirical studies of gender differences of death attitudes are presented. The methodological base of such studies and their limitations noted methods of "self-report" and "cross-sectional". It is shown that a date about the relationship of the individual death attitudes with the gender variables are inconsistent and indicate that they are moderated by various moderate factors (cultural context, patterns of socialization, health, personality traits, etc.). Generalized interpretive analysis of trends in accumulated empiricists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ»

УДК 159.9

Гаврилова Т.А., кандидат психологических наук доцент кафедры психологии образования Дальневосточный федеральный университет

Россия, г. Владивосток ПОЛ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ1

В статье представлен аналитический обзор результатов эмпирических исследования зарубежных и отечественных психологов гендерных характеристик отношения человека к собственной смерти. Рассмотрены методические основания подобных исследований и отмечена их ограниченность методами «самоотчета» и «поперечных срезов». Показано, что данные о связях индивидуальных установок по отношению к собственной смерти с факторами пола противоречивы и указывают на наличие разного рода модерирующих факторов (культурного контекста, паттернов социализации, состояния здоровья, личностных черт и т.д.). Обобщены интерпретационные тенденции в анализе накопленной эмпирики.

Ключевые слова: отношение к смерти, страх смерти, тревога смерти, принятие смерти, «мачо-эффект», половые различия.

The analytical review of the foreign and domestic empirical studies of gender differences of death attitudes are presented. The methodological base of such studies and their limitations noted methods of "self-report" and "cross-sectional". It is shown that a date about the relationship of the individual death attitudes with the gender variables are inconsistent and indicate that they are moderated by various moderate factors (cultural context, patterns of socialization, health, personality traits, etc.). Generalized interpretive analysis of trends in accumulated empiricists.

Keywords: death attitudes, fear of death, death anxiety, acceptance of death, "macho - effect", gender differences.

Наиболее частым типом отношения человека к смерти, очевидно, является страх и тревога. Именно они наиболее часто выступают в качестве предмета танатопсихологических исследований, в том числе - и гендерных.

Подавляющее количество эмпирических данных в этом поле исследований сообщают о том, у представительниц женского пола систематически выявляется более высокий уровень тревоги смерти, измеряемой при помощи опросников самоотчетного типа. Наиболее часто применяемым для этого опросником можно считать Шкалу тревоги смерти /«Death Anxiety Scale (DAS)» Д.Темплера (D.Templer) [19], при помощи которого получены наиболее обширные данные на этот счет (в США [10], Китае [18], Кювейте [2], Австралии и Малазии [14], Пакистане [17], и России [1].

Отношение к данным подобного рода двоякое. Так, в ранних исследованиях, проводимых при помощи недостаточно психометрически

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-06-10120.

отработанных процедур, вообще не было устновлено каких-либо гендерных различий в страхе и тревоге смерти [6]. Другие авторы рассматривают гендерные различия в страхе и тревоге смерти как артефакт и не верят в их наличие, считают их кажущимися. К причинам такой видимости они относят, с одной стороны, культурные факторы, которые предписывают мужчинам проявления смелости и негативно санкционируют их тревожные склонности (мачо - эффект) [20]. Таким образом предполагается, что столкновение с темой смерти вызывает у мужчин более сильную тенденцию к защитному отрицанию. С другой стороны, высказывается мнение о большей склонности представительниц женского пола к самораскрытию [16], которое и обусловливает их более искреннее выражение озабоченности смертью.

Однако другие авторы видят в более высоком уровне сообщаемой женщинами тревоги смерти реальный факт. Так, психодинамически ориентированные клиницисты сообщают о наличии более сильной сепарационной тревожности у женщин по сравнению с мужчинами - а сепарационная тревожность, в свою очередь, рассматривается ими как тесно связанная с тревогой смерти [ по: данным 10,9].

О реальности различий свидетельствует и исследование Э. Дэттелем и Р. Неймейером (A.Dattel и R.Neimeyer) [5], которое специально проверило гипотезу о большей открытости в выражении своих чувств у женщин по сравнению с мужчинами. Они предложили гетерогенной расово смешанной выборке взрослых людей (N=117) ответить на опросники, связанные с тревогой смерти (DAS и Threat Index), самораскрытием и склонностью давать социально желательные ответы. В результате было обнаружены более высокие показатели женщин по эмоционально ориентированному опроснику DAS и не обнаружено ничего подобного по когнитивно ориентированной методике Threat Index. И это соотношение оставалась неизменным при контроле показателей самораскрытия и социальной желательности. Авторы делают вывод о реальности более высокого уровня тревоги смерти у представительниц женского пола и необходимости дальнейших исследований этой тематики.

Известный американский танатолог Р.Кастенбаум ставит в связи с этим вопрос о причинах обсуждаемых гендерных различий и практических выводов из этого. Что они означают? То, что женщины слишком тревожатся по поводу смерти или то, что мужчины недостаточно озабочены этим? Если принять точку зрения о том, что женщины слишком тревожны, то тогда, хотим мы этого или не хотим, мы скатываемся к заключению о «слабом поле» и в поле битвы гендерной политики.

Но возможно и то, что это мужчины недостаточно тревожны по отношению к смерти, и тогда, видимо, становится необходимым поощрять их к более тесному соприкосновению со своими чувствами и способствовать

усилению их озабоченности проблемами смерти [9]? И вообще: какова норма этой тревожности?

В конце концов Р.Кастенбаум все же склоняется к тому, что это женщины более близки к своим чувствам или менее запрещают себе их открыто выражать по сравнению с мужчинами.

Нельзя не заметить, что проблема гендерных различий в уровне тревоги/страха смерти восходит к более широкой проблеме - проблеме гендерных различий в уровне общей тревожности. И здесь мы вторгаемся в поле социально-политических баталий по поводу равноправия полов. Действительно, по данным многочисленных исследований женщины примерно в два раза чаще мужчин страдают тревожными расстройствами [12], чаще мужчин показывают более высокие баллы по опросникам, измеряющим различные тревоги и страхи . И эти публикации вызывают у феминисток бурю негодования как, якобы, принижающие социальную ценность женского пола.

Тем не менее, в недавних экспериментах на мозге крыс было обнаружено, что мозг самок отличается от мозга самцов большей биологической склонностью к возникновению тревоги. Так, у самок мозг более отзывчив на низкие уровни главных гормонов стресса -кортикотропин-релизинг-фактора и глюкокортикоидов [4], а у самцов более высокий уровень тестостерона защищает их от уязвимости к тревожным реакциям [11].

Данные последних лет, однако, показывают связь гендерных различий с факторами культуры и возраста. Так, гендерных различий в уровне тревоги смерти не обнаружилось у пожилых китайцев из Гон-Конга [22], пожилых американцев [7] и японцев [15]. Более того при использовании многомерных опросников тревоги и страха смерти выявляется, что гендерные различия наблюдаются не всем шкалам. Так, например, используя опросник «Многомерная шкала страха смерти /Multidimensional Fear of Death Scale (MFODS), Р.Неймеер и М.Мур (Neimeyer and Moore) [13], обнаружили, что представительницы женского пола превосходили мужчин по всем шкалам, за исключением шкалы «Страх неизвестности».

Однако, страх и тревога смерти не исчерпывают всего многообразия отношения человека к смерти. Так, канадский психолог П.Т.П.Вонг (Wong et al.) с коллегами пришли к выводу о том, что страх смерти тесно связан с ее принятием и они сосуществуют вместе в «нелегком перемирии» [21, 124]. В частности, они убеждены, что даже, если индивид когнитивно принимает неизбежность и даже «благость» своей смертности, он не будет свободен от беспокойства по этому поводу. И какой бы страшной не казалась человеку его смерть, каждый так или иначе должен научиться принимать ее в той или иной манере. И для оценки этого они разработали специальный опросник DAP-R, с использованием которого пока накоплено недостаточное

количество данных, но методика представляется достаточно перспективной для работы в данном направлении.

Опросник DAP-R включает 5 шкал: «Страх смерти» (Fear of Death), «Избегание темы смерти» (Death Avoidance), «Нейтральное принятие» (Neutral Acceptance), «Приближающее принятие» (Approach Acceptance) и «Избавляющее принятие» (Escape Acceptance). Все шкалы опросника были получены посредством процедур факторного анализа.

Шкала «Страх смерти» включает в себя пункты, которые оценивают негативные чувства человека при столкновении с темой собственной смерти. В шкалу «Избегания темы смерти» включены пункты, оценивающие опыт человека по избеганию мыслей и разговоров на тему смерти в попытке ослабить тревогу по этому поводу. Авторы полагают, что эта шкала косвенным образом оценивает механизмы психологической защиты сознания от осознания смерти. Обе эти шкалы объединяются в кластер негативного отношения к смерти.

В позитивное отношение к смерти Вонг и его коллеги включают три вида ее принятия, которые, как им представляется, охватывают все возможные его варианты. Это - «нейтральное», «приближающее» и «избавляющее» принятия.

В шкалу «Нейтрального принятия» включены пункты, оценивающие убеждение в том, что смерть является частью жизни и не надо ни бояться, ни приветствовать ее; человек просто принимает это как «неизбежный факт жизни и старается наилучшим образом использовать конечную жизнь» [21,126]. «Приближающее принятие» заключается в вере в счастливую «послежизнь», при которой смерть является просто переходом в другую жизнь. И наконец, «Избавляющее принятие» состоит в убеждении, что смерть предлагает освобождение от физической или психологической боли и страданий. Это вера в то, что «когда жизнь полна боли и отчаяния, смерть может быть желанной альтернативой» (там же, р. 127). Данная шкала связывается создателями методики как выражающая суицидальные тенденции и ассистирование эвтаназии.

Особенностью позиции Вонга является рассмотрение всех выделенных им видов отношения к смерти как сосуществующих. Иными словами, если у человека обнаруживается низкий страх смерти, это еще не значит, что он принимает ее. Или что принятие смерти исключает страх перед ней. В такой возможности смешения установок авторы видят преимущество их опросника перед одномерными шкалами типа «Шкалы тревоги смерти» Д.Темплера.

Итак, исследования разработчиков опросника обнаружили, что среди 300 канадских респондентов 18-90 лет женский пол был более склонен к «Избавляющему принятию» и «Приближающему принятию» смерти, а мужской пол более расположен к «Избеганию темы смерти» [21]. Дж.Бассетт и П.Мак-Кэнн (J.F. Bassett, P.Y A. McCann) на выборке 98 американских студентов-психологов установили, что представительницы женского пола были более

склонны к «Приближающему принятию» и «Избеганию темы смерти» [4 ]. Группа греческих исследователей во главе с C. Зайгэ (Zyga S.) на выборке медицинского персонала обнаружили, что представители мужского пола, по сравнению с женским, были более склонны к «Страху смерти», «Избеганию темы смерти» и «Приближающему принятию» [23]. А исследователи из ГонКонга сообщают, что китайские студенты женского пола имеют значимо более высокие баллы по шкале «Приближающее принятие», при этом по другим шкалам различий обнаружено не было [8]. Выводы

1. В структуре отношения человека к смерти выделяются как негативные установки в виде страха-тревоги и избегания мыслей и столкновения с темой смерти, так и позитивные установки в виде принятия смерти (нейтрального, приближающего и избавляющего). Наиболее исследованными к настоящему времени являются страх и тревога смерти.

2. Данные о связях индивидуальных установок по отношению к собственной смерти с факторами пола и возраста противоречивы и указывают на наличие разного рода модерирующих факторов (культурного контекста, паттернов социализации, состояния здоровья, личностных черт и т.д.).

3. Подавляющее количество эмпирических данных сообщают о более высоких уровнях тревоги и страха смерти у представительниц женского пола. Вместе с тем, поскольку данные накоплены при помощи разного рода опросников самоотчетного типа, то однозначная интерпретация данного факта пока затруднительна. То ли женщины слишком сильно тревожатся по этому поводу, то ли мужчины тревожатся слишком мало? То ли женщины более откровенны, то ли мужчины демонстрируют «мачо-эффект»?

Использованные источники:

1.Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 2004. №6. С.63 - 71.

2.Abdel-Khalek, A. M. Death anxiety in clinical and non-clinical groups // Death Studies, 2005, V.29, P.251-259.

3.Bangasser D.A. Sex differences in stress-related receptors: "micro" differences with "macro" implications for mood and anxiety disorders // Biology of Sex Differences. 2013, vol. 4. №2. doi:10.1186/2042-6410-4-2 URL: http://www.bsd-journal.com/content/4/1/2#sec6

4.Bassett J.F., McCann P.A, Cate K.L. Personifications of personal and typical death as related to death attitudes // OMEGA. 2003.V. 57(2). P.163-172.

5.Dattel A. R., Neimeyer R. A. Sex differences in death anxiety: Testing the emotional expressiveness hypothesis. Death Studies, 1990.V.14. P.1-11.

6.Feifel H., Branscomb A. Who's afraid of death? // Journal of Abnormal Psychology. 1973. V.81, P. 38-45.

7.Fortner B.V., Neimeyer R.A. Death anxiety in older adults: a quantitative review // Death Studies, 1999, V.23 No5, pp. 387- 411.

8.Ho A.H.Y., Ng S.M., Chow A.Y.M., Chan C.H.Y., Tang A.C.W., Tin A.F., Yan E.C.W. and Chan C.L.W. Perception of Death Across the Adult Lifespan: A Close Examination of the Death Attitude Profile Among the General Hong Kong Population // ENABLE International Symposium on Death, Dying and Bereavement, The University of Hong Kong, July 11th, 2007. URL: http://enable.hku.hk/eng/pdf/Perception_of_Death_Across_the_Adult_Lifespan.pd f

9.Kastenbaum R. Psychology of Death. 3d ed., N.Y.: Springer, 2006.

10.Lonetto R., Templer D.I. Death anxiety. - Washington, D.C.: Hemisphere,1986.

11.McHenry J, Carrier N, Hull E, Kabbaj M. Sex differences in anxiety and depression: role of testosterone // Frontiers in neuroendocrinology. 2014. V.35(1). P. 42-57.

12.McLean C.P, Asnaani A., Litz B.T., Hofmann S.G. Gender Differences in Anxiety Disorders: Prevalence, Course of Illness, Comorbidity and Burden of Illness // J Psychiatr Res. 2011. Aug; 45(8). P. 1027-1035.

13.Neimeyer R. A.,Moore M. K. Validity and reliability of the Multidimensional Fear of Death Scale.//In R. A. Neimeyer (Ed.), Death anxiety handbook. New York: Taylor & Francis. 1994. P.103-119.

14.Schumaker J. F., Barraclough R. A., Vagg L. M. Death anxiety in Malaysian and Australian university students // Journal of Social Psychology.1988. V. 128. P. 41-47.

15.Schumaker J. F., Warren W.G., Groth-Marnat G. Death anxiety in Japan and Australia // Journal of Social Psychology. 1991.V.131. N 4, P. 511-518. 16.Stillion J.M. Death and the sexes: An examination of differential longevity, attitudes, behaviors and the coping skills. Washington: Hemisphere, 1985. 17.Suhail K., Akram S. Correlates of death anxiety in Pakistan // Death Studies. 2002. V.26. P. 39-50.

18.Tang C.S., Wu A.M., Yan E.C. Psychosocial correlates of death anxiety among Chinese college students// Death Studies. 2002.V.26(6). P. 491-499

19.Templer D.I., Ruff C.F. Death anxiety scale means, standard deviations and embeddings // Psychological Reports. 1971. V.29. P.173-174.

20.Templer D.I. Comment on large gender difference on death anxiety in Arab countries // Psychological Reports. 1991. V.63. P.1186.

21.Wong, P.T.P., Reker G.T., Gesser G. Death Attitudes Profile-Revised // Death Anxiety Handbook: Research, Instumentation, and Application, ed/ by R.A.Neimeyer, N.Y.: Taylor & Francis, 1994. P. 121-148.

22.Wu A. M. S., Tang C. S. K., Kwok T. C. Y. Death anxiety among Chinese elderly people // Hong Kong. Journal of Aging and Health. 2002. V.14. P. 42-56.

23.Zyga S., Malliarou M., Lavdaniti M., Athanasopoulou M., Sarafis P. (2011). Greek renal nurses' attitudes towards death// Journal of Renal Care.2011. V.37(2). P.100-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.