УДК 159.9
об адаптации опросника «профиль Аттитьюдов по отношению к смерти - переработанный» (DAP-R), разработанного п.т.п. вонгом, г.т. рикером и Дж. гессер
Т.А. ГАВРИЛОВА* Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
Цель исследования - психометрическая адаптация опросника «Death Attitudes Profile - revisited (DAP-R)», разработанного Wong P.T.P., Reker G.T., Cesser G. (1994). На выборке студентов и их родственников (N=294, средний возраст 36,9 лет, из них 223 женского и 71 мужского пола) получены результаты о внутренней согласованности шкал опросника (а-Кронбаха = 0,58-0,87), конвергентной валидности (корреляция Шкалы страха смерти DAP-R со Шкалой тревоги смерти DAS Д. Темплера равна 0,32*, p<0,05) и подтверждена факториальная валидность выделения пяти шкал опросника. На выборке студентов пединститута 22-24 лет (N=50, 31 девушка и 19 юношей) была подтверждена ретестовая надежность (r= 0,98**- 0,99*, p<0,01). Получены расходящиеся с сообщаемыми разработчиками данные об интеркорреляциях шкал опросника. В частности, выявлены позитивные связи шкал «Страх смерти» с «Избеганием темы смерти» (r=0,30**, p<0,01), с «Приближающим принятием» (r=0,35**, p<0,01) и с «Избавляющим принятием» (r=0,26**, p<0,01). Выявлена связь «Нейтрального принятия» с «Избеганием темы смерти» (r=0,24**, p<0,01), а также - «Приближающего принятия» с «Избавляющим принятием» (r=0,50**, p<0,01). В целом подтверждены основные психометрические характеристики из заявленных разработчиками опросника.
Ключевые слова: отношение к смерти, страх смерти, принятие смерти, самоотчетные опросники, психометрические свойства, адаптация зарубежных методик.
Введение
Актуальность танатопсихологических исследований в нашей стране обусловлена, прежде всего, целым рядом социальных обстоятельств, указывающих на перемены в отношении к жизни и смерти детей и взрослых. Это - и ширящаяся популярность танатической тематики в выборе фильмов, книг, игр, и появление танато-ориентированных молодежных субкультур типа «готов», и увеличение количества детских и подростковых самоубийств, и стремительно развивающаяся наркотизация
© Гаврилова Т.А., 2011
* Для корреспонденции:
Гаврилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет Тел.: 8 (4234) 336910 E-mail: [email protected]
и алкоголизация молодежи, и повышение интереса к экстремальным формам проведения досуга, и предпочтение виртуального мира реальной жизни, и многое другое. Проникновение в суть происходящего и целенаправленное в него вмешательство невозможно без знания конкретных психологических оснований, лежащих в основе всех этих явлений - и прежде всего того, что происходит в отношениях человека к своей смертности (аутомортальности). И потому в этой области знания имеется насущная необходимость в разработке и адаптации соответствующего инструментария, которого к настоящему времени у нас явно недостаточно. В то же время в зарубежной психологии имеется почти полувековой опыт такой работы и наработано немалое количество вполне добротных и доказавших свою полезность методик психологического исследования (№теуег R.A.
et al., 2003) [4]. Некоторые из этих методик уже были адаптированы автором (Гаврило-ва Т.А., 2001) [1], но многие еще остаются неизвестными для наших исследователей. не умаляя важности разработки оригинальных методических подходов к изучению отношений человека к смерти, хочется напомнить, что адаптация зарубежных не только обогащает наш научный опыт, но и позволяет проводить кросс-культурные исследования, открывает возможности для диалога исследователей разных стран.
Цель данной статьи - знакомство с опросником, позволяющим оценить пять видов отношения человека к собственной смерти, созданным группой канадских психологов под руководством Пола Вонга. В статье приводится переведенный нами на русский язык текст и ключи к опроснику, а также результаты нашего исследования отдельных показателей его валидности и надежности.
Методика
Опросник «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти - переработанный» (Death attitudes profile revisited, DAP-R) был разработан в середине 90-х годов (Wong P.T.P. et al., 1994) [5] на основе своего более раннего варианта (Gesser G. et al., 19871988) [3] и получил распространение в современных танатопсихологических исследованиях. Разработчики видят практическую полезность своей методики не только в области исследования, но и в области подготовки специалистов, связанных с проблемами человеческого здоровья и с работой в хосписах.
Теоретической основой опросника является развиваемое некоторыми экзистенциальными психологами положение о том, что базисная мотивация личности направлена на поиск смысла жизни и что страх смерти проистекает от неудач в этом поиске. разработчики ссылаются при этом на работы В. Франкла, Э. Эриксона и И. Ялома. Они также опираются на положе-
ние о связи принятия индивидом своей смертности и его самоактуализации (А. Маслоу, Р. Мэй, Дж. Бьюженталь) и эго-интегрированности (Э. Эриксон). Они также приходят к выводу о том, что страх смерти тесно связан с ее принятием и они сосуществуют вместе в «нелегком перемирии» (Wong P.T.P. et al., 1994, p. 124) [5]. В частности, они убеждены, что даже, если индивид когнитивно принимает неизбежность и даже «благость» своей смертности, он не будет свободен от беспокойства по этому поводу. И какой бы страшной ни казалась человеку его смерть, каждый так или иначе должен научиться принимать ее тем или иным образом.
Методика DAP-R состоит из 32 пунктов самоотчетного типа и включает в себя 5 шкал: «Страх смерти» (Fear of Death), «Избегание темы смерти» (Death Avoidance), «Нейтральное принятие» (Neutral Acceptance), «Приближающее принятие» (Approach Acceptance) и «Избавляющее принятие» (Escape Acceptance). Все шкалы опросника были получены посредством процедур факторного анализа.
Шкала «Страх смерти» включает в себя пункты, которые оценивают негативные чувства человека при столкновении с темой собственной смерти. В шкалу «Избегания темы смерти» включены пункты, оценивающие опыт человека по избеганию мыслей и разговоров на тему смерти в попытке ослабить тревогу по этому поводу. Авторы полагают, что эта шкала косвенным образом оценивает механизмы психологической защиты сознания от осознания смерти. Обе эти шкалы объединяются в кластер негативного отношения к смерти.
В позитивное отношение к смерти Вонг и его коллеги включают три вида ее принятия, которые, как им представляется, охватывают все возможные его варианты. Это - «нейтральное», «приближающее» и «избавляющее» принятия.
В шкалу «нейтрального принятия» включены пункты, оценивающие убеждение в том, что смерть является частью жиз-
ни и не надо ни бояться, ни приветствовать ее; человек просто принимает это как «неизбежный факт жизни и старается наилучшим образом использовать конечную жизнь» (Wong P.T.P. et al., 1994, p. 126) [5]. «Приближающее принятие» заключается в вере в счастливую «послежизнь», при которой смерть является просто переходом в другую жизнь. И наконец, «Избавляющее принятие» состоит в убеждении, что смерть предлагает освобождение от физической или психологической боли и страданий. Это вера в то, что «когда жизнь полна боли и отчаяния, смерть может быть желанной альтернативой» (там же, р. 127) [5]. Данная шкала связывается создателями методики как выражающая суицидальные тенденции и ассистирование эвтаназии.
Особенностью позиции Вонга является рассмотрение всех выделенных им видов отношения к смерти как сосуществующих. Иными словами, если у человека обнаруживается низкий страх смерти, это еще не значит, что он принимает ее. Или что принятие смерти исключает страх перед ней. В такой возможности смешения установок авторы видят преимущество их опросника перед одномерными шкалами типа «Шкалы тревоги смерти» DAS Д. Темплера (Гаврилова Т.А., 2001) [1].
Ниже приводится текст опросника с инструкцией и группировкой пунктов по: Wong P.T.P. et al., 1994, p. 147-148) [5] (табл. 1, 2).
Инструкция. «Если Вы полностью согласны с утверждением, то сделайте отметку в графе «полностью согласен». Если полностью не согласны - в графе «полностью не согласен». Если Вы не можете решить, что ответить, то сделайте отметку в графе «не могу решить». однако старайтесь использовать эту категорию как можно реже. Важно, чтобы Вы работали быстро и сделали отметки по всем утверждениям. Многие из утверждений будут казаться похожими, но все они необходимы для того, чтобы показать даже легкие различия в отношениях».
Как уже отмечалось выше, шкалы опросника были выделены группой Вонга посредством факторного анализа. Исследования других авторов не всегда подтверждают устойчивость такого решения. Так, Clements R. and Rooda L.A. (1999-2000) [2] проверяя факторную структуру опросника, подтвердили устойчивость выделения только четырех шкал. Пункты шкалы «Нейтральное принятие» оказалась у них рассредоточенными между двумя факторами. В ответ на это Вонг (Wong P.T.P., 2010) [7] согласился с возможностью такого разделения и пояснил, что нейтральное принятие смерти теоретически является столь широким явлением, что вряд ли может быть унитарным конструктом. Оно включает в себя целый спектр отношений от простого признания того, что смерть подобна сгоранию свечи до понимания ее как идентификации с культурой или оставлением следа после себя.
помимо факториальной валидности опросника, разработчики также сообщили и о других ее видах. Так, для оценки очевидной валидности они предложили 30 испытуемым разного возраста (10 - молодые, 10 - среднего возраста и 10 - пожилого) расположить каждый пункт в ту категорию, к которому он содержательно наиболее подходит. по результатам обработки полученных данных все пункты достигли установленного разработчиками критерия согласия с классификацией (70%), а многие пункты вообще достигли уровня согласия в 90% (Wong P.T.P. et al., 1994, p. 128) [5]. Они сообщили некоторые данные и конструктной валидности, которая изучалась посредством соотнесения с показателями психологического благополучия и была подтверждена наличием негативных корреляций между ним и негативным отношением к смерти (страх и избегание) и позитивных корреляций между ним и шкалами принятия смерти. имеются сообщения и о конвергентной валидности опросника, проявившейся в том, что работа с умирающими людей была негативно свя-
Таблица 1
Текст опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти -переработанный» фАР^) П.Т.П. Вонга [5]
№ Пункты опросника полностью согласен согласен скорее согласен не могу решить скорее не согласен не согласен полностью не согласен
1 Смерть, несомненно, - это страшное испытание.
2 Знание о том, что я когда-нибудь умру вызывает у меня тревогу.
3 Я любой ценой избегаю мыслей о смерти.
4 Я верю, что после смерти буду пребывать на небесах.
5 Смерть положит конец всем моим бедам.
6 Смерть необходимо понимать как естественное, неоспоримое и неизбежное событие.
7 Меня расстраивает то, что со смертью все для меня закончится.
8 Смерть - это вход в место самого большого блаженства.
9 Смерть дает выход из этого ужасного мира.
10 Если мысль о смерти приходит мне в голову, я стараюсь выбросить ее оттуда.
11 Смерть есть избавление от боли и страданий.
12 Я стараюсь никогда не думать о смерти.
13 Я верю, что небеса являются лучшим местом по сравнению с этим миром.
14 Смерть является естественной стороной жизни.
15 Смерть является единением с Богом и вечным блаженством.
16 Смерть дает надежду на новую и чудесную жизнь.
17 Я смерти не боюсь, но и не приветствую ее.
18 Я испытываю сильный страх смерти.
19 Я вообще стараюсь избегать думать о смерти.
20 Тема жизни после смерти очень сильно волнует меня.
21 Меня пугает знание о том, что смерть будет концом всего.
22 Я надеюсь, что после смерти воссоединюсь со своими близкими людьми.
23 Я рассматриваю смерть как освобождение от земных страданий.
24 Смерть является просто частью процесса жизни.
25 Я представляю смерть как переход в вечный и счастливый мир.
26 Я стараюсь не затрагивать тему смерти.
27 Смерть предлагает чудесный отдых для души.
28 Вера в жизнь после смерти является единственным средством, которое утешает меня при столкновении со смертью.
29 Я представляю смерть как отдых от бремени этой жизни.
30 Смерть - ни плоха, ни хороша.
31 Я предвкушаю жизнь после смерти.
32 Меня беспокоит неопределенность знания о том, что будет после смерти.
Таблица 2
Группировка пунктов опросника по шкалам DAP-R
Шкала Номера пунктов
Страх смерти ( 7 пунктов ) 1, 2, 7, 18, 20, 21, 32
Избегание темы смерти ( 5 пунктов) 3, 10, 12, 19, 26
Нейтральное принятие ( 5 пунктов) 6, 14, 17, 24, 30
Приближающее принятие ( 10 пунктов ) 4, 8, 13, 15, 16, 22, 25, 27, 28, 31
Избавляющее принятие ( 5 пунктов) 5, 9, 11, 23, 29
Таблица 3
нормативные данные по шкалам DAP-R
Шкалы DAP-R Возраст (N=100 в каждой возрастной группе)
18-29 лет 30-59 лет 60-90 лет
x (а) x (а) x (а)
Страх смерти 3,25 (1,3) 3,10 (1,1) 2,22 (1,3)
Избегание темы смерти 2,84 (1,2) 2,89 (1,4) 2,93 (1,5)
Нейтральное принятие 5,31 (5,59) 5,59 (0,9) 5,8 (0,8)
Приближающее принятие 4,84 (1,7) 4,70 (1,8) 5,38 (1,5)
Избавляющее принятие 4,06 (1,7) 4,15 (1,60 5,20 (1,2)
Источник: Wong P.T.P. et al., 1994, p. 137 [5]
зана с негативным отношением к смерти и позитивно-принимающим отношением (Clements R., Rooda L.A., 1999-2000) [2].
Разработчики также сообщили о хороших показателях ретестовой надежности и внутренней согласованности. В целом по заключению известного специалиста в области танатопсихологического инструментария Неймейра (Neimeyer R.A. et al., 2003) [4], данный опросник является одной из лучших методик для изучения аттитьюдов по отношению к смерти и имеет хорошую внутреннюю согласованность, ретестовую надежность, конвергентную, конструктную и факториальную валидность.
Отечественным исследователям могут быть интересны и нормативные данные по DAP-R (табл. 3).
организация и процедура исследования психометрических характеристик опросника DAP-R. После перевода текста методики на русский язык она была исследована на ретестовую надежность, внутреннюю согласованность, факториальную ва-лидность и частично конструктную валид-
ность. Методами обработки данных были выбраны корреляционный анализ, расчет коэффициентов а-Кронбаха и факторный анализ. Расчеты проводились на ПК с использованием пакета программ статистической обработки SPSS.16.
Эмпирической базой исследования стали две выборки испытуемых. 50 студентов педагогического института 20-24 лет (31 девушка и 19 юношей) заполняли опросник дважды с интервалом через 2 недели для оценки ретестовой надежности. Данные ответов на пункты опросника 294 студентов пединститута, их родителей и родственников в возрасте 18-80 лет (средний возраст 36,9 лет, 223 женщины и 71 мужчина) использовались для факторного анализа с целью выяснения количества и содержания шкал опросника (фактори-альной валидности). последняя выборка также заполняла «Шкалу тревоги смерти» Д. Темплера в нашей адаптации (Гаврилова Т.А., 2001) [1]. Ответы обеих выборок оценивались также и по критерию внутренней согласованности шкал опросника.
Таблица 4
Таблица 5
Показатели ретестовой надежности опросника DAP-R (по Спирмену)
Шкалы DAP-R
Данные Wong et al., 1994 _(N=90)_
Данные автора (N=50)
Страх смерти»
0,77 !
0,99
Избегание темы смерти»
0,61
0,98
Нейтральное принятие»
0,64 !
0,99
Приближающее принятие»
0,95
0,99
Избавляющее принятие»
0,83
0,99
*р<0,01
Показатели внутренней согласованности опросника DAP-R
Шкалы DAP-R Данные Wong et al., 1994 (N=90) Первая выборка автора (N=50) Вторая выборка автора (N=294)
Страх смерти 0,86 0,83 0,81
Избегание темы смерти 0,88 0,70 0,87
Нейтральное принятие 0,65 0,68 0,58
Приближающее принятие 0,97 0,89 0,87
Избавляющее принятие 0,84 0,84 0,84
Результаты
Ретестовая надежность. Коэффициент корреляции Спирмена между первым и вторым тестированием оказался достаточно высок и статистически значим для всех пяти шкал (г=0,9, р=0,00), что свидетельствует о высокой ретестовой надежности адаптируемой методики (табл. 4). Видимое превышение показателей, сообщенных группой Вонга, может быть объяснено тем, что в нашем исследовании был короче интервал между первичным и повторным предъявлением опросника (4 недели у разработчиков, 2 недели у нас).
Внутренняя согласованность. Показатели внутренней согласованности пунктов методики по а-Кронбаха оказались следующими (табл. 5).
Таким образом, все шкалы, за исключением «Нейтрального принятия», оказались высоко надежными по показателю внутренней согласованности. Что касается шкалы «нейтральное принятие», то и ее показатели не настолько низки, чтобы счи-
тать ее недостаточно надежной. Она также достаточно надежна, хотя и в меньшей степени, нежели другие шкалы. Интересно, что этот вывод совпадает с данными разработчиков опросника.
При последовательном исключении пунктов шкалы «Нейтральное принятие» выяснилось, что при любых исключениях ее надежность не превышала приведенного выше показателя. Наиболее ненадежным оказался пункт 17 («I would neither fear death nor welcome it» / «Я смерти не боюсь, но и не приветствую ее»). Причина такого положения раскрывается при факторизации пунктов, в ходе которой выяснялась факториальная валидность методики.
Факториальная валидность. Факторизация полученных данных методом главных компонент с вращением Varimax при задаче выделения 5 факторов подтверждает вхождение всех пунктов опросника в соответствующие шкалы с весами от 0,514 до 0,861 баллов. Накопленный процент дисперсии в этом случае равен 56,6.
Таблица 6
Матрица нагрузок на 5 факторов (с подавлением нагрузок менее 0,450)
№ пункта Факторы (компоненты)
1 2 3 4 5
16 0,769
25 0,753
15 0,722
22 0,689
28 0,675
4 0,654
31 0,613
8 0,582
13 0,565
20 0,526 0,513
27 0,514
7 0,773
2 0,714
21 0,707
32 0,690
18 0,571
1 0,524
19 0,861
26 0,847
12 0,811
10 0,746
3 0,665
11 0,800
23 0,793
5 0,740
9 0,736
29 0,678
6 0,729
14 0,643
24 0,599
30 0,491
17 0,570
При сравнении данных таблицы 6 с группировкой по шкалам (см. табл. 2) для обработки опросника фактор 1 включает в себя все пункты шкалы «Приближающее принятие», фактор 2 - «Избегания темы смерти», фактор 3 - «Избавляющего принятия», фактор 4 - «Страха смерти» и фактор 5 - «Нейтрального принятия». Пункт 20 («The subject of life after death troubles me greatly» / «Тема жизни после смерти очень сильно волну-
ет меня») оказался распределенным между первым и вторым факторами, что не сильно нарушает содержательное соотношение между ними, так как они вместе образуют паттерн негативного отношения к смерти.
Далее, при факторизации полученных данных с опцией выделения наиболее оптимального количества факторов выделяется 7 факторов, объясняющих 64,6% вариаций (табл. 7).
Таблица 7
Матрица нагрузок при факториальном решении с оптимальным количеством факторов
№ пункта Факторы (компоненты)
1 2 3 4 5 6 7
16 0,770
25 0,759
15 0,749
4 0,704
22 0,702
28 0,629
13 0,592
8 0,586
31 0,574
19 0,861
26 0,851
12 0,832
10 0,763
3 0,665
11 0,820
5 0,806
23 0,786
9 0,702
29 0,611 0,455
32 0,767
7 0,760
21 0,640
20 0,458 0,592
17 -0,634
2 0,502 0,621
18 0,301 0,610
1 0,408 0,496
24 0,743
14 0,740
6 0,544
30 0,491
27 0,453 0,509
Анализ таблицы 7 показывает, что, прежде всего, упомянутый выше при анализе внутренней согласованности пункт 17 не входит с достаточным весом в фактор 6, остальные нагрузки на который приходятся на шкалу «Нейтральное принятие». При этом он со знаком минус входит в фактор 5, который составили часть пунктов шкалы «Страх смерти». Иными словами, пункт 17, по-видимому воспринимается большин-
ством испытуемых не как отражение нейтрального отношения к смерти, а как отрицание страха смерти.
В целом при рассмотрении семифак-торного решения видно, что первые три фактора и шестой полностью идентичны шкалам «Приближающее принятие» (фактор 1), «Избегание темы смерти» (фактор 2), «Избавляющее принятие» (фактор 3) и «Нейтральное принятие» (фактор 6).
Шкала «Страх смерти» разделилась на 2 фактора (четвертый и пятый). При этом в первую часть шкалы вошли пункты, содержащие указание на конечность жизни как объект страха смерти (пп. 7, 20, 21, 32 - фактор 4), а во вторую часть - пункты, в которых просто констатируется наличие страха и тревоги (пп. 1, 2, 18 - фактор 5).
при этом пункты, входящие в фактор 4, входят также и в фактор 5. Такое разделение шкалы в целом не противоречит ее факториальной валидности, поскольку пункты фактора 5 входят также и в фактор 4, хотя и с меньшими весами.
Таким образом, фактор 5 можно рассматривать как субшкалу шкалы «страх смерти», которую в целях необходимости для выяснения нюансов отношения к смерти можно выделять специально.
Особое положение отмечается у фактора 7. он включает в себя с более или менее большими весами два пункта: п. 27 («Death offers a wonderful release of the soul» / «Смерть предлагает чудесный отдых для души») и п. 29 («I see death as a relief from
Корреляции ш
the burden of this life» / «Я представляю смерть как отдых от бремени этой жизни»). При этом п. 27 входит также и в фактор 1 («Приближающее принятие»), а п. 29 - в фактор 3 («Избавляющее принятие»).
При сопоставлении формулировок указанных пунктов очевидна их семантическая близость, которая выражается в указании на понимание смерти как отдыха. Фактор 7 описывает незначительную часть вариаций (4,1%) и при желании его наличием можно пренебречь, учитывая двойственность принадлежности входящих в него пунктов.
Однако также возможно, что необходимость его специального анализа может возникнуть в конкретных исследовательских целях.
Конвергентная валидность. При исследовании корреляций DAP-R со «Шкалой тревоги смерти» Д. Темплера (DAS) [1] была получены корреляции, в целом совпадающие с данными разработчиков и свидетельствующие в пользу валидности Dap-R (табл. 8).
Таблица 8
[ DAP-R и DAs
Шкалы DAP-R Данные Wong et al., 1994 Данные автора
Страх смерти 0,61** 0,32*
Избегание темы смерти 0,16 0,06
Нейтральное принятие - 0,34** - 0,05
Приближающее принятие - 0,27** 0,19
Избавляющее принятие - 0,25 - 0,10
Таблица 9
интеркорреляции шкал опросника DAP-R
Шкалы DAP-R 1 2 3 4 5
Данные Wong et al., 1994 Данные автора Данные Wong et al., 1994 Данные автора Данные Wong et al., 1994 Данные автора Данные Wong et al., 1994 Данные автора
1 0,47** 0,30** - 0,12* - 0,04 - 0,40** 0,35** - 0,28 ** 0,26**
2 0,02 0,24** - 0,20** - 0,02 - 0,10 - 0,02
3 - 0,07 - 0,03 - 0,03 - 0,03
4 0,57** 0,50**
5
Примечание: ** р<0,01; *р<0,05. 1 - «Страх смерти»; 2 - «Избегание темы смерти»; 3 - «Нейтральное принятие»; 4 - «Приближающее принятие», 5 - «Избавляющее принятие»
Нами также были изучены интеркорреляции между шкалами опросника DAP-R, которые были сопоставлены с данными разработчиков (табл. 9)
Из таблицы 9 видно, что данные автора и данные разработчиков совпали только в двух случаях: в позитивной корреляции страха и избегания темы смерти и позитивной корреляции приближающего и избавляющего принятия смерти. В остальных случаях совпадений не было. У автора также отсутствовала установленная разработчиками негативная связь страха смерти с нейтральным ее принятием и негативная связь избегания темы смерти с приближающим принятием.
В то же время мы выявили отсутствовавшую у разработчиков позитивную корреляцию между избеганием темы смерти и ее нейтральным принятием, а также наличие противоположных сообщенным разработчиками связей.
Так, если у разработчиков страх смерти негативно коррелировал с ее приближающим и избавляющим принятием, то у нас обнаружилась противоположная картина - связи были позитивными (с «приближающим» и «избавляющим» принятием).
Такие расхождения вполне согласуются с предположениями разработчиков о возможности сосуществования различных отношений индивида к своей смертности и могут быть поняты как отражающие межкультурные особенности в этих отношениях. По-видимому, в исследованной нами выборке жителей приморья преобладают противоречивые установки по отношению к перспективе личной смерти.
Обсуждение
Апробация опросника DAP-R показала, что она имеет необходимые основания для использования в отечественных исследованиях. Эти основания, конечно, могут быть изучены более широко, но уже на данном этапе можно констатировать наличие
у опросника хороших показателей надежности и отдельных видов валидности.
Отдельный интерес представляет заявленная П.Т.П. Вонгом возможность использования его опросника для косвенного изучения смысло-жизненных феноменов (Wong P.T.P., 1998) [6].
Так, он отмечает, что «Приближающее принятие» смерти по своему содержанию тесно связано с религиозной верой, которая выступает источником смысла жизни для индивида с высокими показателями по данной шкале. «Нейтральное принятие» смерти. Подразумевающее принятие ее в качестве части жизненного цикла рассматривается Вонгом как связанное с самопринятием личности: если ты не принимаешь смерть, ты не принимаешь своей природы, ты ограничен в этом.
Таким образом, в случае высоких баллов по шкале «нейтральное принятие» можно ожидать, что здесь высока вероятность того, что источником смысла жизни является самопринятие. Страх смерти Вонг рассматривает как неприятие своей смертности и считает, что в случае высоких баллов по этой шкале не следует ожидать, что источником смысла жизни при этом является религиозная вера или самопринятие.
Как было обнаружено в нашем исследовании, это не всегда так. наши респонденты показали сочетание страха смерти с «приближающим» ее принятием, что может свидетельствовать о том, что религия может служить источником смысла жизни даже в присутствии страха смерти.
Возможно, в данном случае мы имеем дело с внешней религиозностью, которая оказывается недостаточной опорой для совладания со страхом смерти. Возможна также и обратная картина: глубокая религиозность усиливает страх смерти в силу наличия посмертной перспективы Страшного суда.
Более того, и по данным разработчиков опросника, и по нашим данным выявляется позитивная корреляция между
«Приближающим» и «Избавляющим» принятием, чего быть не должно в случае глубокой религиозности человека. Глубоко религиозный человек христианского вероисповедания не может принимать идею о самовольном прекращении страданий и питать веру в безусловно безболезненное посмертие. Это противоречит содержанию христианского учения. Этого можно было бы ожидать от представителей иного вероисповедания, но как наши респонденты, так и респонденты группы Вонга были обычными представителями европейской культуры, которая в своей основе опирается на христианские ценности.
по-видимому, здесь мы сталкиваемся с какими-то очень важными нюансами в отношении человека к жизни и смерти. Для прояснения этих нюансов требуются специальные исследования. Однако так или иначе применение методики в практике психологического исследования открывает простор для будущих проектов.
Заключение
Большинство методик, измеряющих отношение личности к смерти, сосредоточено на оценке степени индивидуальной озабоченности страхом и тревогой по поводу смерти.
при использовании этих методик неявно предполагается, что низкий уровень тревоги смерти свидетельствует о ее принятии.
Как показывает опыт применения DAP-R, это не всегда так. Низкий уровень страха смерти может, например, сочетаться с выраженной тенденцией к избеганию данной темы и низкой степенью каждого из видов принимающего отношения. Более того, само принятие своей смертности может быть разным (нейтральным, приближающим и избавляющим).
Все это делает DAP-R полезным инструментом в исследовании возрастных аспектов отношения личности к аутоморталь-ности, типов старения, суицидальности, подготовки медицинского персонала и др. Отмеченные выше аспекты DAP-R позволяют применять ее как в экзистенциально-психологических исследованиях, так и в практике психологического консультирования.
Литература.
1. Гаврилова Т.А. Экзистенциальный страх и танатическая тревога: Методы исследования и диагностика // Прикладная психология. - 2001. - № 6. - С. 1-8.
2. Clements R., Rooda L.A. Factor structure, reliability, and validity of the death attitude profile-revised // The J. of Death and Dying. -1999-2000. - Vol. 40. - N 3. - P. 453-463.
3. Gesser G., Wong P.T., Reker G.T. Death attitudes across the life span: The development and validation of the Death Attitude Profile (DAP) // Omega: J. of Death and Dying. -1987-1988. - Vol. 18. - P. 113-128.
4. Neimeyer R.A., Moser R.P., Wittkowsky J. Assesing attitudes toward dying and death: psychometric considerations // omega. - 2003. -Vol. 47. - N 1. - P. 45-76.
5. Wong Paul T.P., Reker Gary T., & Gesser Gina. Death Attitude Profile - Revised: A multidimensional measure of attitudes toward death / In R.A. Neimeyer (Ed.). Death anxiety handbook: Research, instrumentation, and application. - Washington, DC: Taylor & Francis, 1994. - P. 121-148.
6. Wong P. T.P. Implicit theories of meaning and the development of the personal meaning profile / In: The quest for meaning: A handbook of psychological research and clinical applications. Ed. by P.T.P. Wong, P. Fry. - New Jersey: Lawrence Erlbaum, 1998. - P. 111-140.
7. Wong P.T.P. Meaning making and the positive psychology of death acceptance // International J. of Existential Psychology and Psychotherapy. - 2010. - Vol. 3. - N 2 [Электронный ресурс]: http://journal.existentialpsy-chology.org.
the adaptation of the questionnaire
«DEATH attitude PROFILE - REVISED»(DAP-R), DEVELOPED BY P.T.P WONG, G.T. REKER AND G. GESSER
T.A. GAVRILOVA Far Eastern Federal University, Vladivostok
The purpose of present research is the psychometric adaptation of the questionnaire «Death Attitude Profile - revised (DAP-R)», developed by Wong PTP, Reker GT, Gesser G. (1994). Using a sample of students and their relatives (N=294, middle age of 36.9 years, 223 female and 71 male) the results about an internal consistency of scales of a questionnaire (a-Cronbach's= 0.58-0.87), a convergent validity of the Death Fear Scale with the D. Templer Death Anxiety Scale - DAS (r=0.32*, p<0.05) and a factorial validity are received. Using a sample of students of a teacher's college of 22-24 years (N=50, 31 female and 19 male) the test-retest reliability has been confirmed (r=0.98**-0.99*, p<0,01). Data missing informed developers about the intercorrelations between scales of a questionnaire are obtained. In particular, it was found that the Death Fear Scale positive assisted with Death Avoidance Scale (r=0.30 **, p<0.01), with Approach Acceptance Scale (r=0.35**, p<0.01) and with Escape Acceptance Scale (r=0.26**, p<0.01). The positive association Neutral Acceptance Scale with Death Avoidance Scale (r=0.24**, p<0.01), and also association Approach Acceptance Scale with Escape Acceptance Scale (r=0.50**, p<0.01) is revealed. In general, confirmed the basic psychometric characteristics of the claimed developers of the questionnaire.
Keywords: the attitude to death, fear of death, acceptance of death, self-reported questionnaires, psychometric properties, adaptation of foreign techniques.