Научная статья на тему 'Покупательское поведение по отношению к технологии и инжинирингу'

Покупательское поведение по отношению к технологии и инжинирингу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ИНЖИНИРИНГ / ENGINEERING / ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННОМ РЫНКЕ / BUYING BEHAVIOR IN INDUSTRIAL MARKET / СБЫТ / SALES / МАРКЕТИНГ / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанов Николай Николаевич, Муравьева Оксана Сергеевна

Приобретение и продажа новых технологий и сопровождающих их инжиниринговых услуг являются нормальной практикой бизнеса в целях повышения конкурентоспособности. Однако недостаточно изученным аспектом маркетинга на промышленном рынке остается специфика поведения заказчиков (потребителей) в процессе принятия решения о покупке технологии. Авторами статьи представлена оригинальная модель покупательского поведения, а также классификационная матрица различных типов заказчиков и специфика их поведения на различных этапах процесса принятия решения о покупке. В статье обосновывается, что поведение промышленного потребителя при приобретении технологии и сопутствующих инжиниринговых услуг имеет ряд особенностей, которые выражаются в информационной асимметрии тезаурусов покупателей и продавцов, в целях приобретения, а также в специфике самих заказчиков-покупателей. Соответственно, уровень тезауруса фирмы-покупателя в значительной степени влияет на возможность и способ покупки технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer Behavior: Technology and Engineering Services

The article discusses consumer behavior with respect to technology and engineering services. It claims that purchasing and selling new technologies and related engineering services are a normal part of business practice that is designed to improve its competitiveness. Subsequently, the paper refocuses on the behavior of customers (consumers) as an influence on the industrial market's decision-making procedures. To support this contention, the study presents a model of consumer behavior which contains a classified matrix of customer types (at different stages in the buying process). The commentary suggests that consumer behavior when acquiring industrial technology and associated engineering services exhibits a set of asymmetric relationships between the buyer and seller, and among the participating consumers themselves. The blueprint, in conclusion, opines that the buyer's behavior has a significant impact on the creation of technology and the development of engineering services.

Текст научной работы на тему «Покупательское поведение по отношению к технологии и инжинирингу»

Покупательское поведение по отношению к технологии и инжинирингу

Consumer Behavior: Technology and Engineering Services

УДК 330.16:005.32

Молчанов Николай Николаевич

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Molchanov Nikolay Nikolaevich

St. Petersburg State University Universitetskaya Emb. 7-9, St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Муравьева Оксана Сергеевна

ассистент Санкт-Петербургского государственного университета 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Murav'eva Oksana Sergeevna

St. Petersburg State University Universitetskaya Emb. 7-9, St. Petersburg, 199034, Russian Federation

ш

*

Ш I Ш

CK

s

I Ш

m <

о.

с

>

<

Приобретение и продажа новых технологий и сопровождающих их инжиниринговых услуг являются нормальной практикой бизнеса в целях повышения конкурентоспособности. Однако недостаточно изученным аспектом маркетинга на промышленном рынке остается специфика поведения заказчиков (потребителей) в процессе принятия решения о покупке технологии. Авторами статьи представлена оригинальная модель покупательского поведения, а также классификационная матрица различных типов заказчиков и специфика их поведения на различных этапах процесса принятия решения о покупке. В статье обосновывается, что поведение промышленного потребителя при приобретении технологии и сопутствующих инжиниринговых услуг имеет ряд особенностей, которые выражаются в информационной асимметрии тезаурусов покупателей и продавцов, в целях приобретения, а также в специфике самих заказчиков-покупателей. Соответственно, уровень тезауруса фирмы-покупателя в значительной степени влияет на возможность и способ покупки технологии.

The article discusses consumer behavior with respect to technology and engineering services. It claims that purchasing and selling new technologies and related engineering services are a normal part of business practice that is designed to improve its competitiveness. Subsequently, the paper refocuses on the behavior of customers (consumers) as an influence on the industrial market's decision-making procedures. To support this contention, the study presents a model of consumer behavior which contains a classified matrix of customer types (at different stages in the buying process). The commentary suggests that consumer behavior when acquiring industrial technology and associated engineering services exhibits a set of asymmetric relationships between the buyer and seller, and among the participating consumers themselves. The blueprint, in conclusion, opines that the buyer's behavior has a significant impact on the creation of technology and the development of engineering services.

Ключевые слова: технология, инжиниринг, покупательское поведение на промышленном рынке, сбыт, маркетинг

Keywords: technology, engineering, buying behavior in industrial market, sales, marketing

Необходимость развития отечественных высокотехнологичных отраслей не требует доказательства. Приобретение и продажа новых технологий и услуг инжиниринга являются нормальной практикой бизнеса в целях повышения конкурентоспособности. В теории и практике отработаны многие инструменты маркетинга технологии и услуг[1-6]. Однако, с нашей точки

зрения, некоторые области еще недостаточно хорошо изучены отечественными и зарубежными специалистами. К таковым можно отнести особенности покупательского поведения в отношении технологии и сопутствующего инжиниринга. Авторы статьи предлагают оригинальную модель покупательского поведения в процессе приобретения этих весьма специфических товаров. Разработанная модель базируется на теории информационного детерминизма [7]. Приводится также пошаговый алгоритм для выявления поведения потребителя на различных стадиях процесса принятия решения о покупке технологии.

Рассмотрим технологию и инжиниринг как единый, комплексный товар на промышленном рынке. Специфическим товаром, который фирма может предложить рынку, является технология. С одной стороны, любой товар может быть определен как технология удовлетворения потребности. Однако помимо широкой имеется и узкая трактовка понятия «технология»: это совокупность производственных процессов, с помощью которых создается продукт, предназначенный для удовлетворения какой-либо потребности (на потребительском или промышленном рынке). Технология как совокупность производственных процессов в современных условиях включает в себя следующие элементы: техника (машины, оборудование), здания и сооружения, сырье и материалы, технологическая оснастка, рабочая сила требуемой квалификации, программные пакеты, стандарт на конечный товар и саму технологию, товарный знак на технологию, товарный знак на конечный продукт. Практически обязательным элементом при продаже технологии является комплекс услуг, призванных помочь покупателю в ее освоении. Соответственно, инжиниринг определяется как комплекс предоставляемых фирмой научно-технических и управленческих услуг, связанных с проектированием и строительством промышленных и иных объектов, с разработкой и освоением новых технологий. Авторами выделяется три базовые формы инжиниринга: 1) полный инжиниринг; 2) инжиниринг как комплекс услуг по освоению проданной технологии; 3) инжиниринг как частичная наукоемкая услуга.

Полный цикл инжиниринга включает в себя следующие работы: оценка маркетинговой целесообразности строительства (производства) объекта; технико-экономическая оптимизация проекта, привязка его к конкретной местности; разработка рабочего проекта

С о. с

о; s 0. О ш

оборудования и подготовка торгов на изготовление; оценка поступивших на торгах предложений на изготовление оборудования и размещение заказов; разработка инженерно-строительных проектов под созданное оборудование; подготовка торгов на инженерно-строительные работы; оценка поступивших на торгах предложений и размещение заказов на строительство; координация инженерно-строительных работ и надзор за поставкой и монтажом оборудования; подготовка кадров для обслуживания объекта; сдача объекта под ключ; авторский надзор за эксплуатацией объекта; помощь в реализации конечного продукта, производимого по технологии.

Инжиниринг как комплекс услуг по освоению проданной технологии предусматривает, что основным объектом продажи является технология, которая продается с комплексом услуг по ее освоению. Данный комплекс услуг можно считать инжинирингом.

Инжиниринг как частичная наукоемкая услуга предполагает, что фирма может выполнять научно-технические работы по заказу сторонней компании, не принимая на себя обязательство сдать какой-либо объект под ключ. Примерами такого рода инжиниринга можно считать создание только проекта, какого-либо сооружения; разработку проекта нового вида оборудования; проведение НИОКР по чьему-то заказу; оказание услуг в сфере экономики, маркетинга, менеджмента другим фирмам.

Для целей данной работы наиболее важны варианты 1 и 2. Именно в них технология и инжиниринг могут рассматриваться как комплексный товар. Соответственно, можно говорить о едином покупательском поведении. Далее в статье мы используем термин «технология», подразумевающий единый комплекс: технология и сопутствующий инжиниринг.

Особенности покупательского поведения при приобретении технологии связаны с несколькими моментами. Технология не имеет целью удовлетворить потребности человека непосредственно — ее задача состоит в создании некоего промежуточного результата, который будет способствовать удовлетворению потребностей людей. Другими словами, технология удовлетворяет косвенно индуцированные потребности. При этом в цепочке стадий по удовлетворению конечных потребностей человека технология может стоять достаточно далеко.

Непосредственным покупателем технологии чаще всего выступает предприниматель, его фирма. Внешне основная потребность предпринимателя — получение прибыли через посредство удовлетворения какой-либо другой потребности. При принятии решения о покупке технологии предприниматель вынужден учитывать не только собственные предпочтения, но и наличие спроса на конечный продукт, производимый по данной технологии, требуемой численности персонала, способного ее освоить и производить товар нужного качества и в необходимом количестве, наличие на рынке достаточного количества сырья, материалов, комплектующих изделий по приемлемой цене и т. п. Можно констатировать, что при продаже технологии мы будем иметь дело с коллективным покупателем — группой людей, влияющих на процесс принятия решения.

Таким образом, спрос на технологию обусловлен тремя основными факторами:

• наличие спроса на конечный товар, производимый

по технологии;

• способность фирмы освоить продаваемую технологию;

• наличие на рынке сырья и материалов, необходимых для производства конечного продукта.

Наличие спроса на конечный товар — фактор, не

требующий дополнительных комментариев. Никто не будет интересоваться технологией производства того, что не продается.

Если рассматривать компанию как потребителя технологии (оборудования, приборов и т. п.), можно ввести понятие тезауруса фирмы-покупателя. Тезаурус фирмы — это ее инновационный потенциал в плане способности освоить новые технологии производства. Потребность в инжиниринговых услугах при продаже технологии основывается на информационной асимметрии между продавцом (разработчиком) технологии и покупателем (потребителем). Тезаурус фирмы-покупателя (потребителя) можно разложить на составляющие:

• квалификация ученых и технологов фирмы;

• квалификация рабочего персонала;

• квалификация менеджеров всех видов, их готовность к инновациям и риску;

• достигнутый на данный момент уровень используемой фирмой технологии.

От чего зависят составляющие тезауруса фирмы? Очевидно, что на уровень используемой технологии влияет общий технологический уклад по месту расположения фирмы. Страны мира обладают очень разным уровнем развития человеческого материала, а соответственно, и технологии. В некоторых регионах до сих пор используются примитивные технологии ручного труда. Так, в ряде развивающихся стран внедрение новых современных технологий невозможно из-за отсутствия достаточного количества источников электроснабжения. В предшествующих работах нами была высказана гипотеза, что на технологический уклад разных стран решающие влияние оказали природно-климатические условия [Там же]. Тезаурус фирмы зависит от предшествующих инвестиций в НИОКР, технического перевооружения фирмы, уровня квалификации персонала и приема на работу новых квалифицированных сотрудников. Сложившийся тезаурус фирмы определяет степень ее платежеспособности.

Если фирма сама создает технологию или оборудование, то, как правило, они соответствуют ее тезаурусу. А технология, разработанная сторонней фирмой, может существенно превосходить тезаурус производства фирмы-покупателя. В этом случае процесс освоения новой технологии окажется невозможным либо будет проходить очень медленно и болезненно. В свое время Сталинградский тракторный завод после монтажа американской технологической линии смог выпустить за месяц один трактор. Свежий пример проявления этой закономерности наблюдался в городе Чудово Новгородской области, где английская фирма «Кэдбери» смонтировала современнейшую компьютеризированную линию по производству кондитерских изделий, а обслуживающий персонал был набран из местных жителей. Вследствие низкой квалификации персонала до 50% суточного объема производства в течение 2 месяцев шло в брак (данные получены от руководства фирмы). Следовательно, при технологическом развитии фирмы необходимо учитывать реально сложившийся тезаурус производства и сравнивать его с тезаурусом приобретаемой технологии.

Тезаурус продаваемой технологии можно описать следующими параметрами:

• степень готовности технологии;

• новизна и научно-технический уровень технологии;

• степень сложности технологии (квалификация персонала, требуемая для освоения и эксплуатации);

• требуемый объем технической помощи при освоении;

• степень правовой защищенности технологии;

• имидж владельца технологии;

• цена на технологию.

Уровень тезауруса фирмы-покупателя в значительной степени влияет на возможность и способ покупки технологии. Перечислим наиболее распространенные формы передачи технологии по лицензии.

1. Предполагается создать совместное предприятие по производству товаров с применением новой технологии. Фирма-разработчик обязуется в качестве взноса в совместную фирму предоставить соответствующую технологию, принадлежащие ей патенты, товарные знаки, ноу-хау, наладить производство по ней, включая комплекс инжиниринговых услуг по проектированию новых производственных площадей и мощностей, обучению персонала, а также оказание управленческих и иных услуг. Организация совместной фирмы оформляется в соответствии с этим рядом основных и дополнительных соглашений. Особо оговариваются доли сторон в капитале создаваемой фирмы, порядок распределения прибылей и другие принципиальные вопросы ее деятельности.

2. Продается лицензия на право применения новой технологии. При этом продавец лицензии обязуется поставлять исходное сырье, полуфабрикаты, основные технологические линии и узлы, запчасти, оказывать техническую помощь (инжиниринг) в изготовлении предмета лицензии, обучать персонал. По мере того как лицензиат осваивает производство при техническом содействии лицензиара последний постепенно сокращает свои поставки полуфабрикатов, комплектующих узлов и деталей. Такая форма приобретения лицензии выгодна для покупателя тем, что он может на базе поставок лицензиара быстро приступить к производству продукции на основе данной лицензии и в перспективе освободиться от этих закупок. Лицензиар, в свою очередь, получает возможность в течение длительного времени экспортировать в страну лицензиата полуфабрикаты и комплектующие изделия. Иногда предоставляется лицензия с оказанием содействия в сбыте изготовленной по ней продукции через сбытовую сеть лицензиара в третьих странах.

3. Продается «голая» лицензия с паушальной (разовой) оплатой ее стоимости в денежной форме без предоставления каких-либо услуг по освоению технологии (в международной практике такая форма встречается редко из-за нежелания покупателя приобретать технологию на данных условиях). Вариант возможен только при очень высоком инновационном потенциале фирмы-покупателя. Иногда подобные сделки заключаются вследствие стремления фирмы-покупателя к псевдоэкономии при низкой экономической грамотности (обычно лицензии на таких условиях весьма дешевы).

Как видим, чем больше информационная асимметрия между продавцом и покупателем технологии, тем выше потребность в сопутствующем инжиниринге как средстве компенсации низкого уровня тезауруса фирмы-покупателя. Необходимость большого объема инжиниринговых услуг обусловливает тесные и длительные формы кооперации между продавцом и покупателем.

Все вышеприведенные положения описывает мо- < дель покупательского поведения фирмы при приоб- щ ретении технологии, разработанная авторами статьи | (см. рис. 1). ^

Из особенностей покупательского поведения в от- □= ношении технологии и сопутствующего инжиниринга 5 вытекают особенности использования инструментов х маркетинга при продаже технологии. Маркетинг тех- х нологии представляет собой более сложную экономи- 5 ческую задачу в сравнении с маркетингом конечной т наукоемкой продукции. £

В первую очередь продажа технологии требует тща- > тельного изучения тезауруса потенциального покупа- 2 теля: уровня используемой фирмой технологии, ква- ¡Е лификации ученых, технологов, рабочих, менеджеров < всех уровней (технический аудит фирмы-покупателя). 1= Выявленный тезаурус покупателя сопоставляется х с тезаурусом технологии, предлагаемой к продаже. х На основании результатов этого анализа делаются о выводы о масштабах необходимого сопутствующего н инжиниринга и рациональной форме продажи технологии.

Сложность маркетинга технологии обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, технология вторична по отношению к выпускаемому согласно ей конечному продукту. Фактически приходится проводить два маркетинговых исследования: маркетинг конечного продукта и маркетинг собственно технологии.

Во-вторых, длительность срока лицензионных контрактов на продажу технологии затрудняет прогнозирование отдаленных последствий передачи технологии.

В-третьих, в случае продажи технологии крайне затруднен мониторинг конкуренции (технологии конкурентов являются тщательно охраняемой коммерческой тайной).

В-четвертых, нормативная база ценообразования по лицензионным контрактам крайне слаба (особенно в России). Индивидуальный характер каждой технологии не позволяет прибегнуть к использованию каких-либо прямых ценовых аналогов. Цена по лицензионному контракту устанавливается в результате длительных экономических расчетов, долгих переговоров и согласований между партнерами по сделке. В общем виде особенности маркетинга технологии и инжиниринга представлены ниже (табл. 1).

Алгоритм поведения потребителей (заказчиков) в технологическом инжиниринге может быть описан последовательностью шагов.

Шаг 1. Внимание. Происходит идентификация потребности, которая может возникнуть в результате требований законодательства (например, переход на подземные кабельные линии вместо наружных линий электропередач); потребность фирмы в технологическом переоснащении, диверсификация производства; потребность в сооружении каких-либо социальных объектов.

Шаг 2. Интерес. На этом этапе проводятся информационное исследование, анализ рынка технологий и потенциальных претендентов на продажу технологии и оказание инжиниринговых услуг.

Шаг 3. Оценка. Объявление и проведение тендера с целью выбора подрядчика.

Шаг 4. Приобретение. На этой стадии обосновывается выбор типа контракта, учитываются риски, определяются модели ценообразования.

Шаг 5. Обслуживание. Сервис объекта, технологии после приобретения.

> <

к

X

сг

О

Таблица 1

Сравнение маркетинга технологии и инжиниринга с обычным продуктовым маркетингом

Признак Обычный маркетинг Маркетинг технологий и инжиниринга

Покупатель Неопытный: решения могут быть иррациональны Коллективный, опытный, принимающий рациональные решения

Прозрачность рынка Высокая прозрачность Отсутствие прозрачности

Риски Ограниченные Высокие вследствие новизны и уникальности

Продукт Стандартизированный, массовый Уникальный, под индивидуальные потребности

Сервис Ограниченная потребность в сервисе Высокая потребность в сервисе (инжиниринге)

Дистрибьюторская политика Многоступенчатая Короткий путь от продавца до покупателя — работа с лицами, принимающими решение (канал сбыта 0-го уровня). Получение заказов в результате тендеров. Заключение договоров подряда или лизинговых контрактов

Коммуникационная политика Основной инструмент — реклама Индивидуальное, выборочное информирование. Персональные продажи

Ценовая политика Стандартные ценовые модели (издержкоориентированные, конку-рентоориентированные). Минимальное участие покупателя в процессе ценообразования Нестандартные ценовые модели (роялти). Установление цены путем длительных согласований и консультаций с покупателем. Контрактные модели, основанные на заранее объявленной цене работ либо на компенсации затрат

Таблица 2

Классификация заказчиков технологического инжиниринга

Варианты целей инвестиций заказчика Профессиональное соответствие заказчика приобретаемой технологии

Симметрия тезаурусов Асимметрия тезаурусов

Будет эксплуатировать объект Тип 1. Профессиональный заказчик, который разбирается в технологическом процессе и может оценить затраты на конечный объект Тип 2. Заказчик, вынужденный учитывать затраты на данную технологию, несмотря на то что она является для него непрофильной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не будет эксплуатировать объект Тип 3. Заказчик, инвестирующий в технологию с целью дальнейшей ее перепродажи или передачи третьим лицам Тип 4. Пассивный заказчик, который плохо представляет себе специфику технологии и не намерен акцентировать на ней внимание

Анализируя поведение потребителей (заказчиков), можно выделить следующее: продукт (технология в комплексе с инжинирингом) используется только в специфических целях для специфических потребителей — корпоративных клиентов. Лица, принимающие решение о приобретении технологии, не рискующие при этом собственными средствами, ведут себя рационально. Для этого они проводят предварительный расчет и анализ, который предоставляют работодателям [8]. Если заказчик некомпетентен в выбранной сфере, он может заказать такой расчет для принятия решения. В любом случае сбыт технологии происходит по прямым связям, чтоо требует индивидуальной работы с немногочисленными потенциальными покупателями. При этом получение заказа для подрядной организации возможно только после выигрыша тендера или конкурса, которые фирмы-заказчики вынуждены организовывать.

При принятии заказчиком решения о выборе подрядной организации базовыми критериями должны стать:

• соответствие будущего объекта (технологии) нормативным, технико-эксплуатационным и экономическим параметрам;

• удовлетворяющее заказчика ценообразование с учетом условий оплаты;

• сроки реализации проекта по внедрению технологии;

• условия контроля качества;

• иные условия договора на поставку [Там же]. Исходя из понятия асимметрии тезаурусов, можно

выделить типичные группы заказчиков технологии по отношению к объекту инвестирования, опираясь на следующие постулаты:

1) заказчик намеревается эксплуатировать технологию, которая служит средством достижения целей инвестирования [9];

2) технология сама является целью инвестирования, и заказчик намерен реализовать ее для получения прибыли без долгосрочной эксплуатации; вполне может быть, что заказчик не планирует эксплуатировать объект, но длительный процесс реализации актива вынуждает вести краткосрочную эксплуатацию. Еще один срез классификации — это профессиональное соответствие заказчика приобретаемой технологии:

• технология в целом соответствует тезаурусу заказчика;

• существует значительная информационная асимметрия тезаурусов продавца (подрядчика) и потребителя (заказчика).

Если эти виды классификации представить в виде матрицы, мы получаем четыре основных вида за-

казчиков, каждый из которых будет проявлять спец- х ифичное поведение при приобретении технологии х (см. табл. 2). о

Цель всех потребителей-заказчиков — получить н максимально экономически выгодное решение проблемы, но, понимая, к какому конкретно типу относится заказчик, при реализации технологии можно предлагать уже готовую модель контрактных обязательств.

Опираясь на пошаговый алгоритм поведения заказчиков, можно выделить специфику поведения каждого из них на перечисленных этапах.

На шаге внимания 1-й и 3-й типы заказчиков являются инициаторами осознания потребности, в то время как потребители 2-го и 4-го типов пассивны: осознание ими потребности происходит под воздействием извне, и они вынуждены на него реагировать.

На шаге интереса заказчик 1-го типа самостоятельно и профессионально способен провести необходимое исследование и выбрать поставщика технологии. Заказчик 2-го типа обращается к услугам профессиональной инжиниринговой или консалтинговой фирмы для выявления потенциальных конкурсантов. Заказчик 3-го типа, опираясь на расчеты собственного экономического отдела, способен оценить эффективность проекта в случае передачи (перепродажи) его третьим лицам. Пассивный 4-й тип заказчика будет стремиться к минимизации инвестиций в проект, соответственно минимизировав затраты на поиск информации.

На шаге оценки и выбора подрядчиков заказчикам 1-го и 2-го типов следует выбирать подрядчика на основе закрытых тендеров. Их специфику можно описать следующими моментами: круг участников, способных выполнить сложный, высокоиндивидуа-лизированный заказ, ограничен; подрядные организации обладают собственными научно-техническими и производственными мощностями; низкая цена не является фактором назначения победителя. Заказчики 3-го и 4-го типов, как правило, проявляют интерес к менее сложным и ответственным технологиям, заключение договоров на которые осуществляется через открытые тендеры.

Шаг приобретения предполагает решение вопроса о методе оценки стоимости контракта. Исходя из того, что общепринятая классификация позволяет выделять контракты, основанные на объявленной цене работ, а также на компенсации затрат [Там же], заказчики с симметричными тезаурусами (1-го и 3-го типов) будут склонны к заключению контрактов, основанных на компенсации затрат, поскольку могут профессионально контролировать процесс исполнения

^ обязательств. Наоборот, заказчики 2-го и 4-го типов ш предпочтут контракты с заранее объявленной стои-| мостью работ.

^ На шаге обслуживания, или непосредственно ин-х жиниринга, важно проанализировать, какой объем ^ сервисных услуг может быть оказан поставщиком, х как будет распределена ответственность между про-х давцом и покупателем, в кооперации с кем будут ш оказываться такие услуги. Наиболее интересен этот т этап для потребителей 2-го типа, ибо при наличии 5 асимметрии тезаурусов (естественно, речь идет о не> достаточном уровне тезауруса потребителя) именно 2 такой потребитель будет обращаться за инжиниринга говой, технической помощью к продавцу технологии. < Потребитель 1-го типа, технически и информацион-ц= но компетентный в выбранной области, постарает-^ ся обеспечить инжиниринговое сопровождение соб-^ ственными силами, пусть даже в рамках ЕРС-холдинга. о Наиболее вероятно, что потребитель 2-го и 4-го типов |- постарается освободить себя от инжинирингового сопровождения, переложив эту функцию на конечного эксплуататора технологии.

Еще одна весьма важная особенность маркетинга технологии и сопутствующего инжиниринга состоит в том, что в большинстве случаев технология продается за рубеж, соответственно, такой маркетинг носит характер международного, внешнеэкономического. Данное обстоятельство связано с тем, что продавать технологию на внутреннем рынке фирме, как правило, крайне невыгодно. Компании, которые заинтересованы в приобретении технологии на внутреннем рынке, обычно являются прямыми конкурентами продавца. Морально устаревшую технологию они не купят, а продажа современной технологии усилит прямого конкурента. На внутреннем рынке чаще всего продаются непрофильные для фирмы технологии. Технологии, связанные с основным профилем работы фирмы, обычно продаются на внешних рынках, куда она по различным причинам не намеревается выходить с конечным продуктом.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что поведение промышленного потребителя при приобретении технологии и сопутствующих инжиниринговых услуг имеет ряд особенностей, которые выражаются в информационной асимметрии тезаурусов покупателя и продавца, в целях приобретения, в специфике заказчиков-покупателей. В статье представлена оригинальная модель покупательского поведения, а также классификационная матрица типов заказчиков и специфика их поведения на различных этапах при принятии решения о покупке.

Литература

1. Кулибанова В. В. Маркетинг сервисных услуг. СПб.: Вектор, 2006. 192 с.

2. Менеджмент технологических инноваций / Под ред. С. В. Валдайцева, Н. Н. Молчанова. СПб.: СПбГУ, 2003. 336 с.

3. Молчанов Н. Н. Оценка качества высокотехнологичных услуг // Экономика и управление. 2012. № 3. С. 74-79.

4. Молчанов Н. Н. Маркетинг высокотехнологичных продуктов и услуг. СПб.: СПбГПУ, 2011. 262 с.

5. Молчанов Н. Н., Муравьева О. С. Инновационный маркетинг. СПб.: СПбГУ; ОЦЭиМ, 2008. 112 с.

6. Молчанов Н. Н., Полякова О. А. Оценка конкурентоспособности высокотехнологичных услуг // Вестник СПбГУ. Серия: Экономика. 2012. № 2. С. 56-64.

7. Молчанов Н. Н. Информационный детерминизм в экономике // Вестник СПбГУ. 2004. № 4. С. 35-48.

8. Валдайцев С. В., Молчанов Н. Н., Пецольдт К. Малое инновационное предпринимательство. М.: Проспект, 2011. 536 с.

9. Малахов В. И. Формирование контрактной модели реализации инвестиционно-строительных проектов. М., 2011. С. 1-12.

References

1. Kulibanova V. V. Marketing servisnykh uslug [Marketing of services]. St. Petersburg, Vektor Publ., 2006. 192 p.

2. Evstaf'ev D. S., Molchanov N. N., Motovilov O. V., e. a. Menedzh-ment tekhnologicheskikh innovatsiy [Management of technological innovation]. St. Petersburg, SPbSU Publ., 2003. 336 p.

3. Molchanov N. N. Otsenka kachestva vysokotekhnologichnykh uslug [Assessment of the quality of high-tech services]. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 3, pp. 74-79.

4. Molchanov N. N. Marketing vysokotekhnologichnykh produktov i uslug [Marketing of high-tech products and services]. St. Petersburg, SPb State Polytech. Univ. Publ., 2011. 262 p.

5. Molchanov N. N., Murav'eva O. S. Innovatsionnyy marketing [Innovative marketing]. St. Petersburg, OTsEiM Publ., 2008. 112 p.

6. Molchanov N. N., Polyakova O. A. Otsenka konkurentosposobnosti vysokotekhnologichnykh uslug [Assessment of competitiveness of high-tech services]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta. Ser. 5. Ekonomika [Herald of St. Petersburg University. Ser. 5. Economics], 2012, no. 2, pp. 56-64.

7. Molchanov N. N. Informatsionnyy determinizm v ekonomike [Information determinism in economics]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 5. Ekonomika [Herald of St. Petersburg University. Ser. 5. Economics], 2004, no. 4, pp. 35-48.

8. Valdaytsev S. V., Molchanov N. N., Petsol'dt K. Maloe innovat-sionnoe predprinimatel'stvo [Small innovative entrepreneur-ship]. Moscow, Prospekt Publ., 2011. 536 p.

9. Malakhov V. I. Formation of contract models of investment-construction projects. 2011. Available at: http://www.slideshare. net/malerhof/malakhov-vladimir-formation-of-contract-models-of-investmentconstruction-projects. (in Russ.).

Издания СПбУУиЭ

Формирование посткризисной модели хозяйствования и экономического роста России: монография / Под. ред. А. И. Добрынина, Е. С. Ивлевой. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. — 338 с.: ил.

ISBN 978-5-94047-284-1

Коллективная монография посвящена анализу и определению путей формирования посткризисной модели хозяйствования и роста экономики России. В работе представлены частные определения понятий хозяйствования и экономического роста, рассмотрены пути достижения оптимального результата в переориентации экономики страны на многоотраслевую систему с использованием конструктивной модернизации инновационности. Авторами предложены прикладные рекомендации по развитию науки, системы подготовки кадров, оптимизации отраслевой структуризации экономики России в предстоящий период экономического роста, а также использованию неэкономических факторов экономического роста.

Издание предназначено для широкого круга читателей, преподавателей, студентов экономических вузов и факультетов, работников финансово-экономической сферы и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.