ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, КАК ИНДИКАТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ Свиноус И.В., д.э.н., проф. Белоцерковского национального аграрного университета
Покупательную способность работающего населения можно оценить, сравнивая уровень среднемесячной заработной платы с величиной прожиточного минимума для трудоспособных лиц в расчете на одно лицо в месяц (прожиточный минимум - стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности).
Среднемесячная заработная плата в целом по национальному хозяйству за 2012 г., начисленная на одного штатного работника, составляла 2633 грн, т.е втрое превышала величину прожиточного минимума для трудоспособных на 2011 г. (914 грн).
Имеющиеся значительные темпы увеличения размера заработной платы в Украине, в частности в 2012 г. по сравнению с 2005 г. - в 3,3 раза. Наименее оплачиваемыми остаются отрасли сельского хозяйства и сфера здравоохранения и предоставления социальной помощи. Однако темпы роста размера заработной платы в сельском хозяйстве выше, чем средний уровень, и составляют 4,3 раза.
На фоне положительных тенденций роста доходной части семейного бюджета середнь-остатитстичного украинца в структуре расходной части все еще значительную долю занимают расходы на продукты питания. Так, в течение 2000-2012 гг. этот показатель уменьшился на 16,9 п.п., однако еще остается высоким, и в 2011 г. составил 51,3%, а в развитых странах мира его колебания происходят в пределах 912%. Увеличилась доля расходов на непродовольственные товары и услуги, которая в 2011 г. составляла 35,5%, в основном за счет увеличения расходов на жилье, воду, электроэнергию, газ и транспорт.
В 2012 г. на приобретение продуктов питания среднестатистический украинец тратил в течение месяца 685 грн, что составляет 75% от размера прожиточного минимума. Анализ структуры потребительской корзины по видам продовольствия в течение 2005-2012 гг. свидетельствует об уменьшении доли на приобретение мяса и мясопродуктов, что на фоне увеличения их потребления в натуральном измерении является достаточно позитивной тенденцией,
также уменьшилась доля расходов на приобретение масла и сахара. Зато население больше тратит средств на молоко и молокопродукты (в 3 раза) и фрукты (в 3,5 раза) при росте затрат на приобретение всего продовольственной корзины в 2,5 раза.
Критическая ситуация с покупательной способностью населения Украины заключается не только в том, что по многим видам продукции (мясо, молоко, плоды, ягоды, рыба) не достигнуто рациональных норм потребления, а еще и в большой дифференциации потребления продуктов питания в домохозяйствах в зависимости от размера общих доходов за год на одного человека. Так, в 2012 г. колебания между потреблением продуктов питания в группах населения с максимальными и минимальными доходами были выше по мясу и мясопродуктам в 3,3 раза, молоку и молокопродуктах - в 6 раз, фруктах и ягодах - в 16, рыбе и рибопродуктах - в 7 раз. Только по хлебу, хлебобулочных изделиях и картофелю колебания составляют 1,52,5 раза. По сравнению с 2005 г. разрыв в потреблении продуктов питания между этими слоями населения увеличился.
В течение последних лет наметилась тенденция к сокращению разрыва между группами населения с минимальными и максимальными доходами. Если в 2008 г. разрыв в доходах между крайними децильними группами составлял 5,8 раза, то в 2011 г. - 4,9. Однако достаточно высоким остается разрыв между этими слоями населения, в частности в 2004 г. этот показатель составлял 4,1 раза.
Расходы свыше 65% украинских семей на продукты питания превышают 50% от семейного бюджета. В рамках среднеевропейского норматива находится менее 6% домохо-зяйств, из которых на эту статью расходов приходится до 20% совокупного семейного дохода.
Менее половины совокупного дохода на продукты питания тратят семьи, совокупный доход которых превышает 5000 грн. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного IVOX Ukraine. Выборка составляет 1000 анкет. Структура выборки отвечает составу интернет-пользователей Украины по возрасту, статью и регионам проживания. Статистическая погрешность не превышает 3%.
Расходы большинства украинцев на продукты питания колеблются в пределах 50% от общего дохода, с учетом того, что еще около
30% уходит на коммунальные и транспортные расходы, на оставшиеся потребительских товаров приходится незначительная доля.
Эта проблема не является уникальной для Украины, и чем меньше доход на душу населения, тем большая часть семейного бюджета тратится на первоочередные расходы.
Рост расходов на продовольственные товары в ближайшей перспективе не предвидится. Во-первых, потому что она и так достаточно высокая. Во-вторых, при увеличении стоимости основных продуктов потребительские склонны экономить, ориентируясь на более доступные товары. По данным Государственной службы статистики Украины, в 2012 г. совокупные расходы домохозяйств составляли 3591,76 грн в месяц, что на 3,9% больше, чем в предыдущем году. Из общей суммы домохозяйства тратили на питание 1866,74 грн в месяц по сравнению с 1836,69 грн. в 2011 г. Итак, индикатор доступности продуктов питания в 2012 г. составил 52,0 % при 60-процентном предельном критерии. По сравнению с предыдущим годом показатель улучшился на 1,1 процентных пункта.
В общей структуре расходов на продукты питания наивысшую долю занимали расходы на мясо и мясопродукты -25% (465 грн на домохозяйство), молоко и молочные продукты - 14% (258 грн), хлеб и хлебопродукты -13% (245 грн).
Стоимость продуктов питания в 2012 г., как и в 2011-м, в среднем на одного человека составила 29 грн в сутки. Стоимость суточного рациона в домохозяйствах первого дециля и в группе домохозяйств со средними доходами на душу ниже прожиточного минимума была соответственно 19 и 18 грн на одного человека против 43 грн среди домохозяйств десятого дециля.
Среднего размера пенсии в Украины (1,4 тыс. грн) хватает, чтобы питаться на уровне среднего европейца (85 кг мяса, 239 кг молочных продуктов, 102 л алкоголя, 103 кг фруктов, 16 кг сыра, 23 кг рыбы, 125 кг хлеба, 118 кг овощей, 73 кг картофеля, 39 кг сахара, 5 л масла).
Специалисты по вопросам питания считают украинский продовольственный набор одним из самых скромных в Европе. По мнению большинства аналитиков, бедный рацион украинцев объясняется рядом причин, среди которых главными являются национальные кулинарные традиции и недостаточный уровень знаний о здоровом питании среди населения. Это подтверждают данные рейтинга стран по доступности для населения и качеству пищевых продуктов, в котором Украина заняла 44 позицию из 105 стран. Основными показателями, по которым рассчитывался Индекс уверенности в пище (где «уверенность в пище» - это когда
люди в любое время имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточной и питательной пище, отвечающей их диетическим потребности для здоровой и активной жизни), были такие: доступность (расходы семьи на потребление пищи по сравнению с другими расходами), наличие (достаточное предложение, поставки еды в среднем в день), качество и безопасность продовольствия (соблюдение стандартов питания). Украина получила 58,4 баллов из 100 возможных, опередив Таиланд, Болгарию, Перу, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан и еще 55 стран мира.
Однако, в последние годы в нашей стране наблюдается негативное изменение структуры потребления пищевых продуктов. Ниже приведены результаты динамических исследований питания за последние 10 лет, которые свидетельствуют о значительном превышении рациональной суточной нормы таких продуктов как растительное масло - 176%; картофель -148; хлеб и хлебопродукты - 123; сахар -130,5%; ниже относительно нормы потребления продуктов животного происхождения: мяса - на 37%; молока - на 34; рыбы - на 80; избыточное поступление белков неполноценного состава, а именно белков растительных продуктов, что приводит к распространению заболевания ос-теопорозом; увеличение доли жирового компонента на 40-48%, что является одной из причин сердечно-сосудистых заболеваний; избыток хлебобулочных изделий, а также продуктов, содержащих сахар, количество которых в рационе среднестатистического украинца достигает 80%; превышение содержания холестерина в 2,5 раза; дефицит витаминов, особенно антиоксидантного ряда - А, Е, С. Дефицит витамина С испытывают - 90% населения; фолиевой кислоты - 60; витамина А - 66; витамина В2 - 75%.
Повышение покупательной способности населения - это стабилизация рынков аграрной продукции, значительные инвестиции в сельское хозяйство, улучшение качества потребляемой продукции и, как результат, продление возраста населения. Поскольку оплата труда в современных условиях остается основным источником доходов основной массы населения, то именно ее повышение будет оказывать весомое влияние на формирование его покупательной способности.
При таких условиях особое значение приобретает усиление регулирующей роли государства в таких аспектах: во-первых, обеспечение неуклонного повышения реальных доходов населения; во-вторых, недопущение углубления дифференциации отдельных слоев населения по уровню доходов; в-третьих, выравни-
вание доходов работников сельского хозяйства и других сфер национальной экономики, то есть постепенное доведение среднемесячной оплаты
труда персонала сельскохозяйственных предприятий до уровня не ниже среднего по отраслям народного хозяйства.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАНОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Бабан Т.А., асп. Харьковского национального технического университета сельского хозяйства
им. П. Василенка
Современные условия глобализационного развития предусматривают участие всех стран в международных экономических отношениях, в том числе, в такой их форме, как международная торговля, развитие которой сейчас опережает развитие производства. За последнее десятилетие объемы мирового экспорта товаров увеличились в три раза, в то время как объемы производства (мировой ВВП) возросли почти в два раза [1].
Важной составляющей в структуре международной торговли товарами является торговля сельскохозяйственной продукцией, доля которой в совокупном мировом экспорте приближается к 10%.
Эффективное развитие аграрного производства является материальной основой существования человечества. В связи с этим для каждой страны одной из стратегических задач является обеспечение продовольственной безопасности, которая, в свою очередь, зависит, прежде всего, от эффективности развития сельскохозяйственного производства и от эффективной государственной аграрной политики.
Значительный взнос в исследование проблем государственного регулирования аграрного сектора Украины, а также вопросам продовольственной безопасности сделали такие украинские ученые как Андрейчук В.Г., Гайдуцкий П.И., Саблук П.С., Гейц В.М. и другие.
Вопросы продовольственной безопасности решаются не только на уровне отдельных государств, но также и на международном уровне: в рамках принятой в 1996 г. Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности, а также международными организациями ООН, ФАО, ВТО.
За последние годы наблюдается значительный рост цен на продовольствие, который вызван рядом факторов. Среди них и увеличение объемов потребления, спроса на продовольствие, расширение использования сельхозкультур для производства биотоплива; глобальные изменения климата, влияющие на урожайность и валовые сборы; а также общее сокращение посевных площадей. Поэтому вопросы, связанные с доступностью продовольствия для всех слоев насе-
ления и повышением его качества, становятся первоочередными при формировании государственной аграрной политики.
На формирование государственной аграрной политики влияют факторы как внутреннего, так и внешнего характера.
К внутренним факторам относится, прежде всего, место сельского хозяйства в структуре экономики и актуальные проблемы его развития, состав и масштабы социальных задач государства, состояние политического рынка. А наиболее весомыми внешними факторами являются тенденции на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, уровень конкуренции, внешняя политика других стран, участие в интеграционных объединениях, обязательства члена перед международными организациями, такими как ВТО.
На территории Украины сосредоточено около 30% всех черноземов мира. Украинское сельскохозяйственное производство имеет огромный потенциал, который превышает потребности внутреннего рынка, и последние годы стабильно демонстрирует наиболее позитивные результаты развития по сравнению с другими отраслями экономики. С одной стороны, сельскохозяйственное производство может стать двигателем украинской экономики, а с другой -двигателем ее постепенной интеграции в мировую экономику для решения глобальной продовольственной проблемы.
Украинское аграрное производство вместе с другими отраслями, способствующими его развитию, длительный период находится в стадии реформирования, постепенно приближаясь к уровню развития европейских стран. Вместе с тем, реформационный период проходит и государственная аграрная политика.
Основными направлениями государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Украине являются бюджетное финансирование посредством целевых программ развития сельского хозяйства, как в целом, так и отдельных отраслей растениеводства и животноводства. К этому перечню можно отнести и программы по развитию оптовых сельскохозяйственных рынков, налоговое регулирование (укра-